Кучи (племя)
Часть серии о |
Племена Черногории |
---|
![]() |
Главная ( кириллица : Кучи , албанский : Kuçi ; произношение: /ˈkut͡ʃi/ ) — историческое племя албанского район происхождения, населяющее современную центральную и восточную Черногорию ( Брда ), к северо-востоку от Подгорицы , простирающееся вдоль границы с Албанией. Процессы славянизации в эпоху Османской империи и позже способствовали этнолингвистическим сдвигам внутри большей части сообщества. Таким образом, люди из Кучи сегодня в основном идентифицируют себя как черногорцы и сербы , а меньшинство по-прежнему идентифицирует себя как албанцы. В других областях, таких как Санджак , многие мусульманские потомки Кучи сегодня идентифицируют себя как боснийцы .
Кучи впервые упоминаются в исторических записях в 1330 году как братство из албанской катуни, находящейся под юрисдикцией монастыря Дечани . Сам регион впервые упоминается в 1485 году как нахия Санджака Шкодры . Со временем несколько волн поселенцев заселили регион и сформировали историческую общину Кучи. Этот регион известен своим сопротивлением османскому владычеству и своей ключевой ролью в создании современной Черногории . До 17 века регион Кучи был в равной степени православным и католическим. Сегодня это в основном православные, за исключением католической общины Коджа . Обращенные мусульмане появляются с 1485 года. В 17 и 18 веках как добровольно, так и недобровольно многие люди из племы начали селиться в Плав-Гусинье, Рожае и более широком районе Санджака . Многие из их потомков идентифицируют себя как боснийцы-мусульмане.
История народа Кучи отражает разнообразие региона и его расположение на перекрестке различных культур и религий. Марко Мильянов (1833–1901), национальный герой Черногории, возглавлявший племя в черногорско-османских войнах 1861–62 и 1876–78 годов , Момир Булатович , черногорский политик и первый президент Республики Черногория , [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Якуп Ферри (1832-1879), национальный герой Албании, который боролся против аннексии Мильяновым его родной территории Плава к Черногории, и Муамер Цукорлич , современный боснийский политик из Санджака, все были выходцами из Кучи.
Имя
[ редактировать ]Этимология Кучи (албанский: Кучи) неясна. По словам Скока , название может быть получено от латинского слова cocceus, означающего «красный», которое также привело к образованию албанского kuq посредством различных фонетических изменений. [ 4 ] На гегском албанском языке слово kuq обычно произносится как [/kut͡ʃ/] ( kuç в албанском алфавите), что было предложено в качестве этимологического происхождения названия племени. [ 5 ] [ 6 ] С другой стороны, Станишич предлагает происхождение от румынского cuci («холмы»). Лома предполагает потенциальную, хотя и неясную, связь с топонимом Кучево , для которого он предлагает ряд славянских (fe, * кучь означает « евразийская выпь », * kuti означает «кузнец») и неславянских этимологий; а также связи с польскими топонимами Kucz и Kuczów . [ 7 ]
Это имя появляется как антропоним и топоним среди средневековых албанских общин Пелопоннеса , например, деревня Кучи (современный Челидони , известная до 1955 года как Куци ) зарегистрирована как албанское поселение ( cema'at-i Arnavudān ) в 1460-1460 гг. 3. Бирис (1998) связывает это имя с албанским kuç («щенок, собачка»), в то время как Саррис (1928) и Фурикис (1929) предполагают потенциальную и предполагаемую связь с албанским kuci («место на большой высоте, вершина, крутая высокая скала»). ). Симеонидис (2010) предлагает этимологию от албанского kuq . Родственные топонимы встречаются в Шкодере , Тиране , Берате , Влёре и Корче . [ 8 ]
По мнению Джузеппе Валентини , Арбереше фамилия Кучча напрямую соответствует племенному имени Кучи. Валентини делает дальнейшие связи с албанским кучи средневековой Греции , отмечая, что семья Сичило-Арбереше Кучча происходит от некоего Пьетро Куччи , прибывшего из Греции в 1467 году. Эта фамилия встречается по крайней мере 19 раз среди страдиотов, записанных между 1482 и 1547 годами, а Валентини отмечает различные топонимы, связанные с названием племени в Албании и арванитскими поселениями в Греции. [ 9 ]
География
[ редактировать ]
Регион Кучи входит в состав муниципалитета Подгорица и включает почти всю восточную Подгорицу, за исключением Кочи , который является частью муниципалитета Тузи . Неофициальным центром Кучи является деревня Убли , в которой по данным черногорской переписи 2011 года проживало 227 жителей, и в ней находится несколько учреждений, таких как дом культуры, начальная школа «Джоко Прелевич», больница, полицейский участок и бывшая тканевая фабрика. [ 10 ] Убли расположен в Верхних Кучи ( по-черногорски и по-сербски : Горни Кучи ) и включает деревни Прелевичи, Павичевичи, Живковичи, Костровичи и Райовичи. Другие деревни Верхних Кучи - Медун , Орахово, Бейово, Цвилин, Фундина , Кочи, Кржаня, Косор, Лиешта , Дучичи, Врбица, Донье Стравче, Горне Стравче , Заугао, Брскут, Загреда, Момче, Убалац и Рачи . Нижний Кучи ( черногорский и сербский : Donji Kuči ) включает в себя населенные пункты Доляни, Муртовина , Стара Златица и Златица .
