Пипери (племя)
Часть серии о |
Племена Черногории |
---|
Пипери ( кириллица : Пипери ) — историческое племя ( племе ) албанского происхождения и область на северо-востоке Черногории . Пипери расположен между реками Морача и Зета вплоть до северного пригорода столицы Черногории Подгорицы .
Происхождение
[ редактировать ]Часть серии о |
Албанские племена |
---|
Первоначально албанское племя ( албанский : пипри [ 1 ] [ 2 ] ), пипери прошли процесс постепенной культурной интеграции с соседним славянским населением. [ 3 ] [ 4 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Францисканский отчет 17 века иллюстрирует заключительные этапы их аккультурации. Ее автор пишет, что Братоножичи , Пипери, Белопавличи и Кучи : " nulla di meno essegno quasi tutti del rito serviano, e di lingua Illrica ponno piu presto dirsi Schiavoni, ch' Albanesi " (поскольку почти все они используют сербский обряд и Иллирический (славянский) язык, вскоре они следует называть славянами, а не албанцами). [ 7 ] Исторические исследования показали, что пипери не являются племенем ( племой ) общего отцовского происхождения. [ 8 ] Он образовался в период с середины 15 по 16 век общинами, поселившимися в разные периоды в Пипери, где также нашли уже оседлое население.
История
[ редактировать ]Позднее средневековье и раннее Новое время
[ редактировать ]Самыми ранними упоминаниями о пипери могут быть упоминания людей, носящих фамилию Пайпер(i) , первым из которых был Владо Пайпер , в источниках Рагузы, датируемых 1285 годом. [ 9 ] второй — Радослав Михайло Пипер , в архивах Котора от 1398 года, [ 10 ] а также три главы домохозяйств, записанные в венецианском кадастре 1416-7 годов для Скутари и его окрестностей: Андреа и Джон Пипери из Труша ( Тромпси ), и Калозорци Пипери из Дхозана, расположенного недалеко от Труша. [ 11 ] [ 9 ]
еще несколько человек с фамилией Пайпер . Хотя в Которских записях 15 века фигурируют [ 10 ] Первое прямое упоминание о пипери как о сообществе датируется 1444 годом в отчете Сената Рагузы , поданном купцами Рагузы. Там они предстают как одни из катунов , которые вместе с Белопавличами и Васоевичами напали на рагузских купцов и нанесли им некоторый материальный ущерб возле деревни Речица (ныне Лиева Риека ). [ 12 ] [ 13 ] В 1455 году катун Пипери упоминается в составе других катунов и деревень из Зеты , подписавших договор с венецианцами на острове Враньина . [ 14 ]
После османского завоевания Верхней Зеты в 1474 году и последующего падения Скутари в 1479 году [ 15 ] Пипери упоминаются как отдельная нахия в 1485 году после недавно созданного Санджака Скутари . [ 16 ] Территория тогда состояла из 21 деревни, две из которых были заброшены, всего с 226 дворами. Это число почти удвоилось в дополнительный дефтер 1497 года, когда нахия Пипери состояла из 427 дворов. [ 16 ] Это указывает на то, что многие из вновь прибывших были беженцами из завоеванных территорий Черногории и северной Албании. В конце 1497 года в районе Пипери существовало несколько родственных групп, которые выглядели как отдельная нахия, разделенная на три тимара под управлением местных христианских османских спахи . [ 17 ] Многие общины деревень Пипери были отнесены к категории уже заселенных или прибывших из других районов. В деревнях общины образовывали группы домохозяйств по родственным связям. Такое разделение поселений по родству сохранялось даже в начале 20 века. Поселениями Пипери в 1497 году были Лушка Жупа (ныне Црнци ), [ 18 ] Дрезга, Завала, Добрико, Мрке , Храсница, Бьелице, Дуга, Брестица (река возле Спужа ), Речица, Страхалич, Морачица, Радушев До и Дреновица. [ 19 ] [ 20 ] Некоторые деревни входили в отдельные общины, идентифицированные как катуны внутри дефтера, это Катун Букумир , Катун Бушат ( Бушат ) и Катун Дреновица. [ 21 ] [ 22 ] Все три катуни располагались в районе Братоножичи. Славянско-сербская антропонимия в то время в Пипери в основном приписывается Лужанам , а албанская антропонимия - Букумири, Бушати и некоторым более мелким общинам. [ 17 ] Другие общины, такие как Макуре и Матаруга, также поселились в Пипери. Их следы можно обнаружить главным образом среди Лужан, к которым они к тому времени присоединились в исторических записях. С ними связан топоним Macur jama (яма Макура ) в сегодняшнем Пипери. [ 23 ] Часть жителей Пипери сохранила в своих традициях то, что до того, как стать православными, они были католиками. [ 24 ]
