Мандодари
Мандодари | |
---|---|
Член Панчаканьи | |
![]() Раджи Рави Вармы на Мандодари Литография | |
Деванагари | Мандодари |
Санскритская транслитерация | в Мандодаре |
Принадлежность | Ракшаси Панчаканья |
Обитель | Ланка |
Тексты | Рамаяна и ее версии |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Маяви, Дундубхи и Вьомасура (братья) |
Супруга | Равана , а позже Вибхишана |
Дети | Мегханада , Атикая и Акшаякумара (сыновья) |
Мандодари ( санскрит : मन्दोदरी , Мандодари , букв. «мягкобрюхий»); [1] ) была супругой Раваны королевой - , короля Ланки , согласно индуистскому эпосу Рамаяна . Рамаяна описывает ее как красивую, благочестивую и праведную. Ее превозносят как одну из Панчаканьи , чтение имен которой, как полагают, рассеивает грех.
Мандодари была дочерью Маясуры , царя асуров ( демонов), и апсары (небесных нимф) Хемы. Она выходит замуж за Равана и рожает троих сыновей: Мегханаду ( Индраджита ), Атикаю и Акшаякумара . Согласно некоторым адаптациям Рамаяны, Мандодари также является матерью Ситы жены Рамы , которая позорно похищена Раваной. Несмотря на недостатки мужа, Мандодари любит его и советует идти по пути праведности. Она неоднократно советует Раване вернуть Ситу Раме, но ее совет остается без внимания. Ее любовь и преданность Раване восхваляется в Рамаяне .
В версии Рамаяны Хануман обманом заставляет ее раскрыть местонахождение волшебной стрелы, которую Рама использует, чтобы убить Равану. Во многих версиях Рамаяны говорится, что после смерти Раваны Вибхишана — младший брат Раваны, который объединяет силы с Рамой, делает это по совету Мандодари.
Рождение и молодость
[ редактировать ]В Уттара Канде Рамаяны Маясура упоминается, что посетил Сваргу ( небеса), где апсару Хему боги дали ему . У них было два сына, Маяви и Дундубхи, и дочь Мандодари. Позже Хема вернулась на небеса; Мандодари, ее братья и сестры остались с отцом. [2] [3] [4]
Существуют разные версии рождения Мандодари. В на телугу тексте Уттара Рамаяна упоминается, что Маясура женат на апсаре Хеме. У них есть два сына, Маяви и Дундубхи, но они мечтают о дочери, поэтому они начинают совершать аскезу, чтобы добиться благосклонности бога Шивы . Тем временем апсара по имени Мадхура прибывает на гору Кайлас , обитель Шивы, чтобы засвидетельствовать свое почтение. В отсутствие своей жены Парвати Мадхура занимается любовью с богом. Когда Парвати возвращается, она находит на груди Мадхуры следы пепла от тела мужа. Взволнованная Парвати проклинает Мадхуру и отправляет ее жить в колодце в виде лягушки на двенадцать лет. Шива сказал Мадхуре, что она станет красивой женщиной и выйдет замуж за великого доблестного человека. Через двенадцать лет Мадхура снова становится красивой девушкой и громко плачет из колодца. Маясура и Хема, совершающие покаяние неподалеку, отвечают на ее зов и усыновляют ее как свою дочь. Они воспитывают ее как Мандодари. [5] [6] В этой версии говорится, что Мегханада , сын короля демонов Раваны и Мандодари, произошел от семени Шивы, внедренного в тело Мандодари. [3]

В « Ранганатхе Рамаяне на телугу » Парвати создает куклу, которую Шива превращает в девушку. Однако позже Парвати начинает беспокоиться из-за красоты девушки; Шива превращает ее в лягушку, которая позже снова превращается в человека и даруется Маясуре как дочь. [3] В другой сказке на телугу и танцевальной традиции Кучипуди Равана просит Шиву сделать Парвати своей женой. Шива соглашается; однако Парвати создает из лягушки девушку-двойника и поручает ее Раване. Поскольку женщина была создана из лягушки, ее назвали Мандодари. [7] В «Ананда Рамаяне » Вишну создает Мандодари из сандаловой пасты, намазанной на его тело, и спасает Парвати от Раваны, передавая ему Мандодари как настоящую Парвати. [3]
