Арумынский вопрос
Часть серии о |
арумыны |
---|
Арумынский вопрос , Влахский также « вопрос как » иногда известный ; Romanian: Chestiunea aromână), also sometimes known as the "Vlach question, [1] относится к историческому и нынешнему разделению этнической идентичности арумын , в основном на тех, которые являются прогреческими , прорумынскими или идентифицируют себя чисто или преимущественно как арумыны.
История
[ редактировать ]Греческое влияние глубоко укоренилось в арумынах . Они всегда были связаны с Греческим Вселенским Константинопольским Патриархатом , который связал их культурную и экономическую деятельность с Греческой церковью . активно пропагандировали греческий язык Таким образом, богатые урбанизированные арумыны долгое время . В 17-18 веках этот язык использовался как лингва-франка в различных частях юго-восточной Европы , и говорить на нем было необходимо для достижения более высокого социального статуса или получения образования. Благодаря влиятельному положению греков не только некоторые арумыны, но и албанцы , болгары и македонские славяне стали объявлять себя этническими греками . Сила этого влияния была такова, что первые тексты на арумынском языке , написанные греческим алфавитом , способствовали распространению греческой культуры . Многие поселения в центральной Греции легко эллинизировались без необходимости политических или религиозных движений. [2]
стало проявляться развитие арумынской идентичности Однако в диаспоре . Ранние грамматики и языковые буклеты арумынского языка демонстрируют осознание более «латинской» или «романской» идентичности. В 1815 году аромуны Буды и Пешта попросили использовать их язык в качестве литургического . Это национальное возрождение имело сходные характеристики со многими другими возрождениями, произошедшими в XIX веке. Это было усилено появлением и независимостью Румынии , которая начала оказывать влияние на земли, все еще принадлежавшие Османской империи , с помощью пропаганды и инициировать образовательную политику с арумынами Македонии , Фессалии и Эпира . Первая румынская школа на Балканах была основана в Трново (ныне в Северной Македонии ) в 1864 году Дмитрием Атанасеску , а к началу 20 века в Македонии и Эпире действовало около 100 румынских церквей и 106 румынских школ. Многие арумыны в конечном итоге присоединились к румынскому движению, целью которого было признание проса Уллы. («Влах Миллет », полуавтономная «община» арумын), что произошло 22 мая 1905 года. [2]
Различные возникающие идентичности арумын и появление их национального вопроса были обусловлены силой различных балканских национальных движений, особенно греческих и румынских, а также продолжающимся вмешательством внешних держав в регион. Греко-румынский конфликт, наконец, разразился во время македонской борьбы , который привел к сражениям и дракам между четко ориентированными арумынами и разрыву греко-румынских дипломатических отношений в 1906 году. В это время существовали также проболгарские и проитальянские арумыны. , но в более уменьшенных количествах. Румынское влияние на арумын ослабло незадолго до Второй мировой войны . [2] Во время европейских коммунистических режимов арумынский вопрос потерял актуальность, но после его падения и политики меньшинств в Европейском Союзе этот вопрос был «вновь открыт». [1]
Арумынская идентичность сумела преобладать в современных славянских государствах ( Болгария , Северная Македония и Сербия ), а также в Албании в последнее время и в арумынах, произошедших от тех, кто мигрировал в Румынию с 1940 года, поскольку те, кто мигрировал раньше, в основном ассимилировались . В Греции также есть области, где арумыны сохранили различные самобытные культурные особенности, особенно в районах Гревены , Верии и вблизи Афин . Современные прогреческие арумыны часто идентифицируют себя с греческой культурой и демонстрируют неприятие румынской, в то время как современные прорумынские арумыны считают себя частью румынской этнической группы с другим диалектом того же языка , отмежевывая себя от греческой культуры. [2] Тем не менее, сегодня в Румынии есть арумынские деятели, которые выступают за отделение этнической природы арумын от румын, добиваясь признания арумын как этнического меньшинства в стране. Противники этого понятия иногда называют этих деятелей «неоарумынами» или «неоарумынами», защищающими «неоарумынизм». [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ружица, Мирослав (2006). «Пробуждение балканских влахов/арумын, национальная политика, ассимиляция». Труды по глобализации, национализму и этническим конфликтам на Балканах и в их региональном контексте . Белград : 28–30. S2CID 52448884 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Каль, Теде (2003). «Арумыны в Греции: меньшинство или греки, говорящие на влахском языке?» (PDF) . Ежегодники по истории и культуре Юго-Восточной Европы . 5 :205-219.
- ^ Трифон, Николас (2016). «Арумынские исследования в Румынии в европейское время: некоторые наблюдения» . Cahiers balkaniques (на французском языке). 44 . дои : 10.4000/ceb.9806 .