Албанские племена
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
Албанские племена ( албанский : fiset shqiptare ) образуют исторический способ социальной организации ( farefisní ) в Албании и на юго-западных Балканах, характеризующийся общей культурой , часто общими родственными связями по отцовской линии и общими социальными связями . Фис фиси ( албанская определенная форма : ; обычно переводится как «племя», а также «клан» или «родственная» община ) стоит в центре албанской организации, основанной на родственных отношениях, концепция, которую можно встретить среди южных албанцев также с термин Farë ( албанская определенная форма : Fara ).
Унаследованное от древних иллирийских социальных структур, албанское племенное общество возникло в раннем средневековье как доминирующая форма социальной организации среди албанцев. [1] [2] [3] Развитие феодализма привело как к противодействию ему, так и к медленной интеграции его аспектов в албанское феодальное общество, поскольку большинство дворянских семей сами происходили из этих племен и зависели от их поддержки. Этот процесс остановился после османского завоевания Албании и Балкан в конце 15 века, и за ним последовал процесс укрепления племени ( фис ) как средства организации против османской централизации, особенно в горах северной Албании и прилегающих районах Албании. Черногория .
Он также остался в менее развитой системе на юге Албании. [4] где за счет родоплеменной организации стали развиваться крупные феодальные поместья, а затем торговые и городские центры. Одним из наиболее специфических элементов албанской племенной структуры является ее зависимость от Кануна , свода албанских устных обычных законов . [2] Большинство племен вели войну против внешних сил, таких как Османская империя. Некоторые также участвовали в ограниченной межплеменной борьбе за контроль над ресурсами. [4]
До начала 20-го века албанское племенное общество оставалось в значительной степени нетронутым до прихода к власти коммунистического режима в 1944 году и считается единственным примером племенной социальной системы с племенными вождями и советами, кровной местью и устными обычное право , просуществовавшее в Европе до середины 20 века. [4] [5] [6]
Терминология
[ редактировать ]Основные термины, определяющие племенную структуру албанцев, являются общими для всех регионов. Некоторые термины могут использоваться взаимозаменяемо с одинаковым смысловым содержанием, а другие термины имеют разное содержание в зависимости от региона. Не существует единой или стандартной классификации, поскольку структура общества различается даже в пределах одной и той же территории. Термин фис является центральным понятием албанской племенной структуры. Фисы — это сообщество, члены которого связаны друг с другом как родственники по отцовской линии и живут на одной территории. На английский язык оно переводится как племя или клан . [7] Таким образом, «фис» относится как к родственным связям, связывающим сообщество, так и к территориализации этого сообщества в регионе, используемом членами « фис» исключительно в общинном порядке . Напротив, башкеси (буквально « ассоциация» ) относится к сообществу того же происхождения, которое не было территориально установлено в данной области, которая является его традиционным родным регионом.
Далее он делится на фис и мадх и фис и вогель . Фис и мадх относится ко всем членам родственной общины, живущим на ее традиционной территории, тогда как фис и вогель относится к ближайшим членам семьи и их двоюродным братьям ( кушери ). [8] В этом смысле он иногда используется как синоним vëllazëri или vllazni в гег-албанском языке. Этот термин относится ко всем семьям, которые ведут свое происхождение от одного и того же предка по отцовской линии. Родственные семьи ( familje ) называются однокорыми / пл. барке (буквально « живот» ). По мере роста численности некоторых племен часть из них расселилась на новой территории и образовала новый фис, который мог носить, а мог и не носить то же название, что и родительская группа. Понятие « фарефисни» относится к связям между всеми сообществами, возникшими из одного и того же государства . Фарэ буквально означает семя . Среди южных албанцев оно иногда используется как синоним слова fis , которое, в свою очередь, употребляется в значении fis i vogël .
