Озеро Манасаровар
Озеро Мансаровар | |
---|---|
Мапам Юмцо ( стандартный тибетский ) | |
Расположение | Округ Буранг , префектура Нгари , Тибетский автономный район , Китай |
Координаты | 30 ° 39' с.ш. 81 ° 27' в.д. / 30,65 ° с.ш. 81,45 ° в.д. |
Площадь поверхности | 320 км 2 (120 квадратных миль) |
Макс. глубина | 100 м (330 футов) |
Высота поверхности | 4600 м (15 100 футов) |
Замороженный | Зима |
Озеро Манасаровар ( санскрит : манангаровар , латинизированное : Манасаровар ), также называемое Мапам Юмцо ( тибетский : Не бойтесь Гю Мцо , Уайли : черная ферма , THL : белая ферма ; Китайский : сладкий картофель ; пиньинь : Mώ páng yōng cuò ) локально, [ а ] — высокогорное пресноводное озеро недалеко от горы Кайлас в округе Буранг , префектура Нгари , Тибетский автономный район , Китай . Он расположен на высоте 4600 м (15 100 футов), недалеко от пересечения границ Китая, Индии и Непала. он впадает в соседнее соленое озеро Ракшастал Через Ганга Чху . истоки четырех рек: Инд , Сатледж , Брахмапутра и Карнали В окрестностях региона лежат .
Озеро священно в индуизме , буддизме , джайнизме и религии Бон . Люди из Индии, Китая, Непала и других стран региона совершают паломничество в регион. Паломничество обычно включает в себя поход к озеру Мансаровар и обход близлежащей горы Кайлас.
Этимология
[ редактировать ]Санскритское . слово «Мансаровар» (मानसरोवर) представляет собой комбинацию двух санскритских слов: «Манас» (मानस्), означающего «ум» (обычно обозначает связанные с ним умственные способности, включая интеллект, восприятие, совесть) [ 3 ] и саровар (सरोवर), что означает «озеро или большой пруд». [ 4 ] Озеро называется Мапам Юмцо ( тибетское : མ་ཕམ་གཡུ་མཚོ། , Уайли : ма фам г.ю мтшо , THL : ма пам ю цо ; Китайский : 瑪旁雍錯 ; пиньинь : Му пан Ёнг Куо ) и Цо Мадропа на местном уровне. В своем тибетско - английском словаре Сарат Чандра Дас утверждает, что Мапам Юмцо происходит от Мапам , что означает непобедимый или непобедимый, а Цо Мадропа происходит от Мадропа, что означает «земля, нагретая Солнцем», оба используются в сочетании с Цо , тибетским словом, обозначающим озеро. [ 5 ]
География
[ редактировать ]Озеро Манасаровар расположено в Тибетском . автономном районе Китая [ 6 ] [ 7 ] Он расположен в юго-западном регионе Тибета к северу от западной точки пересечения границы между Китаем, Индией и Непалом. [ 8 ] Его видно с перевала Лапча Ла над долиной Лими в Непале в ясный день. [ 9 ] Пресноводное озеро расположено на высоте 4600 м (15 100 футов) над средним уровнем моря на преимущественно соленом Тибетском нагорье , усеянном озерами , и является одним из самых высоких пресноводных озер в Азии. [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ]
Распространен на площади 320 км2. 2 (120 квадратных миль), озеро Манасаровар имеет относительно круглую форму с окружностью 88 км (55 миль) и максимальной глубиной 100 м (330 футов). [ 12 ] бессточное соленое озеро Ракшастал Манасаровар впадает в через естественный канал Ганга Чху . [ 10 ] [ 13 ] [ 14 ] Основные реки, берущие начало в регионе, включают Ярлунг Цангпо (который становится Брахмапутрой ), Инд , Сатледж и Карнали , приток Ганга . [ 15 ] [ 16 ]
Климат
[ редактировать ]С апреля по июнь погода довольно сухая: дневная температура превышает 5 ° C (41 ° F), а ночная температура приближается к 0 ° C (32 ° F). Температура начинает снижаться в октябре, причем самым холодным является январь. Зимой дневная температура ниже нуля, а ночи холоднее. [ 17 ] Муссоны приносят дожди с конца июня по август с холодными ветрами. [ 18 ]
Глобальное потепление на Тибетском нагорье происходит быстрее, чем где-либо еще в мире. [ 19 ] [ 20 ] По словам местных жителей, в последние годы земля вокруг региона становится теплее, а зимы уже не такие холодные, как раньше. [ 21 ] Отступление ледников и таяние вечной мерзлоты в Тибетском регионе могут привести к неопределенным последствиям для водных ресурсов региона. Эти последствия, наряду с демографическим взрывом и туризмом, оказали серьезную нагрузку на хрупкую экосистему. [ 22 ] [ 23 ]
