Jump to content

Школьные линии

Статуя Линьцзи Исюаня , тезки школы Линьцзи.

Школа Линьцзи ( китайский : 臨濟宗 ; пиньинь : Линьцзи цзун ) — школа чань-буддизма, названная в честь Линьцзи Исюаня (ум. 866). Она приобрела известность в Китае Сун (960–1279), распространилась в Японии как школа Риндзай и оказала влияние на девять горных школ корейского Сеона .

Династия Сун

[ редактировать ]

До династии Сун школа Линьцзи была довольно малоизвестной, и о ее ранней истории известно очень мало. [1]

Период пяти династий и десяти королевств (907–960/979 н.э.)

[ редактировать ]

Период Пяти династий и Десяти королевств ( упрощенный китайский : 五代十国 ; традиционный китайский : 五代十國 ; пиньинь : Удай Шигуо ) (907–960/979 гг. н. э.) был эпохой политических потрясений между падением династии Тан и Основание песни. В этот период на севере быстро сменили друг друга пять династий и было создано более двенадцати независимых государств, из которых традиционно перечисляются только десять.

Это разделение на различные регионы и королевства привело к диверсификации чаньских фракций. [ нужна ссылка ] , отраженное в Пяти Домах Чана . [ нужна ссылка ] Школа Фаян имела особое влияние в странах Южного Тан (937–975) и Уюэ (907–978). [2] Он пропагандировал цзяочань ичжи , «гармонию между Чань и Учением», в противоположность цзяовай бичуань , «особой передаче вне учения», последнее в конечном итоге стало одним из определяющих лозунгов Чань. [3]

Династия Северная Сун (960–1127)

[ редактировать ]

Сун была правящей династией между 960 и 1279 годами. Она делится на два отдельных периода: Северную и Южную Сун.

Во времена Северной Сун (960–1127) столица Сун находилась в северном городе Бяньцзин (ныне Кайфэн ), и династия контролировала большую часть собственно Китая . Школа Фаян была первой фракцией, получившей признание при дворе Сун благодаря влиянию буддийского ученого-чиновника Заннинга (919–1001). [4] После его смерти эту позицию заняла школа Линьцзи. [4]

Школа Линьцзи объединила классические элементы чань-буддизма:

  • Жанр денлу , «Передача лампы»; [5] [6]
  • Юлу - жанр, записанные высказывания мастеров Тан; [5] [6]
  • Сборники гонганов , описывающие диалоги и взаимодействие мастеров и учеников, дополненные вступлениями, комментариями и стихами; [5] [6] [7]
  • Практика Хуа Тоу , медитативная концентрация на «голове слова» гунгана как помощь в достижении цзяньсин ; [5] [7]
  • Понятие «особой передачи вне Священных Писаний» как одна из определяющих характеристик дзэн. [6]

Все эти элементы, которые сформировали образ иконоборческого мастера дзэн, передающего бессловесную истину, были сформированы и зависели от литературных продуктов, которые сформировали традиционное повествование дзэн , которое укрепило позиции школы Линьцзи. Вполне возможно, что это повествование не описывает реальную практику Чань ни при династии Сун, ни при династии Тан. [6]

Школа Линьцзи стала доминирующей школой в Чане в начале эпохи Сун благодаря поддержке литераторов и двора. [6] Фигура Линьцзи как одного из образцовых мастеров Чань была подробно описана в ряде сочинений десятого и одиннадцатого веков, которые поддерживали школу Линьцзи и способствовали ее влиянию и положению. [4]

Цзутанг джи (952)
[ редактировать ]

Первое упоминание о Линьцзи содержится в Цзутанг цзи (祖堂集 «Антология Патриаршего зала»), составленном в 952 году, через 86 лет после смерти Линьцзи. [6] Цзутанг цзи был написан для поддержки линии Сюэфэн Ицунь . В нем эта линия изображена как наследница наследия Мацзу и школы Хунчжоу. [6] Оно было написано двумя учениками Чжаоцин Вэньдэна (884–972), потомка дхармы Сюэфэна Ицуня , чья родословная восходит к Шитоу Сицяню (700–790). Ученик Сюэфэна Юньмэнь Вэньян (862 или 864–949 гг. н. э.) основал школу Юньмэнь , а «великий ученик Сюэфэна» Фаян Вэньи основал школу Фаян . [8]

