Jump to content

Тройная арфа

Тройная арфа
Итальянская тройная арфа
Другие имена Валлийская тройная арфа, тройная арфа
Классификация нить
Классификация Хорнбостеля – Сакса 3.2.2
(арфы)
Развитый 17 век
Музыканты
Нанси Ричардс , Ар Лог , Ллио Риддерч , Робин Хью Боуэн

Тройная арфа — это разновидность многорядной арфы, в которой используются три параллельных ряда струн вместо более распространенного одиночного ряда. Одной из распространенных версий является валлийская тройная арфа ( валлийский : telyn deires ), используемая сегодня в основном среди исполнителей традиционной валлийской народной музыки .

Итальянская тройная арфа

[ редактировать ]

Тройная арфа возникла в Италии 16 века . Чтобы обеспечить хроматическую игру, необходимую для музыки позднего Возрождения , параллельно первому ряду, содержащему диатоническую гамму, был добавлен второй ряд струн, содержащий пентатоническую гамму (случайные). Эти арфы назывались arpa doppia или двойная арфа и впервые в истории арфы позволяли играть полностью хроматически. Позже второй диатонический ряд струн был добавлен на другой стороне пентатонического ряда струн, создав арпа трипла или тройную арфу. Двойные и тройные арфы продолжали оставаться нормой на протяжении всей эпохи барокко в Италии, Испании и Франции и использовались как сольные, так и континуо -инструменты.

Самый известный сохранившийся образец итальянской тройной арфы — арфа Барберини . Инструмент был построен между 1605 и 1620 годами для семьи Барберини , на нем играл Марко Мараццоли . [1] Он занимает видное место в Джованни Ланфранко картине «Венера играет на арфе» .

Валлийская тройная арфа

[ редактировать ]
Валлийская тройная арфа Тима Хэмпсона

Тройная арфа появилась на Британских островах в начале 17 века. В 1629 году французский арфист Жан ле Фель был назначен «музыкантом на арфе» при дворе короля Карла I. Фелле играл на итальянской тройной арфе с жильными струнами. [2]

Тройная арфа была быстро принята на вооружение валлийскими арфистами, жившими в Лондоне в 17 веке. Она была настолько популярна, что к началу XVIII века тройная арфа стала широко известна как «валлийская арфа». Чарльз Эванс был первым упомянутым валлийским тройным арфистом. В 1660 году он был назначен придворным арфистом, где его официальный титул был «Арфист Его Величества на итальянской арфе». Еще в 1680-х годах Талбот описывал тройную арфу как английскую арфу, а описываемая им валлийская арфа представляла собой большую диатоническую арфу в готическом стиле с ребристыми штифтами.

Описание валлийской тройной арфы дано арфистом Джоном Парри (Бардд Алау) (1776–1851) в предисловии ко второму тому его сборника «Валлийский арфист» (Лондон, 1839):

Компас тройной арфы составляет около пяти октав, или тридцати семи струн в основном ряду, который находится на стороне, на которой играет правая рука, и называется басовым рядом. Средний ряд, производящий бемоли и диезы, состоит из тридцати четырех струн; а тройной, или левый ряд, насчитывает двадцать семь струн. Наружные ряды настраиваются в унисон и всегда в диатонической гамме, т. е. в правильной и естественной гамме тонов и полутонов, как настраивают перезвон восьми колоколов.

При необходимости изменить тональность, например, с «до» на «соль», все «фа» во внешних рядах делают диезными, поднимая их на полтона. Опять же, чтобы перейти от C к F, каждую B во внешних рядах делают ровной, опуская их на полутон. Когда требуется случайный диез или бемоль, исполнитель вставляет палец между двумя внешними струнами и находит его в среднем ряду. Было проведено множество экспериментов с целью избежать необходимости настройки инструмента каждый раз, когда происходит изменение тональности. Возле гребенки были закреплены латунные кольца, но они гремели и дребезжали. Все попытки терпели неудачу, пока не была изобретена педальная арфа .

Мистер Робертс из Ньютауна, Поуис играет на тройной арфе, ок. 1875 г.

Мастерство изготовления арф в Уэльсе было практически утеряно примерно на 60 лет, пока Джон Уэстон Томас (MBE), талантливый мастер по дереву и металлу, не возродил это ремесло, производя кельтские, хроматические и тройные арфы до своей смерти в 1992 году. Мемориал премия «Tlws Coffa John Weston Thomas» впоследствии была учреждена в Национальном айстедводе с целью поощрения соревнований в традиционном народном стиле. Он передал свои навыки трем ученикам: Аллану Ширсу, Брайану Блэкмору и Алану Томасу, своему сыну.

