Школьные линии
Часть серии о |
Дзен-буддизм |
---|
Школа Линьцзи ( китайский : 臨濟宗 ; пиньинь : Линьцзи цзун ) — школа чань-буддизма, названная в честь Линьцзи Исюаня (ум. 866). Она приобрела известность в Китае Сун (960–1279), распространилась в Японии как школа Риндзай и оказала влияние на девять горных школ корейского Сеона .
История
[ редактировать ]Династия Сун
[ редактировать ]До династии Сун школа Линьцзи была довольно малоизвестной, и о ее ранней истории известно очень мало. [1]
Период пяти династий и десяти королевств (907–960/979 н.э.)
[ редактировать ]Период Пяти династий и Десяти королевств ( упрощенный китайский : 五代十国 ; традиционный китайский : 五代十國 ; пиньинь : Удай Шигуо ) (907–960/979 гг. н. э.) был эпохой политических потрясений между падением династии Тан и Основание песни. В этот период на севере быстро сменили друг друга пять династий и было создано более двенадцати независимых государств, из которых традиционно перечисляются только десять.
Это разделение на различные регионы и королевства привело к диверсификации чаньских фракций. [ нужна ссылка ] , отраженное в Пяти Домах Чана . [ нужна ссылка ] Школа Фаян имела особое влияние в странах Южного Тан (937–975) и Уюэ (907–978). [2] Он пропагандировал цзяочань ичжи , «гармонию между Чань и Учением», в противоположность цзяовай бичуань , «особой передаче вне учения», последнее в конечном итоге стало одним из определяющих лозунгов Чань. [3]
Династия Северная Сун (960–1127)
[ редактировать ]Сун была правящей династией между 960 и 1279 годами. Она делится на два отдельных периода: Северную и Южную Сун.
Во времена Северной Сун (960–1127) столица Сун находилась в северном городе Бяньцзин (ныне Кайфэн ), и династия контролировала большую часть собственно Китая . Школа Фаян была первой фракцией, получившей признание при дворе Сун благодаря влиянию буддийского ученого-чиновника Заннинга (919–1001). [4] После его смерти эту позицию заняла школа Линьцзи. [4]
Школа Линьцзи объединила классические элементы чань-буддизма:
- Жанр денлу , «Передача лампы»; [5] [6]
- Юлу - жанр, записанные высказывания мастеров Тан; [5] [6]
- Сборники гонганов , описывающие диалоги и взаимодействие мастеров и учеников, дополненные вступлениями, комментариями и стихами; [5] [6] [7]
- Практика Хуа Тоу , медитативная концентрация на «голове слова» гунгана как помощь в достижении цзяньсин ; [5] [7]
- Понятие «особой передачи вне Священных Писаний» как одна из определяющих характеристик дзэн. [6]
Все эти элементы, которые сформировали образ иконоборческого мастера дзэн, передающего бессловесную истину, были сформированы и зависели от литературных продуктов, которые сформировали традиционное повествование дзэн , которое укрепило позиции школы Линьцзи. Вполне возможно, что это повествование не описывает реальную практику Чань ни при династии Сун, ни при династии Тан. [6]
Линии
[ редактировать ]Школа Линьцзи стала доминирующей школой в Чане в начале эпохи Сун благодаря поддержке литераторов и двора. [6] Фигура Линьцзи как одного из образцовых мастеров Чань была подробно описана в ряде сочинений десятого и одиннадцатого веков, которые поддерживали школу Линьцзи и способствовали ее влиянию и положению. [4]
Цзутанг джи (952)
[ редактировать ]Первое упоминание о Линьцзи содержится в Цзутанг цзи (祖堂集 «Антология Патриаршего зала»), составленном в 952 году, через 86 лет после смерти Линьцзи. [6] Цзутанг цзи был написан для поддержки линии Сюэфэн Ицунь . В нем эта линия изображена как наследница наследия Мацзу и школы Хунчжоу. [6] Оно было написано двумя учениками Чжаоцин Вэньдэна (884–972), потомка дхармы Сюэфэна Ицуня , чья родословная восходит к Шитоу Сицяню (700–790). Ученик Сюэфэна Юньмэнь Вэньян (862 или 864–949 гг. н. э.) основал школу Юньмэнь , а «великий ученик Сюэфэна» Фаян Вэньи основал школу Фаян . [8]
Цзиндэ Чуандэн Лу (1004)
[ редактировать ]« Передача лампы» (景德傳燈錄), составленная в 1004 году Даоюанем, является одним из важнейших произведений Чань. Он был составлен членом школы Фаян , но опубликован после редакционной редакции Ян И (974–1020), ведущего деятеля литераторов Сун и сторонника фракции Линьцзи при дворе Сун. [6] Школа Фаян по-прежнему занимает видное место среди конкурирующих фракций, изображенных в «Чжуандэн лу», но в этом документе проявляется растущее влияние фракции Линьцзи. [6]
В «Передаче лампы» сначала дается краткая биографическая информация о Линьджи, за которой следует взаимодействие Линьджи с Хунагбо, чтобы подкрепить утверждение о потомстве Линьджи от Хунагбо и линии Мазу. [6]
Передача лампы служила нескольким потребностям и интересам: [8]
- Потребности Сун использовать буддизм для централизации нового государства и поддерживать хорошие отношения с соседними буддийскими народами;
- Интересы фракции Линьцзи, которая доминировала в столице Бяньцзине;
- Желание новой династии установить свой собственный культурный стиль ( вэнь ); [примечание 1]
- Потребности литераторов, которые поддерживали культурный стиль, поддерживающий свободное, спонтанное выражение, отличались от более традиционной «древней культуры» ( гувэнь ).