Термин байрак относится к османскому военному заведению 17 века. В международной библиографии конца 19 - начала 20 веков его часто ошибочно приравнивали к фису , поскольку оба иногда охватывали одну и ту же географическую область. Результатом этой ошибки стало изображение баджракских административных единиц и других регионов как фис в ранних антропологических отчетах Албании, хотя существовали байраки, в которых лишь небольшая часть или вообще ни один из них не составляли фис . [9]
География
[ редактировать ]Малисоры жили в трех географических регионах северной Албании. [10] Малесия-э-Мадхе (Великое нагорье) состояло из пяти крупных племен, четыре из которых ( Хоти , Келменди , Шкрели , Кастрати ) имели католическое большинство и мусульманское меньшинство, а Груда поровну разделялись между обеими религиями. [10] В Малезии-э-Мадхе было еще семь небольших племен. [10] Во время войны и мобилизации войск байрактар (вождь) Хоти был признан османским правительством лидером всех сил племен Малесия и Мадхе, имевших в совокупности около 6200 винтовок. [10]
Малесия-э-Вогель (небольшое высокогорье) содержало семь католических племен, таких как Шала с четырьмя баджарактарами, Шоши , Топлана и Никай , включавшие около 1250 семей с коллективной численностью 2500 человек, которые могли быть мобилизованы для войны. [10] Шоши отличался тем, что владел легендарным камнем, связанным с Леке Дукаджини . [10]
Регион Мирдита также представлял собой большое мощное ревностно-католическое племя с 2500 домохозяйствами и пятью баджрактарами, которые могли мобилизовать 5000 нерегулярных войск. [10] Общее собрание Мирдита часто собиралось в Ороше для обсуждения важных вопросов, касающихся племени. [10] Должность потомственного принца племени с титулом Пренк-паша (принц-лорд) занимала семья Гьонмаркай. [10] Помимо этой княжеской семьи, францисканский аббат имел некоторое влияние среди соплеменников мирдита. [10]
Правительство оценило военную мощь малишоров в санджаке Ишкодра как насчитывающую более 30 000 соплеменников, а османские официальные лица считали, что горцы могут победить Черногорию самостоятельно с ограниченной государственной помощью. [11]
В Западном Косово нагорье Гьякове проживало восемь племен, в основном мусульманских; в местности Лума близ Призрена проживало пять племен, в основном мусульманских. [12] Другие важные племенные группировки дальше на юг включают горцев региона Дибра, известных как «Тигры Дибры». [13]
Османские официальные лица отметили, что среди многих религиозно смешанных католико-мусульманских племен и одного мусульманско-православного клана племенная лояльность превосходит религиозную принадлежность. [10] В католических семьях были случаи, когда христиане, имевшие четырех жен, женились на первой супруге в церкви, а на трех других - в присутствии имама, в то время как в мусульманских семьях игнорировалась исламская традиция обрезания. [10]
Организация
[ редактировать ]Северный албанский
[ редактировать ]У гег- горных малесоров фис возглавляет самый старый мужчина ( крёплак ) и образует основную ячейку племенного общества. [14] [15] Управляющие советы состоят из старейшин ( pleqt , единственное число: plak ). Идея правопорядка настолько тесно связана со «старостью», что «арбитрировать» ( me pleknue ) и ( plekní ) означает одновременно «старшинство» и «арбитраж». [15] Фис разделен на группу из нескольких близкородственных домов ( мехала ) и главного дома ( шпи ). Глава мехалы - крье (букв. «голова», мн. крене или кренет ), а глава дома - зоти и шпис («господин дома»). Дом может состоять из двух или трех других домов, имеющих общее имущество под одним зотом . [16]
Политической и территориальной единицей, состоящей из нескольких родов, был байрак (штандарт или знамя). [14] Лидера байрака , положение которого передавалось по наследству, называли байрактаром (знаменосцем). [14] Несколько баджраков составляли племя, которым руководил мужчина из знатной семьи, а основные вопросы решало собрание племени, членами которого были мужчины. [17] [14] Османы внедрили систему байрактаров среди северных албанских племен и предоставили некоторые привилегии байрактарам ( знаменным вождям) в обмен на их обязательство мобилизовать местных бойцов для поддержки военных действий османских войск . [18] [19] Эти привилегии давали албанским соплеменникам право не платить налоги и быть исключенными из воинской повинности в обмен на прохождение военной службы в качестве нерегулярных войск; однако немногие служили в этом качестве. [19] Малисоры рассматривали османских чиновников как угрозу их племенному образу жизни и предоставили своим баджрактарам разбираться с османской политической системой. [20] Официальные лица позднеосманского периода отмечали, что Малисоры предпочитали, чтобы их дети учились владеть оружием, и отказывались отправлять их в государственные школы, где преподавали турецкий язык, что рассматривалось как форма государственного контроля. [21] Большинство албанских малисоров были неграмотными. [20]
