Зотунг люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |
Народ зотунг — одна из этнических групп в штате Чин в Мьянме, также известном как Бирма. Он расположен в центральной и южной части штата Чин. Зотунги — совершенно особый этнический народ в Бирме. Получить исторические записи об этих этнических народах очень сложно, поскольку в течение многих лет у них не было письменности. Однако их историю все еще можно проследить до 900 года нашей эры, поскольку в традиционных песнях есть топонимы, указывающие период времени, в который они были написаны. Есть также местные народные сказки и легенды. Эти люди происходят из тибето-бирманской группы и знакомы со всеми другими группами чин . У них есть своя письменность, которая неразборчива с другими соседними языками, пока они ее не выучат. Эти люди называли себя «Зо» с давних времен своих предков, восходящих к 700-летней давности. Соседние племена с севера и юга называли их Зо, а племя мара с запада называло их Азю.
С 1933 года их язык записывался с использованием латинского алфавита . Он назывался «Зоккау» (Zo Script). Большинство из этих людей являются фермерами и предпочитают охотиться на животных, как и другие группы чин . В ранней истории религия Зо Минфуин была известна как Лауки или Сахуа. Это была анимистическая и языческая религия.
Традиции
[ редактировать ]Религия (Бейнау)
[ редактировать ]Зотунги верили в Пахию (Бога) как в верховного Бога. Они также верили, что по миру бродят злые существа, известные как Хози (боги). Хозис причинял большой вред и приводил человека в состояние хнам. Они умилостивили различных Хози через первосвященников за их здоровье, богатство, безопасность и процветание земли посредством услуг Хуарума. Однако они не приносили жертву Пахии, поскольку считалось, что он не причиняет людям вреда или зла. В последние годы вера в Хози начала постепенно исчезать, поскольку все больше людей обращаются в христианство.
Смерть и загробная жизнь
[ редактировать ]Зотунг считали, что те, кто умер как простолюдины, отправлялись в Митчи Хуа, буквально обитель мертвых. Внутри Митчи Хуа было два подразделения. Первый — Пуччи (Пульти), куда отправлялись те, кто умер нормальной, ненасильственной смертью. За смертью Пуччи следовали деревенские пиры и пьянки. Его оплакивал весь народ и длился от 3 до 5 дней. Другая смерть - это Савчи (Сарти), куда были отнесены те, кто умер насильственной, сверхъестественной смертью или от болезни. Родственников Савчи считали потенциально опасными, и их избегали. Труп Савчи был немедленно похоронен, никаких обрядов не проводилось. На похороны могли присутствовать только самые близкие родственники. Когда похороны Савчи закончились, семья зарезала курицу. Они добавили куриную кровь и смешали ее с кукурузой. Они плакали
Ka tungvaw' e Sawsi hin uiccopi chite aemen, naedi your te vaedi nih pon clean ula, Khuanipi nih zonghae sala!
Ой! Болезнь внутри меня очистись от крови петуха и кукурузы. Пусть солнце закатит и тебя.
Начиная с этого дня, они оставались в изоляции 7 дней, после чего считались чистыми.
С другой стороны, те, кто умер почетной смертью, например, в битве, в ходе посмертных обрядов или устроил большой фестиваль, отправлялись в Хотенг. Хотя Митчи Хуа менее желанен, это было не место вечного наказания, а просто постоянное место проживания мертвых. Хотенг был местом для тех, кто обладал большим богатством и богатством. Они вечно пировали и веселились.
Между тремя человеческими царствами находился Лунглей Муал или холм Лунглей. Это был пропускной пункт для всех погибших. Жила-была богиня Сауннунг, правившая королевствами. Она привела мертвых на их законное место. Но сначала Сауннунг отнес мертвецов к озеру, известному как Рих Туи, чтобы напиться из него. Вода из Рих Туи была особенной. Оно заставило всех, кто пил из него, забыть о своей прежней жизни, чтобы они жили счастливо в своем новом царстве.
Когда западные миссионеры вошли в Зорам , эти люди обратились в христианство примерно с 1900-х годов.
Одежда
[ редактировать ]Зотунги носили одежду, как и другие группы Зо. В повседневной жизни мужчины носили Анки (хлопчатобумажную рубашку), Боэй (большую шаль) или заворачивались в мех. В особых случаях мужчин одевали в перья, Ccunnak Boei, красочные Boeis и украшения. Женщины носили бирманские лонги либо с традиционными узорами, либо с простыми узорами. Они также носили Anki и Boei. Считается, что традиционная ткань Зотунг возникла как прощальный подарок мужчине из Туитангнунга (Русалка), который влюбился в этого человека (Семпи-Тхо Кхе). Однако отношения были прокляты, потому что никто не должен был знать об их существовании. если бы человек (Семпи-Тхо Кхе) решил раскрыть их, ему пришлось бы умереть. Однако после упорных уговоров со стороны семьи мужчины он сообщил им об их существовании. На похоронах этого человека (Семпи-Тхо Кхе) Туитангнунг может увидеть его в последний раз. О ее визите никто не узнал, поскольку она наложила на них снотворное. Однако она позволила пожилой женщине увидеться с ней. В рассказах старушки говорится, что Туитханнун оставался всю ночь, развешивая вокруг своей кровати красивые узорчатые одеяла. Затем, когда восход солнца уже был близок, она поспешила собрать свои вещи и оставила два одеяла. Эта узорчатая одежда затем воссоздается теми, кто был талантлив в шитье, и теперь она стала особой одеждой, которую носят в важных случаях. Тогда считалось, что эту одежду продавали другим людям, живущим в местных районах, и, таким образом, постепенно она стала национальной одеждой внутри общины Чин (национальная одежда Чин). Многие племена переняли свои собственные вариации цветов и узоров. Но одежда народа зотунг имеет оригинальный рисунок и цвет туйтаннунга.
Зо литература или Зо карканье
[ редактировать ]Хотя некоторые люди говорят, что существует легенда о том, что первая письменность Чин была написана на коже или шкуре животного, съеденной собакой, таких историй, рассказанных предками, не существует. Зоккау (скрипт Зо/алфавит Зо) был первым письмом, введенным среди этих людей с использованием « римского алфавита » в 1933 году доктором Сиабави Хуа Мингом, который был одним из первых людей, посетивших миссионерскую школу в Резуа, открытую в 1926 году. это недавно введенное письмо как Зоккау. Это была первая миссионерская школа, созданная в Зораме (Земля Зо). Как и многие другие этнические языки, правительство Мьянмы запретило официальное преподавание зоккау в государственных школах. Для Зо христианские гимны являются единственным доступным ресурсом для самостоятельного изучения. Однако большинство людей Зо могут читать и писать на языке Зоккау.
Исторические записи необходимы для подтверждения идентичности этих групп населения.
Стихийное бедствие 2015 г.
[ редактировать ]Жители Зотунга (Чин) сильно пострадали от стихийного бедствия, которое обрушилось на страну 19 июля и 3 августа 2015 года. Было разрушено 364 дома, а также все рисовые поля и посевы. Все дороги и мосты заблокированы оползнями. Комитет помощи Зотунгу реагирует на насущные потребности людей. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ документ комитета по оказанию помощи Зотунгу