Сближение этих влияний привело к созданию образа иконоборческого чань-мастера, выполнявшего все эти требования: [8]
Он был свободным и непосредственным и тем самым служил либеральной фракции Вэнь в их борьбе против сторонников гювэней при дворе. Он не был запятнан какой-либо потребностью в политической власти и поэтому не угрожал авторитету династии или ее бюрократии. Он был буддистом, и поэтому мог быть выдвинут вперед, когда возникала необходимость показать, что империя поддерживает буддизм. Он создавал развлекательное чтение, которое отвечало потребностям новообразованной читающей публики. Наконец, он заявил о превосходстве линии Линьцзи и ее стиле «золотого века Чань», тем самым устраивая доминирующую в то время фракцию. [8]
Тем не менее, эта картина отклоняется от того, что, как полагают, характерно для многих мастеров Чань прежних времен, которые были довольно традиционными: «они обычно принимали приглашения ко двору, получали пурпурные одежды и почетные титулы и строили для них монастыри. правителями и чиновниками». [8]
Тяньшэн Гуандэнлу (1029)
[ редактировать ]По словам Велтера, настоящим основателем школы Линьцзи был Шушань (или Баоин) Шэннянь (首山省念) (926–993), наследник дхармы Линьцзи в четвертом поколении. Расширенный отчет о лампах эпохи Тяньшэн (天聖廣燈錄), составленный официальным лицом Ли Цзуньсюем (январь 1038 г.) (988-1038 гг.), подтверждает статус Шоушань Шэнняня, но также изображает Линьцзи как главного чаньского патриарха и наследника династии Тяньшэн. в Хунчжоу Школа Мацзу Даойи , вытеснившая выдающееся положение линии Фаян. [6] Он также установил лозунг «особой передачи вне учения», поддерживая утверждение школы Линьцзи о том, что «Чань отделен от всех других буддийских учений и превосходит их». [4]
Учение Линьцзи в этом документе уже более или менее завершено, и он изображен как наследник дхармы Хуанбо Сиюня (ум. 850). «Гуандэн лу» содержит краткие биографические подробности жизни и деятельности Линьцзи. [6]
Основные элементы классического Чань полностью отображены в Расширенной ламповой записи эпохи Тяньшэн : диалоги встреч, просветляющие стихи, высказывания мастеров и комментарии к этим высказываниям, отсутствие исторической контекстуализации и биографических подробностей. [8]
Сидзя Юлу (1066–1069)
[ редактировать ]« Сицзя юлу » «Записи бесед четырех мастеров», составленные в 1066–1069 гг. Хуанлуном Хуинанем (1002–1069), содержат записи бесед Мацзу Даои (709–788), Байчжан Хуайхая (720–814), Хуанбо Сиюнь (ум. .850) и Линьцзи, главные патриархи династии Тан согласно фракции Линьцзи. В этом тексте Линьцзи явно ставится в один ряд с этими учителями школы Хунчжоу . [6]
К этому времени ортодоксальность Чань еще не устоялась. Примерно в то же время был составлен « Дешань Сидзя лу» , аналогичный текст, содержащий записи Дэшань Сюаньцзяня (780–865), чья родословная восходит к Шитоу Сицяню и включала чаньскую ветвь Сюэфэн Ицунь , Юмэнь и Фаян. [6] Другие Сидзя лу включали Хуанлун Сидзя (составлено в 1141 г.) и Цимин Сидзя лу (составлено в 1153 г.). [6]
Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйжао Чанси юлу (1120 г.)