Сам регион Кучи можно разделить на два основных исторических субрегиона:
- Старые Кучи ( Staro Kuči ), православное подплемя, празднующее Славу Митровдана .
- Дрекаловичи ( Ново Кучи ), православное подплемя, прославляющее Славу Николая.
Территорией, которая также считается частью более широкого региона Кучи, является территория Коджа , католического албанского племени . Он стал частью Черногории в 1880 году и включает в себя поселения Кочи и Фундина. Регион Коя расположен между Триепши на юге и собственно Кучи на севере. Жителей Коджи называют Коджанэ .
Некоторые деревни расположены между субрегионами Кучи. Например, село Орахово находится между Старыми Кучи и Коей. Другие поселения, которые когда-то были частью одного племенного региона Кучи, со временем переместились в другие регионы. [ нужна ссылка ]
Происхождение
[ редактировать ]Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |

Албанец по происхождению, Кучи претерпел процесс постепенной культурной интеграции с соседним славянским населением. Францисканский отчет 17 века иллюстрирует заключительные этапы их аккультурации. Ее автор пишет, что Братоножичи , Пипери , Белопавличи и Кучи: nulla di meno essegno quasi tutti del rito serviano, e di lingua Illrica ponno piu presto dirsi Schiavoni, ch' Albanesi (поскольку почти все они используют сербский обряд и иллирийский язык ,скорее их следует называть славянами чем албанцы). [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Вплоть до конца 15 века кучи не сформировались как племя. Первый раз они упоминаются в исторических записях в 1330 году, во второй грамоте дечанских хризобуллов . Там они фигурируют в фамилии Петра Куча (албанский: Pjetër Kuçi ), выходца из албанского катуна ( сербский : Katun Arbanasa ), [ 18 ] возможно, лидер братства Кучи. [ 19 ] Тот же Петар Куч вновь упоминается как глава семейства албанской катуни в третьем уставе монастыря Дечани, [ 20 ] который датируется 1343-1345 гг. [ 21 ] В отличие от большинства других деревень, упомянутых в Дечанских хризобулах , местонахождение Албанской катуни не указано. Кучи числится в венецианском кадастре Шкодры 1416-7 годов как небольшая деревня из восьми дворов недалеко от самого города. Его возглавлял Джон Нада (ошибка писца, который написал Нада вместо Ненада ). [ 22 ] Двое других глав семей — сыновья Ненада, Гьердж ( Гьерги в оригинальном документе) и Лазер ( Лаззаро ). Человеком, женившимся в деревне, является Джон Прогани , который был женат на Несе (уменьшительном имени Ненада ). Его сын, Гджин Прогани, также был главой семьи, как и Джон Серапа , Гьердж Тина и Пали Самриши . [ 22 ] Они платили один дукат с каждой семьи в виде налогов венецианскому губернатору Скутари. [ 22 ] Члены этого братства также жили в других деревнях в этом районе, например, в Шурдхани, где три из шести домохозяйств были выходцами из Кучи. [ 22 ]
В 1455 году кучи приняли участие в собрании вместе с 50 другими племенами региона Верхняя Зета . В результате этого собрания лорд Зеты Стефан Црноевич получил согласие и полномочия подписать соглашение с Венецианской республикой , согласно которому Зета была передана под венецианскую юрисдикцию; хотя и при условии, что митрополит Зеты не будет подчиняться католической церкви . [ 23 ]
В османском владении Санджака Скутари в 1485 году Кучи появляется как нахие впервые на своем современном месте. На этом этапе в состав нахие Кучи входили общины, которые позже образовали две разные административные единицы и байраки : Кучи и Триепши. Общее количество домохозяйств в восьми поселениях нахии составляло 253. Это (номера домохозяйств в скобках): Панталеш (110), Брокина (12), Бардхани (25), Радона (55), Банкек (11), Стани (24), Бытидоси (11), Льязорчи (5). [ 24 ] Ллазорчи был поселением другого небольшого племени, лазори, которое появилось как часть албанской катуни в 1330 году. [ 19 ] К 1485 году они двинулись на север вместе с братствами Кучи. Банкек и часть Бытидоси связаны с исторической областью Триепши. Что касается антропонимии, демографические данные региона свидетельствуют о сосуществовании албанских и славянских имен. Из 253 домохозяйств 105 глав домохозяйств имели албанские имена, 53 — смешанные албанско-славянские имена и 91 — славянские имена. [ 19 ] Около 2/3 славянской антропонимии (59 дворов) было сосредоточено в двух поселениях — Радоне и Стани. [ 19 ] Радона также имела около 1/5 смешанной славянской православно-албанской антропонимии, и это было единственное поселение Кучи в 1485 году, где жили новообращенные мусульмане (5/55 семей). [ 19 ]
Старые Кучи ( сербский : Старокучи ) представляли собой сообщество различных братств (кланов) по сравнению с Дрекаловичами, которые заявляли о своем происхождении от одного предка. [ 25 ] Й. Эрделянович нашел в Старых Кучи весьма заметные случаи слияния с течением времени различных братств в одно. [ 25 ] Слияние было настолько завершено, что ему было трудно выделить части этих составных братств, «даже поиски в этом направлении также были встречены задержанием указанных лиц». [ 25 ] С приходом Дрекаловичей старые семьи стали называть себя «Старыми Кучи». [ 26 ] Все Старые Кучи имеют Святого Димитрия ( Митровдана своим покровителем ) -Славу .
