Jump to content

Женщины в Марокко

Женщины в Марокко
Марокканская женщина, занимающаяся традиционным ткачеством , Средний Атлас , 1955 год.
Общая статистика
Материнская смертность (на 100 000) 100 (2010)
Женщины в парламенте 11.0% (2013)
Женщины старше 25 лет со средним образованием 20.1% (2012)
Женщины в рабочей силе 43.0% (2012)
Индекс гендерного неравенства [1]
Ценить 0.425 (2021)
Классифицировать 104 место из 191
Глобальный индекс гендерного разрыва [2]
Ценить 0.624 (2022)
Классифицировать 136 место из 146

История женщин в Марокко включает в себя их жизнь до, во время и после прихода ислама в северо-западную африканскую страну Марокко .

После обретения Марокко независимости от Франции марокканские женщины смогли начать ходить в школы, в которых преподавали не только религию, расширяя свое образование до естественных наук и других предметов.

После принятия в 2004 году правового кодекса, известного как Мудавана , марокканские женщины получили право на развод со своими мужьями, на опеку над детьми, на алименты, а также на владение и наследование имущества. [3] Закон внес прогрессивные реформы в статус женщин, но «существенное неравенство и дискриминация сохраняются, особенно в отношении неравного доступа к разводу для женщин, финансовых отношений между супругами, а также опеки и опеки над детьми». [4]

Амазигские женщины в Марокко

[ редактировать ]

До распространения ислама в Марокко, которое началось с арабского завоевания в конце VII века нашей эры, Марокко было частью региона, населенного в основном неарабским населением амазигов . [5] Говорят, что различные племена амазигов в IV, V и VI веках имели матрилинейный образ жизни , например, племена туарегов в регионах Сахары и Сахеля . [6] Таким образом, женщины-берберы играли важную роль в местных сообществах. Историческим примером является фигура Кахины , легендарной женщины-военного лидера амазигов, которая боролась против арабской экспансии в Северную Африку.

Ювелирные изделия берберской культуры — это стиль традиционных украшений, которые носят женщины и девушки в районах, населенных коренными амазигами. Следуя давним социальным и культурным традициям, серебряники этих этнических групп создавали замысловатые украшения, чтобы украшать своих покупательниц. Традиционные сельские украшения амазигов обычно изготавливались из серебра и включают в себя сложные треугольные броши- фибулы , первоначально использовавшиеся в качестве застежек для одежды, а также ожерелья, браслеты, серьги и тому подобные изделия. [7]

Женщина-бербер с татуировкой, традиционными украшениями и платьем на юге Марокко, ок. 1950 год

Женщины-амазиги также занимают прочное место в марокканском фольклоре . Считается, что легенда об Аише Кандише существует как минимум с VII века. [8] Существует несколько вариантов имени Аиши Кандиши, в том числе Лалла Айша и Айша Хамдушия. Считается, что Аиша Кандиша, происходящая из доисламской эпохи Марокко, является женщиной- демоном , принимающей форму множества существ, включая полукозла. [9] В отличие от других демонов марокканского фольклора, Айша Кандиша появляется в основном во сне мужчин и, как говорят, делает мужчину импотентом. Такой фольклор сегодня по-прежнему широко популярен в Марокко, особенно среди детей. [ нужна ссылка ]

В своем исследовании социальной и культурной роли женщин-амазигов в племени Айт Каббаш на юге Марокко историк искусства Синтия Беккер писала: [10]

Фактически, женщины Северной Африки и, в частности, женщины-берберы всегда были активными агентами, влияющими как на домашнюю, так и на общественную сферу. Они играют важную роль в своих общинах, предоставляя такие товары, как палатки, одежду, коврики, мешки и керамические горшки, а также действуют как целители, брачные посредники, акушерки, повара, земледельцы и скотоводы.

- Синтия Беккер, Amazigh Arts в Марокко. Женщины, формирующие берберскую идентичность

Создание исламских институтов (680-900)

[ редактировать ]

После арабской экспансии в регион Магриба некоторые женщины взяли на себя важную роль в институциональном фундаменте достопримечательностей, которые продолжают функционировать и сегодня. Фатиме аль-Фихри , например, приписывают основание мечети Карауин в Фесе в 859 году, которая в последующие столетия превратилась в «первое в мире высшее учебное заведение, присуждающее академические степени». [11] Сестра Фатимы, Мариам аль-Фихри, также основала мечеть Аль-Андалус в Фесе. [12]

Европейская имперская экспансия и формы колониализма (1600-1956)

