Jump to content

Пипери (племя)

Пипери ( кириллица : Пипери ) — историческое племя ( племе ) албанского происхождения и область на северо-востоке Черногории . Пипери расположен между реками Морача и Зета вплоть до северного пригорода столицы Черногории Подгорицы .

Происхождение

[ редактировать ]

Первоначально албанское племя ( албанский : пипри [ 1 ] [ 2 ] ), пипери прошли процесс постепенной культурной интеграции с соседним славянским населением. [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Францисканский отчет 17 века иллюстрирует заключительные этапы их аккультурации. Ее автор пишет, что Братоножичи , Пипери, Белопавличи и Кучи : " nulla di meno essegno quasi tutti del rito serviano, e di lingua Illrica ponno piu presto dirsi Schiavoni, ch' Albanesi " (поскольку почти все они используют сербский обряд и Иллирический (славянский) язык, вскоре они следует называть славянами, а не албанцами). [ 7 ] Исторические исследования показали, что пипери не являются племенем ( племой ) общего отцовского происхождения. [ 8 ] Он образовался в период с середины 15 по 16 век общинами, поселившимися в разные периоды в Пипери, где также нашли уже оседлое население.

Позднее средневековье и раннее Новое время

[ редактировать ]

Самыми ранними упоминаниями о пипери могут быть упоминания людей, носящих фамилию Пайпер(i) , первым из которых был Владо Пайпер , в источниках Рагузы, датируемых 1285 годом. [ 9 ] второй — Радослав Михайло Пипер , в архивах Котора от 1398 года, [ 10 ] а также три главы домохозяйств, записанные в венецианском кадастре 1416-7 годов для Скутари и его окрестностей: Андреа и Джон Пипери из Труша ( Тромпси ), и Калозорци Пипери из Дхозана, расположенного недалеко от Труша. [ 11 ] [ 9 ]

еще несколько человек с фамилией Пайпер . Хотя в Которских записях 15 века фигурируют [ 10 ] Первое прямое упоминание о пипери как о сообществе датируется 1444 годом в отчете Сената Рагузы , поданном купцами Рагузы. Там они предстают как одни из катунов , которые вместе с Белопавличами и Васоевичами напали на рагузских купцов и нанесли им некоторый материальный ущерб возле деревни Речица (ныне Лиева Риека ). [ 12 ] [ 13 ] В 1455 году катун Пипери упоминается в составе других катунов и деревень из Зеты , подписавших договор с венецианцами на острове Враньина . [ 14 ]

После османского завоевания Верхней Зеты в 1474 году и последующего падения Скутари в 1479 году [ 15 ] Пипери упоминаются как отдельная нахия в 1485 году после недавно созданного Санджака Скутари . [ 16 ] Территория тогда состояла из 21 деревни, две из которых были заброшены, всего с 226 дворами. Это число почти удвоилось в дополнительный дефтер 1497 года, когда нахия Пипери состояла из 427 дворов. [ 16 ] Это указывает на то, что многие из вновь прибывших были беженцами из завоеванных территорий Черногории и северной Албании. В конце 1497 года в районе Пипери существовало несколько родственных групп, которые выглядели как отдельная нахия, разделенная на три тимара под управлением местных христианских османских спахи . [ 17 ] Многие общины деревень Пипери были отнесены к категории уже заселенных или прибывших из других районов. В деревнях общины образовывали группы домохозяйств по родственным связям. Такое разделение поселений по родству сохранялось даже в начале 20 века. Поселениями Пипери в 1497 году были Лушка Жупа (ныне Црнци ), [ 18 ] Дрезга, Завала, Добрико, Мрке , Храсница, Бьелице, Дуга, Брестица (река возле Спужа ), Речица, Страхалич, Морачица, Радушев До и Дреновица. [ 19 ] [ 20 ] Некоторые деревни входили в отдельные общины, идентифицированные как катуны внутри дефтера, это Катун Букумир , Катун Бушат ( Бушат ) и Катун Дреновица. [ 21 ] [ 22 ] Все три катуни располагались в районе Братоножичи. Славянско-сербская антропонимия в то время в Пипери в основном приписывается Лужанам , а албанская антропонимия - Букумири, Бушати и некоторым более мелким общинам. [ 17 ] Другие общины, такие как Макуре и Матаруга, также поселились в Пипери. Их следы можно обнаружить главным образом среди Лужан, к которым они к тому времени присоединились в исторических записях. С ними связан топоним Macur jama (яма Макура ) в сегодняшнем Пипери. [ 23 ] Часть жителей Пипери сохранила в своих традициях то, что до того, как стать православными, они были католиками. [ 24 ]

