Элленоцентризм
Элленоцентризм или грекоцентризм — мировоззрение, сосредоточенное на греках и греческой цивилизации . Мировоззрение предполагает идею о том, что греки были в какой-то степени уникальными в мировой истории и что греческая цивилизация, по сути, возникла изнутри самой себя. [1] Тем не менее подобные предпосылки часто подвергались сомнению. [1]
Значения
[ редактировать ]По словам Хатуна аль-Фасси , эллиноцентризм «является взглядом на историю, который рассматривает греческий мир как центр цивилизованной вселенной». [2] Вернер Йегер использует термин «эллиноцентрический» для описания греческого влияния на развитие современной европейской культуры. [3] Он утверждает, что европейская история всегда должна начинаться с Греции, которой, по его мнению, принадлежит Запад «как физически, так и интеллектуально». Греция всегда должна быть источником вдохновения для Европы, потому что именно «эллиноцентрический мир» обладает «идеалом», и потому что именно там начинается как светское, так и духовное путешествие Европы. [4] Для Насоса Вайенаса элленоцентризм можно понимать как «убежденность в уникальности греческого элемента и его превосходстве над всем иностранным – убеждение, которое обычно приводит к возведению гречности на уровень абсолютной ценности». [5] Вайенас утверждает, что скорее традиционализм говорит об открытии «замалчиваемой греческой традиции». [6]
По мнению Генриха фон Штадена , термин «эллиноцентризм» несет в себе, по крайней мере, два обвинения в истории науки . Во-первых, историки науки предпочитают греческую науку наукам других древних цивилизаций, что часто приводит к катастрофическим последствиям. Во-вторых, европоцентристские историки предпочитают версию «науки», которая «позволяет им приписывать грекам изобретение науки и «научного» метода». [7] По мнению Энрике Дюсселя , эллиноцентризм утверждает, что Греция является культурным источником Запада и что греческая цивилизация «ничем не обязана египтянам и семитам » , утверждая, что Греция была не более чем «зависимой» и «периферийной западной частью» Ближний Восток . [8]
Подразумеваемое
[ редактировать ]Лидевейде де Йонг утверждает, что элленоцентризм глубоко укоренен в европейской истории и археологии. [9] По мнению Питера Грина , это «исказило и умалило достижения любой цивилизации», соприкасавшейся с греками. [10] Хан Ламерс утверждает, что сторонники эллиноцентрического мировоззрения, такие как Георгий Трапезунтиус , стремились «свести все формы прогресса и в конечном итоге скатиться к греческим делам». [11]
Энрике Дюссель считал, что эллиноцентризм является праотцом европоцентризма . [12] [13] [14] Для Маркуса Винклера расизм и колониализм уходят своими корнями в евроцентристское мировоззрение, которое, по сути, возникло из древнего эллиноцентризма. [15] Кан Юнг Ин и Ом Кванён также называют элленоцентризм архетипом «западцентризма», который, как они утверждают, принял греческую цивилизацию в качестве своего «интеллектуального происхождения» и универсализировал ее. [16] По мнению Сабело Ндлову-Гатшени , элленоцентризм проложил путь « вестернизации » как «процессу навязывания евро-североамериканоцентрических ценностей другим людям» в ущерб их собственным ценностям. [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Роллингер, Роберт (2008). «Восточное Средиземноморье и за его пределами: отношения между миром «греческих» и «негреческих» цивилизаций». В Кинцле, Конрад Х. (ред.). Спутник классического греческого мира . Уайли-Блэквелл. п. 197. ИСБН 9781444334128 .
- ^ аль-Фасси, Хатун (2007). Женщины в доисламской Аравии: Набатея . Археопресс. п. 3. ISBN 9781407300955 .
- ^ Бороди, Вашингтон (10–15 августа 1998 г.). «Классическая греческая философская пайдея в свете постмодернистского западничества Жака Деррида» . Архив Пайдеи: Двадцатый Всемирный философский конгресс . Архив Пайдеи: Двадцатый Всемирный философский конгресс . стр. 7–13. дои : 10.5840/wcp20-payeia199820361 . ISBN 9781634350518 . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Вернер, Егер (1945). Пайдея: Идеалы греческой культуры: Том I: Архаическая Греция: Разум Афин . Издательство Оксфордского университета. стр. xv, xvii. ISBN 9780195004250 .
- ^ Вайенас, Насос (1997). «Элленоцентризм и литературное поколение тридцатых годов». В Циовасе, Димитрис (ред.). Греческий модернизм и не только: очерки в честь Питера Бьена . Роуман и Литтлфилд. п. 45. ИСБН 9780847685776 .
- ^ Курдис, Евангелос (2016). «Феномен Велопулоса-Лиакопулоса. Семиотический взгляд на взрыв греческих теорий заговора и городских легенд в условиях экономического кризиса» . Лексия. Ривиста ди Семиотика (23–24): 233.
- ^ фон Штаден, Генрих (1992). «Сродство и исключения: Елена и элленоцентризм». Исида . 83 (4): 578–595. дои : 10.1086/356290 . JSTOR 234259 . S2CID 224839490 .
- ^ Дюссель, Энрике (2007). Этика освобождения: в эпоху глобализации и исключения . Издательство Университета Дьюка. п. 260. ИСБН 9780822352129 .
- ^ Де Йонг, Лидевейде. Становление римской провинцией: анализ погребальных практик в римской Сирии в контексте империи (доктор философии). Стэнфордский университет. п. 22 . Проверено 29 декабря 2019 г.
- ^ Грин, Питер (2013). «Против эллиноцентризма» . Лондонское обозрение книг . 35 (15): 41–42. ISSN 0260-9592 .
- ^ Ламерс, Хан (2015). Обновленная Греция: трансформации византийского эллинизма в Италии эпохи Возрождения . Брилл. п. 165. ИСБН 9789004303799 .
- ^ Энрике Дюссель, Политика освобождения: критическая мировая история , перевод Тиа Купер (SCM press, 2011), стр. 11 «Здесь мы должны остановиться, чтобы отметить один аспект. Как мы указывали, элленоцентризм является отцом европоцентризма».
- ^ Перейти обратно: а б Ндлову-Гатшени, Сабело Дж. (2016). Деколониальный Мандела: мир, справедливость и политика жизни . Книги Бергана. п. 38. ISBN 9781785331190 .
- ^ Ндлову-Гатшени, Сабело Дж. (2018). «Расизм и черныйизм в мировом масштабе». В Рутазибве, Оливия У.; Шиллиам, Робби (ред.). Справочник Рутледжа по постколониальной политике . Рутледж. п. 75. ИСБН 9781317369394 .
- ^ Сэммонс, Джеффри Л. (2011). «От Ифигении до Медеи. Семантика и драматургия варварства у Гете и Грильпарцера (рецензия)». Ежегодник Гете . 18 (1): 306–307. дои : 10.1353/gyr.2011.0485 . ISSN 1940-9087 . S2CID 201792785 .
- ^ Юнг Ин, Кан; Кванён, Эом (2003). «Сравнительный анализ восточной и западной тирании: акцент на Аристотеле и Мэн-цзы» . Корейский журнал . 43 (4): 117.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Санчес-Антонио, Хуан Карлос (1990). «За пределами эллинско-евроцентристского видения истории: место (Латинской) Америки в трансмодернистской мировой истории» . Мемуары: Цифровой журнал истории и археологии Карибского бассейна (44): 8–36. дои : 10.14482/memor.44.980 . ISSN 1794-8886 . Проверено 16 июля 2022 г.