Монастырь Арденица
Монастырь в Арденице | |
Информация о монастыре | |
---|---|
Заказ | Православная автокефальная церковь Албании |
Учредил | 1282 |
Посвящается | Победа Византии над анжуйцами в Берате во время осады Берата (1280–1281) |
Люди | |
Основатель(и) | Андроник II Палеолог |
Сайт | |
Расположение | Железный район , Албания |
Координаты | 40 ° 49'7 "N 19 ° 35'33" E / 40,81861 ° N 19,59250 ° E |
Публичный доступ | да |
Монастырь Рождества Богородицы в Арденице. [1] ( Албанский : Монастырь Рождения Богини Марии ,; [2] [3] или просто Монастырь Арденица ( албанский : Manastiri i Ardenices ) — восточно-православный монастырь , расположенный в 18 км к югу от Лушни , Албания , вдоль национальной дороги, соединяющей Лушню с Фиером . [4]
Построенный византийским императором Андроником II Палеологом в 1282 году после победы над анжуйцами при осаде Берата , монастырь известен как место, где в 1451 году праздновалась свадьба Скандербега , национального героя Албании, с Андроникой Арианити. . В 1780 году при монастыре открылась духовная школа для подготовки священнослужителей греческого православия. Здесь была важная библиотека с 32 000 томов, которая полностью сгорела во время пожара в 1932 году. Церковь Святой Марии в монастыре содержит фрески братьев Костандина и Афанаса Зографи , в частности одного из святых Иоанна Кукузелиса , родившегося в Дурресе , Албания .
История
[ редактировать ]Ученые утверждают, что император византийский Андроник II Палеолог начал строительство монастыря в 1282 году после победы над анжуйцами при осаде Берата . [5] Здесь уже стояла часовня Святой Троицы, воздвигнутая столетия назад. храм До часовни на этом месте существовал языческий , посвященный Артемиде , и считается, что название Арденики происходит от Артемиды . [4] [6] Монастырь находится примерно в 1 км от Виа Эгнатия (главной римской дороги II века). 21 апреля 1451 года в этом монастыре праздновалась свадьба Георгия Кастриоти с Андроникой Арианити . [7] Архиепископ Канины Феликс сообщил о беспорядке на свадьбе в присутствии всех албанских принцев, членов Лежской лиги и послов Неаполитанского королевства , Венецианской республики и Республики Рагузы . Впервые об этом упоминает А. Лоренцони в 1940 году. [5]
Один из важнейших клириков монастыря, Нектарий Терпос из Москополя , написал в 1731 году короткую молитву в виде фрески. Молитва ведется на четырех языках: латинском , греческом , арумынском и албанском . Этот факт важен, поскольку это первый текст на албанском языке , написанный в греко-православной церкви. Албанский текст гласит: Vigjin dhe mame e Perendis uro pren fajt orete . [4] [ мертвая ссылка ] Эта многоязычная короткая молитва также представляет собой старейший известный текст на арумынском языке. [8] Оно написано с использованием греческого алфавита , как и все остальные языки надписи, кроме латыни. Надпись Βήργιρι Μᴕμάλ τᴕμνεζί ώρε τρέ νοι πεκιτό..λοι , в современном арумынском написании Viryiră, muma-al Dumnedză, oră tră noi pecătoshlji , что означает «Дева Богородица». , молись о нас грешных». Он был классифицирован как принадлежащий к северному арумынскому диалекту . [9] В конце молитвы подписываются иеромонахом -Нектарием Терпосом . [4] [ мертвая ссылка ]
В 1743 году по инициативе бератского архиепископа Мефодия, родом из Бубуллиме , района Лушни , западной Албании , тогдашней Османской империи , монастырь был отреставрирован: к этому времени относятся картины братьев Зографи того периода. [5]
С 1780 года в монастыре существовала греческая школа по подготовке священнослужителей. [4] В 1817 году школа стала гимназией, при которой имелся и ученический дом. Эту школу окончил епископ Бератский Иосиф. [4] В период албанского национального пробуждения школа стала одним из мест албанского языка . преподавания [4]
Важным клириком монастыря был отец Марк , который был священником, обнаружившим кости святого Космы Этолийского , брошенные в Семан турецкими кавалерами. [4]
В монастыре располагалась исключительная библиотека из 32 000 томов, которая полностью сгорела во время пожара в 1932 году. [4]
К концу 1960-х годов в этом монастыре провел последние дни своей жизни бывший предстоятель Албанской Православной Церкви архиепископ Ирине Бануши . [4] В 1967 году, когда атеистическая кампания в Народной Республике Албания была в самом разгаре, монастырь был спасен от сноса благодаря вмешательству местного священника, заявившего, что Скандербег якобы женился там. [10]
Монастырь был закрыт для посещения публики и священнослужителей в 1969 году, когда коммунистический режим объявил Албанию атеистическим государством. Здания и окрестности находились в ветхом состоянии в течение многих лет, пока в 1988 году не была проведена частичная реконструкция в туристических целях. Православная автокефальная церковь Албании вернула себе монастырь в свои владения в 1992 году после падения коммунистического режима в Албании.
