Jump to content

Озеро Манасаровар

Координаты : 30 ° 39' с.ш. 81 ° 27' в.д.  /  30,65 ° с.ш. 81,45 ° в.д.  / 30,65; 81,45
(Перенаправлено с озера Манасаровар )

Озеро Мансаровар
Мапам Юмцо   ( стандартный тибетский )
Озеро Манасаровар горы Кайлас на фоне
Расположение озера в Тибете##Расположение в префектуре Нгари
Расположение озера в Тибете##Расположение в префектуре Нгари
Озеро Мансаровар
Расположение Округ Буранг , префектура Нгари , Тибетский автономный район , Китай
Координаты 30 ° 39' с.ш. 81 ° 27' в.д.  /  30,65 ° с.ш. 81,45 ° в.д.  / 30,65; 81,45
Площадь поверхности 320 км 2 (120 квадратных миль)
Макс. глубина 100 м (330 футов)
Высота поверхности 4600 м (15 100 футов)
Замороженный Зима

Озеро Манасаровар ( санскрит : манангаровар , латинизированное : Манасаровар ), также называемое Мапам Юмцо ( тибетский : Не бойтесь Гю Мцо , Уайли : черная ферма , THL : белая ферма ; Китайский : сладкий картофель ; пиньинь : Mώ páng yōng cuò ) локально, [ а ] — высокогорное пресноводное озеро недалеко от горы Кайлас в округе Буранг , префектура Нгари , Тибетский автономный район , Китай . Он расположен на высоте 4600 м (15 100 футов), недалеко от пересечения границ Китая, Индии и Непала. он впадает в соседнее соленое озеро Ракшастал Через Ганга Чху . истоки четырех рек: Инд , Сатледж , Брахмапутра и Карнали В окрестностях региона лежат .

Озеро священно в индуизме , буддизме , джайнизме и религии Бон . Люди из Индии, Китая, Непала и других стран региона совершают паломничество в регион. Паломничество обычно включает в себя поход к озеру Мансаровар и обход близлежащей горы Кайлас.

Этимология

[ редактировать ]

Санскритское . слово «Мансаровар» (मानसरोवर) представляет собой комбинацию двух санскритских слов: «Манас» (मानस्), означающего «ум» (обычно обозначает связанные с ним умственные способности, включая интеллект, восприятие, совесть) [ 3 ] и саровар (सरोवर), что означает «озеро или большой пруд». [ 4 ] Озеро называется Мапам Юмцо ( тибетское : མ་ཕམ་གཡུ་མཚོ། , Уайли : ма фам г.ю мтшо , THL : ма пам ю цо ; Китайский : 瑪旁雍錯 ; пиньинь : Му пан Ёнг Куо ) и Цо Мадропа на местном уровне. В своем тибетско - английском словаре Сарат Чандра Дас утверждает, что Мапам Юмцо происходит от Мапам , что означает непобедимый или непобедимый, а Цо Мадропа происходит от Мадропа, что означает «земля, нагретая Солнцем», оба используются в сочетании с Цо , тибетским словом, обозначающим озеро. [ 5 ]

География

[ редактировать ]
Топография региона: озера Манасаровар (справа) и Ракшастал с горой Кайлас .
Карта Манасароварского района

Озеро Манасаровар расположено в Тибетском . автономном районе Китая [ 6 ] [ 7 ] Он расположен в юго-западном регионе Тибета к северу от западной точки пересечения границы между Китаем, Индией и Непалом. [ 8 ] Его видно с перевала Лапча Ла над долиной Лими в Непале в ясный день. [ 9 ] Пресноводное озеро расположено на высоте 4600 м (15 100 футов) над средним уровнем моря на преимущественно соленом Тибетском нагорье , усеянном озерами , и является одним из самых высоких пресноводных озер в Азии. [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ]

Распространен на площади 320 км2. 2 (120 квадратных миль), озеро Манасаровар имеет относительно круглую форму с окружностью 88 км (55 миль) и максимальной глубиной 100 м (330 футов). [ 12 ] бессточное соленое озеро Ракшастал Манасаровар впадает в через естественный канал Ганга Чху . [ 10 ] [ 13 ] [ 14 ] Основные реки, берущие начало в регионе, включают Ярлунг Цангпо (который становится Брахмапутрой ), Инд , Сатледж и Карнали , приток Ганга . [ 15 ] [ 16 ]

