Греция и Международный валютный фонд
Экономика Греции |
---|
Обзор |
История |
Связанный |
Греция является одним из первых членов Международного валютного фонда , присоединившись к нему 27 декабря 1945 года. [1] Он имеет квоту в 2 428,90 миллиона СПЗ и 25 754 голоса, что составляет 0,51% от общей квоты и голосов МВФ. [2] МВФ с 2019 года представляет Грецию в Совете управляющих министр финансов Христос Стайкурас . [2] фонда Греция избирает исполнительного директора в исполнительный совет вместе с Албанией , Италией , Мальтой , Португалией и Сан-Марино . Михаил Псалидопулос избран заместителем директора. [3] Греция подписала два кредитных соглашения с МВФ: соглашение «стэнд-бай» с 2010 по 2012 год и соглашение в рамках механизма расширенного финансирования с 2012 по 2016 год, взяв в общей сложности 27 766,3 миллиона СПЗ. [4] Задолженность Греции перед МВФ составляет 6735,64 млн СПЗ. [4] и является третьим по величине заемщиком фонда (после Аргентины и Украины ). [5] В 2018 году фонд начал проводить ежегодный постпрограммный мониторинг Греции в дополнение к ежегодным консультациям в соответствии со Статьей IV. [5]
Фон
[ редактировать ]В начале 2000-х годов, после введения евро , Греция получила более легкий доступ к финансовым рынкам и пережила экономический бум. [6] Действительно, Fitch повысило рейтинг Греции с BBB+ (март 2000 г.) до A+ (октябрь 2003 г.). [7] В стране развилась экономика, основанная на большом дефиците и высоком уровне долга, которые были уязвимы перед остановкой притока частного капитала. [6] В начале Великой рецессии в 2009 году государственный долг Греции составлял 135,4 процента валового внутреннего продукта (ВВП). [8] и государственные расходы в размере 54,08 процента ВВП. [9] В том же году новый премьер-министр Георгиос Папандреу объявил о пересмотре государственного дефицита на 15,5%. [10] [11] Более ранние данные о государственном долге и дефиците были замаскированы бывшими правительствами с помощью Goldman Sachs . [12] Мировые рынки начали продавать греческие облигации, [6] а Fitch и S&P Global Ratings понизили рейтинг Греции до BBB+ с негативным прогнозом. [7] Страна больше не могла получить доступ к мировому рынку и обратилась за помощью к европейским институтам и Международному валютному фонду. [10]
Кредитные договоры
[ редактировать ]Соглашение о резерве (2010–2012 гг.)
[ редактировать ]3 мая 2010 года правительство Греции обратилось к МВФ с просьбой о заключении соглашения о кредите «стэнд-бай» . [13] Через шесть дней SBA был одобрен Исполнительным советом МВФ с использованием его механизма чрезвычайного финансирования. Общий объем SBA составил 26,4 миллиарда СПЗ, из которых 4,8 миллиарда доступны немедленно. Соглашение было направлено на повышение конкурентоспособности и инвестиций (что сделало Грецию моделью роста, ориентированного на экспорт) и подавление внутреннего спроса за счет сокращения заработной платы и пособий. Государство будет играть незначительную роль в экономике, и будет создан Фонд финансовой стабильности (ФФС). Ожидалось повышение уверенности рынка и рост. [14] [15]
5 августа после визита в Афины европейская тройка (МВФ, Европейский центральный банк и Еврокомиссия ) выразила удовлетворение реализацией правительством программы. По мнению тройки, программа «положила хороший старт» с реализации в налогово-бюджетной политике (правительство «держало расходы ниже бюджетного предела на государственном уровне»), финансовом секторе (ФФС «скоро начнет функционировать») и структурные реформы («Одобрение Парламентом знаковой пенсионной реформы»). [16]
10 сентября Исполнительный совет МВФ завершил свой первый обзор деятельности Греции в рамках SBA и санкционировал выплату 2,16 миллиарда СПЗ. [17] [18] 23 ноября «тройка» подчеркнула необходимость дальнейших реформ, включая сокращение расходов на здравоохранение и заработную плату, приватизацию и отмену торговых барьеров. [19]
Второй обзор SBA был завершен 17 декабря, и Исполнительный совет МВФ утвердил выплату 2,16 миллиарда СПЗ. По словам заместителя директора-распорядителя и исполняющего обязанности председателя Мурило Португала, «договоренность Греции в рамках механизма расширенного финансирования (...) будет вынесена на рассмотрение Исполнительного совета МВФ». [20]
