Река Брахмапутра
Брахмапутра | |
---|---|
Этимология | От санскрита ब्रह्मापुत्र (брахмапутра, «сын Брахмы »), от ब्रह्मा (брахма, «Брахма») + putra (путра, «сын»). |
Расположение | |
Страны | |
Автономный округ | Тибет |
Города | |
Физические характеристики | |
Источник | Ледник Чемаюнгдунг , Манасаровар |
• расположение | Гималаи |
• координаты | 30 ° 19' с.ш., 82 ° 08' в.д. / 30,317 ° с.ш., 82,133 ° в.д. |
• высота | 5210 м (17090 футов) |
Рот | Ганг |
• расположение | Дельта Ганга |
• координаты | 25 ° 13'24 "N 89 ° 41'41" E / 25,22333 ° N 89,69472 ° E |
• высота | 0 м (0 футов) |
Длина | 2900 км (1800 миль). [1] |
Размер бассейна | 651 334 км 2 (251 481 квадратных миль) |
Увольнять | |
• расположение | Устье Ганга |
• средний | 19 824 м 3 / с (700 100 куб футов / с) [2] |
• минимум | 3105 м 3 / с (109 700 куб футов / с) |
• максимум | 100 000 м 3 / с (3 500 000 куб футов / с) |
Увольнять | |
• расположение | Дельта Брахмапутры (Брахмапутра/ Мегхна - размер бассейна: 712 035 км ). 2 (274 918 квадратных миль)) |
• средний | 25 000 м 3 / с (880 000 куб футов / с) |
Особенности бассейна | |
Речная система | Ганг |
Притоки | |
• левый | Река Лхаса , река Ньянг , Парлунг Зангбо , Лохит , Нао Дихинг , Бури Дихинг , Дангори , Дисанг , Дикоу , Джханджи , Дхансири , река Колонг , Копили , Боролу , Кулси , Кришнаи . |
• верно | Каменг / Джиа Бороли , Манас , Беки , Райдак , Джалдхака , Тиста , Субансири , Джиа дхол , Симен , Пагладия , Сонкош , Гададхар . |
Брахмапутра , — трансграничная река протекающая через Тибет ( Китай ), северо-восточную Индию и Бангладеш . Оно известно как Брахмапутра или Луит на ассамском языке , Ярлунг Цангпо на тибетском , река Сианг/Диханг на Аруначали и река Джамуна на бенгали . Это 9-я по величине река в мире по расходу и 15-я по длине .
Она берет свое начало в районе озера Манасаровар , недалеко от горы Кайлас , на северной стороне Гималаев в округе Буранг в Тибете , где она известна как река Ярлунг Цангпо . [1] Брахмапутра течет вдоль южного Тибета, прорываясь через Гималаи в великих ущельях (включая Большой каньон Ярлунг Цангпо ) и в Аруначал-Прадеш. [3] Она впадает в Индию недалеко от деревни Геллинг в Аруначал-Прадеше и течет на юго-запад через долину Ассам как Брахмапутра и на юг через Бангладеш как Джамуна (не путать с Ямуной Индии). В обширной дельте Ганга она сливается с Гангом , широко известным как Падма в Бангладеш, становится Мегхной и в конечном итоге впадает в Бенгальский залив . [4]
На высоте 3969 км (2466 миль) [1] В течение долгого времени Брахмапутра является важной рекой для орошения и транспорта в регионе. Средняя глубина реки составляет 30 м (100 футов), а максимальная глубина — 135 м (440 футов) (у Садии ). [5] Река подвержена катастрофическим наводнениям весной, когда тает гималайский снег. Средний расход Брахмапутры составляет около 19 800 м. 3 /с (700 000 куб. футов/с), [3] а паводки достигают около 100 000 м. 3 / с (3 500 000 куб футов / с). [6] Это классический пример разветвленной реки , которая очень восприимчива к миграции русла и отрыву . [7] Это также одна из немногих рек в мире, где наблюдается приливно-отливная волна . Судоходен на большей части своей длины.
Брахмапутра впадает в Гималаи к востоку от границы Индо-Непала, южно-центральную часть Тибетского плато над бассейном Ганги , юго-восточную часть Тибета, холмы Паткай, северные склоны холмов Мегхалая, равнины Ассам и север Бангладеш. Бассейн, особенно к югу от Тибета, характеризуется высоким уровнем осадков. Канченджанга (8586 м) — единственная вершина высотой более 8000 м и, следовательно, самая высокая точка бассейна Брахмапутры.
Верховье Брахмапутры долгое время было неизвестно, и его идентичность с Ярлунг Цангпо была установлена только в результате исследований в 1884–1886 годах. Реку часто называют рекой Цангпо-Брахмапутра. [ нужна ссылка ]
Нижнее течение священно для индусов . Хотя большинство рек Индийского субконтинента имеют женские названия, эта река имеет редкое мужское название. означает «сын Брахмы Брахмапутра на санскрите » . [8]
Имена
[ редактировать ]Он известен под разными именами на разных региональных языках: Брохмопутро на ассамском языке ; Тибетский : ཡར་ཀླུངས་གཙང་པོ་ , Уайли : yar klung gtsang po Yarlung Tsangpo ; упрощенный китайский : Брахмапутра , традиционный китайский река Брахмапутра : : река Bùlāmǔtèlā Hé ; .-Брахмапутра и Красная река Индии (если говорить обо всей реке, включая участок в пределах Тибетского автономного района ). [9] В своих тибетских и индийских названиях река необычайно мужского рода. [10]
География
[ редактировать ]Курс
[ редактировать ]Тибет
[ редактировать ]Верховья реки Брахмапутры, известные как Ярлунг Цангпо с тибетского языка , берут начало на леднике Ангси , недалеко от горы Кайлас, расположенной на северной стороне Гималаев в округе Буранг в Тибете . Ранее считалось, что истоком реки является ледник Чемайунгдунг, который покрывает склоны Гималаев примерно в 97 км (60 миль) к юго-востоку от озера Манасаровар на юго-западе Тибета.
Длина реки составляет 3969 км (2466 миль), а площадь ее водосбора составляет 712 035 км . 2 (274 918 квадратных миль) согласно новым данным, в то время как предыдущие документы показали, что его длина варьировалась от 2916 до 3364 км (от 1812 до 2090 миль), а площадь водосбора - от 520 000 до 1,73 миллиона км. 2 . [1] [11]
От своего истока река протекает почти на 1100 км (680 миль) в основном в восточном направлении между основным хребтом Гималаев на юге и хребтом Кайлас на севере.
В Тибете Цангпо принимает ряд притоков. Важнейшими левобережными притоками являются Рака Зангбо (Рака Цангпо), которая впадает в реку к западу от Сигадзе (Шигадзе), и Лхаса (Кий), которая протекает мимо тибетской столицы Лхасы и впадает в Цангпо в Цюсю . Река Ньянг впадает в Цангпо с севера в Зеле (Цела Дзонг). На правом берегу вторая река, называемая Ньянг Ку (Ньянг Чу), впадает в Цангпо у Сигадзе.