В следующем сезоне у него было 338 домохозяйств в одиннадцати поселениях, включая новые или переименованные поселения, такие как Павловичи, Петровичи, Лешовичи (Лешовик), Лопари, Баньовичи и Кочи (Коя). [ 27 ] Это увеличение на 85 домохозяйств за несколько лет представляет собой волну беженцев и других общин, которые поселились в этом районе, когда османы консолидировали свою власть. [ 19 ] Павловичи и Баньовичи, составляющие более половины новых домохозяйств, имеют преимущественно славянскую православную антропонимию. Кочи - это историческое поселение католического албанского племени Коджа, которое полностью сформировалось в последующие годы. Лешовик/Лешовичи пришел в этот район из католического албанского племени Кельменди к югу от Кучи. [ 28 ]
Другая волна заселения в середине 16 века - это волна Дрекаловичей, которые стали важной частью Кучи. Первоначально они были католиками и говорили по-албански, а свое происхождение они ведут от племени Бериша на севере Албании. [ 29 ] [ 30 ] Они вступают в брак внутри Кучи, но не вступают в брак ни с Беришей, ни с большей частью Кастрати , что, в свою очередь, ведет их происхождение от них. Эти три волны расселения стали ядром племени Кучи.
Шли столетия, и другие семьи приезжали в Кучи в качестве беженцев от османских экспедиций или беглецов от кровной мести . Они образуют гораздо более позднюю и случайную форму расселения в этом районе. В то же время братства из Кучи покинули этот район либо как беженцы от османских карательных кампаний, либо просто как эмигранты и поселились дальше на север, в основном в районе Санджака , где многие приняли ислам в 17 и 18 веках. Часть косовского племени гаши по традиции переселилась из района Кучи в Гаши в первой половине 17 века.
История
[ редактировать ]Османская
[ редактировать ]В налоговом регистре Османской империи 1582/83 года в Кучи нахия было 13 деревень, принадлежащих санджакам Скутари. [ 31 ] Антропонимия в регионе была неоднозначной. В поселениях Банкек, Бытадоса, Бардич, Лазарничи и Лешовичи смешанные албанско-славянские антропонимы теперь преобладали над типичными албанскими личными именами, которые носил меньшинство глав домохозяйств. Однако в селах Петровичи, Кочи и Брокина половина глав домохозяйств носили типичные албанские антропонимы, а другая половина — смешанные албанско-славянские имена. Напротив, в Павловичах и Радоне доминировала типичная славянская антропонимия. Этот период знаменует собой время, когда албанская топонимия начинает либо переводиться на славянский язык, либо приобретать славянские суффиксы, как в деревне Бардхани, которая начинает появляться как Бардич , и в Ллазорчи, которая появляется как Лазарничи . [ 19 ] [ 32 ] В административном отношении Кучи, Братоножичи и часть Плава находились в подчинении солдат Медуна и его спахи, но имя командира не было названо. Они также подлежат налогообложению, несмотря на некоторую автономию. [ 33 ]
Кучи ( Куччи упоминает В 1610 году Марино Бицци ) как наполовину православных, наполовину католиков. [ 34 ] В своем отчете Болицца отмечает, что Лале Дрекалу ( Лале Дрекалов ) и Нико Райску (Нико Райцков) были командирами католического албанского Кучи ( Чуззи Альбанези ), у которого было 490 семей и 1500 вооруженных людей, описанных как очень воинственные и воинственные. смелый . Эта община поселилась в районе Кучи в 16 веке под командованием Дрекале. [ 35 ]
В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ племена Васоевичи , Кучи, Белопавличи, Пипери, Кастрати, Келменди, Шкрели и Хоти образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». Лидеры поклялись беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи в северных горных районах. Их восстание носило освободительный характер. С целью избавиться от османов с албанских территорий. [ 36 ] [ 37 ]
В 1614 году Лале Дрекалов был одним из главных участников и организаторов собрания Кучи . В этом собрании приняли участие 44 лидера, в основном из северной Албании и Черногории, чтобы организовать восстание против османов и попросить помощи у папства. [ 38 ] Гьон Ренеси взял на себя задачу представить решения собрания папству. Лидеры, участвовавшие в собрании, также решили направить прокламацию королям Испании и Франции, утверждая, что они независимы от османского владычества и не платят дань империи. [ 39 ] За ним последовало собрание в Прокупле в 1616 году и еще одно в 1620 году в Белграде , где он появляется как один из участников. [ 40 ] В этот период они продолжают выступать в качестве подданных Османской империи. [ 41 ] Политический союз в Европе не позволил разработать последовательную стратегию помощи панбалканской коалиции против османов. В 1658 году в очередной попытке сформировать антиосманскую коалицию семь племен Кучи, Васоевичи, Братоножичи, Пипери, Кельменди , Хоти и Груда объединились с Венецианской республикой , основав так называемый «Семикратный барьяк» или «аладж-баржак. [ 42 ]
