Женщины в Бангладеш
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Июль 2020 г. ) |
![]() Бегум Рокейя была писательницей-пионером и социальным работником неразделенной Бенгалии . Она наиболее известна своими усилиями в защиту гендерного равенства и других социальных проблем. | |
Общая статистика | |
---|---|
Материнская смертность (на 100 000) | 176 (2015) |
Женщины в парламенте | 20.3% (2018) |
Женщины старше 25 лет со средним образованием | 45.3% (2018) |
Женщины в рабочей силе | 36.0% (2018) |
Индекс гендерного неравенства [1] | |
Ценить | 0.530 (2021) |
Классифицировать | 131 место из 191 |
Глобальный индекс гендерного разрыва [2] | |
Ценить | 0.714 (2022) |
Классифицировать | 71 место из 146 |
Часть серии о |
Женщины в обществе |
---|
![]() |
За последние несколько столетий статус женщин в Бангладеш претерпел множество важных изменений. Бангладешские женщины добились значительного прогресса с момента обретения страной независимости в 1971 году, когда женщины в регионе добились расширения политических прав и возможностей женщин, улучшения перспектив трудоустройства, увеличения возможностей получения образования и принятия новых законов для защиты их прав благодаря политике Бангладеш за последние четыре года. десятилетия. Тем не менее, женщины в Бангладеш продолжают бороться за достижение равного статуса с мужчинами из-за социальных норм, которые навязывают ограничительные гендерные роли, а также плохого выполнения законов, которые были созданы для защиты женщин.
Под руководством премьер-министра Шейх Хасины Бангладеш добилась замечательных успехов в продвижении прав женщин. Ее усилия в сфере расширения прав и возможностей женщин и гендерного равенства часто рассматриваются как образец для других стран. [3]
Правительство Бангладеш потребовало зарезервировать для женщин не менее 33% всех должностей в комитетах. [4] В парламенте есть один руководитель, два председателя и несколько женщин-членов постоянных комитетов. В настоящее время национальный парламент насчитывает 20 избранных представителей-женщин, и еще 50 мест зарезервированы исключительно для женщин. Таким образом, общее количество женщин, являющихся членами национального парламента, составляет 70. [4]
В юридических вопросах Бангладеш придерживается смешанной системы, преимущественно общего права, унаследованного от колониального прошлого, а также некоторых исламских законов, которые в основном касаются вопросов личного статуса. В политическом отношении женщины занимают сравнительно видное место в этой сфере: с 1988 года избранными премьер-министрами были женщины , а нынешний премьер-министр , спикер парламента и лидер оппозиции - женщины, как и с 2020 года. Чтобы обеспечить благополучие и прогресса женщин, правительство реализовало и пересмотрело несколько законов, создав институты и сформулировав целевую политику. Эти усилия направлены на защиту интересов женщин и создание условий, способствующих расширению их прав и возможностей. Вводя гендерно-чувствительную политику и программы, правительство стремится дать женщинам возможность играть жизненно важную роль в обществе и активно способствовать развитию в качестве уполномоченных агентов. [5]
Бюджет, выделенный на гендерные инициативы в 2023-2024 финансовом году, составляет 175 350,5 крор тенге. Из этой суммы 58,4% предназначены для расширения прав и возможностей женщин и повышения их социального достоинства, 33,5% - для расширения доступа женщин к государственным услугам, а 8,1% - для повышения производительности женщин и их участия в рабочей силе. [6] Расширение участия женщин в социально-экономических и политических усилиях привело к заметному прогрессу в обеспечении гендерного равенства во всех секторах Бангладеш. Второй год подряд Бангладеш занимает лидирующую позицию по гендерному равенству среди стран Южной Азии, что подтверждается Индексом гендерного разрыва. Примечательно, что страна фактически преодолела 73% своего совокупного гендерного разрыва, о чем свидетельствует Глобальный индекс гендерного разрыва 2020 года. За период с 1996 по 2017 год национальный уровень участия женщин в рабочей силе увеличился с 15,8% до 36,3%, превысив средний показатель по Южной Азии составляет 35%. [7]
История
[ редактировать ]![]() | Этот раздел требует внимания эксперта из Бангладеш . Конкретная проблема заключается в следующем: необходимо переписать и обновить систему до и после обретения независимости. ( сентябрь 2018 г. ) |
Степень, в которой женщины в регионе в прошлом менялись с течением времени, когда статус женщин различался между религиозными и этническими группами, а также между социальными классами.
