Ришьясринга
Ришьясринга | |
---|---|
Другие имена | Шринги Риши, Экашринга |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруг | Пять |
Ришьясринга ( санскрит : ऋष्यशृङ्ग ; IAST : Ṛṣyaśṛṅga ; пали: Isisinga) — риши, упомянутый в индуистских и буддийских писаниях конца первого тысячелетия до нашей эры. Согласно индуистским эпосам «Рамаяна» и «Махабхарата» , он был мальчиком, рожденным с рогами оленя, который стал провидцем и был заманен королевскими куртизанками, что привело к яджне (огненному жертвоприношению) царя Дашаратхи . Его история также встречается в буддийских Джатаках , где он упоминается как сын Бодхисатты и его пытались соблазнить королевские куртизанки.
Индуистские легенды
[ редактировать ]История Ришьясринги кратко появляется в Рамаяне , а подробный отчет изложен в Махабхарате .
Рождение
[ редактировать ]Согласно «Махабхарате» , Вибхандака , знаменитый мудрец и сын Кашьяпы , путешествует по Махараде, когда видит Урваши , прекраснейшую апсару (нимфу). Пробудившись, он испускает свое семя, которое упало в реку. Олень, проклятая апсара, проглатывает его и беременеет благодаря чудесным силам мудреца. Родив мальчика, она освобождается от проклятия и возвращается на небеса. Мальчик родился с рогами, из-за чего его назвали Ришьясринга. Вибхандака решает вырастить его изолированным от общества. Ришьясринга растет в ашраме своего отца в лесу, не подозревая о существовании какой-либо женщины. Он практикует брахмачарью и благодаря своему целомудрию обретает магические и чудесные силы. [1] [2] [3]
Искушение
[ редактировать ]Тем временем Ромапада — царь Анги — оскорбляет брамина , из-за чего ни один другой брамин не соглашается совершить ягью (огненное жертвоприношение). Это расстраивает Индру , царя богов, и он перестает проливать дождь на Ангу . В результате королевство страдает от засухи и голода. Ромападе говорят, что единственный способ вызвать дождь — это привести в царство человека совершенного целомудрия. Ромапада узнает о Ришьясринге и, несмотря на свой страх перед силой и гневом Вибхандаки , посылает в Ришьясрингу нескольких куртизанок, чтобы привести его в свое королевство.
Во время отсутствия Вибхандаки женщины приходят в его ашрам и встречаются с Ришьясрингой. Они говорят ему, что были отшельниками. Ришьясринга удивляется, увидев их внешний вид, и предлагает им совершить с ним тапас (покаяние). Прежде чем приедет Вибхандака , женщины покидают это место. Ришьясринга разочаровывается в любви и игнорирует свои повседневные обязанности. На следующий день куртизанки возвращаются и увозят Ришьясрингу к Анге . В результате в королевстве идут обильные дожди, и Ришьясринга женится на Шанте . Большую часть истории занимают рассказы о чувствах молодого человека, когда он впервые узнает о женщинах. [1] [2] [3]
Эту историю можно найти как в Рамаяне , так и в Махабхарате . Согласно «Рамаяне» , Ришьясринга был главным жрецом, когда царь Дашаратха совершил яджну для зачатия потомства, и Рама , Бхарата и близнецы Лакшмана и Шатругна . родились [4] [5]
Буддийские легенды
[ редактировать ]Накиника Джатака
[ редактировать ]Накиника Джатака (Джа 526) знакомит с прошлой жизнью Будды , мудреца , жившего одиноко в Гималаях. В моче, которую он выделяет, есть сперма, и самка, поедающая траву в этом месте, забеременеет от нее. Позже у оленя рождается человеческий мальчик по имени Исисинга ( пали ), который растет в полной изоляции от человечества, а главное, от женщин. Он даже не знает разницы в телах и внешности этих двоих. [6] [7]
сила мальчика Аскетическая становится настолько велика, что тревожит бога Сакку , повелителя небес, который вызывает в стране засуху и винит в этом мальчика. Затем он убеждает короля послать свою дочь, чтобы соблазнить его, нарушить аскезу молодого провидца и уменьшить его аскетические силы. Король и его дочь принимают доводы Сакки и добросовестно – и на благо страны – соглашаются стать частью заговора. [6]
Девушка переодевается аскетом и, пока отец в отъезде собирает в лесу коренья и плоды, ей удается соблазнить мальчика, который никогда раньше не видел женщин. Из-за их веселья мальчик действительно теряет свои силы, после чего девочка уходит. Когда его отец возвращается, обезумевший мальчик сообщает ему о девушке, но отец его наставляет и упрекает. Затем он раскаивается в своих действиях. [7] [6]
Ятака в Аламбусе
[ редактировать ]Джатака 523, Аламбуса Джатака, также пересказывает аналогичную историю Исингаги из еще одной предыдущей жизни Бодхисатты. Здесь Сакка выбирает небесную нимфу , чтобы соблазнить подвижника. Результат тот же: мудрец соблазняется, раскаивается, а Сакка терпит неудачу. В ответ он дарует соблазнительнице благо.
