Панчаканья

Панчаканья « ( санскрит : पञ्चकन्या , латинизированное : Панчаканья , букв. Пять девиц») — группа из пяти знаковых женщин индуистских эпосов , восхваляемых в гимне и чьи имена, как полагают, рассеивают грех при чтении. Это Ахалья , Драупади , Кунти , Тара и Мандодари . Хотя Драупади и Кунти взяты из Махабхараты , [ 1 ] [ 2 ] Ахалья, Тара и Мандодари взяты из Рамаяны . Панчаканья считаются идеальными женщинами, которые являются примером идеальных жен в индуизме. [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Панчаканья буквально означает пять канья . Канья может быть переведена как девушка, дочь, дева или девственница. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]
Гимн
[ редактировать ]Известный санскритский гимн, определяющий Панчаканью Брахма-пураны 3.7.229 Ведавьясы, гласит:
Санскритская транслитерация
ахалья драупади кунти тара мандодари татха ।
панчаканьях смареннитйам махапатаканашини х ॥
английский перевод
Ахалья, Драупади, Кунти, Тара и Мандодари
Следует всегда помнить о панчаканьях, разрушителях великих грехов.
Практикующие индусы, особенно индуистские жены, вспоминают Панчаканью в этой ежедневной утренней молитве. Их имена превозносятся, а молитва называется пратах-смарания , которую предписано читать рано утром. [ 1 ] [ 2 ]
Из Рамаяны
[ редактировать ]Каньи Ахальи , Тары и Мандодари появляются в индуистском эпосе Рамаяна .
Ахалия
[ редактировать ]
Ахалия, также известная как Ахилья, — жена мудреца Гаутамы . Ахалья описывается как созданная богом-творцом Брахмой как безупречная красота. [ 1 ] но иногда и как смертная принцесса Лунной династии . [ 6 ] Ахалью отдают под опеку Гаутамы, пока она не достигнет половой зрелости. Когда мудрец возвращает ее Брахме, божество радуется его самообладанию и дарует ее ему. [ 7 ]
Царь дэвов Индра очарован ее красотой и приходит в облике Гаутамы, когда мудрец отсутствует, и просит или приказывает им вступить в половой акт. В Рамаяне Ахалия видит его маскировку, но все равно подчиняется из «любопытства». [ 1 ] В более поздних версиях Ахалия становится жертвой уловок Индры и не узнает его или подвергается изнасилованию. [ 7 ] Во всех повествованиях Ахалья и Индра прокляты Гаутамой. [ 7 ] Хотя ранние тексты описывают, как Ахалия должна искупить свою вину, претерпев суровое покаяние, оставаясь при этом невидимой для мира, и как она очищается, предлагая Раме ( аватаре бога Вишну и главному герою Рамаяны) гостеприимство, в популярном пересказе, развивавшемся с течением времени, Ахалия проклята стать камнем и восстанавливает свой человеческий облик после того, как ее задела нога Рамы. [ 1 ] [ 7 ] В некоторых версиях также упоминается, что она превратилась в сухой ручей и что ей будет оправдана ее вина, когда в конце концов ручей начнет течь и вольется в реку Гаутами ( Годавари ). [ 7 ] Индра проклят быть кастрированным или покрытым тысячей вульв, которые в конечном итоге превратились в тысячу глаз. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ]
Тара
[ редактировать ]
Тара — королева-супруга Кишкиндхи и жена ванара - короля Вали . Овдовев, она сохранила свой титул, выйдя замуж за Сугриву , брата Вали. Тара описывается как дочь врача-ванара Сушены в Рамаяне; в более поздних источниках она упоминается как апсара (небесная нимфа), вышедшая из Самудра Мантхана (пахтания океана). [ 1 ] [ 8 ] Она выходит замуж за Вали и рожает ему сына по имени Ангада . После того, как Вали считается погибшим в битве с асурой по имени Маяви, его брат Сугрива становится королем и присваивает Тару. [ 8 ] Однако Вали возвращается, возвращает Тару и изгоняет брата, обвиняя его в предательстве. Он также присваивает себе первую жену Сугривы, Руму . Когда Сугрива вызывает Вали на дуэль, Тара мудро советует Вали не соглашаться из-за союза первого с Рамой, но Вали не слушает ее. В завязавшейся дуэли Вали погибает от стрелы Рамы, выпущенной по велению Сугривы. На последнем издыхании Вали примиряется с Сугривой и поручает ему во всех вопросах следовать мудрому совету Тары. Плач Тары играет важную роль в большинстве версий сказки. Хотя в большинстве народных версий Тара насылает проклятие на Раму силой своего целомудрия, [ 1 ] в некоторых версиях Рама просвещает Тару. Сугрива возвращается на трон, но часто проводит время в кутежах со своей главной царицей Тарой, не выполняя своего обещания помочь Раме вернуть его похищенную жену Ситу . [ 5 ] Тара - теперь королева и главный дипломат Сугривы - затем играет важную роль в тактичном примирении Рамы с Сугривой после умиротворения Лакшмана , брата Рамы, который собирается уничтожить Кишкиндху в отместку за предполагаемое предательство Сугривы. [ 1 ] [ 5 ]