Мотив лягушки повторялся и в других историях. « Одиа Дхарма Пурана» повествует, что земля посылает своего сына Манинагу отравить коровье молоко мудрецов Мандара и Удара, которые отказали ей в доле молока. Самка лягушки прыгает в сосуд, чтобы спасти мудрецов. Проклятая мудрецами за предполагаемое обжорство, она превращается в прекрасную девушку по имени Венгавати. У нее добрачный половой акт с Вали . Равана требует ее руки и сердца у мудрецов, но они отказываются. Равана принимает форму Вали и похищает Венгавати. Настоящие Вали и Равана тянутся в противоположные стороны, тем самым разрывая ее на части. В результате Ангада (обычно называемый сыном Тары рождается ). Бог смерти Яма и бог ветра Ваю воскрешают ее, и ее называют Мандодари, в честь двух мудрецов. Традиция танца Махари повествует похожую историю о том, как змея отравила молоко отшельника; самка лягушки прыгает в молоко и умирает, чтобы спасти мудреца. Она проклята отшельником из-за неверия в свою жадность и превращается в прекрасную Мандодари. [3]
Брак с Раваной
[ редактировать ]Равана приходит в дом Маясуры и влюбляется в Мандодари. Вскоре Мандодари и Равана сочетаются браком по ведическим обрядам. Мандодари рожает троих сыновей Раваны: Мегханаду (Индраджита), Атикаю и Акшаякумару . [5] Мандор , город, расположенный в 9 км к северу от Джодхпура Родиной Мандодари считается считают Равана зятем . Некоторые местные брахманы , и здесь ему посвящен храм. [8]
Несмотря на недостатки Раваны, Мандодари любит его и гордится его силой. Она знает о слабости Раваны по отношению к женщинам. [9] [10] Праведная женщина, Мандодари пытается привести Равану к праведности, но Равана всегда игнорирует ее советы. Она советует ему не подчинять себе Наваграху , девять небесных существ, управляющих судьбой, и не соблазнять Ведавати , которая переродится в Ситу и станет причиной разрушения Раваны. [10]
Спаситель Ситы
[ редактировать ]
Мандодари описывается как красивая женщина в «Рамаяне» Валмики. Когда Хануман , обезьяна-посланник Рамы, приезжает на Ланку в поисках Ситы, он ошеломлен красотой Мандодари, когда входит в спальню Раваны и принимает Мандодари за Ситу. [5] Когда Хануман наконец находит Ситу, он обнаруживает, что Равана угрожает убить Ситу, если она не выйдет за него замуж. Равана поднимает меч, чтобы обезглавить Ситу, но она отказывается. Мандодари спасает Ситу, держа Равану за руку. Мандодари говорит, что убийство женщины — отвратительный грех, и поэтому Равана не должен убивать Ситу. Она просит Равану развлечься с другими женами и отказаться от идеи сделать Ситу своей женой. Равана сохраняет жизнь Сите, но не отказывается от своего желания жениться на Сите. [11] Хотя Мандодари считает, что Сита уступает ей по красоте и происхождению, Мандодари признает преданность Ситы Раме и сравнивает ее с такими богинями, как Шачи и Рохини . [9]
Во время войны
[ редактировать ]
Когда все попытки мирного возвращения Ситы терпят неудачу, Рама объявляет войну Ланке Раваны. Перед финальной битвой против Рамы Мандодари делает последнюю попытку отговорить Равану, но безуспешно. [12] Наконец, Мандодари поддерживает своего мужа в финальной битве, как послушная и верная жена. [9] хотя она советует своему сыну Мегханаде по прозвищу Индраджит («Тот, кто победил Индру ; бог-царь небес») не сражаться с Рамой. [13]
