Шамбука

Шамбука ( санскрит : शम्बूक , IAST : śambūka) — персонаж некоторых изданий Рамаяны . Некоторые говорят, что персонаж и его история представляют собой интерполяцию, которую можно найти не в оригинальной Валмики Рамаяне , а в более позднем дополнении под названием Уттара Канда . [ 1 ] [ 2 ] [ оспаривается – обсуждаем ]
Согласно этой версии, Шамбука, аскет-шудра, был убит богом Рамой (главным героем Рамаяны ) за попытку совершить тапас (аскезы) в нарушение дхармы , что привело к плохой карме , повлекшей за собой смерть брамина . сын. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Считается, что эта история была создана в более поздний период. [ 6 ] Хотя « Уттара Канда» ( включая рассказ Шамбуки) обычно считается более поздней интерполяцией оригинального эпоса, [ 1 ] [ 7 ] Книга считается частью «продолжающейся традиции Рамаяны» и частью Валмики Рамаяны . [ 1 ] [ 8 ]
Шамбхука упоминается в эпосе Махабхарата ; его история пересказана в некоторых версиях Рамаяны . [ 9 ] В джайнской литературе история Шамбуки другая, и он является Сурпанакхи . сыном [ 10 ]
Легенда в Уттара Канде Рамаяны
Согласно этой истории, когда Рама правил Айодхьей , ко двору подошел брамин и рассказал всем, что его маленький сын умер из-за неправильного правления Рамы. Рама немедленно созвал встречу со всеми своими министрами и поинтересовался причиной этого. Мудрец Нарада рассказал ему, что это произошло из-за нарушения правила тапаса (аскезы). Нарада сообщил ему, что шудра совершает тапас, запрещенный в эпоху Треты . Итак, Рама отправился на поиски шудры и нашел место, где Шамбука совершал аскезу. Убедившись, что Шамбука действительно шудра, Рама убил его. Боги похвалили Раму за этот поступок и поздравили его с тем, что он защитил их интересы и не позволил шудре лично достичь рая. Сын брамина также был воскрешен. [ 1 ] [ 4 ]
Уттара Канда - датируется постведическим периодом (3-2 века до н.э.). [ 11 ] считается интерполяцией оригинального эпоса. [ 11 ] [ 1 ] [ 12 ]
Появление в других текстах

Шамбука упоминается в 12.149.61.62. [ 9 ] в эпосе «Махабхарата» (в основном составленном в III веке до нашей эры – IV веке нашей эры) в споре между шакалом и стервятником на месте кремации. Шакал убеждает семью мертвого мальчика не оставлять его на месте кремации, ссылаясь на то, как Рама оживляет мертвого мальчика-брамина и убил шудру Шамбуку. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Шамбука также появляется в Рагхувамше , эпической поэме, написанной знаменитым санскритским поэтом Калидасой в V веке нашей эры; Уттарамачарита , санскритская пьеса, написанная Бхавабхути в 7 веке нашей эры, и санскритский текст 15 века Ананда Рамаяна . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Убийство Рамой Шамбуки также упоминается в стихе 749 прабандхама «Перумал Тируможи» (в исполнении Куласекара Альвара ) Наалаира Дивья Прабандхама , сборника из 4000 стихов, составленных 12 альварами . [ 20 ] Легенда также описана в «Рамаватарам», написанном тамильским поэтом Камбаром в XII веке. [ 21 ]
Эта история отсутствует в более поздних версиях Рамаяны, таких как « Рамчаритманас» , написанная Тулсидасом в 16 веке и заканчивающаяся коронацией Рамы. [ 22 ]
Прием

Согласно местной храмовой легенде, храм Рамы в Рамтеке обязан своим происхождением Шамбуке. Считается, что Шамбука совершал свои тапас на холме Рамтек. По его просьбе Рама даровал Шамбуке три блага: пребывание Рамы в Рамтеке (начало храма), превращение трупа Шамбуки в шивалингу (икону бога Шивы ). Преданные поклоняются Шамбуке перед поклонением Раме, что соответствует последнему дару. [ 24 ] [ 25 ]
Такие авторы, как Рабиндранат Тагор , Махатма Ганди, трактуют образ Шамбуки как интерполяцию и творение более позднего периода. [ 26 ] [ 27 ] Пуштимарг - вайшнавская традиция указывает, что Рамаяна относится к другим шудрам, таким как Шабари , которые жили в лесу. Поэтому Шамбука намеренно нарушил дхарму, чтобы привлечь внимание Рамы, и обрел спасение, когда его обезглавили. [ 28 ]
К.Р. Раджу назвал историю Шамбуки «легкомысленной» и «злонамеренно сфабрикованной». [ 29 ]
Связь с кастовой системой
