Чакма люди
𑄌𑄋𑄴𑄟𑄳𑄦 | |
---|---|
![]() | |
![]() Женщина Чакма в традиционном наряде. | |
Общая численность населения | |
≈ 800,000 (2011–2022) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бангладеш , [1] Индия [1] и Мьянма | |
![]() | 483,299 (2022) [2] |
![]() | 228,281 (2011) [3] |
Мизорам | 92,850 |
Трипура | 84,269 |
Аруначал-Прадеш | 47,073 |
Ассам | 3,166 |
Западная Бенгалия | 175 |
Мегхалая | 159 |
Нагаленд | 156 |
![]() | 80,000 [ нужна ссылка ] |
Языки | |
Чакма | |
Религия | |
![]() | |
Родственные этнические группы | |
Даингнет , Танчанья , Ракхайн , Бамар |


Народ Чакма или народ Чангма ( Чакма :𑄌𑄋𑄴𑄟𑄳𑄦) — этническая группа из самых восточных регионов Индийского субконтинента и Западной Мьянмы . Это самая крупная этническая группа в регионе Читтагонг-Хилл-Трактс на юго-востоке Бангладеш и самая крупная в Совете автономного округа Чакма в Мизораме , Индия. Значительные популяции чакмы обитают в северо-восточных индийских штатах Аруначал-Прадеш , Трипура и Ассам .
Чакма обладают сильным этническим родством с тибето-бирманскими группами Северо-Восточной Индии. Из-за языкового сдвига в прошлом, чтобы консолидировать власть среди племен, они приняли индоарийский язык чакма , который тесно связан с читтагонским языком , преобладающим вблизи территорий, в которых они живут. [4] Большинство современных людей чакма исповедуют буддизм Тхеравады из-за реформ 19-го века и институционализации царствующей королевой Рани Калинди . В Мьянме народ чакма известен как даингнет и является одной из 135 официально признанных этнических групп. [ нужна ссылка ]
Чакмы делятся на 31 клан или гозу . [4] Общину возглавляет Чакма Раджа , чей статус главы племени исторически признан правительством Британской Индии и правительством Бангладеш .
Отношения между чакмами и их соседями сложны. С одной стороны, многие чакмы хорошо интегрированы в основной средний класс бангладешского и индийского общества и особенно примечательны своей службой в качестве офицеров и послов в военном и дипломатическом корпусе Бангладеш. Политики Чакмы работали министрами в национальном министерстве Бангладеш и министерстве штата Трипура. Однако преследование коренных племен горного района Читтагонг, преобладающей этнической принадлежностью которого являются чакма, было описано как геноцид, но после подписания мирного соглашения в горном районе Читтагонг уровень насилия в этом районе значительно снизился. [5] [6]
Этимология
[ редактировать ]
Имя Чакма происходит от санскритского слова шактимана, что означает могучий и великий. [7] Название было дано Чакмасам одним из бирманских королей в эпоху Багана . Бирманские короли нанимали Чакмас в качестве министров, советников и переводчиков буддийских палийских текстов. Будучи служащими короля, чакмы обладали властью при бирманском дворе, непропорциональной их численности. Бирманцы до сих пор называют чакмы Сак (သက်) или Тет, которые представляют собой сокращенные и искаженные формы шактимана . [ нужна ссылка ] Современные лингвистические исследования позволяют предположить, что термин «Чакма» произошел от двух составляющих слов: «Цак» и «Ма». В этом контексте считается, что «Цак» происходит от слова « Шак », которое связано с кланом Шакья , а «Ма» означает «человек» на тибето-бирманских языках. [8] Сценарий Чакма имеет сходство со сценарием Брахми, предполагая, что Чакмы могут происходить от линии Шакья. [9]
История
[ редактировать ]Биджак из чакм говорит, что они мигрировали в Аракан из древнего королевства Магадха в нынешнем штате Бихар в Индии. [10] Чакма верят, что они являются частью клана Будды Сакья гималайских племен. [11] Постепенно они мигрировали в Аракан и расширили свою территорию до близлежащих холмов Читтагонгского горного массива. [12]
Араканцы или называли чакмас саками, теками тайхами . В 1546 году н. э., когда араканский король Мин Бин вел битву с бирманцами, сакский король напал на северных араканских цыган и оккупировал контролируемые араканцами Чакомы в горах Северного Аракана . [13]
Диего де Астор создал карту Бенгалии , которая была опубликована под названием Descripção do Reino de Bengalla в книге «Quarta decada da Asia » («Четвертое десятилетие Азии») Жуана де Барруша в 1615 году. На карте показана местность под названием Чакомас на восточном берегу реки Бенгалия. Река Карнафули на территории современного Читтагонг, Бангладеш . [14] предполагая, что в то время эту территорию населяли чакмы.
Араканский король Мин Разаги (1593–1612) завоевал эти территории и назвал себя самым высоким и могущественным королем Аракана, Чакомаса и Бенгалии в письме 1607 года португальскому наемнику Филипе де Брито и Никоте . После поражения от араканцев чакмы мигрировали в нынешний горный район Читтагонг и основали свою столицу Алекьяндонг (современный Аликадам ). Из Алекьяндонга они продолжили свой путь на север и поселились в современных Рангунии , Раозане и Фатикчари Упазиласе округа Читтагонг. [15]
В 1666 году могольский губернатор Бенгалии Шайста-хан разгромил араканцев, завоевал Читтагонг и переименовал его в Исламабад. [16] Однако на раннем этапе правление Великих Моголов ограничивалось равнинными районами Читтагонга, в результате чего Чакмы практически не пострадали. В конце концов, Моголы потребовали дань от чакмов после того, как между двумя группами разгорелся торговый спор. [17] : 23
В 1713 году конфликт был разрешен, и между Чакмами и Моголами установились устойчивые отношения; последний никогда не требовал полного подчинения первого. Моголы также наградили короля Чакмы Шукдева Роя; он основал новую столицу своего имени в местности, до сих пор известной как Шукбилаш. Руины королевского дворца и других исторических зданий все еще существуют. Впоследствии столица была перенесена в Раджанагар, Ранирхат , Рангуния-Упазила, округ Читтагонг. [ нужна ссылка ]
Моголы подписали договор с Джаллалом Ханом , раджей Чакмы, в 1715 году. В то время как Моголы контролировали значительные объемы посевов ямса и хлопка в горных районах Читтагонг (CHT), независимость Чакмы от Великих Моголов была признана. [ нужна ссылка ]
Ост-Индская компания
[ редактировать ]Через три года после битвы при Плесси , Мир Касим , новый наваб Муршидабада наградил Ост - Индскую компанию Читтагонгом, Бурдваном и Миднапуром . 5 января 1761 года представитель компании Гарри Верелст принял Читтагонг от Субедара Мохаммада Реза-хана, но король чакмы Шер Дулат-хан, который был практически независимым, хотя номинально платил дань Моголам, не принял гегемонию компании и ее требования. за повышение налогов. [ нужна ссылка ]
Посягательства британцев на горный район Читтагонг привели к затяжной войне между Ост-Индской компанией и чакмасами с 1777 по 1787 год. [18] Ост-Индская компания предприняла четыре наступления на чакма в 1770, 1780, 1782 и 1785 годах. В 1785 году компания начала мирные переговоры с королем чакмы Джаном Бакш-ханом, сыном Шер Дулат-хана. [ нужна ссылка ] был подписан мирный договор В 1787 году в Калькутте . [19] Раджа Джан Бакш Хан пообещал лояльность британцам в обмен на автономию в управлении территорией Чакма. [18]
Основные положения договора между генерал-губернатором лордом Корнуоллисом и королем Чакмы были следующими: [20]
- Ост-Индская компания признала Джана Бакш-хана раджей Чакмов.
