Садия
Садия | |
---|---|
город | |
Прозвище: Отправная точка Ассама | |
Координаты: 27°50′N 95°40′E / 27.83°N 95.67°E | |
Страна | ![]() |
Состояние | Ассам |
Округ | Тинсукия |
Высота | 123 м (404 фута) |
Языки | |
• Официальный | Ассамский |
Часовой пояс | UTC+5:30 ( IST ) |
Регистрация автомобиля | АС 23 |
Садия — город в округе Тинсукиа штата Ассам. Это была столица Чутского царства , а после падения царства он стал резиденцией Садия-хова-Гохайна царства Ахом . [1] Обширные остатки зданий и укреплений, построенных во времена правления чутиев возле Садии, до сих пор указывают на важность региона в прошлом. Исторически Садия относилась к королевству Чутия, которое иногда включало районы Лакхимпур , Дхемаджи и Тинсукиа . Он считается центром развития восточных ассамских диалектов, надписи здесь написаны тайским письмом . [2] Он стоит на травянистой равнине, почти окруженной лесистыми Гималайскими горами , на правом берегу реки Лохит , которую местные жители (но ошибочно) считают основным потоком реки Брахмапутра . [3] Самая глубокая точка реки Брахмапутра находится недалеко от этой деревни. Он известен цветком сатхул (это слово означает «благословение» или «цветок пустыни»), который очень похож на жасмин .
Есть три возможных маршрута из Садии в Тибет . [4] Первый маршрут лежит через долину Дихан или Цанг По. Второй маршрут через долину Дибанг и третий маршрут через долину Лохит , ведущий в провинцию Заюл , крайнюю юго-восточную провинцию Тибета. [5] Он служил торговым путем, который проходил через Шанское государство Монгкаунг и затем, наконец, достигал Юньнани . [6]
Этимология
Исторически регион между реками Лохит и Дибанг был известен как Садхаяпура, согласно медным надписям. Считается, что Садия — это искаженная форма Садхаяпуры . [7]
История
Ранняя история
Судя по надписи, предполагается, что это столица чутийского царя Лакшминарайаны в начале 15 века. [8]
Согласно некоторым записям, король Монгкаунг (Нара) Пхуклоймунг напал на Садию на территории нынешнего округа Мьичина в Мьянме в 1524 году, но потерпел поражение и был отброшен. [9]
Под Ахомсом
После аннексии Чутийского королевства Сухунгмунгом Дихингия Роя в 1523 году это место перешло под власть Ахомов, и Прасенгмунг был назначен губернатором территории или Садия Кхова Гохайн в 1524 году. Владения Садия Кхова Гохайн включали реки Лохит , Кундил. , Дибанг , Дикхари и места Канкхам, Бардеолиагоан, Нангкоа и холмы Дойдам и Чандангири. Садийа-хова-гохайну приходилось поддерживать отношения с ади , мишми и другими горными племенами границы с Садией.

Штаб-квартира Садия Кхова Гохайн находилась в Кайченг Гоан, где он построил резервуары и здания, власть которых распространялась до реки Дихан на западе и реки Тинграй на востоке.
Во время правления Джаядваджа Сингхи деревни Мири , которые занимались беззаконной деятельностью, были подавлены в 1665 году. Кроме того, несколько деревень Мири были сокращены Гададхаром Сингхом в 1683 году. В 1697 году сильное землетрясение опустошило Садию, в результате чего многие холмы рухнули.
В 1799 году хамти в союзе с факиалами, мири, мишми, мулуками, хангхаками, пани-нарасами и аборами в Садии устроили беспорядки в Садии, но были подавлены. В 1810–1811 годах Кхамти в союзе с Сингфосом оккупировали Садию после убийства последнего губернатора Ахома или Садии Кхова Гохайна, Говинды Гохайна. В 1811–1839 годах Хамти оставались под контролем Садии до ее аннексии британцами в 1839 году. [10]
Британский период

Садия была крайней северо-восточной пограничной станцией британского владычества в районе Лакхимпур в регионах Восточная Бенгалия и Ассам. На противоположном берегу находится железнодорожная станция, которая в ту эпоху соединялась с линией Ассам-Бенгалия. В Садии располагался гарнизон из отрядов местной пехоты и военной полиции, и она была основой цепочки аванпостов. Там был базар, куда горцы за границей — Мишмис , Аборс и Хамтис — привозили каучук , воск , слоновую кость и мускус для обмена на хлопчатобумажную ткань , соль и металлические изделия. [3] В 1943-44 годах в Садии располагалось поле ВВС США (USAAF), на котором размещалась 89-я истребительная эскадрилья 80-й группы со штаб-квартирой в Нагагули, ныне авиабаза Чабуа ВВС Индии. Сегодня Садия служит одним из районных штабов Индийского Красного Креста .
