Jump to content

Ювелирные изделия берберских культур

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Ювелирные изделия берберской женщины в Музее на набережной Бранли , Париж.

Ювелирные изделия берберских культур ( тамазайтский язык : iqchochne imazighne, ⵉⵇⵇⵛⵓⵛⵏ ⵉⵎⴰⵣⵉⵖⵏ) — исторический стиль традиционных украшений , которые носили женщины в основном в сельских районах региона Магриба в Северной Африке и населяли коренные берберы (на берберском языке Tamazight). : Амазиг (г.) , Имазиген , пл. Следуя давним социальным и культурным традициям, берберы и другие серебряные мастера в Марокко , Алжире и соседних странах создавали замысловатые украшения с ярко выраженными региональными вариациями. Во многих городах и поселках жили евреи- серебряники, которые производили украшения как в определенных берберских стилях, так и в других стилях, адаптируясь к изменяющимся технологиям и художественным инновациям. [1]

Передавая свои украшения из поколения в поколение как визуальный элемент этнической идентичности берберов , женщины сохраняли эту характерную культурную традицию как часть своих гендерных украшений. Поскольку берберские общины наиболее многочисленны в Марокко по сравнению с Алжиром и даже меньшими общинами в Тунисе или других географических регионах, количество и разнообразие их этнических украшений соответствуют этим демографическим моделям. [2]

Берберские украшения обычно делались из серебра и включали сложные треугольные пластины и булавки, первоначально использовавшиеся в качестве застежек для одежды, ожерелья, браслетов, сережек и подобных предметов. Во второй половине 20 века от берберских украшений постепенно отказались в пользу различных стилей украшений из золота. Как и другие предметы традиционной сельской жизни, такие как ковры, костюмы или керамика, берберские украшения вошли в частные и государственные коллекции североафриканских артефактов. [3] Современные вариации этих типов украшений, такие как символ руки (по-арабски: хамса в Магриби или арабская хмисса ), продаются сегодня как коммерческие модные товары. [4]

В их документированной истории, восходящей к доисторическим временам, [5] Различные коренные берберские народы Северной Африки, от оазиса Сива в Египте до Марокко и Мавритании , исторически включая гуанчей на Канарских островах , претерпевали постоянные изменения в образе жизни и культуре. В частности, арабское завоевание привело к важным изменениям, начиная с конца 7 века. Со временем различные группы берберов на обширной территории Северной Африки адаптировались к внешним влияниям и своей культуре, живя частично как сельское, но также и как городское население. Особенно в крупных городах, таких как Марракеш или Мекнес , берберы смешивались с людьми другого этнического происхождения, постепенно создавая городское, исламизированное и частично арабизированное общество, что привело к постепенному изменению традиционной берберской культуры. [6]

Сельские берберские культуры

[ редактировать ]
Серебряный мастер в своей мастерской в ​​Тизните , Марокко.

В сельской местности берберы традиционно были фермерами, жившими в горах, на равнинах или в оазисах , таких как оазис Сива в Египте; но другие, такие как туареги и зенаты южной Сахары, были почти полностью кочевниками . Некоторые группы, такие как шауи , вели полукочевой образ жизни ( отгонное животноводство ) и в течение некоторых месяцев года бродили по стране со своими стадами домашнего скота (ослов, овец, коз и в некоторых районах верблюдов) в поисках плодородные пастбища . [6]

Хотя оседлый образ жизни процветал с доисторических времен , выживание в более засушливых регионах, и особенно в горах Высокого Атласа и Антиатласа , было возможно только в том случае, если люди переселялись со своим скотом в более высокие горные районы, где трава, травы и, прежде всего, вода были еще в достаточном количестве. Поскольку они не возвращались в свои деревни до поздней осени, их зимние урожаи хранились в укрепленном общинном зернохранилище , называемом агадир , и защищались от других кочевников и враждебных соседних деревень стражами, которые постоянно оставались там. Такого же режима придерживались и в регионе Аурес в Алжире, где местные кланы хранили зерно в укреплённых зернохранилищах . [7] В деревнях и небольших городах Марокко люди часто жили в традиционных постройках, называемых ксур (мн.). [8] В большинстве поселений кузнецы и серебряники имели небольшие семейные мастерские. [9] Из-за навыков обращения с четырьмя стихиями: огнем, воздухом, водой и металлами, изначально взятыми из земли, эти профессии часто не пользовались большим уважением, что отчасти объяснялось суеверными верованиями, приписываемыми этим навыкам. [10]

Берберские украшения в Марокко, Алжире и Тунисе.

[ редактировать ]

Ювелирные изделия легко транспортировать, и женщины могли брать их с собой во время ежегодных миграций. В традиционном мире, функционировавшем полностью или по большей части без денег, ювелирные изделия также играли роль средства сбережений на случай чрезвычайных ситуаций. Так, служебные монеты часто использовались для украшения головных уборов, ожерелий и т. д. При необходимости их можно было отламывать и продавать, но их ценность заключалась лишь в чисто материальной стоимости. [11]

Берберские украшения из региона Кабилия , Алжир.

В то время как арабизированные и городские жители Северной Африки предпочитали украшения из золота, сельские берберы веками придерживались серебряных украшений. Это обеспечило экономическую основу для серебряных дел мастеров в городах среднего размера, таких как Тизнит или Сефру в Марокко или в горах Кабилии в Алжире, которыми часто управляли еврейские мастера-серебряники. Независимо от того, произошло ли предпочтение серебра исключительно по социальным, экономическим причинам или причинам, приписываемым фольклору , например, вере в то, что эти изделия обладают защитным эффектом ( барака ) , [12] или по другим причинам, уже не могут быть определены. [13]

В Алжире важными центрами производства и использования ювелирных изделий были деревни района Бени-Йенни и город Уадия в горах Большая Кабилия к востоку от Алжира. В северо-восточном горном регионе Орес берберы Шауи использовали серебряные украшения, обычно сделанные с аппликациями из эмали и кораллов. [14] На юге Туниса традиционным центром ювелирного производства был остров Джерба , где в отличие от традиций Марокко и Алжира использовались фигуративные мотивы (растения, рыбы, птицы), а иногда и золото вместо серебра. [15] [16]

Туареги и мавританские украшения

[ редактировать ]
Крест Агадеса в 21 современной вариации, Нигер , 2019 г.

