Jump to content

Бхумидж люди

земля
Общая численность населения
в. 1 миллион [а] (2011, оценка)
Регионы со значительной численностью населения
 Индия ,  Бангладеш
Западная Бенгалия 376,296 [2]
Одиша 283,909 [2]
Джаркханд 209,448 [2]
Бихар 1,567 [3]
Ассам 72,003 (1951, оценка ) [4]
Трипура 755 (1951, оценка ) [5]
 Бангладеш 9,664 (2021) [6]
Языки
Мундари Бхумидж Региональные языки
Религия
Индуизм Сарнаизм
Родственные этнические группы
Мунда Кол Хо Сантал

Бхумидж (также транслитерируется как Бхумудж, Бхумиджа) — Мунда этническая группа в Индии. В основном они живут в индийских штатах Западная Бенгалия , Одиша , Ассам и Джаркханд , в основном в старом районе Сингхбхум , а также в таких штатах, как Бихар и Ассам. Значительная популяция обитает также в Бангладеш . Бхумиджи говорят на языке бхумидж , австроазиатском языке , и используют Ол Онал . для письма сценарий [7]

Этимология

[ редактировать ]

Бхумидж означает «тот, кто рожден из почвы» и происходит от слова бхуми (земля или почва). [8] По словам Н. Рамасвани, этимологически это слово Бхум-джо означает «люди, происходящие из областей Бхума, то есть Сингхбхума , Дхалбхума , Манбхума , Барабхума и т. д.», Далтон также утверждал, что Бхумиджи были коренными жителями Дхалбхума , Барабхума , Паткума. и Багмунди . [9]

Социальная структура

[ редактировать ]

Социальная структура бхумиджа характеризуется своим динамизмом и включает в себя как племенные черты, унаследованные от их родительского племени Мунда , так и элементы кастового общества. В колониальный период их часто называли индуистскими или полуиндуистскими племенами, а иногда даже идентифицировали как отдельную касту. В наше время бхумиджи составляют часть континуума племенно-кастового общества. Для их общества характерны нуклеарная семья, патрилинейность, экзогамия и наследственное главенство деревенской общины. Они следуют индуистской практике преемственности и наследования. Бхумиджи делятся на несколько географических эндогамных групп в зависимости от территории предков и занятий, таких как Тамалия , На-гади, Астха, Чото Астха в Джаркханде; Барах Бхуян , Дешуа , Халди Пухрия , Тамадия Сихария, Таруа в Одише; Борабхуи , Мура, Мура бхумидж, Чайбаса мура, Ханга мура, Кумпат мура, Манки бхумидж в Ассаме; Бара, Бхугол, Бхуйя, Када ката, Манки, Наг, Паткумия , Синг в Трипуре. В Маюрбхандже есть сегментарная группа Бхумиджа. Тамария Бхумидж, Тамудия (эта подгруппа ранее была включена в список каст Одиши) [10] ), Халдипукурия Бхумидж, Тели Бхумидж, Дези или Дехури Бхумидж, Барах Бхуйян Бхумидж и Кол Бхумидж . [8] В Пурулии Тамария Бхумидж , Сикарбхуми Бхумидж . [11] У которых обычно указывается их исконная территория и профессия. Каждая группа образует собственную экзогамную группу и не вступает в браки между собой. Каждая из этих групп состоит из ряда экзогамных подгрупп, называемых « кили» , названия которых выбираются из различных источников, представляющих фауну и флору, небесные тела, землю и т. д.

Клан Тотем Клан Тотем
Салриси сал рыба Хансда дикий гусь
Ленг гриб Сандилья птица
Хемрон бетель пальма Тумарунг тыква
ворчать змея

Бхумидж воздерживается от нанесения вреда чему-либо, обозначенному названием группы. Но сложных ритуалов в честь родовых тотемов нет. Возможно, экзогамные группы были тотемическими, но с течением времени и благодаря контактам со своими индуистскими соседями тотемическая система превратилась в запретительные брачные правила. Кроме того, в последнее время у них возникла местная группировка «такс», названная в честь деревень. Каждый из этих таков также является экзогамным в том смысле, что член одного така не может жениться на члене той же деревни, даже если он или она принадлежит к другому септу. Правило экзогамии настолько строго, что мужчина не может жениться на женщине своей септы или на женщине, которая подпадает под стандартную формулу для исчисления запрещенных степеней, рассчитанную до трех поколений по нисходящей линии, но иногда расширяемую до пяти, если бхайяди. или между семьями сохранялось взаимное признание родства. [12]

