Биллис
Былис (на албанском языке) Виллис или Вуллис (по-гречески) | |
![]() Руины Былиса | |
Расположение | Хекал , округ Фиер , Албания |
---|---|
Область | Иллирия |
Координаты | 40 ° 32'25 "N 19 ° 44'15" E / 40,54028 ° N 19,73750 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Периоды |
|
Культуры |
|
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1978–1991 2000 – настоящее время |
Археологи | |
Право собственности | Общественный |

Биллис ( албанский : Bylis ; греческий : Βύλλις ; латынь : Byllis ) или Буллис или Буллис (Βουλλίς) был древним городом и главным иллирийского племени биллионов поселением , [1] [2] традиционно расположен в южной Иллирии . В эллинистические времена город был частью Иллирии или Эпира . В римские времена он был включен в состав Эпира-Нова , в провинции Македония . [3] [4] [5] [6] [7] [8] Останки Биллиса расположены к северо-востоку от Влёры , в 25 километрах от моря в Хекале , уезд Фиер , Албания. объявило Биллис археологическим парком . 7 апреля 2003 года правительство Албании [9]
Массивные стены Биллиса были построены около 350 г. до н.э., когда иллирийцы пережили динамичное развитие, основав свои собственные города. Городское поселение было построено на территории общины Биллионов на уже существовавшей протогородской территории на вершине иллирийского холма, датируемой предыдущим веком. [10] Позже Биллис приобрел атрибуты эллинистического города. [11] а поскольку самые южные иллирийские племена, в том числе биллионы, были склонны к двуязычию, это был также грекоязычный город. [12] В начале II века до нашей эры Биллис принимал священных древнегреческих посланников, известных как теорои , которых имели право принимать только города, считавшиеся греческими. [13] Время, прошедшее до того, как иллирийские города были задокументированы в списке теородоков, проясняет, что аккультурация действительно имела место в южной Иллирии, однако указывает на то, что этот процесс был постепенным. [14]
Во время римско-иллирийской войны в 169/168 г. до н.э. биллионы выступали на стороне римлян против иллирийского царя Гентия . Однако последующий союз Биллиса с молоссами и македонцами привел к его разграблению и разрушению римлянами. После длительного упадка, в 30 г. до н.э. город стал римской колонией . Во времена Римской империи Биллис снова восстал, а в поздней античности также стал епископством. [15]
Имя
[ редактировать ]Аттестация
[ редактировать ]Топоним засвидетельствован как Βύλλις, η на эпиграфическом материале III-II вв. до н.э. и как Βουλλίς Буллис у Птолемея в его «Географии» . Этнический состав города указан как Βυλλίων Byllion на надписи на свинцовой табличке оракула из Додоны, датируемой IV веком до нашей эры. [16] [17] и на монетах эллинистической эпохи, датируемых III-II веками до нашей эры, или как Βουλινός Boulinos Псевдо -Скимна . [16] Город засвидетельствован как полис исключительно в работе Стефана Византийского в VI веке нашей эры, который упоминает его как πόλις 'Ιλλυρίδος polis Illyridos , [16] [18] и его этноним как Βυλλιδεύς Bullideus . [19] [20] Стефан Византийский упоминает город под названием Биллис как приморский город в Иллирии и легенду о его основании, согласно которой город предположительно был построен мирмидонцами при Неоптолеме , вернувшихся с Троянской войны на родину. [21] Эту легендарную традицию города отражает и нумизматика эллинистической эпохи. [22] однако это противоречит археологическим исследованиям. [23]
Использование
[ редактировать ]Было высказано предположение, что в городе была своя собственная этническая группа , Βυλλιδεύς , с чеканкой монет с надписью ΒΥΛΛΙΣ, отчеканенной отдельно от монет племени биллионов с надписью ΒΥΛΛΙΟΝΩΝ . [24] [25] эти имени появляются на монетах, выпущенных койноном Биллионов Однако оба . Недавний анализ эпиграфики и нумизматики региона, по-видимому, указывает на попеременное использование названий: этнос с его территорией, с одной стороны, и «родовой» полис, который был столицей этноса, с другой стороны. внутренне организован с политической властью, представленной директивными органами койнона Биллионов , и одновременно представляет собой городской центр сообщества. [25]
История
[ редактировать ]Классический период