Первая половина 17 века отмечена важным событием в религиозной истории Кучи. Воевода Лале Дрекалов, который был католиком, принял православие во втором браке с родственницей воеводы из племени Братоножичи. Основные причины, которые были выдвинуты для объяснения этого решения, включают в себя изменение ориентации политических союзов в сторону православных племен Черногории, влияние Православной церкви в регионе и растущее разочарование в католических державах в Европе, которые считались покинули своих союзников на Балканах. За обращением Дрекалова вскоре последовало постепенное обращение всех католиков Кучи. Как отмечает Франческо Болицца в письме кардиналу Капони в 1649 году, около трёх или четырёх католических деревень оставались в Кучи под юрисдикцией францисканской миссии Груды. [ 43 ] По словам историков Симо Милутиновича и Димитрия Милаковича , католическое племя Кучи, Братоножичи и Дрекаловичи обратилось в православие Руфимом Болевичем . [ 44 ] [ 45 ]
В 1688 году кучи с помощью Кельменди и Пипери дважды уничтожили армию Сулеймана-паши , захватили Медун и заполучили большое количество оружия и снаряжения. [ 42 ] В 1689 году вспыхнуло восстание в Пипери, Ровце , Белопавличах, Братоножичах, Кучи и Васоевичах, одновременно вспыхнуло восстание в Призрене , Пее , Приштине и Скопье , а затем в Кратове и Кривой Паланке в октябре ( Восстание Карпоша). ). [ 46 ]

В начале 18 века некоторые жители Кучи и Кельменди были насильно переселены османами в южные части Санджака , особенно на холмы плато Пештер , вокруг Сьеницы и на полосу земли между Нови-Пазаром , Тутин , Рожае и Плав . [ 47 ] Многие из них со временем приняли ислам и стали составлять важную часть мусульманского населения в этих регионах. [ 48 ]
В 1774 году, в том же месяце смерти Щепана Мали , [ 49 ] Мехмед-паша Бушати напал на Кучи и Белопавличи, [ 50 ] но впоследствии потерпел решительное поражение и вернулся в Скутари. [ 49 ] Бушати ворвался в Кучи и «уничтожил» его; Ровчани разместили и защитили некоторые семьи беженцев. [ 51 ]
В 1794 году Кучи и Ровчани были разорены османами. [ 51 ]
Современный
[ редактировать ]
Увеличение налогов Османской империей в октябре 1875 года спровоцировало Великий восточный кризис , который включал серию восстаний, в первую очередь Герцеговинское восстание (1875–77) , которое побудило Сербию и Черногорию объявить войну Османской империи (см. Сербско-Османская война и Черногорско-Османская война ) и завершилась тем, что русские последовали ее примеру ( Русско-турецкая война ). В Кучи вождь Марко Мильянов Попович организовал сопротивление османам и объединил свои силы с черногорцами. Кучи, идентифицируя себя как сербское племя, попросили объединения с Черногорией. [ 52 ] После Берлинского конгресса Кучи был включен в границы Княжества Черногория .
В битве при Новшиче , после атак Велики (1879 г.) , батальоны Кучи, Васоевичи и Братоножичи сражались с албанскими нерегулярными формированиями под командованием Али-паши Гусинье и потерпели поражение.
Антропология
[ редактировать ]Этнография
[ редактировать ]Как и многие сельские районы Черногории и Балкан в целом, Кучи сильно пострадал от эмиграции после распада Югославии . Перепись населения Черногории 2011 года зафиксировала в общей сложности около 1000 жителей в деревнях, традиционно связанных с Кучи. [ 10 ] В регионе проживают две основные этнические группы: этнические черногорцы и этнические сербы (см. « Черногорские сербы »), хотя их можно рассматривать как одну, поскольку некоторые семьи могут быть политически разделены между ними, например, когда один брат выбирает черногорскую идентичность, а другой — серб. Большинство жителей являются последователями Сербской Православной Церкви , а меньшинство – этническими мусульманами . В деревнях Кочи ( по-албански Коя ) и Фундина есть анклав римско-католических албанцев.
Православные жители раньше делились на две отдельные группы: Старые Кучи («Старокучи») и Дрекаловичи/Новые Кучи . Мариано Болицца во время своего путешествия по этому региону в 1614 году записал, что Лале Дрекалов и Нико Райчков владели 490 домами Чуцци Альбанези («албанские Кучи», деревня преимущественно римско-католической религии) с 1500 солдатами, которые были описаны как «очень воинственные». и смелый». [ 53 ] Дрекаловичи, крупнейшее братство Кучи, в 1941 году насчитывало около 800 семей, что составляет примерно половину всего Кучи. [ 54 ] Исламизация Кучи привела к тому , что меньшинство жителей заявило, что они просто черногорцы или мусульмане по этническому происхождению, и боснийцы, хотя они имеют то же происхождение, что и их христианские братья.