Генетика

[ редактировать ]

Согласно генетическому исследованию, проведенному среди населения Бхумидж в 2010 году, было обнаружено, что 70% их Y-гаплогрупп принадлежит O2a-M95 , обнаруженному среди населения Юго-Восточной Азии и носителей австро-азиатского языка , а остальные принадлежат гаплогруппам, обнаруженным в Индии. Их митрохондриальные гаплогруппы принадлежат гаплогруппе M (мтДНК), обнаруженной на Индийском субконтиненте. [13] [ нужен лучший источник ]

Географическое распространение

[ редактировать ]
Распределение народа Бхумидж, перепись 2011 г.

Бхумиджи в основном жители Джаркханда , Западной Бенгалии , Одиши , Ассама и Бихара . В частности, они сконцентрированы в Восточном Сингхбхуме , районе Сарайкела Харсаван в Джаркханде; Пурулия , Банкура , Миднапур и 24 округа Парганас в Западной Бенгалии ; Маюрбхандж , Сундаргарх , Кеонджхар и Баласор Районы в Одише , а также спорадически распространены в других частях этих штатов. В Ассаме , где они являются совсем недавними иммигрантами, их наибольшая концентрация приходится на долину Ассам . Бхумиджи также спорадически встречаются в Чхаттисгархе , Трипуре , Аруначал-Прадеше , Андамане и Никобаре , Мегхалае , Манипуре , Дели , Махараштре , Андхра-Прадеше и Мадхья-Прадеше .

В Бангладеш люди Бхумидж приехали в регион Силхет из Бихара в качестве чайных рабочих. Их можно найти в Шримангале с населением 3000 человек. Бхумиджи живут в Силхет , Раджшахи , Кхулна , Шримангал , Дакка и Читтагонг регионах . Они разделены на множество кланов ( килли ), таких как Кайтра, Гарур, Касим, Бхугал, Баундра, Бан, Наг, Шона, Шар, Треша и т. д. На их диалекте бхумидж говорят все меньше и меньше, а среди общины более широко распространен бенгальский язык. . [14] [15]

Бхумидж означает «тот, кто рожден из земли». [16] Герберт Хоуп Рисли отметил в 1890 году, что бхумиджи населяют ту часть страны, которая лежит по обе стороны реки Субарнарекха . Он утверждал, что восточная ветвь Бхумиджа потеряла связь со своим родным языком и говорит на бенгали. По его словам, это была группа мунда , которая двинулась на восток и потеряла связь с другими мунда, а позже переняла индуистские обычаи, когда в этот район прибыли представители других племен. [12]

В то время как те, кто живет ближе к плато Чота-Нагпур, все еще сохраняют лингвистические связи с Мундари, те, кто живет дальше на восток, приняли бенгальский язык в качестве своего языка. В Дхалбхуме они полностью индуизированы. Во время британского правления, а иногда и раньше, многие из Бхумидж стали заминдарами , а некоторые даже получили титул раджи . Других звали Сардар . Однако все они, поднявшись по социальной лестнице, провозгласили себя кшатриями , что соответствует тенденциям региона. [17]

Восстания

[ редактировать ]

В отчете полковника Далтона утверждалось, что они были известны как грабители ( чуары ), а их различные восстания назывались чуарис . [18] Жители окрестностей их очень боялись. Хорошо известное Чуарское восстание , серия крестьянских восстаний , начавшаяся между 1766 и 1816 годами жителями сельской местности, окружающей западно-бенгальские поселения Миднапур , Банкура и Манбхум, против правления Ост-Индской компании (EIC). [19] Повстанцы подняли восстание из-за эксплуататорской политики EIC в отношении доходов от земли, которая поставила под угрозу их экономическое существование. По словам ЛСС О'Мэлли, администратора EIC, написавшего «Газеттер Бенгальского округа», «в марте 1766 года правительство решило послать экспедицию в страну к западу и северо-западу от Миднапура, чтобы заставить их платить доходы, а также захватить и разрушить как можно больше их крепостей». Среди многих обездоленных заминдаров Бхумиджа , среди тех, кто оказал поддержку повстанцам, были такие члены королевской семьи, как Джаганнатх Сингх из Дхалбхума , Дурджан Сингх из Райпура , Байдинат Сингх из Дхалбхума , Мангал Сингх из Панчета , Лакшман Сингх из Барабхума , Рагунат Сингх из Дхалбхума , Ганга Нараян. из Барабхума , Рани Широмани из Карнагарха , Раджа Мадху Сингх из Манбхума , Субал Сингх из Куилапала, Шьям Ганджам Сингх из Дадки, Раджа Мохан Сингх из Джурии, Лакшман Сингх из Дулмы, Сандер Нараян Сингх и Фатех Сингх. [20] В 1798 году, когда поместье Панчит было продано для уплаты налогов, требуемых от него Ост-Индской компанией , Бхумидж возглавил восстание против британцев.