В 1614 году Мариано Болицца записал, что в Пипери было в общей сложности 270 домов сербской православной веры . [ 25 ] В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ Пипери вместе с племенами Кучи, Белопавличи, Васоевичи, Кастрат , Кельменд , Шкрель и Хот образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». На своих общих собраниях лидеры поклялись беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи в северных горных районах. Их восстание носило освободительный характер. [ 26 ] 700 воинами командовал Радослав Божидаров. Джованни Бембо , дож Венеции (1615–1618), разгромил сербских пиратов ( ускоков ), которых австрийцы использовали против Венецианской республики ; они были вынуждены укрыться в Никшиче и Пипери и обосновались в деревнях и племенах под более поздним руководством семьи Петрович-Негош , которая после 1694 года занимала пост сербского православного митрополита Цетиньского (позже Владыки , князя-епископа). Они сражались с Осман-пашой в 1732 году и Махмут-пашой в 1788 году.

Пипери упоминаются в османском историческом отчете Мустафы Наимы как одна из албанских общин, поднявших восстание против османских властей в период с 1637 по 1638 годы. Согласно отчету, в то время как Пипери и Белопавличи сначала подчинились и оказали поддержку османским силам под командованием Вучо Мехмед-паши в его кампании против Кельменди, первые позже снова подняли восстание после отступления Османской империи из Кельменда. В ответ на это Вучо Мехмед-паша возглавил набег на Пипери, в ходе которого женщины и дети были взяты в плен, глава племени был обезглавлен, а еще один из руководителей племени по имени Хоташ (или Хуташ ) был взят в плен. как пленник, которого будут казнить за преступления против империи. В отчете население нахии Пипери описывается как албанское. [ 27 ]

Поздний современный период

[ редактировать ]

В 1796 году они снова сражались с Махмут-пашой в битве при Мартиничи (современный Даниловград ). Они сражались с Тахир-пашой около 1810 года. Князь-епископ Петр I (годы правления 1782-1830) вел успешную кампанию против в 1819 бея Боснии году; отражение османского вторжения из Албании во время русско-турецкой войны привело к признанию суверенитета Черногории над Пипери. [ 28 ] Петру I удалось объединить Пипери и Белопавличи со Старой Черногорией. [ 28 ] В 1847 году разразилась гражданская война, в которой Пипери, Кучи, Белопавличи и Црмница стремились противостоять растущей централизованной власти нового князя Черногории; сепаратисты были подавлены, а их зачинщики расстреляны. [ 29 ] На фоне Крымской войны в Черногории возникла политическая проблема; Данило I Дядя , Георгий , призывал к новой войне против османов, но австрийцы посоветовали Данило не брать в руки оружие. [ 30 ] Против Данило был сформирован заговор во главе с его дядями Георгием и Перо . Ситуация достигла апогея, когда османы разместили войска вдоль границы Герцеговины, провоцируя горцев. [ 30 ] Некоторые призывали к нападению на Бар , другие совершили набег на Герцеговину, и недовольство подданных Данило выросло настолько, что Пипери, Кучи и Белопавличи, недавние и все еще необъединенные приобретения, провозгласили себя независимым государством в июле 1854 года. [ 30 ] Данило был вынужден принять меры против повстанцев в Брде, некоторые перешли на турецкую территорию, а некоторые подчинились и должны были заплатить за вызванную ими гражданскую войну. [ 30 ]

Петр II Петрович-Негош основал полицию ( гвардию ) по всему княжеству-епископству Черногории в рамках своего преобразования из племенной федерации в полноценное государство; 26 существовало в Пипери. [ 31 ]

Пипери были одним из племен, составлявших « Зеленых » ( Зеленаши ), политическую фракцию, которая рассматривала объединение Черногории с Сербией в 1918 году как аннексию Черногории и вместо этого поддерживала независимую Черногорию. Зелёные спровоцировали Рождественское восстание 7 января 1919 года, которое было подавлено сербскими войсками.

Во время Второй мировой войны большая часть племени поддерживала югославских партизан . [ 32 ] В черногорском комитете Коммунистической партии Югославии до войны доминировали члены клана Пипери, и они были зачинщиками июльского восстания 1941 года . Одним из самых известных коммунистов Пипери был доктор Вукасин Маркович, личный соратник Ленина, который вернулся после Октябрьской революции из России в Черногорию, планируя устроить советскую революцию. После ее провала и ареста он бежал в СССР, где взял на себя партийные обязанности.

Антропология

[ редактировать ]

Устная традиция

[ редактировать ]

Начиная с XIX века, путешествовавшие по региону писатели и ученые собирали устные предания и фрагментарные рассказы о ранней истории Пипери. Междисциплинарный и сравнительный подход этих историй с записанным историческим материалом позволил получить более исторически обоснованные отчеты в 20-м и 21-м веках.