С апреля по июнь погода довольно сухая: дневная температура превышает 5 ° C (41 ° F), а ночная температура приближается к 0 ° C (32 ° F). Температура начинает снижаться в октябре, причем самым холодным является январь. Зимой дневная температура ниже нуля, а ночи холоднее. [ 17 ] Муссоны приносят дожди с конца июня по август с холодными ветрами. [ 18 ]

Глобальное потепление на Тибетском нагорье происходит быстрее, чем где-либо еще в мире. [ 19 ] [ 20 ] По словам местных жителей, в последние годы земля вокруг региона становится теплее, а зимы уже не такие холодные, как раньше. [ 21 ] Отступление ледников и таяние вечной мерзлоты в Тибетском регионе могут привести к неопределенным последствиям для водных ресурсов региона. Эти последствия, наряду с демографическим взрывом и туризмом, оказали серьезную нагрузку на хрупкую экосистему. [ 22 ] [ 23 ]

Климатические данные для озера Манасаровар
Месяц Ян февраль Мар апрель Может июнь июль август Сентябрь октябрь ноябрь декабрь Год
Среднесуточный максимум °C (°F) −3.2
(26.2)
−2.0
(28.4)
0.9
(33.6)
6.4
(43.5)
10.2
(50.4)
13.7
(56.7)
13.7
(56.7)
13.1
(55.6)
13.1
(55.6)
11.1
(52.0)
6.5
(43.7)
1.0
(33.8)
7.0
(44.7)
Среднесуточное значение °C (°F) −8.9
(16.0)
−7.6
(18.3)
−4.2
(24.4)
−0.1
(31.8)
3.1
(37.6)
7.1
(44.8)
8.4
(47.1)
8.0
(46.4)
8.0
(46.4)
5.4
(41.7)
−0.2
(31.6)
−5.1
(22.8)
1.2
(34.1)
Среднесуточный минимум °C (°F) −14.5
(5.9)
−13.1
(8.4)
−9.2
(15.4)
−6.6
(20.1)
−4.0
(24.8)
0.6
(33.1)
3.1
(37.6)
3.0
(37.4)
−0.2
(31.6)
−6.8
(19.8)
−11.1
(12.0)
−13.3
(8.1)
−6.0
(21.2)
Среднее количество осадков , мм (дюймы) 52
(2.0)
34
(1.3)
52
(2.0)
30
(1.2)
26
(1.0)
40
(1.6)
125
(4.9)
135
(5.3)
66
(2.6)
29
(1.1)
7
(0.3)
18
(0.7)
614
(24)
Источник: Climate-Data.org.

Религиозное значение

[ редактировать ]

В индуистской литературе Мансаровар упоминается по имени в индуистских эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата» . [ 24 ] об озере нет явного упоминания Хотя в современных текстах озеро считается одним из самых священных мест индуизма, в ранней ведической литературе . В Ригведе упоминается, что река Инд, текущая на север из-за Индры , является географической реальностью только в регионе Тибета. По мнению Фрица Стаала , это делает вероятным, что некоторые из древних ведических народов проследили путь реки Инд и видели долину возле горы Кайлас. [ 25 ] В ранних индуистских текстах упоминаются мифическая гора Меру и озеро Манаса. Мифическое озеро Манаса описывается как созданное разумом Брахмы как любимое место обитания его вахана- хамсы . [ 26 ] В Рамаяне Сарайу Вишвамитра рассказывает Раме , что Брамха создал из его сознания озеро (Манас), отсюда и название Манас Саровар (озеро сознания) и из этого озера родилась река под названием , которая протекала через царство Айодхья . [ 27 ]

Гора Кайлас на берегу озера Манасаровар считается обителью Шивы . Здесь священная река Ганг была укрощена Шивой и послана питать плодородные долины под Гималаями . [ 10 ] [ 28 ] [ 29 ]

Буддизм и Бон

[ редактировать ]
Вид на озеро из монастыря Чиу Гомпа.

