Jump to content

Люди Тай Пхаке

Тай Пхакэ
Общая численность населения
8000 (ок.)
Регионы со значительной численностью населения
 Индия
Языки
Тай Пхакэ , ассамский
Религия
Тхеравада, буддизм , анимизм
Родственные этнические группы

Тай Факе , также известный как Факиал или просто Факе , принадлежит к на тайском языке коренной этнической группе, говорящей , живущей в округах Дибругарх и Тинсукиа в Ассаме , в основном вдоль реки Дихинг , а также в прилегающих частях районов Лохит и Чангланг в Аруначал-Прадеше. . [1] По состоянию на 1990 год их население составляло 5000 человек, состоящих менее чем из 250 семей.

Территория Монг Мао в период расцвета Си Кефа (1360 г.)

Считалось, что народ Тай Факе мигрировал из Шанского королевства Монгмао , Мьянма, в 18 веке. Слово Phake произошло от тайских слов «Pha», означающих стену, и «Ke», означающих древний или старый.

До иммиграции в Ассам они проживали на берегах Иравади. Придя в Ассам, они сначала поселились под началом своего вождя Чоу Та Менг Хуен Менга из королевской линии Мунг Конга в месте под названием Мунгконгтат, немного выше Нингру на Буридихинге .

В начале 19 века народ Тай Пхаке был призван тогдашним офицером Ахома Чандрой Гохейном, который посетил восточные районы, где первоначально были поселены Пхаке, в сопровождении небольшой армии. Чандра Гохайн привез их из их первоначального места обитания в свою столицу. Когда британцы вторглись в Ассам, бирманские власти приказали им и другим представителям расы Шан вернуться в Могоунг . Народ Тай Факе отправился в Буридихинг и поселился там. На обратном пути они поселились на многих богатых южных берегах реки Буридихинг.

Значительная популяция народа тайпхак проживает как в Ассаме, так и в Аруначал-Прадеше. Вот некоторые из деревень: Нампхаке, Типамфаке, Борфаке, Манмау, Намчай, Манлонг, Нанглай, Нинггум, Фаненг, Лалунг и т. д.

Экономика

[ редактировать ]

Основное занятие народа тайпхаке — сельское хозяйство. Они выращивают такие культуры, как рис, горчица, картофель. Помимо сельского хозяйства, у них есть и другие вспомогательные источники дохода, благодаря которым люди получают хороший доход. Они также разводят крупный рогатый скот, буйволов. Рыбная ловля является основным занятием тайпхаков.

Общество

[ редактировать ]

Административная структура

[ редактировать ]

Тай Факи по своей сути демократичны и просты. Хотя у народа нет формального совета, тем не менее собрание деревенских старейшин, возглавляемое «Чоуманом» (главой деревни), обладает высшими юридическими и судебными полномочиями. Любой спор между людьми разрешается сельским собранием во главе с сельским старостой. У тайпхаков есть письменный кодекс под названием «тамчат», на который ссылаются деревенские старейшины, принимая решения о местной природе. Наказания за нарушения закона, идея добра и зла, похоже, действительно присущи их культуре. Правила поведения, которые «тамчат» предписывает своим членам, в основном основаны на этических принципах.

Тай Факи обычно заключают браки внутри общины. Они моногамны, хотя многоженство не запрещено при условии, что мужчина имеет необходимые средства для содержания такой семьи. Тай Факе не поддерживают никаких супружеских отношений с людьми других каст и племен. В обществе Тай Пхакэ заключаются браки вдов и кросскузенов. Свадьба празднуется подробной церемонией. Развод не является обычным явлением в обществе Тай Пхакэ. Муж или жена подают заявление о разводе перед «чауманом», который принимает решение на собрании деревенских старейшин.

Убеждения

[ редактировать ]

Тайпхаки следуют буддийской секте Тхеравады с некоторыми старыми анимистическими верованиями.

Культура

[ редактировать ]

Язык Факе похож на язык Шаня. У них есть свои отдельные сценарии, а также сохранились рукописи. Большинство из них являются религиозными писаниями.

В языке Тай Факе 10 гласных фонем, 15 согласных фонем, 2 полугласные, несколько дифтонгов и 3 группы согласных. [ нужна ссылка ]

Это тональный язык, в котором сохраняются 6 выраженных тонов: восходящий, нисходящий, высокий (средний), низкий, высокий (нисходящий) и низкий (средний). Оно также односложно. Суффиксы добавляются для сохранения односложности слов.

Будучи последователями буддизма Тхеравады , народ Тай Пхаке также умеет читать на пали .

Дома тайпхаков представляют собой приподнятые бамбуковые хижины. Построен на деревянных сваях над землей, известный как «хаун ханг». Материалы: листья Ливистоны Дженкинсианы, для строительства использованы древесина и бамбук. В каждом доме есть два сердца, и то, что внутри, считается священным. В каждом доме есть гостиная «кан нок», молитвенная комната «хок пай-фра» и кухня «хаун аом».

