Сербия и Международный валютный фонд
Сербия является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 14 декабря 2022 года с квотой специальных прав заимствования (SDR) 654,8 миллиона (615,21 миллиона долларов США) и 80007 голосами (0,16% от общей доли голосов). [ 1 ] В настоящее время Сербию в Исполнительном совете представляет Петр Трабинский в избирательном округе с Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Польшей, Сербией, Швейцарией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном, который имеет 2,88% от общей доли голосов. [ 1 ]
Программы МВФ в Сербии
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]СРЮ столкнулась с санкциями со стороны Организации Объединенных Наций, Европейского Союза и США во время войны в Боснии и войны в Косово . принял Совет Безопасности ООН более 100 резолюций против СРЮ и сербов в 1992-1995 годах, включая запрет на международную торговлю, научно-техническое сотрудничество, спортивные и культурные обмены, авиаперелеты, поставки грузов и поездки правительственных чиновников. [ 2 ] Соединенные Штаты конфисковали все активы, принадлежащие СРЮ, и сохранили «внешнюю стену» санкций после войны, которая препятствовала членству СРЮ в международных организациях, включая МВФ. [ 3 ] Во время войны в Косово санкции расширились и теперь включают запрет на экспорт нефти в СРЮ и замораживание государственных активов в ЕС. [ 4 ] [ 5 ] Санкции снизили ВВП до 6,88 миллиардов долларов (40% довоенного производства) в 2000 году, в то время как две трети населения живут в бедности (менее 60 долларов дохода в месяц). [ 4 ] [ 6 ] Экономическое давление спровоцировало гиперинфляцию югославского динара, достигшую пика в 313 миллионов процентов в январе 1994 года. [ 7 ] Санкции были в целом отменены после свержения Слободана Милошевича и восстановления нормальных дипломатических отношений. [ 8 ] СРЮ пережила впечатляющий рост и приверженность структурным реформам в 2000-х годах, но столкнулась с возобновлением экономических трудностей после глобального финансового кризиса. [ 9 ] [ 10 ]
Членство
[ редактировать ]В результате распада Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ) на избирательные округа Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию (СРЮ). 14 декабря 1992 года МВФ признал право СРЮ стать преемником членства в СФРЮ и принять на себя 36,52% ответственности за ее активы и обязательства. МВФ выдвинул четыре условия для одобрения членства СРЮ, заявив, что власти должны согласиться взять на себя ответственность за выделенную ему долю активов и обязательств СФРЮ: [ 11 ] уведомить Фонд о своем согласии с условиями, погасить любую непогашенную задолженность СФРЮ перед Фондом и оказаться способным выполнить условия Статей Соглашения. СРЮ не соответствовала этим условиям до 20 декабря 2000 года, когда Демократическая оппозиция Сербии (ДОС) пришла к власти после свержения президента Слободана Милошевича . МВФ утвердил страну для членства с квотой в 467,70 млн СДР, которая выросла до 654,8 млн СДР (615,21 доллара США) после реформы Совета директоров 2016 года .