- Было решено, что сбор доходов является обязанностью раджи.
- Британское правительство сохранит племенную автономию, а миграция с равнин будет ограничена.
- Ян Бакш-хан был связан договором для поддержания мира на своей территории.
- Британские войска останутся на территории Чакмы не для того, чтобы напугать чакм, а для защиты земли от враждебных племен.
В 1829 году Халед, тогдашний комиссар Читтагонга, подтвердил, что:
Горные племена не были британскими подданными, а всего лишь данниками, и мы не признавали с нашей стороны права вмешиваться в их внутренние дела. Близкое соседство с сильным и стабильным правительством, естественно, постепенно привело вождей под контроль, и каждый ведущий вождь платил сборщику Читтагонга определенную дань или ежегодные подарки. Эти суммы сначала колебались в размерах, но постепенно были доведены до определенного и фиксированного предела, приняв в конечном итоге форму не дани, а дохода государству. [21] : 36
Джан Бакш-хан перенес свою столицу в новое место недалеко от современной Рангунии , назвав его Раджанагар. После смерти Яна Бакша в 1800 году королем стал его сын Таббар-хан, но вскоре умер. В 1802 году младший брат Таббар-хана Джаббар-хан стал королем и правил десять лет. После его смерти его сын Дхарам Бакш Хан стал королем в 1812 году и правил до своей смерти в 1832 году. Не имея наследника мужского пола, правительство назначило Суклала Девана управляющим. Рани Калинди , вдова Дхарам Бакш Хана, обратилась к правительству с просьбой разрешить ей управлять государственными делами. Правительство приняло ее заявление и в 1844 году издало соответствующее постановление. [22] В 1846 году годовой доход, выплачиваемый компании, был сброшен до 11 803,00 рупий. [ нужна ссылка ]
После великого восстания сипаев в 1857 году британское правительство взяло на себя прямой контроль над администрацией Индии, включая горный район Читтагонг, который еще официально не был отделен от Читтагонга, от Ост-Индской компании. Однако территориальная юрисдикция Чакма Раджи была зафиксирована в провозглашении от 6-го шраавана компании 1170 г. н.э. (1763 г. н. э.) как «Все холмы от реки Фени до Сангу и от Низампур-роуд в Читтагонге до холмов Куки Раджа». [21] : 35
После смерти Рани Калинди в 1873 году ее внук Хариш Чандра стал Чакма Раджей и был наделен титулом Рой Бахадур . [ нужна ссылка ]
Британское колониальное правление
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2022 г. ) |
После войны с англичанами чакмы стали очень слабыми в военном отношении. Лушаи Качаре совершали частые набеги на британских подданных, поскольку их охотничьи угодья были превращены британцами в чайные сады в , Ноахали , Комилле и других соседних районах под властью Рани Калинди . Они совершали набеги на горный район Читтагонг и соседние районы в 1847, 1848, 1859 и 1860 годах. [17] : 29 Как следствие, с целью обратить внимание на районы, подвергающиеся неоднократным набегам, и защитить людей от агрессии независимых племен, живущих дальше на восток, но в первую очередь для оккупации земель Чакма, вице-губернатор Бенгалии рекомендовал снести холм трактаты из регулируемого округа и назначение начальника над племенами. Обе эти рекомендации были приняты Законом XXII 1860 года, который вступил в силу 18 августа того же года. [17] : 29 Горные районы были отделены от района Читтагонг, для горного района Читтагонг был назначен суперинтендант, а его штаб-квартира была расположена в Чандрагоне . Холмы, находящиеся под его опекой, отныне стали известны как горный массив Читтагонга. В течение следующих нескольких лет внимание было сосредоточено на сохранении мира на границе. В 1869 году штаб-квартира была перенесена в Рангамати . Официальное название должности суперинтенданта было изменено на заместителя комиссара, и полный контроль над вопросами доходов и правосудия на всей территории Хилл-Трактс был передан его офису.
Пограничная ситуация вынудила вождя Чакмы перенести свою столицу, и в 1874 году он сделал это из Раджанагара в Рангамати. В то время хлопок выращивался в горных районах Читтагонг и был важен для британцев из-за их фабрик, поэтому эффективный контроль над горными районами Читтагонг также был важен для них.
В 1881 году правительство разделило горный район Читтагонг на круг Чакма , круг Бохмонг и круг Монг . Каждый кружок возглавлял руководитель. [17] : 30 Кружок Чакма возглавлял Чакма, кружок Бохмонга - Бомонг, а бирманский кружок - Монг . Круг Чакма был расположен в центре и населен в основном чакмами, круг Бохмонг находился под властью вождя бохмонгов араканского происхождения, а круг Монг также был населен кланами, говорящими на араканском языке, с некоторыми иммигрантами из Трипуры и возглавлялся другим правителем араканцев. добыча. Разделение произошло потому, что британское правительство не поддерживало власть вождя Чакмы, который контролировал горные племена. Кроме того, правительство все больше беспокоилось о политических и административных делах районов. Следовательно, они хотели заложить основу управления ограниченным образом со следующими целями: [17] : 30
- Контролировать правление вождя Чакмы и ограничить некоторые его полномочия.
- Чтобы защитить британских подданных от Куки (имя, данное Лушай британцами)
- Сохранить мир в приграничных районах, чтобы можно было выращивать хлопок и предоставлять его британским фабрикам.
После создания отдельного округа и трех кругов угроза Куки (Лушай) горному району Читтагонг и другим прилегающим территориям не прекратилась. Между 1865 и 1888 годами Шенду . время от времени совершали набеги на Хилл-Трактс и убили множество людей, в том числе лейтенанта Стюарда и его исследовательскую группу и Бирмы одновременно было предпринято 1890 военных наступлений на холмы Лушай В 1872 году в сотрудничестве с правительствами Бенгалии, Ассама (Мизорам) из округа Читтагонг и Бирмы , и вся территория ЧТ оказалась под британским контролем.