Южноалбанский
[ редактировать ]В южной Албании социальная система основана на доме ( шпи или штепи ) и фисе , который состоит из группы родства по отцовской линии и экзогамной единицы, состоящей из членов, имеющих некоторое общее имущество. [22] Родственные связи по отцовской линии определяются понятием «крови» ( гьяк ), включая моральные и физические характеристики, которые являются общими для всех членов фиса . [22] Фисы намного меньше , обычно состоят из трех или четырех поколений, имеющих общего предка, в то время как племя фара или гджери чем северные албанские фисы . [23] У членов фара есть общий предок, который является основателем одноименного села. [24] Политическая организация является общинной; Каждый район отправляет представителя старейшины ( плак ) в управляющий совет деревни ( плекеси ), который избирает главу деревни ( крёплак ). [25]
Албанский термин Farë ( определенная форма : Fara ) означает «семя» и «потомство». В северной Албании оно не имело юридического применения, тогда как в южной Албании фара использовалась на законных основаниях вместо термина «фис» северян до начала XIX века, обозначая политически автономное племя и «братство» ( Gheg Alb. vëllazni). ; Тоск Альб. vëllazëri ; или Альб , « живот »). О свидетельствах этих форм социальной организации среди южных албанцев сообщают Лик и Пуквиль при описании традиционной организации Сули (между 1660 и 1803), Эпира и Южной Албании в целом (до начала 19 века). Пуквиль, в частности, сообщал, что каждая деревня (алб. катун ) и каждый город представляли собой своего рода автономную республику, состоящую из братств фарэ . В других рассказах он упоминал племена «великих фарэ » , каждое из которых имело своих полемархов . У этих вождей были болук-баши (командиры взводов), [26] аналог северного племени , байрактаре и крена (вожди) братства соответственно . [27]
В отличие от северных албанских племен, родовые группы южных албанцев не населяли замкнутый регион, а представляли собой этнографические острова, расположенные в горах, окруженные земледельческой средой. Один из центров этих обществ происхождения находился в Лаберии в центральных горах южной Албании. Второй центр располагался в Химаре на юго-западе Албании. Третий центр располагался в регионе Сули , расположенном далеко на юге среди греческого населения. Тенденция к построению сегментарных родословных организаций этих горских общин усиливалась по мере их изоляции, что привело к утрате родоплеменной организации албанских горцев на юге Албании и северной Греции с XV века, в период османского владычества . Впоследствии эти сегменты происхождения все чаще становились основными политическими, экономическими, религиозными и хищническими единицами социальной организации. [23]
По мнению Пуквиля, эти формы общественных организаций исчезли во время правления османского албанского правителя Али-паши и окончательно прекратили свое существование в 1813 году. [29] В Пашалике Янины , помимо шариата для мусульман и канона для христиан, Али-паша ввел в действие свои собственные законы, допуская лишь в редких случаях использование обычных законов местных албанских племен . После присоединения Сули и Химары к своему полунезависимому государству в 1798 году он пытался организовать судебную систему в каждом городе и провинции в соответствии с принципом социального равенства, обеспечивая соблюдение своих законов для всего населения, мусульман и христиан. Чтобы ограничить убийства на почве кровной мести , Али-паша заменил кровную месть (алб. gjakmarrje ) другими наказаниями, такими как выплата крови, изгнание или смертная казнь. [30] Али-паша также достиг соглашения с населением Курвелеши не вторгаться на их территории, которые в то время были больше, чем территория, которую они населяют сегодня. [31] Начиная с XVIII века, кровная месть и ее последствия в Лаберии ограничивались главным образом советами старейшин. [30]
Горный регион Курвелеши представляет собой последний пример племенного строя среди южных албанцев. [32] [33] который регулировался Кодексом Зули ( Кануни и Папа Жулит/Зулит или Кануни и Идриз Сулит ). [33] В Курвелеше названия деревень были построены как собирательное множественное число для обозначения племенных поселений. Например, Лазарат — это топоним, обозначающий «потомков Лазаря». [34]
Культура
