Хаси люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
![]() Женщины Кхаси в традиционной одежде | |
Общая численность населения | |
---|---|
1,512,831 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 1,427,711 [1] |
Мегхалая | 1,382,278 [2] |
Ассам | 34,558 [3] |
![]() | 85,120 |
Языки | |
Хаси | |
Религия | |
Большинство : христианство [4] Меньшинство : Ка Ниам Хаси , [5] Индуизм , [6] буддизм [7] и ислам [8] | |
Родственные этнические группы | |
Кхмеры , джайнты , палаунги , вас , кинь и другие мон-кхмеры |
Народ кхаси — этническая группа Мегхалая на северо-востоке Индии со значительной численностью населения в приграничном штате Ассам и в некоторых частях Бангладеш . Люди хаси составляют большинство населения восточной части Мегхалаи, то есть холмов Хаси , составляя 78,3% населения региона. [9] и является крупнейшим сообществом штата, в котором проживает около 48% населения Мегхалаи. Они являются одними из немногих австроазиатскоязычных народов Южной Азии . Племя Хаси отличается тем, что является одним из немногих оставшихся племен, в которых существует матрилинейное общество. [10] Согласно Конституции Индии , хаси получили статус зарегистрированного племени .
Этимология
[ редактировать ]![]() | Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2023 г. ) |
История
[ редактировать ]Мифология Хаси
[ редактировать ]
В мифологии кхаси первоначальная обитель племени восходит к Ки Хинньевтреп («Семь хижин»). [11] Согласно мифологии хаси, У Блей Трай Кынрад (Бог, Господь Мастер) изначально разделил человеческий род на 16 небесных семей ( Хадхинриев Треп ). [12] Однако семь из этих 16 семей застряли на земле, а остальные 9 — на небесах. Согласно мифу, небесная лестница, опирающаяся на священный пик Лум Сохпетбненг (расположенный в современном районе Ри-Бхой ), позволяла людям свободно и часто подниматься на небеса, когда им заблагорассудится, пока однажды их обманом не заставили срубить божественное дерево. который находился на пике Лум Диенгией (также в современном районе Восточных холмов Хаси ), серьезная ошибка, которая навсегда лишила их доступа к небесам. Этот миф часто встречается [ кем? ] как метафора того, что природа и деревья, в частности, являются проявлением божественного на Земле, а уничтожение природы и деревьев означает разрыв наших связей с Божественным. Как и японцы, хаси используют петуха как символ, поскольку верят, что именно он пробудил Бога, а также смиренно проложил и расчистил Богу путь для создания Вселенной в начале времен. Петух — символ утра, знаменующего новое начало и новый восход солнца.
Хасиан тесно связан с палаунгским языком Мьянмы. Пре-Хасиан мигрировал через Верхнюю Бирму в долину Брахмапутры по пути в Мегхалая. [13]
Язык
[ редактировать ]Язык хаси относится к австроазиатской языковой семье . По мнению Питера Вильгельма Шмидта , народ хаси связан с мон-кхмерским народом Юго-Восточной Азии . Многочисленные исследования показывают, что австроазиатское население Индийского субконтинента произошло в результате миграций из Юго-Восточной Азии в период голоцена . Многие слова похожи на другие австроазиатские языки, такие как палаунг и кхмерский язык :
- Тигр: кхла как на хаси, так и на кхмерском языке.
- Летать: она на хаси, хаер на кхмерском.
- Живот: кпох по-кхаси, пох по-кхмерски, живот по- вьетнамски .
- Новое: тимме или тиммаи по-кхаси, тмей или тмаи по-кхмерски, муи по-вьетнамски.
- Год: snem по-кхаси, chnem по-кхмерски, год по-вьетнамски.
- Далеко: jngai по-кхаси, chngay по-кхмерски, хоанг по-вьетнамски.
- Лист: sla или 'la на кхаси, slaek на кхмерском, lá на вьетнамском.
- Краб: тхам по-кхаси, ктам по-кхмерски.
- Пальцы: преамти только на диалекте пнар (подплемя хаси), мреамдай на кхмерском, нгон тай на вьетнамском языке.
