Тройная арфа
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2010 г. ) |
Итальянская тройная арфа | |
Другие имена | Валлийская тройная арфа, тройная арфа |
---|---|
Классификация | нить |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 3.2.2 (арфы) |
Развитый | 17 век |
Музыканты | |
Нанси Ричардс , Ар Лог , Ллио Риддерч , Робин Хью Боуэн |
Тройная арфа — это разновидность многорядной арфы, в которой используются три параллельных ряда струн вместо более распространенного одиночного ряда. Одной из распространенных версий является валлийская тройная арфа ( валлийский : telyn deires ), используемая сегодня в основном среди исполнителей традиционной валлийской народной музыки .
Итальянская тройная арфа
[ редактировать ]Тройная арфа возникла в Италии 16 века . Чтобы обеспечить хроматическую игру, необходимую для музыки позднего Возрождения , параллельно первому ряду, содержащему диатоническую гамму, был добавлен второй ряд струн, содержащий пентатоническую гамму (случайные). Эти арфы назывались arpa doppia или двойная арфа и впервые в истории арфы позволяли играть полностью хроматически. Позже второй диатонический ряд струн был добавлен на другой стороне пентатонического ряда струн, создав арпа трипла или тройную арфу. Двойные и тройные арфы продолжали оставаться нормой на протяжении всей эпохи барокко в Италии, Испании и Франции и использовались как сольные, так и континуо -инструменты.
Самый известный сохранившийся образец итальянской тройной арфы — арфа Барберини . Инструмент был построен между 1605 и 1620 годами для семьи Барберини , на нем играл Марко Мараццоли . [1] Он занимает видное место в Джованни Ланфранко картине «Венера играет на арфе» .
Валлийская тройная арфа
[ редактировать ]
История
[ редактировать ]Тройная арфа появилась на Британских островах в начале 17 века. В 1629 году французский арфист Жан ле Фель был назначен «музыкантом на арфе» при дворе короля Карла I. Фелле играл на итальянской тройной арфе с жильными струнами. [2]
Тройная арфа была быстро принята на вооружение валлийскими арфистами, жившими в Лондоне в 17 веке. Она была настолько популярна, что к началу XVIII века тройная арфа стала широко известна как «валлийская арфа». Чарльз Эванс был первым упомянутым валлийским тройным арфистом. В 1660 году он был назначен придворным арфистом, где его официальный титул был «Арфист Его Величества на итальянской арфе». Еще в 1680-х годах Талбот описывал тройную арфу как английскую арфу, а описываемая им валлийская арфа представляла собой большую диатоническую арфу в готическом стиле с ребристыми штифтами.
Описание валлийской тройной арфы дано арфистом Джоном Парри (Бардд Алау) (1776–1851) в предисловии ко второму тому его сборника «Валлийский арфист» (Лондон, 1839):
Компас тройной арфы составляет около пяти октав, или тридцати семи струн в основном ряду, который находится на стороне, на которой играет правая рука, и называется басовым рядом. Средний ряд, производящий бемоли и диезы, состоит из тридцати четырех струн; а тройной, или левый ряд, насчитывает двадцать семь струн. Наружные ряды настраиваются в унисон и всегда в диатонической гамме, т. е. в правильной и естественной гамме тонов и полутонов, как настраивают перезвон восьми колоколов.
При необходимости изменить тональность, например, с «до» на «соль», все «фа» во внешних рядах делают диезными, поднимая их на полтона. Опять же, чтобы перейти от C к F, каждую B во внешних рядах делают ровной, опуская их на полутон. Когда требуется случайный диез или бемоль, исполнитель вставляет палец между двумя внешними струнами и находит его в среднем ряду. Было проведено множество экспериментов с целью избежать необходимости настройки инструмента каждый раз, когда происходит изменение тональности. Возле гребенки были закреплены латунные кольца, но они гремели и дребезжали. Все попытки терпели неудачу, пока не была изобретена педальная арфа .

Мастерство изготовления арф в Уэльсе было практически утеряно примерно на 60 лет, пока Джон Уэстон Томас (MBE), талантливый мастер по дереву и металлу, не возродил это ремесло, производя кельтские, хроматические и тройные арфы до своей смерти в 1992 году. Мемориал премия «Tlws Coffa John Weston Thomas» впоследствии была учреждена в Национальном айстедводе с целью поощрения соревнований в традиционном народном стиле. Он передал свои навыки трем ученикам: Аллану Ширсу, Брайану Блэкмору и Алану Томасу, своему сыну.