Архитектура, иконография и водяные знаки
[ редактировать ]
Монастырь имеет византийско-православную архитектуру, но со многими романскими чертами, и занимает площадь 2500 квадратных метров. Он состоит из церкви Святой Марии, часовни Святой Троицы, мельницы и амбара. [5] В церкви Святой Марии в монастыре Арденица сохранились важные фрески Константина Зографи и Афанаса Зографи . Эти художники из Корчи работали над церковью в 1744 году. Фрески включают Ветхий и Новый Заветы , Догматику , Литургию , Житие святых и т. д. [5]
Между фресками находится фреска Иоанна Кукузелиса , святого, родившегося в Дурресе . В притворе находится фреска «Страшный суд» . [5]
Иконостас деревянный полихромен золотом . и Он был реализован в 1744 году при помощи москпольских мастеров. Иконы — работа художника XVIII века Константина Шпатараку . [11] Некоторые из икон: « Рождение Святой Марии» , «Христос на престоле» , «Святая Мария и Христос», «Иоанн Креститель» , «Встреча архангелов», «Распятие » и т. д. Следует отметить, что на иконе святого Иоанна Преспского Владимира , можно найти картину Карла Топиа , албанского принца со скипетром и короной. Художник называет его королем Албании . [5]
Все водяные знаки выполнены на греческом языке, за исключением молитвы, написанной в 1731 году Нектариосом Терпосом на албанском языке . Самый старый водяной знак датируется 1477 годом и находится у главного входа в монастырь. Второй водяной знак датируется 1743-44 годами и относится к периоду живописи братьев Зографи . В монастыре также можно найти две плиты, относящиеся к 17 веку. Один из них, датированный 1754 годом, находится в западной стороне церкви, другой, датированный 1770 годом, находится в сводах печи. Даты можно найти и на церковных колоколах. [5]
Туризм
[ редактировать ]Холмы Арденицы занимают на юге Мизеке доминирующее положение . С этой позиции можно увидеть Крую , Дайти , Томорр , Адриатическое море , лагуну Караваста и горы Лаберия . [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Журнал восточных церквей: Журнал восточного христианского мира . Общество святителя Иоанна Златоуста. 1997. с. 222.
- ^ Монастырь «Линдья и Хийлиндасес Мэри», Арденица (восстановленный)» . ordoxalbania.org . Православная автокефальная церковь Албании. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 года . Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ «Монастырь Богородицы Арденицы (восстановленный)» . ordoxalbania.org . Православная автокефальная церковь Албании. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Андон, Бен. «Монастырь Арденице: где албанцы моргают вместо того, чтобы молиться» (на албанском языке). Архивировано из оригинала 4 февраля 2015 года . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час ГЖИКА, Илиржан. «Манастири и Арденицес» (на албанском языке). Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ Албанская этнография . Академия наук. 1976.
- ^ Элси, Роберт (2000). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Издательство Нью-Йоркского университета. п. 14. ISBN 0-8147-2214-8 .
- ^ Питсос, Николас (2023). " "Во имя влахского/арумынского языка" " . Cahiers balkaniques (на французском языке). 49 . doi : 10.4000/ceb.19749 .
- ^ Каль, Теде ; Прифти, Элтон (2016). «История кодификации арумынского языка» . В Дамене, Вольфганг; Холтус, Гюнтер; Крамер, Джон; Метцельтин, Майкл; Швейкард, Вольфганг ; Винкельманн, Отто (ред.). Романские малые языки сегодня: XXVII Коллоквиум романоведения . Вклад Тюбингена в лингвистику (на немецком языке). Том 546. Дурак Франке Попытка Верлага. стр. 39–40. ISBN 9783823378815 .
- ^ Доусон, Линда Уайт, Питер и Андреа (1995). Албания: путеводитель и иллюстрированный журнал (2-е изд.). Чалфонт Сент-Питер: Брэдт. п. 157. ИСБН 9781898323105 .
Говорят, что Скендербег женился здесь на Донике, и это спасло его во время подавления религии... «Когда в 1967 году студенты пришли разрушать церковь, священник сказал: «Ключ не в моих руках, а в в руках государства». Он усердно работал, напоминая местным учителям и государственным чиновникам, что Скендербег женился здесь.
- ^ Зеко, Мойком (22 мая 2006 г.). «Самый албанский гений иконографии Костадин Шпатараку». Наше время (на албанском языке). Николай Леска. стр. 10–11.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Памятники культуры Албании
- Византийские церковные постройки в Албании
- Восточно-православные монастыри в Албании
- Здания восточно-православной церкви в Албании
- Христианские монастыри, основанные в 13 веке.
- Здания и сооружения в Фиере
- Заведения XIII века в Византийской империи
- Туристические достопримечательности округа Фиер
- 1282 заведения в Европе