В 1614 году Мариано Болицца записал, что в Пипери было в общей сложности 270 домов сербской православной веры . [ 25 ] В 1613 году османы начали поход против восставших племен Черногории. В ответ Пипери вместе с племенами Кучи, Белопавличи, Васоевичи, Кастрат , Кельменд , Шкрель и Хот образовали политический и военный союз, известный как «Союз гор» или «Албанские горы». На своих общих собраниях лидеры поклялись беса всеми силами сопротивляться любым предстоящим османским экспедициям, тем самым защищая свое самоуправление и не допуская установления власти османских спахи в северных горных районах. Их восстание носило освободительный характер. [ 26 ] 700 воинами командовал Радослав Божидаров. Джованни Бембо , дож Венеции (1615–1618), разгромил сербских пиратов ( ускоков ), которых австрийцы использовали против Венецианской республики ; они были вынуждены укрыться в Никшиче и Пипери и обосновались в деревнях и племенах под более поздним руководством семьи Петрович-Негош , которая после 1694 года занимала пост сербского православного митрополита Цетиньского (позже Владыки , князя-епископа). Они сражались с Осман-пашой в 1732 году и Махмут-пашой в 1788 году.
Пипери упоминаются в османском историческом отчете Мустафы Наимы как одна из албанских общин, поднявших восстание против османских властей в период с 1637 по 1638 годы. Согласно отчету, в то время как Пипери и Белопавличи сначала подчинились и оказали поддержку османским силам под командованием Вучо Мехмед-паши в его кампании против Кельменди, первые позже снова подняли восстание после отступления Османской империи из Кельменда. В ответ на это Вучо Мехмед-паша возглавил набег на Пипери, в ходе которого женщины и дети были взяты в плен, глава племени был обезглавлен, а еще один из руководителей племени по имени Хоташ (или Хуташ ) был взят в плен. как пленник, которого будут казнить за преступления против империи. В отчете население нахии Пипери описывается как албанское. [ 27 ]
Поздний современный период
[ редактировать ]В 1796 году они снова сражались с Махмут-пашой в битве при Мартиничи (современный Даниловград ). Они сражались с Тахир-пашой около 1810 года. Князь-епископ Петр I (годы правления 1782-1830) вел успешную кампанию против в 1819 бея Боснии году; отражение османского вторжения из Албании во время русско-турецкой войны привело к признанию суверенитета Черногории над Пипери. [ 28 ] Петру I удалось объединить Пипери и Белопавличи со Старой Черногорией. [ 28 ] В 1847 году разразилась гражданская война, в которой Пипери, Кучи, Белопавличи и Црмница стремились противостоять растущей централизованной власти нового князя Черногории; сепаратисты были подавлены, а их зачинщики расстреляны. [ 29 ] На фоне Крымской войны в Черногории возникла политическая проблема; Данило I Дядя , Георгий , призывал к новой войне против османов, но австрийцы посоветовали Данило не брать в руки оружие. [ 30 ] Против Данило был сформирован заговор во главе с его дядями Георгием и Перо . Ситуация достигла апогея, когда османы разместили войска вдоль границы Герцеговины, провоцируя горцев. [ 30 ] Некоторые призывали к нападению на Бар , другие совершили набег на Герцеговину, и недовольство подданных Данило выросло настолько, что Пипери, Кучи и Белопавличи, недавние и все еще необъединенные приобретения, провозгласили себя независимым государством в июле 1854 года. [ 30 ] Данило был вынужден принять меры против повстанцев в Брде, некоторые перешли на турецкую территорию, а некоторые подчинились и должны были заплатить за вызванную ими гражданскую войну. [ 30 ]
Петр II Петрович-Негош основал полицию ( гвардию ) по всему княжеству-епископству Черногории в рамках своего преобразования из племенной федерации в полноценное государство; 26 существовало в Пипери. [ 31 ]
20 век
[ редактировать ]Пипери были одним из племен, составлявших « Зеленых » ( Зеленаши ), политическую фракцию, которая рассматривала объединение Черногории с Сербией в 1918 году как аннексию Черногории и вместо этого поддерживала независимую Черногорию. Зелёные спровоцировали Рождественское восстание 7 января 1919 года, которое было подавлено сербскими войсками.