Устные традиции
[ редактировать ]Существуют различные устные традиции, разная степень соответствия архивным записям. В Черногории сам Марко Мильянов из Кучи писал в своей книге о своем родном регионе, что Кучи и Бериши «считались близкими», якобы потому, что предки Бериша поселились из Кучи; [ 55 ] Константин Иречек далее записал об этой истории, что Старый Кучи ( Старо Кучи ), который поместил Грчу , сына Ненада, своим предком, также поместил его как предка племени Бериша. [ 56 ] Напротив, в Берише считается, что сам Старый Кучи происходит от Бериши и называется Бериша и Кук (Красная Бериша) в отличие от Бериши из Пукэ, Мертури и части Пипери, которая ведет свое происхождение от Бериши, которые все вместе называются Бериша и Бард (Белая Бериша). [ 57 ] В исторических записях Бериша и Старые Кучи появляются в разных областях и временных рамках, поскольку Старые Кучи входили в состав племени нынешнего Кучи, которое в конце 15 века основывалось на разных группах предков. [ 58 ] Тем не менее, черногорские и албанские племена, хотя и не были кровнородственными, считали близость на родной или родной территории, откуда кто-то «пришел». Поэтому сербский географ Андрия Йовичевич выдвинул версию, что Кучи были «родственниками» Кастрати, Бериши и Кельменди, потому что их далекий предок когда-то якобы поселился на той же территории, что и Кучи. [ 59 ]
Еще одна традиция конца XIX века была записана Йованом Эрделяновичем в Кучи, самые сложные версии которой были из Кржаня, Жиковиче, Костровиче, Безихово, Куты, Подграда и Лазорце. Согласно этой истории, Старый Кучи происходил от Гойко , брата короля Вукашина . [ 26 ] Его потомки были вынуждены бежать из Шкодры из-за османского вторжения и поселились в Брштани. [ 26 ] Гойко Мрнявчевич, однако, является вымышленным персонажем сербской эпической поэзии, который погиб в битве при Марице 1371 года в самой народной традиции. [ 60 ] [ 61 ]
Язык
[ редактировать ]Южнославянский диалект, на котором говорят в Кучи, образует речевую группу с Братоножичи и Пипери. Южнославянский язык в этих трех общинах отмечен тесным контактом с северными албанскими диалектами Малезии . Это особенно заметно в диалектах Кучи и Братоножичи, во многом из-за исторического двуязычия, существовавшего в этом районе. [ 62 ]
Однако, поскольку Кучи находится в переходной зоне между албанским и славянским языками, он стал предметом историографических споров. В частности, сербская историография подвергалась критике как приглушение албанско-славянского симбиоза и двуязычия в пользу моноэтнического и одноязычного сербского повествования - тенденция, очевидная у этнографов начала 20-го века, таких как Йован Эрделянович и Йован Цвиич . [ 63 ] Старая сербская или югославская историография и этнография Кучи объединяла османское нахие Кучи - административную единицу, состоящую из различных общин - с племенем Кучи. Таким образом, албанские племена, которые находились в пределах нахие и позже будут находиться в административном отношении в пределах Кучи после присоединения их земель к черногорскому государству, такие как Триеши и Коя э Кучи, рассматривались как ветви или регионы племени Кучи, несмотря на их отдельные различия. истории и личности. [ 64 ]
Культура
[ редактировать ]следы варианта северноалбанских канунов . Что касается традиционных обычаев, то до конца XIX века в Кучи сохранялись [ 65 ] Мария Амели фон Годен в своих путешествиях все еще сообщала о следах двуязычия в районе Кучи. По ее сообщениям, хотя в этом районе больше не говорили на албанском языке, некоторые стенания и клятвы все еще пелись и читались на албанском языке. [ 66 ]
Люди
[ редактировать ]- родился в Кучи
- Лале Дрекалов , герцог племени Кучи, сын Дрекале
- Илико Лалев , воевода племени, преемник своего отца Лале
- Радоня Петрович , князь племени Кучи. [ 67 ]
- Марко Мильянов (1833–1901), герцог, черногорский генерал и писатель.
- Михайло Иванович (1874–1949), черногорский политик.
- Богдан Вуйошевич , Партизан
- по происхождению
- Момир Булатович , первый президент Республики Черногория
- Хайредин Кучи , косовский албанский политик и бывший заместитель премьер-министра Косово
- Джордже Чарапич , сербский революционер.
- Танасие Чарапич , сербский революционер
- Том Чарапич , художник
- Павел Делибашич — сербский футболист.
- Эйюп Ганич , президент Боснии и Герцеговины
- Евгений Попович , черногорский политик и журналист.
- Вук Рашович , бывший сербский футболист и бывший тренер белградского «Партизана» , сын Бранко Рашовича.
- Душко Вуйошевич
- Муамер Цукорлич , боснийский политик
- Фахрудин Радончич , боснийский политик
- Дженан Радончич , черногорский боснийский футболист
- Шемси-паша , османский албанский генерал
- Божина Иванович , югославский государственный деятель
- Деян Радонич , бывший баскетболист и нынешний тренер
- Милько Радонич . Сербский писатель.
- Бранислав Прелевич , бывший сербский и греческий баскетболист
- Джордже Божович «Гишка», известный сербский гангстер и лидер военизированных формирований.
- Ратко Докич «Кобра», босс сербско-шведской мафии.
- Бранко Рашович , бывший черногорский футболист [ 68 ]
- Богдан Милич — футболист Черногории.
- Мирослав Вуядинович — футболист Черногории.
- Анте Мирочевич , бывший черногорский футболист
- Весна Милачич , черногорская певица и автор песен.
- Марина Куч , черногорская пловчиха.
- Сузана Лазович , черногорская гандболистка.
- Милош Вучевич , сербский юрист и политик, занимающий пост премьер-министра Сербии с мая 2024 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Портал083. «Митрополит Йоаникий: Момир Булатович – достопочтенный Куч, он с честью служил косовской думе!» .
{{cite news}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ НСПМ.рс. «Момир Булатович: Я живу в Подгорице, работаю в Белграде» .