[ редактировать ]Чжэньчжоу Линьцзи Хуичжао Чанси юлу («Летопись Линьцзи»), составленная Юаньцзюэ Цзунганем в 1120 году, представляет собой классическую версию летописи Линьцзи. Юаньцзюэ Цзунган принадлежал к фракции Юньмэнь и также переиздал « Юньмэнь юлу» , «Записи бесед Юньмэня». [6]
Отдельная публикация записей Линьцзи свидетельствует о недавно приобретенном статусе Линьцзи как одного из главных патриархов Чана. [6] Это также отражает изменение личности Чана во время династии Сун и растущий статус юлу-текстов. [6]
Текст записи Линьцзи тот же, что и в « Тяньшэн Гуандэн лу» , но в другом порядке. Линьджи юлу открывается лекциями, которые Льнджи прочитал по просьбе префекта-губернатора и других официальных лиц, подчеркивая тесную связь фракции Линьджи с судом. Биографические данные о жизни Линьцзи расширены и приводятся в конце текста. [6]
В «Линджи юлу» фраза «особая передача вне писаний» приписывается самому Линьцзи. Он служил ведущим лозунгом для установления идентичности Линьцзи Чан фракцией Линьцзи Шушаня Шэнняня и рассматривался как торговая марка идентичности Линьцзи Чан Ян И и Ли Цзуньсюй, литераторами, связанными с судом, которые играли важную роль. в построении репутации и репутации Линьджи. [6]
Династия Южная Сун (1127–1279)
[ редактировать ]Южная Сун ( китайский : 南宋 , 1127–1279) относится к периоду после того, как Сун потеряла контроль над северным Китаем в пользу династии Цзинь . В это время двор Сун отступил к югу от Янцзы и основал свою столицу в Линьане (ныне Ханчжоу ). Основные деятели школы Линьцзи также переехали на юг. [9]
Дахуэй и практика хуа-тоу
[ редактировать ]В XII веке возникла явная разница между школами Линьцзи и Цаодун. Две школы конкурировали за поддержку литераторов, которые стали более влиятельными, когда правительство Сун начало ограничивать ее влияние на общество. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] Хунчжи Чжэнцзюэ (1091–1157) из школы Цаодун делал упор на безмолвное освещение или сикантадза как на средство одиночной практики, которую могли выполнять миряне. Дахуэй Цзунгао (1089–1163) ввел практику канхуа , «наблюдение за головой слова», как средство одиночной практики. [7] Он организовал изучение коанов в систему, [9] который в этот период был экспортирован в Японию. [10]
Династия Юань (1279–1368)
[ редактировать ]— Династия Юань империя, основанная Хубилай-ханом , лидером монгольского клана Борджигин , после того, как Монгольская империя завоевала Цзинь и Южную Сун . Учение Чань начало смешиваться с буддизмом Чистой Земли , как в учении Чжунфэна Минбэня (1263-1323).
Династия Мин (1368–1644)
[ редактировать ]Чань-буддизм пережил своего рода возрождение во времена династии Мин с такими учителями, как Ханьшань Дэцин (憨山德清), который много писал и преподавал как чань, так и буддизм Чистой Земли; Миюнь Юаньу (密雲圓悟), а также Юньци Чжухун (雲棲祩宏, 1535—1615) и Оуи Чжисюй (蕅益智旭). Линьцзи Чань был «заново изобретен» в эпоху позднего Мин благодаря «возрождению практики избиения и крика» Миюнь Юаньу (1566–1642), чья школа была чрезвычайно влиятельной и широко распространенной, распространившись даже на Японию и Вьетнам. Сам Миюн возглавил многочисленные общины из тысяч монахов и утвердил двенадцать наследников дхармы. [11]
После падения династии Мин несколько китайских мастеров Чань бежали в Японию, основав школу Обаку. [12] Миюнь стал считаться посмертно первым патриархом школы Обаку с тех пор, как его ученик Иньюань Лунци (яп. Инген Рюки, 1592–1673) был основателем Обаку. [13] [14]
Эта линия передачи также распространила учение Линьцзи гунъань во Вьетнаме , главным образом благодаря усилиям Юаньшао元韶 (1648–1728). [15] По словам Бингенхаймера, «линия Нгуен-Тиеу, начавшаяся с Юаньшао, была успешной и до сих пор остается одной из крупнейших во вьетнамском чане». [15]
Чань преподавали наряду с буддизмом Чистой Земли во многих китайских буддийских монастырях. Со временем большая часть различий между ними была утрачена, и многие мастера преподавали как Чань, так и Чистую Землю. [16]
Династия Цин (1644–1912)
[ редактировать ]Династия Цин была последней императорской династией Китая.