- Пальцы ног: преамджат на диалекте пнар (подплемя кхаси)], мримчунг на кхмерском, нгон чан на вьетнамском языке.
- Дети: khun, khon или kon по-кхаси, kaun , kon по-кхмерски, con по-вьетнамски.
- Птицы: сим по-кхаси, 'чим по-вьетнамски.
- Глаза: khmat или 'mat на кхаси, mắt на вьетнамском языке.
- Рыба: 'кха по-кхаси, cá по-вьетнамски.
- Мать: mei на кхаси, Mae на кхмерском, mẹ на вьетнамском, mea также в тайской кра-дай . языковой семье
- Рис: хав на кхаси, сроу или ангхор, залив на кхмерском, го на вьетнамском; на тайском языке также деревня
- Питон: Тлен в Хаси, Пос могила (змея) в кхмерском.
Есть также слова, похожие на слова в китайско-тибетских языках , такие как нга, такое же означающее «я», которое в тибетском, бирманском и древнекитайском языках , как и в кхаси. Следы связей с племенем качин Северной Мьянмы были и у хаси. У народа кхаси также есть собственное слово для обозначения Гималайских гор — Ки Лум Манкашанг , что означает, что в какой-то момент они действительно пересекли могучие горы. Таким образом, все эти записи и их нынешняя культура, особенности и язык убедительно показывают, что они также имеют сильное тибето-гималайско-бирманское влияние. Слово «Хас» означает холмы, и они всегда были жителями холодных и холмистых регионов и никогда не были связаны с равнинами или засушливыми регионами. Это любящее природу племя называет своим домом самое влажное место на Земле. В деревне Маусинрам в Мегхалае выпадает 467 дюймов дождя в год.
В основном это был устный язык, у них не было собственной письменности до прибытия валлийских миссионеров. Валлийские миссионеры первоначально использовали бенгальское письмо, а затем прибегли к римскому письму для расшифровки диалекта сохра языка кхаси. Особенно значительным в этом отношении был валлийский евангелист Томас Джонс .
Новое время
[ редактировать ]
Кхаси впервые вступили в контакт с британцами в 1823 году, после того как последние захватили Ассам . Территория, населенная хаси, вошла в состав провинции Ассам после того, как горные государства Хаси (насчитывавшие около 25 королевств) заключили с британцами вспомогательный союз .
Основными культурами, выращиваемыми народом Хаси, являются листья бетеля , орех арека , апельсины, ананасы, сливы, личи, местные сорта риса и овощей.
Географическое распространение и подгруппы
[ редактировать ]
Многие социологи хаси классифицируют племя хаси на следующие семь подплемен, которые вместе также известны как «хаси»:
- Кхинриам (или Нонгфланг): населяют возвышенности района Восточных холмов Кхаси .
- Пнары (или Синтенг) живут на возвышенностях района Джаинтия-Хиллз .
- Бхои живут в нижних холмах к северу и северо-востоку от холмов Кхаси и Джаинтия в направлении долины Брахмапутры на обширной территории в районе Ри-Бхой .
- Войны , разделенные на племена Вар-Джайнтия и Вар-Кхинриам, живут на крутых южных склонах холмов Кхаси, ведущих в Бангладеш .
- Марам населяют возвышенности центральной части округа Западный Хаси-Хиллз .
- Лингнгам, населяющий западные части района Западных холмов Хаси, граничащего с холмами Гаро, демонстрирует лингвистические и культурные особенности, которые демонстрируют влияние как со стороны хаси на востоке, так и народа гаро на западе.
- Дико — вымершая группа, когда-то населявшая низменности района Западных холмов Хаси.