Украшения из серебра, цветного стекла или железа также являются особой традицией туарегов . [17] [18] Они принадлежат к берберским народам и в основном до сих пор живут полукочевниками в некоторых частях Сахары в регионе Хоггар современного Алжира, Ливии , Нигера , Мали и Буркина-Фасо . Их украшения примечательны так называемым Крестом Агадеса , хотя лишь немногие из этих украшений действительно напоминают крест. Большинство из них носят в виде подвесок различной формы, которые либо напоминают крест, либо имеют форму пластины или щита. Исторически древнейшие известные образцы изготавливались из камня или меди, но впоследствии кузнецы туареги использовали также железо и серебро, изготовленные в технике литья по выплавляемым моделям . Согласно статье «Крест Агадеса», этот предмет стал национальным и африканским символом культуры и политических прав туарегов. [19] Сегодня эти украшения часто изготавливаются для туристов или как предметы моды в этническом стиле для покупателей в других странах, с некоторыми современными изменениями. [20]

Ювелирные изделия туарегов сравнивают с аналогичными стилями юго-западного Марокко, западных частей Сахары и Мавритании , такими как Крест Трарза , традиционно производимый берберами, говорящими на арабском языке Хасания и иногда называемыми маврами или Бейдане . [21] Согласно исследованиям туарегских и мавританских украшений, последние обычно более украшены и могут нести типичные пирамидальные элементы. [22] Образцы их украшений, в том числе тяжелые серебряные браслеты , были опубликованы в книге «Берберские женщины Марокко». [23]

Методы, формы и общество

[ редактировать ]
Берберские украшения, недалеко от Тафраута , Марокко , ок. 1950 год . Ожерелье поддерживается берберской брошью с каждой стороны.

Традиционные берберские украшения состоят в основном из серебра, отлитого в форме и обработанного вручную. [24] [25] В зависимости от региона, а также типа украшения, эмаль , кораллы , бусы из янтаря. [26] применялось цветное стекло или, реже, полудрагоценные камни. По мнению искусствоведов , искусство эмалирования в технике перегородчатой ​​эмали было привнесено еврейскими ювелирами- сефардами , которые, в свою очередь, унаследовали это мастерство от своих предков в мавританском Аль-Андалусе . [27] [28] Другой метод, используемый в странах Магриба, называется филигранью , поскольку тонкая серебряная филигранная проволока использовалась для создания замысловатых сетчатых узоров, чтобы обозначить границы вставленных бусин или области каждого цвета эмалированного пространства в типичных оттенках желтого, зеленого и желтого. синий, до нанесения порошка расплавленного стекла. Эмалированные берберские украшения производились в Алжире (Великая Кабилия), в Марокко (Тизнит и Анти-Атлас ), а также в Тунисе ( Мокнин и остров Джерба). [29] Видимые части изделий, не покрытые эмалью или филигранной техникой, в основном покрывались гравированными или точеными рисунками, вбитыми в серебро, а часто также делались более заметными с помощью техники черни . [30]

В дополнение к декоративным браслетам , ножным браслетам , подвескам , кольцам и цепочкам для ожерелий или головных уборов характерные фибулы или пенаннулярные броши , состоящие из симметричной пары треугольных пластин со булавками, называемых тизерзай на практике использовались , со булавками, протыкающими женскую несшитую верхнюю одежду и направлены вверх, чтобы драпированная одежда оставалась на месте. В некоторых случаях эти берберские броши были довольно большими и тяжелыми, поскольку они должны были удерживать длинные куски ткани из хлопка или шерсти и свободно драпироваться вокруг тела. или К двум брошам часто прикрепляли цепочку ожерелье из бисера, закрепленное на кольце внизу броши. Поскольку броши аналогичной формы и функции известны из бронзового века , а затем из римских и вестготских брошей , [31] Считается, что такие фибулы использовались в Магрибе с древних времен. [32] [33] [34]

Хмиса -амулет в форме саламандры

Типичными основными формами украшений являются треугольники и миндалевидные формы, а также так называемая хмисса (местное произношение арабского слова хамса, обозначающего число пять называется афус ), которая на берберском языке ( тамазайт) . Эта форма представляет собой пять пальцев руки и традиционно считается, что как мусульмане, так и евреи защищают от сглаза . [13] Помимо этого, геометрические, цветочные, животные и «космические» формы, такие как солнечные диски или полумесяцы . в соответствии с региональными традициями использовались [35] [36] Геометрические формы украшений также можно найти в орнаментах берберских зданий из сырцового кирпича или камня, а также на их традиционной одежде и коврах . Татуировки нанесенные в особых случаях , берберских женщин и их украшения из хны, а также некоторые изображения регионального наскального искусства также имеют схожие формы. [13]

В южных частях Марокко, особенно в сегодняшних регионах Драа-Тафилалет и Су с важным рынком Тизнит, евреи-берберы , которые жили там, по крайней мере, со второго века до нашей эры до своей эмиграции в конце 1950-х годов, [37] были известными серебряными мастерами своими берберскими украшениями. Поскольку хмиса , [38] поскольку « Рука Мириам » также имеет репутацию защиты евреев от неудач, такие изделия также изготавливались со Звездой Давида . [39] [40]