[ редактировать ]Автономия, Канун и месть
[ редактировать ]Северные албанские племена яростно гордятся тем, что они никогда не были полностью завоеваны внешними силами, в частности Османской империей . Племена считают этот факт ортодоксальным на историческом и историческом уровне. В 18 веке османы ввели систему военной организации байрак на севере Албании и Косово. С точки зрения Османской империи институт байрака имел множество преимуществ. Хотя он признавал полуавтономный статус таких общин, как Хоти, его также можно было использовать для стабилизации приграничных территорий; в своем новом качестве эти общины будут защищать границы империи как свою собственную территорию. Более того, во времена восстания османы могли использовать должность главы баджрактара, чтобы разделить и завоевать племена, раздавая привилегии немногим избранным. С другой стороны, автономия приграничных земель была источником конфликта, поскольку племена пытались увеличить свою автономию и свести к минимуму участие Османского государства. Благодаря серии конфликтов и пересмотру условий было найдено состояние баланса между османской централизацией и племенной автономией. Таким образом, эпоха Османской империи отмечена как постоянными конфликтами, так и формализацией социально-экономического статуса внутри османской администрации. [18]
Члены племен северной Албании считают, что их история основана на понятиях сопротивления и изоляционизма. [35] Некоторые ученые связывают это убеждение с концепцией «согласованной периферии»; На протяжении всей истории территория, которую занимают северные албанские племена, оспаривалась и была периферийной. Северные албанские племена часто использовали свое положение и выгодными способами договаривались о своей периферии, что также влияло на их национальную программу; его значение и проблемы отличаются от тех, которые существуют в южной Албании. [36] Такие периферийные территории являются зонами динамичного культурного творчества, где можно манипулировать региональной и национальной историей в пользу определенных личностей и групп. [37]
Общество Малисора использовало племенной закон и участвовало в обычаях кровной мести. [38] Османский контроль в основном существовал в нескольких городских центрах и долинах северной Албании, но был минимальным или почти отсутствовал в горах, где Малисоры вели автономное существование в соответствии с кануном (племенным законом) Лека Дукаджини. [39] Западное Косово также было территорией, где османское правление среди горцев было минимальным или вообще отсутствовало, и правительственные чиновники объединялись с местными властями, чтобы осуществлять любую форму власти. [12] В Западном Косово доминировала албанская племенная система, где косовские малисоры разрешали споры между собой посредством горного права. [12] В период отсутствия стабильного государственного контроля именно племя судило своих членов. Обычными наказаниями были штрафы , ссылка или разоружение. Дом изгнанного члена племени будет сожжен. Разоружение считалось самым постыдным приговором. [40]
Закон Лека Дукаджини (канун) был назван в честь средневекового принца Леке Дукаджини пятнадцатого века, который правил северной Албанией и кодифицировал обычное право горной местности. [20] Албанские племена из региона Дибра управляли собой в соответствии с Законом Скандербега (канун), названным в честь воина пятнадцатого века, сражавшегося с османами. [41] Споры разрешались посредством племенного права в рамках вендетты или кровной мести; эта деятельность была широко распространена среди малисоров. [42] В случае убийства племенной закон предусматривал принцип кока пер коке (голова за голову), согласно которому родственники жертвы обязаны добиваться гьякмаррьи (кровной мести). [20] Девятнадцать процентов смертей мужчин в вилайете Ишкодра и 600 смертей в год в Западном Косово произошли в результате убийств, вызванных вендеттой и кровной местью в поздний период Османской империи. [43]
Вера
[ редактировать ]Беса — слово на албанском языке, означающее «клятва чести», «сдержать обещание». [44] Беса — важный институт внутри племенного общества албанских малисоров и один из моральных принципов кануна . [41] [45] Албанские племена принесли клятву совместно бороться против правительства, и в этом отношении беса служила защите племенной автономии. [41] Беса использовалась для регулирования племенных дел как между племенами, так и внутри них. [41] Правительство Османской империи использовало бесу как способ привлечь албанские племена к поддержке государственной политики или заключению соглашений. [41]