Согласно переписи населения Индии 2011 года, более 1,41 миллиона хаси проживали в Мегхалае в округах Восточные холмы Хаси, Западные холмы Хаси, Юго-Западные холмы Хаси, Восточно-Западные холмы Хаси, Ри-Бой, Западные холмы Джайнтия и Восточные холмы Джайнтия, которые вместе взятые составляют восточную часть региона Кхаси и холмов Джайнтия в Мегхалае . В Ассаме их население достигло 35 тысяч. [14] В бангладешском округе Силхет , особенно в Джафлонге , проживает около 85 тысяч хаси. [15]
Кхаси, населяющие северную часть, известны как Бхой, поскольку эту местность часто называют Ри Бхой. Люди на востоке известны как Пнар, и они называют свою землю Рилум Джайнтия. Юг называется Вар или Ри Вар из-за его горных районов и плодородия почвы . Запад имеет ряд региональных названий: Марам, Римен, Хацавфра, Мавианг, Лингам. Кхаси, населяющий центральную часть, известен как Хинриам. Жители общины Хаси спроектировали и построили живые корневые мосты в районе войны.
Одеваться
[ редактировать ]
Традиционный костюм хаси известен как «и шонгкун бад и дон буром», что означает величественный/уважительный и скромный. [16]
Традиционное мужское платье кхаси — это джимфонг , длинное пальто без рукавов без воротника, застегивающееся спереди на ремешки. В настоящее время большинство мужчин-кхаси переняли западную одежду. В торжественных случаях они появляются в чимфонге и саронге с декоративным поясом, а также могут носить тюрбан.
Традиционное женское платье кхаси называется джайнсем или дхара , оба они довольно сложны и состоят из нескольких кусков ткани, придающих телу цилиндрическую форму. В торжественных случаях они могут носить серебряную или золотую корону. К задней части короны прикреплен шип или пик, соответствующий перьям, которые носят мужчины. Джайнсем . состоит из двух кусков материала, застегивающихся на каждом плече «Дхара» состоит из одного куска материала, который также крепится на каждом плече.
Ткачество в Рындии — это искусство, передающееся из поколения в поколение и рассматриваемое как занятие, дающее средства к существованию семьям в этом регионе. Традиционно сотканная вручную ткань, которую с гордостью носят как мужчины, так и женщины в Мегхалае, ткань в неокрашенном грязно-белом состоянии или в бордово-горчичном клетчатом дизайне является культурным символом народа кхаси. . Шелк Эри также известен как «шелк мира», поскольку процесс производства считается ненасильственным. Ткачеством занимаются преимущественно женщины. Шелк Эри в Мегхалае от начала до конца производится женщинами, работающими на дому или группами. [17]
Свадьба
[ редактировать ]Хаси по большей части моногамны. Молодым мужчинам и женщинам предоставляется значительная свобода в выборе супругов. [18] Потенциальные партнеры по браку, скорее всего, были знакомы до помолвки. После того, как мужчина выбрал желаемую супругу, он сообщает о своем выборе родителям. Затем они прибегают к услугам посредника, чтобы договориться с семьей женщины (при условии, что клан мужчины согласен с его выбором). Родители женщины выясняют ее желания, и если она согласна на соглашение, ее родители проверяют, чтобы убедиться, что мужчина, которого выдают замуж, не является членом их клана (поскольку кланы хаси экзогамны, партнеры по браку не могут быть из одного клана). ). Если это устраивает, назначается дата свадьбы. [ нужна ссылка ]
Развод является относительно распространенным явлением, [18] Причины варьируются от несовместимости до отсутствия потомства. Эта церемония традиционно состоит из того, что муж вручает жене 5 каури или пайса, которые жена затем возвращает мужу вместе с 5 своими собственными. Затем муж их выбрасывает или передает деревенскому старейшине, который их выбрасывает. Современный развод хаси в индийской правовой системе. [ нужна ссылка ]
Тип брака является определяющим фактором при выборе места жительства супругов. Короче говоря, место жительства женатого мужчины после бракосочетания, когда речь идет о наследнице (известной как Ка Хаддух или «Младшая дочь в семье» ), должно быть матрилокальным (то есть в доме его свекрови), а после - Место жительства в браке, когда речь идет о ненаследнице, является нелокальным. Традиционно (хотя в наши дни это правило не совсем верно) мужчина-хаси возвращается в свой Иинг-Кур (материнский дом) после смерти супруги (если она хадух и у них обоих нет детей). Такая практика является результатом правил, регулирующих наследование и владение собственностью. Эти правила сами по себе связаны со структурой Хаси Кура (родовой системы). [ нужна ссылка ]
Ономастика