{{cite web}}
: CS1 maint: статус URL ( ссылка ) - ^ Голос Америки. «Скончался Момир Булатович, бывший президент Черногории и правительства СРЮ» .
- ^ Лома, Александр (2013). Топонимия Баньской Хрисовули на пути к созданию древнесербского топонимического словаря и лучшему знанию общеславянских номенклатурных образцов . п. 127.
- ^ Петрович 1981 , с. 20.
- ^ Мурвар, Ватро (1989). Нация и религия в Центральной Европе и на Западных Балканах: мусульмане в Босне, Герцеговине и Санджаке: социологический анализ . Коллоквиумы и симпозиумы FSSSN, Университет Висконсина. п. 103.
- ^ Праздник 2013 , с. 127.
- ^ Лиакопулос, Георгиос (2019). Ранний Османский Пелопоннес: исследование в свете аннотированного издания Princeps Османского налогового кадастра TT10-1/14662 (ок. 1460–1463) . стр. 73, 115.
- ^ Валентини, Джузеппе (1955). Племенное ономастически-топонимическое развитие албанских общин на Сицилии .
- ^ Перейти обратно: а б «Данные переписи населения 2011 года — Черногория» . Монстат . Статистическое управление Черногории . Проверено 15 февраля 2020 г.
- ^ Чуфи, Голубь (2013). «Албано-черногорские взаимодействия в средние века». В Рамадже, Альберт (ред.). Poeta nascitur, Historicalus Fit - Ad Honorem Zef Mirdita (на албанском языке). Св. Галлен: Альбанский институт. п. 132.
Примечательно, что францисканский текст ок. XVII, после утверждения, что племена Пайпер, Братониш, Белопавлик и Куч были албанскими, добавляет, что: «однако, поскольку почти все они следуют сербскому (православному) обряду и используют иллирийский (славянский) язык, очень скоро будут называться славян больше, чем албанцев»
- ^ Калик, Мари-Жанин (2019). Великий котел: история Юго-Восточной Европы . Издательство Гарвардского университета. стр. 63–64. ISBN 9780674239104 .
- ^ Мулич, Юсуф (2005). « О некоторых особенностях, связанных с процессом принятия ислама в Боснии и приписываемых ему неточностях » . Летопись библиотеки Гази Хусрев-бея . 23-24 : 184. «В переписях арбаны числились вместе с валахами. Это затрудняет рассмотрение возможных различий в принятии ислама валахами и арбанами. Только в случае племен, которые явно как известно, как Арбанас, можно было определить частоту принятия ислама (Белопавличи, Бирманцы, Груде, Хоти, Клименте/Кельменд, Кучи, Матура, Мэн, Малоншичи/Малонзе, Матаруже и Шкриели). Матаруже/Матаронге и Шкриель).]"
- ↑ Например, ныне славяноязычное племя Кучи [Кучи] в Черногории изначально говорило по-албански. Подробнее см.: Роберт Элси (2015) Племена Албании. История, общество и культура, издательство Bloomsbury Publishing; ISBN 9780857739322 , с. 3.
- ^ С другой стороны, есть некоторые районы, особенно в Черногории, где албаноязычное население перешло на славяноязычное, например, племена Пипери и Кучи, славянское мусульманское население в Плаве/Плаве и Гусинье/Гусии, и, возможно, с Мрковичем. Подробнее см.: Кертис, Мэтью К. (2012) «Славяно-албанские языковые контакты, конвергенция и сосуществование». п. 112, Диссертация Университета штата Огайо.
- ^ Племя Кучи/Кучи, например, было разделено на три ветви: католическую, мусульманскую и православную, а также на два языка (албанский и славянский), но их члены сохранили память об общем происхождении. Подробнее см.: Бернд Дж. Фишер, Оливер Йенс Шмитт (2022) Краткая история Албании, издательство Кембриджского университета; ISBN 9781009254908 ,
- ^ Эрделянович считает, что многие племена восходят к дославянским временам, поскольку их названия предполагают влахское или албанское происхождение, например, Кучи и, возможно, Братоножичи, Сотоничи, Паштровичи и другие. Подробнее см.: Зденко Златар (2007) Поэтика славянства. Мифопоэтические основы Югославии · Том. 1, Питер Лэнг, с. 55.
- ^ Ивич, Павле; Гркович, Милица (1976). Дечанске хрисовулье (на сербском языке). Нови-Сад: Институт языкознания. стр. 127.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пулаха, Селами (1975). «Вклад в изучение сельских поселений и формирования племен Северной Албании в XV веке » Исторические исследования . 12 :94–5 . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Ивич, Павле; Гркович, Милица (1976). Дечанске хрисовулье (на сербском языке). Нови-Сад: Институт языкознания. п. 247.
- ^ Благоевич, Милош (1970). «Когда король Душан подтвердил Хрисовулю Дечана?». Исторический журнал . 16–17: 70–86.
- ^ Перейти обратно: а б с д Зампути, Инджак (1977). Реестр кадастров и концессий Шкодерского уезда 1416-1417 гг . Академия наук Албании. стр. 56 . Проверено 29 января 2020 г.
- ^ Джуканович, Бойка (2023). Исторический словарь Черногории .
