Jump to content

Хлопок (сообщество)

Катун ( албанский : Katund ; арумынский : Cãtun ; румынский : Cătun ; сербский : Катун ) — название формы средневекового самоуправления (семьи, поселения) на Балканах. Такая форма объединения людей является следствием отсутствия сильной центральной власти и наблюдается в документах второй половины XIV—XV вв. Его часто связывают с образом жизни влахов (то есть восточно-романских народов ) в Боснии и Герцеговине , Хорватии , Черногории и Сербии , а также с некоторыми албанскими и славянскими общинами горных народов . [ 1 ]

Обычно его описывают как «горный ландшафт с пастбищами, где люди временно жили со скотом и где они жили только летом в хижинах». [ 2 ] Однако это описание больше соответствует сегодняшней особой форме кочевого скотоводства, называемой отгонным животноводством , тогда как в средневековье оно имело социально-политическое измерение и значение в социальных и государственных делах. [ 3 ]

Терминология

[ редактировать ]

Катун со временем изменила свое лицо, поэтому трудно определить одно определение, которое объяснило бы точное значение на протяжении всей истории. Со временем катунь стала синонимом конкретного поселения. Средневековая катун не является ни временной, ни постоянной летней станой по-румынски, или băcia ( перев. среда обитания ), в современном понимании этих слов. [ 4 ] На территории средневекового боснийского государства общественно-политическая жизнь валахского населения была организована особым образом, имеющим определенное сходство с организацией валахов в соседних балканских областях и государствах. Различные авторы предполагают, что катун — слово иллирийского, фракийского, урало-алтайского, протобулгарского или какого-то другого происхождения. [ 5 ] [ 6 ]

Развитие и самые ранние записи

[ редактировать ]

Катун представляла собой общину нескольких семей или домохозяйств, собравшихся вокруг одного вождя, руководившего организационными, политическими и экономическими целями своей группы. Основным занятием в катуни всегда было скотоводство, почти исключительно овец и отчасти коз, поэтому община раньше была достаточно мобильной. Раньше для кочевничества скотоводства было характерно строительство временных стоянок под палатками. Возведение шатров в 14-15 веках можно интерпретировать как постепенное расширение катуни на новые территории или первый шаг к строительству более постоянных поселений, чаще всего деревень. Форма и размер катунов были разнообразны, и их воинские роты имели важное значение. Эти роты служили под началом местных славянских дворян , часто носивших титул воеводы . Иногда они служили под началом иностранных вооруженных сил, таких как венецианцы и османы . В конце концов, некоторым катунам удалось распространиться на более крупные территории, где не хватало влияния со стороны региональной или центральной власти и общественных отношений. Во второй половине XIV и XV веков некоторые из этих катунов построили постоянные деревни за пределами или в сами жупы . Они населяли церковные имения, а также городские округа и местечки , которые уже подчинялись городскому муниципалитету или местным лордам. Расселившись, эти катуни привнесли некоторые элементы самоуправления и собрали вокруг себя еще больше разрозненных деревень. К ним присоединились другие, обычно более мелкие, катуны , образовавшиеся группы стали называться «муниципалитетами». Такие группы (муниципалитеты и катуны) могут включать в себя большое количество деревень и деревень, а также многочисленное население разного этнического и/или культурного происхождения. [ 4 ] [ 3 ]

Самые ранние катуны в записях

[ редактировать ]

Самые ранние известия о валахских катунах можно найти в источниках византийского провенанса , в письмах патриарха Николая к императору Алексию I Комнину , в самом начале XII века. Первые упоминания о влахских катунах в средневековой Боснии относятся к XIV веку и относятся к Бурмазам ( 1300 г.), Баньянам (1319 г.), Дробняцам (1354 г.), Предоевичам (1356 г.), Мириловичам (1366 г.), Злокрухе (1367 г.), Журовичи (1367 г.), венгры (1368 г.), Влаховичи (1368 г.), Томичи (1369 г.), Враговичи (1376 г.), Плиеске (1377 г.), Приерачи (1377 г.), Кресоевичи (1379 г.), Перутиничи (1386 г.), Храбрени (1388 г.), Кутловичи (1393 г.) и Малешевичи (1397 г.). [ 7 ] Стефан Урош II упоминает албанские катуны в районе Дреницы между 1246-1255 годами. Албанские и валахские катуны упоминаются как подаренные монастырю Высоки Дечани в 1330 году, а в христобулле Стефана Душана 1348 года упоминается всего 9 албанских катунов в окрестностях Призрена . [ 8 ]