Эта история также появляется в Махавасту (перевод Джонса, стр. 139–147), но Экашринга, как он здесь известен, — это Бодхисаттва, а Налини — это прошлая жизнь Яшодхары . Основным изменением этой версии истории является незнание Экашрингой своего брака с девушкой. Он уступает мирским обязанностям, в конечном итоге становится королем и отцом 32 детей, прежде чем снова уйти в лес и восстановить свои прежние силы. [6]
Почитание
[ редактировать ]Согласно «Тунгабхадрамахатмье», которая является частью Махапураны, [8] Считается, что Ришьясринга родился в месте недалеко от Шрингери в Карнатаке . Неподалеку находится большой древний храм, который, как полагают, был местом, где он жил до переезда в Айодхью. [9] Шрингери также известен как ШрингаГири (санскрит: холмы, где жил Ришья Шринга). Шива-лингам, с которым слился мудрец, сегодня можно увидеть в храме в Кигге .
есть храм Ришьяшринги под названием «Форт Чехни» В Банджаре Кулу, Техсиле округа штат Химачал-Прадеш, . В долине Банджар Ришьясринга также известна местным жителям как «Шринга Риши». В храме присутствует идол Шринги Риши с богиней Шантой. Это место находится примерно в 50 км от Кулу. Ришьясринга — главное божество этой уединенной долины под названием Банджар. [10]
Поклонение
[ редактировать ]В Кулу районе штата Химачал-Прадеш и в городе Шрингери штата Карнатака есть храмы, посвященные Ришьясринге и его жене Шанте. [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: всеобъемлющий словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 652. ИСБН 9780842608220 .
- ^ Jump up to: а б Верма, компакт-диск (2010). «Миф о Ришьяшринге: индийский источник «Бесплодной земли» («Бесплодная земля», переоцененная в связи с Махабхаратой)» . Индийская литература . 54 (2 (256)): 151–161. ISSN 0019-5804 . JSTOR 23342057 .
- ^ Jump up to: а б Шантидева, Садху (2000). Аскетический мистицизм: Пуранические записи о Шиве и Шакти . Genesis Publishing Pvt Ltd. ISBN 978-81-7020-998-0 .
- ^ Кануга, Великобритания (1993). Бессмертная любовь Рамы Нью-Дели: Юнайтед Пресс. стр. 100-1 48–52. ISBN 9781897829509 .
- ^ «Увлекательная история мужчины, который никогда в жизни не видел женщину» . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бхиккху, Анандаджоти. «Текст и перевод Накиники Джатаки и комментариев к ней» . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Ришьясринга» . мудростьлиб . 29 июня 2012 года . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ www.wisdomlib.org (5 июля 2020 г.). «Тунгабхадрамахатмья, Тунгабхадрарамахатмья, Тунгабхадра-махатмья: 2 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 5 апреля 2023 г.
- ^ «Шалфей-ришьяшринга» . sringeri.net.in . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «банджар-обитель-главного божества-шринга-риши-» . Трибуна . Проверено 8 августа 2020 г.
- ^ «Знаете ли вы, что у Господа Рамы тоже была сестра? Ей и ее мужу посвящен храм» . Новости Times Now . Проверено 28 января 2024 г.
- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Даллапиккола