[ редактировать ]

В рамках более широкого французского империалистического проекта, который привел к французской оккупации Марокко и региона Магриба в целом, европейские повествования о марокканских женщинах часто были зациклены на ориенталистских образах. В доминирующих повествованиях марокканские женщины описывались как послушные, угнетенные и нуждающиеся в спасении. Следовательно, жизненный опыт марокканских женщин под французским влиянием был результатом многократного пересечения власти и патриархата. Например, после растущей тенденции к экспроприации земель во Франции и экономических трудностей, которые вынудили сельские марокканские семьи покинуть свои дома и землю, многие марокканские женщины мигрировали в городские районы в поисках экономических возможностей, особенно в Касабланку и другие крупные города. [13] После миграции в Касабланку некоторые из них были вынуждены заниматься проституцией из-за отсутствия у них официальных документов, удостоверяющих личность — такая политика была введена французами. [ нужна ссылка ]

Женщины в антиколониальном сопротивлении

[ редактировать ]

Точно так же, как марокканские женщины подвергались гендерной форме колониализма, их сопротивление также было гендерным. Устные традиции марокканских женщин были уникальной формой распространения историй о сопротивлении, часто вдохновленными устными традициями женщин-воинов, сражавшихся в ранней исламской истории, такими как истории Хинд и Сукайна . [14] Марокканские женщины, например, участвовавшие в вооруженном сопротивлении испанскому колониальному правлению в северном регионе Риф , переняли свой собственный опыт борьбы с колониализмом в существующие рамки устных традиций, касающихся женщин на войне. Рассказы об этих событиях сыграли значительную роль в формировании воспоминаний и концептуализации постколониальной идентичности женщин. [ нужна ссылка ]

Помимо устных традиций женщин, участвовавших в вооруженном сопротивлении, роль, которую в основном взяли на себя женщины из низшего класса, марокканские женщины из высшего класса были активно вовлечены в националистическую политику сопротивления колониализму. Партия Истикляль была основной мобилизующей политической силой в Марокко, которая сплотилась против французского колониального правления. В вечеринке приняли участие различные элитные марокканские женщины из богатых и образованных семей, такие как Малика Аль-Фасси из все еще влиятельной семьи Аль-Фасси. [15] Между такими женщинами, как Малика Аль-Фасси, которые были важными фигурами политического сопротивления, и такими женщинами, как Фатима Руданья, борец вооруженного сопротивления рабочего класса, существовало тесное сотрудничество. [14] Более богатые женщины, участвовавшие в партии «Истикляль», предоставляли образовательные услуги женщинам из низшего сословия, участвовавшим в вооруженном сопротивлении, способствовали распространению националистической литературы и производству знаний, а также обеспечивали защиту, скрывая женщин, сражавшихся против французов. [14]

Многие марокканские женщины, участвовавшие в сопротивлении французскому колониализму, часто черпали вдохновение в публичном присутствии женщин, участвующих в борьбе сопротивления в регионе, например, в Алжире и Палестине, включая таких женщин, как Джамила Бухиред и Лейла Халед . [ нужна ссылка ]

Независимость (1956-настоящее время)

[ редактировать ]

Литература, производство знаний, художественное выражение

[ редактировать ]

После обретения независимости от Франции в 1956 году марокканские женщины оказались в авангарде производства знаний и художественного самовыражения, и все это повлияло на концепцию и восприятие постколониальной марокканской идентичности. Фатима Мернисси , например, стала важной фигурой в производстве знаний по гендерным исследованиям в Марокко. Лайла Лалами также стала популярной фигурой в литературе о Марокко, став первым марокканским писателем, опубликовавшим художественную книгу на английском языке. Среди других марокканских женщин, получивших известность благодаря своим опубликованным работам, — Лейла Абузейд , Латифа Бака , Хната Беннуна , Фарида Диури и Баха Трабелси .

Марокканские женщины-художницы также приобрели региональную и международную популярность, в том числе Лалла Эссайди , Самира Саид , Амель Бент , Наджат Аатабу , Дуния Батма и Наима Самих и другие.