[ редактировать ]Имена кхаси известны своей оригинальностью, продуманностью и часто буквальным характером. Имена могут быть придуманы родителями для своих детей, и они могут быть основаны на традиционных местных именах, христианских именах или других английских словах. Фамилии, которые они называют «фамилиями», остаются на родном языке хаси или его диалектах. [ нужна ссылка ]
Традиционное государство
[ редактировать ]
Традиционная политическая структура общины хаси носит демократический характер. В прошлом кхаси состояли из независимых коренных государств, называемых сиемшипами, где старейшины-мужчины различных кланов под руководством вождя (называемого У сием) собирались во время дурбаров или сессий и принимали решение относительно любого спора или проблемы, которые могли возникнуть. в Сиемшипе. На уровне деревни существует аналогичная договоренность, когда все жители деревни или города собираются вместе под руководством избранного старосты (называемого У Рангбах Шнонг) для принятия решений по вопросам, касающимся местности. Эта система деревенского управления во многом похожа на Панчаяти Радж, преобладающую в большинстве индийских штатов. Было зарегистрировано около 25 независимых коренных штатов, которые были аннексированы и присоединились к Индийскому Союзу. Сиемы этих коренных государств (называемых Хима) традиционно избирались людьми или правящими кланами своих владений. Среди этих сиемшипов известны Хима Мюллием, Хима Хирим, Хима Нонгкхлав и другие. Эти сиемшипы продолжают существовать и функционировать до сегодняшнего дня под эгидой Совета автономного округа Хаси-Хиллз (KHADC), который черпает свою юридическую силу и полномочия из шестого приложения Конституции Индии. [19]
Религия
[ редактировать ]Религия | Население | % |
---|---|---|
Христиане ( ![]() | 1,173,693 | 83.14% |
Мать Хаси | 217,488 | 15.41% |
Индусы ( ![]() | 10,302 | 0.73% |
Буддисты ( ![]() | 1,803 | 0.12% |
Мусульмане ( ![]() | 1,689 | 0.11% |
Атеисты ( ![]() | 6,800 | 0.49% |
Общий | 1,411,775 | 100% |
До прибытия христианских миссионеров и после обращения почти весь народ хаси исповедовал местную племенную религию. [21] [22] Первым переводом Библии на любой из языков Северо-Восточной Индии была версия Кхаси, опубликованная миссионерами в 1891 году. Основные христианские конфессии, которым сегодня следуют хаси, включают католицизм , англиканство , пресвитерианство (крупнейшая христианская конфессия среди хаси) и другие. Около 83,14% племени хаси, насчитывающего около 1,17 миллиона человек, являются христианами различных конфессий (в основном пресвитерианскими и католиками ), а 15,41% из них, насчитывающим около 217 000 человек, до сих пор следуют своей религии коренных народов хаси под названием «Ка Ниам Хаси», которая является монотеистической по своей природе. [23] [24] В традиционной религии кхаси Ниам Хаси, главное божество У Блей Нонгтау, Единое и бесформенное , является Верховным создателем всей вселенной. [25]
Значительное количество населения Хаси также придерживается индуистской и буддийской веры. По данным переписи 2011 года, около 10,3 тысяч хаси назвали свою религию индуистской , а около 1,8 тысяч хаси исповедуют буддизм . [26] Лесли Хардиндж Пде, 73-летний государственный служащий Мегхалаи на пенсии, который также является актером Кхаси и комиком, перевел Бхагавад Гиту на язык Кхаси, известный в местном масштабе как «Песнь Бога» или в Кхаси, Ка Джингрвай У Блей. Книга была опубликована 9 мая 2011 года. Автор также перевел Рамайан , Махабхарату и Упанишады . на кхаси [27] Историки предположили, что храм Камахья на холмах Нилачал в Ассаме был древним местом жертвоприношения австроазиатской племенной богини, которую местные жители называли или известной как «Ка Мей Кха» (буквально: старая двоюродная сестра-мать ) из племени Хаси. [28] подкреплены фольклорами этих самых народов. [29] В традиционных сообщениях из Калика Пураны (10 век) и Йогини-тантры также записано, что богиня Камакхья имеет происхождение Кирата . [30] Говорят, что поклонение богине Камакхья возникло еще до основания Камарупы в (4 веке н. э.). [31]
Существует также очень небольшая эндогамная община мусульман-хаси, в основном проживающая в Шиллонге и прилегающих районах города. [32] которые приняли суннитский ислам благодаря историческим мусульманским торговцам в регионе. [8] [33] [34] 3 февраля 2019 года Коран , Священная книга ислама, был выпущен на языке хаси . Перевод 1251 предстраницы и страницы Корана был выполнен мусульманским лидером хаси Мубараком Лингдохом с целью пропаганды ислама среди местных хаси. [35] Перевод выполнен по инициативе Сенг Бхаланг Ислам (местная исламская организация Шиллонга, Мегхалая). [36] По данным переписи 2011 года, мусульман хаси насчитывается около 1689 человек.
