Биндус (иллирийский бог)
Биндус — теоним , засвидетельствованный на территории племени Иапод . По мнению ученых, это имя относится к водному божеству, которому поклонялись иаподы, поскольку его имя засвидетельствовано рядом с римским божеством Нептуном . [1]
Эпиграфия
[ редактировать ]Название засвидетельствовано в эпиграфических памятниках, найденных на территории Дардании , датированных II веком, у рек Ибра и Дрина . [2] По крайней мере 11 вотивных документов, посвященных божеству, были найдены в Привилице, Бихач : [3] [4] [5]
- Биндо Нептун крестец
- Жертва Нептуна[гм]
- (Нептун
- Биндо Н[е]птуно са[ц]р(ум)
- Биндо Н(ептун) с(акрум)
- [Жизнь]
- Б[ндо] .
Из имеющейся эпиграфики четыре были посвящены коренной романизированной элитой ( praepositus ) и датированы временами Флавиев , а два предложены солдатами (датированы III веком). [6]
Личное имя Биндхо также было найдено в святом источнике Норикума . [7]
Имя и этимология
[ редактировать ]Лингвисты связали этот теоним со старокорнуоллским банном , среднекорнуоллским банном и бретонским банном (все это означает «капля»); Среднеирландское buine «вода, ручей» и древнеиндийское « bindu» — «капля». [8] [9]
Польский лингвист Кшиштоф Томаш Витчак также видит некоторые возможные родственные связи между иллирийским божеством и лузитанским бандуа . [10]
Были также предложены этимологические связи между именем божества и местом под названием fons Bandusiae , упомянутым Горацио в одной из его од. [11]
Интерпретации
[ редактировать ]Биндус трактуется как имя божества морей и вод, [12] [13] или божество источников. [14] Кроме того, на алтаре, посвященном Биндусу, показаны возможные его символы: изображена фигура с веслом и дельфином с одной стороны и тритоном с веслом с другой. [15] [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уилкс, Джон Дж. (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. п. 246. ИСБН 0-631-19807-5 .
- ^ Ферри, Насер (2012). «Культы и верования в дохристианской Дардании». Ежегодник Центра балканологических исследований (на боснийском языке) (41). Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины: 143.
- ^ Уилкс, Джон Дж. (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. п. 238. ИСБН 0-631-19807-5 .
У яподов (так в оригинале) вокруг Бихача вожди племени посвящали алтари Биндусу Нептуну, божеству местного источника (...)
- ^ Хусейнович, Эдин (2022). «Долина реки Уны, земля «иллирийских» иаподов» . Годишняк Удруженья БАННИ "Acta Illyrica" . 6 : 174–175. дои : 10.54524/2490-3930.2022.157 .
- ^ Катичич, Радослав (1972). «Drei Altbalkanische Nomina Sacra» [Три старобалканских Nomina Sacra]. Ежегодник Центра балканологических исследований (на немецком языке) (9): 126.
- ^ Дзино, Даниэль (2009). «Биндус Нептун: гибридность, аккультурация и проявление силы во внутренних районах Римской Далмации» . Хистрия Антиква . 18 (1): 356.
- ^ Катичич, Радослав (1972). «Drei Altbalkanische Nomina Sacra» [Три старобалканских Nomina Sacra]. Ежегодник Центра балканологических исследований (на немецком языке) (9): 126.
- ^ Катичич, Радослав (1972). «Drei Altbalkanische Nomina Sacra» [Три старобалканских Nomina Sacra]. Ежегодник Центра балканологических исследований (на немецком языке) (9): 126–127.
- ^ Витчак, КТ (2006). « Две фонологические курьезы фракийского языка ». В: Balkanique Linguistique 45(3), с. 491.
- ^ Витчак, КТ (2006). « Две фонологические курьезы фракийского языка ». В: Balkanique Linguistique 45(3), с. 491.
- ^ Майер, Антон (1936). «О Фонс Бандусиаэ...». Глотта (на немецком языке). 25 (3/4): 180, 182. JSTOR 40265469 . По состоянию на 3 июня 2023 г.
- ^ Ферри, Насер (2012). «Культы и верования в дохристианской Дардании». Ежегодник Центра балканологических исследований (на боснийском языке) (41). Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины: 135, 143. doi : 10.5644/Godisnjak.CBI.ANUBiH-40.8 .
- ^ Jump up to: а б Курилич, Анамария (2022). «Принятие, подражание и адаптация: как коренные жители Римской Далмации отреагировали на римское культурное присутствие?». В Крешимире Матиевиче; Райнер Вигельс (ред.). Культурный трансфер и религиозные ландшафты: о встрече империи и варварства в период римской империи . Берлин, Бостон: Исследования Академии Де Грюйтера. п. 157. дои : 10.1515/9783110716580-007 . S2CID 244565777 .
И связь Биндуса с Нептуном, и иконографические особенности, присутствующие в нескольких фигурных изображениях, вырезанных на некоторых алтарях (например, божество с атрибутами Нептуна - рыба и скипетр, Тритон, козел), ясно свидетельствуют о том, что он был богом вод.
- ^ Витчак, КТ (2006). « Две фонологические курьезы фракийского языка ». В: Balkanique Linguistique 45(3), с. 491.
- ^ Хусейнович, Эдин (2022). «Долина реки Уны, земля «иллирийских» иаподов» . Годишняк Удруженья БАННИ "Acta Illyrica" . 6 : 175–176. дои : 10.54524/2490-3930.2022.157 .
Библиография
[ редактировать ]- Дзино, Даниэль (2009). «Биндус Нептун: гибридность, аккультурация и проявление силы во внутренних районах Римской Далмации» . Хистрия Антиква . 18 (1): 355–362.
- Ферри, Насер (2012). «Культы и верования в дохристианской Дардании». Ежегодник Центра балканологических исследований (на боснийском языке) (41). Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины: 135–158. doi : 10.5644/Godisnjak.CBI.ANUBiH-40.8 .
- Хусейнович, Эдин (2022). «Долина реки Уны, земля «иллирийских» иаподов» . Годишняк Удруженья БАННИ "Acta Illyrica" . 6 : 157–189. дои : 10.54524/2490-3930.2022.157 .
- Катичич, Радослав (1972). «Drei Altbalkanische Nomina Sacra» [Три старобалканских Nomina Sacra]. Ежегодник Центра балканологических исследований (на немецком языке) (9): 126–127.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ферри, Насер (2008). «БИНДИ – ВХОДИТЬ ВСЕГДА ИЛИ ВХОДИТЬ ВСЕ?» [БИНДУС – ДЖАПОДСКОЕ БОЖЕ ИЛИ ПАНИЛЛИРСКОЕ БОЖЕСТВО?]. Албанские следы - фольклор и этнология (на албанском языке) (38). Албанологический институт Приштины: 231–241.
- Немет, Сорин (2004). «Биндус-Нептун и Янус-Геминиус в Альбурнусе-Майоре (Дакия)» . Исторические исследования: История Антигуа . 22 : 91–101.