2000-2006
[ редактировать ]В июне 2001 года СРЮ запросила у МВФ посткризисную чрезвычайную помощь в размере 116,9 миллиона СДР (151 миллион долларов США) или 25% своей квоты. Кредит предоставил промежуточные кредиты, чтобы СРЮ могла погасить существующую задолженность и обязательства СФРЮ, профинансировать ее квоту и поддержать краткосрочную программу по стабилизации ее разрушенной экономики. Программа была направлена на то, чтобы взять инфляцию под контроль и начать улучшение институционального потенциала путем установления потолка банковского финансирования в бюджете и кредитной экспансии для Национального банка Югославии, введения управляемого плавающего обменного курса и совершенствования налогово-бюджетной политики путем определения приоритетов расходов, улучшение налогового администрирования и расширение налоговой базы. [ 4 ] [ 12 ]
По истечении срока действия программы посткризисной чрезвычайной помощи СРЮ обратилась с просьбой о заключении резервного соглашения (SBA): программы МВФ с политическими условиями, включающими финансовую помощь для государства-члена, которое нуждается в поддержке в результате финансового кризиса. SBA стремилось использовать первоначальный прогресс, достигнутый в рамках предыдущей программы, для содействия макроэкономической и финансовой стабилизации СРЮ. В июне 2001 года МВФ одобрил выделение 200 миллионов СДР (263,08 миллиона долларов США), которое ввело строгие ограничения на кредитную экспансию для снижения инфляции, рационализации сложной налоговой системы, установления военного контроля под гражданским контролем и создания основы для приватизации государственных предприятий. . [ 13 ] После успешного достижения целей в ходе полугодовых обзоров СРЮ запросила в мае 2002 года расширенное соглашение на сумму 650 миллионов СДР (829 миллионов долларов США), срок действия которого истек в мае 2005 года и был продлен до завершения в феврале 2006 года. [ 9 ]
2009-2018
[ редактировать ]В 2006 году Черногория и Сербия отделились и стали независимыми суверенными государствами. [ 14 ] запросил новый SBA, поскольку последствия мирового финансового кризиса усилились в январе 2009 года. 15-месячная программа была задумана как профилактическая, средства привлекались только в случае необходимости. При сумме 350,8 млн СДР (558,7 млн долларов США) он стал крупнейшим SBA Сербии и первым с момента обретения независимости после распада СРЮ. МВФ считал, что сильный экономический рост, умеренная инфляция и сильная банковская система Сербии могут послужить адекватным буфером от последствий финансового кризиса. [ 15 ] Однако по мере углубления кризиса ВВП Сербии продолжал сокращаться, инфляция росла, а МВФ считал их модель роста неустойчивой. [ 16 ] SBA был продлен в мае 2009 года по апрель 2011 года и увеличен до 2,6 миллиарда СДР (4,02 миллиарда долларов США). [ 10 ] По завершении программы Сербия отозвала выплаты на сумму 1,368 миллиарда СДР (2,2 миллиарда долларов США). [ 17 ]
После вялого восстановления в феврале 2015 года Сербия начала новый 36-месячный SDR на сумму 935,4 млн СДР (1,23 млрд долларов США). Страна столкнулась со вторым по величине дефицитом в Европе: доходы снизились, несмотря на недавнее повышение налогов, заработная плата, пенсионные счета, а также больные государственные предприятия и государственные банки. Цели программы включали макроэкономическую ребалансировку, восстановление доверия и финансовой устойчивости, а также структурную и институциональную реформу путем ограничения обязательных расходов, сокращения государственных трансфертов государственным предприятиям и повышения эффективности сбора налогов. Программа была успешно реализована с профицитом бюджета в 2017 году и бюджетной корректировкой ВВП на 6%, которая превзошла ожидания. [ 18 ]
2018-настоящее время
[ редактировать ]Успех SBA 2015 года позволил Сербии перейти от программы SBA финансовой помощи МВФ к нефинансовому инструменту – Инструменту координации политики (PCI). Целью PCI является сигнализировать о приверженности программе реформ официальным кредиторам и частным инвесторам. [ 19 ] 30-месячная программа, утвержденная в 2018 году, направлена на увеличение государственных инвестиций, улучшение делового климата, сокращение неформального сектора, уменьшение государственного долга и усиление развития рынка. В 2020 году приоритеты сместились в сторону смягчения финансовых побочных эффектов пандемии COVID-19. [ 20 ]
МВФ утвердил еще один 30-месячный PCI в июне 2021 года на фоне неопределенности, связанной с пандемией. PCI стремился ускорить структурные и институциональные реформы, поддержать рост в среднесрочной перспективе и обеспечить инклюзивность в экономическом восстановлении. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Исполнительные директора МВФ и право голоса» . МВФ . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Димитриевич, Вожин; Пежич, Елена (1995), Бурантонис, Димитрис; Винер, Джаррод (ред.), «Санкции ООН против Югославии: два года спустя» , Организация Объединенных Наций в новом мировом порядке: Всемирной организации пятьдесят лет , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 124–153, doi : 10.1007/ 978-1-349-23922-1_7 , ISBN 978-1-349-23922-1 , получено 23 июля 2022 г.