Эпоха до независимости
[ редактировать ]До 20-го века женщины в этом регионе, как и в Бенгалии в целом, имели разные уровни автономии в зависимости от того, где они жили.В то время как женщины, живущие в сельской местности, могли передвигаться группами и появляться на публике, тем, кто жил в городских районах, приходилось соблюдать пурду , прикрываясь.В то время эти женщины из среднего и высшего класса, широко распространенные как в индуистских, так и в мусульманских семьях, были в основном домохозяйками и почти не выходили на улицу; любые случайные передвижения снаружи совершались в закрытых каретах. Патриарх дома рассматривал это как способ защитить женщин от неизвестных опасностей городских территорий.Однако пурда не была распространена среди женщин из низшего сословия. [8]
В этом регионе многоженство практиковалось независимо от религии. Тем не менее, эта практика не была распространена среди населения в целом и чаще наблюдалась среди аристократического класса; в последние эпохи наблюдается дальнейший спад полигамных отношений. Исторически Сати практиковалось в этом регионе, в основном среди представителей высшего класса, до конца 19 века.
Эпоха после независимости
[ редактировать ]Имеющиеся данные о состоянии здоровья, питания, образования и экономики показали, что в 1980-е годы статус женщин в Бангладеш оставался значительно ниже статуса мужчин. Женщины по обычаям и на практике оставались подчиненными мужчинам почти во всех аспектах своей жизни; большая автономия была привилегией богатых или необходимостью очень бедных.
Жизнь большинства женщин по-прежнему была сосредоточена на их традиционных ролях, и они имели ограниченный доступ к рынкам , производственным услугам, образованию, здравоохранению и местному самоуправлению. Отсутствие возможностей способствовало высокой рождаемости, что снижало благосостояние семей, способствовало недоеданию и, как правило, плохому здоровью детей, а также срывало образовательные и другие национального развития цели . Фактически, острая маргинальная бедность, похоже, сильнее всего ударила по женщинам. Пока доступ женщин к здравоохранению, образованию и профессиональной подготовке оставался ограниченным, перспективы повышения производительности женского населения оставались плохими.
В конце 1980-х годов около 82 процентов женщин жили в сельской местности. Большинство сельских женщин, около 70 процентов, жили в мелких земледельческих, арендаторских и безземельных домохозяйствах; многие работали неполный рабочий день или сезонно, обычно на послеуборочных работах, и получали оплату натурой или скудную денежную заработную плату. Еще 20 процентов, в основном в бедных безземельных домохозяйствах, зависели от случайной работы, сбора урожая, попрошайничества и других нерегулярных источников дохода; как правило, их доход был необходим для выживания семьи. Остальные 10 процентов женщин находились в домохозяйствах преимущественно профессиональных, торговых или крупных землевладельцев и обычно не работали вне дома.
Экономический вклад женщин был существенным, но в значительной степени непризнанным. Женщины в сельской местности отвечали за большую часть послеуборочной работы, которая выполнялась в чуле , а также за содержание скота, птицы и небольших садов. Женщины в городах полагались на домашнюю и традиционную работу, но в 1980-е годы они все чаще работали на производстве, особенно в швейной промышленности. Люди с более высоким образованием работали в правительстве, здравоохранении и преподавании, но их число оставалось очень небольшим. Продолжающиеся высокие темпы роста населения и снижение доступности работы в чуле означали, что все больше женщин искали работу вне дома. Соответственно, уровень участия женщин в рабочей силе удвоился в период с 1974 по 1984 год, когда он достиг почти 8 процентов. Ставки заработной платы женщин в 1980-е годы были низкими и обычно составляли от 20 до 30 процентов от ставок заработной платы мужчин.