Мандодари
[ редактировать ]
Мандодари — главная королева-супруга Раваны , ракшас царь- Ланки и главный антагонист эпоса. Индуистские эпосы описывают ее как красивую, благочестивую и праведную. Она дочь Маясуры , царя асуров , и апсары (небесной нимфы) Хемы. Некоторые сказки повествуют, как апсара по имени Мадхура была проклята стать лягушкой и заключена в колодец на двенадцать лет, после чего она вновь обретает свою красоту и благословляется стать прекрасной девушкой; [ 4 ] в обоих случаях Маясура усыновляет ее как свою дочь Мандодари. Равана приходит в обитель Маясуры, влюбляется в Мандодари, а затем женится на ней. Мандодари рожает ему трёх сыновей: Мегханаду (Индраджиту), Атикаю и Акшаякумару . [ 9 ] Несмотря на недостатки мужа, Мандодари любит его и советует идти по пути праведности. Мандодари неоднократно советует Раване вернуть Ситу Раме, но ее совет остается без внимания. [ 4 ] Ее любовь и преданность Раване восхваляется в Рамаяне . [ 10 ] В различных версиях Рамаяны рассказывается о жестоком обращении с ней со стороны ванаровских генералов Рамы. [ 1 ] В некоторых версиях говорится, что они унижают ее, нарушая жертвоприношение Раваны, в то время как другие повествуют, как они разрушают ее целомудрие, которое защищает жизнь Раваны. [ 1 ] В некоторых региональных фольклорах [ 11 ] Хануман обманом заставляет ее раскрыть местонахождение волшебной стрелы, которую Рама использует, чтобы убить Равану. После смерти Раваны Вибхишана — младший брат Раваны, который объединяет силы с Рамой — женится на Мандодари по совету Рамы. [ 1 ] В некоторых версиях Мандодари проклинает Ситу за то, что Рама бросил ее. [ 1 ]
Из Махабхараты
[ редактировать ]В индуистском эпосе «Махабхарата» представлены Драупади и Кунти, последняя из которых иногда включается в Панчаканью.
Драупади
[ редактировать ]
Драупади — главная героиня Махабхараты. Она — общая жена пяти братьев Пандавов и царица Хастинапура во времена правления старшего Пандава, Юдхиштхиры . Драупади, рожденная в результате огненного жертвоприношения царя Панчалы Согласно предсказаниям , Друпады , приведет к концу Дроны и Кауравов . [ 12 ] Пандава Арджуна , переодетый брахманом , побеждает ее в ее сваямваре . В популярных версиях она отказывается выйти замуж за Карну из-за его низкого происхождения (это вырезано в Критическом издании Махабхараты). [ 13 ] как более поздняя интерполяция из-за существования более старых санскритских изданий, в которых Карна не натягивает лук.) [ 14 ] Драупади выходит замуж за всех пятерых братьев по неосторожному слову своей свекрови Кунти. Пандавы соглашаются с планом, согласно которому Драупади всегда будет главной супругой всех братьев и получит титул императрицы. Условлено, что Драупади проведет с каждым Пандавом год; любой из четырех других братьев, который в течение этого года помешает им в их личное время, должен отправиться в двенадцатилетнее паломничество. [ 12 ] Она воспитывает по пять сыновей от каждого из Пандавов и каждый год вновь обретает девственность. [ 15 ]
В одной из глав эпоса Дурьодхана падает в озеро с кристально чистой водой, приняв его за землю во время раджасуя-ягьи , и над ним смеются Бхима, Арджуна , Накула , Сахадева и их слуги. [ 16 ] В современных экранизациях Драупади представлена как та, кто смеялся. Когда старший Пандава Юдхиштхира проигрывает ее Кауравам в игре в кости, Душасана пытается раздеть ее при царском дворе. Кришна вмешивается, чтобы спасти ее достоинство, в результате чего ее одежда увеличивается до бесконечности. [ 12 ] Пандавы и Драупади вынуждены жить в изгнании сроком на тринадцать лет за поражение в игре. Находясь в изгнании в лесу, второй муж Драупади Бхима спасает ее от различных ракшасов и Джаядратхи , которые ее похитили. [ 12 ] Она также наставляет третью царицу Кришны, Сатьябхаму , обязанности жены. На 13-м году изгнания Драупади и ее мужья проводят жизнь инкогнито при . дворе Вираты Она служит служанкой королевы, и ее преследует брат королевы Кичака , которого убивает Бхима. [ 17 ] После жизни в изгнании между Кауравами и Пандавами начинается война Курукшетра , в которой Кауравы убиты. Оскорбление Драупади отомщено, но она также теряет в бою отца, братьев и сыновей. Юдхиштхира стал императором Хастинапура, а Драупади стала его главной супругой-императрицей. [ 12 ]