Климатические данные для озера Манасаровар | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Ян | февраль | Мар | апрель | Может | июнь | июль | август | Сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Год |
Среднесуточный максимум °C (°F) | −3.2 (26.2) |
−2.0 (28.4) |
0.9 (33.6) |
6.4 (43.5) |
10.2 (50.4) |
13.7 (56.7) |
13.7 (56.7) |
13.1 (55.6) |
13.1 (55.6) |
11.1 (52.0) |
6.5 (43.7) |
1.0 (33.8) |
7.0 (44.7) |
Среднесуточное значение °C (°F) | −8.9 (16.0) |
−7.6 (18.3) |
−4.2 (24.4) |
−0.1 (31.8) |
3.1 (37.6) |
7.1 (44.8) |
8.4 (47.1) |
8.0 (46.4) |
8.0 (46.4) |
5.4 (41.7) |
−0.2 (31.6) |
−5.1 (22.8) |
1.2 (34.1) |
Среднесуточный минимум °C (°F) | −14.5 (5.9) |
−13.1 (8.4) |
−9.2 (15.4) |
−6.6 (20.1) |
−4.0 (24.8) |
0.6 (33.1) |
3.1 (37.6) |
3.0 (37.4) |
−0.2 (31.6) |
−6.8 (19.8) |
−11.1 (12.0) |
−13.3 (8.1) |
−6.0 (21.2) |
Среднее количество осадков , мм (дюймы) | 52 (2.0) |
34 (1.3) |
52 (2.0) |
30 (1.2) |
26 (1.0) |
40 (1.6) |
125 (4.9) |
135 (5.3) |
66 (2.6) |
29 (1.1) |
7 (0.3) |
18 (0.7) |
614 (24) |
Источник: Climate-Data.org. |
Религиозное значение
[ редактировать ]индуизм
[ редактировать ]В индуистской литературе Мансаровар упоминается по имени в индуистских эпосах «Рамаяна» и «Махабхарата» . [ 24 ] об озере нет явного упоминания Хотя в современных текстах озеро считается одним из самых священных мест индуизма, в ранней ведической литературе . В Ригведе упоминается, что река Инд, текущая на север из-за Индры , является географической реальностью только в регионе Тибета. По мнению Фрица Стаала , это делает вероятным, что некоторые из древних ведических народов проследили путь реки Инд и видели долину возле горы Кайлас. [ 25 ] В ранних индуистских текстах упоминаются мифическая гора Меру и озеро Манаса. Мифическое озеро Манаса описывается как созданное разумом Брахмы как любимое место обитания его вахана- хамсы . [ 26 ] В Рамаяне Сарайу Вишвамитра рассказывает Раме , что Брамха создал из его сознания озеро (Манас), отсюда и название Манас Саровар (озеро сознания) и из этого озера родилась река под названием , которая протекала через царство Айодхья . [ 27 ]
Гора Кайлас на берегу озера Манасаровар считается обителью Шивы . Здесь священная река Ганг была укрощена Шивой и послана питать плодородные долины под Гималаями . [ 10 ] [ 28 ] [ 29 ]
Буддизм и Бон
[ редактировать ]Озеро Манасаровар и гора Кайлас занимают центральное место в буддийской космологии и являются основным местом паломничества некоторых буддийских традиций. [ 30 ] Кайлас известен как мифологическая гора Меру . [ 31 ] В буддизме Кайлас олицетворяет отца мира, а озеро Мансаровар символизирует мать. [ 10 ] Согласно мифологии, Майя купалась в Манасароваре, чтобы очиститься перед тем, как Будда сможет войти в ее чрево. [ 32 ] Многочисленные места в регионе связаны с Падмасамбхавой , которому приписывают основание тантрического буддизма в Тибете в 8 веке нашей эры. [ 33 ] [ 34 ] Буддисты Ваджраяны верят, что святой Миларепа ( ок. 1052 – ок. 1135 ) столкнулся с Наро Бончамом, последователем религии Бон на берегах Манасаровара. [ 35 ] [ 36 ]
Для народа Бон этот регион был центром древней бонской империи Шанг Шунг и связан со святым местом божества Шанг Шунг Мери . [ 37 ] [ 38 ] Согласно тибетским верованиям, этот регион был источником мифических рек Льва, Лошади, Павлина и Слона. [ 31 ] Когда Тонпа Шенраб , основатель религии Бон, впервые посетил Тибет и искупался в озере. [ 25 ]
Джайнизм