Пройдя Пи (Пе) в Тибете, река внезапно поворачивает на север и северо-восток и прорезает русло через ряд огромных узких ущелий между горными массивами Гьяла Пери и Намча Барва, образуя серию порогов и каскадов. После этого река поворачивает на юг и юго-запад и течет через глубокое ущелье (« Большой каньон Ярлунг Цангпо ») через восточную оконечность Гималаев со стенами каньона, которые простираются вверх на 5000 м (16 000 футов) и более с каждой стороны. На этом участке река пересекает линию фактического контроля Китая и Индии и впадает в северный Аруначал-Прадеш, где она известна как река Дихан (или Сианг), и поворачивает южнее.
Аруначал-Прадеш
[ редактировать ]Ярлунг Цангпо покидает часть Тибета и впадает в индийский штат Аруначал-Прадеш , где река называется Сианг. Он очень быстро спускается со своей первоначальной высоты в Тибете и, наконец, появляется на равнине, где его называют Дихан. Она течет примерно на 35 км (22 мили) на юг, после чего к ней присоединяется река Дибанг и река Лохит в истоке долины Ассам. Ниже Лохита река называется Брахмапутра и Дойма (мать воды) и Бурлунг-Бутур местными племенами Бодо . Затем она впадает в штат Ассам и становится очень широкой — до 20 км (12 миль) в некоторых частях штата. Ассам.
Причина такого необычного течения и резких изменений в том, что река возникла до Гималаев, а это означает, что она существовала до них и закрепилась с тех пор, как они начали подниматься.
Ассам
[ редактировать ]Дихан, извиваясь из гор, поворачивает на юго-восток и спускается в низменную котловину, впадая в северо-восточный штат Ассам. К западу от города Садия река снова поворачивает на юго-запад и соединяется с двумя горными ручьями: Лохит и Дибанг. Ниже этого слияния, примерно в 1450 км (900 миль) от Бенгальского залива, река становится условно известной как Брахмапутра («Сын Брахмы»). В Ассаме река мощная даже в засушливый сезон, а во время дождей ее берега отстоят друг от друга на расстояние более 8 км (5,0 миль). Поскольку река следует по своему разветвленному 700-километровому (430 мильному) руслу через долину, в нее впадает несколько быстро текущих гималайских ручьев, в том числе реки Субансири, Каменг, Бхарели, Дхансири, Манас, Чампамати, Сарабханга и Санкош. Основными притоками с холмов и плато на юге являются Бурхи Дихинг, Дисанг, Диху и Копили.
Между Дибругарх и районами Лакхимпур река разделяется на два канала — северный канал Херкутия и южный канал Брахмапутры. Два канала снова соединяются примерно в 100 км (62 миль) ниже по течению, образуя остров Маджули , самый большой речной остров в мире. [12] В Гувахати , недалеко от древнего центра паломничества Хаджо , Брахмапутра прорезает скалы плато Шиллонг и является самой узкой на расстоянии 1 км (1100 ярдов) от берега до берега. Рельеф этой области сделал ее идеальной с логистической точки зрения для битвы при Сарайгате , военной конфронтации между Империей Великих Моголов и Королевством Ахом в марте 1671 года. Первый комбинированный железнодорожно-автомобильный мост через Брахмапутру был построен в Сарайгате . Он был открыт для движения в апреле 1962 года.
Брахмапутры Окружающая среда пойм в Ассаме была описана как полувечнозеленых лесов долины Брахмапутры экорегион .
Бангладеш
[ редактировать ]В Бангладеш к Брахмапутре присоединяется река Тиста (или Тиста), один из ее крупнейших притоков. Ниже Тисты Брахмапутра разделяется на два рукава . Западная ветвь, в которую входит большая часть стока реки, продолжается на юг как Джамуна ( Джомуна ), чтобы слиться с нижней частью Ганги, называемой рекой Падма ( Подма ). Восточная ветвь, раньше более крупная, а теперь гораздо меньшая, называется нижней или Старой Брахмапутрой ( Броммопутро ). Он поворачивает на юго-восток и впадает в реку Мегна недалеко от Дакки . Падма и Мегна сходятся возле Чандпура и впадают в Бенгальский залив. Эта последняя часть реки называется Мегна. [13]
Брахмапутра впадает в равнины Бангладеш после поворота на юг, вокруг холмов Гаро ниже Дхубури, Индия. Пройдя мимо Чилмари, Бангладеш, к нему на правом берегу присоединяется река Тиста, а затем следует по курсу длиной 240 км (150 миль) на юг, к реке Джамуна. (К югу от Гайбанды Старая Брахмапутра покидает левый берег основного течения и течет мимо Джамалпура и Мименсингха, впадая в реку Мегна у Бхайраб-Базара.) Перед впадением в Гангу Джамуна принимает объединенные воды рек Барал , Атрай , и реки Хурасагар на его правом берегу и становятся исходной точкой большой реки Дхалесвари на ее левом берегу. Приток Дхалесвари, Буриганга («Старая Ганга»), протекает мимо Дакки, столицы Бангладеш, и впадает в реку Мегна выше Муншиганджа. [13]
Джамуна соединяется с Гангой к северу от Гоалундо Гхата, ниже которого, как Падма, их объединенные воды текут на юго-восток на расстояние около 120 км (75 миль). После того, как несколько более мелких каналов ответвляются и питают дельту Ганга-Брахмапутры на юге, основная часть Падмы достигает впадения в реку Мегна возле Чандпура, а затем входит в Бенгальский залив через устье Мегны и меньшие каналы, протекающие через дельту. . В росте дельты Ганга-Брахмапутры преобладают приливные процессы. [13]
Дельта Ганги , питаемая водами многочисленных рек, включая Гангу и Брахмапутру, занимает площадь 59 570 квадратных километров (23 000 квадратных миль) и является одной из крупнейших речных дельт в мире. [14]
Гидрология
[ редактировать ]Система Ганга-Брахмапутра занимает третье место по среднему расходу рек мира — около 30 770 м. 3 (1 087 000 куб. футов) в секунду; а одна только река Брахмапутра поставляет около 19 800 м3 воды. 3 (700 000 куб. футов) в секунду от общего расхода. Суммарная нагрузка взвешенных наносов в реках, составляющая около 1,87 миллиарда тонн (1,84 миллиарда тонн) в год, является самой высокой в мире. [3] [15]
В прошлом нижнее течение Брахмапутры было другим и проходило через районы Джамалпур и Мименсингх . Однако в результате землетрясения силой 8,8 балла 2 апреля 1762 года главный канал Брахмапутры в мысе Бхахадурабад был переключен на юг и открыт как Джамуна из-за тектонического поднятия тракта Мадхупур . [16]
Климат
[ редактировать ]Повышение температуры является одной из основных причин таяния снега в верхнем водосборном бассейне Брахмапутры. [17] На сток реки Брахмапутра сильно влияет таяние снега в верхней части ее водосбора. Тогда речной сток из-за таяния снегов в бассейне реки Брахмапутра влияет на расход реки вниз по течению. Такое увеличение стока из-за значительного отступления снега приводит к серьезным катастрофическим проблемам, таким как наводнения и эрозия.