Одеваться

[ редактировать ]

Женщины Тай Факе носят сплетенные ими яркие платья. Их наряд состоит из юбки длиной до щиколотки («шинн»), блузки, открытой спереди («нанг-ват») и застегивающейся вокруг подмышек, и пояса («чай-чин»), чтобы затянуть юбку вокруг талии. . Девочка носит юбку («шенн») и блузку. Белый тюрбан («фа-хо») женщины носят по индивидуальному предпочтению. Цвета их платьев отражают их возраст. Платье включает в себя собственно одежду, украшения и украшения.Собственно одежда включает в себя предметы личной одежды, используемые главным образом для прикрытия. Для Тай Факес есть два платья:

  • Универсальное платье на каждый день.
  • Специальное платье для особых случаев.

Очень небольшое количество украшений используется для придания женственности, а не для усиления эффектности внешнего вида владелицы. Однако украшения, обозначающие татуировки и знаки на теле, явно отсутствуют там, где они должны быть. У факов довольно сложный узор в одежде, и никто не любит наготу или скудную одежду. Даже ребенка младше пяти лет редко можно увидеть без платья. Мужчины и женщины, молодые и старые. Прикрывайте свое тело независимо от того, находятся ли они внутри своего дома или снаружи. Факи не имеют традиционной церемониальной одежды. Однако по праздникам используется выстиранная одежда. В поисках теплой одежды люди полагаются на такие рыночные товары, как пальто, свитер, шарф, шаль и т. д.

Мужские костюмы

[ редактировать ]

Одежда пожилого мужчины обычно представляет собой лунги домашнего плетения (Пхаа) зеленого и черного цвета с подкладкой из красной, желтой или белой пряжи, нижнюю рубашку, одну рубашку (Сё) и белый тюрбан (Фа Хо). Белый шарф (около 2 метров в длину и 1 метр в ширину) с простой каймой (Фа Фек Май) и белую рубашку с длинными рукавами носят пожилые люди, когда отправляются в Вихар или в какие-либо отдаленные места. В качестве теплой одежды пожилые мужчины предпочитают шали (Фа Чжан). Во время коллективной молитвы шарф носят все, кроме мальчиков и девочек в возрасте до 10 лет.

Женские костюмы

[ редактировать ]

Женщины Факе носят свои традиционные платья. Пожилые женщины носят один пояс (подбородок) вокруг талии, доходящий до лодыжек. Это похоже на мужские лунги, с той разницей, что полосы на подбородке расположены по ширине, а поясная часть подбородка намного толще. Чтобы покрыть верхнюю половину тела, женщины используют длинную полосатую ткань Фа Нангвайт длиной около 2,3 метра и шириной 1 метр. На талии носят тканевый пояс, Chairchin (около 6 сантиметров в ширину и 1,5 метра в длину). До достижения половой зрелости девочки не носят Фа Нангвайт. Вместо этого они носят белую ткань Фафек длиной около 2 метров и шириной 1 метр, с каймой или без нее, чтобы покрыть верхнюю половину тела. Если у девушки есть незамужняя старшая сестра, она не носит Фа Нангвайт, даже если достигла половой зрелости. Носить фафек – признак неготовности к браку. Все женщины носят традиционный белый чаддер, когда идут в Вихар или в отдаленное место. Невеста во время церемонии бракосочетания использует подобный чаддар в качестве фаты. Пожилые женщины носят блузку Чехамчум, доходящую до талии. Молодые девушки и незамужние женщины носят блузки разных цветов, но использование блузок без рукавов или коротких блузок не поощряется. Пожилые женщины все время носят белый тюрбан, а молодые замужние женщины носят его, когда посещают Вихар или еженедельный рынок. Одежда незамужних взрослых девушек состоит из чин, фа фек май и блузки. [2]

Костюмы мальчиков и девочек

[ редактировать ]

Мальчики носят брюки и рубашки, когда едут в Нагаркатию или в школу, а в деревне они используют традиционные лунги. Молодые девушки носят базарные платья. Школьницы носят традиционный чин даже в своих учебных заведениях.

Платье монахов

[ редактировать ]

Для монахов предусмотрена специальная одежда желтого цвета. Сообщалось, что раньше, когда сбытовые центры были недоступны, люди готовили все красители самостоятельно. Желтый краситель был приготовлен из желтоватого ядра дерева джекфрута. Монахи носят четыре вида одежды, а именно; основная ткань, то есть лунги (Чам Пайинг), одна ткань, похожая на чаддар (Чанг Кан, около 9,3 метра в длину и 1,5 метра в ширину), которая используется в верхней части тела, один сангхати, то есть приготовленный на месте гэндзи, и один кусок ткани. (около 1,2 метра в длину и 6 сантиметров в ширину), чтобы прикрыть их секретные части. Восемь неизбежных предметов (Аста Парискар) монаха включают в себя упомянутые выше четыре разновидности одежды и фильтрующую ткань (Джал Чакани), лезвие для бритья головы раз в две недели, а также нитки и иглы.

