Йимхиунг Нага
![]() Женщина йимкхиунг-нага в морунге деревни Кутур. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Нагаленд | 74 647 (перепись 2011 г.) [1] |
Языки | |
Язык йимхунгрю | |
Родственные этнические группы | |
Другие этнические группы нагов |
Йимкхиунги этническая (ранее неправильно написанные как Йимчунгеры ) — нагов группа , населяющая территории Шаматора и округа Кифире в северо-восточном индийском штате Нагаленд и западные районы Мьянмы . [2]
Этимология
[ редактировать ]Слово Йимкхунг означает «те, кто достиг места своего выбора». [3] Они также известны как Ячуми (также Яцуми или Ячими), что является именем, вдохновленным Суми . [3] [4] Хиамниунганы называют Монгцохай. Чанги зовут Ямшонг. А сангтамы называют их Ячунгре. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Согласно традиции Йимкхунг, этническая группа возникла в деревне Мору, а затем пришла в деревню Джуре (или Чиру). [5] Считается, что йимхиунги и хиамниунганы мигрировали в современный Нагаленд из Верхней Бирмы как одна группа, одной волной. Они разделились на две группы в деревне Мору. [2]
Миграция
[ редактировать ]Источник: Архив Департамента искусств и культуры. Правительство Нагаленда [ нужна полная цитата ]
Йимхиунги, как и любая другая этническая группа нагов, не имеют письменных свидетельств о своем происхождении или истории. Никакой собственной письменности у народа не было. Таким образом, йимхиунги, возможно, произошли от каких-то утраченных этнических групп, кочующих с места на место и, наконец, расселившихся на современных территориях. Однако на основании исторических свидетельств, передаваемых из поколения в поколение, считается, что Йимхьюнги происходят из Таиланда. Нынешние йимхиунги не были известны ни под каким именем как этническая группа . Они вели в основном кочевой образ жизни, проводя одно или два поколения в определенном месте поселения в виде деревни из-за нехватки земли для обработки, чтобы удовлетворить растущие потребности в пище и других средствах к существованию. В других случаях все население было вынуждено покинуть свою деревню и перебраться в более безопасное место, чтобы избежать чумы и эпидемических заболеваний или стать жертвой постоянной охоты за головами среди соседних деревень и т. д.
Путь миграции йимхьюнгов из Таиланда проходил через Бирму (Мьянму), затем из Бирмы в Мору (в Индии) и из Мору в Чиру, из Чиру в Лунъянг в Туньим киулонг (буквально Туньим означает пятьдесят, а Киулонг означает деревню) - таким образом деревня пятидесяти человек (на территории Индии). После этого от Туньим киулонга до Тупхунг киулонга (около деревни Бокпхур) и от Тупхунг киулонга до деревни Тсункиосо (ныне деревня Тонокню). Затем из Тсункиосо в Кемипху – на берегах Тюракке или в народе реки Зунгки. Далее от Кемипху до деревни Тукхеа Хуп (ниже нынешней деревни Вафер/Вунгпхунг на берегу реки Зунгки). В каждом месте поселения только часть группы отправлялась на поиски лучшего места с большим количеством природных ресурсов, необходимых им в повседневной жизни, оставляя оставшееся население в таких местах в качестве постоянных жителей этой деревни.