Увольнять
[ редактировать ]Река Брахмапутра характеризуется значительными скоростями сброса наносов, большими и переменными стоками, а также быстрым расширением русла и ускоренными темпами денудации бассейна. Со временем углубление Бенгальского бассейна, вызванное эрозией, приведет к увеличению гидравлического радиуса и, следовательно, позволит накопить огромное количество отложений, питающихся от гималайской эрозии за счет эффективной транспортировки отложений. Толщина отложений, накопленных над докембрийским фундаментом, с годами увеличилась с нескольких сотен метров до более чем 18 км (11 миль) на передовой глубине Бенгалии на юге. Продолжающееся опускание Бенгальского бассейна и высокая скорость поднятия Гималаев продолжают способствовать большому сбросу воды и наносов в виде мелкого песка и ила с 1% глины в реку Брахмапутра.
Изменение климата играет решающую роль в воздействии на гидрологию бассейна. В течение года наблюдается значительный подъем гидрографа с широким пиком в период с июля по сентябрь. Река Брахмапутра переживает два сезона половодья: один в начале лета, вызванный таянием снегов в горах, и один в конце лета, вызванный стоком муссонных дождей. На сток реки сильное влияние оказывает таяние снега и льда ледников, которые расположены преимущественно в восточных районах Гималаев в верховьях бассейна. Вклад таяния снега и ледников в общий годовой сток составляет около 27%, а годовое количество осадков составляет около 1,9 м (6 футов 3 дюйма) и 19 830 м. 3 / с (700 000 куб футов / с) сброса. Самый высокий зарегистрированный дневной расход в Брахмапутре в Панду составил 72 726 м. 3 / с (2 568 300 куб футов / с), август 1962 года, а самая низкая высота составляла 1757 м. 3 / с (62 000 куб футов / с) в феврале 1968 года. Увеличение скорости таяния снега и ледников, вероятно, приведет к увеличению летнего стока в некоторых речных системах на несколько десятилетий, за которым последует сокращение стока по мере исчезновения ледников и уменьшения количества снегопадов. Это особенно актуально для засушливого сезона, когда наличие воды имеет решающее значение для ирригационных систем.
Эволюция поймы
[ редактировать ]Русло реки Брахмапутра резко изменилось за последние два с половиной столетия: ее русло сместилось на запад примерно на 80 км (50 миль), оставив позади старое русло реки, соответственно названное старой рекой Брахмапутра. В прошлом пойма старого русла реки имела почвы более правильного формирования по сравнению с сортированными отложениями действующей реки Ямуна. Это изменение русла реки привело к изменениям в процессе почвообразования, которые включают подкисление, разрушение глин и накопление органических веществ, при этом почвы демонстрируют возрастающую степень биотической гомогенизации, пятнистость, покрытие вокруг Peds и созревающую структуру почвы. , форма и узор. В будущем последствия локального проседания грунта в сочетании с предложениями по предотвращению наводнений, например, локализованными волнорезами, которые увеличивают глубину поймы за пределами водоразделов, могут изменить уровень воды в поймах. На протяжении многих лет на краю поймы в результате отложений образуются валы, полосы прокрутки и песчаные дюны. Перепад высот рельефа русла часто не превышает 1–2 м (3–7 футов). Кроме того, наводнения на протяжении всей истории реки привели к образованию речных дамб из-за отложений берегового стока. Перепад высот между вершиной дамбы и окружающей поймой обычно составляет 1 м (3 фута) вдоль небольших каналов и 2–3 м (7–10 футов) вдоль основных каналов. Расщелины, осадочные речные отложения, которые образуются, когда поток прорывает свои естественные или искусственные дамбы и откладывает осадки в пойме, часто образуются из-за прорыва дамбы, образуя долю отложений, которая переходит на прилегающую пойму. Наконец, между дамбами соседних рек часто образуются поймы паводков.
Наводнение
[ редактировать ]В сезон дождей (июнь – октябрь) наводнения — очень распространенное явление. Вырубка лесов в водоразделе Брахмапутры привела к повышению уровня заиления, внезапным наводнениям и эрозии почвы в критически важных местах обитания ниже по течению, таких как национальный парк Казиранга в среднем Ассаме. Иногда сильные наводнения наносят огромный ущерб урожаю, жизни и имуществу. Периодические наводнения — это природное явление, которое имеет экологическое значение, поскольку помогает сохранить низинные луга и связанную с ними дикую природу. Периодические наводнения также откладывают свежий аллювий, пополняя плодородную почву долины реки Брахмапутра. Таким образом, наводнения, сельское хозяйство и сельскохозяйственная практика тесно связаны. [18] [19] [20]
Последствия наводнения могут быть разрушительными и нанести значительный ущерб посевам и домам, серьезную эрозию берегов с последующей потерей усадеб, школ и земель, а также гибелью многих людей, скота и рыболовства. Во время наводнения 1998 года более 70% территории Бангладеш было затоплено, от чего пострадал 31 миллион человек и 1 миллион домовладений. Во время наводнения 1998 года, которое длилось необычно долго с июля по сентябрь, оно унесло 918 человеческих жизней и нанесло ущерб 1600 км (990 миль) дорог и 6000 км (3700 миль) насыпей, а также затронуло 6000 км2. 2 (2300 квадратных миль) стоящих культур. В результате наводнения 2004 года от наводнений пострадало более 25% населения Бангладеш, или 36 миллионов человек; погибло 800 человек; 952 000 домов были разрушены и 1,4 миллиона серьезно повреждены; Пострадали 24 000 учебных заведений, включая разрушение 1200 начальных школ, пострадали 2 миллиона государственных и частных колодцев, более 3 миллионов туалетов были повреждены или смыты, что увеличивает риск заболеваний, передающихся через воду, включая диарею и холеру. Кроме того, 1,1 миллиона га (2,7 миллиона акров) урожая риса были затоплены и потеряны до того, как его удалось собрать, при этом было потеряно 7% ежегодного урожая риса аус (ранний сезон); Пострадало 270 000 га (670 000 акров) пастбищ, погибло 5600 голов домашнего скота, 254 000 домашних птиц и 63 миллиона тонн (69 миллионов коротких тонн) потерянной продукции рыбы.
