Уютные люди
Гуите — клан-прародитель народа Зоми , которого также называют Чин в Мьянме , Мизо или Пайте или даже Куки в Индии. По словам Зама, Нигуи Гите является старшим братом прародителей народа Таду , а именно Тангпи (прадеда Дунгеля), Саттавнга и Нейранга. [1] Эта генеалогия была недавно начертана на племенном мемориальном камне в Бунгмуале , Ламка, в присутствии глав трех основных кланов Дунгеля , Кипгена и Хаокипа , 7 августа 2011 года. Некоторые историки, такие как Шекспир, [2] предположил, что Ламлей был самим Нигуи Гуите, но сами гуиты в своих социально-религиозных обрядах вместо этого считали Туахчанга, отца Ламлея, сыном Нигуи Гуите. Что касается Гуйте как рожденного сына Сонгту и его сестры Немнепа, то древние королевские семьи практиковали выдавать на свет королевского наследника, а также вместо этого сохранять чистоту своей родословной. В зависимости от местного произношения клан также назывался разными именами, такими как Нгуите или Вуите , [3] [4] тихий, [5] Нвайт, [6] Пайтэ у Лушея. [2] В соответствии с утверждением о своем солнечном происхождении, клан Гуите в прошлом назывался нампи , что означает благородный, крупный или даже доминирующий народ региона на местном диалекте. [7]
Принятие названия
[ редактировать ]Имя Гите является прямым производным от имени прародителя рода, известного как Гите Великого (см. следующие генеалогические схемы), таинственное рождение которого было, согласно устному преданию, связано с Солнцем.
Поэтому, чтобы отразить это солнечное родство (т. е. «ни гуй», что означает луч Солнца), имя «Гуите», как говорят, было дано ему при рождении его отцом Сонгту (также Чаунгту, Чонгту, Таунгту). и Саоти ). [8] После рождения Гуйте Сонгту, который в последние годы своей жизни также был известен как принц Айсана, переехал недалеко от ручья Айсан и поселился там со своей женой Нейтонг, уступив место своей сестре Немнепу и ее ребенку Гуите, чтобы унаследовать Поместье Чиимнуай. Таким образом, Гите, старший сын, и его потомки имеют право на наследие Чиимнуай, в то время как Тангпи, младший, и его потомки (Дунгель, братья и сестры) носят титул Айсан Па (или принц Айсана) соответственно. [9] Кроме того, в связи с благородным происхождением Гите была распространена местная пословица, которая до сих пор известна в этом регионе. Пословица гласит:
- Нампи та ни в зонг сиаме [Местная пословица, ок. 12 век]
- (Значение)
- Даже Солнце благословляет благородное рождение.
Некоторые известные принцы Гуита
[ редактировать ]Поколение Чиимнуай
[ редактировать ]- Тон Лун был первым, кто отпраздновал фестиваль Тон , поэтому его традиционно называли Тон Манг, что означает Хозяин/Повелитель Тона.
- Ни Гуй , также известный как Нигуитеа, был известным принцем, который, согласно устной традиции, сформулировал большинство традиционных обрядов и культурных практик, таких как система данников, праздничные песни и тексты песен, религиозные фестивали, а также семейная система Мизо, некоторые из которые все еще присутствуют в северном штате Чин, Мьянма, а также в районах Ламка , Чурачандпур и Нью-Ламка в Манипуре , Индия. Большинство семей заявляют о своем происхождении от Ни Гуя. Например, в хрониках вождей Сайло утверждается, что их прародитель Сишинга был сыном Ни Гуя, или семья Самте также утверждала, что является потомками Ни Гуя. [10]
- Гуй Манг I основал город-государство Чиимнуай в ок. 1050 год нашей эры . Следы Чиимнуай до сих пор можно найти в окрестностях деревни Сайзанг поселка Тедим . [11]
- Манг Суум I был старшим сыном Гуй Манга I, который разделил землю на три основных региона: верхний регион Туилу, которым правил его младший брат Нак Сау, нижний регион Туитау (ныне Вангтех ), которым правил его младшим братом Кул Геном и центральным регионом Чиимнуай , которым он сам будет управлять. Семья Гите стала называться высшим правящим кланом региона трёх гор ( Zou : Mual thum kampau Guite Mang ), который состоит из центрального горного региона Сиим, юго-восточного горного региона Кхум и северного горного региона. -Западный Ленский горный район. [12] : 21
Поколение Вангтех
[ редактировать ]Ген Донг сделал Вангте своим политическим центром и начал распространять власть Гуите на юг и запад, пересекая реку Манипур. [12]
- Манг Киим был способным принцем, который побывал в более чем пятидесяти трёх городах и деревнях, выполняя священные обряды ( Zou : uisiang-at ), чтобы отстоять своё право на управление и опеку над землей в качестве короля-священника.
- Пау Хау был могущественным принцем, который был известен как первый принц Гуитов, поехавший в Читтагонг (современная Бангладеш), чтобы узнать об огнестрельном оружии, и как первый человек, применивший его в регионе. [13] Под его руководством Вангтех стал столицей семи княжеских феодальных владений.