В 2019 году высший суд Бангладеш постановил, что в формах регистрации брака слово, используемое для описания незамужних женщин, которое также может означать «девственница», должно быть заменено словом, которое означает только «незамужняя женщина». [9]
Официальная религия Бангладеш — ислам, 90% населения — мусульмане. [10] [11]
Образование и экономическое развитие
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Уровень грамотности в Бангладеш ниже среди женщин (55,1%) по сравнению с мужчинами (62,5%) – оценки 2012 года для населения в возрасте 15 лет и старше. [12]
За последние десятилетия Бангладеш улучшила свою политику в области образования; и доступ девочек к образованию расширился. В 1990-е годы набор девочек в начальную школу быстро увеличился. Хотя в настоящее время существует гендерный паритет в зачислении в начальную и неполную среднюю школу, процент девочек падает в старших классах средней школы. [13]
Участие рабочей силы
[ редактировать ]Женщины в Бангладеш занимаются многими видами трудовой деятельности: от домашней работы внутри дома до оплачиваемой работы вне дома. Женский труд часто недооценивается и не освещается. [14] Правительство Бангладеш выделило значительный годовой бюджет в размере около 100 миллионов долларов на содействие улучшению положения женщин в различных областях. В частности, значительное внимание уделяется сектору готовой одежды (RMG), в котором занято около 4 миллионов женщин и который играет решающую роль в экономике страны. Для дальнейшей поддержки предпринимательских начинаний женщин Банк Бангладеш предлагает беззалоговые кредиты, оказывая финансовую помощь миллионам начинающих женщин-предпринимателей. Такое пристальное внимание к расширению экономических прав и возможностей женщин демонстрирует приверженность правительства делу содействия гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин. [ нужна ссылка ]
Права на землю и собственность
[ редактировать ]Права женщин на наследство ограничены: дискриминационные законы и патриархальные социальные нормы затрудняют доступ многих женщин к земле. [15] Большинство женщин наследуют в соответствии с местными интерпретациями законов шариата . [15]
Участие в общественной жизни
[ редактировать ]постоянно была женщина В Бангладеш на протяжении 30 лет премьер-министром . Это самый продолжительный непрерывный срок полномочий демократически избранной женщины- главы правительства в мире. 21% депутатов Джатия Сангсада — женщины, это самый высокий показатель в Южной Азии. [16] [17]
Преступления против женщин
[ редактировать ]Изнасилование
[ редактировать ]Бенгальские поселенцы и солдаты в горном районе Читтагонг насиловали местных женщин Джумма ( Чакма ) «безнаказанно», при этом силы безопасности Бангладеш мало что делали для защиты Джумма и вместо этого помогали насильникам и поселенцам. [18]
Коренные буддисты и индуисты джуммы китайско-тибетского происхождения подверглись нападкам правительства Бангладеш с массовым насилием и политикой геноцида, поскольку этнические бенгальские поселенцы вторглись на земли джуммы, захватили контроль и уничтожили их, а бангладешские военные участвовали в массовых изнасилованиях женщин. , массовые убийства целых деревень и нападения на индуистские и буддийские религиозные объекты с преднамеренными нападениями на монахов и монахинь. [19]
Детские браки
[ редактировать ]В Бангладеш один из самых высоких показателей детских браков в мире. [20] Практика приданого , хотя и незаконная, способствует этому явлению. [21] 29% девушек выходят замуж до 15 лет и 65% до 18 лет. [22] Действия правительства не имели большого эффекта и были противоречивыми: хотя правительство пообещало положить конец детским бракам к 2041 году, премьер-министр в 2015 году попытался снизить брачный возраст для девочек с 18 до 16 лет. [22] Было введено исключение из закона, согласно которому брак в 16 лет разрешается с согласия родителей. [23]