Ювелирные изделия были ценными предметами, и их носили на важных торжествах, таких как свадьбы, религиозные и общественные мероприятия, такие как сельские ярмарки ( муссем ). Они составляли важнейшую часть свадебных подарков мужа и приданого женщины , остававшихся ее личной собственностью даже в случае развода и передававшихся из поколения в поколение. [41] В связи со сменой поколений, вкуса и достатка их часто меняли и переделывали. Поэтому возраст многих изделий определить сложно, и приходится предполагать, что большинство из них были изготовлены лишь в конце 19 – начале 20 веков. [13] [42] Как и другие элементы внешности человека, украшения носили не только в эстетических целях, но и несли информацию о социальном положении женщины, в том числе сообщения о семейном положении, богатстве и социальной иерархии. [43]

Современные изменения

[ редактировать ]

Во второй половине 20 века традиционный образ жизни сельских берберов претерпел важные изменения. Несмотря на постоянную модернизацию сельских регионов Магриба, миграция из сельской местности в города и в другие страны неуклонно растет. Таким образом, берберские украшения утратили свое первоначальное значение, а спрос и традиционное производство остановились. [44] [45] Историк искусства Синтия Беккер сообщает о своих полевых исследованиях в сельских районах южного Марокко в 1990-х годах, что лишь немногие берберские женщины все еще носили серебряные украшения ежедневно, и что традиционную одежду и украшения носили только во время свадебных церемоний, где эти традиции сыграли свою роль. важную роль раньше. [46] [47]

Однако, по мнению большинства авторов, современные берберские женщины отказались от использования традиционных украшений в пользу современных городских стилей из золота. Многие предметы были проданы отдельным покупателям, путешествующим по этому региону, а они, в свою очередь, продавали их растущему числу антикварных и туристических магазинов в городах. [48] Сегодня большинство клиентов — туристы или коллекционеры из-за границы. [49] в то время как в современном искусстве берберские украшения используются, чтобы «выразить ностальгическое и идеализированное видение прошлого». [50]

В начале 2000-х марокканская художница Амина Агезнай использовала исторические серебряные изделия берберской традиции со своими собственными дополнениями для создания своих современных украшений, таких как серебряный кулон и колье с традиционной гравировкой с одной стороны и современной аппликацией с другой. [51]

Музейные коллекции и выставки

[ редактировать ]

Исторические берберские украшения, как часть материального культурного наследия , собраны этнографическими музеями Магриба, такими как музей Дар Си Саид в Марракеше, Музей родины амазигов. [52] в Агадире или Национальный музей Бардо в Алжире . [14] Музеи в других странах, такие как Музей на набережной Бранли. [53] в Париже, Тропенмузей в Амстердаме или Метрополитен-музей. [54] и Бруклинский музей [55] в Нью-Йорке также представят такие произведения и другие традиционные предметы культуры берберского народа. [56]

В 2008 году в Музее африканского искусства в Нью-Йорке открылась выставка марокканских украшений и произведений искусства из частной коллекции Ксавье Геррана-Эрмеса. [57] С декабря 2004 г. по август 2006 г. Музей археологии и этнологии Пибоди Гарвардского университета представил выставку Imazighen! Красота и ремесло в берберской жизни с сопроводительным каталогом традиционных артефактов, включая ювелирные изделия, из берберских регионов Кабилии на северо-востоке Алжира, гор Риф на северо-востоке Марокко и регионов туарегов в алжирской Сахаре. [58] [59]

На выставке Splendeurs du Maroc в Королевском музее Центральной Африки в Бельгии в 1998/99 году было представлено большое разнообразие марокканских украшений из музейных, а также частных коллекций, описанных в сопроводительной одноименной книге. [60]

Историк искусства Бьёрн Дальстрем, бывший директор Музея берберского искусства в Марракеше , [61] отредактировал том « Берберские женщины Марокко» , который был опубликован приурочен к одноименной выставке 2014/15 года и показан в Париже, Манаме и Рабате . [62] [63] С февраля 2016 года по январь 2017 года Институт арабского мира в Париже представил более 250 произведений преимущественно берберских украшений из Марокко, Алжира и Туниса из частной коллекции Des trésors à porter. Bijoux et parures du Maghreb [Сокровища, которые стоит носить. Ювелирные изделия и украшения Магриба. Прилагаемая книга включает изображения и информацию о материалах, техниках и региональном происхождении различных стилей и произведений. [64]

Открытый в январе 2023 года Национальный музей ювелирных изделий в Рабате представляет большую и разнообразную коллекцию берберских украшений, а также других марокканских украшений и личных украшений. [65]

Стипендия

[ редактировать ]
Описание еврейского талисмана и алжирского головного убора из Поля Юделя, Словаря драгоценностей Северной Африки (1906 г.) [66]

Этнографические исследования в Магрибе начались с французских колониальных чиновников и социологов и включали описания берберских культур, в основном в отношении их традиционной архитектуры, текстиля и керамики, а также важных социальных событий, таких как свадьбы, местные фестивали ( муссемы ) и местные праздники. формы экономической жизни. [50]

Во второй половине 20-го века французские этнологи опубликовали научные статьи и книги для широкой публики. В основном они были сосредоточены на классификации берберских украшений по категориям (броши, серьги, браслеты и т. д.), материалам, формам и местным названиям различных изделий, а также историческому, географическому и этническому происхождению серебряных дел мастеров и их клиентов. [2] С начала 21 века искусствоведы расширили свое внимание к дальнейшим аспектам этой культурной традиции, таким как социальная и гендерная роль берберских женщин, а также меняющаяся важность ювелирных изделий и других форм берберского художественного производства в современный мир. [67] [68] [17]

Ранние этнографические описания

[ редактировать ]