Иоганн Георг фон Хан записал устную традицию о происхождении Пипери в середине 19 века. Такая же устная традиция с небольшими вариациями сохранилась и в других общинах региона. Согласно ему, первым прямым предком мужского пола был некий Кек , албанец-католик, бежавший от османского завоевания и поселившийся в славяноязычной области, которая впоследствии стала историческим регионом Пипери. Его сыновья, Лазер Кеки (предок Хоти), Бан Кеки (предок Триепши ), Меркота Кеки , Кастер Кеки (предок Красники ) и Вас Кеки (предок Васоевичи) были вынуждены покинуть деревню после совершения убийства местных жителей, но Кек и его младший сын Пайпер Кеки остались там, и Пайпер Кеки стала прямым предком Племя пипери. [ 33 ] Имя прародителя Кек , что по-албански означает «плохой» дается , в Малезии только детям или детям из семей с очень небольшим количеством детей (из-за детской смертности). В этих семьях «некрасивое» имя ( и судун ) давалось как устный оберег, защищавший ребенка от « сглаза» . [ 34 ]

Примерно полвека спустя этнолог Йован Эрделянович отправился в этот регион и провел несколько исследований племени, в которых он записал многие из его обычаев и традиций. Он также собрал истории членов племени о его происхождении и братстве. Согласно устному преданию, после падения сербского деспотата в 15 веке один дворянин по имени Гойко со своей семьей покинул южную Сербию и приехал в Морачу . Говорят, что от него произошли четыре основных братства Пипери: Джурковичи, Лазаревичи, Петровичи и Вукотичи. Эрделянович определил, что устная традиция произошла от лутовцев , самой важной части племени, и пришел к выводу, что они были пришельцами, поселившимися в этом районе после падения деспотата . [ 35 ] Эрделянович также заявил, что четыре основных братства из региона Рогами , Райковичи, Стаматовичи, Вучиничи и Вукановичи, стали побратимами ( кровными братьями ) и что все они прославляют славу архангела Михаила . [ 36 ]

Культура

[ редактировать ]

следы варианта северноалбанских канунов . Что касается традиционных обычаев, то до конца XIX века в Пипери сохранялись [ 37 ]

В первой половине 20 века Мария Амели фон Годен , путешествуя по Черногории, сообщила о следах двуязычия в районе Пипери. По ее сообщениям, хотя в этом районе больше не говорили на албанском языке, некоторые стенания и клятвы все еще пелись и читались на албанском языке. [ 38 ]

Личность

[ редактировать ]

В XVIII веке они упоминались как «сербский православный род» в историко-географическом обзоре 1757 года и письме, отправленном Родовой федерацией в Россию от 1789 года. [ 39 ] Документы, особенно письмо Ивана Радонича от 1789 года, показывают, что черногорцы тогда были идентифицированы как сербы, в то время как баньяни, кучи, пипери, белопавличи, зечани, васоевичи, братоножичи не были идентифицированы как «черногорцы», а только как сербские племена . Все они упоминались только в региональном, географическом и племенном отношении и никогда как этническая категория. [ 40 ]

Однако после распада Югославии основная часть людей, проживающих в районе Пипери, идентифицируют себя как черногорцы, причем незначительное большинство из них поддерживает независимость Черногории .

Братства и семьи

[ редактировать ]
  • Алагич
  • Ачимич
  • Божидарик
  • Бульевич
  • Банович
  • Басанович*
  • Бешевич
  • Бечич
  • Болевич
  • Бошкович*
  • Божович
  • Браканович
  • Бркович
  • Живалевич
  • Жуйович
  • Дакич
  • Драгичевич
  • Драгишич
  • Джукич
  • Джурашевич*
  • Джурович
  • Филипович
  • Гегич*
  • Глигорович
  • Горикан*
  • Грубельич*
  • Иванович
  • Иванчевич
  • Еленич
  • Йованович
  • Йовович
  • Калуджерович
  • Лакичевич
  • Лакочевич
  • Латкович
  • Плачкович
  • Пайпер
  • Лалич*
  • Люмович
  • Макочевич
  • Маудич
  • Маркович
  • Матанович
  • Матич
  • Матович
  • Мийович
  • Миликович
  • Миличевич
  • Милунович
  • Николич
  • Новакович
  • Новичевич
  • Горячий
  • Хотик
  • Отович
  • Хотович
  • Олевич
  • Паич
  • Петрович
  • Курица
  • Пиперович
  • Пиперски
  • Попович
  • Пулевич
  • Радевич
  • Радонич
  • Радованович
  • Радунович*
  • Райкович
  • Раслович*
  • Ристович
  • Савович
  • Симович
  • Станция*
  • Стоянович
  • Тодорович
  • Тиодорович
  • Щепанович
  • Сушович
  • Подонок
  • Вучинич
  • Вуйович*
  • Вуканович
  • Вукотич
  • Шекич
  • Вулетич*
  • Вульевич*
  • Вуликич
  • Вусутович*
  • Цеткович
  • Кошич