Домашнее насилие
[ редактировать ]В 2010 году Бангладеш принял Закон о домашнем насилии (предотвращение и защита) 2010 года . [24] Домашнее насилие (ДВ) признается значительным процентом населения: в опросе DHS 2011 года 32,5% женщин заявили, что муж имеет право бить или избивать свою жену по определенным причинам (наиболее распространенной причиной было то, что жена «спорит с ним» – 22,4%). [25] В последние годы насилие в отношении женщин, совершаемое мужчинами, значительно снизилось и находится на значительно низком уровне по сравнению с такими странами Южной Азии, как Шри-Ланка, Непал и Индия. [26]
приданое
[ редактировать ]Насилие из-за приданого является проблемой в Бангладеш. Страна приняла меры против практики приданого посредством таких законов, как Закон о запрете приданого 1980 года ; Постановление о запрете приданого (поправка) 1982 года ; и Постановление о запрете приданого (поправка) 1986 года . Однако злоупотребления в отношении приданого продолжаются, а правовые меры в отношении приданого остаются слабыми. [27]
Сексуальное домогательство
[ редактировать ]« Поддразнивание Евы » — это эвфемизм, используемый в Южной Азии для обозначения публичных сексуальных домогательств (часто известных как « уличные домогательства ») в отношении женщин со стороны мужчин. Примеры включают волчий свист, непристойные жесты, угрозы похищения, преследование, ощупывание и натирание женщин. [28] [29] Ева, вероятно, намекает на первую женщину в библейской истории творения . [30] По состоянию на 2010 год, по данным Национальной ассоциации женщин-юристов Бангладеш , почти 90% бангладешских девочек в возрасте 10–18 лет подвергались накануне насмешкам. [28] [31]
Другие проблемы
[ редактировать ]Свобода передвижения
[ редактировать ]
Некоторые городские женщины Бангладеш имеют свободу передвижения в силу своего финансового положения и социального класса, но многим другим предоставлено значительно меньше свободы. Исторически патриархальное общество ограничивало сельских женщин своим домом. Свобода передвижения улучшилась, но большинство женщин по-прежнему живут в своей деревне. Всем женщинам по-прежнему необходимо разрешение мужа на посещение общественных мест. [32]
Здоровье
[ редактировать ]Уровень материнской смертности в Бангладеш составляет 240 смертей на 100 000 живорождений (по состоянию на 2010 год). [33] Инфекции, передающиеся половым путем, относительно распространены, [34] хотя уровень ВИЧ/СПИДа низок. [35] Исследование 2014 года показало, что знания бангладешских женщин о различных заболеваниях очень низкие. [36] Бангладеш недавно расширила программы обучения акушерок с целью улучшения репродуктивного здоровья и результатов лечения. [37]
Планирование семьи
[ редактировать ]Уже в 1990-х годах планирование семьи было признано очень важным в Бангладеш. [38] Общий коэффициент рождаемости (СКР) составляет 2,45 рожденных детей на одну женщину (по оценкам на 2014 год). [39]
Галерея
[ редактировать ]- Бангладешские женщины выходят на митинг в честь первой годовщины Движения за бенгальский язык в Университете Дакки в 1953 году.
- Женщины составляют большую часть рабочей силы экспортно-ориентированной швейной промышленности страны Бангладеш, которая вносит наибольший вклад в экономический рост . [40]
- Бангладешские девушки-кадеты в женском кадетском колледже Фени .
- Бангладешские женщины в Уайтчепеле , Лондон. Соединенное Королевство является домом для одной из крупнейших бангладешских общин за пределами Бангладеш и крупнейшей за пределами Азии.
- Женщин из бангладешской семьи видели в Джебель-ан-Нуре , Мекка , Саудовская Аравия. 3,5 миллиона бангладешцев в Саудовской Аравии, в основном рабочие-мигранты и в некоторых случаях члены их семей, составляют самое большое население Бангладеш за пределами Бангладеш (см. Бангладешцы на Ближнем Востоке ).