Французский коллекционер и искусствовед Поль Эдель (на французском языке) (1837–1911) был одним из первых авторов историко-художественных описаний ювелирных изделий в Магрибе. После его первого отчета о ювелирных изделиях в Алжире и Тунисе L'orfévrerie algérienne et tunisienne (1902 г.) [69] он опубликовал тематический словарь с еще более широким географическим охватом под названием «Словарь североафриканских ювелирных изделий». Марокко, Алжир, Тунис, Триполитания (1906 г.). [66] На основе своих путешествий по этим странам он собрал подробные сведения о берберских и других стилях ювелирных изделий с графическими иллюстрациями для своих заметок. [70]

Жан Безансно (1902–1992), французский художник, этнограф-самоучка и фотограф-документалист , подготовил подробные описания, а также многочисленные фотографии и художественные иллюстрации традиционных костюмов и других форм личных украшений в Марокко. [71] По заказу администрации французского протектората он собрал эти этнографические записи во время своих обширных путешествий по стране в период с 1934 по 1939 год. [72]

В своей иллюстрированной книге «Костюмы Марокко » (1942) он выделил три основные категории костюмов: сельская берберская одежда, еврейская городских горожан одежда и костюмы , некоторые из которых содержат арабские элементы одежды. Кроме того, каждому из портретов его 60 картин гуашью приписывалась определенная социальная роль (замужняя женщина, дворцовая стража, музыкант и т. д.), город или регион, а берберская одежда также закреплялась за соответствующими племенными группами. Поскольку эти формы одежды все еще были живы и дифференцированы в 1930-е годы, Безансно заметил, что в сельской местности каждый тип одежды представляет собой племенную идентичность. [73] Поскольку его художественные цветные портреты людей в полный рост не оставляли достаточно места для таких элементов, как прически, обувь или способы драпировки свободных частей текстиля, таких как городской хайк и берберская драпированная одежда , он добавил пояснения и рисунки этих частей. личный внешний вид. Чтобы детально представить украшения, он добавил описания и рисунки 56 изделий городского, а также 38 сельских берберских стилей. [74] В своей второй работе «Арабское украшение и берберы Марокко » (1953) он опубликовал рисунки и описания почти 200 ювелирных изделий из разных мест и традиций Марокко. [75] Безансно изначально был художником, и его рисунки подчеркивают сложные особенности произведений с меньшей детализацией по сравнению с соответствующими фотографиями. [76]

В ходе своих поездок на места он научился использовать фотографию как средство быстрой фиксации своих этнографических впечатлений. В интервью журналисту Доминику Карре он так прокомментировал свой подход: «Я хотел доказать, что ученые очень часто проводят свои исследования в таком настроении, которое частично оставляет в стороне эстетический аспект. [...] Они тщательно изучают ряд вещей, но часто пренебрегая теми аспектами традиционного искусства, которые содержат очень важную эстетическую ценность, я хотел восстановить эту ценность». [77]

Исследования этнологов

[ редактировать ]

Генриетта Кэмпс-Фабрер (1928–2015), французский этнолог, специализирующийся на культуре Северной Африки, написала несколько книг о берберских украшениях Алжира и соседних стран Магриба в период с 1970-х по 1990 годы. Она и ее муж Габриэль Кэмпс (1927–2002) . ) вырос в колониальном Алжире и опубликовал исследования по истории берберского народа . После обретения Алжиром независимости в 1962 году они преподавали археологию и культурную антропологию в Алжирском университете и сотрудничали с Национальным музеем Бардо. Габриэль Кэмпс был также основателем и первым главным редактором Берберской энциклопедии . [78] где были опубликованы статьи о берберских украшениях, их истории, производстве и типологии Кэмпс-Фабрера. [9]

Французский этнолог Мари-Роуз Рабате является (со)автором нескольких книг и статей с конца 1970-х годов о народных традициях в Марокко, уделяя особое внимание костюмам, украшениям и другим декоративным искусствам . Комментируя исчезновение использования берберских украшений с 1960-х годов, она сочла «срочным, в конце [20-го] века, идентифицировать эти украшения, определить их местонахождение как можно точнее, чтобы дать им законное место в мире». история марокканских традиций». [79]

В своей книге 1989 года « Берберские украшения в Марокко в иудео-арабской традиции » [80] который сосредоточил внимание на еврейской традиции в Марокко, этнолог Давид Руаш [81] дал подробную информацию о том, как установить дату изготовления некоторых серебряных изделий, использованные формы и техники и особенно об их символах и рисунках. [82]

Исследования искусствоведов

[ редактировать ]

Книга «Берберские воспоминания» 2021 года. «Женщины и ювелирные изделия в Марокко» представляет главы бельгийского историка искусства Мишеля Драге, посвященные истории берберов, а также культурным традициям берберских женщин с учетом гендерных особенностей. Ювелирные изделия рассматриваются в контексте повседневной жизни, где женщины имели особый социальный статус, отражаемый их ремеслами , устной поэзией и модой, включая ювелирные изделия. [83] В этом почти 600-страничном томе, основанном на частной коллекции, насчитывающей около 300 экземпляров, также представлены многочисленные фотографии берберских украшений из разных регионов Марокко. [84]