Озеро Манасаровар и гора Кайлас занимают центральное место в буддийской космологии и являются основным местом паломничества некоторых буддийских традиций. [ 30 ] Кайлас известен как мифологическая гора Меру . [ 31 ] В буддизме Кайлас олицетворяет отца мира, а озеро Мансаровар символизирует мать. [ 10 ] Согласно мифологии, Майя купалась в Манасароваре, чтобы очиститься перед тем, как Будда сможет войти в ее чрево. [ 32 ] Многочисленные места в регионе связаны с Падмасамбхавой , которому приписывают основание тантрического буддизма в Тибете в 8 веке нашей эры. [ 33 ] [ 34 ] Буддисты Ваджраяны верят, что святой Миларепа ( ок. 1052 – ок. 1135 ) столкнулся с Наро Бончамом, последователем религии Бон на берегах Манасаровара. [ 35 ] [ 36 ]

Для народа Бон этот регион был центром древней бонской империи Шанг Шунг и связан со святым местом божества Шанг Шунг Мери . [ 37 ] [ 38 ] Согласно тибетским верованиям, этот регион был источником мифических рек Льва, Лошади, Павлина и Слона. [ 31 ] Когда Тонпа Шенраб , основатель религии Бон, впервые посетил Тибет и искупался в озере. [ 25 ]

Джайнизм

[ редактировать ]

В джайнизме озеро Манасаровар связано с его основателем и Тиртханкарой Ришабханатхой первым . [ 10 ] [ 37 ] Согласно джайнским писаниям, он достиг нирваны на горе Аштапад. [ 39 ] Джайны полагают, что после того, как Ришабханатха достиг нирваны, его сын император Бхарата построил три ступы и двадцать четыре святилища из 24 тиртханкар в этом регионе. [ 40 ] [ 41 ] Есть и другие истории, связанные с этим регионом, касающиеся Махавиры , Кумара и Сагара, Тапаса Кхер Парны, Раваны и Мандодари , среди многих других. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]

[ 45 ]

Паломничество

[ редактировать ]
Карта озера Манасаровар XVIII века, составленная Джозефом Тифенталером .

Озеро упоминается в различной индуистской и буддийской религиозной литературе. [ 38 ] Он был частью одного из старейших паломнических маршрутов, существующего уже много лет. [ 10 ] [ 46 ] Хотя в современных текстах озеро считается одним из самых священных мест различных религий, в ранней литературе нет явного упоминания о том, что озеро является местом паломничества. Как правило, исторические места паломничества, которые часто посещали буддисты, индуисты и джайны, вызывали обсуждение в соответствующих текстах, а также строительство инфраструктуры богатыми покровителями или королями. Индуистские Пураны указывают на различную инфраструктуру, такую ​​как храмы , дхармасалы , ашрамы и объекты паломничества в таких местах. Но, по крайней мере, до 1930-х годов в районе Кайлаш-Манасаровар не было никаких свидетельств существования подобных сооружений. [ 25 ] По словам Лучано Петеча , тибетские записи указывают на то, что к концу XII века этот регион считался их священной географией, и имеются сообщения о буддийских монахах, медитирующих в пещере Гозул на Кайласе и обходящих гору. [ 47 ] По мнению Алекса Маккея, возможный синтез эзотерического буддизма и шиваизма, возможно, расширился и привел Кайласа и Манасаровара в общую сакральную географию как для буддистов, так и для индуистов. Текст XIII века «Маханирвана Тантра» посвящает свою первую главу Кайласу и озеру Манасаровар как местам паломничества. [ 25 ]

Озеро Манасаровар с Гурлой Мандхатой

Из-за того, что он воспринимается как священный для различных религий, люди совершают паломничество под названием ятра к Кайлас-Манасаровару. [ 48 ] Паломничество к горе увеличилось в 1930-х годах, но позже оно пострадало из-за того, что на этот регион претендовали как Китай, так и Британская империя . [ 25 ] Религиозные паломничества к горе Кайлас и Манасаровар были разрешены Китаем после оккупации Тибета в 1950-51 годах. Хотя паломничество из Индии было гарантировано Китайско-индийским соглашением 1954 года , доступ был ограничен после последующего тибетского восстания 1959 года , а границы были закрыты после китайско-индийской войны в 1962 году. [ 46 ] [ 49 ] Спустя почти два десятилетия паломничество из Индии было разрешено в 1981 году после соглашения между правительствами Индии и Китая. [ 48 ] [ 46 ] Паломничество было приостановлено на три года с 2020 года из-за пандемии COVID-19 . [ 50 ] Маршрут был вновь открыт в 2023 году с новыми правилами. [ 51 ] [ 52 ] С момента открытия маршрута паломничества из Индии в 1981 году число паломников, отправляющихся на ежегодную ятру, значительно выросло. [ 53 ] До закрытия в 2020 году в это паломничество ежегодно собирались несколько тысяч паломников из Индии. [ 54 ]