В нескольких рукописях Рамаяны упоминается история, в которой Ангада тащит Мандодари за волосы в присутствии Раваны в наказание за обращение Раваны с Ситой. Сатьятиртха, комментатор Рамаяны , отвергает эту историю как ложную. [14] Согласно этой истории: Когда все сыновья и воины Раваны умирают, Равана организует яджну ( «огненное жертвоприношение»), чтобы обеспечить свою победу. Рама посылает отряд обезьян во главе с Хануманом и принцем обезьян Ангадой, чтобы уничтожить эту яджну . Обезьяны устраивают хаос во дворце Раваны, но Равана продолжает яджну . Ангада тащит Мандодари за волосы перед Раваной. Мандодари умоляет мужа спасти ее и напоминает ему, что Рама делает для его жены. Разъяренный Равана бросает яджну и поражает Ангаду своим мечом. Поскольку яджна нарушена, цель Ангады достигнута, он покидает Мандодари и сбегает. Мандодари снова умоляет Равану отдать Ситу Раме, но тот отказывается. [15] Другие адаптации Рамаяны содержат более ужасные описания инцидента. В «Криттиваси Рамаян» рассказывается, что обезьяны тащили Мандодари и сорвали с нее одежду. В Бичитра Рамаяне Хануман унижает Мандодари. Тайская адаптация «Рамакиен» повествует, что Хануман спит с Мандодари в образе Раваны и разрушает ее целомудрие, которое защищает жизнь Раваны. [16]
Равана сражается в финальной дуэли с Рамой. Раме не удается убить Равану обычными стрелами, но в конце концов он убивает волшебной стрелой. В то время как Рамаяна Вальмики повествует, что волшебная стрела была передана Раме Индрой, в других версиях волшебная стрела спрятана в спальнях Мандодари или под ее кроватью. Пока Мандодари поглощена поклонением богине Парвати ради благополучия Раваны, Хануман приходит к ней под видом отшельника. Завоевав ее доверие, он обманом заставляет ее раскрыть тайное местонахождение стрелы. Хануман хватает стрелу и передает ее Раме, что приводит к концу Раваны. [17] Мандодари появляется на месте смерти Раваны в смятении и оплакивает его смерть. [9] [18] В этой битве Мандодари теряет мужа, сыновей и родственников. [19]
Повторный брак с Вибхишаной
[ редактировать ]Хотя Рамаяна Валмики умалчивает о судьбе Мандодари после смерти Раваны, [ нужна ссылка ] Во многих версиях Рамаяны говорится, что после смерти Раваны Рама советует Вибхишане взять Мандодари в жены, хотя у него уже была жена. [20] Теория предполагает, что раса Раваны могла иметь материнские семьи, и поэтому, чтобы восстановить порядок в королевстве после смерти Раваны, Вибхишане было необходимо жениться на правящей королеве, чтобы получить право на управление. [20] может быть неарийским обычаем . Другая теория предполагает, что женитьба на правящей царице [19] Брак между Мандодари и Вибхишаной - это чисто «акт государственной мудрости», а не брак, основанный на их «взаимном сексуальном вмешательстве». [20] Мандодари, возможно, согласилась выйти замуж за Вибхишану, своего младшего зятя, поскольку это привело бы королевство к процветанию и стабильности в качестве союзника Айодхьи Рамы, и она продолжала бы иметь право голоса в управлении. [19] Другая причина брака - альтернатива самоубийству овдовевшей Мандодари, которое предотвращает Рама. [20]
Мать Ситы
[ редактировать ]
Хотя в «Рамаяне» Вальмики Мандодари не упоминается как мать Ситы, в некоторых более поздних адаптациях Рамаяны Мандодари изображается как мать Ситы или, по крайней мере, причина рождения последней.