Согласно статье « Деконструкция истории берберского искусства: трайбализм, матриархат и примитивное неолитическое прошлое» (2010), написанной историком африканского искусства Бостонского университета Синтией Беккер, [85] современное понимание истории берберских художественных традиций остается поверхностным и поверхностным. Хотя постколониальная наука критически разоблачила стереотипы и евроцентристский подход более ранних исследований, она утверждает, что этого исторического подхода было недостаточно для понимания сложных реалий жизни народов Северной Африки. В частности, она утверждает, что влияние ислама , арабской культуры, торговли и миграции в значительной степени игнорируется. Кроме того, она поставила под сомнение представление о «городских арабских» художественных произведениях в отличие от «сельских берберских» артефактов и процитировала историка искусства Сидни Л. Касфира « статью Одно племя, один стиль?» , в котором говорится, что «доколониальные культуры были взаимозависимы, часто взаимодействовали и разделяли многие из своих художественных традиций, невзирая на этнические границы». [86] Критикуя понятие «древних» берберских традиций, которое отрицает исторические изменения , Беккер утверждает: «Такие утверждения романтизируют и деисторизируют сельских берберов, укрепляя идею о том, что подлинное берберское искусство — это то, что осталось нетронутым на протяжении веков». [87] Ссылаясь на интерпретации берберских мотивов как архетипических форм с защитными чертами, которые были прослежены доисламскими этнологами колониальной эпохи, такими как Габриэль Кэмпс, [88] Беккер далее предупреждает, что понятие «бессознательной, тысячелетней «берберности» не учитывает тонкие социальные контакты и переговоры, влияющие на художественное творчество». [89]

Комментируя центральную и гендерную роль женщин как производителей одежды и текстиля, а также как получателей костюмов и украшений, Беккер написала в своем исследовании 2006 года « Искусство амазигов в Марокко». Женщины, формирующие берберскую идентичность : «Женщины создавали художественные символы берберской идентичности и носили их на своем теле, делая украшенное женское тело общественным символом берберской идентичности». [67] В ней она заключает, что в отличие от североафриканцев арабской культуры , берберские женщины «являются основными производителями искусства, а женское искусство идентифицирует эту группу как берберскую». [90]

Французский этнолог Мари-Люс Желар обсуждает украшения в контексте коллективных брачных ритуалов племени Айт Хаббаш на юго-востоке Марокко и подчеркивает как гендерную природу таких предметов, так и взаимодополняемость гендерных культурных практик следующим образом: [68]

Ювелирные изделия, конечно, имеют гендерную принадлежность [...] На самом деле по своему социальному и ритуальному использованию эти украшения выходят за рамки единственного проявления женской сферы. Если они представляют жену, они также являются выражением встречи, союза и взаимодополняемости полов. [...] Мы далеки от нормативных представлений о совершенно непересекающихся мужских и женских вселенных; ритуальное использование и демонстрация предметов скорее свидетельствует о единстве полов.

Мари-Люс Желар, Роль предметов в коллективных свадебных ритуалах (Сахара, Марокко)