В начале эпохи Цин секта Тяньтун Линьцзи Чана продолжала пользоваться большим влиянием. В эту эпоху была опубликована книга « Удэн яньтун » («Строгая передача пяти школ Чань») Фейинь Тонгронг (1593–1662), наследник дхармы Миюнь Юаньу. В книге самопровозглашенные чаньские монахи, не имеющие надлежащей передачи Дхармы, были отнесены к категории «неизвестной линии передачи» ( сифа вэйсян ), тем самым исключив нескольких выдающихся Цаодуна . монахов [17]
Новое время (после 1912 г.)
[ редактировать ]После нескольких столетий упадка во времена Цин, Чань был снова возрожден в начале 20-го века Сююнем , известным деятелем китайского буддизма 20-го века. Многие учителя Чань сегодня ведут свою родословную от Сююня, в том числе Шэн-янь (聖嚴, Шэнъянь) и Сюань Хуа (宣化, Сюаньхуа), которые распространяли чань на Западе, где оно неуклонно росло на протяжении 20 и 21 веков.
Чань подвергался репрессиям в Китае в новейшую современную эпоху в ранние периоды существования Народной Республики , но в последнее время вновь заявил о себе на материке и имеет значительное количество последователей на Тайване и в Гонконге , а также среди зарубежных китайцев .
Влияние
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]Японская секта дзэн, известная как школа Риндзай, является ветвью линии передачи, основанной Линьцзи. Меньшая японская школа Обаку пришла в Японию в 17 веке как отдельная линия Линьцзи и существовала в Японии в течение многих лет как культурный китайский дзэн династии Мин в Японии.
Позже Обаку частично слился с линией Риндзай после Хакуином Экаку возрождения Риндзай в 18 веке. Сегодня школы Риндзай и Обаку тесно связаны. [Интернет 1]
Ныне несуществующий Фукэ-сю также имел тесные связи со школой Риндзай и заявлял о своей принадлежности к линии Линьдзи.
Корея
[ редактировать ]Школа Линьцзи оказала значительное влияние на уже существовавший корейский Орден Джоге — название, принятое девятью горными школами , основанными учениками Мазу Даойи . Цзинуль (知訥) (1158–1210) перенял практику Хуа Тоу Дахуэй, но смешал ее с интеллектуальными учениями Гуйфэн Цзунми (780–841). Джинул подчеркивал внезапное прозрение , за которым следовало постепенное совершенствование. [18]
Корейская школа Линьцзи столкнулась с проблемой выражения своего учения о таковости , не зацикливаясь на словах и концепциях; предполагаемое использование криков и избиений сыграло важную роль в этом неконцептуальном выражении - после того, как студенты получили хорошее образование в буддийской традиции. [19]
По словам Басвелла, корейская традиция Линьцзи использовала схему «Три таинственных врат» (三玄門), чтобы сохранить акцент чань на неконцептуальной природе реальности, одновременно используя сутры и учения для обучения студентов. Эта схема содержит три основных элемента: [19]
- Первые Врата — это «тайна по сути», использование буддийской философии , такой как Хуаянь , для объяснения взаимопроникновения всех явлений.
- Вторые врата — это «тайна слова», использующая Хуа Тоу. [примечание 2] за «процесс постепенного освобождения учащихся от концептуальной работы ума».
- Третьи Врата — это «тайна в тайне», «включающая в себя совершенно неконцептуальные выражения, такие как удары или крики, которые предназначены для устранения всех дефектов, неявных в концептуальном понимании».
См. также
[ редактировать ]- Мазу Даойи
- Линьцзи Исюань
- Дзенские диаграммы происхождения
- Пять домов Чана
- Школа Каодун
- Школа Риндзай
- Дзадзэн
- Коан
- Коронный храм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вэнь (文), включающий китайскую литературу , китайскую культуру и китайскую письменность.
- ^ Стюарт Лахс: «Китайский термин Хуа-тоу можно перевести как «критическая фраза». Буквально это означает «начало речи» или «точку, за которой речь исчерпывает себя». По-корейски хуа-тоу известно как хваду, а по-японски как вато [...] Хуа-тоу — это короткая фраза (иногда часть коана), которую можно рассматривать как предмет медитации и самоанализ, чтобы сосредоточить ум определенным образом, что способствует просветлению. [Интернет 2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дюмулен 2005a .
- ^ Велтер 2000 , с. 86-87.