Украшения

[ редактировать ]

В качестве личного украшения женщины факе носят очень мало украшений. На самом деле, замужние и пожилые женщины особого интереса к украшениям не проявляют. Сообщалось, что до 1950 года пожилые женщины использовали кенху (украшение для ушей из прозрачного кристаллического материала), но с этого года поставки этого материала стали нерегулярными, и женщинам факе пришлось выбирать современные украшения, такие как серьги, браслеты, золотое кольцо, ожерелья и т. д. Сообщалось также, что до 1950 года ожерелье из серебряных монет считалось у женщин ценным украшением, но сегодня такого типа ожерелья почти не встречается. Причина, как сообщает Phake, заключается в том, что старые серебряные монеты в рупии и полрупии содержали много металла, и поэтому жители деревни обменивали эти серебряные украшения на гораздо более высокую цену в виде новых монет, которые, однако, содержат меньше металла. ценить. Замужние женщины носят браслеты (бейан) из золота или серебра. Золотое или серебряное кольцо (Унгехоп) также носят те, кто может себе это позволить. Ожерелье из мелкого бисера маленькие дети носят, чтобы избежать опасности со стороны злых духов. Нарукавники из бусин используются некоторыми пожилыми людьми с аналогичной целью. Предметы естественной красоты, такие как цветы, особенно нравятся девочкам-подросткам, которые носят их в волосах.

Укладка волос

[ редактировать ]

Большинство женщин Пхаке носят длинные волосы, а мужчины коротко стригут их, за исключением тех, кто следует восьмой заповеди буддизма.

Фестивали и практики

[ редактировать ]

Пои Сангкен — главный фестиваль Тай Факе. Он похож на Сонгкран , который отмечается в Таиланде. Это знаменует начало нового года по тайскому календарю. Его празднуют три дня. Обычно он начинается 13 или 14 апреля каждого года. Во время этого праздника люди поливают друг друга водой, что означает смывание грехов друг друга. Они также очищают изображения и статуи Будды из домашних святынь и монастырей, осторожно поливая их водой.

Будда Пурнима также является крупным праздником Тай Факе. Он отмечает день рождения Господа Гаутамы Будды . В этот день люди собираются в буддийском монастыре и возносят молитвы Богу. После этого следует пир. Обычно этот фестиваль приходится на май.

Наун-ва — это трехмесячный период, в течение которого не заключаются браки и строительные работы. Этот период считается неблагоприятным. Каждый месяц в день «Пурнимы» жители деревни собираются в монастыре и возносят молитвы. Это не фестиваль, а важная религиозная практика.

Пои Ок-ва празднуется после трехмесячного периода «Наун-ва». Это знаменует конец «Наун-ва». Люди из разных деревень и союз монахов собираются в одной деревне, возносят молитвы и молят Бога простить им их ошибки.

Пои Май-ко-чум-фай — фестиваль, который отмечается в день полнолуния в феврале. Поздно вечером этого дня люди поджигают небольшие кучки дров и сена. По этому случаю готовят традиционные блюда, такие как «хау-лаам».

Помимо вышеперечисленного, жители Тай Пхаке также отмечают такие фестивали, как Пои Лу-фра , Пои Лукьонг , Пои Китинг и т. д.

Пищевые привычки

[ редактировать ]

Рис — основной продукт питания тайпхаков. Их еда состоит из приготовленного или приготовленного на пару риса, завернутого в листья банана, тары или кау, известные как «хау-хау», и вареных овощей. Кроме того, они едят много диких листовых овощей, таких как «пукут», «хи кай» и т. д. Кроме того, в их рацион входят мясо, рыба, яйца, сушеная рыба, кислая рыба, вяленое мясо, рисовые лепешки. Чай – их любимый напиток.

Кремация – это правило нормальной смерти. Ненормальным предписывается захоронение. Церемония очищения в случае обычной смерти совершается на седьмой день после смерти. Угощение жителей деревни пиршеством и подарками монахам – отличительная черта их обряда очищения. У тайпхаков есть особые условия для избавления от трупа монаха. Труп монаха не выбрасывают в тот же день, а хранят около года в водонепроницаемом гробу. Примерно через год устраивают большой фестиваль, на который приглашаются все тайпхаки из разных деревень, и труп монаха торжественно кремируется.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уильям Дж. Гедни (1992). Статьи о тайских языках, лингвистике и литературе: в честь Уильяма Дж. Гедни в день его 77-летия . Университет Северного Иллинойса, Центр исследований Юго-Восточной Азии. п. 14. ISBN  1-877979-16-3 .
  2. ^ тай факи Ассама
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adfed16a6fd1c90c86a3ed0c46e47ed8__1715592360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/d8/adfed16a6fd1c90c86a3ed0c46e47ed8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tai Phake people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)