[ редактировать ]В джайнизме озеро Манасаровар связано с его основателем и Тиртханкарой Ришабханатхой первым . [ 10 ] [ 37 ] Согласно джайнским писаниям, он достиг нирваны на горе Аштапад. [ 39 ] Джайны полагают, что после того, как Ришабханатха достиг нирваны, его сын император Бхарата построил три ступы и двадцать четыре святилища из 24 тиртханкар в этом регионе. [ 40 ] [ 41 ] Есть и другие истории, связанные с этим регионом, касающиеся Махавиры , Кумара и Сагара, Тапаса Кхер Парны, Раваны и Мандодари , среди многих других. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ]
Паломничество
[ редактировать ]Озеро упоминается в различной индуистской и буддийской религиозной литературе. [ 38 ] Он был частью одного из старейших паломнических маршрутов, существующего уже много лет. [ 10 ] [ 46 ] Хотя в современных текстах озеро считается одним из самых священных мест различных религий, в ранней литературе нет явного упоминания о том, что озеро является местом паломничества. Как правило, исторические места паломничества, которые часто посещали буддисты, индуисты и джайны, вызывали обсуждение в соответствующих текстах, а также строительство инфраструктуры богатыми покровителями или королями. Индуистские Пураны указывают на различную инфраструктуру, такую как храмы , дхармасалы , ашрамы и объекты паломничества в таких местах. Но, по крайней мере, до 1930-х годов в районе Кайлаш-Манасаровар не было никаких свидетельств существования подобных сооружений. [ 25 ] По словам Лучано Петеча , тибетские записи указывают на то, что к концу XII века этот регион считался их священной географией, и имеются сообщения о буддийских монахах, медитирующих в пещере Гозул на Кайласе и обходящих гору. [ 47 ] По мнению Алекса Маккея, возможный синтез эзотерического буддизма и шиваизма, возможно, расширился и привел Кайласа и Манасаровара в общую сакральную географию как для буддистов, так и для индуистов. Текст XIII века «Маханирвана Тантра» посвящает свою первую главу Кайласу и озеру Манасаровар как местам паломничества. [ 25 ]
Из-за того, что он воспринимается как священный для различных религий, люди совершают паломничество под названием ятра к Кайлас-Манасаровару. [ 48 ] Паломничество к горе увеличилось в 1930-х годах, но позже оно пострадало из-за того, что на этот регион претендовали как Китай, так и Британская империя . [ 25 ] Религиозные паломничества к горе Кайлас и Манасаровар были разрешены Китаем после оккупации Тибета в 1950-51 годах. Хотя паломничество из Индии было гарантировано Китайско-индийским соглашением 1954 года , доступ был ограничен после последующего тибетского восстания 1959 года , а границы были закрыты после китайско-индийской войны в 1962 году. [ 46 ] [ 49 ] Спустя почти два десятилетия паломничество из Индии было разрешено в 1981 году после соглашения между правительствами Индии и Китая. [ 48 ] [ 46 ] Паломничество было приостановлено на три года с 2020 года из-за пандемии COVID-19 . [ 50 ] Маршрут был вновь открыт в 2023 году с новыми правилами. [ 51 ] [ 52 ] С момента открытия маршрута паломничества из Индии в 1981 году число паломников, отправляющихся на ежегодную ятру, значительно выросло. [ 53 ] До закрытия в 2020 году в это паломничество ежегодно собирались несколько тысяч паломников из Индии. [ 54 ]
В Индии паломничество организовано правительством Индии и разрешено с июня по сентябрь. [ 48 ] С 2015 года начинающие паломники из Индии должны были заранее подать заявление в Министерство иностранных дел , и определенное количество пропусков выдавалось паломникам путем компьютеризированного случайного отбора, при этом предпочтение отдавалось тем, кто приезжает впервые. [ 55 ] [ 56 ] Паломники из Индии путешествуют по двум маршрутам, открытым для этой цели: пограничные переходы на перевале Липу Лекх в Уттаракханде и перевале Натху Ла в Сиккиме . [ 57 ] С 2020 года автомобильная дорога доступна до тех пор, пока Липу Лех не пройдет через индийскую сторону долины Махакали, а затем перейдет в Китай. [ 58 ] Маршрут Нату Ла был открыт в 2015 году и предполагает поездку в Гангток перед пересечением перевала Нату Ла в Китай. [ 59 ]