Во время Второй мировой войны большая часть племени поддерживала югославских партизан . [ 32 ] В черногорском комитете Коммунистической партии Югославии до войны доминировали члены клана Пипери, и они были зачинщиками июльского восстания 1941 года . Одним из самых известных коммунистов Пипери был доктор Вукасин Маркович, личный соратник Ленина, который вернулся после Октябрьской революции из России в Черногорию, планируя устроить советскую революцию. После ее провала и ареста он бежал в СССР, где взял на себя партийные обязанности.
Антропология
[ редактировать ]Устная традиция
[ редактировать ]Начиная с XIX века, путешествовавшие по региону писатели и ученые собирали устные предания и фрагментарные рассказы о ранней истории Пипери. Междисциплинарный и сравнительный подход этих историй с записанным историческим материалом позволил получить более исторически обоснованные отчеты в 20-м и 21-м веках.
Иоганн Георг фон Хан записал устную традицию о происхождении Пипери в середине 19 века. Такая же устная традиция с небольшими вариациями сохранилась и в других общинах региона. Согласно ему, первым прямым предком мужского пола был некий Кек , албанец-католик, бежавший от османского завоевания и поселившийся в славяноязычной области, которая впоследствии стала историческим регионом Пипери. Его сыновья, Лазер Кеки (предок Хоти), Бан Кеки (предок Триепши ), Меркота Кеки , Кастер Кеки (предок Красники ) и Вас Кеки (предок Васоевичи) были вынуждены покинуть деревню после совершения убийства местных жителей, но Кек и его младший сын Пайпер Кеки остались там, и Пайпер Кеки стала прямым предком Племя пипери. [ 33 ] Имя прародителя Кек , что по-албански означает «плохой» дается , в Малезии только детям или детям из семей с очень небольшим количеством детей (из-за детской смертности). В этих семьях «некрасивое» имя ( и судун ) давалось как устный оберег, защищавший ребенка от « сглаза» . [ 34 ]
Примерно полвека спустя этнолог Йован Эрделянович отправился в этот регион и провел несколько исследований племени, в которых он записал многие из его обычаев и традиций. Он также собрал истории членов племени о его происхождении и братстве. Согласно устному преданию, после падения сербского деспотата в 15 веке один дворянин по имени Гойко со своей семьей покинул южную Сербию и приехал в Морачу . Говорят, что от него произошли четыре основных братства Пипери: Джурковичи, Лазаревичи, Петровичи и Вукотичи. Эрделянович определил, что устная традиция произошла от лутовцев , самой важной части племени, и пришел к выводу, что они были пришельцами, поселившимися в этом районе после падения деспотата . [ 35 ] Эрделянович также заявил, что четыре основных братства из региона Рогами , Райковичи, Стаматовичи, Вучиничи и Вукановичи, стали побратимами ( кровными братьями ) и что все они прославляют славу архангела Михаила . [ 36 ]
Культура
[ редактировать ]следы варианта северноалбанских канунов . Что касается традиционных обычаев, то до конца XIX века в Пипери сохранялись [ 37 ]
В первой половине 20 века Мария Амели фон Годен , путешествуя по Черногории, сообщила о следах двуязычия в районе Пипери. По ее сообщениям, хотя в этом районе больше не говорили на албанском языке, некоторые стенания и клятвы все еще пелись и читались на албанском языке. [ 38 ]
Личность
[ редактировать ]В XVIII веке они упоминались как «сербский православный род» в историко-географическом обзоре 1757 года и письме, отправленном Родовой федерацией в Россию от 1789 года. [ 39 ] Документы, особенно письмо Ивана Радонича от 1789 года, показывают, что черногорцы тогда были идентифицированы как сербы, в то время как баньяни, кучи, пипери, белопавличи, зечани, васоевичи, братоножичи не были идентифицированы как «черногорцы», а только как сербские племена . Все они упоминались только в региональном, географическом и племенном отношении и никогда как этническая категория. [ 40 ]
Однако после распада Югославии основная часть людей, проживающих в районе Пипери, идентифицируют себя как черногорцы, причем незначительное большинство из них поддерживает независимость Черногории .