[ редактировать ]Биллис был основан на территории иллирийской общины биллионов около 350 г. до н. э., на уже существовавшей протогородской территории, относящейся к предыдущему столетию. [2] [1] Первоначально это была одна из нескольких укреплённых иллирийских вершин, контролировавших высокие холмы региона Маллакастер . [26] Этот район находился на границе сферы влияния Аполлонии и Эпидамна , а также Эпира. [27] Основание иллирийского города в IV веке на северной окраине долины Аоос , вероятно, связано с наличием битумных рудников близ Селеницы , располагавшихся на противоположном краю долины. [28]
Крепостные стены середины IV века до нашей эры были построены из изодомных слоев тесаного камня . [29] [16] Стены длиной 2,25 км и шириной 3,5 м окружали крутой холм площадью 30 гектаров. [15] В святилище Додоны надпись на свинцовой фольге IV века до н.э. представляет собой самое раннее известное свидетельство существования биллионов, в котором спрашивается, какому божеству они должны принести жертву, чтобы обеспечить безопасность своего имущества. [30]
Эллинистический период
[ редактировать ]
Город пережил заметное развитие в эллинистический период, представляя собой главное поселение иллирийского койнона Биллионов. [31] из которых несколько центров на вершинах холмов находятся в нижней долине реки Аоос . [2] Археологические находки подтверждают, что в эллинистические времена Биллис был культурным и политическим центром региона. [16] Создание эллинистических городов, таких как Биллис, на территории южной Албании, приписывают преемникам Александра Великого и Пирра Эпирского . [32]
Биллис была занята Кассандром Македонским В 314 году территориальная община . он оказался под властью иллирийского царя Главкия Таулантийского Через два года , который изгнал македонцев из региона. Впоследствии эта территория была оккупирована Пирром Эпирским и его сыном Александром II Эпирским . В 270 г. до н. э. иллирийский царь Митил установил контроль над внутренними районами Аполлонии. Тем не менее жизнь Биллиса протекала без особых перемен. [33]
Местные надписи начинаются с середины IV века до нашей эры и связаны с полисной организацией. [ сомнительно – обсудить ] Они написаны исключительно на греческом языке, как и учреждения, титулы чиновников и другие части организации поселения. [34] [35] Эти надписи раскрывают типичные черты северо-западного греческого диалекта. [36] Археологические исследования пока не обнаружили в городе Биллис святилища или храма, однако ряд надписей свидетельствует о принятии древнегреческих культов Зевса , Геры , Дионисия и Артемиды . [37] Среди типичных древнегреческих культов, обнаруженных в Биллисе, — культы Зевса Тропея, Геры Телеи, Посейдона , Парфеноса. [а] [36]
Древние источники и эпиграфический материал свидетельствуют о том, что на территории биллионов располагалось вблизи битумных рудников огненное святилище с оракулом , названное в древнегреческой историографии Нимфеоном , располагавшееся на границе с близлежащей Аполлонией . [37] Нимфей также появляется как символ огня, выгравированный на монетах Биллиса, отчеканенных в III-II веках до нашей эры. [37] [15] На рельефе, найденном недалеко от Биллиса, также изображены нимфы и ткань, обернутая вокруг этого огня, сцена, которая повторяется только с нимфами, изображенными на серебряной монете Аполлонии I века до нашей эры, что предполагает смешение местных традиций и религий с формами и практики, принесенные греческими колонистами из Аполлонии. местный иллирийский спонтанный и натуралистический культ. Под влиянием Греции приступил к канонизации [38]
Корпус имен в эллинистическом эпиграфическом материале в основном принадлежит северогреческой ономастической области (например, Александр, Андриск, Архелай, Кеббас, Макета, Махатас, Никанор, Пеуколаос, Фалакрос, Филотас, Дримак и Алексоммас). [39] в то время как несколько имен принадлежат иллирийской ономастике (например, Преуратос, Тритеутас, Трасос). [39] Во второй половине 20-го века историки Фаноула Папазоглу и Н.Г.Л. Хаммонд утверждали, что Биллис был древнегреческим основанием на территории иллирийских Биллионов, [40] и Мильтиад Хацопулос (1997) утверждал, что это был самый северный греческий город неколониального происхождения в регионе. [41] Ученые XXI века рассматривают Биллис как иллирийский город, который позже приобрел атрибуты эллинистического города и стал во многом организованным по греческой модели. [11] [14] [42] [43] [28]