В период Османской империи беса упоминалась в правительственных отчетах о волнениях в Албании, особенно среди племен. [46] Беса занимала центральное место в албанском обществе, обеспечивая военную и политическую власть. [47] Бесас сплотил албанцев, объединил их и ослабнет, когда исчезнет воля к их принуждению. [48] Во времена восстания против османов беса служила связующим звеном между различными группами и племенами. [48]
Беса является важной частью личного и семейного положения и часто используется как пример « албанизма ». Тот, кто нарушит свою бесу, может быть даже изгнан из своей общины. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Поздний османский период
[ редактировать ]Во время Великого восточного кризиса Пренк Биб Дода, потомственный вождь Мирдиты, в середине апреля 1877 года инициировал восстание против государственного контроля, и Османская империя послала войска для его подавления. [49] Черногория пыталась заручиться поддержкой малисоров, хотя у нее не было религиозных или этнических связей с албанскими соплеменниками. [50] Во время Восточного кризиса и последующих переговоров о границе в апреле 1880 года Италия предложила Османской империи передать Черногории район Туз, в котором проживают в основном католики Груда и Хоти, которые разделились бы между обеими странами. [51] В случае с Хоти это вызвало бы напряженность и нестабильность, поскольку они традиционно имели превосходство над другими четырьмя племенами во время мира и войны. [51] Племена, затронутые переговорами, дали бесу (клятву) сопротивляться любому сокращению своих земель и разослали телеграммы в близлежащие регионы с просьбой о военной помощи. [51]
В поздний османский период гегам часто не хватало образования и интеграции в османскую систему, хотя у них была автономия и военные возможности. [42] Эти факторы придали территории Гегении важное значение в империи, которое отличалось от Тоскерии. [42] Тем не менее многие османские офицеры считали гегов, особенно горцев, обузой, а не активом. Их обычно называли «дикими» ( турецкий : вахши ) и отсталыми людьми, живущими в бедности и невежестве в течение 500 лет и враждебно настроенными по отношению к цивилизации и прогрессу. [52] В районах Албании, где проживали малисоры, империя размещала только османских офицеров, имевших предыдущий опыт работы в других племенных регионах государства, таких как Курдистан или Йемен, и которые могли преодолеть культурные различия с представителями племени гег. [53]
При султане Абдул-Хамиде II османские чиновники были отправлены на населенные албанцами земли. Некоторые албанцы решительно отвергли кровную месть, считая ее бесчеловечной и нецивилизованной, а также ненужной тратой жизни, которая приводит к социальным потрясениям, беззаконию и экономическим потрясениям. [54] Чтобы решить эту проблему, османские чиновники сформировали комиссии по примирению кровной мести (musalaha-ı dem komisyonları), которые дали результаты с ограниченным успехом. [46] В позднеосманский период благодаря влиянию католических священников-францисканцев удалось добиться некоторого снижения кровной мести среди албанских горцев. Например, вина была ограничена преступником или членами его семьи, и одно племя приняло снос дома преступника в качестве компенсации за преступление. [46] Османские власти рассматривали насилие, совершенное Малисорами в 1880-1890-х годах, как племенную проблему, не связанную с национализмом или религией. [38] Они также отметили, что албанские соплеменники, которые отождествляли себя с исламом, делали это только номинально и не имели знаний об этой религии. [55]
После младотурецкой революции в 1908 году новое младотурецкое правительство учредило комиссии по примирению кровной мести, которые сосредоточили свое внимание на таких регионах, как Ипек (Пейе) и Призрен. [56] Комиссии вынесли приговоры албанцам, участвовавшим в убийствах на основе кровной мести. Совет министров разрешил комиссии продолжать свою работу в провинции до мая 1909 года. [56] После Младотурецкой революции и последующего восстановления османской конституции племена Хоти, Шала, Шоши и Кастати дали бесу (клятву) поддерживать ее и прекратить кровную месть с другими племенами до 6 ноября 1908 года. Однако албанские племена, которые Проявившие энтузиазм, они мало знали о том, что для них сделает конституция. [57]
Во время албанского восстания 1910 года малисоры, такие как племя Шала, сражались против османских войск, которые были посланы для подавления восстания и разоружения населения путем сбора оружия и замены Закона Лека государственными судами и законами. [58] Малисорс планировал дальнейшее сопротивление, и албанские племена, жившие недалеко от границы, бежали в Черногорию, ведя переговоры с османами об их возвращении. [58] Османский военачальник Махмуд Шевкет пришел к выводу, что байрактары стали албанскими националистами и представляют опасность для империи по сравнению с предыдущими восстаниями. [59]