История Шамбуки связана с обсуждением кастовой системы , поскольку она положительно изображает убийство Шамбуки Рамой. [ 6 ] Шамбука действует вне своей касты, поэтому представляет угрозу общественному порядку. [ 30 ] Райнхарт отмечает, что «история Шамбуки хорошо известна представителям низших каст, которые идентифицируют себя с Шамбукой, с которой плохо обращаются». [ 22 ] Подобная критика высказывалась на протяжении веков: в пьесе восьмого века «Уттарарамачарита» Рама изображается раскаявшимся и вынужденным из-за долга убить Шамбуку, чтобы поддержать общественный порядок. [ 1 ] : 9 Тот же самый момент был явно высказан в Б. Р. Амбедкара эссе «Уничтожение касты », в котором он указывает на историю Шамбуки как на свидетельство того, что кастовую систему можно поддерживать только угрозой применения смертоносной силы. [ 31 ] Индийский общественный деятель и политик Перияр резко раскритиковал Раму за плохое обращение с шудрами, сославшись на пример Шамбуки. [ 32 ]
Эти темы появились в современном литературном произведении в виде пересказов истории Шамбука. [ 33 ] Многие пьесы переосмыслили эту историю, по-разному модифицируя ее, чтобы изобразить Раму как слугу правящего класса ( Т. Рамасвами Чоудари » «Самбука Вадха (1920)), чтобы Шамбука выступал в качестве рупора антикастовых ученых («Тируварур К. Тангараджу» Рамаяна Натакам (1954)), или оставить Шамбуку живым и вместо этого помочь обвинившему его брахману в достижении просветление ( Кувемпу » «Шудра Тапасви (1944)). [ 33 ] В фильме 1977 года «Канчана Сита» , основанном на одноименной пьесе 1961 года , Рама изображен как пойманный во внутренний конфликт между мокшей (стремлением к просветлению) и артхой (стремлением к верховной власти). [ 34 ]
В популярной культуре
- Самбука Вадха («Убийство Самбуки»), на телугу 1920 года. пьеса Т. Рамасвами Чоудари [ 33 ] : 127
- Шудра Тапасви («Шудра-аскет») — пьеса знаменитого каннада поэта Кувемпу , написанная в 1944 году . [ 33 ] : 133
- Пьеса 1954 года «Рамаяна Натакам» («Рамаяна драма») тамильского журналиста, драматурга и актера Тируварура К. Тангараджу. [ 33 ] : 129
- Канчана Сита — пьеса малаяламского драматурга К. Н. Шрикантана Наира , написанная в 1961 году .
- «Канчана Сита» — фильм 1977 года, основанный на одноименной пьесе 1961 года, режиссёром Кералы из Говинданом Аравинданом . [ 34 ]
- Тисри Азади , фильм о кастовой системе , рассказывает историю Шамбуки.
Примечания
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Паула Ричман (2008). Истории Рамаяны в современной Южной Индии: Антология . Издательство Университета Индианы. п. 111. ИСБН 978-0-253-21953-4 . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Гольдман, Роберт; Гольдман, Салли (2022). Рамаяна Валмики: полный английский перевод . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691225029 . : 7–8
- ^ Правительство Махараштры, Справочник округа Насик: «История – Древний период» . Архивировано из оригинала 7 ноября 2006 года . Проверено 1 октября 2006 г. (текст предоставлен Махамахопадхьяей доктору В.В. Мираши)
- ^ Перейти обратно: а б Хари Прасад Шастри (1957). Рамаяна Валмики . Том. III – Юддха Канда и Уттара Канда. Шанти Садан. стр. 583–586. ISBN 978-0-8542-4048-7 . OCLC 654387657 . ОЛ 8651428W .
- ^ «Канти LXXV-LXXVI (75-76)». Шримад Валмики-Рамаяна (на английском и санскрите). Том. Часть III - Битва при Канде и Уттаре Канде (3-е изд.). Гита Пресс 1992. стр. 101-1. 21:30–21:35. ОСЛК 27360288 . Архивировано из оригинала 5 апреля. Получено 22 марта.
- ^ Перейти обратно: а б Надкарни, М.В. (2003). «Является ли кастовая система неотъемлемой частью индуизма? Разрушение мифа» . Экономический и политический еженедельник . 38 (45): 4787. ISSN 2349-8846 . JSTOR 4414252 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2022 года . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Введение в восточный образ мышления . Концептуальное издательство. п. 158.
К настоящему времени можно с уверенностью сказать, что «Уттарканд» Рамаяны является интерполяцией весьма позднего периода.
- ^ Саттар, Аршиа (14 ноября 2016 г.). Уттара: Книга ответов . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-93-85990-35-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Буйтенен, Йоханнес Адрианус Бернардус; Фицджеральд, Джеймс Л. (1973). Махабхарата, том 7: Книга 11: Книга женщин. Книга 12: Книга мира, часть 1 . Издательство Чикагского университета. п. 814. ИСБН 978-0-226-25250-6 .