Автономные полицейские силы были созданы племенами Хилл-Тракт в 1881 году. Племена пожаловались в Великобританию после того, как в Хилл-Тракт произошли попытки проникновения со стороны низинных бенгальских мусульман. [18]
1 апреля 1900 года Южный и Северный холмы Лушай (тогда входившие в состав горного массива Читтагонг) были объединены в округ провинции Ассам со штаб-квартирой в Айзоле . [23] Холмы Лушай теперь были Мизорам индийским штатом .
Позже британцы через заместителя комиссара взяли на себя абсолютный контроль над горными районами Читтагонг (включая круг Чакма) после введения в действие руководства по горным районам Читтагонг . Холмы Читтагонг (холмы Лушай) снова были признаны «исключенной территорией» в соответствии с Законом о правительстве Индии 1935 года . [17] : 35
Местные племена требовали создания независимого государства для горного района Читтагонг, поскольку бенгальцы и племена не разделяли религию, язык или этническую принадлежность, и они потребовали создания собственной независимой территории в 1930-х годах, когда индийское национальное движение началось . Во время Второй мировой войны , чтобы сохранить лояльность Чакмы перед лицом наступления Японии, местные британские чиновники гарантировали племенам, что горный район Читтагонг будет разделен на отдельные части в случае обретения Индией независимости. [18]
После независимости
[ редактировать ]В Британской Индии существовала определенная степень безопасности и защиты, предоставляемая немусульманским и небенгальским чакмасам из горного массива Читтагонг и другим племенным людям. [24] Бенгалия и Ассам не управляли CHT в этот период. Скорее CHT представляла собой отдельную административную единицу, которая пользовалась значительной степенью самоуправления. [25]
Несмотря на то, что CHT на 97,2–98,5% состоит из немусульман, он был передан Пакистану председателем Комиссии по установлению границ сэром Сирилом Рэдклиффом в 1947 году после обретения независимости . [25] Коренные чакмы составляли большую часть чиновников, за исключением некоторых британцев во время правления Британской Индии. [21] : 190 навязал ему вопрос о округах Пенджаба и пересмотренные границы CHT Пакистан получил CHT от Рэдклиффа после того, как 17 августа 1947 года лорд Маунтбеттен . [26] Решение Рэдклиффа провести эту границу проложило путь к будущим войнам, насилию и конфликтам. [27] Конституция Пакистана 1956 года, которая определила ЧТ как «исключенную территорию», оставила все как есть. Дело в том, что с 1900 года CHT управлялся другим набором правил, чтобы не допустить приобретения жителями материка права собственности на племенную землю. CHT претерпел значительные изменения, когда пакистанские вооруженные силы свергли правительство в 1958 году и переименовали охраняемую территорию в «Территорию племен». Наконец, в 1963 году в Конституцию 1962 года были внесены поправки, отменяющие прежнее название, что сделало CHT доступным для всех лиц, не принадлежащих к племени. [28] [21] : 50 В результате выращивание джума в Чакмасе было затруднено, и на эту территорию вторглись многочисленные несанкционированные поселенцы. Конституция Бангладеш не называет какую-либо группу (включая бенгальцев) коренной. [29]
Как и в индийском штате Трипура, чакмы жили в Бангладеш до того, как она обрела независимость. Недавняя миграция этнических бенгальцев в традиционно чакмские районы Бангладеш усилила напряженность в горном районе Читтагонг. Сменявшие друг друга правительства решительно подавляли восстания в Чакме и, наконец, положили конец конфликту, заключив мирный договор 1997 года . Эти силы и строительство плотины Каптай тогдашним пакистанским правительством в районах Чакмы, которая затопила обрабатываемые земли и вынудила тысячи людей покинуть свои дома, привели к миграции в 1964–1969 годах большого населения Чакма в Диюн , Аруначал-Прадеш. [30]
Многие буддийские чакмы мигрировали из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) в Индию. [31] Проекты развития инфраструктуры негативно повлияли на племена CHT, начиная с 1950-х годов. [32] В их число входил Каптай-Дэм проект гидроэлектростанции , построенный в 1959–1963 годах правительством Пакистана при содействии Агентства США по международному развитию для обеспечения электроэнергией большей части Восточного Пакистана. В результате проекта было затоплено сорок процентов сельскохозяйственных угодий в горном районе Читтагонг, что привело к перемещению почти 100 000 чакма. Около шестидесяти процентов были переселены, а сорок процентов бежали в Индию. [33] Чакмас составляли 90% из 10 000 человек, чьи 54 000 акров сельскохозяйственных угодий были затоплены в 1962 году из-за электростанции Карнафули и плотины Каптай. Чакмасам было предложено неумелое переселение и недостаточная компенсация. [32] Индия использовала NEFA в качестве места переселения беженцев из Чакмы. [34]
Население Чакмы в горном районе Читтагонг в 1964 году оценивалось в 250 000 человек. ЧТ описывался как холмистый, засаженный деревьями, зеленый ландшафт с фонтанами воды. [35] Заместитель комиссара руководил Подразделением горных районов Читтагонг под властью Пакистана.
Манабендра Нараян Ларма потребовал автономии в 1970 году. Штату Трипура пришлось решать проблему семей Чакма. [36] Чакмы доминируют в сельском хозяйстве, занятости и образовании по сравнению с уроженцами Аруначала, потому что они более квалифицированы и имеют более высокий уровень грамотности. [37] Вопрос о возвращении беженцев Чакма из Индии в Бангладеш был поднят в 1995 году. [38] Конфликт горных племен с Бангладеш вызвал исход 50 000 чакм в Индию из горных районов Читтагонг. Соглашение 1992 года между Индией и Бангладеш предусматривало, что Бангладеш примет их обратно. [39] Соглашение, заключенное в марте 1997 года между лидерами Чакмы и Бангладеш, предусматривало репатриацию в Бангладеш беженцев Чакма в Трипуре. [40] И раздел Восточного Пакистана, и независимость Бангладеш вызвали приток в Индию беженцев из Чакмы. [41] В 1960-х годах сотни мусульманских семей из других частей Восточного Пакистана были переселены в район долины Матамухури в Аликадаме, регионы долины Фени в Белчари и Туланчари, а также в регионы Лама, Бандарбан и Рамгарх. [42]
Тридев Рой продолжал сотрудничать с пакистанскими силами и отказался присоединиться к движению за свободу Бангладеш. Президент Пакистана Яхья Хан назначил Тридива Роя дипломатическим постом в Юго-Восточной Азии во время войны в качестве награды за его сотрудничество. Рой выбрал сторону Пакистана, опасаясь, что в независимой Бангладеш, скорее всего, будет демократическое правление, и он может потерять свои феодальные интересы. Пакистан сохранил свою поддержку и преданность, согласился Рой 25 марта, и взамен британская артиллерия воздержится от обстрелов столицы CHT Рангамати . [43] Рой считал, что Бангладеш не предоставит автономию CHT и чакмасам, и заслужил неприязнь Авами Лиги , отклонив предложение шейха Муджибура Рахмана баллотироваться в качестве кандидата от Авами Лиги. [44] Племенам CHT было отказано в автономии. [45] Жители холмов ЧТ были зачислены в качестве моджахедов и разакаров в пакистанскую армию во время Освободительной войны Бангладеш 1971 года. [32]
