Jump to content

Уютные люди

Гуите — клан-прародитель народа Зоми , которого также называют Чин в Мьянме , Мизо или Пайте или даже Куки в Индии. По словам Зама, Нигуи Гите является старшим братом прародителей народа Таду , а именно Тангпи (прадеда Дунгеля), Саттавнга и Нейранга. [1] Эта генеалогия была недавно начертана на племенном мемориальном камне в Бунгмуале , Ламка, в присутствии глав трех основных кланов Дунгеля , Кипгена и Хаокипа , 7 августа 2011 года. Некоторые историки, такие как Шекспир, [2] предположил, что Ламлей был самим Нигуи Гуите, но сами гуиты в своих социально-религиозных обрядах вместо этого считали Туахчанга, отца Ламлея, сыном Нигуи Гуите. Что касается Гуйте как рожденного сына Сонгту и его сестры Немнепа, то древние королевские семьи практиковали выдавать на свет королевского наследника, а также вместо этого сохранять чистоту своей родословной. В зависимости от местного произношения клан также назывался разными именами, такими как Нгуите или Вуите , [3] [4] тихий, [5] Нвайт, [6] Пайтэ у Лушея. [2] В соответствии с утверждением о своем солнечном происхождении, клан Гуите в прошлом назывался нампи , что означает благородный, крупный или даже доминирующий народ региона на местном диалекте. [7]

Принятие названия

[ редактировать ]

Имя Гите является прямым производным от имени прародителя рода, известного как Гите Великого (см. следующие генеалогические схемы), таинственное рождение которого было, согласно устному преданию, связано с Солнцем.

Поэтому, чтобы отразить это солнечное родство (т. е. «ни гуй», что означает луч Солнца), имя «Гуите», как говорят, было дано ему при рождении его отцом Сонгту (также Чаунгту, Чонгту, Таунгту). и Саоти ). [8] После рождения Гуйте Сонгту, который в последние годы своей жизни также был известен как принц Айсана, переехал недалеко от ручья Айсан и поселился там со своей женой Нейтонг, уступив место своей сестре Немнепу и ее ребенку Гуите, чтобы унаследовать Поместье Чиимнуай. Таким образом, Гите, старший сын, и его потомки имеют право на наследие Чиимнуай, в то время как Тангпи, младший, и его потомки (Дунгель, братья и сестры) носят титул Айсан Па (или принц Айсана) соответственно. [9] Кроме того, в связи с благородным происхождением Гите была распространена местная пословица, которая до сих пор известна в этом регионе. Пословица гласит:

Нампи та ни в зонг сиаме [Местная пословица, ок. 12 век]
(Значение)
Даже Солнце благословляет благородное рождение.

Некоторые известные принцы Гуита

[ редактировать ]

Поколение Чиимнуай

[ редактировать ]
  • Тон Лун был первым, кто отпраздновал фестиваль Тон , поэтому его традиционно называли Тон Манг, что означает Хозяин/Повелитель Тона.
  • Ни Гуй , также известный как Нигуитеа, был известным принцем, который, согласно устной традиции, сформулировал большинство традиционных обрядов и культурных практик, таких как система данников, праздничные песни и тексты песен, религиозные фестивали, а также семейная система Мизо, некоторые из которые все еще присутствуют в северном штате Чин, Мьянма, а также в районах Ламка , Чурачандпур и Нью-Ламка в Манипуре , Индия. Большинство семей заявляют о своем происхождении от Ни Гуя. Например, в хрониках вождей Сайло утверждается, что их прародитель Сишинга был сыном Ни Гуя, или семья Самте также утверждала, что является потомками Ни Гуя. [10]
  • Гуй Манг I основал город-государство Чиимнуай в ок. 1050 год нашей эры . Следы Чиимнуай до сих пор можно найти в окрестностях деревни Сайзанг поселка Тедим . [11]
  • Манг Суум I был старшим сыном Гуй Манга I, который разделил землю на три основных региона: верхний регион Туилу, которым правил его младший брат Нак Сау, нижний регион Туитау (ныне Вангтех ), которым правил его младшим братом Кул Геном и центральным регионом Чиимнуай , которым он сам будет управлять. Семья Гите стала называться высшим правящим кланом региона трёх гор ( Zou : Mual thum kampau Guite Mang ), который состоит из центрального горного региона Сиим, юго-восточного горного региона Кхум и северного горного региона. -Западный Ленский горный район. [12] : 21 