- ^ «Экономические санкции как инструмент внешней политики: пример Югославии – Милица Дельвич» . www3.gmu.edu . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Фонд Международного валютного фонда (08 января 2001 г.). «Союзная Республика Югославия: членство и использование ресурсов фонда — запрос на чрезвычайную постконфликтную помощь» . Отчеты сотрудников МВФ по странам . 2001 (7). дои : 10.5089/9781451840841.002 .
- ^ «ЕС может проигнорировать США в отношении замораживания сербских активов» . ПОЛИТИКА . 3 июня 1998 г. Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «ВВП Сербии 1995-2022 гг.» . www.macrotrends.net . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Ханке, Стив (7 мая 2007 г.). «Величайшая в мире несообщаемая гиперинфляция» . www.cato.org . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Кан, Джозеф (8 октября 2000 г.). «РАЗРАЗКИ В ЮГОСЛАВИИ: САНКЦИИ; Ослабление Западом некоторых ограничений может произойти в ближайшее время» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Фонд Международного валютного фонда (23 мая 2002 г.). «МВФ утвердил транш кредита Stand-By на сумму 64 миллиона долларов США и расширенное соглашение на сумму 829 миллионов долларов США для Союзной Республики Югославии (Сербия/Черногория)» . Отчеты сотрудников МВФ по странам . 2002 (105). дои : 10.5089/9781451840902.002 .
- ^ Jump up to: а б Фонд Международного валютного фонда (13 октября 2010 г.). «МВФ завершает пятый обзор соглашения Stand-By с Сербией и утверждает выплату 366,5 миллионов евро» . Отчеты сотрудников МВФ по странам . 2010 (308). дои : 10.5089/9781455208715.002 .
- ^ «Швейцария поможет Югославии присоединиться к МВФ» . SWI swissinfo.ch . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Всемирный банк (1 января 1995 г.). «Инфляция, потребительские цены в Сербии» . ФРЕД, Федеральный резервный банк Сент-Луиса . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Фонд Международного валютного фонда (25 июня 2001 г.). «Союзная Республика Югославия: просьба о заключении резервной договоренности» . Отчеты сотрудников МВФ по странам . 2001 (93). дои : 10.5089/9781451840872.002 .
- ^ «Черногория получает признание сербов» . 15 июня 2006 г. Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Фонд Международного валютного фонда (23 января 2009 г.). «МВФ утвердил соглашение Stand-By для Сербии на сумму 402,5 миллиона евро» . Отчеты сотрудников МВФ по странам . 2009 (20). дои : 10.5089/9781451834918.002 .
- ^ «Обзор государственных финансов Сербии: на пути к устойчивой и эффективной налогово-бюджетной политике» . Всемирный банк . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Фонд Международного валютного фонда (22 апреля 2011 г.). «Исполнительный совет МВФ завершает седьмой и окончательный обзор соглашения Stand-By с Сербией и утверждает выплату 353,5 евро» . Отчеты сотрудников МВФ по странам . 2011 (95). дои : 10.5089/9781455249244.002 .
- ^ «Сербия успешно завершает программу МВФ» . МВФ . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «Инструмент координации политики (PCI)» . МВФ . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «Исполнительный совет МВФ завершает окончательный обзор Инструмента координации политики Республики Сербия» . МВФ . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «Исполнительный совет МВФ завершает второй обзор Инструмента координации политики и изменение целевых показателей для Республики Сербия» . МВФ . Проверено 23 июля 2022 г.