Поскольку землетрясение в Непале в апреле 2015 года привело к закрытию пограничного перехода Татопани - Зангму , паломничество из Непала обычно осуществляется из близлежащего района Хумла на северо-западе Непала. [ 60 ] [ 61 ] Другой маршрут существует через переход Расува - Гиронг . [ 62 ] Паломники могли добраться до Лхасы по воздуху перед поездкой к озеру Манасаровар. [ 51 ]
Паломничество включает в себя переход к озеру Мансаровар и обход горы Кайлас. Длина пути вокруг горы Кайлас составляет 53 км (33 мили). [ 48 ] Обход, известный как кора , совершается индуистами, буддистами и джайнами по часовой стрелке, а бонпо обходят гору против часовой стрелки. [ 31 ] [ 63 ] Паломники верят, что купание в озере и обход горы – это духовно полезная практика, которая может принести различные положительные эффекты, например, очищение от грехов. [ 64 ] [ 48 ] [ 65 ] Для народа кхас из близлежащего региона Хумла на северо-западе Непала ритуальное омовение в озере является важным шагом на пути к обретению шаманских способностей. [ 60 ] расположено множество ступ , флагштоков, буддийских монастырей На берегах озера и молитвенных станций, многие из которых были разрушены во время Культурной революции в Китае с 1966 по 1976 год. [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Географические названия Тибетской АР (Китай): префектура Нгари» . База данных географических названий KNAB . Институт эстонского языка. 3 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 10 января 2020 г. Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Маккей, Алекс (2013). Паломничество в Тибете . Рутледж . п. 26. ISBN 978-1-13680-709-1 . Архивировано из оригинала 28 августа 2022 года . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса» . Монье-Вильямс . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 10 октября 2017 г.
манас н. разум (в самом широком смысле применительно ко всем умственным способностям), интеллект, интеллект, понимание, восприятие, чувство, совесть
- ^ «Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса» . Монье-Вильямс . Архивировано из оригинала 20 мая 2015 года . Проверено 10 октября 2017 г.
саровара ○вара сущ. (по некоторым также м.) озеро или большой пруд, любой участок воды, достаточно глубокий для лотоса
- ^ Дас, Сарат Чандра (1902). Тибетско-английский словарь с санскритскими синонимами . Книжный склад Бенгальского секретариата. п. 658, 959.
- ^ Перейти обратно: а б «Гора Кайлас» . Британника . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Самкар, Ньима (2020). Гора Кайлас: Белое зеркало . Библиотека тибетских произведений и архивов . п. 3. ISBN 978-9-38702-385-7 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Клод Арпи (23 февраля 2024 г.). «Китай играет в новые пограничные игры недалеко от горы Кайлас» . Деканская хроника . Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 года . Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ «Лими-Лапча может стать альтернативным маршрутом к Кайлашу Манасаровару» . Гималайские Таймс . 13 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 28 мая 2022 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Брокман, Норберт (2011). Энциклопедия священных мест, Том 1 . АВС-Клио . п. 356. ИСБН 978-1-59884-654-6 . Архивировано из оригинала 19 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Лайкенс, Джин (2009). Энциклопедия внутренних вод . Эльзевир Наука . п. 505. ИСБН 978-0-12370-626-3 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Озеро Мансаровар» . Правительство Уттаракханда . Архивировано из оригинала 18 мая 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Лайкенс, Джин (2010). Экология экосистемы озера: глобальная перспектива . Эльзевир Наука . п. 294. ИСБН 978-0-12382-003-7 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Джон Винсент Беллецца (2024). Комплексный обзор наскального искусства Верхнего Тибета: Том III . Археопресс . ISBN 978-1-80327-774-5 .