1832 Восстание Бхумиджа года довольно известно. В данном случае возник спор о престолонаследии. старший сын короля, сын второй жены вместо сына первой жены ( патрани Суд постановил , что царем будет ). Лакшман Нараян Сингх, сын патрани, выступил против своего брата, был арестован и умер в тюрьме. Младший сын патрани , Мадабх Сингх, был назначен диваном, но стал широко ненавидимым как мошенник, злоупотребивший своим положением. Поэтому Ганга Нараян Сингх (сын Лакшмана) напал на Мадабха Сингха и убил его, а затем возглавил всеобщее восстание. Британцы были вынуждены ввести войска для подавления восстания и оттеснили его в горы. Ганга Нараян бежал в Сингхбум , где Лакры попросили его доказать свою лояльность, если они присоединятся к его делу. Их условием было нападение на форт Харсаван, которым правил Тхакур, который претендовал на господство над этой территорией. Во время осады Ганга Нараян был убит, а Тхакур отдал его голову британцам. [12]

Культура

[ редактировать ]

Бхумиджи Манбхума утверждают, что их первоначальным занятием была военная служба. Впоследствии земледелие стало единственным занятием всех племен, кроме железоплавильного Шело. Некоторые занимались мелкой торговлей, а некоторые иммигрировали в чайные районы Ассама. В Джаркханде и Бихаре бхумиджи даже сегодня зависят от сельского хозяйства, рыболовства, охоты и лесной продукции. Таким образом, бхумиджи, которые в основном занимаются сельским хозяйством, также охотятся и ловят птиц и животных в джунглях, а безземельные из них работают чернорабочими. Различные сезонные лесные продукты являются для них дополнительным источником дохода. Маржинальный доход от наемного труда, мелких нелесных продуктов и животноводства является основным источником средств к существованию для сельского Бхумиджа. [12]

Рис является их основным продуктом питания и потребляется круглый год. Они невегетарианцы, но не едят свинину и говядину. Бхумиджи также едят белых муравьев (термитов) и насекомых. Они обычно употребляют такие напитки, как рисовое пиво и тодди. Ликер махуа широко используется во время праздников и фестивалей.

Что касается одежды и украшений, они следуют своим соседям-индуистам. Дети обоих полов ходят обнаженными до четырех-пяти лет, а затем до подросткового возраста носят полотенце или брюки. Мужское платье состоит из рубашки, дхоти или лунги и полотенца. Женщины носят сари и блузки. Молодые девушки любят украшения: кольца в носу, серьги, бусы, нарукавники и браслеты из латуни. Они вплетали цветы в волосы. [12]

В начале 1900-х годов ни один Бхумидж не придерживался детских браков, если только он не был из более санскритизированных богатых семей. Невестам давали за сумму от 3 до 12 рупий (в начале 20 века). Обычно свадьба проводилась в доме невесты, где квадратное пространство, называемое марва во дворе создавалось , путем смачивания его рисовой водой. В центре махуа и сидха помещались ветви , связанные каури и 5 кусочками куркумы. В концах квадрата стояли 4 глиняных сосуда с водой, каждый наполовину наполненный бобами и накрытый лампой. Горшки соединялись хлопчатобумажной нитью, обозначающей границу марвы . По прибытии жениха его подводили к марве и садили на доску, называемую пирой . Затем невеста садилась слева от него, и родственники произносили короткое представление. Священник пел мантры, затем невеста зажигала и гасила лампы по углам марвы 5 или 7 раз, в зависимости от обычая. Затем невесту «отдавали» жениху, а священник присоединялся к правым рукам пары. Наконец жених подал заявление. кумкум ко лбу невесты и завязывали узел, который оставался нетронутым в течение 3–10 дней, после чего натирались куркумой, купались и развязывали узел. [12]