В «Адбхута Рамаяне» повествуется: Равана хранил кровь убитых им мудрецов в большом горшке. Мудрец Грицамада практиковал аскезу, чтобы обрести богиню Лакшми как свою дочь. Он хранил молоко из травы Дарбха и очищал его мантрами в горшке, чтобы Лакшми вселилась в него. Равана вылил молоко из этого горшка в свой сосуд с кровью. Мандодари разочарована, видя злые дела Раваны, поэтому она решает покончить жизнь самоубийством, выпив содержимое горшка с кровью, которое, по описаниям, более ядовито, чем яд. Вместо того, чтобы умереть, Мандодари забеременеет от воплощения Лакшми благодаря силе молока Грицамады. Мандодари хоронит плод на Курукшетре , где его обнаруживает Джанака , назвавший ее Ситой. [21] [22]
В «Деви Бхагавата Пуране» говорится: Когда Равана хочет жениться на Мандодари, Майя предупреждает его, что ее гороскоп указывает, что ее первенец уничтожит ее клан и его следует убить. Игнорируя совет Майи, Равана хоронит своего первого ребенка от Мандодари в гробу в городе Джанаки, где он обнаруживается и вырастает как Сита. [21] В джайнских адаптациях Рамаяны, таких как Васудевахинди , Уттара-пурана и другие, также утверждается, что Сита — дочь Раваны и Мандодари, и ее оставляют, когда предсказано, что она станет причиной конца Раваны и его семьи. [23]
В малайском Сери Рама и индонезийско - яванском Рама Келинге Равана хочет обладать Мандодари, матерью Рамы, но вместо этого женится на псевдо-Мандодари, внешне похожей на настоящую. Отец Рамы заключил союз с этим псевдо-Мандодари, в результате чего родилась Сита, номинально являющаяся дочерью Раваны. [24]
Согласно « Ананда Рамаяне» , у царя Падмакши была дочь по имени Падма — воплощение богини Лакшми. Когда ее брак организован, ракшасы (демоны) убивают короля. Убитая горем Падма прыгает в огонь. Равана обнаруживает в огне ее тело, превратившееся в пять драгоценностей, и запечатывает его в ящике на Ланку. Мандодари открывает коробку и находит внутри Падму. Она советует Раване бросить ящик со злополучной Падмой, приведшей к гибели ее отца. Когда крышка ящика закрывается, Падма проклинает Равану, что она вернется на Ланку и станет причиной его гибели. Равана закапывает ящик в городе Джанака, который обнаруживает Падму и воспитывает ее как Ситу. [21]
Оценка
[ редактировать ]
Ахалья драупади сита тара мандодари татха
панчаканья смаренитйам махапатака нашинам
Всегда вспоминая пять богинь – Ахалью , Драупади , Ситу , Тару и Мандодари.
Уничтожает величайший из грехов. [25]
Индусы помнят панчаканью — пять девушек в этой ежедневной молитве, хотя ни одна из них не считается идеальной женщиной, которой можно было бы подражать. [26] [27] Мандодари вместе с Ахальей, Ситой и Тарой относятся к Рамаяне , тогда как Драупади — к Махабхарате . [19] Среди пяти элементов Мандодари приравнивается к воде, «буйной на поверхности и глубоко в своих духовных поисках». [10] Писатель Дханалакшми Айер говорит: [10]
Ее история является напоминанием о том, что всеобщее унижение группы, основанное на поведении немногих, не может затмить величие личности. Мандодари бросает вызов стереотипу об этом расизме. Она проста, непоколебима и скромна, движимая светом знания, который придает смысл твердому материализму в эпоху, окутанную импульсами, страстью и желанием. Она — инструмент, который пробуждает разум и советует разуму, когда иррациональность становится основной сущностью. То, что она остается неуслышанной и неуслышанной, не меняет ее пути. Для нее дхармическая часть обращена внутрь, тогда как роль послушной жены — это внешнее «я». Мандодари думала, что ее долг перед мужем в вопросах морали и ценностей заканчивается тем, что она рассказывает ему, что она думает о его действиях. Она не оказала храброй борьбы, чтобы остановить его, и не считала это своим долгом.