Другие современные аспекты этнографических исследований и представление берберской и другой материальной культуры Северной Африки в музеях связаны с вопросами того, как можно понять сложную социальную историю и культурное производство берберов или арабоязычных народов. В контексте постколониальных исследований такие авторы, как Синтия Беккер и Лиза Бернасек, заявили, что отношения между «отдельными людьми, государственными учреждениями, академической наукой и политикой колониального искусства сформировали наше понимание берберского искусства». Категории истории искусства, используемые для объяснения этих отношений, такие как различие между арабскими/городскими и берберскими/сельскими или этнографическими и художественными объектами, «продолжают организовывать производство знаний об этих искусствах сегодня» и до сих пор считаются не вполне адекватными для описания сложное социальное производство и интерпретация меняющихся обществ в Магрибе. [91]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Джонатан Блум, Шейла С. Блэр, Шейла Блэр (2009). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, США. п. 378. ИСБН  978-0-19-530991-1 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б См., например, Рабате 2015 и Рабате, Рабате и Шампо 1996 , а также Гаргури-Сетом 1986 .
  3. Уже в 1950-х годах, в конце своего введения в «Арабское украшение и берберы Марокко» , этнограф Жан Безансно выразил сожаление по поводу того, что, за некоторыми немногими исключениями, на юге Марокко, производство традиционных ювелирных изделий было «заброшено или ухудшено до такой степени, что оно больше не существует». быть узнаваемым, поскольку местные покупатели предпочитали легкие и быстро изготавливаемые современные изделия». Безансено 1953, стр. XIII-XVI.
  4. ^ Рабате, Гольденберг и Тау 1999 , стр. 131–132.
  5. ^ Ж. Дезанж 1990, «Протоберберы» в «Всеобщей истории Африки», том. II: Древние цивилизации Африки. Париж: ЮНЕСКО, стр. 236–245, особенно стр. 237.
  6. ^ Jump up to: а б «Бербер. Определение, люди, языки и факты Britannica» . www.britanica.com . Проверено 5 января 2022 г.
  7. ^ Хилтон-Симпсон, Миссури (1922). «Влияние географии на жителей массива Аурес, Алжир» . Географический журнал . 59 (1): 19–34. дои : 10.2307/1781855 . ISSN   0016-7398 .
  8. ^ См. повторно использованную ссылку на Британскую энциклопедию о берберах: «Экономика в основном представляла собой натуральное сельское хозяйство и скотоводство, практикуемое фермерами, отгонными животноводами и кочевниками, в сочетании с ткачеством, гончарным делом, металлообработкой и кожевенным производством, а также местной и некоторой торговлей на дальние расстояния. Жилища варьировались от пещер до домов со скатной крышей, «замков» с плоской крышей и палаток».
  9. ^ Jump up to: а б Кэмпс-Фабрер, Генриетта (1 декабря 1991 г.). «Ювелирные изделия - Ювелир и его инструменты» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (10): 1496–1516. doi : 10.4000/encyclepedieberbere.1758 . ISSN   1015-7344 .
  10. ^ Агаби, К.; Хинкер, К. (1 февраля 1998 г.). «Кузнецы» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (19): 2889–2897. doi : 10.4000/энциклопедия бербера.1955 . ISSN   1015-7344 .
  11. ^ Рабате, Гольденберг и Тау 1999 , стр. 170.
  12. ^ О традициях защитных украшений туарегов см. Селигман и Лофран, 2006, Должно ли оно быть красивым, чтобы расширять возможности? стр. 194-201
  13. ^ Jump up to: а б с д Кэмпс-Фабрер, Генриетта (1973). «Происхождение берберских фибул Северной Африки» . Обзор мусульманских миров и Средиземноморья . 13 (1): 217–230. дои : 10.3406/remmm.1973.1205 .
  14. ^ Jump up to: а б Кэмпс-Фабрер 1970 г.
  15. ^ Гаргури-Сетом 1986 , с. 97-102.
  16. ^ Этнологи и историки искусства не комментируют подобные украшения или эстетические образцы как относящиеся к исламскому искусству, а скорее ссылаются на более старые средиземноморские традиции.
  17. ^ Jump up to: а б Логран, 2006 , стр. 167–212.
  18. ^ Дитерлен, Жермен; Лигерс, Зиедонис (1972). «Вклад в изучение украшений туарегов» . Журнал африканистов . 42 (1): 29–53. дои : 10.3406/jafr.1972.1697 .
  19. ^ Селигман и Логран (2006), Крест Агадеса как национальный и политический символ, стр. 258-261.
  20. ^ Селигман и Логран (2006), Крест Агадеса, стр. 251-265.
  21. ^ Тейн-Шейх, К. (30 декабря 2010 г.). «Современные мавры» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (31): 4716–4717. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.518 . ISSN   1015-7344 .
  22. ^ Лю, Роберт К. (2018). «Амулеты и кресты туарегов: инновации и эстетика Сахары/Сахеля» . Орнамент . 40 (3): 58–63.
  23. ^ Беккер 2014, стр. 75, 94.
  24. ^ См. раздел «Технические аспекты работы с огнем» в Camps-Fabrer 1991, Bijoux, в онлайн -энциклопедии Berbère или Camps-Fabrer 1990 , стр. 27–51 Инструменты и методы
  25. ^ По словам Кэмпс-Фабрера, «Серебро было единственным драгоценным металлом, который использовали берберские ювелиры. Это не то же самое в Оресе, где появление золотых украшений среди немногих богатых женщин относится к 1962-1963 годам». Переведено с французского оригинала на Кэмпс-Фабрер, Х. (1 января 1989 г.). «Аргент (lfeṭṭa)» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (6): 881–882. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.2587 . ISSN   1015-7344 .
  26. ^ Беккер 2009, с. 118: «Начиная с финикийцев, янтарь из балтийских регионов Восточной Европы на протяжении веков торговали по всему Средиземноморью».
  27. ^ Кэмпс-Фабрер 1990 , стр. 121–122 и Рабате, Гольденберг и Тау 1999 , стр. 207–209.