- ^ Велтер 2000 , с. 86-91.
- ^ Jump up to: а б с д Молодой 2009 год .
- ^ Jump up to: а б с д Макрей 2003 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Велтер 2006а .
- ^ Jump up to: а б с Шлюттер 2008 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс 2010 .
- ^ Jump up to: а б Yampolski 2003 , p. 20.
- ^ Yampolski 2003 , p. 21.
- ^ Бингенхаймер, Маркус (2023). « Миюнь Юаньу Миюнь Юаньу (1567–1642) и его влияние на буддизм 17 века » . Религии . 14. 248. 10.3390/rel14020248.
- ^ Дюмулен 2005b , с. 299.
- ^ Ву, Цзян (2006). «Строительство монастыря передачи Дхармы» (PDF) . История Восточной Азии . 31:48 .
- ^ Бингенхаймер, Маркус (2023). « Миюнь Юаньу Миюнь Юаньу (1567–1642) и его влияние на буддизм 17 века » . Религии . 14. 248. 10.3390/rel14020248.
- ^ Jump up to: а б Бингенхаймер, Маркус (2023). « Миюнь Юаньу Миюнь Юаньу (1567–1642) и его влияние на буддизм 17 века » . Религии . 14. 248. 10.3390/rel14020248.
- ^ Sharf 2002
- ^ Мэн-Тат Чиа 2011 .
- ^ Грегори 1991 .
- ^ Jump up to: а б Басуэлл, Роберт Э. младший (1992). «Чаньская герменевтика: корейский взгляд». В Лопесе, Дональд С. младший (ред.). Буддийская герменевтика. Гонолулу: Гавайский университет Press (Исследования Института Курода в области восточноазиатского буддизма 6). стр. 231–256.
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Дюмулен, Генрих (2005a), Дзен-буддизм: история. Том 1: Индия и Китай , World Wisdom Books, ISBN 9780941532891
- Дюмулен, Генрих (2005b), Дзен-буддизм: история. Том 2: Япония , World Wisdom Books, ISBN 9780941532907
- Грегори, Питер Н. (1991), Внезапное просветление с последующим постепенным совершенствованием: анализ разума Цунг-ми. В: Питер Н. Грегори (редактор) (1991), Внезапное и постепенное. Подходы к просвещению в китайской мысли , Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited
- Джонс, Чарльз Б. (2010), «Обзор монахов, правителей и литераторов: политическое господство чань-буддизма» (PDF) , Журнал буддийской этики
- Макрей, Джон (2003), Видеть сквозь дзен. Встреча, трансформация и генеалогия в китайском чань-буддизме , The University Press Group Ltd, ISBN 9780520237988
- Мэн-Тат Чиа, Джек (2011), «Обзор Просвещения в споре: новое изобретение чань-буддизма в Китае семнадцатого века» (PDF) , Журнал буддийской этики , 18
- Шлюттер, Мортен (2008), Как дзен стал дзен. Спор о просвещении и формировании чань-буддизма в Китае династии Сун , Гонолулу: University of Hawai'i Press, ISBN 978-0-8248-3508-8
- Шарф, Роберт Х. (2002), О буддизме Чистой Земли и синкретизме Чань/Чистой Земли в средневековом Китае , Лейден, Нидерланды: Брилл
- Велтер, Альберт (2000), улыбка Махакашьяпы. Бесшумная передача и традиция Кунг-ан (Коан). В: Стивен Хейн и Дейл С. Райт (редакторы) (2000): «Коан. Тексты и контексты в дзен-буддизме» , Оксфорд: Oxford University Press.
- Велтер, Альберт (2002), Текстовая история Линьцзи-лу (Записи о Линьцзи): самые ранние записанные фрагменты
- Велтер, Альберт (2006a), Формирование Линьцзи Лу (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2013 г.
- Велтер, Альберт (2006b), Монахи, правители и литераторы. Политическое господство чань-буддизма , Книги мудрости
- Велтер, Альберт (2008), Линьджи Лу и создание чаньской ортодоксии: развитие чаньских записей высказываний, литература , Oxford University Press
- Ямпольский, Филип (2003), Дзен. Исторический очерк. В: Буддийская духовность. Позже Китай, Корея, Япония и современный мир; под редакцией Такеучи Ёсинори , Дели: Мотилал Банарсидасс
- Янг, Стюарт (2009), Линьцзи Лу и китайское православие. Рецензия на книгу «Альберт Вельтер. Линьцзи лу и создание чаньского православия: развитие чаньской литературы изречений».
- Веб-источники