Старшего выбирали из семьи, отличавшейся богатством и военной репутацией, и часто, но не всегда, он мог передать старшинство своим потомкам. Он управлял общиной во время движения или войны и поддерживал тесные отношения с другими старейшинами и представителями других семей. По мере того как катун рос и организационно развивался, воинская мелкая знать умножалась, и в феодальной организации принимал титул князя , который часто управлял более чем 40 или 50 отдельными деревнями. Большое значение имели семейные связи среди выдающихся личностей. Командиром «воинской роты» катуна обычно был вождь катунов , вождь, носивший особый титул, называемый катунар . Его сын или кто-то из его близких родственников (братства) мог занять его место, когда это было необходимо. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сима Чиркович; Иван Божич; Дмитрий Богданович; Воислав Корач; Йованка Максимович; Павел Мийович; Воислав Джурич (1970). ( История Черногории на сербско-хорватском языке). Том. Книга вторая, том второй. Подгорица: Редакционный совет истории Черногории.
  2. ^ Стоян Новакович: Византийские чины и титулы
  3. ^ Jump up to: а б Лукович, Милош (2015). «Закон влахом (Ius Valachicum) в грамотах, выданных сербским средневековым монастырям и канунам относительно влахов в ранних османских налоговых регистрах (дефтерс)» (pdf) . Balcanica Posnaniensia Труды и исследования 22 (1). Университет им. Адам Мицкевич в Познани: 29–47. дои : 10.14746/bp.2015.22.3 . ISSN   2450-3177 . Получено 16 марта.
  4. ^ Jump up to: а б с Лукович, Милош (2016). «Учреждения самоуправления кочевых и полукочевых пастухов на Балканах и в Прикарпатье в позднем средневековье и начале нового времени» [Балканы, Карпатский регион, полукочевые скотоводы, учреждения самоуправления, позднесредневековье и раннее современные периоды]. Res Historica . 41 : 51. doi : 10.17951/rh.2016.41.51 . ISSN   2082-6060 . Проверено 15 марта 2022 г.
  5. ^ Миленко Филипович, «Катунь в нашей историографии», Симпозиум по средневековой катуне, Научное общество СР Боснии и Герцеговины, Специальные выпуски, книга II, Отделение исторических и филологических наук I, под редакцией Миленко Филиповича, Сараево, 1963, стр.9- 14
  6. ^ Зеф Мирдита, Vlasi starobalkanski narod, Хорватский институт истории, Загреб, 2009, стр.350
  7. ^ Десанка Ковачевич-Койич , «Средневековые катуны согласно дубровницким источникам», Симпозиум по средневековым катунам, Научное общество СР Боснии и Герцеговины, Специальные выпуски, книга II, Отделение исторических и филологических наук I, под редакцией Миленко Филиповича, Сараево 1963, стр.124
  8. ^ Малькольм, Ноэль (1998). Косово: Краткая история. Макмиллан. п. 54. ISBN   978-0-8108-7483-1 «Из подробностей о монастырских поместьях, приведенных в хризобуллах, можно почерпнуть дополнительную информацию об этих валахах и албанцах. Самое раннее упоминание находится в одной из грамот Немани, передающей собственность Хиландару, сербу монастырь на Афоне: упоминается 170 валахов, вероятно, находившихся в деревнях вокруг Призрена, когда основал Дечанский. свой монастырь Дечани в 1330 году он называл «селами и катунами валахов и албанцев» в районе белого Дрина: катун (алб.:катунд) был пастушеским поселением, а хризобулла Душана 1348 года для монастыря Дечани. Святые Архангелы в Призрене упоминают всего девять албанских катунов».

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 34ac2df1e1a3bf12b81975c22904f020__1720581720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/34/20/34ac2df1e1a3bf12b81975c22904f020.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Katun (community) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)