Поскольку самые южные иллирийские племена, в том числе биллионы, были склонны стать двуязычными, это также был грекоязычный город. [12] Биллис принял древнегреческих священных посланников ( теороев ) из Дельф в начале 2 века до нашей эры. Только города, которые считались греческими, имели право на получение теороев, что указывает на то, что к этому времени Биллис считался греческим городом или что его жители стали говорить по-гречески. [13] Время, прошедшее до того, как иллирийские города были задокументированы в списке теородоков, проясняет, что аккультурация действительно имела место в южной Иллирии, однако указывает на то, что этот процесс был постепенным. [14]

В эпоху эллинизма (3 век до н.э.) в городе были построены стадион, театр, агора, две стоа, цистерна и храм-перистиль. [44] [16] В городских стенах было 6 ворот. Дорога, идущая из Аполлонии, проходила через два из них, пересекая Биллис в направлении узких ущелий реки Вьоса по пути в Македонию или ущелий Антигонии в направлении Эпира . [ нужна ссылка ] В 2011 году во время реконструкции дороги возле археологического парка на этом месте была обнаружена статуя эллинистической эпохи, которая может изображать иллирийского солдата или боевое божество. [45] [ нужен лучший источник ]
Иллирийский койнон биллионов, который был эллинизирован и был двуязычным, в некоторой степени [46] представляла собой коалицию одного или двух полисов, [47] как засвидетельствовано после 232 г. до н.э. [48] Союз был ограничен Биллисом и Никеей . [49] и Биллис считал Никаю одним из своих демов . [47] Никая была членом союза, как указывает надпись II века до нашей эры. [50]
Во время римско-иллирийской войны в 169/168 г. до н.э. биллионы выступали на стороне римлян против иллирийского царя Гентия . Однако впоследствии Биллис объединился с молоссами и македонцами против римлян, что привело к его разграблению и разрушению римской армией. [15]
Римский и византийский период
[ редактировать ]Под властью империи Биллис стал частью провинции Римской Эпир-Нова . Его название часто встречается во времена Великой римской гражданской войны . [51]
После длительного упадка город снова возродился в 30 г. до н.э. как римская колония. [15] о чем свидетельствуют эпиграфические материалы и Плиний Старший , [15] который назвал его Colonia Bullidensis . [52] Его территория названа Биллиаке (Βυλλιακή) Страбоном . [53] На стенах Биллиса имеется более четырех надписей на греческом языке с подробностями их строительства инженером Викторином по приказу императора Юстиниана I (483–565). [54] [55]
В раннехристианский период Биллис оставался важным поселением в Эпир-Нова, хотя и уменьшился в размерах. значительное количество церквей- базилик с мозаичными полами и различной резьбой. Было раскопано [56] К двум из этих базилик, возможно, были пристроены диаконические палаты. [57] в то время как баптистерий был основан в Басичиле Б. [58]
Ассоциация с кафедрой Аполлонии
[ редактировать ]Одним из участников Эфесского собора в 431 году был Феликс, который подписался один раз как епископ Аполлонии и Биллиды, в другой раз как епископ Аполлонии. Некоторые полагают, что эти два города образовывали единую епископскую кафедру, другие полагают, что он, строго говоря, был епископом только Аполлонии, но временно управлял также и Биллисом, пока вакантна была эта кафедра. На Халкидонском соборе 451 года Евсевий подписывается просто как епископ Аполлонии. В письме епископов Эпира-Нова византийскому императору Льву I в 458 году Филохарис подписался как епископ того, что в рукописях называется «Валидус», и которое, по мнению редакторов, следует исправить на «Биллис». Считать ли Филохарида епископом Аполлонии, зависит от интерпретации положения Феликса в 431 году. [59] [60] [61]
Annuario Pontificio перечисляет Аполлонию как титульную кафедру , тем самым признавая, что когда-то она была жилой епархией , суфражистом архиепископства Диррахия . [62] Он не дает Биллису такого признания. [63]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]
Библиография
[ редактировать ]- Бодри, Николя, Шевалье, Паскаль (2020). «Домашнее и экономическое пространство протовизантийской епископской группы Биллиса (Албания)», Археология мира перемен. Позднеримская и ранневизантийская архитектура, скульптура и пейзажи , Оксфорд, стр. 201–218.