В 1882 году Фрэнсис Джек Нидхэм был назначен помощником политического агента британских властей после того, как с 1876 года служил в регионе помощником суперинтенданта полиции. В конце концов он ушел со службы в 1905 году, проведя всю свою жизнь, исследуя реку Брахмапутра и написав трактат о грамматика языков мири , сингфо и кхамти . Он был награжден мемориальной медалью Гилла в 1887 году и стал членом Королевского географического общества в 1889 году. Его главной целью в жизни были исследования, отчасти с целью попытаться обнаружить исток реки Брахмапутра. Он был награжден Мемориальной медалью Гилла и ФРГС за проникновение в долину Заюл и в Тибет из Ассама.
Архитектура и руины
В средние века вся территория Садии была хорошо развитым городом. Руины, такие как Бхисмакнагар, Рукмининагар, храм Тамресвари, храм Шивы, Пратимагарх, храм Бура-бури, построенные в период Чутии.
Храм Тамресвари (Кечаи-Хати)

Это был самый заметный среди храмов, построенных чутскими царями. Храм был посвящен Кечайхати , изначальному женскому племенному божеству, обычно встречающемуся среди различных групп Бодо-Качари . [11] [12] [13] [14] [15] [16] Согласно Калика Пуране , главный храм имел восьмиугольную форму, окруженный восемью дварапалами в восьми направлениях. Когда британцы посетили храмовый комплекс, главные храмы исчезли, и осталось лишь небольшое квадратное строение. Стены и двери храма были украшены прекрасными произведениями искусства. У главного входа в комплекс стояли две гигантские скульптуры слонов с серебряными бивнями. Стены были построены без раствора, вместо них использовались железные дюбели и кронштейны. Весь храм был окружен кирпичными стенами, а на западной стене было место для человеческих жертвоприношений. [17] Хотя сейчас храм полностью затоплен болотистой местностью из-за отложения ила в 1959 году, предыдущие исследования показывают, что основные статуи храма были построены из песчаника и гранита.Каменная надпись, найденная в храме, гласит: [18]
«Шив-Чаран-Прасадат Вридхараджатан.
Йа-Шри-шримата-Мукта Дхарманараяна
Шри Шримати Дигаравасини Ичтака
Ди-Вирчит-Пракара-Ниваддха
Крит Аграхайнике Сака 1364”- Надпись на стене Тамресвари
Надпись сообщает, что стены храма были построены сыном Мукта Дхарманараяна старого короля (имя не указано) в сакском 1364 году (1442 г. н. э.).

Крыша храма Тамресвари изначально была покрыта медью, как упоминается в « Чангрунг Пхукан Буранджи» (1711 г. н. э.), от которого и произошло название. В 1848 году, когда Далтон посетил это место, он обнаружил каменное строение, но медная крыша уже была снята. По мнению Т. Блока, посетившего это место в 1905 году, это квадратное строение в углу не могло быть главным зданием внутри комплекса, а кирпичная стена, очевидно, окружала какой-то величественный храм в центре, который со временем исчез. По словам С. Ф. Ханнея, храмовый комплекс располагался как можно ближе к квадрату с дверным проемом, обращенным на запад. Это была прочная кирпичная стена толщиной около 4,5 футов, поднимающаяся на высоту 8 футов, на фундаменте из грубо отесанных блоков песчаника. Вход в комплекс находился с западной стороны, где раньше была каменная ограда и дверь. Руины ворот, которые сохранились, включают перемычку, вырезанную по краю в виде цепочки цветов лотоса, несколько орнаментированных небольших колонн и статую слона. Три блока, образующие дверной проем, каждый длиной 7,5 футов и обхватом 2 х 18 дюймов, вместе с блоками выступающей стены представляли собой красноватый порфировый гранит адамантиновой твердости. В юго-восточном углу, ведущем к ручью, были еще одни каменные ворота, в русле которых лежат несколько резных и простых блоков из гранита и песчаника. [19] Согласно Дебале Митре (1956), храм изначально представлял собой Чатураятану, то есть имел четыре святилища, построенных из песчаника и гранита и расположенных в юго-восточной части прямоугольного кирпичного ограждения, пракары размером примерно 208 на 130 футов. Составная стена имел ширину 4 фута и высоту 8 футов и имел каменные ворота на восточной стороне. Во время наводнения 1959 года из-за отложения ила в берегах реки Пая сооружение было полностью затоплено водой. [20]