  28. Комментируя происхождение эмалированных берберских украшений, Кэмпс-Фабрер писал: «Великая оригинальность драгоценностей из Великой Кабилии, а также из Мокнина в Тунисе или марокканских гор Анти-Атлас обусловлена ​​наличием цветных эмалей. Эта техника , первоначально городская, по-видимому, объясняется иностранным влиянием. Эмалированная ювелирная мастерская, известная в вандалистскую и византийскую эпоху, полностью исчезла бы из стран Средиземноморья, если бы Северная Африка на заре нового времени не послужила убежищем для Еврейские, андалузские и морискские мастера были изгнаны из Испании, где эта техника сохранялась на протяжении всего средневековья. Кэмпс-Фабрер, Х. (1 декабря 1991 г.). «Ювелирные изделия – истоки берберского ювелирного дела» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (10): 1496–1516. doi : 10.4000/encyclepedieberbere.1758 . ISSN   1015-7344 .
  29. ^ Кэмпс-Фабрер, Х. (1 августа 1996 г.). «Эмаль» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (17): 2611–2614. doi : 10.4000/энциклопедиябербере.2139 . ISSN   1015-7344 .
  30. ^ Рабате, Гольденберг и Тау 1999 , стр. 30.
  31. ^ «Орлиная фибула» . Художественный музей Уолтерса . Проверено 8 марта 2022 г.
  32. ^ Музей Виктории и Альберта. «Пенатальная брошь | Неизвестно | Виктория и Альберта Изучите коллекции» . Музей Виктории и Альберта: ознакомьтесь с коллекциями . Проверено 7 марта 2022 г.
  33. В своей статье об истории и использовании фибул Кэмпс-Фабрер (1997) упоминает древнейшие известные образцы фибул в Магрибе: «Однако с бронзового века появились два типа фибул. Первый представлен луком. фибула, происходящая из дольмена Бени-Мессус, к сожалению, утерянная, но описанная доктором Бертераном. Второй тип, также обнаруженный в Бени-Мессус, представляет собой омега-фибулу, которая хранится в музее Бардо в Алжире: это открытое кольцо, концы которого усилены многогранниками. ; подвижный по кольцу зазубрин сделан из узкого листа бронзы, один конец которого обернут вокруг кольца, а другой заканчивается острием». Переведено с французского оригинала на Кэмпс-Фабрер, Х. (1 августа 1997 г.). «Фибула» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (18): 2817–2825. doi : 10.4000/энциклопедиябербере.2050 . ISSN   1015-7344 .
  34. ^ Рабате, Мари-Роуз. 2013. Фибулы: две тысячи лет в Северной Африке; искусства и символы . Париж: изд. ACR.
  35. ^ Гаргури-Сетом 1986 , с. 83-108.
  36. ^ Этнологи и историки искусства не относят эти виды украшений к исламскому искусству, а скорее связывают их с древними средиземноморскими эстетическими традициями. См. библиографию в конце статьи Bijoux (Ювелирные изделия) по адресу https://journals.openedition.org/encyclepedieberbere/1758#tocto1n7.
  37. ^ Зафрани 2010, стр. 23, 29–30 и Патай, Рафаэль и Бар-Ицхак, Хая (ред.): Энциклопедия еврейского фольклора и традиций , стр. 389. М.Э. Шарп, 2013.
  38. ^ Кэмпс-Фабрер, Х. (29 декабря 2010 г.). «Главный (берб.: afus*, мн. ifassen; ср. EB II)» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (30): 4508–4518. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.415 . ISSN   1015-7344 .
  39. ^ См. раздел «Евреи и берберы» в журнале Draguet & de Merode 2020 , стр. 66–79, а также Рабате, Гольденберг и Тау 1999 , стр. 182–189
  40. ^ О теориях и фактах о еврейских берберах см. Брюс Мэдди Вейцман. «Евреи и берберы» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2008 года . Проверено 17 января 2022 г.
  41. ^ Лауст-Шантро, Ж.; Лауст, Э.; Берк, Дж.; Годри, М.; ЭБ; Клодо-Хавад, Х. (1 ноября 1995 г.). «Точка» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (16): 2512–2519. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.2204 . ISSN   1015-7344 .
  42. ^ Рабате, Гольденберг и Тау 1999 , стр. 37 содержала фотографию и дату изготовления в 1877 году браслета из Феса.
  43. ^ Беккер 2014 , с. 43.
  44. ^ «Рынок серебра: Ювелиры-ремесленники медленно вымирают» . Экономист (на французском языке). 6 февраля 2015 г. Проверено 4 января 2022 г.
  45. В 1953 году Жан Безансно писал, что в то время «мастера утратили все традиционное качество» и «старые образцы заброшены или испорчены до такой степени, что их больше нельзя узнать. Безансено 2001 , стр. XIII
  46. ^ Беккер, Синтия (2008). «Фадма Лхасен: целительница женщин и ткачиха тканей (марокканский берберский целитель)». В Трикс, Фрэнсис; Уолбридж, Джон; Уолбридж, Линда (ред.). Мусульманские голоса и жизнь в современном мире . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, США. п. 32. дои : 10.1057/9780230611924_3 . ISBN  978-0-230-61192-4 . Проверено 6 февраля 2022 г.
  47. ^ Беккер 2009, с. 187: [Невеста] «обычно носит украшения из янтаря и серебра (когда-то ее мать и бабушка носили ежедневно) во время свадебной церемонии, хотя на третий день она может снять их, чтобы надеть белое свадебное платье в европейском стиле. "
  48. ^ Беккер 2009, с. 186: «За последнее десятилетие большинство берберских женщин продали серебряные украшения и янтарные ожерелья, которые носили их матери и бабушки, европейским коллекционерам и туристическим магазинам, предпочитая носить золотые украшения».
  49. ^ Рабате, Рабате и Шампо 1996 , стр. 8–9, 17.
  50. ^ Jump up to: а б Беккер 2010 , стр. 195–220.
  51. ^ Янсен, М. Анджела (20 ноября 2014 г.). Марокканская мода: дизайн, культура и традиции . Издательство Блумсбери. стр. 48–49. ISBN  978-1-4725-8919-4 .
  52. ^ «Музей наследия амазигов: достопримечательности и памятники Агадира» . Проверено 4 января 2022 г.
  53. ^ Музей набережной Бранли. «Берберские украшения» . Проверено 4 января 2022 г.
  54. ^ Стюарт, Кортни А. (4 декабря 2017 г.). «Замечательные берберские украшения в Метрополитене» . Метрополитен-музей . Проверено 30 января 2021 г.
  55. ^ «Фибула. Искусство исламского мира» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 30 января 2022 г.
  56. ^ «Арабские и берберские ткачества из Марокко» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 30 января 2022 г.
  57. ^ Беккер, Синтия и Кристин Логран, 2008. Драгоценности пустыни: ювелирные изделия и фотографии Северной Африки из коллекции Ксавье Герран-Эрмес . Нью-Йорк: Музей африканского искусства.
  58. ^ Беккер, Синтия (2010). «Искусство повседневности: красота и мастерство в берберском искусстве Лиза Бернасек Сьюзен Г. Миллер». Международный журнал африканских исторических исследований . 43 (1): 200–202. JSTOR   25741422 .