Секс до замужества не считался табу, но подразумевалось, что если девушка забеременеет, она выйдет замуж за отца ребенка. Бхумиджи признают многоженство, основной причиной которого является бесплодие первой жены. Полиандрия неизвестна. Вдовам разрешается вступать в повторный брак в соответствии с ритуалом санга, при котором не выполняются все церемонии обычного брака. Повторный брак часто заключается между вдовцами и вдовами, хотя холостякам не запрещается вступать в такой союз. Однако в случае с женщинами левират применяется в основном к вдовам. В случае брака вдовы также выплачивается выкуп за невесту в меньшем размере. Развод также разрешен среди бхумиджей в крайних случаях супружеской измены, и разведенные женщины могут снова выйти замуж в соответствии с обрядом санги. Однако женщина не имеет права развестись со своим мужем, и если с ней пренебрегают или плохо обращаются, единственным доступным ей средством правовой защиты является побег с другим мужчиной. Прелюбодеяние внутри сообщества обычно оправдывается штрафом, но прелюбодеяние с членом другого племени приводит к остракизму. [12]

При рождении женщину посещает акушерка общины Гаси, ей перерезают пуповину, а после рождения кладут ее в яму, выкопанную вне хижины. Родовое загрязнение варьируется от 8 до 10 дней, в течение которых мать остается в роженице. После этого прачка- индус и парикмахер чистят одежду, бреют и стригут ногти. Затем следует церемония присвоения имени.

После смерти богатая часть бхумиджей обычно кремирует тела взрослых, а бедные хоронят их из-за стоимости дров. Однако хоронят детей и богатых, и бедных. Практика захоронения или кремации, а также соблюдение посмертного осквернения немного различаются от места к месту. Но траур длится обычно десять дней, после чего проводятся ритуалы чистки и бритья, за которыми следуют определенные ритуалы, а праздник отмечает последнюю часть ритуалов смерти. Иногда даже обугленные кости помещают в глиняный горшок и относят в склеп родового рода для захоронения. [12]

Они также практикуют боевое искусство под названием Фиркал , хотя среди Бхумидж оно практикуется лишь в одной деревне. [21]

Фиркал медленно затухающий боевой танец ЧотаНагпура Джаркханда

Бхумидж — язык подсемейства мунда австроазиатских языков , родственного хо, мундари и сантали, на котором говорят преимущественно в индийских штатах Джаркханд , Одиша и Западная Бенгалия . В Индии на нем говорят около 100 000 человек. [22]

В январе 2019 года бхумидж получил статус второго языка в штате Джаркханд . [23]

Религия и фестивали

[ редактировать ]

Бхумиджи поклоняются Сингбонге и Маранг Буру , которые считаются их верховными божествами. Они поклоняются Джахубуру в священной роще деревни во время фестиваля Сархул в Байсахе (апрель – май) и Пхалгуне (февраль – март). Караката, женское божество, отвечающее за дожди и урожай, Багут или Баг-Бхут, мужское божество, отвечающее за отпугивание животных и защиту посевов в Картике (октябрь – ноябрь), Грам-Деота и Деошали, деревенские божества. для предотвращения болезней и наблюдения за запасом воды для питья и орошения в Ашаде (июль – август), Буру, горному божеству, для общего процветания в Магхе, Панчбахини и Бараделе, местным божествам Банкура Бхумиджс и т. д. поклоняются Бхумиджи. Манасе , божеству, управляющему змеями, поклоняются в Шраване (июль – август) в течение двух или трех дней во дворах Серайкела Бхумиджа. Бхумиджи также поклоняются Паори, женскому божеству, в Джайсте (май – июнь) и снова в Асаде (июнь – июль) за своевременные дожди и общее благополучие деревни. Асадхи- пуджа совершается перед вспашкой и пересадкой саженцев риса. Они поклоняются Джахарбури в Чайтре (март – апрель), что связано с лучшим цветением дерева сал , а также с лучшим появлением листьев сала. Атре, богине, почитают защиту от оспы. Дхулла Пуджа проводится в Байсахе (апрель – май) во благо деревни. Вадхна Параб проводится в день новолуния в Картике (октябрь – ноябрь) перед сбором урожая, а также Нуа-Кхиа, новая церемония поедания риса. Бхумиджи также отмечают фестиваль Карам в Бхадре (август – сентябрь) во имя процветания деревни. Неженатый мужчина отправляется в джунгли и приносит ветку дерева Карам и сажает его возле дома Дехури или в каком-либо конкретном месте, предназначенном для этого. После долгих танцев и музыки на протяжении всей ночи на следующий день его погружают в воду. [12]