Правительство Бангладеш предоставило финансовую поддержку тысячам бенгальцев , расселившихся в этих районах. К 1981 году треть населения районов составляли бенгальские мигранты. [46] [47] Парбатья Чаттаграм Джана Самхати Самити (PCJSS; Ассоциация солидарности народов горного района Читтагонг), основанная Чакмасом, потребовала прекращения бенгальских поселений, возвращения поселенцами земель коренным жителям ЧТТ и автономии. [47] 7 января 1973 года Шанти Бахини (Силы мира) были основаны как военная армия PCJSS. [48] Стремясь добиться независимости горного района Читтагонг, Шанти Бахини начали партизанские нападения на правительство. [49] Партизаны Джумма, состоящие из сил Шанти Бахини. [50] Руководителями партии PCJSS в основном являются чакма из-за их уровня грамотности 59%, что больше, чем у других племен CHT, поэтому они контролируют PCJSS. [51]
Во время войны большинство пахади оставались пассивными, хотя Мукти Бахини завербовали некоторых. В 1971 году в пакистанскую армию были приняты горцы CHT. После войны Тридев Рой сохранил верность Пакистану, который он поддерживал во время войны. [52] В 1970 году он был независимым депутатом парламента Пакистана, одновременно занимая пост раджи Чакмы. [53] Кандидат от Авами Лиги шейх Муджибур Рахман проиграл выборы Рою. [54] Рой находился в Юго-Восточной Азии, когда в декабре 1971 года Бангладеш перешел под контроль индийской армии. Бхутто назначил Роя должность министра по делам меньшинств, и он помогал лоббировать интересы Пакистана в Организации Объединенных Наций (ООН) после войны. Пост посла по туризму также был присвоен Рою. [54] Рой представлял Пакистан, когда он протестовал в ООН по поводу Бангладеш. [55] Пакистан сохранил верность только Нурулу Амину и Тридиву Рою среди своих депутатов от Восточного Пакистана. [56] Рой отказался присоединиться к Бангладеш, потому что горным районам не была предоставлена автономия, и остался на стороне Пакистана, несмотря на то, что Муджиб пытался убедить Тридива покинуть Пакистан. [56]
Убежище в Индии
[ редактировать ]Мегхалая и Трипура были пунктами назначения буддийских беженцев из Чакмы, бежавших от войны, начатой проживающими на равнинах бангладешцами-мусульманами, заселившими CHT, а также правительством Бангладеш, создавшим силы военной полиции для изгнания жителей Читтагонгского горного района. [57] «Мусульманский мир» пожаловался на предполагаемую иммиграцию из Бангладеш в Аракан буддистов происхождения Магх и Чакма. [58]
В 1974 году народ Гаро был лишен собственности в соответствии с Законом Бангладеш о собственности XLVI и непрезидентской собственности, а также был затронут Постановлением о собственности противника 1964 года. [59] Земли в CHT были захвачены бенгальскими колонистами; горные народы CHT не получили никакого культурного или этнического признания и сочувствия со стороны сменявших друг друга правительств Бангладеш, несмотря на то, что культура и этническая принадлежность использовались бенгальцами в качестве аргумента против Пакистана во время войны. [24] Мирное соглашение 1997 года положило конец продолжавшейся двадцать лет войне за автономию между Бангладеш и жителями Джуммы в районе Читтагонг-Хилл-Трактс. [60] «Читтагонгские горные районы» показали, что только бенгальцы должны были получить выгоду от бенгальского национализма и его «либерализма», направленного против гегемонии Пакистана. Даже «променьшинство» и участник мирного соглашения CHT, Авами Лига, отказалось предоставить статус Адибаши, заявив, что, согласно конституции, бенгальцы являются национальностью, а бангладешцы — гражданством, и отказались признать наличие в Бангладеш коренного населения. люди. Бенгальский национализм является частью идеологии BNP. Джумма-национализм возник из бенгальского национализма из-за гегемонии бенгальцев. [61]
Права коренных жителей ЧТ были проигнорированы при строительстве плотины Рангмати Каптай. Поскольку CHT Jummas безразлично относились к независимости Бангладеш, бенгальское большинство считало их нелояльными. [62] Конституция Бангладеш 1972 года не предоставила горным районам Читтагонг никакой автономии. [63] Конфликт в Чакме является одновременно религиозной и этнической проблемой в Бангладеш. [64] Бангладеш В районе холмов Читтагонг племена чакма покинули этот район из-за религиозных и этнических распрей, вызванных политикой исламизации . Горный район Читтагонг был колонизирован мусульманами Северной Бирмы и Бангладеш. [65] Ярлык «геноцид» использовался для описания действий правительства Бангладеш в отношении неисламских коренных жителей Читтагонгского горного района Джумма. [66]
В феврале 1972 года премьер-министры Индии и Бангладеш опубликовали совместное заявление, в соответствии с которым правительство Индии решило предоставить гражданство чакма в соответствии с разделом 5 (1) (а) Закона о гражданстве 1955 года, но штат Аруначал У Прадеша были сомнения. Таким образом, чакмам было разрешено реабилитироваться. Избирательная комиссия Индии разработала правила, позволяющие чакмасам иметь право голоса путем внесения их имен в списки избирателей округа, в котором они проживают. [67] [ нужен неосновной источник ]
Индийское представительство
[ редактировать ]Чакмы теперь имеют представительство в Законодательном собрании Мизорама и Законодательном собрании Трипуры. [68] и Совет автономного округа племенной территории Трипура . [69] Единственным центром политической власти и идентичности является Совет автономного округа Чакма в Индии, легитимность которого ставится под сомнение народом Мизо . , Мьянма, проживают еще 80 000 чакмов В штате Ракхайн , которые известны как люди дайннет . [ нужна ссылка ]
В сентябре 2015 года Верховный суд Индии вынес решение, предписывающее правительству Индии и Аруначал-Прадеша предоставить права индийского гражданства всем чакма, постановив, что они не могут подвергаться дискриминации в отношении любого другого индийца. [67]
Культура
[ редактировать ]Чакмы – народ со своей культурой, фольклором, литературой и традициями.
Традиционный наряд
[ редактировать ]Традиционная одежда является важной частью почти каждой культуры. Женщины чакма носят хади Пинон . Пинон ( 𑄛𑄨𑄚𑄮𑄚𑄴 ) и хади (𑄦𑄘𑄨) красочно сотканны вручную с различными узорами. Рисунок сначала вышивается на куске ткани, известном как Алам . Мужчины Чакма носят Силухм (𑄥𑄨𑄣𑄪𑄟𑄴) и Дуди (𑄘𑄪𑄘𑄨) в качестве своей традиционной одежды.
