Шаньмэнь
Ворота Шаньмэня или Зал Шанмэня или просто Шанмэнь ( упрощенный китайский : 山门堂 ; традиционный китайский : 山门堂 ; пиньинь : Шанмэндиан ) [ а ] , — входные ворота буддийского храма. [ 1 ] В древние времена почти во всех буддийских храмах были единственные ворота Шанмэнь, ведущие в большой зал храма. [ 1 ] Сегодня замечено, что большинство сохранившихся китайских буддийских храмов построены в стиле зала, но в их конструкцию включены трое главных ворот. [ 1 ] После последовательных войн и культурного разрыва большинство чань-буддийских храмов превратили средние ворота в вход в зал, получивший название «Зал Шанмэнь». [ 1 ] Шанмэнь — самые важные ворота храма буддийской секты Чань . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Одна из теорий состоит в том, что слово « Шаньмэнь » буквально означает «Горные ворота», поскольку храмы традиционно строились в лесистых горных районах, где монахи Чань могли уединиться вдали от светской жизни. [ 1 ] Другой предполагает, что во время различных эпизодов подавления буддизма в китайской истории монахи переносили свои монастыри вглубь гор, а позже строили ворота у подножия горы, чтобы направлять паломников к храмам. [ 1 ] Другая теория состоит в том, что «Шаньмэнь» — это искаженное слово «Саньмэнь» или «Три врата», обозначающее «три врата» к освобождению. [ 1 ] ( Три двери освобождения ) в Дхарме - «Кунмэнь» ( освобождение пустоты ), «усянмэнь» ( 无相门 ; освобождение без аспектов) и «уюаньмэнь» ( 无愿门 ; освобождение от желаний). [ 2 ] [ 3 ] Эта последняя точка зрения коррелирует с традиционной структурой храмов Чань, которая включала три ворот, которые, как говорят, символизируют три ворот. [ 1 ]
Архитектурные стили
[ редактировать ]Исторические Шанмэни в Китае представляют собой либо ворота в стиле Пайфан , либо более солидное здание, обычно с тремя арками. [ 1 ] Когда будет построено более солидное храмовое здание, два боковых ворот можно будет упростить до арочных или круглых окон, оставив для доступа только средние ворота. [ 1 ] Здание ворот можно назвать «Залом Трех Освобождений» или «Залом Горных ворот». [ 1 ]
Традиционно, если Шанмэнь принимает форму здания с воротами, в этом зале возводятся статуи двух фигур из буддийских преданий, охраняющих вход, которые по-японски называются « Хэн и Ха » или « А-ун » Нио . [ 1 ] Так обстоит дело в храме Цзетай в Пекине. [ 1 ]
В некоторых храмах Чань здание Шаньмэня объединено с Залом Четырех Небесных Королей , так что Четыре Небесных Короля служат стражами ворот в монастырь. В других чаньских храмах здание Шанмэнь совмещено с залом Майтрейи, в центре зала воздвигнута статуя Будды Майтрейи. Такое расположение можно увидеть в храмах Шаолинь и Лунхуа . Некоторые храмы Чань объединяют в себе Зал Майтрейи и Зал Четырех Небесных Королей с Шанмэнем, так что входное здание также имеет статую Будды Майтрейи в центре, а также Четырех Небесных Королей по бокам. Такое расположение можно найти в храме Линъинь в Ханчжоу , провинция Чжэцзян , Китай. [ нужна ссылка ]
Хэн и Ха
[ редактировать ]В нишах, расположенных по обе стороны Зала Шанмэнь, будет установлена статуя небесного божества с Ваджрой в руке. [ 1 ] Этих божеств зовут Нио — воин-помощник Будды. [ 1 ] Они также могут быть известны как «Божество Якаша » или «Чжицзинган » . [ 1 ] Ваджра первоначально относится к короткому металлическому оружию Царя Всех Небесных Божеств, зовут Индра которого в индийской мифологии . [ 1 ] В буддизме он символизирует твердость и остроту. [ 1 ] Нио — Дхармапала , который защищает буддизм с вечно присутствующей Ваджрой в руке. [ 1 ]
Первоначально в храме был один Нио. [ 1 ] Однако после распространения буддизма из Индии в Китай во времена династии Восточная Хань (25–220 гг.) Китайцы бросили двух Нио для защиты ворот горы. [ 1 ] Это сделано для того, чтобы удовлетворить китайскому обычаю, согласно которому божества располагаются парами. [ 1 ] Нио носят короны, неземную одежду (обнажающую хорошо развитые мышцы верхней части тела) и юбки до колен. [ 1 ] У Нио широко открытые глаза и выдающийся нос. [ 1 ] Они держат в руках оружие и сердито смотрят в землю, создавая устрашающий образ. [ 1 ] У Нио справа открытый рот, чтобы произнести звук «а», а у того, что слева, рот закрыт, чтобы произнести звук «хонг». [ 1 ] Общее название статуй с открытым ртом — Генерал Ха ( 哈генерал ; японский: 阿彐 ), а статуй с закрытым ртом — Генерал Хэн ( 徳генерал ; японский: 楽 ); [ 4 ] [ б ]
Галерея
[ редактировать ]-
-
Зал Горных ворот храма Цзетай в Пекине. Арочные окна представляют собой традиционные боковые ворота.
-
-
Генерал Ха охраняет зал Шаньмэнь внутри храма Хунфа, Шэньчжэнь, Гуандун, Китай
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Цзы Ян (01 августа 2012 г.). Знаменитые храмы Китая . Пекин: Time Publishing and Media Co., Ltd., с. 25. ISBN 978-7-5461-3146-7 .
- ^ Вэй Ран (1 июня 2012 г.). Буддийские постройки . Пекин: Китайская архитектурная и строительная пресса. ISBN 9787112142880 .
- ^ Хань Синь (1 апреля 2006 г.). Известные храмы Китая . Восточной издательской компании Ltd. Шанхай: ISBN 7506024772 .
- ^ Хань Синь (1 апреля 2006 г.). Известные храмы Китая . Восточной издательской компании Ltd. Шанхай: ISBN 7506024772 .
- ^ Вэй Ран (1 июня 2012 г.). Буддийские постройки . Пекин: Китайская архитектурная и строительная пресса. ISBN 9787112142880 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ван Гуйсян (17 июня 2016 г.). «История китайской ханьской буддийской архитектуры - строительство, распространение, структура храмов, типы зданий и изменения буддийских храмов» [ История китайских буддийских храмов ] (на китайском языке). Пекин: Издательство Университета Цинхуа. ISBN 9787302427056 .
- Чжан Юхуань (01 июня 2014 г.). «Иллюстрированная серия китайской буддийской архитектуры и храмов» (на китайском языке). Пекин: Издательство «Современный Китай». ISBN 9787515401188 .