Зетский збор — название собрания 51 племенного вождя, представителей зетовских областей, состоявшегося 6 сентября 1455 года на острове Вранина в озере Скутари. На этой встрече воевода Стефан Стефаника Црноевич с согласия представителей племени подписал соглашение с Венецианской республикой, согласно которому Зета передавалась под юрисдикцию Венецианской республики. По этому соглашению Зетский збор передавался под номинальное управление Венеции, и одним из условий было то, что православный зетский митрополит не должен подчиняться католической церкви. Среди подписавших были племена, формально просуществовавшие до середины XX века. Среди них были Кучи, Пипери, Белопавличи и Пьешивцы.
- ^ Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании. стр. 119–122 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Михайло Константинович (1953). Летопись юридического факультета в Белграде: ежеквартальный журнал по юридическим и социальным наукам . Том. 1–2. п. 67.
- ^ Перейти обратно: а б с Этнографический институт (1907). Сербский этнографический сборник . Том. 8. Академия. стр. 125–126.
- ^ Радован Самарджич (1892 г.). История сербского народа: Эпоха борьбы за сохранение и восстановление государства 1371-1537 (на сербском языке). Сербский литературный кооператив. п. 426.
- ^ Пулаха, Селами (1975). «Вклад в изучение сельских поселений и формирования племен Северной Албании в XV веке » Исторические исследования . 12 :102 . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Дарем, Эдит (1928). Некоторые племенные истоки, законы и обычаи Балкан . стр. 30, 52 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Хорват, Бранко (1988). Косовский вопрос . Глобус. п. 78. ИСБН 9788634304473 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Васич 1990 .
- ^ Аети, Идриз (2017). Исследования по албанскому языку [Исследования по албанскому языку] (PDF) . Академия наук Косово. п. 623 . Проверено 26 февраля 2020 г.
- ^ Элси, стр. 152.
- ^ Петрович 1981 , с. 24.
- ^ Болицца, Мариано. «Отчет и описание санджака Шкодры » Получено 28 января.
- ^ Кола, Азета (январь 2017 г.). «От централизации Светлости к саморегулирующемуся кануну: укрепление кровных уз и возникновение великих племен в северной Албании с 15 по 17 век» . Акта Хистриа . 25 (2): 349–374 [369]. дои : 10.19233/AH.2017.18 .
- ^ Мала, Мухамет (2017). «Балканы в антиосманских проектах европейских держав в 17 веке» . «Студиме Историке» (1–02): 276.
- ^ Следовательно, Дритан (2010). «Ислам на албанских землях (XV-XVII век)» . В Шмитте, Оливер Йенс (ред.). Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. п. 47. ИСБН 9783631602959 .
- ^ Кулишич, Спиро (1980). Об этногенезе черногорцев (на черногорском языке). Победить. п. 41 . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ Зампути, Инджак (1967). «Международное значение албанских собраний в переходный период от 16 к 17 веку» . Исторические исследования . 4 :127 . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Марко Мильянов (1904). Племя Кучи в народной сказке и песне .
и кучи поселились, конечно, в более благоприятных условиях, между 1614 и 1614 гг.
- ^ Перейти обратно: а б Мифологическая антология . Центр мифологических исследований Сербии. 2004 стр. 24, 41–45.
- ^ Зампути, Инджак (1963). Переписка о положении в северной и центральной Албании в 17 веке (1634-1650) . Университет Тираны. п. 378 . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ Иван Йовович, 2013, Двухпрестольные церкви на черногорском побережье, {Похожая заслуга, только в противоположном направлении, приписывается такими историками, как Сима Милутинович и Димитрия Милакович, черногорскому митрополиту Руфиму Болевичу, который обратил Куче, Братоножича и Дрекаловича. от католицизма к православию», аналогичные заслуги, только в противоположном направлении, у таких историографов, как Симе Милутинович и Димитрий Милакович. высказался в пользу черногорского митрополита Руфима Больевича, то есть Куче, Братонозице и Дрекаловице из католицизма, перешедшего в православие"} https://www.maticacrnogorska.me/files/53/06%20ivan%20jovovic.pdf #page= 69
- ^ Джуканович, Бойка (24 января 2023 г.). Исторический словарь Черногории . Роуман и Литтлфилд. п. 190. ИСБН 978-1538139141 .
- ^ Белград (Сербия). Военный музей Югославской народной армии (1968 г.). Четырнадцать веков борьбы за свободу . Военный музей. стр. xxviii.
- ^ Здравковский, Александр (2022). Санджак Нови-Пазара: Миллеты, нации, империи . Лэнхэм: Лексингтонские книги . п. 33. ISBN 978-1-79364-181-6 .
- ^ Здравковский, Александр (2022). Санджак Нови-Пазара: Миллеты, нации, империи . Лэнхэм: Лексингтонские книги . п. 35. ISBN 978-1-79364-181-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Рекорды . Цетиньское историческое общество. 1939.
В том же месяце, когда был убит Щепан, визирь Скадара Мехмед-паша Бушатлия напал на Куче, но был подавлен с большими потерями и вернулся в Скадар.
- ^ Анналы Матицы Сербской . В Сербской национальной кооперативной типографии. 1898.
В 1774 году визирь Скадарского Мехмед-паша Бушатлия напал на Куче и Белопавлича, которые призвали на помощь черногорцев, из-за чего завязалась большая битва между Черногорией и Арбанией, и Арбаны отступили...