- Бодри, Николя (2010). «Мастерская по производству вина в Билиси», Monumentet 28, стр. 41–50.
- Бодри, Николя, Шевалье, Паскаль и Мучаж, Скендер (2010). « Епископский квартал, кампания 2009 г., Биллис (Албания) », Бюллетень Центра средневековых исследований Осера 14, стр. 57–60.
- Бодри, Николя и др. (2003). « Биллис (Албания) », Бюллетень греческой корреспонденции 126.2, стр. 659–684.
- Бейко, Лоренц; Моррис, Сара; Пападопулос, Джон; Шепарц, Линн (2015). Раскопки доисторического кургана в Лофкенде, Албания . ООО "ИСД". ISBN 978-1938770524 .
- Белли Паскуа, Роберта (2014). «Новое исследование по изучению и повышению ценности Биллиса (Албания)». В Сальваторе Нуццо; Грегорио Андрия; Пьетро Камарда (ред.). Исследовательский вклад 1 - Исследовательский вклад 1: 1-й семинар по современному состоянию исследований в Политехническом институте Бари [ 1-й семинар по современному состоянию и проблемам исследовательской деятельности в POLIBA ]. Спа-центр Гангеми Эдоре. ISBN 978-88-492-9976-2 .
- Белли Паскуа, Роберта (2017). Лавароне, Массимо (ред.). «Археологические исследования и повышение ценности: размышления об археологическом парке Биллис (Албания)». Тетради фриульской археологии (XXVII). Фриульское общество археологии: 89–97. ISSN 1122-7133 .
- Боуден, Уильям (2003). Эпир Вет: археология позднеантичной провинции . Дакворт. ISBN 0-7156-3116-0 .
- Кабанес, Пьер (1976). Эпир: от смерти Пирра до римского завоевания, 272–167 гг. до н.э. Ж.-К (на французском языке). Париж: Литературные анналы Безансонского университета.
- Чека, Неритан (1992). «Святилища Иллирийско-Эпиротической области». В Статиусе — Аттилио; Чекколи, Стефания (ред.). Великая Греция и великие святыни родины: материалы тридцать первой учебной конференции по Великой Греции . Материалы учебной конференции по Великой Греции (на итальянском языке). Том 31. Институт истории и археологии Великой Греции. стр. 123–126.
- Чека, Неритан; Мухадж, Скендер (2005). Биллис, его история и памятники . Тирана.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Чека, Ольгита (2012). «Койнон и город. Пример Биллиса». У Г. де Мариниса; ГМ Фабрини Дж. Пачи; Р. Перна; М. Сильвестрини (ред.). Формирующие и эволюционные процессы города Адриатики . Международная серия БАР. Том 2419. Археопресс. стр. 59–64. ISBN 978-1-4073-1018-3 .
- Джека, Неритан; Жека, Ольгита (2018). «Оформление общественного пространства в доримских городах Южной Иллирии и Эпира (V-I вв. до н.э.)». У Жан-Люка Ламболи; Луан Пержита; Алтин Скендерай (ред.). Южная Иллирия и Эпир в древности – VI. Материалы VI Международного симпозиума в Тиране (20 – 23 мая 2015 г.) . Де Боккар. стр. 977–990. ISBN 978-9928-4517-3-6 .
- Шевалье, П.; Мукадж, С.; Рейно, член парламента; Содини, Ж.-П. (2019). Биллис: Презентация памятника, укреплений, базилик A, C и D. Франко-албанские археологические исследования. Полет. 3. ООО «ИСД». ISBN 9782869584549 .
- Шевалье, Паскаль; Бодри, Николя (2018). «Город VI века, возвращающийся к сельской местности: дезурбанизация и отказ от епископской кафедры Биллиса». У Жан-Люка Ламболи; Луан Пержита; Алтин Скендерай (ред.). Южная Иллирия и Эпир в древности: Материалы VI международной конференции в Тиране, 20-23 мая 2015 г. Полет. 6. По Боккару. стр. 435–448. ISBN 9789928451712 .
- Шевалье, Паскаль и др. (2003). «Три базилики и епископская группа V-VI веков, повторно изученные в Биллисе (Албания)», Hortus Artium Medievalium 9, стр. 155–165.