- Бангладешские женщины горных районов .
- Бангладешская женщина участвует в Дурга Пудже .
- Бангладешские женщины проходят программу обучения взрослых в Центре молодежного лидерства Бангладеш .
- Женщины перевозят ребенка и коз в затопленной части дельты в Бангладеш.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 19 декабря 2022 г.
- ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2022 год» (PDF) . Всемирный экономический форум. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2022 года . Проверено 22 февраля 2023 г.
- ^ «Расширение прав и возможностей женщин в Бангладеш: не только риторика» . Институт исследований Южной Азии . Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 9 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Обязательство премьер-министра Шейх Хасины по обеспечению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин» (PDF) . Министерство по делам женщин и детей . Май 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 22 июля 2023 г. . Проверено 22 июля 2023 г.
- ^ «Расширение прав и возможностей женщин в Бангладеш: не только риторика» . Институт исследований Южной Азии Национального университета Сингапура . 12 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 19 июля 2023 г.
- ^ «Бюджет на 24 финансовый год: гендерное распределение с акцентом на расширении прав и возможностей» . Дакка Трибьюн . 1 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2023 года . Проверено 14 июля 2023 г.
- ^ «Какие вехи преодолела Бангладеш за 50 лет» . Центр исследований и информации . 26 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2022 года . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ Мередит Бортвик (8 декабря 2015 г.). Меняющаяся роль женщин в Бенгалии, 1849–1905 гг . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400843909 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2022 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ «Бангладеш: Суд убирает слово «девственность» из формы заключения брака» . Новости Би-би-си. Архивировано из оригинала 8 сентября 2019 года . Проверено 7 сентября 2019 г.
- ^ «Официальные результаты переписи населения 2011 года, стр. xiii» (PDF) . Правительство Бангладеш. Архивировано (PDF) из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ «Суд Бангладеш поддерживает ислам как государственную религию» . Аль Джазира. Архивировано из оригинала 2 декабря 2018 года . Проверено 8 июня 2017 г.
- ^ «Всемирная книга фактов» . cia.gov . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ «ЮНИСЕФ в Бангладеш – Образование девочек – Стратегия образования девочек в Бангладеш» . unicef.org . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Естественные науки, Лондонская школа экономики и политики. «Отдел гендерных исследований» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 19 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Земля и имущественные права сельских женщин в Бангладеш» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2020 г. Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ «Доля мест, занимаемых женщинами в национальных парламентах (%) – Бангладеш» . Всемирный банк . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ «Бангладеш – Парламент» . ИПУ Парлин . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ МакЭвой, Марк (3 апреля 2014 г.). «Горный район Читтагонг в Бангладеш – насильники действуют безнаказанно» . Survival International — движение племенных народов . Архивировано из оригинала 12 февраля 2021 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Икбал, Джамиль М. (2 ноября 2009 г.). «Судьба племен Читтагонгского горного района Бангладеш» . В защиту марксизма . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ «Детский брак — это смертный приговор для многих молодых девушек» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 января 2021 года . Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ Ранний брак , ЮНИСЕФ, заархивировано из оригинала 22 января 2017 г. , получено 27 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бангладеш: Девочки, пострадавшие от детских браков: остановить план по снижению брачного возраста до 16 лет , Хьюман Райтс Вотч, 9 июня 2015 г., заархивировано из оригинала 23 декабря 2020 г. , получено 27 августа 2015 г.
- ^ Мансура Хоссейн (7 марта 2015 г.), брачный возраст 18, но с согласия родителей 16 лет , Протом Ало, заархивировано из оригинала 24 декабря 2017 г. , получено 27 августа 2015 г.
- ^ «Английская версия Закона о домашнем насилии (предотвращение и защита) 2010 г.» (PDF) . Защита прав человека . Архивировано из оригинала (PDF) 5 ноября 2013 года.