- ^ Перейти обратно: а б Мирко Р. Барьяктарович (1984). Ровка: (этнологическая монография . Акад. стр. 28.
- ^ записи; Вестник Цетиньского исторического общества . В 1935 году
комиссия провела десять дней в Кучи и убедилась, что все Кучи - одно, сербское племя, что они, как одна семья, имеют смешанные земли и дома, что все Кучи от Морачи до Циевны имеют свои общины, общие пастбища, одним словом, что Собака невозможна делиться. Кучи из Кучки Краины сами умоляли комиссию, как и Мркойевичи, не разделять их на две части, а объединить Черногорию как единое целое. Судя по всей этой ясности, комиссия была обязана согласно прямому указанию Берлинского договора оставить Кучку Краину Турции, на что конгресс был вынужден сделать из-за незнания отношений. Черногорские комиссары, по той причине, что кучи - сербское племя, что разделить их невозможно, что сам Конгресс подчеркнул принцип отделения сербов от арбанского племени новой границей, предложили комиссии линию: ...
- ^ Ранняя Албания: читатель исторических текстов, 11-17 вв . Роберт Элси. 2003. с. 155. ИСБН 9783447047838 .
- ^ Михаил Петрович (1941). Рыбалка в Джердапе в прошлом и в настоящем . Том. 48. Ред. Пожертвования Мих. Р. Радивоевич. п. 4.
- ^ Мильянов, Марко (1967). Полное собрание сочинений Марко Мильянова/Собрание сочинений . Том. II. п. 80.
- ^ Константин Иречек (1923). История сербов . Издательство книжного магазина Г. Кона. п. 58 . Проверено 17 мая 2013 г.
По преданию, прародителем Куча был Грча Ненадин, от пяти сыновей которого, Петара, Джурде, Тихо, Леши и Мары, произошли их братства. Праотец Кастраты – Крсто, а Шаляны – Шако; оба они предположительно были братьями упомянутого Грчина, а Бериши были потомками самого Грчина.
- ^ Элси 2015 , стр. 184-5.
- ^ Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои: истоки и современность балканского патриархата . Бёлау Верлаг Вена. п. 150. ИСБН 3205055454 . Проверено 4 марта 2020 г.
- ^ Йовичевич, Андрия (1923). Малайзия . МЕЧТАТЬ. стр. 60–61. OCLC 635033682 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «[Проекат Растко Грачаница] Сербская эпическая поэзия: Падение Сербской империи» .
- ^ Бошкович, Владислав (2009). Король Вукасин и катастрофическая битва при Марике Издательство ГРИН. п. 2. ISBN 978-3640492435 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Чиргич, Аднан (2020). Диалектология черногорского языка Роуман и Литтлфилд. п. 70. ИСБН 9781793636379 .
- ^ Беришай, Антон (1995). Положение албанцев в Черногории . Ежедневный отчет FBIS: Восточная Европа. п. 64 . Проверено 9 марта 2020 г.
- ^ Ульцин, Кареман (1983). «Предание и история об албанском происхождении некоторых черногорских племен» . Народная культура . 03 (1ал): 123.
- ^ Мартуччи, Донато (2021). «Моя балканская судьба» Иллирийство Антонио Бальдаччи между путешествиями и старостью . Университет Саленто: Палавер. п. 317.
На заседании 12 апреля 1940 г. на Тиранской конференции албановедения, обсуждая значение Кануна для фольклора, я указал, что он все еще действовал в 1890 и 1891 гг. (когда я впервые исследовал Черногорию), поскольку обычная правовая основа у черногорских племен Кучи, Васоевичи и Пипери (которые до заключения Договора Берлина не входили в состав Княжества Черногория и продолжали считаться находящимися под властью Османской империи): именно на этой сессии я предложил распространить исследование Кануна на вышеупомянутые регионы, чтобы собрать там последние оставшиеся его остатки.
- ^ Гостенчнигг, Курт (2017). Наука в области напряжения между политикой и военными Австро-Венгерская албанология 1867-1918 гг . Специалист Springer по СМИ Висбаден. п. 189. ИСБН 9783658189112 .
- ^ Владимир Чорович (13 января 2014 г.). История сербского народа . Портал электронных книг. стр. 562–. GGKEY:XPENWQLDTZF.
- ^ старший: Бранко Рашович
Источники
[ редактировать ]- Дучич, Стеван (1931). Племя Кучи – быт и обычаи . CID.
- Эрделянович, Йован (1907). Кучи, племя в Черногории: этнологическое исследование . Сербская королевская академия.
- Йоканович, Милян Милошев (1995). ПЛЕМЯ КУЧИ — ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ . Белград: НИП «Книжевне новине-коммерц», ДД.
- Мильянов, Марко (1904). Племя Кучи в народной сказке и песне .
- Петрович, Растислав В. (1981). Племя Кучи: 1684-1796 гг . Народная книга.
- Рашович, Марко Б. (1963). Племя Кучи: этнографо-исторический обзор . Он отпечатан институтом банкнотного производства Национального банка.
- Васич, Милан (1990), Этнические отношения в районе югославско-албанской границы согласно переписи населения Санджака Скадарского 1582/83 года. год
- Элси, Роберт (30 мая 2015 г.). Племена Албании: история, общество и культура . ИБТаурис. ISBN 978-1-78453-401-1 .
- Милакович, Дмитрий (1856). История Черногории .