- Шевалье, Паскаль и др. (2008). ' Биллис (Албания), кампания 2007 г.: епископский квартал, базилика E и каменоломни ', Бюллетень Центра средневековых исследований Осера 13, стр. 73–76.
- Шевалье, Паскаль, Бодри, Николя и Мучаж, Скендер (2009). « Епископский квартал, кампания 2008 г., Биллис (Албания) », Бюллетень Центра средневековых исследований Осера 13, стр. 73–76.
- Фидлер, М.; Лахи, Б.; Шехи, Э.; Панцель, С.-П.; Вело, К.; Дёнер, Грегор (2021). «Раскопки в небольшом поселении Бабунье близ Аполлонии (Албания). Отчет о кампаниях 2018–2019 годов». Объявления Немецкого археологического института, Римское отделение (РМ) . 127 : 110–144.
- Хаммонд, ШФЛУ (1989). «Иллирийские Атинтани, Эпиротические Атинтаны и римский протекторат». Журнал римских исследований . 79 : 11–25. дои : 10.2307/301177 . JSTOR 301177 . S2CID 162831458 .
- Хаджимихали, Марин (2004). «Биллис и его регион в свете письменных источников VI века», Южная Иллирия и Эпир в древности IV, Париж, стр. 463–466.
- Хансен, Могенс Герман; Нильсен, Томас Хейне (2004). Опись архаических и классических полисов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-814099-3 .
- Хацопулос, МБ; Сакеллариу, М.; Лукопулу, Л.Д. (1997). Эпир, Четыре тысячи лет греческой истории и цивилизации . Экдотике Афинон. ISBN 960-213-377-5 .
- Ходжес, Ричард (2021). «В поисках спасения в Биллисе в VI веке». Журнал римской археологии . Издательство Кембриджского университета: 1–7. дои : 10.1017/S1047759421000660 . S2CID 250284278 .
- Хоти, Африм (2022). «Византийский Диррахий и его территория (VI-VIII вв.)» . В Соне Антонелли; Васко Ла Сальвиа; Мария Кристина Манчини; Олива Меноцци; Марко Модерато; Мария Карла Сомма (ред.). Archaeologiae История во множественном числе: Исследования памяти Сары Санторо . ООО «Археопресс Паблишинг», стр. 245–250. ISBN 9781803272979 .
- Жаупай, Лавдош (2019). Исследования культурных взаимодействий в районе Иллиро-Эпирота с VII по III век до нашей эры. Ж.-К (Диссертация). Лионский университет; Институт и археологии (Албания).
- Лазаньи, Кьяра (2019). Локальные реалии в греческом мире: исследование полисов и этносов Западной Греции . Эпиграфические исследования и тексты. Медвежьи издания. ISBN 978-88-6274-962-6 .
- Липперт, Андреас; Мацингер, Иоахим (2021). Иллирийцы: история, археология и язык . Издательство Кольхаммер. ISBN 9783170377103 .
- Льюис, DM; Бордман, Джон (1994). Кембриджская древняя история, том 6: Четвертый век до нашей эры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23348-8 .
- Пападопулос, Джон (2016). «Комаи, колонии и города в Эпире и Южной Албании: крах полиса и рост урбанизма на окраинах греческого мира». В Моллое, Барри ПК (ред.). Об одиссеях и странностях: масштабы и способы взаимодействия между доисторическими эгейскими обществами и их соседями . Книги Оксбоу. стр. 435–460. ISBN 978-1-78570-232-7 .
- Стокер, Шэрон Р. (2009). Иллирийская Аполлония: к новому Ктисису и истории развития колонии .
- Уилкс, Джон (1995). Иллирийцы . Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-19807-5 .
- Виннифрит, Том Дж. (2002). Бесплодные земли-пограничье: история Северного Эпира/Южной Албании . Лондон. ISBN 0-7156-3201-9 – через Дакворта.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Lippert & Matzinger 2021 , стр. 101–102: «Койнон Биллионов имел свою штаб-квартиру в Биллисе, примерно в 5 км к северо-востоку от Никаи, а также на правом берегу Вьосы (> Рис. 30). Город был основан около 350 г. до н. э. Он был заложен на крутом холме в I веке до н. э. и занимал площадь 30 гектаров».