Братства и семьи
[ редактировать ]- Алагич
- Ачимич
- Божидарик
- Бульевич
- Банович
- Басанович*
- Бешевич
- Бечич
- Болевич
- Бошкович*
- Божович
- Браканович
- Бркович
- Живалевич
- Жуйович
- Дакич
- Драгичевич
- Драгишич
- Джукич
- Джурашевич*
- Джурович
- Филипович
- Гегич*
- Глигорович
- Горикан*
- Грубельич*
- Иванович
- Иванчевич
- Еленич
- Йованович
- Йовович
- Калуджерович
- Лакичевич
- Лакочевич
- Латкович
- Плачкович
- Пайпер
- Лалич*
- Люмович
- Макочевич
- Маудич
- Маркович
- Матанович
- Матич
- Матович
- Мийович
- Миликович
- Миличевич
- Милунович
- Николич
- Новакович
- Новичевич
- Горячий
- Хотик
- Отович
- Хотович
- Олевич
- Паич
- Петрович
- Курица
- Пиперович
- Пиперски
- Попович
- Пулевич
- Радевич
- Радонич
- Радованович
- Радунович*
- Райкович
- Раслович*
- Ристович
- Савович
- Симович
- Станция*
- Стоянович
- Тодорович
- Тиодорович
- Щепанович
- Сушович
- Подонок
- Вучинич
- Вуйович*
- Вуканович
- Вукотич
- Шекич
- Вулетич*
- Вульевич*
- Вуликич
- Вусутович*
- Цеткович
- Кошич
Известные люди
[ редактировать ]- Узун-Мирко , сербский воевода , в чине бимбаша во время сербской революции
- Танаско Раич , сербский воевода и революционер.
- Арсо Йованович , командир югославских партизан во время Второй мировой войны.
- Блажо Йованович , югославский коммунист и президент Черногории.
- Савич Маркович Штедимлия , прохорватский черногорский идеолог и сотрудник усташского режима
- Милутин Вучинич , премьер-министр Королевства Черногория в изгнании
- Боро Вучинич , черногорский политик и бывший министр обороны
- Иван Милутинович (1901—1944) — югославский генерал-партизан, погибший во время Второй мировой войны в Югославии .
- Младен Жуйович , член Конспирации
- Сретен Жуйович , сербский и югославский политик
- Йован Жуйович , сербский антрополог.
- Мило Милунович , известный югославский художник.
- Томислав Николич , бывший президент Сербии [ 41 ]
- Еврем Бркович , черногорский писатель.
- Бальша Бркович , черногорский писатель, сын Еврема.
- Веселин Вукотич , черногорский экономист, профессор, политик и ректор университета.
См. также
[ редактировать ]- Стефан Пиперский , сербский святой
- Пипери — поселение в Боснии и Герцеговине.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эгро 2010 , с. 44
- ^ Jump up to: а б Колеса 2017 , с. 368.
- ^ Беришай 1995 , с. 6.
- ^ Кертис 2012 , с. 140.
- ^ Эгро 2010 , с. 43.
- ^ Капра, Джомаркай и Хокса 2000 , стр. 75.
- ^ Хуфи 2013 , с. 132: «Примечательно, что францисканский текст 17 века после утверждения, что племена волынщиков, братонишей, белопавликов и кучей были албанцами, добавляет, что: «однако, поскольку почти все они следуют сербскому обряду (ортодоксальному ) и использовать иллирийский (славянский) язык, то очень скоро больше людей смогут называть себя славянами, чем албанцами.