Джум
[ редактировать ]В прошлом большинство чакм практиковали подсечно-огневое возделывание ( джхум ) в качестве своего основного занятия. Однако сегодня многие чакмы перешли на пахотное земледелие, а некоторые занялись птицеводством. [70]
Традиционный дом
[ редактировать ]Традиционные временные жилища чакмы называются мавногаур . Мавногавр и построен из бамбука соломы и опирается на деревянные бревна. [70]
Чакмская кухня
[ редактировать ]Чакма в основном готовят на открытом огне. Они едят много видов пищи (включая мясо), главным продуктом которых является рис, но обычно избегают говядины. [70]
Фестиваль
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2022 г. ) |
Чакмы отмечают различные буддийские праздники. Самая важная – Будда Пурнима. [71] или всемирно известный как Весак . Во всем мире он также известен как День рождения Будды. Это годовщина трёх важных событий в жизни Будды — его рождения, достижения просветления и его смерти. Он отмечается в день полнолуния месяца Вайсакха (обычно в мае).
В этот и другие праздничные дни чакмы надевают свои лучшие одежды и посещают храм. Там к образу Будды приносят цветы, зажигают свечи и слушают проповеди священников. Бедным раздается милостыня (пожертвования) и устраиваются праздники для священников.
Трехдневный фестиваль, известный как Новый год Биджу/Бизу или Чакма. [72] отмечали с большим энтузиазмом. Этот Новый год Чакма следовал тому же индийскому календарю, в котором совпадает дата Нового года. Этот Биджу также празднуется в один и тот же день в различных буддийских странах, таких как Мьянма Санграй , Таиланд Сонгкран , Камбоджа, Лаос, Индия, Бангладеш, сингальский Новый год и в некоторых других азиатских странах. Дома украшены цветами, маленькие дети уделяют особое внимание пожилым людям, чтобы заслужить их благословение, посещение буддийских монастырей, а также приготовление праздничных и традиционных блюд чакма для гостей - вот некоторые из важных дел.
Открыть
[ редактировать ]Бизу - самый важный социально-религиозный праздник Чакмы. [73] Бизу — буддийский фестиваль и государственный праздник в Трипуре. [74] [75] Этот фестиваль породил танец Бизу . Фестиваль длится три дня и начинается за день до последнего дня месяца Чайтра , приходящегося на апрель. Первый день известен как Пхул Бизу . В этот день чистятся и стираются предметы быта, одежда, собираются продукты, чтобы придать дому новый вид пеленой разных цветов.
Второй день известен как Мхул Бизу . Этот день начинается с купания в реке. Люди надевают новую одежду и ходят по деревне. Женщины носят пинон и хади, а мужчины — силум и дуди . Им также нравится специально приготовленное овощное карри, известное как «Паа Заун Таун», различные домашние сладости, такие как Бавраа-пьи-де, Цаан-йей пии-де, Хау Га Пий-де и Бенг Пий-де; и принять участие в различных традиционных видах спорта. День заканчивается танцем Бизу.
Последний день, известный как Gawz che Pawz che dyin, включает в себя различные социально-религиозные мероприятия. В контексте его характера некоторые говорят, что Бизу — это праздник, который вращается вокруг сельскохозяйственной деятельности, поскольку он отмечается в середине апреля, когда земля только что пролилась первым дождем и начинается посев жума. И считается, что с целью получения богатого урожая устраивалось поклонение земле, которое впоследствии приняло форму праздника. Однако в последнее время оно утратило сельскохозяйственный характер.
Будда Пурнима
[ редактировать ]Его отмечают в день полнолуния месяца Вайсакха. [76] Оно включает в себя рождение, просветление ( нирвана ) и уход ( паринирвана ) Будды. В день поклонения преданные идут в монастырь с Шийонгом или Ци Янгом (подношениями риса, овощей и других фруктов и кондитерских изделий). Буддийские монахи, известные как Бханте, возглавляют преданных пение стихов, написанных на пали. [77] во славу святой тройной драгоценности: [78] Будда, Дхарма (его учение) и Сангха (его ученики). Помимо этого, по мере возможности, выполняются и другие практики, такие как зажигание тысяч ламп и выпуск Фанух Батти (благоприятной лампы из бумаги в форме воздушного шара). [ нужна ссылка ]
Еда
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2022 г. ) |
Побеги бамбука — традиционное блюдо народа Чакма, которое они называют Бхаз-чуу-ри . [79] Паста из креветок и рыбная паста – их традиционные ингредиенты для приготовления, их называют сидолами.
Основной пищей чакмасов является рис с добавлением проса , кукурузы, овощей и горчицы . Овощи включают ямс, тыкву, дыни и огурцы. В рацион можно добавлять овощи и фрукты, собранные в лесу. Рыбу, птицу и мясо едят, несмотря на то, что многие буддисты — вегетарианцы.
Некоторые типичные блюда чакмы включают рыбу, овощи и специи, фаршированные отрезком бамбука и приготовленные на слабом огне; продукты, завернутые в банановые листья и поставленные возле огня; и яйца, которые выдерживаются до ферментации.
Спорт и игры
[ редактировать ]Гуду хара, или Ха-до-до, также известная как кабадди , — это игра, в которую играют по всему региону Чакма. Две команды стоят по обе стороны от центральной линии. Они по очереди отправляют игрока на территорию противника, чтобы он коснулся как можно большего количества людей за одно дыхание, одновременно произнося «Ха-до-до». Если у игрока перехватывает дыхание или его ловят противники, он выбывает. С другой стороны, если игрок успешно возвращается на свою территорию, отмеченные им игроки должны покинуть игру. [80]
Гилхей Хара [ нужна ссылка ] это игра, в которую могут играть две команды или два человека. особый тип семян, называемый гьи-лхей Для игры используется . Семена Gyilhei встречаются и выращиваются в диких лесах на холмах и похожи на семена фасоли, но больше по размеру. Когда придет время, крупные бобы высохнут, и семена, известные как гильхей, будут готовы к сбору и использованию в игре.
Другие развлечения включают Наденг Хара, в который играют с волчком; и различные борцовские игры. Паути хара — сложная традиционная игра, в которую играют две команды. Из-за того, насколько сложны его правила, он становится все менее и менее распространенным.