В ходе своей третьей обзорной миссии в Грецию в феврале 2011 года «тройка» сообщила, что все необходимые реформы принимаются. [21] и выразили поддержку греческому правительству. [22] Третий обзор SBA, завершенный 14 марта, позволил правительству привлечь 3,6 миллиарда СПЗ. [23] 3 июня «тройка» признала общий прогресс, сославшись на необходимость проведения бюджетной структурной реформы для сокращения дефицита Греции. [24]
8 июля был завершен четвертый обзор в рамках соглашения о кредите «стэнд-бай», и МВФ выплатил 2,9 миллиарда СПЗ. [25] Фонд заявил 11 октября, что «рецессия будет более глубокой, чем ожидалось в июне, и восстановление теперь ожидается только с 2013 года. Пока нет никаких свидетельств улучшения настроений инвесторов и связанного с этим увеличения инвестиций (... ) В целом власти продолжают добиваться важного прогресса». [26] 5 декабря 2011 года МВФ завершил свой пятый обзор соглашения Stand-By для Греции, утвердив выплату 1,9 миллиарда СПЗ. [27]
9 марта 2012 года правительство Греции аннулировало SBA и обратилось к МВФ с просьбой о заключении соглашения о расширенном фонде (EFF). [28] Правительство заняло и погасило в общей сложности 17,54 миллиона из первоначально согласованных 26,43 миллиона СПЗ. [29]
Механизм расширенного финансирования (2012–2016 гг.)
[ редактировать ]9 марта 2012 г. (в тот же день правительство Греции обратилось к МВФ с просьбой о заключении соглашения о расширенном фонде (EFF)), [28] директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард . Соглашение поддержала [30] Он был одобрен 15 марта с немедленной выплатой 1,4 миллиарда СПЗ и общим обязательством в размере 23,7853 миллиарда СПЗ (2,159 процента греческой квоты). [31] Неизрасходованные средства SBA также были аннулированы. Программа была направлена на возвращение к экономическому росту за счет повышения конкурентоспособности, снижения минимальной заработной платы и государственных расходов, а также борьбы с уклонением от уплаты налогов. [32]
После политического кризиса, вызванного выборами в Греции, МВФ завершил свой первый и второй обзоры в рамках механизма расширенного финансирования и 16 января 2013 года утвердил выплату новому правительству суммы в размере 3,24 миллиарда евро. Были изменены политические меры, такие как траектория бюджетной корректировки и цели приватизации. Правительство Греции либерализовало товарные рынки и улучшило рекапитализацию банков. [33] По данным МВФ, «Греция добилась впечатляющего прогресса под руководством нового коалиционного правительства». Примерами могут служить 15-процентное снижение удельной стоимости рабочей силы, более чем 20-процентное сокращение минимальной заработной платы и реформы, которые снизят пенсионные расходы примерно до 14 процентов ВВП. Правительство Греции также провело рекапитализацию важных банков. [34] В период с 31 мая 2013 г. по 30 мая 2014 г. МВФ завершил третий, четвертый и пятый обзоры в рамках механизма расширенного финансирования, и Греция получила в общей сложности 6,87 млрд евро. [35] [36] [37]
14 февраля 2015 года, после выборов в Греции, председатель и директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в письме президенту Еврогруппы объяснила проблемы с намерениями нового правительства. Лагард отметила, что правительство Греции не желает реформировать свою политику НДС и пенсионную систему, а также проводить политику, согласованную предыдущим правительством, в таких областях, как приватизация и рынок труда. [38]
30 июня Греция не выплатила МВФ 1,2 млрд СДР. [39] — впервые развитая страна пропустила платеж МВФ. [40] Еще одно погашение на сумму 360 млн СДР было пропущено 13 июля. [41] МВФ опубликовал 14 июля исследование государственного долга Греции, назвав его крайне неустойчивым и заявив, что в ближайшие несколько лет он должен достичь пика в 200 процентов ВВП. [42] Греция погасила свой долг МВФ (1,6 млрд СПЗ) 20 июля 2015 года. [43]
Обсуждения правительства Греции и сотрудников МВФ, проходившие с 30 июля по 12 августа 2015 года, привели к подписанию нового меморандума о взаимопонимании . По словам Лагард, его целью было «восстановить финансовую устойчивость, стабильность финансового сектора и устойчивый рост ». [44] [45]
Соглашение EFF было расторгнуто в январе 2016 года. Правительство Греции привлекло 10,2 миллиарда СПЗ (вместо первоначально согласованных 23,7 СПЗ), а МВФ провел пять (вместо первоначально согласованных 16) обзоров программ. [46]
Предлагаемый SBA (2017 г.)