Цзиндэ Чуандэн Лу (1004)
[ редактировать ]

« Передача лампы» (景德傳燈錄), составленная в 1004 году Даоюанем, является одним из важнейших произведений Чань. Он был составлен членом школы Фаян , но опубликован после редакционной редакции Ян И (974–1020), ведущего деятеля литераторов Сун и сторонника фракции Линьцзи при дворе Сун. [6] Школа Фаян по-прежнему занимает видное место среди конкурирующих фракций, изображенных в «Чжуандэн лу», но в этом документе проявляется растущее влияние фракции Линьцзи. [6]

В «Передаче лампы» сначала дается краткая биографическая информация о Линьджи, за которой следует взаимодействие Линьджи с Хунагбо, чтобы подкрепить утверждение о потомстве Линьджи от Хунагбо и линии Мазу. [6]

Передача лампы служила нескольким потребностям и интересам: [8]

  1. Потребности Сун использовать буддизм для централизации нового государства и поддерживать хорошие отношения с соседними буддийскими народами;
  2. Интересы фракции Линьцзи, которая доминировала в столице Бяньцзине;
  3. Желание новой династии установить свой собственный культурный стиль ( вэнь ); [примечание 1]
  4. Потребности литераторов, которые поддерживали культурный стиль, поддерживающий свободное, спонтанное выражение, отличались от более традиционной «древней культуры» ( гувэнь ).

Сближение этих влияний привело к созданию образа иконоборческого чань-мастера, выполнявшего все эти требования: [8]

Он был свободным и непосредственным и тем самым служил либеральной фракции Вэнь в их борьбе против сторонников гювэней при дворе. Он не был запятнан какой-либо потребностью в политической власти и поэтому не угрожал авторитету династии или ее бюрократии. Он был буддистом, и поэтому мог быть выдвинут вперед, когда возникала необходимость показать, что империя поддерживает буддизм. Он создавал развлекательное чтение, которое отвечало потребностям новообразованной читающей публики. Наконец, он заявил о превосходстве линии Линьцзи и ее стиле «золотого века Чань», тем самым устраивая доминирующую в то время фракцию. [8]

Тем не менее, эта картина отклоняется от того, что, как полагают, характерно для многих мастеров Чань прежних времен, которые были довольно традиционными: «они обычно принимали приглашения ко двору, получали пурпурные одежды и почетные титулы и строили для них монастыри. правителями и чиновниками». [8]

Тяньшэн Гуандэнлу (1029)
[ редактировать ]

По словам Велтера, настоящим основателем школы Линьцзи был Шушань (или Баоин) Шэннянь (首山省念) (926–993), наследник дхармы Линьцзи в четвертом поколении. Расширенный отчет о лампах эпохи Тяньшэн (天聖廣燈錄), составленный официальным лицом Ли Цзуньсюем (январь 1038 г.) (988-1038 гг.), подтверждает статус Шоушань Шэнняня, но также изображает Линьцзи как главного чаньского патриарха и наследника династии Тяньшэн. в Хунчжоу Школа Мацзу Даойи , вытеснившая выдающееся положение линии Фаян. [6] Он также установил лозунг «особой передачи вне учения», поддерживая утверждение школы Линьцзи о том, что «Чань отделен от всех других буддийских учений и превосходит их». [4]

Учение Линьцзи в этом документе уже более или менее завершено, и он изображен как наследник дхармы Хуанбо Сиюня (ум. 850). «Гуандэн лу» содержит краткие биографические подробности жизни и деятельности Линьцзи. [6]

Основные элементы классического Чань полностью отображены в Расширенной ламповой записи эпохи Тяньшэн : диалоги встреч, просветляющие стихи, высказывания мастеров и комментарии к этим высказываниям, отсутствие исторической контекстуализации и биографических подробностей. [8]