Поколение Тедим-Ламзанг
[ редактировать ]- Гуй Манг II основал Тедим вместе с другими племенами, такими как Гангте , Вайпхей и народ Симте из нижнего региона. Его имя Тедим Чин : Тедим , букв. «Яркий и сверкающий» предположительно был вдохновлен сверканием яркого солнечного света в бассейне под названием Вансаангдим .
- Пум Го перенес свою столицу из Ламзанг в Тедим.
Поколение Муальпи
[ редактировать ]Гокхотанг . Могущественный принц из Муальпи (первоначально оккупированный семьей Мангвунг/Мангвунг из племени Тадо в 1834–1850 гг.), [14] [15] также известный как Гоукхотанг или Го Кхуа Тханг, или даже как Кокутунг Кэри и Така. Он единственный принц Зоми, которого соседнее королевство Мейтей ( Манипур ) когда-либо признавало Раджей (или Нинтоу на языке Метей). Его могущественное владычество распространилось на более чем 70 городов, поселков и деревень. [16] Он был известен как тогдашний лидер народа Зо , поскольку Кэри и Так также называли его Йо (правильный народ Зо), главой Мвелпи (правильный Муалпи). [17] История говорит нам, что три основных племени, такие как Зо (а) Гвите (б) Вайпе (Вайпхей) и (в) Зо Чин, теперь называются Мизо и Хмар. [18]
Суум Кам. Сын Раджи Гукотанга - еще один могущественный принц Гуитов. Полковник Томпсон из Манипура, воспользовавшись посольством, отправленным из Камхоу Сукте для обсуждения освобождения своего бывшего лорда, а также зятя Гукхотанга, предложил заключить договор с Манипуром. Сумкам был освобожден из тюрьмы вместе с костями своего отца. [19] Позже, 11 марта 1875 года, между Сумкамом и Махараджей Чандракирти был заключен мирный договор, когда они пили дзу , традиционное вино Зо, в своих стволах. Договор стал называться Санджентонгским договором, обозначающим границу между гуитами и мейтейями (нынешний Мойранг Манипура), заключив соглашение о невмешательстве между гуитами и мейтейями, но дружбу, и пообещал обручить принцессу мейтей с домом принца. Суум Кам в обеспечении мира (см. заключительную часть документального фильма «Раджа Гукотанг»). [20]
Традиция династического правления Гуитов
[ редактировать ]Датируя основание города-государства Чиимнуай на территории нынешнего поселка Тедим началом XIV века, [21] Можно по праву сказать, что династическое правление Гите длилось более полувека (до британской аннексии в начале 20 века, около 1300–1900 гг.), Хотя большая часть южной части ее подчиненных земель постепенно была передана союзным силам южного Павиханга. (Пои или Павите), начиная с середины 18 века. Как упоминалось выше, следуя легенде о разделе земель между тремя легендарными князьями Гуите (М. Суумом, К. Геном и Н. Сау), геополитику династии Гуите можно соответственно разделить на три основных региона: центральный Регион Чиимнуай под властью Манг Суума I, нижний регион Туитау под управлением Кул Гена и верхний регион Туйлу под управлением Нак Сау (Кул Лай). [22] Хотя династические традиции Гуйте двух старших принцев соответственно сохранялись до продвижения британской армии, история младшего принца Нак Сау, к сожалению, была утеряна из поля зрения, за исключением очень краткого устного рассказа, сохранившегося в хронике Вангтеха (который восходит к Ком Кииму как дочь Тома Сила, последнего известного принца из рода Нак Сау, а остальные говорили так, как будто стали Горкхами или, по крайней мере, объединились с ними). Если оставить за утерянной традицией принца Нак Сау и отражать имеющиеся традиции Манг Суума и Кул Гена, то двумя наиболее отличительными чертами династической традиции Гуите будут ее религиозная ориентация и конфедеративная административная система.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Зам, Нгул Лиан; Мунг, Тханг Сан (25 июля 2018 г.). Mualthum Kampau Guite Hausate Tangthu Скачать бесплатно Mp3 Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1-7216-9355-9 .
- ^ Jump up to: а б Шекспир, Джон (1912). Кланы Лушей Куки . Макмиллан и Ко. Лимитед. п. 142.
- ↑ См. другие альтернативные названия языкового названия «Чин, Пайте» в Ethnologue: Languages of the World .
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года . Проверено 11 декабря 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ↑ См. переключение слов между «Guite» и «Gwete» в четвертом абзаце страницы в Siamsin Pawlpi (SSPP). Архивировано 10 апреля 2019 г. в Wayback Machine.
- ^ Бертрам Саусмарес Кэри и Генри Ньюман Так, Чин-Хиллз: история людей, наши отношения с ними, их обычаи и манеры и географический справочник их страны (Рангун, Бирма: правительственная печать, 1896), 2-4 [ Nwite, вероятно, является неправильным произношением Nguite бирманскими гидами, когда британцы впервые пришли на эту землю через внутреннюю территорию Бирманского королевства].