  59. ^ Бернасек, Лиза (2008). Художественность повседневности: красота и мастерство берберского искусства . Кембридж, Массачусетс: Издательство музея Пибоди, Гарвардский университет. стр. 60–111. ISBN  978-0-87365-405-0 . OCLC   182662537 .
  60. ^ Граммет 1998 , стр. 212–339.
  61. ^ «Музей берберского искусства Пьера Берже – Сад Мажорель» . www.jardinmajorelle.com . Проверено 17 января 2022 г.
  62. ^ Геррауи, Саад (3 июля 2015 г.). «Выставка «Берберские женщины Марокко» в Национальной библиотеке Рабата» . ОУ . Проверено 17 января 2022 г.
  63. ^ Дальстрем, Бьёрн. 2014. Берберские женщины Марокко; [...было опубликовано. в связи с выставкой «Берберские женщины Марокко», проходившей в Фонде Пьера Берже – Ива Сен-Лорана, в Париже, с 21 марта по 20 июля 2014 года, в Национальном музее Бахрейна в Манаме, с 15 января по 17 апреля, 2015 г. и в Национальной библиотеке Королевского Марокко в Рабате весной 2015 г.] . Париж: Фонд Пьера Берже - Ив Сен-Лоран.
  64. ^ «Сокровища, которые нужно нести» . Институт арабского мира (на французском языке). 24 марта 2016 года . Проверено 4 марта 2022 г.
  65. ^ Фирдаус, Кавтар (12 января 2023 г.). «Рабат. Музей национального украшения вновь открывает свои двери» . L'observerDuMaroc (на французском языке) . Проверено 26 июня 2023 г.
  66. ^ Jump up to: а б Эйдель 1906 года .
  67. ^ Jump up to: а б Беккер 2006 , с. 1
  68. ^ Jump up to: а б Желар, 2012 , стр. 89–104.
  69. ^ Эйдель 1902 .
  70. ^ Эйдель 1902 , стр. V–XIII.
  71. ^ Э.Б. (1 ноября 1995 г.). «Джеллаба» . Берберская энциклопедия (на французском языке) (16): 2425–2427. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.2181 . ISSN   1015-7344 .
  72. ^ «Жан Безансно» . Maison De La Photographie de Marrakech (на французском языке). 4 января 2018 г. Проверено 13 января 2022 г.
  73. ^ Безансно 1988 , с. 9.
  74. ^ Безансно 1988 , стр. 186–205.
  75. ^ Безансно 2001 .
  76. ^ Музей набережной Бранли. «Фотографии Жана Безансно» . www.quaibranly.fr . Проверено 2 февраля 2022 г.
  77. ^ Перевод с французского оригинального текста: Доминик Карре (2020), Жан Безансено, этнофотограф и фотоэтнограф. В Ханне Ассулин и Доминике Карре. Евреи Марокко. Фотографии Жана Безансно 1934-1937 гг . Париж: Музей искусства и истории иудаизма, стр. 14-20
  78. ^ Гаст, Марсо; Бернус, Эдмонд; Дезанж, Жеан; Чакер, Салем (1 сентября 2008 г.). «Лагеря Габриэля» . Берберская энциклопедия (на французском языке) . Проверено 14 января 2022 г.
  79. ^ Рабате, Гольденберг и Тау 1999 , стр. 11.
  80. ^ [На английском языке: Берберские украшения в Марокко в еврейско-арабской традиции]
  81. ^ Руаш, Дэвид (на французском языке). Национальная библиотека Франции.
  82. ^ Руаш 1989 , стр. 12–46.
  83. ^ Драге и де Мерод 2020 , стр. 90–93.
  84. ^ Драге и де Мерод 2020 .
  85. ^ «Синтия Беккер | История искусства и архитектуры» . www.bu.edu . Проверено 16 января 2022 г.
  86. ^ Касфир, Сидни Литтлфилд (1984). «Одно племя, один стиль? Парадигмы в историографии африканского искусства» . История в Африке . 11 : 163–193. дои : 10.2307/3171633 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3171633 . S2CID   163002743 .
  87. ^ Беккер 2010 , с. 198 относится к книге «Имазиген: исчезающие традиции берберских женщин» , автор которой Джеральдин Брукс утверждает, что «берберы живут сейчас так же, как и на протяжении веков» и что берберский ткач «использует репертуар символов, существовавший до Римской империи».
  88. ^ Габриэль Кэмпс 1995 Берберы: память и идентичность. Париж: Ошибки, с. 210
  89. ^ Беккер 2010 , с. 105.
  90. ^ Беккер 2006 , с. 1, отмечается, что берберские женщины носили сложные украшения, татуировки и украшения из хны, а также создавали ковры и другие текстильные изделия, керамику и предметы домашнего обихода.
  91. ^ Бернасек, Лиза (2010). « Первое искусство» Магриба: выставка берберской культуры в Музее на набережной Бранли . В Хоффмане, Кэтрин Э.; Миллер, Сьюзен Гилсон (ред.). Берберы и другие: за пределами племени и нации в Магрибе . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 186. ИСБН  978-0-253-35480-8 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бенфугал, Татьяна (1997). Ювелирные изделия и ювелиры из Ореса, Алжир: традиции и инновации . Париж: издания CNRS. ISBN  2-271-05446-Х .
  • Бёрнер, Джин (2011). Ювелирные изделия туарегов: искусство древних ювелирных изделий из Сахеля и Сахары в Нигере (на французском языке). Л'Аржантьер-ла-Бесс: Эд. дю Фурнель. ISBN  978-2-36142-024-6 . OCLC   731902569 .
  • Кортни-Кларк, Маргарет; Брукс, Джеральдин (1996). Имазиген: исчезающие традиции берберских женщин . Нью-Йорк: Кларксон Н. Поттер. ISBN  978-0-517-59771-2 . ОСЛК   35698616 .
  • Дальстрём, Бьёрн, изд. (2014). Берберские женщины Марокко . Париж: Editions Artlys. ISBN  978-2-85495-576-7 . OCLC   902727356 .
  • Граммет, Иво (2011). «Ювелирные изделия из Южного Марокко» (PDF) . Искусство и культура . 12 : 92–111.
  • Национальный музей Бардо (2011). Алжирские украшения и украшения на протяжении всей истории (PDF) (на французском языке).
  • Рабате, Мари-Роуз; Гольденберг, Андре (2004). Искусство и культура Марокко: сад предметов (на французском языке). Курбевуа, Париж: ACR. ISBN  978-2-86770-162-7 . OCLC   55236670 .
  • Рабате, Мари-Роуз (2013). Фибулы: две тысячи лет в Северной Африке: искусство и символы (на французском языке). Париж-Ла-Дефанс: издания ACR. ISBN  978-2-86770-207-5 . OCLC   866827622 .
  • Зафрани, Хаим (1998). Две тысячи лет еврейской жизни в Марокко: история и культура, религия и магия (на французском языке). Париж Касабланка: Maisonneuve & Larose Eddif. ISBN  9981-09-018-2 . OCLC   41505905 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94a652035d927a2f00b1bb62808113f2__1720982100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/f2/94a652035d927a2f00b1bb62808113f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewellery of the Berber cultures - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)