Религия
[ редактировать ]Подавляющее большинство чакма являются последователями буддизма Тхеравады . [12] религия, которую они исповедовали на протяжении веков. [81] Меньшинство чакм исповедуют христианство. [82]
93 411 человек исповедуют буддизм Согласно отчету переписи 2011 года, в Мизораме , Индия, . 7,3% - христиане или последователи других религиозных убеждений. [83]
Язык
[ редактировать ]Первоначально чакмы говорили на языке, принадлежащем тибето-бирманской семье, принадлежащей к дереву Цзинпо-Луиш . Язык был очень похож на современные качинский и бирманский языки. Но в настоящее время в их языке много общих слов или заимствованных слов из хинди , пали , санскрита , английского, ассамского и бенгальского языков из-за долгих лет влияния Бенгальского султаната. Многие лингвисты теперь считают современный язык чакма (известный как Чангма Бхаз или Чангма Хауда ) частью восточно-индоарийской языковой группы. Чангма Бхаз написан собственным шрифтом, сценарием Чакма , также известным как Авжапат/Ауджхапат . Чакма написана алфавитом, допускающим его рукописную форму, и почти идентична кхмерским иероглифам Ланна (Чиангмай), которые ранее использовались в Камбодже , Лаосе , Таиланде и южных частях Бирмы . [84]
Генетика
[ редактировать ]Чакма тесно связаны с тибето-бирманскими группами Северо-Восточной Индии , Юго-Восточной Азии и Восточной Азии. [85] Согласно генетическому исследованию населения Бангладеш в 2019 году, Чакма несла 52,59% гаплогруппы Y , 13,79% гаплогруппы Q , 10,34% гаплогруппы J , 6,03% гаплогруппы I , 4,31% гаплогруппы R1a , 4,31% гаплогруппы H , 3,45% гаплогруппы G. , 1,72% гаплогруппы E и 1,72% гаплогруппы N. [86]
Известные люди
[ редактировать ]Бангладешский
[ редактировать ]- Амит Чакма , вице-канцлер Университета Западной Австралии , канадско-бангладешский
- Чампа Чакма , бывший игрок в крикет из Бангладеш.
- Чару Бикаш Чакма , бангладешский политик
- Калпаранджан Чакма , политика Бангладеш
- Канак Чанпа Чакма , бангладешский художник.
- Риту Порна Чакма — футболист Бангладеш.
- Моника Чакма — футболистка Бангладеш.
- Рупна Чакма — футболист Бангладеш.
- Чандра Калинди Рой Хенриксен , американо-бангладешский ученый
- Манабендра Нараян Ларма , бангладешский политик
- Джьотириндра Бодхиприя Ларма , бангладешский политик
- Праджнананда Махатхера , буддийский монах из Бангладеш.
- Бенита Рой , бангладешская аристократка, литератор, дипломат и министр.
- Девасиш Рой , бангладешский политик и юрист
- Суро Кришна Чакма , профессиональный боксёр из Бангладеш.
Индийский
[ редактировать ]- Будда Дхан Чакма , индийский политик
- Христос Мохан Чакма , индийский политик
- Нихар Канти Чакма , индийский политик,
- Нирупам Чакма , индийский политик (член Национальной комиссии племени Графика)
- Расик Мохан Чакма , индийский политик
- Амит Кумар Чакма , индийский политик
- Мохан Лал Чакма , индийский политик
- Самбху Лал Чакма , индийский певец и политик.
- Сантана Чакма , индийский политик, министр в правительстве Трипуры
- Прова Чакма , индийский политик
пакистанский
[ редактировать ]- Тридев Рой , пакистанский политик, дипломат, писатель и 50-й раджа Круга Чакма.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Предметные рубрики Библиотеки Конгресса . Том. Я (13-е изд.). Служба распространения каталогов, Библиотека Конгресса. 1990. с. 709. Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «Таблица 1.4 Этническое население по группам и полу» (PDF) . Статистическое бюро Бангладеш. 2021. с. 33. Архивировано (PDF) из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Таблица C-16 Население по родному языку: Индия» . www.censusindia.gov.in . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения Индии . Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г. См. «Чакма». Поскольку чакма не зарегистрированы как этническая группа во всех штатах, где они проживают (например, в Аруначал-Прадеше), язык является лучшим методом оценки их населения в Индии.
- ^ Перейти обратно: а б ПРО Разаул Карим Факир (4 января 2019 г.). «Тайна создания разнообразия речи чакма» . Финансовый экспресс . Архивировано из оригинала 18 февраля 2022 года . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Шэрон О'Брайен (2004). «Горный район Читтагонг». В Шелтоне, Дина (ред.). Энциклопедия геноцида и преступлений против человечества . Справочник библиотеки Макмиллана. стр. 176–177.
- ^ «Скрытый Бангладеш: насилие и жестокость в горных районах Читтагонг» . Международная амнистия в Великобритании . 21 августа 2015 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2018 г. Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ Памела Гутман (1976). Древний Аракан . Издательство Австралийского национального университета. п. 14.
- ^ Панналал Маджумдар (2013). Чакмы Трипуры, 2-е издание Институт племенных исследований и культуры, правительство. из Трипуры. стр. 100-1 38–39.
- ^ Сумана Бхаттачарья (2004). Лингвистическое исследование Чакмы . Университет Калькутты. п. 1.
Сценарий чакма имеет сходство со сценарием брахми, что указывает на культурные связи. Существует теория, предполагающая, что чакмы могут происходить от линии Шакья в древней Индии.
- ^ Ранджан, Читта (2022). Чакмы в Юго-Восточной Азии . Публикации HSR A. п. 112. ИСБН 978-93-5506-169-0 .
- ^ Панналал Маджумдар (2013). Чакмы Трипуры, 2-е издание . Институт племенных исследований и культуры, правительство. из Трипуры. п. 38.
Биджак Чакм. Мы легко можем принять во внимание, что Чакмы пришли в Бирму из Индии в далёкие древние времена. Поскольку чакмы считают их потомками клана шакья.
- ^ Перейти обратно: а б «Чакма | люди» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Сэр Артур П.Фейр (1883). История Бирмы . Трюбнер и Ко. с. 79.
- ^ Диего де Астор. «Описание Королевства Бенгалла» .
- ^ Сугата Чакма. Парбаттья Чаттаграмер Упаджати О Сангскрити . стр. 19–20.
- ^ RC Маджумдар , изд. (1974). Империя Великих Моголов . История и культура индийского народа. Том. VII. Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван. п. 230.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сарадинду Шекхар Чакма. Этническая чистка в горном районе Читтагонг . стр. 23–35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Минахан (2002). «Джуммас» . Энциклопедия народов без гражданства: этнические и национальные группы по всему миру . Том. II. Гринвуд Пресс. п. 847. ИСБН 978-0-313-07696-1 .
- ^ Правительство Бангладеш. Окружной справочник горных районов Читтагонг . п. 35.
- ^ Закон Сунит Бхушан (1998). Сопротивление Чакмы британскому господству 1772–1798 гг . Читтагонг: Закон Сунити Бхушан. п. 52. ОСЛК 54822598 .
- ^ Перейти обратно: а б с д С. П. Талукдер (1988). Чакмы, жизнь и борьба . Издательство Джан. стр. 35–36, 50, 190. ISBN. 978-81-212-0212-1 .
- ^ Бирадж Мохан Деван. Чакма Джатир Итибритто . п. 195.
- ^ Еженедельник Кагодж . 9 мая 1995 г.