- ↑ См. статью «Гуите» в книге Синг К. Кхай, « Люди куки и их культура» (Ламка, Чурачандпур, Индия: Кхампу Хацав, 1995), 21–2.
- ^ Устную традицию о Сонгту см. Т. Гуген, История Зоми (Зоу) (Ламка, Индия: Т. Гугин, 1984), 2. Также Уильям Шоу, Таду Кукис (Калькутта, Индия: Культурная публикация азиатских Society of Bengal, 1929), 24–26 [следуя местному произношению Тадуса, Шоу написал «Сонгту» как «Чонгту»].
- ^ Гангте, ТС (2010). Куки Манипура: исторический анализ . Джан Риди Офсет. п. 9.
- ^ Лалтанглиана, Б. Рина, РЛ (ред.). История мизо в Бирме Агентства Завбук, Айзол. п. 17 . Получено 3 апреля.
- ^ Племенное устройство и государственные системы в доколониальной восточной и северо-восточной Индии . Калькутта: Багчи. 1987. с. 312. ИСБН 9788170740148 .
- ^ Jump up to: а б Хай, Синг Хоу (1995). Люди Зо и их культура: историческое, культурное исследование и критический анализ Зо и его этнических племен . Кхампу Хацав. п. 16.
- ^ Пау, Пум Хан (5 августа 2019 г.). Индо-бирманская граница и создание Чин-Хиллз: империя и сопротивление . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-50745-4 . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Маккензи, Александр (1979). Северо-восточная граница Индии . Дели: Публикации Миттал. п. 169.
- ^ Бертрам С. Кэри, Х. Н. Так (1896). Чин-Хиллз, том. Я. Дели: Культурное издательство. стр. 17, 19, 141.
- ^ Гужен, История Зоми , 67 и далее; а также, пожалуйста, просмотрите полное документальное видео о его жизни, смонтированное Laizoms Musika в Zogam Salpha .
- ^ Бертрам С. Кэри и Генри Н. Так, Чин-Хиллз , Том 1 (1896), страница 141.
- ^ Х. Н. Так, Бертрам С. Кэри (1976). Чин-Хиллз, том. Я. Айзол: Институт исследований племен. стр. 2, 3.
- ^ Маккензи, Александр (1979). Северо-восточная граница Индии . Публикации Миттала. п. 168.
- ^ Дополнительную информацию о династической традиции Гуйте см., д-р Чинхолиан Гите, Политико-экономическое развитие племен Манипура: исследование зоми (Нью-Дели, Индия: Anmol Publications Pvt. Ltd., 1999), 35-62. .
- ^ Хай, Культура Зо ; а также К. Танг За Туан, профессор, «Зоми Танчин Томким», в журнале Zolus Journal 4 (1999): 3-6 [доктор. Туан — бывший заместитель генерального директора департамента базового образования Министерства образования Мьянмы].
- ^ Хай, Зо Культура , 21; а также Комитет по производству книг, История Сиалсавма Пави и деревни Хумхнуай Вангтех (Пинлоне, Калай Мио, Мьянма, 1994), 1–3.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Кэри, Бертрам С. и Генри Н. Так. Чин-Хиллз: история людей, наши отношения с ними, их обычаи и манеры, а также справочник их страны . Рангун, Бирма: правительственная типография, 1896 г.
- Гуген, Т. История Зоми . Ламка, Индия: Т. Гуген, 1984 г. [эта книга доступна для просмотра в оцифрованном формате в библиотеке Мичиганского университета с 8 ноября 2006 г.].
- Гите, доктор Чинхолиан Гите, читатель, Колледж Ламка, Политико-экономическое развитие племен Манипура: исследование зоми . Нью-Дели, Индия: Anmol Publications Pvt. ООО, 1999.
- Хай, Синг К. Народ Зо и их культура Ламка, Чурачандпур, Индия: University Press,
- Кхам, Пум За. Рукописи. Тонзанг, штат Чин, Мьянма.
- Лалтанглиана, Б. История мизо в Бирме . Магистерская диссертация, представленная в Университет искусств и наук, Мандалай, Бирма, 1975 г., неопубликованная [доступна для просмотра в университетской библиотеке Университета искусств и наук Мандалая].
- Шоу, Уильям. Таду Кукис . Калкутта, Индия: Культурное издание Азиатского общества Бенгалии, 1929.
- Синха, Сураджит. Племенная политика и государственные системы в доколониальной Восточной и Северо-Восточной Индии . Калкутта, Индия: Центр исследований в области социальных наук, KP Bagchi & Co., 1987.
- Тханг, Хуп За, капитан, Генеалогия расы (Чин) Бирмы Зо Парагвай, 1972 год.
- Туан, К. Танг За, профессор «Зоми Танчин Томким», в журнале Zolus Journal 4 (1999): 3-6 [доктор. Туан — бывший заместитель генерального директора департамента базового образования Министерства образования Мьянмы].
- Зам, Нгул Лиан (Гите). Mualthum Kampau Guite Hausate Tangthu Скачать бесплатно Mp3 Кавлпи, Кале Мио, Мьянма: Преступный мир, ISBN 978-1721693559 .