Женщины в политике

[ редактировать ]

Помимо искусства и литературы, марокканские женщины публично участвуют в формировании современной политики. В 1961 году Прогрессивный союз марокканских женщин стал одной из первых исключительно женских организаций в Марокко. Принцесса Лалла Айша , покойная сестра покойного короля Хасана II, была президентом другой женской организации под названием « Национальный союз марокканских женщин» . После обретения независимости в Марокко были созданы различные другие женские организации, такие как Демократическая ассоциация марокканских женщин и Союз женских действий. [16]

Различные марокканские женщины занимали должности в правительстве, кабинете министров и высокие посты в политических партиях, в том числе Асма Чааби , Наваль эль-Мутавакель , Бассима Хаккауи , Нужа Скалли и Мбарка Буайда и другие. Кроме того, марокканские женщины находятся в авангарде инакомыслия и оппозиции, иногда им грозит тюремное заключение и преследования со стороны марокканского правительства. Среди них — Надя Ясин из марокканского исламистского движения Аль Адл Ва Аль Ихсане («Справедливость и духовность») и правозащитница Хадиджа Рьяди . В начале марокканской версии арабских восстаний , которые начались в декабре 2010 года после самосожжения тунисского торговца фруктами Мохаммеда Буазизи , незамужняя марокканская мать Фадуа Ларуи подожгла себя перед муниципальным офисом в знак протеста против своего публичного выступления. Заявка на получение жилья отклонена. Некоторые окрестили Ларуи «марокканской женщиной Буазизи». [17]

Бассима Хаккауи , бывший марокканский министр по делам солидарности, женщин, семьи и социального развития от Партии справедливости и развития .

Несмотря на то, что Марокко ратифицировало Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), политическое представительство женщин в Марокко остается относительно низким. После выборов в ноябре 2011 года только одна женщина была назначена министром. была выделена одна треть мест в Нижней палате парламента . Как и другие соседние страны, Марокко в 2011 году приняло Закон № 59–11, который создал систему квот, согласно которой женщинам [18] В результате по состоянию на ноябрьские выборы 2011 года 66 из 395 мест в нижней палате парламента принадлежат женщинам. [18]

Из-за возросшего политического голоса представительство женщин в парламенте резко возросло: с 1% в 2003 году до 17% в 2015 году; Семейный кодекс Марокко 2004 года ( Мудавана ) является одним из самых прогрессивных в арабском мире; В 1993 году Марокко ратифицировало международное соглашение о гендерном равенстве, которое обеспечило рычаг для дальнейшего прогресса во внутреннем законодательстве. [19]

После увеличения представительства в Марокко наблюдаются улучшения в состоянии здоровья женщин и социальных результатах: уровень рождаемости сейчас один из самых низких в регионе; уровень материнской смертности снизился на две трети всего за два десятилетия; охват девочек начальным образованием вырос с 52% в 1991 году до 112% в 2012 году (за счет повторного зачисления); и чуть менее 23% женщин официально трудоустроены (2011 г.). [20]

Помимо официальной политики, марокканские женщины активно участвовали в различных правозащитных проектах и ​​правовых реформах. В частности, после самоубийства Амины Филали , молодой девушки, которую заставили выйти замуж за своего насильника, различные марокканские женские организации, такие как Union de l'Action Feminine, [21] настаивал на реформе статьи 475 уголовного кодекса Марокко. До национальной кампании судья по делу Амины Филали ссылался на статью 475, в которой говорилось, что с насильника могут быть сняты обвинения, если он женится на своей жертве. Кампания привела к отмене статьи 475 в январе 2014 года. [22]

Марокканские женщины также активно лоббировали реформы законов о кодексе личного статуса (мудавана). Первоначально он был кодифицирован после обретения Марокко независимости от Франции и использовался как инструмент для немедленной консолидации власти государства. [23] [24] После восшествия на престол Мухаммеда VI в 1999 году реформирование Мудаваны стало основной платформой, которой руководствовались первые годы его правления. Эти меры поддержали различные женские организации, такие как Союз женских действий (UAF) и Марокканская ассоциация за права женщин (ADFM). [25] В 2004 году реформы в новой Мудаване включали более строгие меры для мужчин, желающих жениться на дополнительных женах, большую снисходительность к разводу, инициированному женой, более справедливые права наследования для женщин и увеличение установленного законом возраста вступления в брак для женщин. Восприятие этих реформ мудаванами варьировалось в зависимости от классовых линий и политического спектра. В то время как члены вышеупомянутых UAF и ADFM выступали за эти меры, различные группы, такие как исламистская организация Al Adl Wa Al Ihsanne , выступали против этих мер, утверждая, что реформы были «инспирированы Западом» и коренятся в неолиберальных феминистских мерах Всемирного банка . [26]

Действующие законы об абортах в Марокко

[ редактировать ]

Аборт в Марокко запрещен законом, за исключением случаев, когда жизнь матери находится под угрозой. Согласно статье 453 Уголовного кодекса, [27] аборт разрешен только в том случае, если физическое здоровье матери находится под угрозой, но при этом требуется разрешение врача и супруга. Женщине, сделавшей аборт по любой другой причине, грозит тюремное заключение на срок от шести месяцев до двух лет, а врачу, проводящему процедуру, грозит тюремное заключение на срок до 5 лет.