[ редактировать ]2 мая 2017 года МВФ заявил, что «достиг предварительного соглашения с властями Греции по пакету мер по поддержке восстановления Греции». [47] 7 июля правительство Греции запросило у МВФ принципиальное одобрение SBA. SBA продлится 13 месяцев и 12 дней, и было запрошено 1,3 миллиарда СПЗ (55 процентов греческой квоты). По мнению правительства, программа будет активна, когда европейские партнеры Греции гарантируют облегчение долгового бремени. [48] [49]
МВФ 20 июля в принципе утвердил SBA на сумму 1,3 миллиарда долларов, ожидая гарантий устойчивости долга Греции. Экономическая программа Греции представляла собой макроэкономическую стабилизацию с реформами, включая повышение налогов на средний класс и сокращение пенсий на сумму 3,5 процента ВВП (или профицита) до 2022 года. торговля и содействие инвестициям. Ожидалось, что программа обеспечит устойчивый рост на один процент. Однако в МВФ заявили, что «долг Греции остается непосильным». [50] Несмотря на принципиальное одобрение, SBA так и не был одобрен; 21 июня 2018 года Лагард заявила, что «время для заключения соглашения о стенд-бай явно истекло». [51]
Результаты программы
[ редактировать ]Соглашение «стэнд-бай» на 2010–2012 гг.
[ редактировать ]5 июня 2013 года МВФ опубликовал свой отчет с оценкой SBA Греции. [52] Согласно отчету, SBA улучшило долгосрочную устойчивость благодаря сокращению заработной платы и пенсий, а также повышению НДС; Правительство Греции значительно сократило свой бюджетный дефицит и стоимость рабочей силы на единицу продукции. [52]
Однако МВФ выразил разочарование по поводу приватизации Греции и гибкости рынка труда; правительство продолжало тратить на заработную плату больше, чем в среднем по ЕС. Кризис оказался хуже, чем ожидалось; Греческий ВВП сократился на 17 процентов с 2009 по 2012 год вместо ожидаемых 5,5 процентов, а уровень безработицы составил 25 процентов вместо прогнозируемых 15 процентов. МВФ недооценил влияние дефляции и заявил, что реформы страны «не смогли стимулировать экономический рост». [52] Греция выполнила 32 из 45 структурных условий МВФ. [52]
Механизм расширенного финансирования на 2012–2016 гг.
[ редактировать ]7 февраля 2017 года МВФ опубликовал отчет с оценкой EFF Греции. [53] Согласно отчету, реализации программы препятствовала политическая нестабильность в Греции, и любая программа потерпела бы неудачу в сложившихся обстоятельствах: "затяжная рецессия и... быстрое падение уровня жизни". [53] МВФ заявил, что были реализованы важные реформы управления государственными финансами и доходами, а правительство Греции реформировало минимальную заработную плату, барьеры для конкуренции, приватизацию и коллективные переговоры. [53] Импорт и удельные затраты на рабочую силу были сокращены, в результате чего трехпроцентный дефицит в 2011 году превратился в профицит в 0,5 процента в 2013 году. Банковская система была консолидирована, а долг в 2012 году снизился до 160 процентов ВВП со 172 процентов. [53]
Однако МВФ подчеркнул, что экспорт неудовлетворительный; Показатели управления Греции ухудшились во время действия программы, и в 2015 году долг был объявлен неприемлемым. [53] Целевые показатели роста, долговой устойчивости и конкурентоспособности не были достигнуты; рост был меньше, чем ожидалось, безработица была выше, а рецессия была глубже. Номинальный ВВП в 2013 и 2015 годах был на 12 и 20 процентов ниже первоначальных оценок, которые «возможно, были слишком оптимистичными». [53] Правительство Греции выполнило 61 из 97 структурных условий; от одного было отказано, а на момент завершения проверки еще 16 оставались невыполненными. [53]
Постпрограммный мониторинг
[ редактировать ]Греция подлежит постпрограммному мониторингу (PPM), направленному на ее способность расплачиваться с МВФ, как страна, которая должна фонду более 1,5 миллиарда СПЗ или 200 процентов своей квоты. [54] Первый PPM был завершен 12 марта 2019 г.; МВФ пришел к выводу, что «восстановление экономики Греции ускоряется и расширяется» с прогнозируемым ростом на 2,4 процента ВВП за счет экспортного рынка, частного потребления и инвестиций. Хотя страна может погасить свой долг, фонд поддерживает дальнейшие реформы для повышения производительности и гибкости рынка труда. [50]
Критика
[ редактировать ]Политика жесткой экономии МВФ подверглась критике как нарушение греческой конституции и прав человека. 10 января 2014 г. Европейская сеть национальных правозащитных учреждений (ENNHRI) опубликовала письмо, в котором говорится, что приватизация «усложнила доступ к основным общественным услугам, таким как вода, канализация и энергия», а бедным гражданам Греции было отказано в медицинской помощи из-за государственных сокращений. . [55] В том же году Государственный совет Греции объявил о мерах жесткой экономии, таких как сокращение заработной платы академического персонала в 2012 году. [56] а запланированная приватизация Афинской компании водоснабжения и канализации является неконституционной.