Меры по борьбе с наводнениями принимаются департаментом водных ресурсов и Советом Брахмапутры, но до сих пор проблема наводнений остается нерешенной. По крайней мере треть территории острова Маджули была размыта рекой. Недавно было высказано предположение, что шоссе, защищенное бетонным покрытием вдоль берега реки, и раскопки русла реки могут обуздать эту угрозу. Этот проект, получивший название «Проект восстановления реки Брахмапутра», правительству еще предстоит реализовать. Недавно центральное правительство одобрило строительство скоростных автомагистралей Брахмапутры.
Морфология канала
[ редактировать ]Русло реки Брахмапутра резко изменилось за последние 250 лет, что свидетельствует о крупномасштабном отрыве в период 1776–1850 годов на 80 км (50 миль) от востока урочища Мадхупур к западу от него. До 1843 года Брахмапутра текла по каналу, который сейчас называется «Старая Брахмапутра» . Берега реки в основном состоят из слабо связного песка и ила, который обычно размывается в результате крупномасштабного разрушения плит, когда ранее отложившиеся материалы подвергаются размыву и береговой эрозии во время паводков. В настоящее время скорость эрозии реки снизилась до 30 м (98 футов) в год по сравнению со 150 м (490 футов) в год с 1973 по 1992 год. Однако эта эрозия уничтожила так много земли, что стала причиной гибели 0,7 миллиона человек. стать бездомным из-за потери земли.
В нескольких исследованиях обсуждались причины отклонения реки в ее нынешнее русло и был предложен ряд причин, включая тектоническую активность, изменения в верхнем течении реки Тиста, влияние увеличения стока, катастрофические наводнения и захват реки в старое русло реки. На основе анализа карт реки между 1776 и 1843 годами в исследовании был сделан вывод, что отрыв реки был, скорее, постепенным, чем катастрофическим и внезапным, и, возможно, был вызван береговой эрозией, возможно, вокруг большого перевала в середине русла. вызывая отвод канала в существующий пойменный канал.
Канал Брахмапутры управляется периодами пика и минимума стока, во время которых его русло претерпевает огромные изменения. Миграция береговой линии Брахмапутры не соответствует времени. Русло реки Брахмапутра значительно расширилось с 1916 года и, похоже, смещается больше к югу, чем к северу. Вместе с современной медленной миграцией реки левый берег размывается быстрее, чем правый. [21]
Речное машиностроение
[ редактировать ]Река Брахмапутра испытывает высокий уровень береговой эрозии (обычно из-за разрушения плит) и миграции русла, вызванной сильным течением, отсутствием береговой растительности, а также рыхлым песком и илом, составляющим ее берега. Таким образом, на реке сложно построить постоянные сооружения, а защитные сооружения, предназначенные для ограничения эрозионного воздействия реки, часто сталкиваются с многочисленными проблемами во время и после строительства. Фактически, в докладе 2004 г. [22] Подгруппа по стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям Бангладеш (BDER) заявила, что некоторые из таких защитных систем «только что вышли из строя». Тем не менее, был достигнут некоторый прогресс в виде строительных работ, которые стабилизируют участки реки, хотя и требуют серьезного ремонта. Таким образом, в июне 1998 года был открыт мост Бангабандху , единственный мост, пересекающий главный приток реки Джамуна . Построенный на узкой полосе реки, он имеет длину 4,8 км (3,0 мили) и платформу 18,5 м (61 футов) шириной, и он используется для перевозки железнодорожного транспорта, а также линий газа, электропередачи и телекоммуникаций. Из-за изменчивого характера реки прогноз будущего русла реки имеет решающее значение при планировании инженерных работ в верхнем течении, чтобы предотвратить наводнение на мосту.
Китай построил плотину Зангму в верхнем течении реки Брахмапутра в Тибетском регионе, и она была введена в эксплуатацию 13 октября 2015 года. [23]
История
[ редактировать ]Более ранняя история
[ редактировать ]Группа Качари называла реку «Дилао», «Тилао». [24] В ранних греческих источниках Курция и Страбона его названия называются Дьярданес ( древнегреческий Δυαρδάνης) и Оиданес. [25] В прошлом течение нижней Брахмапутры было другим и проходило через районы Джамалпур и Мименсингх . Некоторое количество воды все еще течет по этому руслу, которое теперь называется Старой Брахмапутрой, как притоку главного канала.
Вопрос о речной системе в Бангладеш заключается в том, когда и почему Брахмапутра изменила свое основное русло, на месте Джамуны и развилки «Старой Брахмапутры», что можно увидеть, сравнив современные карты с историческими картами до 1800-х годов. [26] Брахмапутра, вероятно, текла прямо на юг по своему нынешнему основному руслу большую часть времени с момента последнего ледникового максимума , переключаясь между двумя течениями несколько раз на протяжении голоцена .
Одна из версий последнего отрыва состоит в том, что изменение течения основных вод Брахмапутры произошло внезапно в 1787 году, в год сильного разлива реки Тиста.
протекали по крайней мере три крупных ручья В середине 18-го века между округами Раджшахи и Дакка , а именно: Даокоба, рукав Тисты, Монаш или Конаи и Саланги. Лахаджанг и Эленджани также были важными реками. Во времена Рено Брахмапутра в качестве первого шага к обеспечению более прямого пути к морю, оставив джунгли Махдупур на востоке, начала направлять значительный объем воды вниз по Джинаю или Джабуне из Джамалпура в Монаш и Саланги. Эти реки постепенно сливались и продолжали смещаться на запад, пока не встретились с Даокобой, которая проявляла столь же быструю тенденцию течь на восток. Слияние этих рек дало Брахмапутре путь, достойный ее огромной силы, а реки справа и слева заилились. В Альтас Рено они очень напоминают реки Джессора, которые высохли после того, как стоустая Ганга прорезала свое новое русло и влилась в Мегну на юге района Муншигандж .
В 1809 году Фрэнсис Бьюкенен-Гамильтон писал, что новый канал между Бхаванипуром и Деванранджем «едва ли уступает могучей реке и грозит смести промежуточную страну». К 1830 году старый канал утратил свое нынешнее значение. На лодках по нему можно было плавать круглый год, а на катерах можно было плавать только во время дождей, но на уровне Джамалпура оно было непреодолимым в холодную погоду. Аналогичное положение было и в течение двух или трех месяцев чуть ниже Мименсингха.