Есть также небольшая часть населения хаси, которая не исповедует какой-либо определенной веры. По данным переписи 2011 года , около 6,8 тысяч хаси заявили, что они атеисты и не верят ни в какую конкретную религию или Бога. [37]
Коэффициент рождаемости
[ редактировать ]Согласно исследованию Национального обследования здоровья семьи Индии (NFHS), проведенному в 1998–1999 годах, у племени Кхаси, наряду с Джаянтия и Гаро, была самая высокая рождаемость в Индии - СКР = 4,57. [38]
Генетика
[ редактировать ]Согласно генетическому исследованию, проведенному в 2007 году, народ хаси из Мегхалаи несет около 72,8% гаплогруппы O , 10,8% гаплогруппы F , 6,5% галпогруппы H и 4,4% гаплогруппы P. [39]
Известные люди
[ редактировать ]- Бонили Хонгмен , индийский политик от партии Индийский национальный конгресс , бывший член Лок Сабха.
- Джеймс Майкл Люнгдо , бывший главный избирательный комиссар Индии
- У Кианг Нангбах , борец за свободу
- Кейшинг Клиффорд Нонгрум , MVC, лауреат премии Махавира Чакры (посмертно)
- Нил Нонгкинри , руководитель камерного хора Шиллонг
- JJM Николс Рой (преподобный Джеймс Джой Мохан Николс Рой) член Учредительного собрания Индии, инициатор шестого приложения к Конституции Индии, «которое учредило автономные окружные советы в племенных районах на северо-востоке» [40] [41]
- Джордж Гилберт Свелл , бывший заместитель спикера Лок Сабхи и посол в Норвегии и Бирме
- Сильверин Свер , индийский общественный и экологический активист, педагог и государственный служащий.
- У Тирот Синг Сием , борец за свободу
- Дэвид Р. Сиемли , бывший председатель Комиссии Союза государственной службы (UPSC)
- Скендроуэлл Сиемли , известный фолк-певец Хаси и лауреат премии Падмашри.
- Саидулла Нонгрум , филантроп Хаси и трехкратный член MLA
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «А-11 Абстрактные данные первичной плановой переписи племен отдельных племен и приложение к ним» . censusindia.gov.in . Правительство Индии . Проверено 28 октября 2017 г.
- ^ «Население C-16 по родному языку - Мегхалая» . census.gov.in . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Население C-16 по родному языку - Ассам» . census.gov.in . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Гош, Парамита (16 октября 2021 г.). «Миссионер – непопулярное слово в Индии. Но на холмах Кхаси оно имеет другое значение» . Печать . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Хаси, в Историческом словаре, Институт итальянской энциклопедии, 2010 г.
- ^ «Религиозные данные переписи 2011 года: XXX ST Мегхалая» . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Религиозные данные переписи 2011 года: XXX ST Мегхалая» . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лангсти, Банрида Тереза (2001). «Демографическая структура хаси-мусульман Шиллонга, Мегхалая». Журнал экологии человека . 12 (2): 121–125. дои : 10.1080/09709274.2001.11907591 . S2CID 134712439 .