Алун до сих пор изготавливает тройные и кельтские арфы в своей мастерской в ​​Фишгарде . [3] Брайан Блэкмор больше не производит тройные арфы, но Аллан Ширс продолжил традицию в Уэльсе и основал компанию Teifi Harps в Лландисуле , Кередигион. [4]

Техника игры

[ редактировать ]

Среди наиболее важных и характерных техник игры на валлийской тройной арфе - унисоны или «разделенное удвоение». Эффект унисона достигается за счет быстрого последовательного исполнения одной и той же ноты в обоих внешних рядах правой и левой руками. Таким образом, прогресс, например , CDFE, достигается путем воспроизведения CC-DD-FF-EE.

Со времен средневековья валлийские арфисты играли на арфе, положенной на левое плечо, в отличие от континентальной практики. [5]

Современные игроки

[ редактировать ]

почти полностью отказались от тройных арф После начала 20 века в Уэльсе в пользу современной педальной арфы . Сохранение инструмента и стиля игры приписывают Нанси Ричардсу (1888–1979), который научился играть у цыганских арфистов в районе Бала на рубеже веков.

Впоследствии Нанси Ричардс была учителем игры на арфе у братьев Дафида и Гвиндафа Робертсов. Братья впоследствии стали членами-основателями самой известной фолк-группы Уэльса Ar Log . Хотя оба брата являются опытными тройными арфистами, в составе Ar Log стало традицией, когда Дафидд играет на тройной арфе (и флейте), а Гвиндаф играет на коленной арфе и кларсахе (и бас-гитаре).

Сегодняшний ведущий представитель тройной арфы включает Робина Хью Боуэна , на которого повлияла музыка Ар Лога до такой степени, что он переключился на тройную арфу. Ллио Риддерч , еще один ученик Нанси Ричарда, сосредоточил свои усилия на обучении нового поколения как можно большего числа молодых арфистов. [6] Группа тройных арф под названием Rhes Ganol (Средний ряд) была сформирована в 2000 году.

Среди других тройных арфистов - Риайн Бебб, Хью Робертс, Гарет Суиндейл-Пэрри, Стеффан Томас, Вин Томас, Элери Тернер, Илонви Райт, Карвин Тайвин, а также давний уличный уличный музыкант Сионед Уэбб и Бетан Ниа . На тройной арфе также играет меньшинство классических арфистов в Уэльсе, в том числе Ангарад Эванс, Элинор Беннетт , Мейнир Хьюлин и Элери Даркинс.

Некоторые музыканты, не являющиеся валлийцами, играют на этом инструменте, освобождая его от полной связи с валлийским репертуаром, который фактически состоит из вариаций «художественной музыки» на валлийские мелодии. В число этих игроков, в частности, входят Мария Кристина Клири, [7] Шерил Энн Фултон , Максимилиан Эрхардт, [8] Фрэнсис Келли, Майк Паркер, Робин Уорд и Фиона Кэти Робертс, которые работали с BBC над некоторыми специальными проектами, включая различные конструкции арфы, а также разработку и производство четверной арфы.

Современные композиторы проявили интерес к тройной арфе; например, Ричард Барретт , который включает этот инструмент в разнообразный ансамбль своей огромной многочастной работы Construction .

  1. ^ «Арфа Барберини» . Национальный музей музыкальных инструментов . 22 января 2016 г. Проверено 15 марта 2018 г.
  2. ^ Ренш, Рослин (2017). Арфы и арфисты, исправленное издание . Издательство Университета Индианы. п. 87. ИСБН  978-0-253-03029-0 .
  3. ^ «Алан Томас Арфмейкер» . Проверено 31 октября 2017 г.
  4. ^ «Об арфах Тейфи» . Тейфи Арфы . Проверено 31 октября 2017 г.
  5. ^ Джонс, Ффион М. (2006). «Арфа, валлийская». В Коке, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия. Том. 1 . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. п. 893. ИСБН  9781851094400 .
  6. ^ «Ллио Риддерч» . Cerdd Cymru — Музыка Уэльса . Проверено 14 марта 2019 г.
  7. ^ «Мария Кристина Клири» . АрПарла. 2018.
  8. ^ «Максимилиан Эрхардт: Никто, кроме храбрых» . Журнал Гларин. 2020.

Источники

[ редактировать ]
  • Байер, К.В., Исторические методы кельтской арфы: древняя британская маленькая арфа, диароническая валлийская арфа Брея и ирландское ясновидение . Purple Mountain Press, 1991. ISBN   0-9628890-0-8
  • Прайс, Уильям. «Арфы, барды и гверин». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN   1-85828-636-0
  • Сэнгер, Кейт, Дерево струн, Крэнн Нан Теуд: История арфы в Шотландии , Kenmore Music, 1991. ISBN   0-9511204-3-3
  • Томас, Джон, История арфы с древнейших времен до наших дней . Библиотечные отпечатки, 2001 г. ISBN   0-7222-6068-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7e7abe819a02678996d3ede5212a193__1720850880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/93/e7e7abe819a02678996d3ede5212a193.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Triple harp - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)