Известные люди

[ редактировать ]
Мирко Апостолович, также известный как Узун-Мирко

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эгро 2010 , с. 44
  2. ^ Jump up to: а б Колеса 2017 , с. 368.
  3. ^ Беришай 1995 , с. 6.
  4. ^ Кертис 2012 , с. 140.
  5. ^ Эгро 2010 , с. 43.
  6. ^ Капра, Джомаркай и Хокса 2000 , стр. 75.
  7. ^ Хуфи 2013 , с. 132: «Примечательно, что францисканский текст 17 века после утверждения, что племена волынщиков, братонишей, белопавликов и кучей были албанцами, добавляет, что: «однако, поскольку почти все они следуют сербскому обряду (ортодоксальному ) и использовать иллирийский (славянский) язык, то очень скоро больше людей смогут называть себя славянами, чем албанцами.
  8. ^ Златар 2007a , с. 55.
  9. ^ Jump up to: а б Ковиянич 1974 , с. 112.
  10. ^ Jump up to: а б Ковиянич 1974 , с. 113.
  11. ^ Зампути, Инджак (1977). Реестр кадастров и концессий Шкодерского уезда 1416-1417 гг . Академия наук Албании. п. 285.
  12. ^ Джурджев 1984 , с. 80.
  13. ^ Касер 1992 , с. 56.
  14. ^ Пешикан 1983 , стр. 52.
  15. ^ Златар 2007b , с. 460.
  16. ^ Jump up to: а б Джурджев 1984 , с. 98.
  17. ^ Jump up to: а б Пулаха 1974 год .
  18. ^ Джурджев 1984 , стр. 21–22.
  19. ^ Пулаха 1974 , стр. 417–430.
  20. ^ Джурджев 1984 , стр. 21–28.
  21. ^ Пулаха 1974 , стр. 427–430.
  22. ^ Джурджев 1984 , стр. 27–28.
  23. ^ Палавестра 1971 , с. 73.
  24. ^ Вучинич 2017 , с. 106.
  25. ^ Элси 2003 , стр. 154.
  26. ^ Колеса 2017 , с. 369.
  27. ^ Пулаха, Селами (1978). Отношение албанского народа к османскому владычеству с ок. XVI до начала века. xviii: Османские документы . Тирана: Академия наук Республики Албания: Институт истории. стр. 110–4.
  28. ^ Jump up to: а б Миллер 2012 , с. 142.
  29. ^ Миллер 2012 , с. 144.
  30. ^ Jump up to: а б с д Миллер 2012 , с. 218.
  31. ^ Златар 2007b , с. 465.
  32. ^ Банак 1988 , с. 171.
  33. ^ Хан 2015 , стр. 125–135.
  34. ^ Февраль 2009 г. , с. 390.
  35. ^ Эрделянович 1981 , с. 244–332.
  36. ^ Златар 2007b , с. 575.
  37. ^ Мартуччи 2021 , с. 317: «На заседании 12 апреля 1940 года на Тиранской конференции албановедения, обсуждая важность Кануна для фольклора, я указал, что он все еще действовал в 1890 и 1891 годах (когда я впервые исследовал Черногорию). как правовая основа, обычная для черногорских племен Кучи, Васоевичи и Пипери (которые до По Берлинскому договору не входили в состав Княжества Черногория и продолжали считаться находящимися под властью Османской империи): именно в этом раунде я предложил распространить исследование Кануна на вышеупомянутые регионы, чтобы собрать там последние оставшиеся его остатки. ".
  38. ^ Гостенчнигг 2017 , с. 189.
  39. ^ Вуйович 1987 , с. 172.
  40. ^ Вукчевич 1981 , с. 46: «...что баньянцы, Дробнячи, Кучи, Пипери, Белопавличи, Зепани, Васоевичи, Братоножичи не являются черногорцами. Все они упоминаются только как региональные, то есть географические и племенные термины, и никогда как этническая категория, в соответствии с чем термин Черногория не дает никакого превосходства над другими, разве что Черногория была поставлена ​​на первое место место.".
  41. ^ «Все в Шумадии связаны с Черногорией, в том числе и я» . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3b1a3e7625e6d1bdd0c0512c7c38b89a__1724976840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3b/9a/3b1a3e7625e6d1bdd0c0512c7c38b89a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piperi (tribe) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)