Сарама (Рамаяна)
Сарама | |
---|---|
![]() Сита с Сарамой (справа) | |
Принадлежность | консорт Ланки Королева - |
Пол | Женский |
Генеалогия | |
Супруг | Вибхишана |
Дети | Трижата , Таранисен |
В индуистском эпосе «Рамаяна» ( Сарама санскрит : सरमा , Сарама ) — жена Вибхишаны , брата Раваны , царя демонов (ракшаса) Ланки . [ 1 ] Иногда ее описывают как ракшаси (демоницу). [ 2 ] в других случаях говорят, что она имеет линию гандхарвов (небесных танцоров). Все источники сходятся во мнении, что Сарама был дружелюбен к Сите , супруге Рамы (принца Айодхьи и аватара бога Вишну ), которая была похищена Раваной и заключена в тюрьму на Ланке. Как и ее муж, который встал на сторону Рамы в войне против Раваны, Сарама добра к Сите и помогает Раме. У Сарамы и Вибхишаны была дочь по имени Триджата .
Отношения с Ситой
[ редактировать ]По словам Камиллы Бюльке (эксперта по литературе, ориентированной на Раму), Сарама не появляется в оригинальной Рамаяне . Однако в более поздних интерполяциях, присутствующих во всех редакциях, добавленных к тексту Валмики , она упоминается. Впервые она появляется в эпизоде Майя-ширсы , иллюзорной головы Рамы. Равана похитил Ситу , жену Рамы , принца Айодхьи , и неоднократно убеждает ее выйти за него замуж, однако Сита каждый раз категорически отказывается. После того, как Рама со своей армией ванар высадился на Ланке, Равана просит своего волшебника Видьюджихву создать иллюзорную отрубленную голову Рамы и его лук, чтобы убедить Ситу в смерти Рамы. Маг подчиняется и преподносит голову и лук Сите в Ашока Ватике , где она находится в заточении. Сита скорбит в присутствии Раваны, увидевшего голову своего «мертвого» мужа. Вскоре Равана уходит на встречу со своими министрами, а голова и лук исчезают после его ухода. Сарама приближается к Сите и раскрывает Сите обман Раваны. Она говорит, что тайно стала свидетельницей проделки Раваны и голова была всего лишь продуктом магии. Она также сообщает Сите, что Рама прибыл на Ланку со своей армией во главе с Сугрива и она видели Раму своими глазами. Она спрашивает Ситу, может ли она передать Раме какое-нибудь сообщение от имени Ситы. Вместо этого Сита просит Сараму проверить планы Раваны на нее. Сарама узнает и сообщает Сите, что, несмотря на совет его матери и мудрых пожилых министров, Равана отказался передать Ситу Раме. Сараму описывают как «прекрасного компаньона» и друга Ситы. [ 3 ]
Северная редакция добавляет еще один эпизод о Сараме. Песнь под названием «Сарама-вакьям» («разговор с Сарамой») повествует о том, как Сарама сообщает Сите о сожжении Ланки Хануманом . Этот эпизод появляется до того, как Рама приезжает на Ланку, когда он послал Ханумана найти похищенную Ситу. [ 4 ]
Ассоциация с Вибхишаной
[ редактировать ]
Ни в сцене с иллюзорной головой, ни в Сарама-вакьям не указывается на какие-либо отношения между Сарамой и Вибхишаной. Единственное упоминание о неназванной жене Вибхишаны - это когда Сита упоминает о ней Хануману, где он выслеживает ее на Ланке и встречает ее. Сита сообщает ему, что жена Вибхишаны, которая встала на сторону Рамы в войне, послала свою дочь Калу (в других редакциях Рамаяны называемую Нандой или Аналой), чтобы сообщить информацию о намерениях Раваны не выдавать Ситу Раме, несмотря на совет. Вибхишаны и старого и мудрого министра Раваны Авиндхью . [ 5 ]
появляются четыре благодетеля Ситы В Рамаяне - безымянная жена Вибхисаны, Кала, Триджата и Сарама. Со временем в более поздней литературе, ориентированной на Раму, Сарама стала называться женой Вибхишаны, а Триджата считалась его дочерью. [ 5 ]
Отождествление Сарамы с женой Вибхишаны встречается довольно рано, в Утра Канде , последней книге самой Рамаяны , которая считается более поздним дополнением к оригинальному тексту. [ 5 ] В нем упоминается, что Равана женил Сараму, дочь гандхарва Шайлусы , в жены своему брату Вибхишане. [ 2 ] [ 1 ] Сарама родился на берегу озера Манас . Увидев, как вода в озере поднимается, младенец заплакал. Ее мать командовала озером Сарома вардхата («Озеро, не поднимайся»), поэтому ребенка назвали Сарамой. [ 2 ] [ 6 ]
Пост- Рамаяна литература
[ редактировать ]В пострамаяновской литературе большую роль приобретает Триджата, дочь Сарамы и Вибхишаны. В некоторых адаптациях она заменяет Сараму в обоих эпизодах, приписываемых ее матери в оригинальном эпосе. [ 7 ] Однако «Криттиваси Рамаяна» изображает Триджату в плохом свете, призывающую Ситу выйти замуж за Равана и править как царица Ланки. В этой бенгальской адаптации особое внимание уделяется дружбе Сарамы и Ситы. В шутливой игре слов Сита говорит Сараме: «Я Рама, и поэтому из-за меня тебя зовут Сарама». [ 8 ] Ранганатха Рамаяна и Таттвасамграха Рамаяна считают Сараму тем, кто указывает место проведения яджны , которая сделала бы Равану непобедимым, армии Рамы, чтобы они могли ее уничтожить. [ 9 ]
« Ананда Рамаяна» повествует, что после победы Рамы в войне с Раваной Сарама и Триджата отправились в Айодхью на Пушпака-вимане , воздушной колеснице Раваны. Позже, когда Сита посещает Ланку, она просит Сараму обращаться с Триджатой так, как будто она Сита. [ 10 ]
В « телугу Сита Пуранаму» на Рамасвами Чаудари изображает Сараму отрицательно как арийскую (гандхарву) жену дравидийского Вибхишаны, которая склоняет мнение своего мужа в сторону Рамы и заставляет его предать своего справедливого брата Равану. [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 694 . ISBN 0-8426-0822-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Венкатесананда П. 358
- ^ Бюльке, стр. 105–6.
- ^ Бюльке с. 106
- ^ Перейти обратно: а б с Бюльке, стр. 106–7.
- ^ Бюльке с. 107
- ^ Бюльке с. 108
- ^ Бюльке с. 110
- ^ Нагар с. 407
- ^ Бюльке с. 109
- ^ Рао, Велчеру Нараяна (1 января 2001 г.). «Политика телугу Рамаяны». В Пауле Ричман (ред.). Вопросы к Рамаянам: южноазиатская традиция . Издательство Калифорнийского университета. стр. 100-1 175–77. ISBN 978-0-520-22074-4 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бюльке, Камилла (2010). «Друг Ситы Триджата». В Прасаде Динешвара (ред.). Рамакатха и другие очерки . Публикации Вани. стр. 104–112. ISBN 978-93-5000-107-3 .
- Свами Венкатесананда (1988). Краткая Рамаяна Валмики . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-88706-862-1 .
- Нагар, Шанти Лал (1999). Происхождение и эволюция Рама-катхи в индийском искусстве, мысли, литературе и культуре: от древнейшего периода до наших дней . Том. 2. Издательская компания БР. ISBN 978-81-7646-084-2 .