Бура-Бури (Гира-Гираси) Тан

Бура-Бури Тан – еще один важный храм, построенный чутскими царями. Он был посвящен Изначальным родителям Гира-Гираси или Бура Бури , которые позже были санскритизированы как Шива и Шакти . [21] Хотя сооружение рухнуло из-за стихийных бедствий, фундамент до сих пор остался нетронутым, на котором был построен новый храм. Фундамент представляет собой каменное основание восьмиугольной формы, длина каждого края которого составляет 3,4 метра. Храм был построен из гранитного камня и закреплен с помощью железных дюбелей и кронштейнов, подобных тем, которые использовались в храмах Малини Тан и Тамресвари. Храм был окружен стеной, построенной из кирпичей длиной 18–25 см и шириной 12–17 см. [22]

Форт Бхисмакнагар



Форт Бхисмакнагар, расположенный в Роинге, является важным памятником, построенным королями Чутии, стены форта простираются на площадь более 10 кв. км. Название, вероятно, произошло от Бхишмаки , божественной индуистской линии, созданной для чутиев в 16 веке. [23] Кирпич с названием Лакшминараян указывает на то, что форт ремонтировали в 15 веке. [24] Центральный комплекс Бхисмакнагара занимает площадь 1860 квадратных метров и состоит из трех залов, шести входов и двух дополнительных помещений. Внутри комплекса также имеется каменная стена высотой 2 метра. Архитектура форта отображает средневековую культуру. Во время разработки карьеров в форте были обнаружены огромные произведения искусства, такие как керамические изделия, терракотовые статуэтки, терракотовые бляшки и декоративная плитка.
Изготовленный из обожженного кирпича, этот форт имел впечатляющий и замечательный вид сверху и, таким образом, демонстрирует ловкость людей древней эпохи. Этот форт до сих пор можно считать удивительным произведением искусства.
Площадь города составляет 10 квадратных километров. Он окружен стеной высотой 4,5 метра и шириной 6 метров, выполненной из гранитного камня (6-9 рядов). [25] и кирпичи на востоке, западе и юге. На севере холмы Мишми служили естественным барьером. Хотя правительство Аруначала провело очень мало раскопок, предварительные раскопки выявили три резервуара и двое ворот в восточном и западном направлениях. [26]
Центральный комплекс Бхисмакнагара занимает площадь 1860 квадратных метров и состоит из трех залов, шести входов и двух дополнительных помещений. Внутри комплекса также имеется каменная стена высотой 2 метра. Архитектура форта отображает средневековую культуру. При строительстве форта сохранились огромные произведения искусства, такие как керамические изделия, терракотовые статуэтки, терракотовые бляшки и декоративная плитка.
Рукмини Нагар
На холмах к северу от Роинга разбросаны несколько старых кирпичных построек, в основном между деревнями Чиду и Чимри, расположенными на высоте около 305 метров. Местные жители, иду, пожелали дать этому названию слово иду, и поэтому его стали называть Рукмини Нати (нати — слово иду, обозначающее кирпичи). Разведывательно-раскопочные работы, предпринятые Исследовательским отделом правительства Аруначал-Прадеша для изучения руин, пролили некоторый свет на древности. В ходе работ, продолжавшихся с января 1973 по апрель 1974 года, при раскопках двух курганов в Чимри, во II км от Роинга, были раскопаны две комнаты размером 10х10 м и 10х12 м соответственно, построенные на склоне, на расстоянии 14 м. друг от друга. Содержимое, выкопанное изнутри стен комнат, было из речных материалов, что позволяет предположить, что оно было уничтожено наводнением. Обнаруженные глиняные черепки, напоминающие черепки Бхисмакнагара по форме, ткани и технике, несут убедительные доказательства распространения на эту территорию той же культуры, что и в Бхисмакнагаре.