Предлагаемые реформы

[ редактировать ]

Поправка к закону об абортах в Марокко была предложена в 2015 году. [28] после того, как король Мухаммед VI приказал министру по делам ислама и юстиции предложить новый закон об абортах, который разрешил бы аборты в случае изнасилования, инцеста и нарушений плода. Эти общенациональные дебаты были вызваны активностью доктора Чафика Крайби . [29] бывший заведующий отделением акушерства и гинекологии государственного родильного дома в Рабате, основавший некоммерческую организацию Марокканская ассоциация по борьбе с подпольными абортами (AMLAC). Отчет организации показал, что ежедневно по всей стране проводится от 600 до 800 нелегальных абортов.

Предложенные законы до сих пор не приняты. Национальные дебаты вновь разгорелись после смерти 14-летней девочки по имени Мерием. [30] которая забеременела после изнасилования, а затем умерла в результате подпольного аборта 6 сентября 2022 года. Организация, выступающая за социальные перемены, Moroccan Outlaws 490, объявила 20 сентября 2022 года днем ​​национального траура по Мерием, и люди использовали #Meriem (مريم), чтобы выразить свои соболезнования, а также пожелания изменения закона. [ нужна ссылка ]

Хаджар Раиссуни , журналист, был арестован в 2019 году и приговорен к году тюремного заключения по обвинению в незаконном аборте и внебрачных половых контактах . [31] Позже она была помилована королем Мохаммедом VI . [32]

Домогательство

[ редактировать ]

Женщины в Марокко часто вынуждены терпеть притеснения, когда выходят на улицу. Часто сексуальные домогательства принимают форму обзывательств . Чтобы бороться с этой оскорбительной и женоненавистнической культурой, ряд марокканских женщин выступили против своих обидчиков. В культуре сидения в кафе долгое время доминировали мужчины. Лишь в последние два десятилетия наблюдение за тем, как женщины общаются с мужчинами в кафе городских городов, таких как Марракеш, Танжер, Рабат или Касабланка, стало социально приемлемым. Также есть требование соблюдать закон, чтобы обеспечить безопасность женщин и наказать насильников. Хотя закон защищает женщин от жестокого обращения, реальная проблема заключается в том, что нет реального намерения добиваться или применять его. [33] В 2018 году на всей территории Марокко вступил в силу закон, известный как Закон Хаккауи, разработанный Бассимой Хакауи ; он включает запрет на сексуальные домогательства в общественных местах, а также запрет на принудительные браки и более суровые наказания за определенные формы насилия. Однако его критиковали за то, что для получения защиты жертвам требовалось подать в суд. [34]

Социальные движения против притеснений

[ редактировать ]

Существует множество организаций, которые ежедневно проводят кампанию против притеснений, с которыми сталкиваются женщины в Марокко, и некоторые из них даже создали мобильные приложения, стремясь сделать Марокко более безопасным местом для женщин.

В 2016 году женщина по имени Нидал Ажари, основавшая Свободный феминистский союз Union féministe libre [ fr ] , создала приложение под названием Manchoufouch, что означает «Могу ли я посмотреть на тебя?» в дарии (марокканский арабский язык). После словесных оскорблений со стороны мужчины, использовавшего эту фразу во время встречи с друзьями в Мекнесе, она вдохновилась на создание приложения. [35] которая позволяет людям анонимно сообщать о словесных и физических преследованиях. Пользователь должен создать учетную запись перед регистрацией инцидента, а затем он сможет сообщить о нем как жертва или свидетель. UFL также может помочь им в судебных разбирательствах. Вы также можете изменить или удалить свой отчет в любое время, приложение доступно как на дарийском, так и на французском языке.

В 2018 году еще одно приложение под названием Finemchi Сафаа Эль Джазули запустила . «Финемчи» означает «Куда мне идти?» на марокканском арабском языке, и его называют Trip Advisor для обеспечения безопасности женщин. Приложение можно загрузить на мобильные телефоны, и женщины смогут просматривать заведения и оценивать их в зависимости от того, насколько они дружелюбны к женщинам. [36]

Контрацепция

[ редактировать ]

В Марокко доступны многие формы контрацепции, такие как; гормональные контрацептивы, внутриматочные противозачаточные средства (ВМС), противозачаточные пластыри, противозачаточные имплантаты, вагинальные кольца и презервативы.