- ^ Jump up to: а б с Белли Паскуа 2014 , с. 427: «Основанный примерно в середине 4-го века до нашей эры на территории, где уже находились протогородские поселения, датируемые предыдущим веком, Биллис был главным местом территориального сообщества биллионов, многочисленные центры которого были идентифицированы, расположен на холмах, ограничивающих долину реки Вьоса».
- ^ Хоти 2022 , с. 245, 249
- ^ Jaupaj 2019 , с. 86
- ^ Хацопулос, Мильтиад Б. (23 ноября 2020 г.). Древняя Македония . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 212. ИСБН 978-3-11-071868-3 .
Биллис, город на границе Иллирии и Эпира.
- ^ Абди, Ричард Энтони (2007). Роман Бутринт: Оценка . Книги Oxbow для Фонда Бутринта. п. 190. ИСБН 978-1-84217-234-6 .
кесарева колония в Коринфе и возможные кесаревые колонии в Дайме и Биллисе представляют собой наиболее очевидное влияние римских поселений в Эпире и Ахайе.
- ^ Марцано, Анналиса; Метро, Ги PR (30 апреля 2018 г.). Римская вилла в Средиземноморском бассейне: от поздней республики до поздней античности . Издательство Кембриджского университета. п. 271. ИСБН 978-1-316-73254-0 .
Биллис (Эпир)
- ^ Ходжес, Ричард (2000). Города и торговля в эпоху Карла Великого . Академик Блумсбери. п. 42. ИСБН 978-0-7156-2965-9 .
Великие навесные стены в Бутринте, как и в реконструкции других городов Эпира, таких как Биллис.
- ^ Ты, Себастьяно. «Финансовое управление и структура управления системой археологических парков в Албании: особое внимание: археологические парки: Аполлон и Антигона» (PDF) (на албанском языке). Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). п. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2020 г. Проверено 23 ноября 2020 г.
- ^ Виннифрит 2002 , с. 58; Белли Паскуа 2014 , с. 427; Ходжес 2021 , с. 1; Липперт и Матцингер, 2021 г. , стр. 78, 101–102; Фидлер и др. 2021 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Виннифрит 2002 , с. 58: «Однако в Южной Албании есть некоторые другие места, которые нельзя отнести к внезапному наступлению Македонии или Молосса, в частности Амантия, Биллис и Сельце, которые некоторые считают Пелием, где Александр Македонский вел тяжелую кампанию. Их массивные стены были построены до конца четвертого века, и литературные источники говорят о них как об иллирийских, а не эпиротских или македонских основаниях. Позднее Амантия и Биллис приобрели атрибуты эллинистического города».
- ^ Jump up to: а б НГЛ Хаммонд. Перспективы Албании . Макмиллан, 1992. ISBN 978-0-333-51282-1 , с. 37. Самые южные иллирийские племена имели тенденцию становиться двуязычными. Так, Биллис, крупнейший город на территории иллирийского Биллиона, был грекоязычным городом, который посещали греческие послы из святынь Греции.
- ^ Jump up to: а б Питер Аллан Хансен Греческие эпиграфические поэмы . Нью-Йорк, 1983 год. ISBN 978-3-11-008387-3 , с. 295: «Священные посланники из греческих святилищ посещали только греческие города: Диррахий, Аполлонию, Орикум, Аманцию и Биллис ( BCH 45 [1921], 1f.), из чего следует, что Биллис был греческим городом, основанным, вероятно, Пирром, или что его граждане, Byllideis, стали говорить по-гречески».
- ^ Jump up to: а б с Стокер 2009 , с. 309: «В аргивский список также вошли два конкретных города в Хаонии, Финикия и Химара, оба из которых, должно быть, были греческими, но не были «иллирийскими» городами. Однако столетие спустя в Дельфийском списке (ок. 220–189 до н.э.) ), Биллис и Абантиай были включены в число получателей священного посланника.1102 Продолжительность времени, прошедшего до того, как иллирийские города были внесены в список теородоков, ясно показывает, что аккультурация действительно происходила в южной Иллирии, но этот процесс был постепенным. "
- ^ Jump up to: а б с д и ж Липперт и Матцингер 2021 , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хансен и Нильсен 2004 , стр. 343.
- ^ Чека и Чека 2018 , стр. 977.