Пока они поселились в Тукхеа-Хупе, однажды группа этих людей во время рыбалки в месте слияния рек Яйи и реки Зунгки (Турак ке) обнаружила сгоревший уголь и частично сгоревшие дрова, плывущие по реке Яйи. . Это открытие сделало их более любопытными к другим человеческим поселениям в районе истока реки Яйи. Соответственно, большая часть людей отправилась в экспедицию дальше вверх по течению реки Яйи в поисках другого человеческого поселения. Наконец, они прибыли в место, где обнаружили некоторые следы какой-то другой человеческой деятельности, например, расчистку джунглей/леса для возделывания и т. д. Теперь, обнаружив признаки существования других людей внутри и вокруг этого места, они назвали его Йимкхунгто – что означает «нашел это». С течением времени это место получило название Йимкхунг или Йимчунг, а жители стали известны как Йимкхунгрю, а деревня теперь называется Йимчунг Авун, что означает Старый Йимчунг (до сих пор широко известная как деревня Й. Авун). До основания этой деревни название этой группы как общины или этнической группы не было известно. В каждом месте ряда поселений не все население было в движении; только те сильные и способные люди, которые осмелились противостоять любому новому противнику, который мог поджидать, поскольку эти кочевники продолжали перемещаться с места на место после нескольких лет проживания в одном месте и даже в течение двух-трех поколений в определенном месте, в поиск целины для удовлетворения потребностей своего постоянно растущего населения. В любом месте их поселения продолжительность их поселения могла составлять максимум от 10 до 50 лет. Таким образом, именно в деревне Йимчунг Авун поселенцев стали называть йимхюнгрю.
Имя Йимкхунгрю буквально означает «искатели». Жители, оставшиеся в нескольких местах более ранних поселений, называли поселенцев Йимчунг Авун Йимхунгрус или Йимчунгрус. Название Йимкхунгрю позже было растворено до Йимчунгеров, Ячонгре, Ячуми и Ямшонга, как их называли соседние этнические группы , в частности первые скауты Чанг и Добаши, которые сопровождали британских исследователей.
Таким образом, Йимхунгрю на долгое время поселились здесь, в Йимчунг Авуне. С течением времени, когда население резко возросло, группа людей начала выходить на улицу, чтобы основать новую деревню дальше к северу от деревни Йимчунг Авун, в месте под названием деревня Ланга, ниже нынешней деревни Кутур. Некоторые выдающиеся люди, такие как Лакиумонг, Зунгимкиу и Кушанг из клана Джангкхюнгер. Патонг и Хемонг из клана Джангер и Сангпун из кхипхур-чана жили в Ланге. Группа Йимхьюнгру, поселившаяся в деревне Ланга, обладала хорошо развитой физической подготовкой и была свирепыми воинами, осмелившимися сражаться с духами и другими природными стихиями и бедствиями, такими как наводнения, пожары, штормы и т. д., чтобы проверить свою мощь и выносливость. Однако, столь же храбрые и свирепые воины, люди начали борьбу за господство среди них, не желая подчиняться друг другу. В таком случае они не могли жить вместе в гармонии и единстве. Наконец, они разошлись, оставив деревню пустынной и необитаемой, как и прежде. Остатки деревни Ланга все еще стоят сегодня, свидетельствуя о том, что когда-то здесь жили трудолюбивые и свирепые воины Йимкхунгрю. Именно из этого села народ разбежался и разбрелся почти во все стороны. Группа людей двинулась в сторону нынешней земли Чанг, а часть направилась в районы Суми, Ао, Сангтамы, Коньяки, Пхомсы и в районы Кхамниунгана. Однако большая часть двинулась вниз, чтобы основать различные деревни нынешних населенных пунктов Йимкхюнгрю в дополнение к жителям, которые решили остаться, простираясь от Херуппонга до горы Сарамати и далеко за его пределами, в районы Мьянмы, говоря на разных диалектах, таких как Ланга, Тухи, Мохок, Чир, Лонгпур и Пхунунг.
Как это было когда-то в те дни, каждая деревня имела отдельную административную единицу, не подчиненную какой-либо другой власти, и каждая отдельная деревня имела суверенное образование под управлением «Киулонгтсуру» (то есть основателя деревни, который считался Поскольку староста помогал ему в управлении деревней, каждая деревня, большая или маленькая, пользовалась равным уважением в отношении их прав и привилегий. За пределами территории деревни почти не существовало никакого понятия общины как этнической группы. Следовательно, землей и народом правила охота за трофеями и славой. Но с появлением христианства на земле Йимхюнгру, современная цивилизация и сознание необходимости жить единым и гармоничным образом как один народ, одна община осенили Йимкхюнгру.