- ^ Златар 2007a , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Ковиянич 1974 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Ковиянич 1974 , с. 113.
- ^ Зампути, Инджак (1977). Реестр кадастров и концессий Шкодерского уезда 1416-1417 гг . Академия наук Албании. п. 285.
- ^ Джурджев 1984 , с. 80.
- ^ Касер 1992 , с. 56.
- ^ Пешикан 1983 , стр. 52.
- ^ Златар 2007b , с. 460.
- ^ Jump up to: а б Джурджев 1984 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Пулаха 1974 год .
- ^ Джурджев 1984 , стр. 21–22.
- ^ Пулаха 1974 , стр. 417–430.
- ^ Джурджев 1984 , стр. 21–28.
- ^ Пулаха 1974 , стр. 427–430.
- ^ Джурджев 1984 , стр. 27–28.
- ^ Палавестра 1971 , с. 73.
- ^ Вучинич 2017 , с. 106.
- ^ Элси 2003 , стр. 154.
- ^ Колеса 2017 , с. 369.
- ^ Пулаха, Селами (1978). Отношение албанского народа к османскому владычеству с ок. XVI до начала века. xviii: Османские документы . Тирана: Академия наук Республики Албания: Институт истории. стр. 110–4.
- ^ Jump up to: а б Миллер 2012 , с. 142.
- ^ Миллер 2012 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер 2012 , с. 218.
- ^ Златар 2007b , с. 465.
- ^ Банак 1988 , с. 171.
- ^ Хан 2015 , стр. 125–135.
- ^ Февраль 2009 г. , с. 390.
- ^ Эрделянович 1981 , с. 244–332.
- ^ Златар 2007b , с. 575.
- ^ Мартуччи 2021 , с. 317: «На заседании 12 апреля 1940 года на Тиранской конференции албановедения, обсуждая важность Кануна для фольклора, я указал, что он все еще действовал в 1890 и 1891 годах (когда я впервые исследовал Черногорию). как правовая основа, обычная для черногорских племен Кучи, Васоевичи и Пипери (которые до По Берлинскому договору не входили в состав Княжества Черногория и продолжали считаться находящимися под властью Османской империи): именно в этом раунде я предложил распространить исследование Кануна на вышеупомянутые регионы, чтобы собрать там последние оставшиеся его остатки. ".
- ^ Гостенчнигг 2017 , с. 189.
- ^ Вуйович 1987 , с. 172.
- ^ Вукчевич 1981 , с. 46: «...что баньянцы, Дробнячи, Кучи, Пипери, Белопавличи, Зепани, Васоевичи, Братоножичи не являются черногорцами. Все они упоминаются только как региональные, то есть географические и племенные термины, и никогда как этническая категория, в соответствии с чем термин Черногория не дает никакого превосходства над другими, разве что Черногория была поставлена на первое место место.".
- ^ «Все в Шумадии связаны с Черногорией, в том числе и я» . Архивировано из оригинала 8 июля 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Банак, Иво (1984). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9493-2 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 19 октября 2016 г.
- Банак, Иво (1988). Со Сталиным против Тито: Коминформистский раскол в югославском коммунизме . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-2186-0 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 19 октября 2016 г.
- Банак, Иво (1992). Против страха: статьи, заявления и публичные выступления, 1987–1992 годы (на хорватском языке). Загреб: Слон. ОСЛК 29027519 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 28 июля 2022 г.
- Беришай, Антон Коле (1995). «Исламизация – семя раздора или единственный путь спасения албанцев?» . Периодические статьи о религии в Восточной Европе . 15 (5). Архивировано из оригинала 24 октября 2022 г. Проверено 19 июля 2022 г.
- Капра, Систо; Четверг, Джон; Хокса, Арбен (2000). Запретная Албания: кровь, честь и горный кодекс (на итальянском языке). Милан: Мемы. ISBN 9788884830012 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 28 июля 2022 г.
- Кертис, Мэтью Коуэн (2012). Славяно-албанские языковые контакты, конвергенция и сосуществование . Кламбус: Университет штата Огайо.