Международное сотрудничество
[ редактировать ]Воды реки Брахмапутра разделяют Тибет, Индию и Бангладеш. В 1990-х и 2000-х годах неоднократно высказывались предположения, в которых упоминались планы Китая построить плотину на Грейт-Бенд с целью отвести воды на север страны. Китайское правительство уже много лет отрицает это. [27] На семинаре Группы стратегического прогнозирования в Катманду в августе 2009 года по водной безопасности в Гималайском регионе, который собрал вместе ведущих гидрологов из стран бассейна, китайские ученые заявили, что для Китая невозможно предпринять такое отвлечение. [28] Однако 22 апреля 2010 года Китай подтвердил, что действительно строит плотину Зангму на реке Брахмапутра в Тибете. [27] но заверил Индию, что проект не окажет существенного влияния на поток вниз по течению в Индию. [29] Это утверждение также было подтверждено правительством Индии в попытке смягчить внутреннюю критику строительства китайской плотины на реке, но оно остается горячо обсуждаемым. [30] В последние годы наблюдается усиление общественной оппозиции, особенно в штате Ассам, против строительства китайской плотины вверх по течению, а также растущая критика индийского правительства за его предполагаемую неспособность адекватно отреагировать на китайские гидроэнергетические планы. [31]
На встрече ученых в Дакке в 2010 году 25 ведущих экспертов из стран бассейна опубликовали Даккскую декларацию по водной безопасности. [32] призыв к обмену информацией в периоды низкого расхода и другие средства сотрудничества. Несмотря на то, что Конвенция ООН по водотокам 1997 года не запрещает ни одной из стран бассейна строить плотины вверх по течению, обычное право предлагает некоторую помощь странам нижнего течения. Существует также потенциал для сотрудничества Китая, Индии и Бангладеш в области трансграничного водного судоходства.
Значение для людей
[ редактировать ]Жизнь многих миллионов граждан Индии и Бангладеш зависит от реки Брахмапутра. В его дельте проживает 130 миллионов человек, а на речных островах проживает 600 000 человек. Эти люди полагаются на ежегодные «обычные» паводки, которые приносят влагу и свежие отложения в пойменные почвы, обеспечивая тем самым все необходимое для сельского хозяйства и морского земледелия. Фактически, два из трех сезонных сортов риса (аус и аман) не могут выжить без паводковых вод. Кроме того, рыба, пойманная как в пойме во время паводка, так и из многочисленных пойменных прудов, является основным источником белка для многих сельских жителей.
Плотины и гидроэнергетические проекты
[ редактировать ]Паводковые воды Брахмапутры и Ганга могут быть доставлены в большинство земель Индии путем строительства прибрежного резервуара для хранения воды в районе Бенгальского залива. [33]
Мосты
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]Текущие мосты
[ редактировать ]С востока на запад до Паршурам Кунд, затем с юго-запада на северо-восток от Паршурам Кунд до Патума, наконец, с востока на юго-запад от Паршурам Кунд до Бурхидхинга:
- Мост Санкош возле Госсайгаона на притоке Брахмапутры на границе Западной Бенгалии и Ассама. 675 метров (2215 футов).
- Железнодорожный мост Санкош возле Госсайгаона на притоке Брахмапутры на границе Западной Бенгалии и Ассама. 675 метров (2215 футов)
- Мост Чиларай возле аэропорта Рупси на притоке Брахмапутры. 650 метров (2130 футов)
- Мост Голакгандж к югу от моста Чиларай возле аэропорта Рупси на притоке Брахмапутры. 625 метров (2051 фут)
- Наранараян Сету , автомобильный и железнодорожный мост возле Бонгайгаон в Ассаме, 2285 метров (7497 футов)
- Старый мост Сарайгат , автомобильный и железнодорожный мост возле Гувахати в Ассаме. 1495 метров (4905 футов)
- Мост Нью-Сарайгат , автомобильный мост возле Гувахати в Ассаме. 1521 метр (4990 футов)
- Колия Бхомора Сету , автомобильный мост возле Тезпура в Ассаме, 3025 метров (9925 футов)
- Мост Богибил , автомобильный и железнодорожный мост возле Дибругарха в Ассаме, 4940 метров (16 210 футов), самый длинный на реке Брахмапутра.
- Мост Гувахати – Северный Гувахати , автомобильный мост через реку Брахмапутра в Гувахати , Северный Гувахати в Ассаме.
- Мост Дхола-Садия (мост Бхупен Хазарика), автомобильный мост на реке Брахмапутра возле Садии в Ассаме, длина 9150 метров (30 020 футов)
- Мост через реку Дибанг , автомобильный мост на притоке реки Брахмапутры Лохит в Аруначал-Прадеше, длиной 6200 метров (20 300 футов) соединяет Бомджир и Малек.
- Автомобильный мост Паршурам Кунд на притоке реки Лохит Брахмапутры в Аруначал-Прадеше, длина 2600 метров (8500 футов).
- Мост Шиллук-Дамбук, автомобильный мост в Аруначал-Прадеше на притоке реки Лохит Брахмапутры между Силлуком- Дамбуком . Длина 4,4 км.
- Мост Ранагхат на Брахмапутре в Пасигхате в Аруначал-Прадеше. 3375 метров (11073 футов)
- Мост Патум на притоке Брахмапутры недалеко от Аало (бывший Алонг) в Аруначал-Прадеше. 1700 метров (5600 футов)
- Мост Вакро, автомобильный мост на реке Лохит, притоке Брахмапутры, в Аруначал-Прадеше, 1500 метров (4900 футов)
- Мост Нао-Дихинг Автомобильный мост на реке Дихинг, притоке Брахмапутры, недалеко от Маргериты, Ассама и Ледо в Ассаме. 1625 метров (5331 фут) в длину
- Мост NEEPCO Bridge Автомобильный мост на реке Буридинг, притоке Брахмапутры, недалеко от Джейпура, Ассам. 2025 метров (6644 футов) в длину
- Мост Нахаркатия Автомобильный мост на реке Дихинг, притоке Брахмапутры, недалеко от Нахаркатии в Ассаме. 961 метр (3153 фута)
- Железнодорожный мост Бурхидхинг Автомобильный мост на реке Дихинг, притоке Брахмапутры, недалеко от Кхованга в Ассаме. 916 метров (3005 футов)
- Премьер-министр Моди запускает инициативу Махабаху-Брахмапутры накануне выборов в Ассаме [34]
Утвержденные и строящиеся мосты
[ редактировать ]9 новых мостов, в том числе 3 моста в Гувахати (новый мост Сарайгат, параллельный старому мосту, и 2 новых моста в новых местах в Бхаралумукхе и Куруа), 1 новый мост в Тезпуре, параллельный старому мосту, и 5 новых мостов в новых местах (Дхубри, Биджойнагар, туннель Гохпур, Немтигхат и Сивасагар) в других частях Ассама были одобрены. О пяти из них было объявлено в 2017 году министром Министерства здравоохранения Индии Нитином Гадкари . [35] [36]
С востока на запад:
- Дхубри: мост Дхубри-Пхулбари , автомобильный и железнодорожный мост в Ассаме, недалеко от тройного перекрестка восточной Мегхалаи, западного Ассама и северной Бангладеш. [35] [36] 12 625 метров (41 421 фут)
- Биджойнагар: мост Паласбари- Суалкучи , соединяющий Налбари с Биджойнагаром , аэропортом Гувахати и Шиллонгом. [37]
- Гувахати: Новый мост Сарайгат представляет собой железнодорожно-автомобильный мост, параллельный старому мосту, который будет завершен к декабрю 2023 года. [38]
- Гувахати: Мост Бхаралумукх-Мачхуа высотой 4050 метров (13 290 футов) в центре Гувахати, соединяющий Северный Гувахати с Гувахати (Пан Базар и Бхаралмук), будет введен в эксплуатацию в 2023 году. [37]
- Гувахати: Мост Наранги-Куруа, 675 метров (2215 футов) к востоку от Гувахати, был утвержден в 2022 году. [39]
- Тезпур: Мост Бхоморагури- Тезпур (несколько метров параллельно существующему мосту Калия Бхомара в пригороде Бхоморагури города Тезпур в Ассаме, [36] Высота 3250 метров (10 660 футов) была частично завершена в 2021 году.