Сидзя Юлу (1066–1069)
[ редактировать ]

« Сицзя юлу » «Записи бесед четырех мастеров», составленные в 1066–1069 гг. Хуанлуном Хуинанем (1002–1069), содержат записи бесед Мацзу Даои (709–788), Байчжан Хуайхая (720–814), Хуанбо Сиюнь (ум. .850) и Линьцзи, главные патриархи династии Тан согласно фракции Линьцзи. В этом тексте Линьцзи явно ставится в один ряд с этими учителями школы Хунчжоу . [6]

К этому времени ортодоксальность Чань еще не устоялась. Примерно в то же время был составлен « Дешань Сидзя лу» , аналогичный текст, содержащий записи Дэшань Сюаньцзяня (780–865), чья родословная восходит к Шитоу Сицяню и включала чаньскую ветвь Сюэфэн Ицунь , Юмэнь и Фаян. [6] Другие Сидзя лу включали Хуанлун Сидзя (составлено в 1141 г.) и Цимин Сидзя лу (составлено в 1153 г.). [6]

Чжэньчжоу Линьцзи Хуэйжао Чанси юлу (1120 г.)
[ редактировать ]

Чжэньчжоу Линьцзи Хуичжао Чанси юлу («Летопись Линьцзи»), составленная Юаньцзюэ Цзунганем в 1120 году, представляет собой классическую версию летописи Линьцзи. Юаньцзюэ Цзунган принадлежал к фракции Юньмэнь и также переиздал « Юньмэнь юлу» , «Записи бесед Юньмэня». [6]

Отдельная публикация записей Линьцзи свидетельствует о недавно приобретенном статусе Линьцзи как одного из главных патриархов Чана. [6] Это также отражает изменение личности Чана во время династии Сун и растущий статус юлу-текстов. [6]

Текст записи Линьцзи тот же, что и в « Тяньшэн Гуандэн лу» , но в другом порядке. Линьджи юлу открывается лекциями, которые Льнджи прочитал по просьбе префекта-губернатора и других официальных лиц, подчеркивая тесную связь фракции Линьджи с судом. Биографические данные о жизни Линьцзи расширены и приводятся в конце текста. [6]

В «Линджи юлу» фраза «особая передача вне писаний» приписывается самому Линьцзи. Он служил ведущим лозунгом для установления идентичности Линьцзи Чан фракцией Линьцзи Шушаня Шэнняня и рассматривался как торговая марка идентичности Линьцзи Чан Ян И и Ли Цзуньсюй, литераторами, связанными с судом, которые играли важную роль. в построении репутации и репутации Линьджи. [6]

Династия Южная Сун (1127–1279)

[ редактировать ]

Южная Сун ( китайский : 南宋 , 1127–1279) относится к периоду после того, как Сун потеряла контроль над северным Китаем в пользу династии Цзинь . В это время двор Сун отступил к югу от Янцзы и основал свою столицу в Линьане (ныне Ханчжоу ). Основные деятели школы Линьцзи также переехали на юг. [9]

Дахуэй и практика хуа-тоу

[ редактировать ]

В XII веке возникла явная разница между школами Линьцзи и Цаодун. Две школы конкурировали за поддержку литераторов, которые стали более влиятельными, когда правительство Сун начало ограничивать ее влияние на общество. [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ] Хунчжи Чжэнцзюэ (1091–1157) из школы Цаодун делал упор на безмолвное освещение или сикантадза как на средство одиночной практики, которую могли выполнять миряне. Дахуэй Цзунгао (1089–1163) ввел практику канхуа , «наблюдение за головой слова», как средство одиночной практики. [7] Он организовал изучение коанов в систему, [9] который в этот период был экспортирован в Японию. [10]

Династия Юань (1279–1368)

[ редактировать ]

Династия Юань империя, основанная Хубилай-ханом , лидером монгольского клана Борджигин , после того, как Монгольская империя завоевала Цзинь и Южную Сун . Учение Чань начало смешиваться с буддизмом Чистой Земли , как в учении Чжунфэна Минбэня (1263-1323).