- ^ Боуден 2003
- ^ Хаммонд 1989 , с. 17
- ^ Кабанес 1976 , с. 136.
- ^ Стокер 2009 , с. 213
- ^ Чека и Мукау (2005). Биллис . Тирана: Спи. п. 11. ISBN 99943-672-7-7 .
- ^ Шевалье и др. 2019 , с. 15.
- ^ Хаммонд 1989 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Лазанья 2019 , с. 74.
- ^ Ходжес 2021 , с. 1.
- ^ Дэниел, Марта (2018). «Находки иллирийских монетных кладов с территорий греческой Иллирии. Попытка реконструировать обращение чеканки по диапазону отдельных эмиссий» . Святовит . 57 : 129–141. дои : 10.5604/01.3001.0013.6811 . ISSN 0082-044X . S2CID 213099877 .
Города Биллис и Орикос были основаны на границе сферы влияния Аполлонии и Диррахия, а также Эпира.
- ^ Jump up to: а б Липперт и Матцингер 2021 , с. 78: «Возможно, существует определенная связь с основанием иллирийского города Биллиса в IV веке на противоположном краю долины».
- ^ Липперт и Матцингер, 2021 , стр. 101–102.
- ^ Чека 2012 , стр. 60.
- ^ Шевалье и Бодри 2018 , с. 436: «Основанная в IV веке до нашей эры, столица иллирийского племени Биллионов пережила заметный рост в эллинистический период».
- ^ Виннифрит, ТиДжей (5 мая 2021 г.). Ничьё королевство: История Северной Албании . Эндрюс ЮК Лимитед. п. 27. ISBN 978-1-909930-96-4 .
Преемники Александра, а затем и Пирр также обладали властью в Южной Албнии, и создание эллинистических городов, таких как Биллис и Амантия, с впечатляющими амфитеатрами не следует объяснять внезапным всплеском иллирийской мощи.
- ^ Jaupaj 2019 , с. 86.
- ^ Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу 1997 , стр. 144.
- ^ Хаммонд, ШФЛУ (1989). «Иллирийские Атинтани, Эпиротические Атинтаны и римский протекторат». Журнал римских исследований . 79 : 11–25. дои : 10.2307/301177 . ISSN 0075-4358 . JSTOR 301177 . S2CID 162831458 .
Ошибочность предположения, что города северного Эпира были «иллирийскими городами», ясно изложенная в моей книге «Эпир» в 1967 году, была подтверждена Ф. Папазоглу I986, 439 в отношении Аманции, Биллиса, Никеи и Олимпии («J'ai dit «A bon escient «цитирует греки»… Нет смысла предлагать иллирийский ярлык для городов, в которых язык, институты, должностные лица, ономастика, городское планирование и укрепления были греческими.
- ^ Jump up to: а б Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу 1997 , с. 144: "Тексты в надписях города датируются серединой IV в. до н. э. и обнаруживают типичные черты северо-западного греческого диалекта. Культы городов греческие (Зевс Тропайос72, Гера Телея73, Посейдон № 4, Парфенос75 и др.), как и политические институты, хотя точное их содержание прояснить сложно»
- ^ Jump up to: а б с Чека 1992 , стр. 125.
- ^ Чека 1992 , стр. 125–126.
- ^ Jump up to: а б Хацопулос, Сакеллариу и Лукопулу, 1997 , стр. 144–145.
- ^ Hatzopoulos, Sakellariou & Loukopoulou 1997 , стр. 144-145 : «... омастикон Биллиса, Никеи и их регионов состоит из греческих названий... Это важное свидетельство в основном греческого характера жителей не опровергается наличие нескольких иллирийских имен (Преуратос...)" ... "Хаммонд утверждает, что Биллис был греческой колонией, основанной в хоре иллирийских Биллионов" ... "Фанула Папазоглу также говорит о "греческих основаниях на варварской территории" .
- ^ МБ Хацопулос. Границы эллинизма в Эпире в древности . Эпир: Экдотика Афинон, с. 145, 1997.