Другие археологические памятники в этом районе расположены (I) возле инспекционного бунгало Чиду, (2) в Чеко Нати между Чиду и Чимри и (3) на холмах к северу от Чимри. Однако на первых двух стоянках не удалось обнаружить никаких реликвий, хотя черепки керамики в Чиду и кирпичные стены, ступеньки и т. д. в Чеко Нати, как сообщалось, были замечены ранее. Третий участок к северу от Чимри расположен на высоте около 610 м. Ни один найденный кирпичик там не стоял ровно, и все казалось разрушенным. Расположение всех четырех объектов на холмистой местности, пригодной для обороны, указывает на то, что они являются частями единого комплекса, представляющего собой форт, простиравшийся от Чиду до Чимри. Вероятно, главный центр этого комплекса находился в Чеко Нати. Другой археологический памятник под названием Дуку Лимбо находится на левом берегу Дибанга, у подножия холма Элопа. Кирпичные биты, найденные на этом месте, позволяют предположить, что культура Брисмакнагара распространилась до этого места. [27]
Форт Тезу
Старый грязевой форт в районе Тиндолонга, в шести км от Тезу , был исследован в 1972 году. Он находится на главной дороге из Садии в Тезу. Площадь форта, обнесенного земляными валами, размером 365,76 х 350,52 м, имеет квадратную форму. Вал имеет высоту восемь футов и такую же ширину вверху с покатыми сторонами. По внутренней и внешней сторонам вала проходят два рва шириной около 6 м. Почти в центре ограды находится заметный холм круглой формы (диаметр примерно 30,48 м) и высотой около 3 м. Курган выглядит как кавалерийское смотровое сооружение. Некоторые черепки, найденные на этом месте, слишком фрагментарны, чтобы нести какие-либо убедительные доказательства. Однако можно предположить, что Грязевой форт, соединенный маршрутом из Бхисмакнагара в Паршурам Кунд, вероятно, был связан с ранней культурой, которая процветала в Садии и Бхисмакнагаре и вокруг них. [27]
Комплекс словно представляет собой оборонительную грязевую крепость илиредут скромных размеров в отличие от города-крепостиБхисмаканагара. Это было удобно для небольшого отряда солдат. сохранять бдительность против врагов из их укрытий внутриджунглях, особенно в партизанской войне, это нормальная практика вобласть. Уступ и контрэскарп, обеспечиваемые валом ирвы чрезвычайно усилили оборону в топографиистрана. Стратегические соображения очевидны из положения форта на главном пути из Садии и Бхисмакнагара в Паршурам Кунд, обращенного к реке Лохит, возможно, для наблюдения запротивник со своего левого берега в районе Чоукэма и отсюда позицияпредназначенного для этой цели кургана ближе к реке. Форт имеетбыл отнесен приблизительно к периоду XIV-XV вв. [28]
География
Садия находится по адресу
27°50′N 95°40′E / 27.83°N 95.67°E . [29] Его средняя высота составляет 123 м (404 фута). Это единственный район Ассама, где обитает недавно описанный подвид гиббона-хулигана, известный как хулок из Мишми-Хиллз H. h. встречается мишмиенсис . [30]Политика
Садия является частью Лакхимпура (округ Лок Сабха) . Название избирательного округа: ЛАК 126-Садия .
Садия — один из трёх районов района Тинсукиа . Чапахова — центр Садии. [31] Садия расположена в округе Тинсукиа в Ассаме, и законодательный округ состоит из 126 членов законодательного собрания. Единственным городом в избирательном округе Садия является город Чапахова с общей численностью населения 10305 человек.По данным переписи 2011 года, каста списка (SC), проживающая в Садии, насчитывает 2974 человека, из которых 1516 мужчин и 1458 женщин, а племя списка (ST), проживающее в Садии, насчитывает 25 167 человек, из которых 12 908 мужчин и 12 259 женщин.
См. также
Примечания
- ^ ( полковник Вед Пракаш : 912)
- ^ Сайкиа 2004 , с. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). " Садия " энциклопедия Британская Том. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 993. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Из Садии есть три возможных маршрута через горы в Тибет» ( Каулбак 1934 , стр. 177)
- ^ Каулбак 1934 , с. 177.
- ^ ( Нерест 2000 : 189)
- ^ «Более того, исходя из дат, доступных в надписях, вполне очевидно, что Нандин и Сатьянараяна правили Садхаяпури во второй половине четырнадцатого века, в то время как Лакшминарайана принадлежал к началу, а Дхарманараяна - к середине пятнадцатого века. Это также почти ясно, что Садхаяпури (или Свадхаяпури), упомянутый в надписях, — это то же самое, что Садхия или Садия более поздних времен». ( Шин 2020 , стр. 52)
- ^ На основании кирпича с надписью имени Шришри-Лакшминарайана, обнаруженного в руинах фортов в Бхисмакнагаре, предполагается, что столица чутийского царя Лакшминарайаны в начале пятнадцатого века находилась в этом районе. Палеографический анализ надписи подтверждает эту датировку ( Шин 2020 :56).