Общинный священник, известный также как Лайя, Ная или Дехури, принадлежит к их собственному племени, а не является брахманом, и исключительно он проводит все ритуалы и церемонии для всех божеств. Поскольку ная является коммунальным слугой деревни, все ее жители имеют равные права на его услуги. За свои услуги он получает в дар несколько участков земли и головы животных, приносимых в жертву в общинных религиозных обрядах. Для этого, помимо выполнения религиозных ритуалов, он приносит определенные жертвы, такие как отказ от определенной пищи и соблюдение поста в определенных случаях. Должность Наи обычно передается по наследству. Все сообщество участвует в любом социальном или религиозном празднике. Люди танцуют под музыку мадала ( барабана) и поют религиозные и романтические песни в зависимости от случая. Совместное застолье и опьяняющие напитки доставляют Бхумиджам желаемое развлечение. Институты сои и пхула среди бхумидж Манбхума помогают установить церемониальную дружбу с людьми из других общин. Таким образом, у бхумиджей хорошо развито чувство общности, и они поддерживают равновесие и мирное сосуществование. Однако на рубеже 20-го века индуизм начал менять многие местные обычаи. [12]

Последователи сарнаизма среди бхумидж организовывают протесты и петиции с требованием признания их религии правительством Индии в переписи населения. [24] [25]

Официальная классификация

[ редактировать ]

внесло бхумиджи в список зарегистрированных племен только в трех штатах — Одише , Джаркханде и Западной Бенгалии . Правительство Индии [26] В Бихаре они кастами зарегистрированными признаны . [27] [28] а в Трипуре и Ассаме (как сообщество бывших чайных садов ) они подпадают под категорию « Другие отсталые классы» . [29] [30] Те, кто проживает в других штатах и ​​странах, считаются частью населения в целом . Тем не менее, бхумидж были классифицированы как зарегистрированные касты до Приказа (изменения) 1956 года о списках зарегистрированных каст и зарегистрированных племен. До 2024 года сегмент тамудия племени бхумидж был обозначен как зарегистрированная каста в Одише, но впоследствии он был признан зарегистрированными племенами. . [31] [32]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бхумидж признаны зарегистрированными племенами в трех штатах: Джаркханд, Одиша и Западная Бенгалия, с населением 869 653 человека по данным переписи 2011 года. [1] Однако бхумиджи, проживающие в других административных штатах и ​​странах, не учитываются при переписи индивидуально; таким образом, данные колониальной переписи используются для оценки их текущей общей численности населения.