Албанское восстание 1911 года было начато в марте католическими албанскими соплеменниками после того, как они вернулись из ссылки в Черногории. [60] Правительство Османской империи направило 8000 солдат для подавления восстания и приказало предать вождей племен суду за руководство восстанием. [60] Во время восстания Теренцио Точчи , итало-албанский юрист, собрал вождей Мирдите 26/27 апреля 1911 года в Ороше и провозгласил независимость Албании, поднял флаг Албании и провозгласил временное правительство. [58] После того, как османские войска вошли в этот район, чтобы подавить восстание, Точчи бежал из империи, оставив свою деятельность. [61] 23 июня 1911 года албанцы Малисоры и другие революционеры собрались в Черногории и разработали Греческий меморандум, требующий социально-политических и языковых прав албанцев, с подписавшимися представителями племен Хоти, Груда, Шкрели, Кельменди и Кастрати. [60] В ходе более поздних переговоров с османами соплеменникам была предоставлена амнистия с обещаниями правительства: построить дороги и школы в племенных районах, платить зарплату учителям, ограничить военную службу районами Стамбула и Шкодера, предоставить право на ношение оружия. в сельской местности, но не в городах, назначать родственников байрактаров на определенные административные должности и компенсировать вернувшимся из Черногории Малисорам деньгами и едой. [60] Окончательное соглашение было подписано в Подгорице как османами, так и малисорами в августе 1912 года. Горцам удалось помешать централистским тенденциям младотурецкого правительства. [60]
Независимая Албания
[ редактировать ]Последняя племенная система Европы на севере Албании сохранялась до 1944 года, когда албанские коммунисты захватили власть и правили страной полвека. [4] За это время коммунисты практически искоренили родоплеменной строй. [4] После краха коммунизма в начале 1990-х годов северная Албания претерпела демографические изменения в племенных районах, иногда становясь обезлюдевшими. [62] Большая часть населения в поисках лучшей жизни переехала либо за границу, либо в албанские города, такие как Тирана, Дуррес или Шкодер; население, исторически происходящее от племен, стало рассеянным. [62] Местные жители, оставшиеся в северных районах Албании, сохранили осознание своей племенной идентичности. [62]
Список исторических племен и племенных регионов
[ редактировать ]Этот раздел включает список общих ссылок , но в нем отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2020 г. ) |
Ниже приводится список исторических албанских племен и племенных регионов. Некоторые племена считаются вымершими , поскольку не сохранилось коллективной памяти о происхождении (например, Матаруга, Рогами и т. д.), в то время как другие очень рано стали славянизированными, и большинство потомков больше не считают себя албанцами (например, Кучи, Махине и т. д.).
Малесия-э-Мадхе , расположенная в Северных Албанских Альпах между Албанией и Черногорией, исторически была землей десяти крупных и трех меньших племенных регионов. [63] Двое из них, Сума и Тузи, объединились и образовали Груду в 15-16 веках. Жителей этой местности обычно называют «горцами» ( по-албански : malësorë ).
Куры
[ редактировать ]Брда - Зета
[ редактировать ]Герцеговина - Рагузы Внутренние районы
[ редактировать ]В состав Дукаджинского нагорья входят следующие племена: [70]
Есть шесть племен нагорья Гьякова ( албанский : Malësia e Gjakova ), также известных как Malësia e Vogël («Малая Малезия»): [77]
Книга
[ редактировать ]« » населяют Семь племен Пука регион Пука. [83] Дарем говорил о них: «Группа Пука… иногда считалась большим племенем из семи байраков. Иногда – группой племен». [84]
Мирдита
[ редактировать ]Шкодерская низменность - Задрима - Лежская возвышенность
[ редактировать ]Мат - Круя Высокогорье
[ редактировать ]- Курбин
- койка
- Вещи
- Бушкаши
- Душ
- Кэдди
- Джон
- Преследуемый
Верхний бассейн Дрина
[ редактировать ]Комары
[ редактировать ]Лабери и Эпир
[ редактировать ]Исторический
[ редактировать ]
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галаты 2018 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Галаты 2002 , стр. 109–121.
- ^ Виллар 1996 , с. 316.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Элси 2015 , с. 1.
- ^ Из Рэпера 2012 , с. 1.
- ^ Галаты 2011 , с. 118.
- ^ Бэкер 2002 , с. 59.
- ^ Галаты 2011 , с. 89.
- ^ Бэкер 2002 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гаврич 2006 , стр. 31–32.