Культура
[ редактировать ]Крепкая связь с культурной самобытностью в форме любви и страсти к сельскому хозяйству отражена в гимнах и битах песен, посвященных этому ремеслу. [6]
Музыкальные инструменты йимхиунгов включают простые бревенчатые барабаны, трубы и флейты, подобные инструментам ангамисов . [2]
Традиционная одежда йимхиунгов включает красочные головные уборы из тростника, украшенные волосами и птичьими перьями. У йимхиунгов, как мужчин, так и женщин, есть множество традиционных платьев, украшенных всеми оттенками и цветами. Носят разнообразные украшения. [ нужна ссылка ]
Правительство Нагаленда сыграло важную роль в предоставлении йимкхиунгам необходимых инструментов и площадок для демонстрации туристам своих традиций, культуры и ремесел. За последнее десятилетие взрыв туризма в регионе привел к попыткам сохранить культуру соответствующих этнических групп . Йимкхиунги были в авангарде сохранения культуры в регионе благодаря своим специальным фестивалям, которым частично способствовало Государство Нагов. Йимкхиунги являются одними из основных участников Фестиваля птиц-носорогов в индийском штате Нага. Фестиваль птиц-носорогов демонстрирует культуру и обычаи различных этнических групп региона Нага. Основные моменты фестиваля включают: племенные танцы многих групп региона Нага, демонстрации волчков Йимхьюнг и народные песни. Поскольку большинство йимкхиунгов и других нагов зависят от сельского хозяйства как основного источника дохода, на фестивале проводятся живые демонстрации сбора урожая. Другие демонстрации включают песни урожая, культурные представления и очень интересный традиционный способ поиска невесты. [7]
метумнё
[ редактировать ]Метюмнё — традиционный пятидневный праздник урожая Йимкхиунг Нага, хотя он считается торжественным праздником. Его отмечают после сбора урожая проса , обычно во вторую неделю августа. [8]
Церемонию открывает старейшина деревни кхиунгпу . Пятидневные фестивали включают в себя:
День | Церемония | Описание |
---|---|---|
1 | Дерьмо | Коммунальная уборка поселка, ремонт поселковых дорог |
2 | Жихдо | Ремонт дорожек, ведущих к полям, расчистка навязчивых оползней |
3 | Зумдо | Ремонт межпоселковых дорог |
4 | Хихресук | Очистка водозаборов и родников |
5 | Ширесук | Очистка и поклонение сельскохозяйственным инструментам |
Йимхиунги молятся за души тех, кто умрет в этом году. Они приглашают друзей домой и обмениваются подарками. Фестиваль отмечен помолвками между мальчиками и девочками. [8] Йимкхиунги верят, что у мужчин шесть душ, а у женщин пять душ. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «А-11 Абстрактные данные первичной плановой переписи племен отдельных племен и приложение к ним» . www.censusindia.gov.in . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Вед Пракаш (2007). Энциклопедия Северо-Восточной Индии, том № 5 . Атлантика. стр. 2137–2138. ISBN 978-81-269-0707-6 .
- ^ Jump up to: а б Аглая Стирн; Питер Ван Хэм (2003). Скрытый мир нагов: живые традиции Северо-Восточной Индии и Бирмы . Престель. п. 41. ИСБН 9783791328782 .
- ^ Купе, Александр Р. (28 августа 2020 г.). «Фонетика, фонология и список слов Северного Сангтама» . Лингвистика Тибето-Бирманского региона . 43 (1): 147–189. дои : 10.1075/ltba.19014.cou . hdl : 10356/146605 . ISSN 0731-3500 . S2CID 225201660 .
- ^ М Алемчиба (1970). Краткий исторический очерк Нагаленда . Институт культуры Нага. п. 21. OCLC 246670722 .
- ^ Г. Ашин Панмей, «Запись R65012» , Кембриджский университет .
- ^ WildFilmsIndia, «Традиционный способ найти витрину невесты племенем Йимчунгер» , WildFilmsIndia через YouTube , 7 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Фестивали: Метемнео» . Администрация района, Кифирский район . Проверено 24 октября 2011 г.