Династия Мин (1368–1644)

[ редактировать ]

Чань-буддизм пережил своего рода возрождение во времена династии Мин с такими учителями, как Ханьшань Дэцин (憨山德清), который много писал и преподавал как чань, так и буддизм Чистой Земли; Миюнь Юаньу (密雲圓悟), а также Юньци Чжухун (雲棲祩宏, 1535—1615) и Оуи Чжисюй (蕅益智旭). Линьцзи Чань был «заново изобретен» в эпоху позднего Мин благодаря «возрождению практики избиения и крика» Миюнь Юаньу (1566–1642), чья школа была чрезвычайно влиятельной и широко распространенной, распространившись даже на Японию и Вьетнам. Сам Миюн возглавил многочисленные общины из тысяч монахов и утвердил двенадцать наследников дхармы. [11]

После падения династии Мин несколько китайских мастеров Чань бежали в Японию, основав школу Обаку. [12] Миюнь стал считаться посмертно первым патриархом школы Обаку с тех пор, как его ученик Иньюань Лунци (яп. Инген Рюки, 1592–1673) был основателем Обаку. [13] [14]

Эта линия передачи также распространила учение Линьцзи гунъань во Вьетнаме , главным образом благодаря усилиям Юаньшао元韶 (1648–1728). [15] По словам Бингенхаймера, «линия Нгуен-Тиеу, начавшаяся с Юаньшао, была успешной и до сих пор остается одной из крупнейших во вьетнамском чане». [15]

Чань преподавали наряду с буддизмом Чистой Земли во многих китайских буддийских монастырях. Со временем большая часть различий между ними была утрачена, и многие мастера преподавали как Чань, так и Чистую Землю. [16]

Династия Цин (1644–1912)

[ редактировать ]

Династия Цин была последней императорской династией Китая.

В начале эпохи Цин секта Тяньтун Линьцзи Чана продолжала пользоваться большим влиянием. В эту эпоху была опубликована книга « Удэн яньтун » («Строгая передача пяти школ Чань») Фейинь Тонгронг (1593–1662), наследник дхармы Миюнь Юаньу. В книге самопровозглашенные чаньские монахи, не имеющие надлежащей передачи Дхармы, были отнесены к категории «неизвестной линии передачи» ( сифа вэйсян ), тем самым исключив нескольких выдающихся Цаодуна . монахов [17]

Новое время (после 1912 г.)

[ редактировать ]
Традиционный буддийский великий мастер Чань Вэй Чуэ на Тайване сидит в медитации.

После нескольких столетий упадка во времена Цин, Чань был снова возрожден в начале 20-го века Сююнем , известным деятелем китайского буддизма 20-го века. Многие учителя Чань сегодня ведут свою родословную от Сююня, в том числе Шэн-янь (聖嚴, Шэнъянь) и Сюань Хуа (宣化, Сюаньхуа), которые распространяли чань на Западе, где оно неуклонно росло на протяжении 20 и 21 веков.

Чань подвергался репрессиям в Китае в новейшую современную эпоху в ранние периоды существования Народной Республики , но в последнее время вновь заявил о себе на материке и имеет значительное количество последователей на Тайване и в Гонконге , а также среди зарубежных китайцев .

Японская секта дзэн, известная как школа Риндзай, является ветвью линии передачи, основанной Линьцзи. Меньшая японская школа Обаку пришла в Японию в 17 веке как отдельная линия Линьцзи и существовала в Японии в течение многих лет как культурный китайский дзэн династии Мин в Японии.

Позже Обаку частично слился с линией Риндзай после Хакуином Экаку возрождения Риндзай в 18 веке. Сегодня школы Риндзай и Обаку тесно связаны. [Интернет 1]

Ныне несуществующий Фукэ-сю также имел тесные связи со школой Риндзай и заявлял о своей принадлежности к линии Линьдзи.

