Басовая система Страделла

Басовая система Stradella (иногда называемая [ 1 ] стандартный бас ) — раскладка кнопок, оборудованная на басовой стороне многих аккордеонов , в которой используются столбцы кнопок, расположенных по кругу по квинтам ; при этом основные мажорные аккорды тональности (I, IV и V) помещаются в три соседних столбца.
Этимология
[ редактировать ]Название происходит от Страделлы , города и коммуны Ольтрепо Павезе в провинции Павия в северном итальянском регионе Ломбардия, когда-то важном центре производства аккордеонов. [ нужна ссылка ]
Макет
[ редактировать ]
Каждая басовая нота и каждая высота аккорда обычно звучат одновременно в нескольких октавах. Аккордеоны большего размера предлагают некоторый контроль над звучанием с помощью переключателей регистров . [ 2 ]
В современных аккордеонах каждая кнопка аккорда звучит тремя отдельными нотами. Ранние аккордеоны звучали на четыре ноты седьмой и уменьшали аккорды. [ 3 ] В современных системах Страделлы отсутствует пятая ступень этих двух аккордов. [ 2 ] позволяющая добиться большей универсальности. Например, расширенный септаккорд можно создать, используя кнопку доминантного септаккорда и добавив расширенную квинту из руководства для правой руки или с помощью одной из кнопок баса или контрабаса.
В большинстве русских раскладок уменьшенный септаккордный ряд перемещается одной кнопкой. [ 4 ] (так, например, уменьшенный септаккорд C — это место уменьшенной септаккорда F в стандартной раскладке Страделлы), поэтому до него легче дотянуться указательным пальцем.
Поскольку кнопки находятся на передней панели и не видны игроку, на центральной кнопке C в корневом ряду, а также на других выбранных кнопках основного баса, таких как A, делается небольшое углубление, отверстие или выпуклость. ♭ и E, которые находятся на расстоянии четырех кнопок в любом направлении. [ 5 ]
Обозначения
[ редактировать ]В нотах, написанных для баса Страделлы, ноты ниже центра басового ключа являются басовыми нотами, а ноты над центром нотоносца обычно обозначают кнопки аккордов. Первый экземпляр аккорда обозначается M , m , 7 или D (или d или dim ) для обозначения мажорной , минорной , доминантной септаккорда или уменьшенной септаккорда , при этом метка применяется к последующим подобным аккордам до тех пор, пока не будет использован другой тип аккорда. возникает аккорд или начинается новый строй (линия) музыки.
В рамках этого соглашения написанная октава для басовых нот и аккордов является произвольной. В системе Stradella нет кнопок для верхних и нижних октав. Различные аккордеоны содержат наборы язычков в разных октавах, которые также можно активировать или приглушать с помощью переключателей регистра аккордеона. Например:
Как написано:
Как звучало, с одной возможной октавной озвучкой:
Басовые ноты, исполняемые в третьем мажорном (контрабасовом) ряду, часто обозначаются перепрофилированными строками « тенуто » под нотами (как в басовой ноте ми в приведенном выше примере) или подчеркнутыми названиями или номерами нот.
Басовые линии, состоящие из одной ноты, часто обозначаются как «BS» (басовое соло или басовое соло ), особенно когда они простираются выше середины нотоносца.
аппликатура
[ редактировать ]Как и в случае с фортепиано, пальцы нумеруются от 2 до 5, начиная с указательного, что отражает аппликатуру правой руки. Как правило, большой палец с номером 1 не используется. [ нужна ссылка ]
Паттерны можно воспроизводить одинаково в любой желаемой тональности, меняя только начальную позицию. Это связано с тем, что, в отличие от клавиатуры фортепиано, раскладка Страделлы изоморфна — это означает, что данная последовательность/комбинация нот воспроизводится с одинаковыми относительными положениями пальцев и движениями на любой клавише. Раскладки с 16 и более столбцами достаточны для игры в любой из 12 клавиш квинтового круга .
Бас и аккорды
[ редактировать ]4–3 — рекомендуемая аппликатура для басовой ноты и соответствующего ей мажорного аккорда (например, C–CM–C–CM). [ 6 ] Для попеременного баса с тоникой и квинтой можно использовать 4–3–2–3 для мажорных аккордов (например, C–CM–G–CM), 4–2–3–2 для минорных и других типов аккордов (например, C –C7–G–C7).
Весы
[ редактировать ]Гаммы, партии и другие басовые партии воспроизводятся на кнопках басовых нот, в ряду или рядах, ближайших к мехам (основной ряд, необязательный ряд третей, необязательный ряд второстепенных третей).
Мажорные гаммы
[ редактировать ]Мажорную гамму можно брать пальцами, не растягивая руку, играя в любой тональности: r4 r2 t 4 r5 / r3 t 5 t 3 r4 (r = основной ряд, t = тертий ряд) или, с минимальным движением указательного пальца, r3 r2 т 3 r4 / r2 т 4 т 2 r3.
Минорные гаммы
[ редактировать ]Рекомендуемая аппликатура для гармонического минора : [ 7 ]
Мелодический минор (разный по возрастанию и убыванию):
Регистрация переключателей
[ редактировать ]Более крупные и более дорогие аккордеоны могут иметь до девяти переключателей регистров на стороне баса, контролируя, какие ранги язычков будут воспроизводиться и, следовательно, октавы и озвучивание басовых нот и аккордов, что по концепции аналогично переключателям высоких регистров на стороне клавиатуры. [ 2 ] Меньшие или более простые аккордеоны могут не иметь переключателей баса или иметь один переключатель, который переключает две настройки.