В конце своей жизни Драупади и ее мужья отправляются в Гималаи, чтобы попасть на небеса ; Драупади попадает в середине путешествия, что объясняется тем фактом, что она, как утверждается, любила Арджуну больше, чем других своих мужей. [ 12 ]

Кунти — первая и главная жена Панду , царя Хастинапура и мать трёх старших Пандавов. Названная при рождении Притхой, Кунти описывается как дочь царя Шурасены Ядава и усыновлена бездетным Кунтибходжей , царем царства Кунти . [ 18 ] Своим служением она умилостивляет мудреца Дурвасу , который дарует ей мантру, с помощью которой она могла вызвать божество и родить от него ребенка. Она безрассудно проверяет дар и призывает бога солнца Сурью . Божество дарует ей сына по имени Карна , которого она бросает. [ 18 ] Кунти выбирает Панду в своей сваямваре. [ 19 ] Панду отрекается от престола после того, как мудрец проклял его, что его сексуальный союз с женщиной приведет к его смерти. По велению Панду Кунти использует дар Дурвасы для матери Юдхиштхиры от бога Ямы , Бхимы от Ваю и Арджуны от Индры . [ 18 ] Ее коллега Мадри рожает близнецов Накулу и Сахадеву от Ашвинов . После смерти Панду Мадри винит себя в том, что она стала причиной смерти Панду, и совершает сати на его погребальном костре. Кунти возвращается в Хастинапур и заботится о пяти Пандавах. [ 18 ]
Кунти дружит с Видурой , сводным братом Панду и советником царя. Когда Дурьодхана замышляет убить Кунти и Пандавов в Лакшагрихе , они убегают. Она мешает Бхиме убить ракшаси Хидимби и советует ему жениться на ней и родить сына Гхатоткачу . [ 19 ] Она поручает своим детям заботиться о простых людях и приказывает Бхиме убить ракшаса по имени Бака . [ 18 ] После того, как Арджуна выигрывает руку Драупади, Пандавы возвращаются домой, риторически прося Кунти посмотреть, что они принесли с собой. Не видя Драупади, она велит братьям разделить бхикшу (милостыню). между собой поровну всю добытую [ 20 ] что привело к их полигинному браку с ней. [ 18 ] Кунти и Пандавы возвращаются в Хастинапур. Когда Пандавов отправляют в 13-летнее изгнание после поражения от Кауравов в игре в кости, Кунти остается с Видурой. [ 18 ] Перед войной на Курукшетре Кунти рассказывает Карне - теперь генералу Кауравов - о том, что она его мать. Она убеждает его пообещать ей, что он не будет пытаться убить никого из Пандавов, за исключением Арджуны. [ 18 ] После войны, в которой погибли Кауравы и Карна, Кунти вместе с Дхритараштрой и Гандхари удаляются в лес, чтобы провести остаток жизни в молитвах. Она погибает в лесном пожаре и попадает в рай. [ 5 ] [ 18 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор написал сборник стихов под названием «Панча Канья» , в котором использованы темы эпизодов из мифологии Панчаканьи. [ 21 ]
Сказки о Панчаканье остаются популярными мотивами в танцевальной традиции Махари в Одише . [ 22 ]
Писатель Вимла Патил связывает Ахалью, Драупади, Ситу, Тару и Мандодари с ветром, огнем, землей, небом и водой соответственно. [ 23 ]
Некоторые считают панчаканью идеальными женщинами. Джордж М. Уильямс отмечает: «Они не совершенны, но они выполняют свою дхарму (долг) как матери, сестры, жены и иногда сами по себе лидеры». [ 24 ] Другая точка зрения считает их образцовыми целомудренными женщинами или сати (целомудренными женщинами) согласно танцевальной традиции Махари . [ 22 ] и достоин быть идеалом для «проявления выдающихся качеств». [ 2 ]
Другая точка зрения не считает Панчаканью идеальными женщинами, которым следует подражать. [ 25 ] Бхаттачарья, автор книги « Панча-Канья: Пять дев индийского эпоса», противопоставляет Панчаканью пяти сати , включенным в другую традиционную молитву: Сати , Сите, Савитри , Дамаянти и Арундхати . Он риторически спрашивает: «Разве Ахалья, Драупади, Кунти, Тара и Мандодари не являются целомудренными женами, потому что каждая знала мужчину или более одного, кроме своего мужа?» [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Прадип Бхаттачарья. «Пять Святых Богородиц» (PDF) . Мануши . Архивировано (PDF) из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Чаттопадхьяя стр. 13–4.