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ «А-11 Абстрактные данные первичной плановой переписи племен отдельных племен и приложение к ним» . censusindia.gov.in . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 4 мая 2020 года . Проверено 18 ноября 2017 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Статистический профиль зарегистрированных племен в Индии, 2013 г.» (PDF) . племенной.nic.in . Министр по делам племен: статистический отдел правительства Индии.
  3. ^ «Приложение A-10: Зарегистрированное кастовое население округа (Приложение)» . Переписная комиссия Индии . 2011.
  4. ^ «Оценочная численность населения по кастам, 5. Ассам - перепись 1951 года» (PDF) . Офис генерального регистратора, Индия. 1954. с. 12.
  5. ^ «Оценочная численность населения по кастам, 7. Трипура - перепись 1951 года» (PDF) . Офис генерального регистратора, Индия. 1954. с. 11.
  6. ^ «Таблица 1.4 Этническое население по группам и полу» (PDF) (на бенгали). Статистическое бюро Бангладеш. 2021. с. 33. Архивировано (PDF) из оригинала 13 августа 2022 года . Проверено 15 августа 2022 г.
  7. ^ «Ол Онал» . всеязычный
  8. ^ Перейти обратно: а б Ота, AB (2014). Бхумидж (PDF) . Институт исследований и обучения зарегистрированных каст и зарегистрированных племен, Бхубанешвар. ISBN  978-93-80705-25-5 .
  9. ^ Н. Рамасвами (1992). Бхумидж Грамматика .
  10. ^ «Тамудия» . www.scstrti.in . Проверено 9 ноября 2022 г.
  11. ^ Азиатский ежеквартальный обзор . Лебедь Зонненшейн и компания. 1886. с. 89.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рисли, HH (1892). Племена и касты Бенгалии . Бенгальский секретариат Пресс. OCLC   68183872 . Архивировано из оригинала 13 мая 2022 г. Альтернативный URL.
  13. ^ Смита Куджур (2010). Генетическое исследование племени Бхумидж в Джаркханде с использованием маркеров ДНК митохондрий и Y-хромосомы (Диссертация) . Проверено 11 ноября 2022 г.
  14. ^ Дженгчам, Субхаш. «Бхумидж» . Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш . Азиатское общество Бангладеш .
  15. ^ «ИСТОРИЯ ВЕРЫ ПРЕДКОВ» (PDF) . Силбангладеш . 2022.
  16. ^ Ота, AB (2014). Бхумидж (PDF) . Институт исследований и обучения зарегистрированных каст и зарегистрированных племен, Бхубанешвар. ISBN  978-93-80705-25-5 .
  17. ^ Гош, Биной, Пашим Бангер Санскрити , (на бенгали), часть I, издание 1976 года, стр. 423-434, Пракаш Бхабан
  18. ^ Минц, Дивакар; Хансда, Дело Май (2010). Энциклопедия зарегистрированных племен Джаркханда . Издательство Гян. ISBN  978-81-7835-121-6 .
  19. ^ Бхаттачердже, С.Б. (1 мая 2009 г.). Энциклопедия индийских событий и дат . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО ISBN  978-81-207-4074-7 .
  20. ^ « История людей, говорящих на бенгали», автор Нитиш Сенгупта, впервые опубликовано в 2001 г., второе переиздание в 2002 г., UBS Publishers' Distributors Pvt. ООО стр. 187-188, ISBN   81-7476-355-4
  21. ^ «Боевой танец Бхумидж до сих пор сохранился в небольшой глубинке | Журнал Outlook India» . Перспективы (Индия) . Проверено 28 февраля 2020 г. .
  22. ^ «Язык и алфавит бхумидж» . omniglot.com . Проверено 19 апреля 2022 г.
  23. ^ «Джаркханд объявляет Бхумидж вторым государственным языком» . Почта Авеню . 5 января 2019 года . Проверено 17 апреля 2022 г.
  24. ^ Киро, Сантош Кумар (19 августа 2013 г.). «Делийская демонстрация идентичности Сарны» . Телеграф . Архивировано из оригинала 4 января 2014 года.
  25. ^ «Племя сплотятся за включение религии Сарна в перепись населения» . Времена Индии . 30 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 г.
  26. ^ «Список зарегистрированных племен» (PDF) . племенной.nic.in .
  27. ^ «Список зарегистрированных каст по штату / список зарегистрированных каст по UT обновлен до 01 мая 2023 г.» . www.socialjustice.gov.in . Проверено 21 мая 2023 г. Прямой URL-адрес
  28. ^ «203 касты в Бихаре на выбор, второй этап опроса начнется 15 апреля» . Индостан Таймс . 23 марта 2023 г. Проверено 1 февраля 2024 г.
  29. ^ «Национальная комиссия по отсталым классам» . www.ncbc.nic.in. ​Проверено 25 мая 2023 г.
  30. ^ «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СПИСОК OBC ДЛЯ ШТАТА АССАМ» (PDF) . ncbc.nic.in.
  31. ^ «Парламент принимает законопроект о Приказе о зарегистрированных племенах (поправка) 2024 года к Конституции (Джамму и Кашмир)» . pib.gov.in. ​Проверено 13 марта 2024 г.
  32. ^ «Список Odisha ST пополнился двумя новыми участниками и предлагает помощь как минимум 50 подплеменам» . Индостан Таймс . 9 февраля 2024 г. Проверено 13 марта 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0d07c876547e7ad5672827d66d89395__1722725280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/95/d0d07c876547e7ad5672827d66d89395.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhumij people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)