Алун до сих пор изготавливает тройные и кельтские арфы в своей мастерской в Фишгарде . [3] Брайан Блэкмор больше не производит тройные арфы, но Аллан Ширс продолжил традицию в Уэльсе и основал компанию Teifi Harps в Лландисуле , Кередигион. [4]
Техника игры
[ редактировать ]Среди наиболее важных и характерных техник игры на валлийской тройной арфе - унисоны или «разделенное удвоение». Эффект унисона достигается за счет быстрого последовательного исполнения одной и той же ноты в обоих внешних рядах правой и левой руками. Таким образом, прогресс, например , CDFE, достигается путем воспроизведения CC-DD-FF-EE.
Со времен средневековья валлийские арфисты играли на арфе, положенной на левое плечо, в отличие от континентальной практики. [5]
Современные игроки
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2018 г. ) |
почти полностью отказались от тройных арф После начала 20 века в Уэльсе в пользу современной педальной арфы . Сохранение инструмента и стиля игры приписывают Нанси Ричардсу (1888–1979), который научился играть у цыганских арфистов в районе Бала на рубеже веков.
Впоследствии Нанси Ричардс была учителем игры на арфе у братьев Дафида и Гвиндафа Робертсов. Братья впоследствии стали членами-основателями самой известной фолк-группы Уэльса Ar Log . Хотя оба брата являются опытными тройными арфистами, в составе Ar Log стало традицией, когда Дафидд играет на тройной арфе (и флейте), а Гвиндаф играет на коленной арфе и кларсахе (и бас-гитаре).
Сегодняшний ведущий представитель тройной арфы включает Робина Хью Боуэна , на которого повлияла музыка Ар Лога до такой степени, что он переключился на тройную арфу. Ллио Риддерч , еще один ученик Нанси Ричарда, сосредоточил свои усилия на обучении нового поколения как можно большего числа молодых арфистов. [6] Группа тройных арф под названием Rhes Ganol (Средний ряд) была сформирована в 2000 году.
Среди других тройных арфистов - Риайн Бебб, Хью Робертс, Гарет Суиндейл-Пэрри, Стеффан Томас, Вин Томас, Элери Тернер, Илонви Райт, Карвин Тайвин, а также давний уличный уличный музыкант Сионед Уэбб и Бетан Ниа . На тройной арфе также играет меньшинство классических арфистов в Уэльсе, в том числе Ангарад Эванс, Элинор Беннетт , Мейнир Хьюлин и Элери Даркинс.
Некоторые музыканты, не являющиеся валлийцами, играют на этом инструменте, освобождая его от полной связи с валлийским репертуаром, который фактически состоит из вариаций «художественной музыки» на валлийские мелодии. В число этих игроков, в частности, входят Мария Кристина Клири, [7] Шерил Энн Фултон , Максимилиан Эрхардт, [8] Фрэнсис Келли, Майк Паркер, Робин Уорд и Фиона Кэти Робертс, которые работали с BBC над некоторыми специальными проектами, включая различные конструкции арфы, а также разработку и производство четверной арфы.
Современные композиторы проявили интерес к тройной арфе; например, Ричард Барретт , который включает этот инструмент в разнообразный ансамбль своей огромной многочастной работы Construction .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Арфа Барберини» . Национальный музей музыкальных инструментов . 22 января 2016 г. Проверено 15 марта 2018 г.
- ^ Ренш, Рослин (2017). Арфы и арфисты, исправленное издание . Издательство Университета Индианы. п. 87. ИСБН 978-0-253-03029-0 .
- ^ «Алан Томас Арфмейкер» . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ «Об арфах Тейфи» . Тейфи Арфы . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ Джонс, Ффион М. (2006). «Арфа, валлийская». В Коке, Джон Т. (ред.). Кельтская культура: историческая энциклопедия. Том. 1 . Санта-Барбара, Калифорния, США: ABC-CLIO. п. 893. ИСБН 9781851094400 .
- ^ «Ллио Риддерч» . Cerdd Cymru — Музыка Уэльса . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Мария Кристина Клири» . АрПарла. 2018.
- ^ «Максимилиан Эрхардт: Никто, кроме храбрых» . Журнал Гларин. 2020.
Источники
[ редактировать ]- Байер, К.В., Исторические методы кельтской арфы: древняя британская маленькая арфа, диароническая валлийская арфа Брея и ирландское ясновидение . Purple Mountain Press, 1991. ISBN 0-9628890-0-8
- Прайс, Уильям. «Арфы, барды и гверин». 2000. В Бротоне, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймсом и Дуэйном, Орла (ред.), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- Сэнгер, Кейт, Дерево струн, Крэнн Нан Теуд: История арфы в Шотландии , Kenmore Music, 1991. ISBN 0-9511204-3-3
- Томас, Джон, История арфы с древнейших времен до наших дней . Библиотечные отпечатки, 2001 г. ISBN 0-7222-6068-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с тройной арфой , на Викискладе?