Роль Мандодари в Рамаяне невелика, но очень важна. Ее описывают как благочестивую и праведную королевскую даму. [9] [10] По сравнению с остальной частью панчаканьи Мукерджи считает жизнь Мандодари «менее красочной и насыщенной событиями». Он добавляет: «Мандодари редко получала известность... Ее имиджу не хватает содержания, и он быстро тускнеет», [9] хотя он делает упор на ее любовь и верность мужу. [27] Прадип Бхаттачарья, автор книги «Панчканья: Субстанциальные женщины» , отмечает, что «вряд ли Валмики (Рамаяна) написал о ней (Мандодари) что-то особенное, за исключением того, что она предупреждает мужа вернуть Ситу и имеет достаточно влияния, чтобы предотвратить его [так в оригинале] ] изнасиловал ее». [19]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Рамопахьяна: история Рамы в Махабхарате стр.429
- ^ Манматнатх Датт (1891). Рамаяна-Уттара Канда .
- ^ Jump up to: а б с д и Бхаттачарья, Прадип (март – апрель 2004 г.). «Пять святых девственниц, пять священных мифов: поиск смысла (Часть I)» (PDF) . Мануши (141): 9–10. Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 года . Проверено 19 сентября 2020 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Валмики; Голдман, Салли Дж. Сазерленд; Лефебер, Розалинда; Поллок, Шелдон И. (1984). Рамаяна Валмики: эпос Древней Индии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-06663-9 .
- ^ Jump up to: а б с Руки п. 476
- ^ Джордж Уильямс (2008) [2003], Справочник по индуистской мифологии, Oxford University Press, ISBN 978-0195332612 , страницы 208-9.
- ^ Мандодари - Девлок Мини «Рожденный лягушкой» с Девдуттом Паттнаиком, 16 февраля 2018 г.
- ^ Таймс Оф Индия (14 октября 2015 г.). «Салютование добродетелям Равана» . Шайлви Шарда . Лакнау. Таймс Индии . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мукерджи 1999 , с. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и Айер 2006 , стр. 50–51.
- ^ Уилер 1869 , с. 338.
- ^ Уилер 1869 , с. 365.
- ^ Уилер 1869 , с. 370.
- ^ Голдман и др. 2009 , с. 1320.
- ^ Уилер 1869 , стр. 373–4.
- ^ Лутгендорф 2007 , с. 211.
- ^ Лутгендорф 2007 , стр. 154, 217.
- ^ Уилер 1869 , с. 382.
- ^ Jump up to: а б с д и Бхаттачарья, Прадип (1999–2010). «Панчанья: содержательные женщины» . Boloji Media Inc. Архивировано из оригинала 14 января 2010 года . Проверено 15 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шаши 1998 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б с Руки п. 721
- ^ Шаши 1998 , стр. 14–15, Сарга VIII из Адбхуты Рамаяны.
- ^ Шаши 1998 , с. 237.
- ^ Шаши 1998 , с. 243.
- ^ Девика, В.Р. (29 октября 2006 г.). «Состоятельные женщины: Ахалия». Неделя . 24 (48): 52.
- ^ Мукерджи 1999 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Мукерджи 1999 , стр. 48–49.
- Библиография
- Айер, Дханалакшми (2006). «Состоятельные женщины: Мандодари: Чистые, как вода». Неделя . 24 (48): 50–1.
- Роберт П. Голдман; Салли Дж. Сазерленд Голдман; Баренд А. ван Нутен, ред. (2009). Рамаяна Валмики: эпос Древней Индии . Том. VI: Юддхаканда. Издательство Принстонского университета. п. 1320. ИСБН 978-1-4008-3326-9 .
- Лутгендорф, Филипп (2007). Сказка Ханумана: послания божественной обезьяны . США: Издательство Оксфордского университета.
- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 0-8426-0822-2 .
- Мукерджи, Прабхати (1999). Индуистские женщины: нормативные модели . Калькутта: Восточные негры. ISBN 81-250-1699-6 .
- Шаши, СС (1998). Энциклопедия Indica: Индия, Пакистан, Бангладеш . Энциклопедия Индика. Том. 21–35. Анмол.
- Уилер, Джеймс Талбойс (1869). История Индии с древнейших времен: Рамаяна и брахманический период . Том. II. Лондон: Н. Трюбнер.
- Датт, Манматнатх (1891). Рамаяна-Уттара Канда .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мандодари, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Мандодари, в Wikiquote