В докладе генерального директората внутренней политики Европейского парламента за 2015 год говорится, что меры жесткой экономии нарушают права на пенсию, на труд, на здравоохранение и на правосудие. [57] В октябре 2017 года Парламентская ассамблея Совета Европы сообщила, что меры жесткой экономии нарушают права на здравоохранение, на достаточный уровень жизни, на труд и социальное обеспечение, оказывая «непропорционально сильное воздействие на наиболее уязвимых слоев населения». [58]
Согласно отчету Комиссара Совета Европы по правам человека за июнь 2018 года, меры жесткой экономии негативно повлияли на права на достаточное жилье, здравоохранение и образование. [59] В докладе цитируется заявление Национальной комиссии Греции по правам человека (GNCHR) о том, что «меры жесткой экономии подрывают фундаментальные конституционные принципы и нарушают гарантированные конституцией права человека». [59] Греческая лига прав человека (HLHR) признала МВФ ответственным за нарушение прав человека в Греции. [60] старейшая правозащитная организация страны. [61]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Список членов по дате вступления» . www.imf.org . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Квоты и право голоса членов МВФ, а также Совет управляющих МВФ» . www.imf.org . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Исполнительные директора МВФ и право голоса» . www.imf.org . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Финансовое положение в Фонде Греции по состоянию на 31 октября 2019 года» . www.imf.org . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Греция: экономика улучшается, ключевые реформы все еще необходимы» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Греция: Последующая оценка исключительного доступа в рамках соглашения о кредитной программе 2010 года» . МВФ . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Греция – Кредитный рейтинг» . worldgovernmentbonds.com . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Сектор государственного управления – Государственный долг – Данные ОЭСР» . ОЭСР . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Сектор государственного управления – Государственные расходы – Данные ОЭСР» . ОЭСР . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Долговая одиссея Греции» . Экономист . 3 октября 2019 г. ISSN 0013-0613 . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Сектор государственного управления – Дефицит государственного управления – Данные ОЭСР» . ОЭСР . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Бальзли, Бит (8 февраля 2010 г.). «Долговой кризис Греции: как Goldman Sachs помог Греции замаскировать ее настоящий долг» . Шпигель онлайн . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Греция: запрос на соглашение о резервном режиме» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Исполнительный совет МВФ утвердил соглашение Stand-By для Греции на сумму 30 миллиардов евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ онлайн, Обзор МВФ. «Обзор МВФ: МВФ в ускоренном порядке утвердил кредит Греции на сумму 30 млрд евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Заявление ЕК, ЕЦБ и МВФ о первой обзорной миссии в Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: МВФ завершает первый обзор соглашения о кредите с Грецией и утверждает выделение 2,57 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Греция: первый обзор в рамках соглашения о стенд-бай» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление ЕК, ЕЦБ и МВФ о второй обзорной миссии в Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: МВФ завершает второй обзор соглашения Stand-By для Греции и утверждает выделение 2,5 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление ЕК, ЕЦБ и МВФ о третьей обзорной миссии в Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление ЕК, ЕЦБ и МВФ по экономической программе Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: МВФ завершает третий обзор соглашения Stand-By для Греции и утверждает выделение 4,1 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление Европейской комиссии, ЕЦБ и МВФ о четвертой обзорной миссии в Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Исполнительный совет МВФ завершает четвертый обзор соглашения Stand-By для Греции и утверждает выделение 3,2 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Заявление Европейской комиссии, ЕЦБ и МВФ о пятой обзорной миссии в Греции» . Европейский центральный банк . 11 октября 2011 года . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Исполнительный совет МВФ завершает пятый обзор соглашения Stand-By для Греции и утверждает выделение средств в размере 2,2 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Греция: письмо о намерениях, меморандум об экономической и финансовой политике и технический меморандум о взаимопонимании» (PDF) .