Поколение Вангтех

[ редактировать ]

Ген Донг сделал Вангте своим политическим центром и начал распространять власть Гуите на юг и запад, пересекая реку Манипур. [12]

  • Манг Киим был способным принцем, который побывал в более чем пятидесяти трёх городах и деревнях, выполняя священные обряды ( Zou : uisiang-at ), чтобы отстоять своё право на управление и опеку над землей в качестве короля-священника.
  • Пау Хау был могущественным принцем, который был известен как первый принц Гуитов, поехавший в Читтагонг (современная Бангладеш), чтобы узнать об огнестрельном оружии, и как первый человек, применивший его в регионе. [13] Под его руководством Вангтех стал столицей семи княжеских феодальных владений.

Поколение Тедим-Ламзанг

[ редактировать ]
  • Гуй Манг II основал Тедим вместе с другими племенами, такими как Гангте , Вайпхей и народ Симте из нижнего региона. Его имя Тедим Чин : Тедим , букв. «Яркий и сверкающий» предположительно был вдохновлен сверканием яркого солнечного света в бассейне под названием Вансаангдим .
  • Пум Го перенес свою столицу из Ламзанг в Тедим.

Поколение Муальпи

[ редактировать ]

Гокхотанг . Могущественный принц из Муальпи (первоначально оккупированный семьей Мангвунг/Мангвунг из племени Тадо в 1834–1850 гг.), [14] [15] также известный как Гоукхотанг или Го Кхуа Тханг, или даже как Кокутунг Кэри и Така. Он единственный принц Зоми, которого соседнее королевство Мейтей ( Манипур ) когда-либо признавало Раджей (или Нинтоу на языке Метей). Его могущественное владычество распространилось на более чем 70 городов, поселков и деревень. [16] Он был известен как тогдашний лидер народа Зо , поскольку Кэри и Так также называли его Йо (правильный народ Зо), главой Мвелпи (правильный Муалпи). [17] История говорит нам, что три основных племени, такие как Зо (а) Гвите (б) Вайпе (Вайпхей) и (в) Зо Чин, теперь называются Мизо и Хмар. [18]

Суум Кам. Сын Раджи Гукотанга - еще один могущественный принц Гуитов. Полковник Томпсон из Манипура, воспользовавшись посольством, отправленным из Камхоу Сукте для обсуждения освобождения своего бывшего лорда, а также зятя Гукхотанга, предложил заключить договор с Манипуром. Сумкам был освобожден из тюрьмы вместе с костями своего отца. [19] Позже, 11 марта 1875 года, между Сумкамом и Махараджей Чандракирти был заключен мирный договор, когда они пили дзу , традиционное вино Зо, в своих стволах. Договор стал называться Санджентонгским договором, обозначающим границу между гуитами и мейтейями (нынешний Мойранг Манипура), заключив соглашение о невмешательстве между гуитами и мейтейями, но дружбу, и пообещал обручить принцессу мейтей с домом принца. Суум Кам в обеспечении мира (см. заключительную часть документального фильма «Раджа Гукотанг»). [20]

Традиция династического правления Гуитов

[ редактировать ]