- ^ Лиминг, Дэвид; Фи, Кристофер (15 марта 2016 г.). Богиня: Мифы о Великой Матери . Книги реакции. п. 28. ISBN 978-1-78023-538-7 .
- ^ Jump up to: а б с Джордж М. Уильямс (18 июня 2008 г.). Из индуистской мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 208–9. ISBN 978-0-19-533261-2 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Мукерджи стр. 36-9.
- ^ Jump up to: а б Мани, с. 17
- ^ Jump up to: а б с д и ж Зёнен-Тиеме, стр. 40-1.
- ^ Jump up to: а б Руки п. 788
- ^ Руки с. 476
- ^ Мукерджи, стр. 48-9.
- ^ Лутгендорф, Филип (11 января 2007 г.). Рассказ Ханумана: послания божественной обезьяны . Издательство Оксфордского университета. п. 217. ИСБН 978-0-19-804220-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж ШЕСТЬ
- ^ «Бхандаркарский институт восточных исследований» . Архивировано из оригинала 08.10.2019 . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «Махабхарата: Драупади Сваямвара» . 2 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2019 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «Та, кому нужно подчиняться: Драупади Злосчастная» (PDF) . Мануши Индия. Орг. Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2012 года . Проверено 14 января 2013 г.
- ^ «Махабхарата, Книга 2: Сабха Парва: Шишупала-бадха Парва: Раздел XLVI» . Архивировано из оригинала 20 октября 2019 г. Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Сазерленд, Салли Дж. «Сита и Драупади, агрессивное поведение и женские образцы для подражания в санскритских эпосах» (PDF) . Калифорнийский университет, Беркли. Архивировано из оригинала (PDF) 13 мая 2013 года . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Руки пп. 442-3
- ^ Jump up to: а б «Кунти» (PDF) . Индийская организация Мануши. Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Бибек Деброй. Махабхарата, 10 томов Б. Дебруа . п. 525.
- ^ К.М. Джордж (1992). Современная индийская литература: Антология . Сахитья Академия. п. 229. ИСБН 978-81-7201-324-0 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Рита Деви (весна – лето 1977 г.). «Пять трагических героинь танцевальной драмы Одисси: тема Панча-канья в Махари «Нритья» ». Журнал южноазиатской литературы: женская чувствительность и характеристики в южноазиатской литературе . 12 (3/4). Центр азиатских исследований Мичиганского государственного университета: 25–29. JSTOR 40872150 .
- ^ Бхаттачарья, Прадип (ноябрь – декабрь 2004 г.). «Пять святых девственниц, пять священных мифов: поиск смысла (часть V)» (PDF) . Мануши (145): 30–7. Архивировано (PDF) из оригинала 1 сентября 2020 г. Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Джордж М. Уильямс (18 июня 2008 г.). Справочник по индуистской мифологии . Издательство Оксфордского университета. п. 226. ИСБН 978-0-19-533261-2 . Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Мукерджи, стр. 48–9.
Источники
[ редактировать ]- Чаттопадхьяя, Камаладеви (1982). Борьба индийских женщин за свободу . Публикации Абхинава.
- Келкар, Мина К. (1995). Подчинение женщины: новый взгляд . Издательство Дискавери. ISBN 978-81-7141-294-5 .
- Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-0-8426-0822-0 .
- Мукерджи, Прабхати (1999) [1978]. Индуистские женщины: нормативные модели . Ориент Блэксван . ISBN 978-81-250-1699-1 .
- Зёнен-Тиеме, Ренате (1996). «История Ахалии на протяжении веков». В Лесли, Джулия (ред.). Миф и мифотворчество: непрерывная эволюция индийской традиции . Керзон Пресс. ISBN 978-0-7007-0303-6 .