- Гопур: Нумалигарх - Гохпур Подводный туннель моста между Гопуром ( район Бисванат ) и Нумалигархом ( район Голагхат в Ассаме). [35] [36] 4500 метров (14800 футов)
- Джорхат: Джорхат - Тезпур : Двойные мосты
(а). Мост Джорхат-Нематигхат в Джорхате на Брахмапутре в Ассаме и в сочетании с мостом Луита Хаблу на притоке соединит Джорхат-Тезпур, [35] [36] 4225 метров (13862 футов),
(б). Мост Луита Хаблу на притоке Брахмапутры и в сочетании с мостом Джорхат-Нематигхат соединит города Джорхат-Тезпур. [35] Длина 5,29 км. - Сивасагар: Мост Дисангмук-Текелипута между Дисангмук-Текелипута возле Сивасагара в Ассаме. [35] [36] 2,8 км
Предложено и ожидает одобрения MoRTH
[ редактировать ]- Мосты на Брахмапутре:
Это снизит риск блокад, затраты на логистику, время в пути, повысит экономику и позволит Индии ориентироваться на восток и соседство .
- Запасной мост Барпета -Нитархола: на полпути между мостом Нарнараян Сету (Джогигопа) и Гувахати , сократит расстояние в 140 км на 100 км до 40 км, что жизненно важно для сообщения восточного Ассама с южным Ассамом, Мегхалайей, Бангладеш и Трипурой.
- Мост Бхурагаон-Каупати : недалеко от Моригаона на полпути между Гувахати и Тезпуром, он сократит расстояние в 180 км на 140 км до 40 км, что жизненно важно для соединения Таванга и восточного конца шоссе Восточно-Западного промышленного коридора Аруначал с Южным Ассамом, Трипурой , Бангладеш. , Манипур , Мизорам и Мьянма ( Проект Каладан ), все из которых жизненно важны для туризма и торговли.
- Мост Садия Силле-Оян , дорога длиной 40 км, включая мосты, от Силле-Оян-Чиллинг Мадхупур- Садия через реку Брахмпутра , составит 180 км расстояния от Силле-Ояна до Садии на 140 км и существующего 150 км расстояния Пасигат-Садия на 110 км. Это жизненно важно для национального водного пути 2 и шоссе промышленного коридора Восток-Запад Аруначал .
- Мосты на реке Падма
- Дулианский мост: между Пакуром и Мальдой.
- Мосты на реке Субансири
- Мост Нараянпур-Маджули, соединяющий Нараянпур и Бодти Мири с мостом Маджули. Рядом с Гогамукхом на севере существует существующий мост NH, еще один строящийся мост Маджули-Северный Лакхимпур NH в центре, а мост Нараянпур-Маджули на юге станет третьим мостом.
- Мосты через реки Манас и Беки: между Чапаром и Барпетой на новой скоростной автомагистрали
- Мост Чамабати-Удуби
- Мост Барджана-Мойнбари
- Мост Баликури-Барпета
Подречной туннель
[ редактировать ]- Нумалигарх - Гохпур . Тоннель под рекой [40] Туннель длиной 15,6 км, расположенный на глубине 22 метра ниже русла реки, будет иметь 18-километровые подъездные пути, соединяющие автомагистрали NH-52 и Нумалигарх на NH-37 . Этот общий маршрут длиной около 33 км улучшит экономическое и стратегическое оборонное сообщение, защитит национальный парк Казиранга , отвлекая движение транспорта от перегруженного двухполосного шоссе, проходящего через парк, сократит 223-километровый 6-часовой маршрут Гохпур-Нумалигарх до 35 км и 30 минут. Этот двухтрубный туннель с подземным водоотводом и потолочными вентиляторами будет соединять двойные ванны для эвакуации. Он будет оснащен датчиками, системой видеонаблюдения, автоматизированными системами безопасности и контроля дорожного движения. Это будет стоить 12 807 крор рупий (1,7 миллиарда долларов США в 2021 году). [41]
Бангладеш
[ редактировать ]Существующие мосты в Бангладеш
[ редактировать ]- Мосты на Брахмапутре (река Джамуна)
- Мост Бангабандху (ранее мост Джамуна), автомобильный и железнодорожный мост, соединяет Сираигандж и Тангайл по обе стороны реки.
- Железнодорожный мост Бангабандху находится в стадии реконструкции. Железнодорожный мост через реку Браммапутра. Он соединяет Восточный железнодорожный вокзал Бангабандху-Бридж с Западным железнодорожным вокзалом Бангабандху.
- Мосты на реке Падма, притоке Брахмапутры
- Мост Падма , автомобильный и железнодорожный мост, к югу от Дакки.
- Автомобильный мост Лалон Шах Бридж на притоке реки Падма в Брахмапутре, недалеко от Ишварди и Пабны.
- Мост Хардиндж , железнодорожный мост на реке Падма рядом с мостом Лалон Шах.
Планируемые мосты в Бангладеш
[ редактировать ]- Мосты на Брахмапутре (река Джамуна)
- Мост Куриграм-Манкачар, железнодорожный и автомобильный мост, соединяющий запад Мегхалаи (Манкачар) и север Бангладеш (Куриграм, Рангпур и Динаджпур ) с северо-западной Бенгалией ( Куч-Бехар и Силигури ) и Сиккимом .
- Мост Гайбандха-Бакшигандж, автомобильный и железнодорожный мост, соединяющий существующие железнодорожные и автомобильные развязки Гайбандха - Бакшигандж по обе стороны реки. Он соединит юго-запад Мегхалаи (Индия) и юг Ассама ( Силчар , Индия) с Богурой (Бангладеш), Мальдой (Индия), Бхагалпуром (Индия) в качестве альтернативы коридору Силигури с куриной шеей .