- ^ Гаврич 2006 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , стр. 34–35.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гаврич 2006 , стр. 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б Дарем 1928b , с. 63.
- ^ Дарем 1928a , с. 22.
- ^ Елавич 1983 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Галаты, 2011 , стр. 119–120.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , стр. 30, 34, 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гаврич 2006 , с. 30.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 120–122.
- ^ Перейти обратно: а б От Рэпера 2012 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Казер 2012 , с. 298.
- ^ Галаты 2018 , с. 145.
- ^ Из Рэпера 2012 , с. 8.
- ^ Валентини 1956 , с. 93.
- ^ Валентини 1956 , с. 142.
- ^ Муравска-Мутезиус, Катажина (2021). «Горы и Паликары». Отображение и картографирование Восточной Европы: Европейская Сарматия и посткоммунистический блок . Рутледж. стр. 77–78. ISBN 9781351034401 .
- ^ Валентини 1956 , стр. 102, 103.
- ^ Перейти обратно: а б Элези, Исмет (2006). «Историческое развитие Трудового канона». Канон Лаберии (на албанском языке). Тирана: Публикации Тоэна.
- ^ Мангалакова 2004 , с. 7.
- ^ Хаммонд, ШФЛУ (1958). Натт, Д. (ред.). «География Эпира» . Классический обзор . 8 (1). Издательство Кембриджского университета: 72–74. дои : 10.1017/S0009840X00163887 . S2CID 163737998 .
- ^ Перейти обратно: а б Мангалакова 2004 , стр. 7, 8.
- ^ Десницкая 1973 , с. 48.
- ^ Галаты 2011 , стр. 119–120:... Вера северных албанцев в свою собственную историю, основанная на понятиях изоляционизма и сопротивления.
- ^ Galaty 2011 , стр. 119–120:... «согласованная периферийность»... идея о том, что люди, живущие в периферийных регионах, используют свое... положение важными, часто прибыльными способами... Последствия и проблемы их национального программы.... в Албанских Альпах.. сильно отличаются от тех, что получают на юге
- ^ Galaty 2011 , стр. 119–120: «Большинство ученых, изучающих пограничную жизнь... должны быть зонами активного культурного творчества... отдельные лица и группы находятся в уникальном положении, позволяющем активно создавать и манипулировать региональной и национальной историей в своих интересах, ..."
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 121.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 29–30, 113.
- ^ Балканика . Сербская академия наук и искусств, Институт балканологии. 2004 г. до н.э. 252 . Проверено 21 мая 2013 г.
...денежный штраф и изгнание из племени (на севере Албании регулярно поджигался дом изгнанного члена племени). В Албании конфискация оружия считалась самым позорным наказанием.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гаврич 2006 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , с. 29.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 29–30.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 1, 9.
- ^ Мартуччи 2017 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , с. 119.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 119–120.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 120.
- ^ Гаврич 2006 , с. 40.
- ^ Гаврич 2006 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , с. 62.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 29, 120, 138.
- ^ Гаврич 2006 , с. 113.
- ^ Гаврич 2006 , стр. 29, 118–121, 138, 209.
- ^ Гаврич 2006 , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврич 2006 , с. 161.
- ^ Гаврич 2006 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаврич 2006 , с. 178.
- ^ Гаврич 2006 , с. 179.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гаврич 2006 , стр. 186–187.
- ^ Гаврич 2006 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б с Элси 2015 , с. 11.
- ^ Элси 2015 , стр. 15–98.
- ^ Элси 2015 , стр. 15–35.
- ^ Элси 2015 , стр. 36–46.
- ^ Элси 2015 , стр. 47–57.
- ^ Элси 2015 , стр. 68–78.
- ^ Элси 2015 , стр. 81–88.
- ^ Элси 2015 , стр. 58–66.
- ^ Элси 2015 , стр. 115–148.
- ^ Элси 2015 , стр. 115–127.
- ^ Элси 2015 , стр. 128–131.
- ^ Элси 2015 , стр. 132–137.
- ^ Элси 2015 , с. 138.
- ^ Элси 2015 , стр. 138–142.
- ^ Элси 2015 , стр. 143–148.
- ^ Элси 2015 , стр. 149–174.
- ^ Элси 2015 , стр. 149–156.
- ^ Элси 2015 , стр. 157–159.