Переключатели басового регистра и наборы язычков типичного аккордеона профессионального уровня. [ 2 ] Зарегистрировать переключатель Тростниковые наборы Сопрано
С 5 –Б 5Высокий
С 4 –Б 4Контральто
Ф ♯ 3 –Ф 4Тенор
C 3 –B 3Бас
С 2 –В 2Имя Символ (аккорды и басовые ноты) (только басовые ноты) сопрано высокий тенор мягкий тенор мастер или
бас фортемягкий бас или
бас-фортепианобас/альт
При выбранном регистре сопрано или альта кнопки баса точно дублируют отдельные ноты аккордов, без обычных добавленных нижних (тенора и баса) октав.
Аккордеон с одним или двумя переключателями регистров на стороне баса может обеспечивать теноровый и мастер-регистры, тогда как аккордеоны с дополнительными переключателями могут иметь более крупные подмножества. [ 8 ]
Общие конфигурации
[ редактировать ]Имя | Столбцы | Ряды басовых нот | Ряды аккордов |
---|---|---|---|
8-басовый | 4 – Основные ноты: от F до D | Основная нота | Главный |
12-басовый | 6 - Основные ноты: от B ♭ до A | Основная нота | Главный |
24 баса | 8 - Основные ноты: от E ♭ до E | Основная нота | Майор, минор |
32-бас | 8 - Основные ноты: от E ♭ до E | Основная нота | Мажор, минор, 7-й |
40-бас | 8 - Основные ноты: от E ♭ до E | Мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-й |
48-бас 8x6 | 8 - Основные ноты: от E ♭ до E | Мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-я, уменьшенная |
48-басовый 12x4 | 12 – Основные ноты: от D ♭ до F ♯ | Мажорная третья нота, основная нота | Майор, минор |
60-басовый | 12 – Основные ноты: от D ♭ до F ♯ | Мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-й |
72-бас | 12 – Основные ноты: от D ♭ до F ♯ | Мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-я, уменьшенная |
80-бас | 16 – Основные ноты: от C ♭ до G ♯ | Мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-й |
96-бас | 16 – Основные ноты: от C ♭ до G ♯ | Мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-я, уменьшенная |
120-бас | 20 – Основные ноты: B ![]() |
Мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-я, уменьшенная |
Минорная терция, мажорная терция, основная нота | Мажор, минор, 7-й | ||
140-бас | 20 – Основные ноты: B ![]() |
Мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-я, уменьшенная, увеличенная [ примечания 2 ] |
Минорная третья нота, [ примечания 2 ] мажорная третья нота, основная нота | Мажор, минор, 7-я, уменьшенная | ||
160-бас | 20 – Основные ноты: B ![]() |
Минорный 3-й ряд, Мажорный 3-й ряд, основная нота | Мажор, минор, 7-я, уменьшенная, увеличенная |
Также существуют версии с 25 столбцами кнопок, как, например, на русском тульском баяне, начиная от Е до С
, который может играть на тех же тростях, несмотря на то, что существуют аккордеоны, которые могут играть ниже E1 и, возможно, даже ниже C1. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Б
часто называют «низкой А»; энгармонические эквиваленты играют на одних и тех же язычках.
- ^ Перейти обратно: а б 140-басовые аккордеоны могут иметь либо дополнительный минорный ряд 3-й ноты, расположенный над обычным мажорным 3-м рядом и основной нотой, либо расширенный 7-й ряд аккордов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Модели и характеристики» . Компания Титано Аккордеон. Архивировано из оригинала 27 мая 2020 г. Проверено 27 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Балестриери, Дональд (1979). «Регистры стандартной клавиатуры Страделлы» . Аккордеоны по всему миру . Проверено 24 августа 2014 г.
- ^ Соммерс, Джоан Кокран (4 августа 2006 г.). «Некоторые воспоминания о времени, проведенном в присутствии Антония Галла-Рини» . Национальные новости аккордеона США . Проверено 23 февраля 2018 г.
Его понимание того, как работают механизмы левой руки, заставило его просто открыть инструмент, отрезать оскорбительную пятую часть доминантного и уменьшенную седьмую кнопку аккорда страделлы.
- ^ «Баян – русский баян – баян» . Проверено 24 февраля 2018 г.
Уменьшенный ряд септаккордов сдвинут, так что уменьшенный септаккорд G находится там, где можно было бы ожидать уменьшенного септаккорда C в басовой системе Stradella.
- ^ «Анатомия аккордеона» . Аккордеонный клуб Западного Нью-Йорка . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Зукко, Фрэнк (1985). Делюкс-аккордеонный метод Мела Бэя . Пасифик, Миссури: Публикации Мел Бэй. ISBN 978-0871667823 .
- ^ Даль, Гэри (2004). Книга мастер-аккордеона Мела Бэя с этюдами джазовой гаммы . Пасифик, Миссури: Публикации Мел Бэй. ISBN 978-078666708-6 .
- ^ «Анатомия аккордеона» . Аккордеонный клуб Западного Нью-Йорка . См. схему «Герконовые переключатели басов» . Проверено 30 мая 2015 г.