- Богура — Джамалпур Мост Гайбандха-Бакшигандж, автомобильный и железнодорожный мост, соединяющий Импхал — Силчер с Силхет — Мименсингх — Богура с Мальдой — Гая — Патна .
- Мост Шивалья - Голанда - Бхагулпур , автомобильный и железнодорожный мост, соединяющий существующие железнодорожные и автомобильные развязки Сираигандж - Тангейл по обе стороны реки.
- Мост Чандпур, железнодорожный и автомобильный мост, соединяющий Северо-Восточную Индию ( Айзавал - Рикхавдар в Мизораме и Удайпур в Трипуре) с Бангладеш ( Кумилла - Кхулна ) и Калькуттой .
- Мост Элиша-Лакшмипур, железнодорожный и автомобильный мост, соединяющий южный Мизорам ( Лунглей - Талабунг ) и южный Трипура- Сабрум с портами Фени- Барисал - порт Монгла и Даймонд-Харбор - порты Халдия .
- Мосты на реке Падма
- Мост Раджшахи
Тибет (Китай)
[ редактировать ]За последние 64 года, с тех пор как Тибет стал частью Китая в качестве автономного региона, на реке Брахмапутра было построено не менее 10 мостов. В настоящее время по спутниковым снимкам подтверждено строительство только 4–5 мостов на реке Брахмапутра. Согласно спутниковому изображению на карте Google, это следующее:
- Мост Зиаджхулинжен, построенный в 2009–2012 годах на высоте 4350 метров (14 270 футов), это второй по длине мост на реке Брахмапутра.
- Мост Ньингчи, построенный в 2014 году для соединения Ньинчи с Лхасой по железной дороге. Длина этого моста составляет 750 метров (2460 футов).
- Мост Ласахе, построенный через реку Лхаса, имеет длину 929 метров (3048 футов).
- Мост Шигадзе, этот мост длиной 2750 метров (9020 футов), построенный через реку Ярлунг Цангпо (Брахмапутра), чтобы соединить Лхасу с Шигадзе как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.
- Мост Лхаце, этот мост длиной 2250 метров (7380 футов), построенный через реку Ярлунг Цангпо (Брахмапутра), чтобы соединить регион Кайлаш-Мансаровар с Лхасой по дороге.
- Мост Шаннан, это мост длиной 2000 метров (6600 футов), построенный через реку Ярлунг Цангпо (Брахмапутра), чтобы соединить Лхасу с Ньингчи по дороге.
- Мост Шангри, этот мост длиной 1500 метров (4900 футов), построенный через реку Ярлунг Цангпо (Брахмапутра), чтобы соединить Лхасу с Ньингчи по дороге.
- Еще 3 моста через реку Ярлунг Цангпо (Брахмапутра) находятся в Тибетском (Китайском) автономном районе, но подробности неизвестны.
Национальный водный путь 2 в Индии
[ редактировать ]Национальный водный путь 2 (NW2) — это участок Садия — Дхубри длиной 891 км на реке Брахмапутра в Ассаме . [42] [43]
Культурные изображения
[ редактировать ]- Музыкальная тема Намами Брахмапутры (на хинди и ассамском языке) фестиваля Намами Брахмапутра . [44]
См. также
[ редактировать ]- БраМос (ракета) - ракета, частично названная в честь реки Брахмапутра.
- Фрегат класса Брахмапутра
- Мост Дхола-Садия
- Список рек Азии
- Список рек Ассама
- Список рек Бангладеш
- Список рек Китая
- Список рек Индии
- Полуостровная речная система
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Ученые определили источники четырех крупнейших международных рек» . Информационное агентство Синьхуа . 22 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2016 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
- ^ Веберсик, Кристиан (2010). Изменение климата и безопасность: надвигающаяся буря глобальных вызовов . АВС-КЛИО. п. 45. ИСБН 978-0-313-38007-5 . Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Река Брахмапутра» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 30 января 2017 года . Проверено 13 ноября 2016 г. .
- ^ «Река Брахмапутра, текущая из Гималаев к Бенгальскому заливу» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2011 года . Проверено 22 ноября 2011 г.
- ^ Сингх, Виджай; Шарма, Наян; Оджа, К. Шекхар П. (29 февраля 2004 г.). Водные ресурсы бассейна Брахмапутры . Дордрехт: Спрингер. п. 120. ИСБН 9789048164813 . Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ «Водные ресурсы Бангладеш» . ФАО . Архивировано из оригинала 6 августа 2009 года . Проверено 18 ноября 2010 г.
- ^ Кэтлинг, Дэвид (1992). Рис в глубокой воде . Международный научно-исследовательский институт риса . п. 177. ИСБН 978-971-22-0005-2 . Архивировано из оригинала 14 мая 2016 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 80 .
- ^ Майкл Бакли (30 марта 2015 г.). «Цена перекрытия рек Тибета» . Нью-Йорк Таймс . п. А25. Архивировано из оригинала 31 марта 2015 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
Две из самых диких рек континента берут начало в Тибете: Салуин и Брахмапутра. Хотя да, они находятся под угрозой отступления ледников, но более насущную проблему вызывают китайские инженерные планы. Каскад из пяти больших плотин запланирован как для реки Салуин, которая сейчас течет свободно, так и для реки Брахмапутра, где одна плотина уже работает.
- ^ Симпсон, Томас (25 октября 2023 г.). «Найди реку: открытие Цангпо-Брахмапутры в эпоху империи» . Современные азиатские исследования : 1–36. дои : 10.1017/S0026749X23000288 . ISSN 0026-749X .
- ^ «Конечно, Китай наносит на карту источник Брахмапутры» . Ассам Трибьюн . 24 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 9 ноября 2011 г.
- ^ Маджули, Ривер-Айленд. «Самый большой речной остров» . Книги рекордов Гиннесса . Архивировано из оригинала 3 сентября 2016 года . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Река Брахмапутра - Карта туннеля мостов с притоками» . Реки Индии – Все о реках . Архивировано из оригинала 18 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Сингх, Виджай П.; Шарма, Наян; К. Шекхар; П. Оджа (2004). Водные ресурсы бассейна Брахмапутры . Спрингер. п. 113 . ISBN 978-1-4020-1737-7 . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ География Индии: священные и исторические места . Образовательное издательство Британника. 2010. С. 85–. ISBN 978-1-61530-202-4 . Архивировано из оригинала 6 августа 2018 года . Проверено 13 ноября 2016 г. .
- ^ Зюсс, Эдуард (1904). Лицо земли: (Лик земли) . Кларендон пресс. стр. 50 – . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Бармен, Свапнали; Бхаттачарджья, РК (2015). «Изменение площади снежного покрова бассейна реки Брахмапутра и ее чувствительность к температуре» . Исследование экологических систем . 4 . дои : 10.1186/s40068-015-0043-0 .