- ^ ОРГИ. «C-16: Население по родному языку» . www.censusindia.gov.in . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ Накане, Чи (18 марта 2019 г.). Гаро и Хаси: сравнительное исследование матрилинейных систем . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 978-3-11-133016-7 .
- ^ Шакунтала Банаджи (1 апреля 2010 г.). Медиакультуры Южной Азии . Гимн Пресс. стр. 48–. ISBN 978-1-84331-842-2 .
- ^ Аурелиус Кирхам Нонгкинрих (2002). Общество кхаси Мегхалаи: социологическое понимание . Индус Паблишинг. стр. 130–131. ISBN 978-81-7387-137-5 .
- ^ единственная другая ветвь АА, присутствующая на материковой Индии, Khasian, демонстрирует явную связь с палаунгским языком Мьянмы (Sidwell 2011), так что мы можем с уверенностью предположить дохасийскую миграцию через Верхнюю Бирму в долину Бхрамапутры по пути в Мегхалая ( Сидвелл 2021 : 62)
- ^ «Хасис в Ассаме для коренных народов» .
- ^ «Хасис в Бангладеш» . 4 февраля 2019 г.
- ^ Шелк Рындии с холмов Кхаси |url= https://garlandmag.com/article/ryndia-silk-of-the-khasi-hills-meghalaya/ : доктор Нисафи Линдем; Журнал Garland, Австралия
- ^ Рындиа - Эри Силк из холмов Хаси, журнал Selvedge, Великобритания. 17 апреля 2021 г., автор: доктор Нисафи Линдем
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Леонетти, Донна; Нат, Дилип; Хемам, Натабар (декабрь 2007 г.). «Конфликт свекрови: репродуктивная жизнь женщин и роли их матерей и мужей среди матрилинейных хаси» . Современная антропология . 48 (6): 861–890. дои : 10.1086/520976 . ISSN 0011-3204 . S2CID 17143612 .
- ^ «Традиционные институты народа Мегхалаи, наследие Мегхалаи: Департамент искусств и культуры правительства Мегхалаи» . megartscultural.gov.in . Проверено 13 сентября 2017 г.
- ^ «Религиозные данные переписи 2011 года: XXX ST Мегхалая» . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Иарингтон Харконггор (1973), Подготовка к Евангелию в традиционных верованиях хаси. И. Харконггор. стр. 19-26.
- ^ Гердон, PRT Хасис.
- ^ Гош, Парамита (16 октября 2021 г.). «Миссионер – непопулярное слово в Индии. Но на холмах Кхаси оно имеет другое значение» . Печать . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ blog.cpsindia.org/2016/10/religion-data-of-census-2011-xxx-st.html
- ^ «История и культура | Юго-западный район Хаси-Хиллз | Индия» .
- ^ «Религиозные данные переписи 2011 года: XXX ST Мегхалая» . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ «Бхагавад-гита теперь доступна на языке Кхаси - отставной офицер государственной службы Мегхалаи Лесли Хардиндж Пде переводит Священные Писания с санскрита» .
- ^ ( Городской 2009 : 46)
- ^ «На самом деле, во многих народных сказках кхаси и гаро утверждается, что храм Камахья изначально был местом обитания их собственных племенных божеств». ( Городской 2009 : 46)
- ^ "В Калика Пуране записано, что богиня Камакхья уже существовала в королевстве Камарупа даже во времена Киратов и непосредственно перед тем, как там начал проживать Нарака. После того, как Кираты были изгнаны, Нарака сам стал преданным Камакхьи, в частности Однако это проливает некоторый свет на то, что Камакхья изначально была богиней-матерью племени хаси. Не исключено, что хаси, живущие недалеко от места Камакхья, были первоначальными поклонниками богини. ( Шарма 1990 :319)
- ^ ( Шин 2010 : 7)
- ^ Париат, Дженис (20 января 2013 г.). «Повседневные удовольствия» . Бизнес-стандарт .