- ^ «Шамбук Сурпанахи» . 18 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Индология Тауриненсия . Институт индологии. 2005. с. 245.
- ^ Введение в восточный образ мышления . Концептуальное издательство. п. 158.
К настоящему времени можно с уверенностью сказать, что «Уттарканд» Рамаяны является интерполяцией весьма позднего периода.
- ^ Шерраден, стр. 1-2.
- ^ «Махабхарата, Книга 12: Санти Парва: Ападдхарманусасана Парва: Раздел CLIII» . Sacred-texts.com . Проверено 21 ноября 2023 г. Кисари Мохан Гангули р. 338, Примечание 338:1
- ^ Рагхаван, Венкатарама (1973). Великая Рамаяна . Всеиндийский фонд Каширадж. п. 27.
- ^ Махабхарата: Том 8 . Пингвин Великобритания. 1 июня 2015 г. стр. Примечание 157. ISBN. 978-93-5118-567-3 .
- ^ Ричман, Паула (2001). Опрос Рамаяны: южноазиатская традиция . Издательство Калифорнийского университета. стр. 54, 95–96. ISBN 9780520220744 .
- ^ Калидаса, Маллината, г-н Каале (1922). Рагхувамша Калидаса: с комментарием (Самдживани) Маллинатхи . Бомбей: PS Реге. п. 22. OCLC 1051754532 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Калидаса, Маллината, г-н Каале (1922). Рагхувамша Калидаса: с комментарием (Самдживани) Маллинатхи . Бомбей: PS Реге. OCLC 223345573 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Куласекара Альвар. Перумал Тируможи, Наалаяра Дивья Прабандхам (PDF) . Проект Мадурай. п. 131.
- ^ Мани, Веттам (1 января 2015 г.). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий труд с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Мотилал Банарсидасс. стр. 678–9. ISBN 978-81-208-0597-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Райнхарт, Робин (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. п. 246. ИСБН 978-1-57607-905-8 .
- ^ Ханс Баккер (1990). История священных мест в Индии в отражении в традиционной литературе: статьи о паломничестве в Южной Азии . БРИЛЛ. стр. 70–73. ISBN 90-04-09318-4 .
- ^ Паула Ричман в Шеррадене, с. восемнадцатый
- ^ Лесли, Джулия (22 ноября 2017 г.). Авторитет и значение в индийских религиях: индуизм и случай Валмики . Рутледж. п. 116. ИСБН 978-1-351-77299-0 .
- ^ Гангея Мукерджи (29 ноября 2020 г.). Альтернативная идея Индии: Тагор и Вивекананда . Тейлор и Фрэнсис. п. 83. ИСБН 9781000083774 .
- ^ Д.К. Мисра; Шамбху Лал Доши; К.М. Джайн (1972). Ганди и социальный порядок . Научные публикации по общественным наукам. п. 14. ISBN 9780896843950 . Архивировано из оригинала 19 мая 2022 года . Проверено 19 мая 2022 г.
Махатма Ганди, с другой стороны, расценил всю эту историю как интерполяцию.
- ^ Мотирамджи Шастри, Рамаян (на гуджарати) (Ахмадабад, 1961).
- ^ Дело неприкасаемости. Архивировано 5 апреля 2023 г. в Wayback Machine , стр.17, 1997 г.
- ^ Донигер, Венди (ноябрь 2010 г.). Индусы - Альтернативная история . Книги о пингвинах. п. 235. ИСБН 978-0143116691 .
- ^ Амбедкар, Бхимрао Рамджи (1936). Уничтожение касты (Речь). Ежегодная конференция Джат-Пат-Тодак Мандал в Лахоре 1936 года (не доставлена).
- ^ Ричман, Паула (9 марта 2018 г.). «Почему Перияр критиковал Рамаяну (и Раму)» . Прокрутка.в . Проверено 20 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ричман, Паула (2004). «Почему шудра не может совершать аскетизм? Самбука в трех современных южноиндийских пьесах» . В Мандакранте, Бозе (ред.). Возвращение к Рамаяне . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Захария, Уша (2008). «Единение с природой: Пракрити и суверенитет в Канчана Сите Аравиндана» В Пауле Ричман (ред.). Истории Рамаяны в современной Южной Индии: Антология . Блумингтон: Издательство Университета Индианы . стр. 100-1 99–107. ISBN 978-0-253-34988-0 .
Ссылки
- Шерраден, Аарон (1 августа 2023 г.). Шамбука и традиция Рамаяны: история мотивов и мотивов в Южной Азии . Гимн Пресс. ISBN 978-1-83998-471-6 .