Груэмири
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |
Груэмири (альтернативно Груэмира ) — небольшое историческое албанское племя (фис) в бывшем муниципалитете Груэмирэ в регионе Малезия .
Имя
[ редактировать ]Историческое и лингвистическое понимание патронима и топонима Груэмири / Груэмирэ возросло по мере того, как стали доступны новые опубликованные архивные записи. Традиционно в албанологических исследованиях оно рассматривалось как соединение слов груа (женщина) и мирэ (добро). Это привело к появлению теорий, которые утверждают, что это имя могло быть взято в честь сильного лидера, который женщина могла занимать в племени в прошлом. [ 1 ] Другая теория, основанная на передаче топонима в дефтере Скутари в 1485 году как Куруэмира, предлагает этимологию как соединение krua (водный источник) + mirë (хороший). [ 2 ] Жителей Фисов называют Груемирас .
История
[ редактировать ]Груэмири впервые упоминаются в кадастре венецианского Скутари (Шкодры) в 1416–1417 годах. Они жили в двух деревнях, названных в честь общины: Груэмира-э-Мадхе (16 домохозяйств) и Груэмира-э-Вогель (два домохозяйства). [ 3 ] Груэмира-э-Мадхе ( Груэмира-э-Мадхе ( Grouemira grand в оригинале) отождествляется с поселением Груэмира , а Груэмира-э-Фогель - с районом Гриже, Груэмира-Чезме. [ 4 ]
Их способ социальной организации был основан на родственных связях, о чем свидетельствует тот факт, что большинство глав домохозяйств в их деревнях носили одну и ту же фамилию - Груемири . [ 5 ] Общину возглавил Пьетер Груемири . В деревне Груэмира-э-Мадхе было четыре католических священника, двое из них были членами общины: Йохан Груэмири и Алекс Груэмири . [ 3 ] Церковь Груэмира была посвящена Св. Стефану (Шен Штьефни). Виноградарство было одним из основных видов экономической деятельности. Это привело их к спору с пронояром Грижэ Гджином Мурари, который пытался увеличить их феодальные обязательства и свою долю в их виноградарском производстве. Комитет Груэмири, возглавляемый Пьетером Груэмири и их священником Йоханом, отправился в Скутари в 1416 году и подал прошение против притязаний Гджина Мурари. Альбано Контарини , венецианский губернатор, принял их прошение. [ 6 ]
Груэмира снова упоминается в 1485 году в описании санджака Скутари . В нем было шестнадцать дворов и четверо неженатых жителей. Деревня общины входила в состав Тимара Силахдара Искендера. [ 7 ] Католический священник Дом Примус Груэмира упоминается Марино Бицци в 1610 году в Джубане . [ 8 ] В период Османской империи грюэмири начали принимать ислам. Две сильнейшие феодальные семьи региона Плав - Гусинье (~90 км к северо-востоку от Груэмирэ) ведут свое происхождение от Груэмири. Реджепагай из Плава, Черногория (ныне Реджепагич-Реджепагики) переехал в Плав в начале 1650-х годов, где их предок принял мусульманское имя Вели , когда обратился. Реджеп Ага , давший название семье, был праправнуком Вели. Шабанагай (теперь также известный как Шабанагич) был связан браком с семьей Бушати из Шкодры . Шабан-ага, их одноименный предок, был зятем Сулейман-паши Бушати , санджакбея Шкодры. Его отправили в Гусинье в качестве командира крепости около 1690 года. [ 9 ] Семья Шабанагай владела большими поместьями Беране. в Али-паша из Гусинье , командующий Призренской лигой, был шабанагаем, а Джашар Реджепагик , педагог в Косово, был рекшепагиком.
Исторический фис образовал единый байрак с Грижей в XIX веке и стал частью более широкого байрака Коплика с фисом верхнего и нижнего Коплика. Британское подразделение военно-морской разведки провело обследование региона во время Первой мировой войны . Согласно данным, опубликованным Канцелярией Его Величества в 1916 году, в Груэмире и Гриже было всего 75 дворов и 900 жителей. Большинство из них были мусульманами. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филипович 1982 , с. 62.
- ^ Халими 1986 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б Зампути 1977 , с. 58
- ^ Зампути 1977 , с. 229.
- ^ Пулаха 1975 , с. 123.
- ^ Зампути 1977 , с. 145.
- ^ Пулаха 1974 , с. 383.
- ^ Элси 2003 , стр. 115.
- ^ Дедушай 1993 , с. 53.
- ^ Канцелярский офис Ее Величества 1916 , с. 400.
Библиография
[ редактировать ]- Дедушай, Реджеп (1993). Регион Плав-Гусинье на протяжении веков . Нью-Йорк.
- Элси, Роберт (2003). Ранняя Албания: читатель исторических текстов, 11-17 вв . ISBN 978-3-44704783-8 . OCLC 52911172 .
- Филипович, Миленко (1982). Среди народа, коренная югославская этнография: Избранное сочинение Миленко С. Филиповича . Мичиганские славянские публикации, Отдел славянских языков и литератур.
- Халими, Мехмет (1986). «Соединения в топонимике современной Албании [Соединения в топонимике современной Албании]» . Албанологические следы . 15–16. Албанологический институт Приштины.
- Справочник по Сербии, Черногории, Албании и прилегающим частям Греции . Канцелярский офис HM. 1916.
- Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании.
- Пулаха, Селами (1975). «Вклад в изучение сельских поселений и формирования племен Северной Албании в XV веке » Исторические исследования . 12 .
- Зампути, Инджак (1977). Реестр кадастров и концессий Шкодерского уезда 1416-1417 гг . Академия наук Албании.