Школа Линьцзи оказала значительное влияние на уже существовавший корейский Орден Джоге — название, принятое девятью горными школами , основанными учениками Мазу Даойи . Цзинуль (知訥) (1158–1210) перенял практику Хуа Тоу Дахуэй, но смешал ее с интеллектуальными учениями Гуйфэн Цзунми (780–841). Джинул подчеркивал внезапное прозрение , за которым следовало постепенное совершенствование. [18]

Корейская школа Линьцзи столкнулась с проблемой выражения своего учения о таковости , не зацикливаясь на словах и концепциях; предполагаемое использование криков и избиений сыграло важную роль в этом неконцептуальном выражении - после того, как студенты получили хорошее образование в буддийской традиции. [19]

По словам Басвелла, корейская традиция Линьцзи использовала схему «Три таинственных врат» (三玄門), чтобы сохранить акцент чань на неконцептуальной природе реальности, одновременно используя сутры и учения для обучения студентов. Эта схема содержит три основных элемента: [19]

  1. Первые Врата — это «тайна по сути», использование буддийской философии , такой как Хуаянь , для объяснения взаимопроникновения всех явлений.
  2. Вторые врата — это «тайна слова», использующая Хуа Тоу. [примечание 2] за «процесс постепенного освобождения учащихся от концептуальной работы ума».
  3. Третьи Врата — это «тайна в тайне», «включающая в себя совершенно неконцептуальные выражения, такие как удары или крики, которые предназначены для устранения всех дефектов, неявных в концептуальном понимании».

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вэнь (文), включающий китайскую литературу , китайскую культуру и китайскую письменность.
  2. ^ Стюарт Лахс: «Китайский термин Хуа-тоу можно перевести как «критическая фраза». Буквально это означает «начало речи» или «точку, за которой речь исчерпывает себя». По-корейски хуа-тоу известно как хваду, а по-японски как вато [...] Хуа-тоу — это короткая фраза (иногда часть коана), которую можно рассматривать как предмет медитации и самоанализ, чтобы сосредоточить ум определенным образом, что способствует просветлению. [Интернет 2]
  1. ^ Дюмулен 2005a .
  2. ^ Велтер 2000 , с. 86-87.
  3. ^ Велтер 2000 , с. 86-91.
  4. ^ Jump up to: а б с д Молодой 2009 год .
  5. ^ Jump up to: а б с д Макрей 2003 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Велтер 2006а .
  7. ^ Jump up to: а б с Шлюттер 2008 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Джонс 2010 .
  9. ^ Jump up to: а б Yampolski 2003 , p. 20.
  10. ^ Yampolski 2003 , p. 21.
  11. ^ Бингенхаймер, Маркус (2023). « Миюнь Юаньу Миюнь Юаньу (1567–1642) и его влияние на буддизм 17 века » . Религии . 14. 248. 10.3390/rel14020248.
  12. ^ Дюмулен 2005b , с. 299.
  13. ^ Ву, Цзян (2006). «Строительство монастыря передачи Дхармы» (PDF) . История Восточной Азии . 31:48 .
  14. ^ Бингенхаймер, Маркус (2023). « Миюнь Юаньу Миюнь Юаньу (1567–1642) и его влияние на буддизм 17 века » . Религии . 14. 248. 10.3390/rel14020248.
  15. ^ Jump up to: а б Бингенхаймер, Маркус (2023). « Миюнь Юаньу Миюнь Юаньу (1567–1642) и его влияние на буддизм 17 века » . Религии . 14. 248. 10.3390/rel14020248.
  16. ^ Sharf 2002
  17. ^ Мэн-Тат Чиа 2011 .
  18. ^ Грегори 1991 .
  19. ^ Jump up to: а б Басуэлл, Роберт Э. младший (1992). «Чаньская герменевтика: корейский взгляд». В Лопесе, Дональд С. младший (ред.). Буддийская герменевтика. Гонолулу: Гавайский университет Press (Исследования Института Курода в области восточноазиатского буддизма 6). стр. 231–256.

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
Веб-источники
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6e4ae54bb87e0582a1079005652ee05__1722421620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/05/c6e4ae54bb87e0582a1079005652ee05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Linji school - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)