- ^ Пападопулос 2016 , с. 382: «...места проживания коренных народов, которые к 4 веку до н.э. или позже стали городами, во многом организованными по греческому образцу (например, Биллис, Никая, Амантия, Лиссос)». п. 383: «Затем произошло создание нового типа поселений во внутренних районах Иллирии, вдали от прибрежных районов, обычно населенных греками, особенно во время развитого железного века, которые стали известны как «протогородские» центры ( общий обзор см. в Lafe 2003; Ceka 2011). Эти протогородские центры отличаются от комаи во многих важных отношениях, не в последнюю очередь тем, что они укреплены. , Клос/Никайя и Димал (Kalaja e Krotinës) представляют собой настоящие города, убежища на вершинах холмов или региональные места торговли и встреч (библиографию на этих сайтах см. Papadopoulos et al. 2007: 108; 2014: 8–9)... Также неясны процессы, посредством которых развивались эти иллирийские «протогородские» поселения, а также отношения этих центров друг к другу и к прибрежным колониям».
- ^ Лазаньи 2019 , с. 73: «poleis illiriche ellenizzate di Byllis o Amantia» ... Eckstein 2008, 52-54 (цит. на стр. 53): «Хотя Аполлония была римским amicus, не было установлено никаких связей с эллинизированными иллирийскими городами-государствами Биллисом и Амантия,...
- ^ Том Виннифрит. Бесплодные земли, пограничье: история Северного Эпира/Южной Албании . Дакворт, 2002. ISBN 978-0-7156-3201-7 , с. 58
- ^ Фиер: Древняя статуя обнаружена в Биллисе. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Марьета Шашель Кос. Аппиан и Иллирик . Национальный музей Словении, 2005, с. 226
- ^ Jump up to: а б Плекет, Греческое эпиграфическое приложение HW , Том 39: 1989.
- ^ Уилкс 1995 , с. 97
- ^ Роберт, Л. «Инаугурационная речь», Южная Иллирия и Эпир в древности, Материалы международной конференции Клермон-Феррана . Клермон-Ферран, 1984, с. 14.
- ^ Хансен и Нильсен 2004 , стр. 346.
- ^ например , Цицерон , Фил. 11.11; Юлий Цезарь до н.э. 3.40 и другие
- ^ PlinyПлиний Естественная история Том. 4.10.17.
- ^ Страбон . География . Том. VII. стр.316. Номера страниц относятся к изданию Исаака Кейсобона .
- ^ Боуден 2003 .
- ^ Чека и Мукай (2005). Биллис . Спать. стр. 108–109. ISBN 99943-672-7-7 .
- ^ Халкия, Евгения (1997). «Раннехристианское искусство». Эпир . Экдотике Афинон: 166–81. ISBN 9789602133712 .
Подобное сокращение произошло и в Биллисе... их сократилось всего до 11, но город не утратил своего значения, о чем свидетельствует открытие большого количества базилик, богато украшенных резьбой и мозаичными полами.
- ^ Халкия, Евгения (1997). «Раннехристианское искусство». Эпир . Экдотике Афинон: 166–81. ISBN 9789602133712 .
«Среди южных пристроек особняком стояло апсидальное помещение с собственным атриумом и, по-видимому, служившее диакониконом церкви, куда верующие клали свои приношения.
- ^ Халкия, Евгения (1997). «Раннехристианское искусство». Эпир . Экдотике Афинон: 166–81. ISBN 9789602133712 .
В базилике B в Биллисе... баптистерии имеют форму простой прямоугольной комнаты на южной стороне церкви.
- ^ Даниэле Фарлати-Якопо Колети, Sacred Illyricum , vol. VII, Венеция 1817 г., стр. 395-396
- ^ Мишель Лекиен, Христианский Восток в четырех патриархатах, обзор , Париж, 1740 г., Vol. II, сб. 248-249
- ^ Луи Пети, «Биллис» в Католической энциклопедии (Нью-Йорк, 1908 г.)
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana 2013) ISBN 978-88-209-9070-1 ), с. 835
- ^ Annuario Pontificio 2013 (Libreria Editrice Vaticana 2013) ISBN 978-88-209-9070-1 ), «Титульные должности», стр. 819-1013
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Памятники культуры Албании
- Археологические памятники в Албании
- Бывшие населенные пункты Албании
- Иллирийская Албания
- Археология Иллирии
- Древнегреческие археологические памятники в Албании
- Эллинистическая Албания
- Албания в римскую эпоху
- Города древней Иллирии
- Колонии (римские)
- Туристические достопримечательности округа Фиер
- Здания и сооружения в округе Фиер