- ^ «История кредитных механизмов: Греция» . www.imf.org . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард о Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Исполнительный совет МВФ утвердил соглашение на сумму 28 миллиардов евро в рамках расширенного фонда для Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ онлайн, Обзор МВФ. «Обзор МВФ: Правление МВФ одобрило кредит Греции на сумму 28 миллиардов евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Исполнительный совет МВФ завершает первый и второй обзоры в рамках соглашения о расширенном фонде для Греции и утверждает выплату 3,24 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ онлайн, Обзор МВФ. «Обзор МВФ: поддержка Греции МВФ продолжается с выделением 3,24 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «МВФ завершает третий обзор в рамках соглашения о расширенном фонде для Греции, завершает консультации 2013 года по статье IV» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: МВФ завершает четвертый обзор в рамках соглашения о расширенном фонде для Греции и утверждает выплату 1,72 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: МВФ завершает пятый обзор в рамках соглашения о расширенном фонде для Греции и утверждает выплату 3,41 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Письмо директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард президенту Еврогруппы по Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление МВФ по Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ Казерт, Елена Бекаторос и Раф (30 июня 2015 г.). «Греция не может произвести платеж МВФ по истечении срока финансовой помощи» . CTVNews . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление МВФ по Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Греция: обновленная информация о предварительном анализе устойчивости государственного долга, проведенном сотрудниками МВФ» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление МВФ по Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление по итогам визита сотрудников МВФ в Грецию» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз: Заявление директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард о Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Греция: фактическая оценка исключительного доступа в соответствии с расширенным соглашением 2012 года — пресс-релиз; отчет персонала; и заявление исполнительного директора Греции» . МВФ . 7 февраля 2017 года . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Заявление ЕК, ЕСМ, ЕЦБ и МВФ о переговорах с Грецией» . МВФ . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ «Греция – Запрос на соглашение о резерве – Пресс-релиз; отчет персонала; и заявление исполнительного директора по Греции» .
- ^ «Греция: Запрос на соглашение о резервном кредите – пресс-релиз; отчет персонала; и заявление исполнительного директора Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Исполнительный совет МВФ в принципе утвердил соглашение Stand-By для Греции на сумму 1,6 миллиарда евро» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Заявление директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард по Греции» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Греция: Последующая оценка исключительного доступа в рамках соглашения о кредитной программе 2010 года» . МВФ . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г «Греция: фактическая оценка исключительного доступа в соответствии с расширенным соглашением 2012 года — пресс-релиз; отчет персонала; и заявление исполнительного директора Греции» . imf.org .
- ^ «Исполнительный совет МВФ завершает первые обсуждения с Грецией по мониторингу после завершения программы» . МВФ . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ «Открытое письмо о предстоящем визите Тройки в Грецию» (PDF) .
- ^ «Symvoulio tis Epikrateias, Пленарное заседание, № 4741/2014» (PDF) .
- ^ «Влияние кризиса на основные права в государствах-членах ЕС. Страновой отчет по Греции» (PDF) . europarl.europa.eu .
- ^ «ПАСЕ – Док. 14450 Часть 3 (GR) (2017 г.) – Ход процедуры мониторинга Ассамблеи (январь-декабрь 2017 г.) и периодический обзор выполнения обязательств Эстонией, Грецией, Венгрией и Ирландией. Периодический обзор: Греция» . сборка.coe.int . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Доклад комиссара по правам человека Совета Европы» . rm.coe.int .
- ^ «Понижение прав: цена жесткой экономии в Греции» (PDF) . fidh.org .
- ^ «Греческая лига прав человека» . 20 ноября 2016 года . Проверено 27 сентября 2020 г.