Храмы и ступа на берегу озера

В Индии паломничество организовано правительством Индии и разрешено с июня по сентябрь. [ 48 ] С 2015 года начинающие паломники из Индии должны были заранее подать заявление в Министерство иностранных дел , и определенное количество пропусков выдавалось паломникам путем компьютеризированного случайного отбора, при этом предпочтение отдавалось тем, кто приезжает впервые. [ 55 ] [ 56 ] Паломники из Индии путешествуют по двум маршрутам, открытым для этой цели: пограничные переходы на перевале Липу Лекх в Уттаракханде и перевале Натху Ла в Сиккиме . [ 57 ] С 2020 года автомобильная дорога доступна до тех пор, пока Липу Лех не пройдет через индийскую сторону долины Махакали, а затем перейдет в Китай. [ 58 ] Маршрут Нату Ла был открыт в 2015 году и предполагает поездку в Гангток перед пересечением перевала Нату Ла в Китай. [ 59 ]

Буддийские молитвенные флаги на берегу

Поскольку землетрясение в Непале в апреле 2015 года привело к закрытию пограничного перехода Татопани - Зангму , паломничество из Непала обычно осуществляется из близлежащего района Хумла на северо-западе Непала. [ 60 ] [ 61 ] Другой маршрут существует через переход Расува - Гиронг . [ 62 ] Паломники могли добраться до Лхасы по воздуху перед поездкой к озеру Манасаровар. [ 51 ]