71% замужних женщин используют ту или иную форму контрацепции [37] и обычно это гормональная контрацепция, потому что, когда женщины обращаются к врачам за противозачаточными средствами, им, скорее всего, прописывают именно их. В аптеках и поликлиниках доступны и другие средства контрацепции, но людям может быть неудобно обращаться к этим услугам, особенно одиноким женщинам. Некоторые марокканцы также нередко принимают гормональные препараты без рецепта. [ нужна ссылка ]

Это широко признано [ ВОЗ? ] во многих странах, когда общественность просвещается в вопросах контрацепции и планирования семьи, снижается спрос на аборты.

Марокко прилагает усилия для просвещения не только общественности [38] но и врачи, чтобы они могли рекомендовать методы контрацепции, отличные от гормональных противозачаточных средств, которые могут иметь множество побочных эффектов.

Экстренная контрацепция доступна в Марокко, но не используется широко из-за отсутствия знаний.

Такие ассоциации, как Марокканская ассоциация планирования семьи, работают над просвещением людей. [39] понять, что контрацепция — это проблема не только женщин, тем более, что их исследования показывают, что только 50% молодых марокканских мужчин регулярно используют презервативы. Они также проводят кампанию за улучшение доступа к услугам по сексуальному и репродуктивному здоровью для мигрантов и беженцев, живущих в Марокко.

