Начикета
Начикета | |
---|---|
![]() Начикета и Яма | |
Тексты | Упанишады |
Генеалогия | |
Родители |
|
Начикета ( санскрит : नाचिकेत , латинизировано : Nāciketa ), также переводится как Начикетас и Начикетан , — персонаж индуистской литературы . Он сын мудреца Ваджашраваса, или Уддалаки, в некоторых традициях. Он — ребенок-герой древнеиндийского диалогического повествования о природе атмана ( души). [1] [2]
Его аллегорическая история рассказана в Катха Упанишаде , хотя это имя упоминается несколько ранее. [3] научил его самопознанию, знанию об Атмане (душе) и Брахмане (Высшей Реальности) Яма , бог смерти, . Начикета известен своим отказом от материальных желаний, которые эфемерны, и целеустремленным стремлением к пути самореализации мокши .
Этимология
[ редактировать ]Санскритское имя Начикета состоит из трех слогов, каждый из которых имеет родственные слова:
санскрит | ИАСТ | Родственный | Значение |
---|---|---|---|
Нет | Напиток | Отрицание | |
Чи | Там | Чайтанья | Сознание |
Кет | Нарушение | Кету | Комета |
Литература
[ редактировать ]Ригведа
[ редактировать ]В Ригведе 10.135 говорится о Яме и ребенке. [4] который может быть отсылкой к Начикете. [5]
Тайттирия Брахмана
[ редактировать ]Начикета также упоминается в «Тайттирия-Брахмане» , 3.1.8. [5]
Махабхарата
[ редактировать ]В «Махабхарате » имя появляется как один из мудрецов, присутствовавших в Сабхе (царственном собрании) царя Юдхиштхиры ( Сабха Парва , Раздел IV, [6] ), а также в Анусасана Парве (106 [5] ).
Катха Упанишад
[ редактировать ]
Ваджашраваса, желая получить дар богов, начал предлагать пожертвовать все свое имущество. Но Начикета, его сын, заметил, что Ваджашраваса жертвовал только старых, бесплодных, слепых или хромых коров; [7] не такие, которые могли бы купить поклоняющемуся место на небесах. Начикета, желая лучшего для обряда своего отца, спросил: «Я тоже твой, какому богу ты предложишь меня?». После такого приставания Ваджашраваса в порыве гнева ответил: «Я отдаю тебя Самому Ямарадже!» [8]
Несмотря на раскаяние отца в своей вспышке гнева, Начикета посчитал, что слова отца имеют божественное значение, и, утешая его, пошел в дом Ямараджи. Ямы не было дома, и он ждал три дня без еды и воды. Когда Яма вернулся, он с сожалением увидел, что гость-брамин так долго ждал без еды и воды. Чтобы компенсировать свою ошибку, Яма сказал Начикете: «Ты прождал в моем доме три дня без гостеприимства, поэтому проси у меня трех благ». Начикета впервые попросил мира для своего отца и для себя, когда вернулся к отцу. Яма согласился. Затем Начикета пожелал научиться священному огненному жертвоприношению, которое разработал Яма. В качестве своего третьего дара Начикета хотел узнать тайну того, что происходит после смерти тела. [9]
Яма колебался в этом вопросе. Он сказал, что это было тайной даже для богов. Он убедил Начикету попросить о каком-нибудь другом благе и вместо этого предложил ему долголетие, потомство, богатство, правление планетой по его выбору и всеми апсарами по его выбору. Но Начикета ответил, что материальные вещи эфемерны и не дадут бессмертия. Так что никакое другое благо не годится. Яма был тайно доволен этим учеником и подробно остановился на природе истинного Я, которое сохраняется после смерти тела. Он раскрыл знание о том, что «Я» человека неотделимо от Брахмана , высшего духа, жизненной силы во вселенной. Объяснение Ямы представляет собой краткое объяснение индуистской метафизики и фокусируется на следующих моментах: [10]
- Звук Ом – это слог Верховного Брахмана.
- Атман , , символом которого является Ом подобен вездесущему Брахману. Меньше самого маленького и больше самого большого, Душа бесформенна и всепроникающа.
- Цель мудреца – познать этот Атман.
- Атман подобен всаднику; кони — это чувства, которые он проводит по лабиринту желаний
- После смерти остается Атман; Атман бессмертен
- Простое чтение писаний или интеллектуальное обучение не могут реализовать Атман.
- Необходимо отличать Атман от тела, которое является местом желаний.
- Неспособность осознать Брахмана приводит к тому, что человек попадает в цикл перерождений ; Понимание Себя ведет к мокше
Таким образом, познав мудрость Брахмана от Ямы, Начикета вернулся к отцу как дживанмукта , человек, достигший духовного освобождения при жизни.
В популярной культуре
[ редактировать ]История Начикеты и его разговора с богом Ямой стала темой многих пересказов и адаптаций в Индии.
Графический роман
[ редактировать ]- Новая серия «Амар Читра Катха» под номером 702 под названием «Начикета», опубликованная в 1979 году, рассказывает историю Начикеты в форме графического романа.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ www.wisdomlib.org (16 июня 2018 г.). «Начикета, Начикета: 7 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 11 октября 2022 г.
- ^ Сатьямайананда, Свами (2019). Древние мудрецы . Адвайта Ашрам (филиал публикации Рамакришна Матха, Белур Матх). п. 195. ИСБН 978-81-7505-923-8 .
- ^ Сахни, Санджив П.; Бхатнагар, Титхи; Гупта, Панкадж (2022). Духовность и менеджмент: от моделей к приложениям . Спрингер Природа. п. 66. ИСБН 978-981-19-1025-8 .
- ^ «Ригведа, Гимн 10.135» . Бесплатная медиатека. 19 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 2 октября 2011 г. Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Радхакришнан, С. (1994). Основные Упанишады . Нью-Дели: Издательство HarperCollins, Индия. ISBN 81-7223-124-5 стр. 593 .
- ^ Махабхарата, Книга 2, Сабха Парва Махабхарата, Книга 2, Раздел IV, Holy-texts.com. п. 7 .
- ^ Свами Прабхавананда и Фредерик Манчестер, Дыхание Вечного http://www.atmajyoti.org/up_katha_upanishad_text.asp. Архивировано 29 апреля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Мошер, Люсинда; Чандер, Винет (21 октября 2019 г.). Индуистские подходы к духовной помощи: капелланство в теории и практике . Издательство Джессики Кингсли. п. 127. ИСБН 978-1-78592-606-8 .
- ^ Пипарайя, Рам К. (1 января 2003 г.). Десять Упанишад Четырех Вед . Мотилал Банарсидасс. п. 53.ISBN 978-81-7822-159-5 .
- ^ Свами Абхедананда (1946). Исследование философии и религии Катха Упанишад . стр. 23–40.
- Сестра Ниведита и Ананда К. Кумарасвами: Мифы и легенды индуистов и буддистов, Калькутта, 2001 г. ISBN 81-7505-197-3
- Шри Кришна Прем : Йога Катопанишад , Лондон, Джон М. Уоткинс, 1955 (без ISBN)
- Свами Кришнананда.org
- История добуддийской индийской философии Бенимадхаба Баруа
- Энциклопедия индуистского мира Ганга Рам Гарг
Внешние ссылки
[ редактировать ]