- ^ «Демографическое и медицинское обследование 2011 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 26 ноября 2020 г. Проверено 28 ноября 2019 г. .
- ^ «57% мальчиков и 53% девочек считают избиение жены оправданным» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 23 ноября 2020 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ «Насилие в отношении приданого продолжается с прежней силой» . Новости ИРИН . 11 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2018 г. Проверено 19 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Нахар, Паприн; ван Реувейк, Миранда; Рейс, Риа (январь 2013 г.). «Контекстуализация сексуальных домогательств в отношении девочек-подростков в Бангладеш» . Репродуктивное здоровье имеет значение . 21 (41): 78–79. дои : 10.1016/S0968-8080(13)41696-8 . ПМИД 23684190 .
- ^ Талбойс, Шэрон Л.; Каур, Манмит; ВанДерслис, Джеймс; Грен, Лиза Х.; Бхаттачарья, Хайманти; Олдер, Стивен К. (январь – март 2017 г.). «Чем дразнит Еву? Смешанное исследование сексуальных домогательств к молодым женщинам в сельских районах Индии» . СЕЙДЖ Открыть . 7 (1): 1. дои : 10.1177/2158244017697168 .
- ^ Барретт, Грант (2006). «Дразнить Еву» . Официальный словарь неофициального английского языка . МакГроу-Хилл. п. 109. ИСБН 0-07-145804-2 .
- ^ «Когда сексуальные домогательства приводят к самоубийству» . Новости ИРИН . 13 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 7 апреля 2020 г. Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Наваз, Фараха (апрель 2020 г.). «Влияние неправительственных организаций на мобильность женщин в общественной жизни: эмпирическое исследование в сельской местности Бангладеш» . Журнал международных женских исследований . 21 (2): 94–113.
- ^ «Всемирная книга фактов» . cia.gov . Архивировано из оригинала 30 октября 2011 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Гибни, Л; Макалузо, М; Кирк, К; Хасан, М.С.; Швебке, Дж; Вермунд, SH ; Чоудри, П. (2001). «Распространенность инфекционных заболеваний среди бангладешских женщин, живущих рядом со стоянкой грузовиков: ВИЧ/ЗППП/гепатит/инфекции половых путей» . Секс-трансмозаражение . 77 (5): 344–50. дои : 10.1136/sti.77.5.344 . ПМЦ 1744386 . ПМИД 11588280 .
- ^ «Всемирная книга фактов» . cia.gov . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Хоссейн, Мошараф; Мани, Кулантаян К.К.; Сидик, Шерина Мохд; Шахар, Хаяти Кадир; Ислам, Рафикул (декабрь 2014 г.). «Знания и осведомленность о ЗППП среди женщин Бангладеш» . BMC Общественное здравоохранение . 14 (1): 775. дои : 10.1186/1471-2458-14-775 . ISSN 1471-2458 . ПМЦ 4246425 . ПМИД 25081860 .
- ^ «ВОЗ – Бангладеш расширяет обучение акушерок для улучшения здоровья матерей и новорожденных» . Всемирная организация здравоохранения . Архивировано из оригинала 6 июня 2014 года.
- ^ Баркат-э-Худа; Стокель, Джон; Пит-Пелон, Нэнси (апрель 1997 г.). Программа планирования семьи Бангладеш: извлеченные уроки и направления на будущее (PDF) . Международный центр исследований диарейных заболеваний, Бангладеш. ISBN 984-551-091-4 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2013 года.
- ^ «Всемирная книга фактов» . cia.gov . Архивировано из оригинала 13 июня 2007 года . Проверено 2 августа 2016 г.
- ^ Бангладеш (Отчет). Бюро по международным делам труда. Архивировано из оригинала 19 февраля 2004 года.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Насрин, Таслима (1998). «Спор о гендере в Бангладеш». У Герберта Л. Бодмана; Найере Э. Тохиди. Женщины в мусульманских обществах: разнообразие внутри единства. Линн Риннер. ISBN 978-1-55587-578-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]