- ^ «По мнению некоторых Ахом буранджи, в 1524 году король Нары Пхуклоймунг напал на Садию и потерпел поражение. Таким образом, Мохньин, вероятно, послал войска для вторжения в Ассам» ( Laichen 2000 :239)
- ^ ( Гогой 2016 : 295)
- ^ Кечай Хати - Я не боюсь
- ^ Рабхи поклоняются Кечай-хати и отмечают фестиваль Кечай-хати один раз в год.
- ^ Фестиваль Кечай-хати в Рабхасе
- ^ Тива , , как и Кох также поклонялись Кечаи Кати. Генерал Коха Гохайн Камаль построил храмы, посвященные Кесаи Хати в Хаспуре, для деханов, которые были солдатами Тива и Мехов из Гобхи, Нелли и Каби.
- ^ «В Садии есть храм Кечай Хаити, божества-покровителя Качари, которому правители Димаса продолжали поклоняться даже после установления своего правления в Качаре». ( Bhattacharjee 1992 :393)
- ^ «Самым известным храмом чутиев был храм Кечайхати, их изначального женского божества... позднее санкритизированного как Тамресвари. ( Дутта 1985 :49)
- ^ «Садия – Туризм, история, культура и другие факты» . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Сиркар, округ Колумбия, Журнал древней индийской истории, стр. 21.
- ^ Ханни, SF Журнал Азиатского общества Бенгалии, с. 468.
- ^ Религиозная история Аруначал-Прадеша Бёмкеша Трипати.
- ^ «Чутия, например, поклонялись Изначальным родителям Гира-Гираси или Бура Бури, которые позже были индуизированы как Шива и Шакти» ( Дутта 1985 :49)
- ^ Баруа, Сварналата (2007). Чутия Джаатир Буранджи . п. 433.
- ^ «Среди многих произведений Шанкарадевы, Рукминихарана, поэма Рукмими и Кришны, приобрела значительную популярность в районе Садии и повлияла на формирование его региональной идентичности. Рукмини в этом стихотворении была дочерью царя Бхишмаки» ( Шин 2020 , стр. . 55)
- ^ Шин 2020 , с. 56.
- ^ Походка, Эдвард. История Ассама (2-е издание) . 1962, с. 16.
- ^ Райкар, Яшавант. Археология в Аруначал- Прадеше 1980, с. 19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лохитский район
- ^ Чаттопадхьяй, С., История и археология Аруначал-Прадеша , с. 71
- ^ Falling Rain Genomics, Inc - Садия
- ^ . А.У. Чоудхури (2013). Описание нового подвида хулиганского гиббона Hoolock hoolock из Северо-Восточной Индии. Информационный бюллетень и журнал Фонда Rhino для физ. в северо-восточной Индии 9: 49–59 .
- ^ «Список парламентских и законодательных округов» (PDF) . Ассам . Избирательная комиссия Индии. Архивировано из оригинала (PDF) 4 мая 2006 года . Проверено 6 октября 2008 г.
Ссылки
- Лайчен, Сунь (2000), Сухопутные взаимодействия Мин и Юго-Восточной Азии, 1368–1644 гг.
- Сайкиа, Ясмин (2004). Фрагментированные воспоминания: борьба за звание Тай-Ахома в Индии . Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822333739 .
- Дутта, Шристидхар (1985), Матаки и их королевство , Аллахабад: Chugh Publications
- Шин, Джэ Ын (2020). «Нисхождение от демонов, восхождение к кшатриям: генеалогические претензии и политический процесс в досовременной Северо-Восточной Индии, Чутия и Димасы». Обзор экономической и социальной истории Индии . 57 (1): 49–75. дои : 10.1177/0019464619894134 . S2CID 213213265 .
- Каулбак, Рональд (1934). «Ассамская граница Тибета». Географический журнал . 83 (3). Королевское географическое общество (с Институтом британских географов): 177–189. дои : 10.2307/1785520 . ISSN 0016-7398 . JSTOR 1785520 .
- Гогои, Нитьянанда (2016). Историческая география средневекового Ассама . Индия: Издательство EBH.