После публикации Всемирной организацией здравоохранения «Руководства по мерам самопомощи для здоровья и благополучия» Марокко в ноябре 2021 года запустило пилотный проект по внедрению инъекционных контрацептивов для самостоятельного применения. Сейчас проект завершен и оказался успешным. Инъекционные противозачаточные средства уже были доступны в Марокко, но их должен был применять медицинский работник. Этот проект позволял женщинам делать себе инъекции, а защита продолжалась в течение 12 недель. Медицинские работники также прошли обучение тому, как показывать клиентам, как делать инъекции самостоятельно. Сейчас обсуждаются следующие шаги, чтобы увидеть, как этот метод контрацепции может быть распространен более широко.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Отчет о человеческом развитии 2021/2022» (PDF) . ОТЧЕТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗВИТИИ . Проверено 19 декабря 2022 г.
  2. ^ «Отчет о глобальном гендерном разрыве, 2022 год» (PDF) . Всемирный экономический форум . Проверено 1 марта 2023 г.
  3. ^ «Женщины в Марокко» . ТРИДЕЙЕМОМ. 26 апреля 2011 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
  4. ^ Бордат, Стефани Уиллман; Куцци, Саида (2023), Винг, Адриен К.; Кассим, Хишам А. (ред.), «Права женщин в марокканском семейном кодексе: между переменами и преемственностью» , Семейное право и гендер на Ближнем Востоке и в Северной Африке: изменения и застой со времен арабской весны , Cambridge University Press, стр. 59–77, doi : 10.1017/9781139151719.004 , ISBN.  978-1-107-02352-9
  5. ^ Ларуи, Абдалла. История Магриба: интерпретативный очерк. Принстон: Принстонские исследования Ближнего Востока, 1977.
  6. ^ Бретт, Майкл и Элизабет Фентресс. Берберы. Уайли: Блэквелл, 1997. [ страница?]
  7. ^ Беккер, Синтия (2006). Искусство амазигов в Марокко: женщины, формирующие берберскую идентичность (PDF) . Остин: Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-79591-4 . OCLC   568018126 . Искусство одевания тела с. 47-75
  8. ^ Крапанцано, Винсент. Хамадша. Исследование марокканской этнопсихиатрии. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1973.
  9. ^ Вестермарк, Эдвард. Ритуалы и верования в Марокко. Лондон: Макмиллан и компания, 1926 г.
  10. ^ Беккер 2006, с. 5
  11. ^ «первое в мире высшее учебное заведение, присуждающее академические степени» . Архивировано из оригинала 9 июня 2024 г. Проверено 9 июня 2024 г.
  12. ^ «Фатима Аль-Фихри - основательница старейшего университета в мире». Городская мусульманка. Проверено 2 марта 2014 г.
  13. ^ Маграуи, Дрисс. «Гендеринг городской колониальной Касабланки» в книге Мартины Рикер и Камрана Асдара Али, ред. Гендерирование городского пространства на Ближнем Востоке, в Южной Азии и Африке (Нью-Йорк и Houndmills: Palgrave Macmillan, 2008)
  14. ^ Перейти обратно: а б с Бейкер, Элисон. Голоса сопротивления: устные истории марокканских женщин. Нью-Йорк: Серия SUNY, 1998.
  15. ^ « Женские движения в Марокко». Университет Аль-Ахавайн. Проверено 2 марта 2014 г. . Архивировано из оригинала 17 марта 2014 г. Проверено 17 марта 2014 г.
  16. ^ Салиме, Закия. Между феминизмом и исламом: права человека и законы шариата в Марокко. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 2011.
  17. ^ Лалами, Лейла (27 февраля 2011 г.). «Фадуа Ларуи: марокканец Мохамед Буазизи» . Архивировано из оригинала 19 августа 2019 года . Получено 19 августа 2019 г. - через www.thenation.com.
  18. ^ Перейти обратно: а б «База данных гендерных квот | Международная идея» . www.idea.int . Проверено 19 августа 2019 г.
  19. ^ «Расширение политических прав и возможностей женщин в Марокко» . Прогресс развития . Институт зарубежного развития. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 13 мая 2015 г.
  20. ^ Кастильехо, Клэр; Тилли, Хелен. «Путь к реформированию политического голоса женщин в Марокко» (PDF) . Прогресс развития . Институт зарубежного развития. Архивировано из оригинала (PDF) 18 мая 2015 года . Проверено 12 мая 2015 г.
  21. ^ «Положение женщин на Ближнем Востоке и в Северной Африке» . www.swmena.net . Проверено 19 августа 2019 г.
  22. ^ «Марокко отменяет «закон об изнасиловании в браке» » . www.aljazeera.com . Проверено 19 августа 2019 г.
  23. ^ Чаррад, Мунира. Государство и права женщин: создание постколониального Туниса, Алжира и Марокко. Беркли: Калифорнийский университет Press, 2001.
  24. ^ Харрак, Фатима (2009). «История и значение Нового марокканского семейного кодекса». Серия рабочих документов Института изучения исламской мысли в Африке, Северо-Западный университет.
  25. ^ Каваторта, Франческо; Эмануэла Сальмассо (2009). «Либеральные результаты недемократическими средствами: реформа Кодекса статуса персонала в Марокко». Журнал современных африканских исследований.
  26. ^ Думаю, Надя. 2011. «Генеалогия феминизма: левая феминистская субъективность после исламского возрождения в современном Марокко». Докторская диссертация, Колумбийский университет.
  27. ^ материал о статье 453
  28. ^ внешняя ссылка
  29. ^ «Бесстрашный: доктор Чафик Храйби возглавляет борьбу за безопасные и легальные аборты в Марокко» . ХаффПост . 15 мая 2015 г. Проверено 11 марта 2024 г.
  30. ^ Новости, Сара Зуитен-Марокко Мир. «Марокканская ассоциация объявляет день траура по несовершеннолетним, умершим после аборта» . www.moroccoworldnews.com . Проверено 11 марта 2024 г. {{cite web}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  31. ^ Алами, Аида (30 сентября 2019 г.). «Марокканский журналист приговорен к тюремному заключению за аборты и добрачный секс» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 23 октября 2019 г.
  32. ^ «Марокко: Король Мухаммед VI помиловал журналистку Хаджар Раиссуни, заключенную в тюрьму за аборт » . Франция 24 (на арабском языке). 16.10.2019 . Проверено 25 октября 2019 г.
  33. ^ «Марокканские женщины борются с ежедневными сексуальными домогательствами» . Новости Би-би-си . 10 октября 2016 г.
  34. ^ «Марокко запрещает принудительные браки и сексуальное насилие – BBC News» . Новости Би-би-си . 12 сентября 2018 года . Проверено 13 сентября 2018 г.
  35. ^ создание приложения - без внешних ссылок
  36. ^ «Марокко: новое приложение, которое оценивает места на основе сексуальных домогательств» . ru.royanews.tv . Проверено 11 марта 2024 г.
  37. ^ внешняя ссылка на контрацепцию требует цитирования
  38. ^ ссылка на образование
  39. ^ внешняя ссылка о MAFP
[ редактировать ]

СМИ, связанные с женщинами Марокко, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b647ddc2efa27a5e7706064ead3a2f5f__1722550080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/5f/b647ddc2efa27a5e7706064ead3a2f5f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in Morocco - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)