{{cite news}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) [ название отсутствует ] - ^ Перейти обратно: а б Бурджор Авари (2012). Исламская цивилизация в Южной Азии: история мусульманской власти и присутствия на Индийском субконтиненте . Рутледж. п. 245. ИСБН 978-1-136-21226-0 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бхумитра Чакма (2016). «CHT и мирный процесс» . В Али Риазе; Мохаммад Саджадур Рахман (ред.). Справочник Routledge по современному Бангладеш . Рутледж. п. 306. ИСБН 978-1-317-30877-5 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Прикосновение к Земле . Общество окружающей среды и человеческого развития. 1998. с. 12. Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Виллем ван Шендель (2005). Бенгальская граница: за пределами государства и нации в Южной Азии . Гимн Пресс. стр. 48–49. ISBN 978-1-84331-145-4 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Каллол Дебнат; Кунал Дебнатх (2020). «Беженцы Чакмы в Аруначал-Прадеше: их включение и неудача». В Дасе, Сурав Кумар; Чоудхари, Нидхи (ред.). Кризисы беженцев и экономики стран третьего мира: политика и перспективы (1-е изд.). Бингли: Emerald Publishing Limited. п. 142. дои : 10.1108/978-1-83982-190-520201015 . ISBN 978-1-83982-191-2 . S2CID 219929406 .
- ^ Юрки Какконен; Санджай Чатурведи (2005). Глобализация: пространства, идентичности и (не)безопасности . Нью-Дели: Издатели Южной Азии. п. 239. ИСБН 978-81-7003-284-7 .
Коренные народы джумма горного района Читтагонг (ЧТ), состоящие из чакмас, мармас, трипура, хиянгов, лушайцев, хумисов, чаков, мурунгов, боумов и панкусов, не признаны Конституцией Бангладеш.
- ^ Махендра Чакма (21 сентября 2017 г.). «Открытое письмо: Дорогой Раджнатх Сингх, «ограниченное гражданство» для Чакмаса — это слишком мало и слишком поздно» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 11 декабря 2019 года . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ Сатчидананда Дхар (1989). Религия в социально-экономической жизни Индии . Издательство Чаттерджи. п. 107. ИСБН 978-81-85089-00-3 .
После раздела Индии в 1947 году многие бенгальские буддисты мигрировали из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) [в Индию]… включая миграцию буддистов племени чакма.
- ^ Перейти обратно: а б с Бехера, Аджай Даршан (октябрь 1996 г.). «Повстанческое движение на холмах Бангладеш: поиск автономии чакмасами» . Стратегический анализ . 19 (7): 988–989.
- ^ Кристиан Герлах (2010). Чрезвычайно жестокие общества: массовое насилие в мире двадцатого века . Издательство Кембриджского университета. стр. 171–172. ISBN 978-0-521-70681-0 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 24 июня 2019 г.
- ^ Джаянта Кумар Рэй (2010). Международные отношения Индии, 1947-2007 гг . Рутледж. п. 363. ИСБН 978-0-415-59742-5 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Анвар Хусейн (14 июня 1964 г.). «Происхождение чакм» . Иллюстрированный еженедельник Пакистана . Том. 16. с. 18.
пышная зеленая страна лесистых холмов, прыгающих фонтанов и быстрых ручьев... четвертьмиллионное племя чакма из идиллического горного района Читтагонг.
- ^ Дипаннита Чакраборти (2004). Земельный вопрос в Трипуре . Нью-Дели: Издательство Аканша. п. 42. ИСБН 978-81-87606-57-4 .
Религиозные преследования, этническое насилие, имевшее корни в экономических причинах, вынудили чакмов массово въехать в Индию... 50 000 беженцев-чакма прибыли в Трипуру в апреле 1986 года... к июлю 1989 года их число выросло до 67 000.
- ^ Гирин Пхукон (2002). Этническая принадлежность и государственное устройство в Южной Азии . Издательства Южной Азии. п. 265. OCLC 50712718 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Выдержки из национальной прессы . Центр исследований Южной Азии, кампус Каид-и-Азам, Университет Пенджаба. Май 1995 г. с. 1997. Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Лебедь Сик (1994). Азиатский ежегодник международного права: 1992 год . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 366–. ISBN 978-0-7923-2239-9 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Притхви Рам Мудиам (2001). «Безопасность в Южной Азии: необходимость нового определения». В Судхире Джейкобе Джордже (ред.). Внутри- и межгосударственные конфликты в Южной Азии . Издательства Южной Азии. п. 54. ИСБН 978-81-7003-249-6 .
... Уступка Индии Бангладеш в отношении разделения вод Ганги (12 декабря 1996 г.) была встречена последней взаимностью подписанием соглашения с лидерами Чакмы (9 марта 1997 г.). Он предусматривал возвращение беженцев Чакма, укрывшихся в Трипуре, в Бангладеш.
- ^ Чунну Прасад (2010). «Беженцы и права человека: сравнительные исследования чакмасов в Индии и бихари в Бангладеш» . В М.Р. Биджу (ред.). Проблемы развития в современной Индии . Нью-Дели: Концептуальное издательство. п. 240. ИСБН 978-81-8069-714-2 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Чандрика Басу Маджумдар (2003). Возникновение движения чакма в горных районах Читтагонг . Прогрессивные издательства. стр. 37–38. ISBN 978-81-8064-052-0 .
- ^ Салил Трипати (2016). Полковник, который не раскаялся: война в Бангладеш и ее тревожное наследие . Издательство Йельского университета. стр. 280–281. ISBN 978-0-300-22102-2 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «Раджа, отдавший свое королевство» . «Экспресс Трибьюн» . 18 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 11 марта 2020 г. . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Иштиак Ахмед (1998). Государство, нация и этническая принадлежность в современной Южной Азии . А&С Черный. стр. 232–. ISBN 978-1-85567-578-0 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Майрон Вайнер (1993). Международная миграция и безопасность . Вествью Пресс. п. 159. ИСБН 978-0-8133-8774-1 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
[Правительство] Бангладеш выделило средства тысячам бенгальских семей для поселения в этих районах, утверждая, что этот район менее густонаселен, чем остальная часть густонаселенной Бангладеш. К 1981 году бенгальские мигранты составляли треть населения районов.
- ^ Перейти обратно: а б Майрон Вайнер (21 августа 1993 г.). «Отверженные народы и нежелательные мигранты в Южной Азии». Экономический и политический еженедельник . 28 (34): 1737–1746. JSTOR 4400049 .
- ^ Сарадинду Мукерджи (2000). Подданные, граждане и беженцы: трагедия в горном районе Читтагонг, 1947–1998 гг . Индийский центр изучения вынужденной миграции. п. 42. ИСБН 978-81-85990-61-3 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Тимоти Л. Галл; Сьюзан Б. Галл, ред. (2012). Юниорская энциклопедия мировых культур Worldmark . Том. 1 (2-е изд.). УХЛ. п. 158. ИСБН 978-1-4144-8671-0 .
В 1973 году Шанти Бахини (Силы мира) начали совершать жестокие нападения на правительство, пытаясь добиться независимости горного района Читтагонг.