Паломничество включает в себя переход к озеру Мансаровар и обход горы Кайлас. Длина пути вокруг горы Кайлас составляет 53 км (33 мили). [ 48 ] Обход, известный как кора , совершается индуистами, буддистами и джайнами по часовой стрелке, а бонпо обходят гору против часовой стрелки. [ 31 ] [ 63 ] Паломники верят, что купание в озере и обход горы – это духовно полезная практика, которая может принести различные положительные эффекты, например, очищение от грехов. [ 64 ] [ 48 ] [ 65 ] Для народа кхас из близлежащего региона Хумла на северо-западе Непала ритуальное омовение в озере является важным шагом на пути к обретению шаманских способностей. [ 60 ] расположено множество ступ , флагштоков, буддийских монастырей На берегах озера и молитвенных станций, многие из которых были разрушены во время Культурной революции в Китае с 1966 по 1976 год. [ 10 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Альтернативные названия включают Мапанг Цо , Цо Мапам , Цанг Цо ( тибетский : Уайли Цо ма : черные тшанги , THL : черные тшанги (THL ), и черные дроп па Мадропа (Уайли: ) . [ 1 ] [ 2 ]
  1. ^ «Географические названия Тибетской АР (Китай): префектура Нгари» . База данных географических названий KNAB . Институт эстонского языка. 3 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 10 января 2020 г. Проверено 28 августа 2022 г.
  2. ^ Маккей, Алекс (2013). Паломничество в Тибете . Рутледж . п. 26. ISBN  978-1-13680-709-1 . Архивировано из оригинала 28 августа 2022 года . Проверено 28 августа 2022 г.
  3. ^ «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса» . Монье-Вильямс . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 10 октября 2017 г. манас н. разум (в самом широком смысле применительно ко всем умственным способностям), интеллект, интеллект, понимание, восприятие, чувство, совесть
  4. ^ «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса» . Монье-Вильямс . Архивировано из оригинала 20 мая 2015 года . Проверено 10 октября 2017 г. саровара ○вара сущ. (по некоторым также м.) озеро или большой пруд, любой участок воды, достаточно глубокий для лотоса
  5. ^ Дас, Сарат Чандра (1902). Тибетско-английский словарь с санскритскими синонимами . Книжный склад Бенгальского секретариата. п. 658, 959.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Гора Кайлас» . Британника . Проверено 1 декабря 2023 г.
  7. ^ Самкар, Ньима (2020). Гора Кайлас: Белое зеркало . Библиотека тибетских произведений и архивов . п. 3. ISBN  978-9-38702-385-7 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  8. ^ Клод Арпи (23 февраля 2024 г.). «Китай играет в новые пограничные игры недалеко от горы Кайлас» . Деканская хроника . Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 года . Проверено 1 марта 2024 г.
  9. ^ «Лими-Лапча может стать альтернативным маршрутом к Кайлашу Манасаровару» . Гималайские Таймс . 13 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 9 августа 2022 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Брокман, Норберт (2011). Энциклопедия священных мест, Том 1 . АВС-Клио . п. 356. ИСБН  978-1-59884-654-6 . Архивировано из оригинала 19 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  11. ^ Лайкенс, Джин (2009). Энциклопедия внутренних вод . Эльзевир Наука . п. 505. ИСБН  978-0-12370-626-3 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  12. ^ «Озеро Мансаровар» . Правительство Уттаракханда . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  13. ^ Лайкенс, Джин (2010). Экология экосистемы озера: глобальная перспектива . Эльзевир Наука . п. 294. ИСБН  978-0-12382-003-7 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  14. ^ Джон Винсент Беллецца (2024). Комплексный обзор наскального искусства Верхнего Тибета: Том III . Археопресс . ISBN  978-1-80327-774-5 .
  15. ^ Фриман Эттвуд (2003). «Горы Гангдисе» (PDF) . Альпийский журнал . 4 : 103–109. Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2022 года . Проверено 17 марта 2024 г.
  16. ^ Сингх, Дхрув Сен. Реки Индии: научные и социально-экономические аспекты . Издательство Спрингер . п. 15. ISBN  978-9-81102-984-4 .
  17. ^ «Погода Тибета» . Тур по Тибету . Проверено 1 июня 2024 г.
  18. ^ Кайлаш Ятра (PDF) (Отчет). Правительство Индии . 12 мая 2006 г. с. 60 . Проверено 1 июня 2024 г.
  19. ^ Цю, Джейн (1 июля 2008 г.). «Китай: Третий полюс» . Природа . 454 (7203): 393–396. Бибкод : 2008Natur.454..393Q . дои : 10.1038/454393а . ISSN   1476-4687 . ПМИД   18650887 .
  20. ^ «У мира есть третий полюс – и он быстро тает» . Хранитель . 15 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  21. ^ «Игнорирование изменения климата в Гималаях» . Третий полюс. 9 января 2019 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
  22. ^ Тангуан Гао (23 апреля 2021 г.). «Ускорение разрушения вечной мерзлоты на восточном Тибетском нагорье» . Письма об экологических исследованиях . 16 (5). Бибкод : 2021ERL....16e4023G . дои : 10.1088/1748-9326/abf7f0 .
  23. ^ Инициатива по сохранению священного ландшафта Кайласа: Отчет об оценке осуществимости (Отчет). ИКИМОД . 22 июня 2009 г. с. 4. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  24. ^ Аллен 1982 , стр. 3.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и Маккей, Алекс (2015). Истории Кайласа: отказ от традиций и построение сакральной географии Гималаев . Издательство «Брилл» . п. 165–168, 375–379. ISBN  978-9-00430-618-9 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  26. ^ Экард Шлебергер (1997). Индийский мир богов (на немецком языке). Ойген Дидерих Верлаг.
  27. ^ Валмики . «Балканда». Рамаяна .
  28. ^ Арчер, WG (1973). Индийские картины с холмов Пенджаба: обзор и история миниатюрной живописи Пахари . Издательство Оксфордского университета . п. 365. ИСБН  978-0-85667-002-2 .
  29. ^ Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . п. 161. ИСБН  978-0-52143-878-0 .