- ^ Фриман Эттвуд (2003). «Горы Гангдисе» (PDF) . Альпийский журнал . 4 : 103–109. Архивировано (PDF) из оригинала 13 ноября 2022 года . Проверено 17 марта 2024 г.
- ^ Сингх, Дхрув Сен. Реки Индии: научные и социально-экономические аспекты . Издательство Спрингер . п. 15. ISBN 978-9-81102-984-4 .
- ^ «Погода Тибета» . Тур по Тибету . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Кайлаш Ятра (PDF) (Отчет). Правительство Индии . 12 мая 2006 г. с. 60 . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Цю, Джейн (1 июля 2008 г.). «Китай: Третий полюс» . Природа . 454 (7203): 393–396. Бибкод : 2008Natur.454..393Q . дои : 10.1038/454393а . ISSN 1476-4687 . ПМИД 18650887 .
- ^ «У мира есть третий полюс – и он быстро тает» . Хранитель . 15 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Игнорирование изменения климата в Гималаях» . Третий полюс. 9 января 2019 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ Тангуан Гао (23 апреля 2021 г.). «Ускорение разрушения вечной мерзлоты на восточном Тибетском нагорье» . Письма об экологических исследованиях . 16 (5). Бибкод : 2021ERL....16e4023G . дои : 10.1088/1748-9326/abf7f0 .
- ^ Инициатива по сохранению священного ландшафта Кайласа: Отчет об оценке осуществимости (Отчет). ИКИМОД . 22 июня 2009 г. с. 4. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Аллен 1982 , стр. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маккей, Алекс (2015). Истории Кайласа: отказ от традиций и построение сакральной географии Гималаев . Издательство «Брилл» . п. 165–168, 375–379. ISBN 978-9-00430-618-9 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Экард Шлебергер (1997). Индийский мир богов (на немецком языке). Ойген Дидерих Верлаг.
- ^ Валмики . «Балканда». Рамаяна .
- ^ Арчер, WG (1973). Индийские картины с холмов Пенджаба: обзор и история миниатюрной живописи Пахари . Издательство Оксфордского университета . п. 365. ИСБН 978-0-85667-002-2 .
- ^ Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета . п. 161. ИСБН 978-0-52143-878-0 .
- ^ Басвелл, Роберт (2004). Энциклопедия буддизма: АЛ . Издательство Макмиллан . п. 407-408. ISBN 978-0-02865-719-6 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Говинда, Лама Анагарика (1966). Путь белых облаков: буддийский паломник в Тибете . Публикации Шамбалы . п. 198. ИСБН 978-0-87773-007-1 .
- ^ Мэйхью, Брэдли; Келли, Роберт (2015). Одинокая планета Тибет . Одинокая планета . ISBN 978-1-74360-498-4 . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 28 мая 2023 г.
- ^ «Падмасамбхава» . Британника . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Хеллер, Орофино и Рамбл 2003 , с. 187.