- ^ Виллем ван Шендель (2005). Бенгальская граница: за пределами государства и нации в Южной Азии . Гимн Пресс. стр. 269–. ISBN 978-1-84331-145-4 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Гирин Пхукон (2002). Этническая принадлежность и государственное устройство в Южной Азии . Издательства Южной Азии. п. 85. ОСЛК 50712718 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ «Удалить имя царя Чакмы Тридиба из структур» . Дейли Стар . 22 мая 2017 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ Сарадинду Мукерджи (2000). Подданные, граждане и беженцы: трагедия в горном районе Читтагонг, 1947–1998 гг . Индийский центр изучения вынужденной миграции. п. 37. ИСБН 978-81-85990-61-3 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Бывший раджа Чакма Читтагонга, покинувший Бангладеш, чтобы жить в Пакистане» . Индийский экспресс . 19 сентября 2017 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ «Раджа Тридив Рой умирает» . Рассвет . 17 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нирупама Субраманиан (16 декабря 2009 г.). «Чакма в Пакистане» . Индуист (Мнение). Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Амаленду Де (1996). Религиозный фундаментализм и секуляризм в Индии . Сурьясенса Пракашани. п. 43. Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Мусульманский мир . Мотамар аль-Алам аль-Ислами; Всемирный мусульманский конгресс. 1994. с. 142. Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Эллен Бэл (2007). Они спрашивают, едим ли мы лягушек: этническая принадлежность гаро в Бангладеш . Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 206–. ISBN 978-981-230-446-9 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Захид Шахаб Ахмед (2012). Регионализм и региональная безопасность в Южной Азии: роль СААРК . Рутледж. п. 16. ISBN 978-1-4094-6769-4 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 2 октября 2020 г.
- ^ Рита Манчанда (2015). Серия SAGE по аудиту мирных процессов с точки зрения прав человека: набор из пяти томов . Публикации SAGE. стр. 4–. ISBN 978-93-5150-213-5 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 2 октября 2020 г.
- ^ Пол Беллами (2007). «Азиатские конфликты» . В Карле ДеРуэне-младшем; Ук Хо (ред.). Гражданские войны в мире: основные конфликты после Второй мировой войны . Том. I. АВС-КЛИО. п. 35. ISBN 978-1-85109-919-1 . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Чандрика Басу Маджумдар (2003). Возникновение движения чакма в горных районах Читтагонг . Прогрессивные издательства. п. 114. ИСБН 978-81-8064-052-0 .
- ^ Д.Д. Ханна (1997). Устойчивое развитие: экологическая безопасность, разоружение и взаимодействие развития в Южной Азии . Макмиллан Индия. п. 68. ИСБН 9780333930465 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Н. Н. Вогра (2001). Культура, демократия и развитие в Южной Азии . Публикации Шипра. п. 63. ИСБН 978-81-7541-070-1 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Джордж Нинан (1995). Преодолевая границы: взгляды на веру, социальные действия и солидарность: праздничный стих в честь епископа А. Джорджа Нинана . Викас Адхьян Кендра. п. 303. Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 23 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Верховный суд постановил предоставить права индийского гражданства чакмасам и хаджонгам в течение 3 месяцев» . Юридическая улица, 1 . 17 сентября 2015 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ «Государственный портал Трипуры» . Архивировано из оригинала 7 декабря 2018 года . Проверено 19 августа 2010 г.
- ^ «Профиль ЦЕМ и ЭМ» . Совет автономного округа племенной территории Трипура . Архивировано из оригинала 7 марта 2011 года . Проверено 19 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Роберт Уинстон, изд. (2004). Человек: полное визуальное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 441. ИСБН 0-7566-0520-2 .
- ^ «Будда Пурнима празднуется в Рангамати» . Нью Эйдж . Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «Фестиваль Биджу в Трипуре в 2022 году» . Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Джеймс Минахан (2012). Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 113. ИСБН 978-1-59884-659-1 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Чакмы празднуют фестиваль Бижу в Трипуре» . Онеиндия . 14 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 г. Проверено 2 января 2021 г.
- ^ «Список государственных праздников Трипуры на 2021 год в формате pdf — Государственные праздники в Трипуре на 2021 год — Государственные праздники Трипуры на 2021 год — Праздники на 2021 год Правительство Трипуры — Государственные праздники Трипуры на 2021 год — Государственные праздники Трипуры на 2021 год скачать в формате pdf» . Новости сотрудников центрального правительства . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 2 января 2021 г.
- ^ «Будда Пурнима 2021: Фестиваль посвящен годовщине рождения основателя буддизма» . Первый пост . 26 мая 2021 года. Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «Палийский язык» . Британская энциклопедия . 6 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «Часть 3 Тройная драгоценность (Ти-ратана)» . Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «Общество Бангалора Чакма - Культура» . Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ «Кабадди | спорт» . Британская энциклопедия . 28 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 16 октября 2022 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Чоу Чандра Манче (2019). «Буддизм Тхеравады в Северо-Восточной Индии: исследование Тай-Кхамти» . Международный журнал социальных исследований . 9 (1): 28–37.
- ^ Джеймс Минахан (2012). Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 112. ИСБН 978-1-59884-659-1 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ «Запланированное население ST-14 по религиозным общинам - Мизорам» . census.gov.in . Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 9 февраля 2020 г.
- ^ Люди чакма в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ Н.Н. Гази; Р. Таманг; В.К. Сингх; А. Фердоус; АК Патхак; и др. (2013). «Генетическая структура тибето-бирманской популяции Бангладеш: оценка потока генов по берегам Бенгальского залива» . ПЛОС ОДИН . 8 (10): е75064. Бибкод : 2013PLoSO...875064G . дои : 10.1371/journal.pone.0075064 . ПМК 3794028 . ПМИД 24130682 .
- ^ Махмуд Х. (ноябрь 2019 г.). Генетическое разнообразие среди бангали и семи этнических групп Бангладеш на основе Y-хромосомы (PDF) (докторская диссертация). Дакка, Бангладеш: Университет Дакки. стр. 100–05.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ван Шендель, Виллем (2002). «Бенгальцы, бангладешцы и другие: видение Чакмы плюралистической Бангладеш». В Джахане, Рунак (ред.). Бангладеш: обещания и результаты . Дакка: Университетское издательство. стр. 65–106. ISBN 978-984-05-1542-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ван Шендель, Виллем (2012). "Чакмас, The" . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- Интервью с королем Чакмы
- Чакма
- Чакма люди
- Адиваси
- Бангладешские буддисты
- Буддийские общины Бангладеш
- Буддийские общины Индии
- Буддийские общины Мьянмы
- Конфликт в Читтагонгском горном районе
- Этнические группы в Бангладеш
- Этнические группы в Северо-Восточной Индии
- Этнические группы в Южной Азии
- Этнические группы в Трипуре
- История дивизии Читтагонг
- Люди из Аруначал-Прадеша
- Люди из Бандарбанского района
- Люди из округа Читтагонг
- Жители Хаграчхарского района
- Жители района Рангамати
- Беженцы в Индии
- Зарегистрированные племена Мегхалаи
- Зарегистрированные племена Мизорама