Датируя основание города-государства Чиимнуай на территории нынешнего поселка Тедим началом XIV века, [21] Можно по праву сказать, что династическое правление Гите длилось более полувека (до британской аннексии в начале 20 века, около 1300–1900 гг.), Хотя большая часть южной части ее подчиненных земель постепенно была передана союзным силам южного Павиханга. (Пои или Павите), начиная с середины 18 века. Как упоминалось выше, следуя легенде о разделе земель между тремя легендарными князьями Гуите (М. Суумом, К. Геном и Н. Сау), геополитику династии Гуите можно соответственно разделить на три основных региона: центральный Регион Чиимнуай под властью Манг Суума I, нижний регион Туитау под управлением Кул Гена и верхний регион Туйлу под управлением Нак Сау (Кул Лай). [22] Хотя династические традиции Гуйте двух старших принцев соответственно сохранялись до продвижения британской армии, история младшего принца Нак Сау, к сожалению, была утеряна из поля зрения, за исключением очень краткого устного рассказа, сохранившегося в хронике Вангтеха (который восходит к Ком Кииму как дочь Тома Сила, последнего известного принца из рода Нак Сау, а остальные говорили так, как будто стали Горкхами или, по крайней мере, объединились с ними). Если оставить за утерянной традицией принца Нак Сау и отражать имеющиеся традиции Манг Суума и Кул Гена, то двумя наиболее отличительными чертами династической традиции Гуите будут ее религиозная ориентация и конфедеративная административная система.

  1. ^ Зам, Нгул Лиан; Мунг, Тханг Сан (25 июля 2018 г.). Mualthum Kampau Guite Hausate Tangthu Скачать бесплатно Mp3 Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN  978-1-7216-9355-9 .
  2. ^ Jump up to: а б Шекспир, Джон (1912). Кланы Лушей Куки . Макмиллан и Ко. Лимитед. п. 142.
  3. См. другие альтернативные названия языкового названия «Чин, Пайте» в Ethnologue: Languages ​​of the World .
  4. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2007 года . Проверено 11 декабря 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  5. См. переключение слов между «Guite» и «Gwete» в четвертом абзаце страницы в Siamsin Pawlpi (SSPP). Архивировано 10 апреля 2019 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Бертрам Саусмарес Кэри и Генри Ньюман Так, Чин-Хиллз: история людей, наши отношения с ними, их обычаи и манеры и географический справочник их страны (Рангун, Бирма: правительственная печать, 1896), 2-4 [ Nwite, вероятно, является неправильным произношением Nguite бирманскими гидами, когда британцы впервые пришли на эту землю через внутреннюю территорию Бирманского королевства].
  7. См. статью «Гуите» в книге Синг К. Кхай, « Люди куки и их культура» (Ламка, Чурачандпур, Индия: Кхампу Хацав, 1995), 21–2.
  8. ^ Устную традицию о Сонгту см. Т. Гуген, История Зоми (Зоу) (Ламка, Индия: Т. Гугин, 1984), 2. Также Уильям Шоу, Таду Кукис (Калькутта, Индия: Культурная публикация азиатских Society of Bengal, 1929), 24–26 [следуя местному произношению Тадуса, Шоу написал «Сонгту» как «Чонгту»].
  9. ^ Гангте, ТС (2010). Куки Манипура: исторический анализ . Джан Риди Офсет. п. 9.
  10. ^ Лалтанглиана, Б. Рина, РЛ (ред.). История мизо в Бирме Агентства Завбук, Айзол. п. 17 . Получено 3 апреля.
  11. ^ Племенное устройство и государственные системы в доколониальной восточной и северо-восточной Индии . Калькутта: Багчи. 1987. с. 312. ИСБН  9788170740148 .
  12. ^ Jump up to: а б Хай, Синг Хоу (1995). Люди Зо и их культура: историческое, культурное исследование и критический анализ Зо и его этнических племен . Кхампу Хацав. п. 16.
  13. ^ Пау, Пум Хан (5 августа 2019 г.). Индо-бирманская граница и создание Чин-Хиллз: империя и сопротивление . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-000-50745-4 . Проверено 3 апреля 2024 г.
  14. ^ Маккензи, Александр (1979). Северо-восточная граница Индии . Дели: Публикации Миттал. п. 169.
  15. ^ Бертрам С. Кэри, Х. Н. Так (1896). Чин-Хиллз, том. Я. ​Дели: Культурное издательство. стр. 17, 19, 141.
  16. ^ Гужен, История Зоми , 67 и далее; а также, пожалуйста, просмотрите полное документальное видео о его жизни, смонтированное Laizoms Musika в Zogam Salpha .
  17. ^ Бертрам С. Кэри и Генри Н. Так, Чин-Хиллз , Том 1 (1896), страница 141.
  18. ^ Х. Н. Так, Бертрам С. Кэри (1976). Чин-Хиллз, том. Я. ​Айзол: Институт исследований племен. стр. 2, 3.
  19. ^ Маккензи, Александр (1979). Северо-восточная граница Индии . Публикации Миттала. п. 168.
  20. ^ Дополнительную информацию о династической традиции Гуйте см., д-р Чинхолиан Гите, Политико-экономическое развитие племен Манипура: исследование зоми (Нью-Дели, Индия: Anmol Publications Pvt. Ltd., 1999), 35-62. .
  21. ^ Хай, Культура Зо ; а также К. Танг За Туан, профессор, «Зоми Танчин Томким», в журнале Zolus Journal 4 (1999): 3-6 [доктор. Туан — бывший заместитель генерального директора департамента базового образования Министерства образования Мьянмы].
  22. ^ Хай, Зо Культура , 21; а также Комитет по производству книг, История Сиалсавма Пави и деревни Хумхнуай Вангтех (Пинлоне, Калай Мио, Мьянма, 1994), 1–3.