  30. ^ Басвелл, Роберт (2004). Энциклопедия буддизма: АЛ . Издательство Макмиллан . п. 407-408. ISBN  978-0-02865-719-6 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Говинда, Лама Анагарика (1966). Путь белых облаков: буддийский паломник в Тибете . Публикации Шамбалы . п. 198. ИСБН  978-0-87773-007-1 .
  32. ^ Мэйхью, Брэдли; Келли, Роберт (2015). Одинокая планета Тибет . Одинокая планета . ISBN  978-1-74360-498-4 . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 28 мая 2023 г.
  33. ^ «Падмасамбхава» . Британника . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  34. ^ Хеллер, Орофино и Рамбл 2003 , с. 187.
  35. ^ Гьяцо, Тенцинг (2022). Этапы пути Четырнадцатого Далай-ламы, Том 1 . Публикации мудрости . п. 395. ИСБН  978-1-61429-793-2 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  36. ^ Бэтчелор, Стивен (1987). Путеводитель по Тибету . Публикации мудрости . п. 367. ИСБН  978-0-86171-046-1 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Альбиния, Алиса (2008). Империи Инда: История реки . Джон Мюррей . п. 288. ИСБН  978-0-71956-003-3 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Аллен, Чарльз (2013). Гора в Тибете: поиски горы Кайлас и истоков великих рек Азии . Абак . п. 3-8. ISBN  978-1-40552-497-1 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  39. ^ «Ришабханатха» . Британника . Архивировано из оригинала 19 мая 2017 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  40. ^ Рай, Чампат (1929). Ришабха Дева, основатель джайнизма . Индийская пресса. п. 178. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  41. ^ Джайн, Арун Кумар (2009). Вера и философия джайнизма . Публикации Калпаза. п. 273. ИСБН  978-8-17835-723-2 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  42. ^ « Потерянная часть джайнов восходит к Гималаям - последние новости и обновления в Daily News & Analysis» . ДНК Индии . 30 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года . Проверено 29 апреля 2018 г.
  43. ^ «Литературный центр джайнизма – Ритуалы» . Архивировано из оригинала 16 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
  44. ^ Уэлч, Стюарт Кэри (1985). Индия: Искусство и культура, 1300-1900 гг . Метрополитен-музей . п. 71. ИСБН  978-0-03006-114-1 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  45. ^ Рай 1929 , с. 178.
  46. ^ Перейти обратно: а б с Туброн, Колин (2011). К горе в Тибете . Чатто и Виндус . п. 6. ISBN  978-0-70118-380-6 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  47. ^ Лучано Петеч (1972). Китай и Тибет в начале XVIII века: история установления китайского протектората в Тибете . Издательство «Брилл» . ISBN  978-9-00403-442-6 .
  48. ^ Перейти обратно: а б с д и «Кайлаш Мансаровар Ятра» . Правительство Уттаракханда . Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  49. ^ «Гора Кайлас» . Британника . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  50. ^ «Кайлаш-Мансаровар ятра вряд ли возобновится в этом году, говорят чиновники» . Индус . 7 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б «Паломники на Кайлас обескуражены новыми китайскими правилами» . Катманду Пост . 8 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  52. ^ «Кайлаш Масаровар Ятра преодолевает препятствия перед открытием в следующем месяце» . Индийский экспресс . 19 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
  53. ^ Зомер, Роберт; Оли, Кришна Прасад (2011). Инициатива по сохранению священного ландшафта Кайлаша: Технико-экономическое обоснование (PDF) . Международный центр комплексного развития гор . п. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  54. ^ «Кайлаш Манасаровар Ятра, вероятно, увидит рекордное количество» . Катманду Пост . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
  55. ^ «Паломники, приезжающие впервые, отдают предпочтение Мансаровар-ятре» . Индус . 16 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  56. ^ «Мансаровар Ятра: Паломники, приехавшие впервые, получают преимущество при компьютерной жеребьевке» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
  57. ^ «Кайлаш Манасаровар Ятра» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
  58. ^ «Новая дорога в Кайлаш-Мансаровар через перевал Липулех и почему Непал против этого возражает» . Печать . 11 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
  59. ^ «Альтернативный маршрут Кайлаш-Мансаровар Ятра начнет действовать в следующем месяце: премьер-министр Моди» . НДТВ . 15 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2024 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
  60. ^ Перейти обратно: а б Бубриски, Кевин ; Пандей, Абхиманью (2018). Кайлаш-ятра: долгая прогулка к горе Кайлас через Хумлу (PDF) . Случайный дом пингвинов . п. 33. ISBN  978-0-67009-111-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  61. ^ Раджан, КВ; Такуир, Атул (2024). Хроники Катманду: восстановление отношений между Индией и Непалом . Случайный дом пингвинов . п. 86. ИСБН  978-9-35708-708-7 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  62. ^ «Личный отчет о пересечении границы раскрывает глубокие связи между Непалом и Китаем» . Проволока . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 9 августа 2022 г.
  63. ^ Макфарлейн, Роберт (2012). Старые пути: пешее путешествие . Книги о пингвинах . п. 259-288. ISBN  978-0-241-14553-1 . Архивировано из оригинала 19 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
  64. ^ Турман, Роберт ; Мудрый, Тэд (1999). Вокруг Священной горы: духовное приключение через Гималаи . Бантамские книги . п. 32. ISBN  978-0-55337-850-4 .
  65. ^ Берреман, Джеральд Дуэйн (1972). Индусы Гималаев: этнография и перемены . Издательство Калифорнийского университета . п. 15. ISBN  978-0-52001-423-7 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2ceba124810262df7c77dc166c2b9e8__1722300960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/e8/b2ceba124810262df7c77dc166c2b9e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lake Manasarovar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)