- ^ Гьяцо, Тенцинг (2022). Этапы пути Четырнадцатого Далай-ламы, Том 1 . Публикации мудрости . п. 395. ИСБН 978-1-61429-793-2 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Бэтчелор, Стивен (1987). Путеводитель по Тибету . Публикации мудрости . п. 367. ИСБН 978-0-86171-046-1 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Альбиния, Алиса (2008). Империи Инда: История реки . Джон Мюррей . п. 288. ИСБН 978-0-71956-003-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Аллен, Чарльз (2013). Гора в Тибете: поиски горы Кайлас и истоков великих рек Азии . Абак . п. 3-8. ISBN 978-1-40552-497-1 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Ришабханатха» . Британника . Архивировано из оригинала 19 мая 2017 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Рай, Чампат (1929). Ришабха Дева, основатель джайнизма . Индийская пресса. п. 178. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Джайн, Арун Кумар (2009). Вера и философия джайнизма . Публикации Калпаза. п. 273. ИСБН 978-8-17835-723-2 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ « Потерянная часть джайнов восходит к Гималаям - последние новости и обновления в Daily News & Analysis» . ДНК Индии . 30 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года . Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ «Литературный центр джайнизма – Ритуалы» . Архивировано из оригинала 16 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Уэлч, Стюарт Кэри (1985). Индия: Искусство и культура, 1300-1900 гг . Метрополитен-музей . п. 71. ИСБН 978-0-03006-114-1 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Рай 1929 , с. 178.
- ^ Перейти обратно: а б с Туброн, Колин (2011). К горе в Тибете . Чатто и Виндус . п. 6. ISBN 978-0-70118-380-6 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Лучано Петеч (1972). Китай и Тибет в начале XVIII века: история установления китайского протектората в Тибете . Издательство «Брилл» . ISBN 978-9-00403-442-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Кайлаш Мансаровар Ятра» . Правительство Уттаракханда . Архивировано из оригинала 8 декабря 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Гора Кайлас» . Британника . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Кайлаш-Мансаровар ятра вряд ли возобновится в этом году, говорят чиновники» . Индус . 7 апреля 2022 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Паломники на Кайлас обескуражены новыми китайскими правилами» . Катманду Пост . 8 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Кайлаш Масаровар Ятра преодолевает препятствия перед открытием в следующем месяце» . Индийский экспресс . 19 мая 2023 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Зомер, Роберт; Оли, Кришна Прасад (2011). Инициатива по сохранению священного ландшафта Кайлаша: Технико-экономическое обоснование (PDF) . Международный центр комплексного развития гор . п. 10. Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Кайлаш Манасаровар Ятра, вероятно, увидит рекордное количество» . Катманду Пост . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Паломники, приезжающие впервые, отдают предпочтение Мансаровар-ятре» . Индус . 16 мая 2019 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Мансаровар Ятра: Паломники, приехавшие впервые, получают преимущество при компьютерной жеребьевке» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Кайлаш Манасаровар Ятра» . Правительство Индии . Архивировано из оригинала 17 июня 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ «Новая дорога в Кайлаш-Мансаровар через перевал Липулех и почему Непал против этого возражает» . Печать . 11 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
- ^ «Альтернативный маршрут Кайлаш-Мансаровар Ятра начнет действовать в следующем месяце: премьер-министр Моди» . НДТВ . 15 мая 2015 г. Архивировано из оригинала 17 марта 2024 г. Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бубриски, Кевин ; Пандей, Абхиманью (2018). Кайлаш-ятра: долгая прогулка к горе Кайлас через Хумлу (PDF) . Случайный дом пингвинов . п. 33. ISBN 978-0-67009-111-9 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Раджан, КВ; Такуир, Атул (2024). Хроники Катманду: восстановление отношений между Индией и Непалом . Случайный дом пингвинов . п. 86. ИСБН 978-9-35708-708-7 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ «Личный отчет о пересечении границы раскрывает глубокие связи между Непалом и Китаем» . Проволока . Архивировано из оригинала 4 августа 2021 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Макфарлейн, Роберт (2012). Старые пути: пешее путешествие . Книги о пингвинах . п. 259-288. ISBN 978-0-241-14553-1 . Архивировано из оригинала 19 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
- ^ Турман, Роберт ; Мудрый, Тэд (1999). Вокруг Священной горы: духовное приключение через Гималаи . Бантамские книги . п. 32. ISBN 978-0-55337-850-4 .
- ^ Берреман, Джеральд Дуэйн (1972). Индусы Гималаев: этнография и перемены . Издательство Калифорнийского университета . п. 15. ISBN 978-0-52001-423-7 . Архивировано из оригинала 20 августа 2024 года . Проверено 20 августа 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- горе_Кайлаш от Wikivoyage Путеводитель по