- ^ Элси 2015 , стр. 160–165.
- ^ Элси 2015 , стр. 166–169.
- ^ Элси 2015 , стр. 170–174.
- ^ Элси 2015 , стр. 175–196.
- ^ Перейти обратно: а б Дарем 1928а , с. 27.
- ^ Элси 2015 , стр. 175–177.
- ^ Элси 2015 , стр. 178–180.
- ^ Элси 2015 , стр. 181–182.
- ^ Элси 2015 , стр. 183–185.
- ^ Элси 2015 , стр. 186–192.
- ^ Элси 2015 , стр. 193–196.
- ^ Элси 2015 , с. 223.
Источники
[ редактировать ]- Аренс, Герт-Хинрих (2007). Дипломатия на грани: сдерживание этнического конфликта и рабочая группа по меньшинствам конференций по Югославии . Пресса Центра Вудро Вильсона. ISBN 978-0-8018-8557-0 .
- Бэкер, Берит (2002). За каменными стенами: изменение бытовой организации албанцев Косово (PDF) . Дукаджини Балканские книги. ISBN 1508747946 . Проверено 30 марта 2020 г.
- Бардхоши, Неби (2011). Пограничный камень (PDF) . УЭТ Пресс. ISBN 978-99956-39-22-8 . [ мертвая ссылка ]
- Де Рэпер, Жиль (2012). «Кровь и семя, ствол и очаг: родство и общее происхождение на юге Албании» . В Хемминге, Андреас; Кера, Джентьяна; Панделеймони, Энрикета (ред.). Албания: Семья, общество и культура в 20 веке . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 79–95. ISBN 9783643501448 .
- Десницкая, А.В. (1973). «Языковые интерференции и историческая диалектология». Лингвистика . 11 (113): 41–52. дои : 10.1515/линг.1973.11.113.41 . S2CID 144569294 .
- Дарем, Эдит (1928a). Высокая Албания . ЛО Маяк Пресс. ISBN 978-0-8070-7035-2 .
- Дарем, Эдит (1928b). Некоторые племенные истоки, законы и обычаи Балкан .
- Элси, Роберт (2003). Исторический словарь Албании . Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-7380-3 .
- Элси, Роберт (2015). Племена Албании: история, общество и культура . ИБТаурис. ISBN 9780857739322 .
- Энке, Фердинанд (1955). Журнал сравнительного права: включая этнологические правовые исследования (на немецком языке). Том 58. Германия: Академия немецкого права.
- Галати, Майкл Л. (2002). «Моделирование формирования и эволюции иллирийской племенной системы: этнографические и археологические аналоги». В Уильяме А. Паркинсоне (ред.). Археология племенных обществ . Книги Бергана. ISBN 1789201713 .
- Галати, Майкл Л. (2011). «Кровь наших предков». В Хелейн Сильверман (ред.). Оспариваемое культурное наследие: религия, национализм, стирание и изоляция в глобальном мире . Спрингер. ISBN 978-1-4419-7305-4 . Проверено 31 мая 2013 г.
- Галати, Майкл Л. (2018). Память и построение нации: от древних времен до Исламского государства . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780759122628 .
- Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781845112875 .
- Елавич, Барбара (1983). История Балкан . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27458-6 . Проверено 14 июля 2013 г.
- Казер, Карл (2012). «Пастырское хозяйство и семья в Динарских и Пиндских горах». В Карле Казере (ред.). Домохозяйство и семья на Балканах: два десятилетия исторических исследований семьи в Университете Граца . ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 9783643504067 .
- Мертус, Джули (1999). Косово: как мифы и правда начали войну . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21865-9 . Проверено 2 августа 2013 г.
- Мангалакова, Таня (2004). «Канун в современной Албании, Косово и Черногории». Международный центр исследований меньшинств и межкультурных отношений . София.
- Мартуччи, Донато (2017). «Албанские правовые обычаи между устной и письменной речью». Палавер (на итальянском языке). 6 (2): 73–106. дои : 10.1285/i22804250v6i2p73 . ISSN 2280-4250 .
- Валентини, Джузеппе (1956). Право Сообщества в албанской правовой традиции; общие положения . Валлекки.
- Вильяр, Франциско (1996). Индоевропейцы и происхождение Европы (на испанском языке). Мадрид: Гредос. ISBN 84-249-1787-1 .