См. также

[ редактировать ]
  • Кэри, Бертрам С. и Генри Н. Так. Чин-Хиллз: история людей, наши отношения с ними, их обычаи и манеры, а также справочник их страны . Рангун, Бирма: правительственная типография, 1896 г.
  • Гуген, Т. История Зоми . Ламка, Индия: Т. Гуген, 1984 г. [эта книга доступна для просмотра в оцифрованном формате в библиотеке Мичиганского университета с 8 ноября 2006 г.].
  • Гите, доктор Чинхолиан Гите, читатель, Колледж Ламка, Политико-экономическое развитие племен Манипура: исследование зоми . Нью-Дели, Индия: Anmol Publications Pvt. ООО, 1999.
  • Хай, Синг К. Народ Зо и их культура Ламка, Чурачандпур, Индия: University Press,
  • Кхам, Пум За. Рукописи. Тонзанг, штат Чин, Мьянма.
  • Лалтанглиана, Б. История мизо в Бирме . Магистерская диссертация, представленная в Университет искусств и наук, Мандалай, Бирма, 1975 г., неопубликованная [доступна для просмотра в университетской библиотеке Университета искусств и наук Мандалая].
  • Шоу, Уильям. Таду Кукис . Калкутта, Индия: Культурное издание Азиатского общества Бенгалии, 1929.
  • Синха, Сураджит. Племенная политика и государственные системы в доколониальной Восточной и Северо-Восточной Индии . Калкутта, Индия: Центр исследований в области социальных наук, KP Bagchi & Co., 1987.
  • Тханг, Хуп За, капитан, Генеалогия расы (Чин) Бирмы Зо Парагвай, 1972 год.
  • Туан, К. Танг За, профессор «Зоми Танчин Томким», в журнале Zolus Journal 4 (1999): 3-6 [доктор. Туан — бывший заместитель генерального директора департамента базового образования Министерства образования Мьянмы].
  • Зам, Нгул Лиан (Гите). Mualthum Kampau Guite Hausate Tangthu Скачать бесплатно Mp3 Кавлпи, Кале Мио, Мьянма: Преступный мир, ISBN   978-1721693559 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91e6aeab9413baf9d4746974e051adfa__1719597180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/fa/91e6aeab9413baf9d4746974e051adfa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guite people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)