- ^ Дас, округ Колумбия, 2000. Структура сельскохозяйственного землепользования и производительности в долине Нижней Брахмапутры (1970–71 и 1994–95). Докторская диссертация, факультет географии, Университет Норт-Истерн-Хилл, Шиллонг.
- ^ Мипун, Б.С. 1989. Влияние мигрантов и сельскохозяйственные изменения в долине Нижней Брахмапутры: пример района Дарранг. Неопубликованная докторская диссертация, факультет географии, Университет Норт-Истерн-Хилл, Шиллонг.
- ^ Шривастава, Р.Дж.; Хайнен, Дж. Т. (2005). «Миграция и домашние сады в долине Брахмапутры, Ассам, Индия» . Журнал экологической антропологии . 9 : 20–34. дои : 10.5038/2162-4593.9.1.2 . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Гилфеллон, Джордж; Сарма, Джогендра; Гохайн, К. (август 2003 г.). «Морфология русла и русла части реки Брахмапутра в Ассаме» . Журнал Геологического общества Индии . 62 .
- ^ Муссонные наводнения 2004 г.: Сводный отчет об оценке потребностей после наводнения (PDF) . Бангладешская подгруппа по стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям (BDER) (Отчет). Дакка, Бангладеш. 2004. с. 23. Архивировано (PDF) из оригинала 21 марта 2016 г. Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ «Китай вводит в эксплуатацию самую большую плотину на Брахмапутре в Тибете» . Таймс оф Индия . 13 октября 2015 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2016 года . Проверено 26 июля 2016 г.
- ^ Сайед, доктор М.Х.; Брайт, PS Ассам. Общие знания . Яркие публикации. ISBN 9788171994519 . Архивировано из оригинала 8 октября 2021 года . Проверено 31 декабря 2020 г.
- ^ Бернелл, AC; Юл, Генри (24 октября 2018 г.). Хобсон-Джобсон: Словарь разговорных англо-индийских слов и фраз . Рутледж. п. 132. ИСБН 978-1-136-60332-7 . Архивировано из оригинала 8 октября 2021 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ например, Реннелл, 1776 г.; Реннель, 1787 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тибет признает проект Брахмапутры» . Экономические времена . 22 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 26 апреля 2010 года . Проверено 22 апреля 2010 г.
- ↑ Фонд Макартуров, Инициатива азиатской безопасности. Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Китайская плотина не повлияет на поток Брахмапутры: Кришна» . Индийский экспресс . 22 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2010 года . Проверено 22 апреля 2010 г.
- ^ Би-би-си (20 марта 2014 г.). «Мегадамбы: Битва на Брахмапутре» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 10 июня 2017 г.
- ^ Ёофантонг, Пичамон (2017). «Речной активизм, политическое предпринимательство и трансграничные водные споры в Азии». Водный Интернационал . 42 (2): 163–186. дои : 10.1080/02508060.2017.1279041 . S2CID 157181000 .
- ^ «Новая нация, Бангладеш, 17 января 2010 г.» . Архивировано из оригинала 14 июня 2011 года . Проверено 22 января 2010 г.
- ^ Сасидхар, Наллапанени (май 2023 г.). «Многоцелевые прибрежные водоемы с пресной водой и их роль в смягчении последствий изменения климата» (PDF) . Индийский журнал экологической инженерии . 3 (1): 31–46. дои : 10.54105/ijee.A1842.053123 . ISSN 2582-9289 . S2CID 258753397 . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ «Премьер-министр Моди запускает инициативу Махабаху-Брахмапутры перед выборами в Ассаме – ВНУТРИ СВ» . 18 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 18 февраля 2021 года . Проверено 18 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нитин Гадкари прекращает движение грузов на Брахмапутре. Архивировано 2 января 2018 года в Wayback Machine , Economic Times, 29 декабря 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кармакар, Рахул (24 мая 2018 г.). «Фехтование закончится к декабрю: Соновал» . Индус . Архивировано из оригинала 3 июля 2020 года . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Премьер-министр Моди заложит фундамент нового моста через Брахмапутру , Сентинел Ассам, 5 ноября 2022 г.
- ^ Еще три моста через Брахмапутру будут построены в ближайшие пять лет: Assam CM , News18, 10 ноября 2022 г.
- ↑ Соединение города Гувахати через «горы» на картах центра , Sentinel Assam, 10 ноября 2022 г.
- ^ Чатурведи, Амит, изд. (14 июля 2020 г.). «Центр дает принципиальное одобрение на строительство туннеля под Брахмапутрой на фоне напряженности в отношениях с Китаем: отчет» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 30 августа 2020 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ ДАС ГУПТА, МУШУМИ ДАС ГУПТА, изд. (9 сентября 2021 г.). «Правительство Моди предлагает 15,6-километровый двойной автодорожный туннель стратегического значения под Брахмапутрой» . Печать . Архивировано из оригинала 11 сентября 2021 года . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ «Закон о национальных водных путях, 2016 г.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 мая 2018 года . Проверено 29 декабря 2017 г.
- ^ «Бюро пресс-информации» . www.pib.nic.in. Правительство Индии. Архивировано из оригинала 26 апреля 2017 года . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Бора, Прабалика М. (22 марта 2017 г.). «Намами Брахмапутра» . Индус . Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 5 июля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Рахаман, ММ; Варис, О. (2009). «Комплексное управление водными ресурсами бассейна Брахмапутры: перспективы и надежды на региональное развитие». Форум природных ресурсов . 33 (1): 60–75. дои : 10.1111/j.1477-8947.2009.01209.x .
- Сарма, Дж. Н. (2005). «Речной процесс и морфология реки Брахмапутра в Ассаме, Индия». Геоморфология . 70 (3–4): 226–256. Бибкод : 2005Geomo..70..226S . дои : 10.1016/j.geomorph.2005.02.007 .
- Рибхаба Бхарали. Проект восстановления реки Брахмапутра. Опубликовано на ассамском языке Пратидин, Амар Ассам, в октябре 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Библиография по водным ресурсам и международному праву . Библиотека Дворца Мира
- Реки Дхемаджи и Дхакуахана.
- Предыстория сценария наводнения Брахмапутры
- Могучий Брахмапутра
- Основные реки Ассама
- «Брахмапутра», подробное исследование реки известного писателя Арупа Датты. (Опубликовано Национальным книжным фондом, Нью-Дели, Индия)
- Эмили Кремен. Между мобильностью и оседлым образом жизни: Мизинги, «люди реки», стоящие перед плотиной Брахмапутры (Ассам, Северо-Восточная Индия). Окружающая среда и глобальные изменения. Парижский университет 8, Венсен Сен-Дени, 2014 г. Французский язык. https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-01139754
- Мое путешествие могучего Брахмапутры (на гуджарати)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Брахмапутрой, на Викискладе?