- ^ Дикшит, КР; Дикшит, Ютта К. (21 октября 2013 г.). «Люди Мегхалаи». Северо-Восточная Индия: земля, люди и экономика . Springer Science+Business Media . п. 361.
- ^ Гаджрани, С. (2004). «История, религия и культура Северо-Восточной Индии». История, религия и культура Индии . Том. 6. Издательство «Гян». п. 32.
- ^ «Коран выпущен на языке хаси» . 3 февраля 2019 г.
- ^ «Коран переведен на хаси» . 15 сентября 2010 г.
- ^ «Религиозные данные переписи 2011 года: XXX ST Мегхалая» . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 27 января 2023 г.
- ^ Сайкиа, Удой Санкар. «Высокая рождаемость в племени Кхаси на северо-востоке Индии – последствия страха потери идентичности?» (PDF) . Общественное здравоохранение, Университет Флиндерс, Южная Австралия . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Кумар В., Редди А.Н., Бабу Дж.П., Рао Т.Н., Лангстих Б.Т., Тангарадж К. и др. (март 2007 г.). «Данные об Y-хромосоме предполагают общее отцовское наследие австро-азиатского населения» . Эволюционная биология BMC . 7:47 . дои : 10.1186/1471-2148-7-47 . ПМЦ 1851701 . ПМИД 17389048 .
- ^ «Конституция Индии» . Конституция-финдия.нет . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «JJM Николс Рой: Совет автономного округа Хаси-Хиллз» . Khadc.nic.in . Проверено 15 августа 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Хаснайн, Надим (2021) [Впервые опубликовано в 1983 г.]. Племенная Индия (7-е изд.). Дели: Палака Пракашан. ISBN 978-81-85799-61-2 .
- Сидвелл, Пол (2021). «АВСТРОАЗИАТСКОЕ РАССЕЯНИЕ: А.А. «ВОДНЫЙ МИР» РАСШИРЕН. БЫЛИ ПРОТОАВСТРОАЗИАТСКИЕ ПРИБРЕЖНЫЕ МИГРАНТЫ?». Журнал лингвистического общества Юго-Восточной Азии . 15 (3): 65–72. hdl : 10524/52498 .
- Шобей; и др. (2011), «Генетическая структура населения у индийских австроазиатских говорящих: роль ландшафтных барьеров и половой примеси», Mol Biol Evol , 28 (2): 1013–1024, doi : 10.1093/molbev/msq288 , PMC 3355372 , PMID 20978040
- ван Дрим, Джордж Л. (2007b), Австроазиатская филогения и австроазиатская родина в свете недавних популяционно-генетических исследований (PDF)
- Несс, Иммануэль (2014), Глобальная предыстория миграции людей , Глобальная предыстория миграции людей
- Шарма, М.М. (1990), «Религия», в Барпуджари, Гонконг (редактор), «Всеобъемлющая история Ассама: древний период» , том. Я, Гувахати: Издательский совет, Ассам, стр. 302–345.
- Шин, Джэ Ын (2010). «Йони, йогини и Махавидьи: женские божества от раннесредневековой Камарупы до средневекового Кох Бехара». Исследования по истории . 26 (1): 1–29. дои : 10.1177/025764301002600101 . S2CID 155252564 .
- Урбан, Хью (2009), Сила Тантры: религия, сексуальность и политика исследований Южной Азии , Bloomsbury Publishing, ISBN 9780857715869
- Чжан; и др. (2015), «Разнообразие Y-хромосом предполагает южное происхождение и палеолитическую обратную волновую миграцию австроазиатских носителей из Восточной Азии на Индийский субконтинент», Scientific Reports , 5 : 15486, Bibcode : 2015NatSR...515486Z , doi : 10.1038/srep15486 , PMC 4611482 , PMID 26482917
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Перепись Индии 2001 г., зарегистрированные племена
- Хасис от Гердона, PRT
- правительства Мегхалаи Портал
- Словарь немецкого хаси
- Народные песни и сказки Кхаси , переведенные на английский язык Десмондом Л. Хармавфлангом и переведенные на хинди А. Р. Трипати.