- Джурджев, Бранислав (1984). Происхождение и развитие горных, черногорских и герцеговинских племен (PDF) (на сербском языке). Титоград: Черногорская академия наук и искусств. Архивировано (PDF) из оригинала 19 сентября 2020 г. Проверено 1 августа 2020 г.
- Эгро, Дритан (2010). «Ислам на албанских землях (XV-XVII века)». В Шмитте, Оливер Йенс (ред.). Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . Франкфурт: Питер Ланг. ISBN 9783631602959 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 28 июля 2022 г.
- Элси, Роберт, изд. (2003). «Санджак Шкодры 1614» Мариано Болицца Ранняя Албания, читательница исторических текстов . Висбаден: Издательство Отто Харрасовица. Архивировано из оригинала 08.08.2020. Получено 0 апреля 2020 г.
- Эрделянович, Йован (1981). Кучи, Братоножичи, Пипери (на сербском языке). Белград: Слово Любве.
- Гостенчнигг, Курт (2017). Наука в области напряженности между политикой и военными. Австро-венгерская албанология 1867-1918 гг . Специалист Springer по СМИ Висбаден. ISBN 9783658189112 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 19 июля 2022 г.
- Хан, Иоганн Джордж фон (2015). Элси, Роберт (ред.). Открытие Албании: путевые заметки и антропология в девятнадцатом веке . ИБ Таурис. ISBN 978-1784532925 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 5 апреля 2020 г.
- Казер, Карл (1992). Пастухи, бойцы, племенные герои. Истоки и современность балканского патриархата [ Пастухи, воины, племенные герои. Истоки и существование Балканского патриархата . Кёльн: Бёлау . ISBN 978-3-205-05545-7 .
- Кола, Азета (25 февраля 2017 г.). «От централизации Светлейшего к саморегулирующемуся Кануну: усиление кровных уз и возникновение великих албанских племен, 15-17 века» . Акта Хистриа .
- Ковиянич, Ристо (1974). племенах в Которских записях (XIV–XVI вв. ) Упоминания о черногорских (на сербском языке). Том. II. Титоград: Исторический институт СР Черногории.
- Мартуччи, Донато (2021). «Моя балканская судьба». Иллирийство Антонио Бальдаччи между исследовательскими путешествиями и старостью» . Палавер . 10 (1). Архивировано из оригинала 17 мая 2021 г. Проверено 11 января 2022 г.
- Миллер, Уильям (2012). Османская империя и ее преемники 1801-1927 гг . Рутледж. ISBN 978-1-136-26046-9 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 19 октября 2016 г.
- Палавестра, Влайко (1971). «Народные традиции древнего населения Динарских регионов» . Научные сообщения Боснийско-Герцеговинского государственного музея: Фольклор . 1 .
- Пешикан, Митар (1983). «Имена Зета-Хум-Рашка в начале турецкой эпохи (вторая часть)» . Ономатологические наречия . 4 : 1–135.
- Пулаха, Селами (1974). Регистрационная книга санджака Шкодры за 1485 год (на албанском языке). Тирана: Академия наук Республики Албания. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 г. Проверено 5 апреля 2020 г.
- Шкуртай, Гёвалин (2009). Социолингвистика албанского языка: от диалектологии к этнографии разговорного языка на ( албанском языке). Тирана: Морава. ISBN 978-99956-26-28-0 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 5 апреля 2020 г.
- Вучинич, Стево (2017). Вклады в изучение Анналов поп-Дуклянина и раннесредневековой Дукли (на черногорском языке). Цетине: Факультет черногорского языка и литературы. Архивировано из оригинала 19 июля 2022 г. Проверено 19 июля 2022 г.
- Вуйович, Дмитрий Димо (1987). в изучение черногорского национального вопроса ( Вклады на сербском языке). Никшич: Университетское слово. Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 19 июля 2022 г.
- Вукчевич, Никола (1981). Этническое происхождение черногорцев (на сербском языке). Белград.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Чуфи, Голубь (2013). «Албано-черногорские взаимодействия в средние века». В Рамадже, Альберт (ред.). Poeta nascitur, Historicalus Fit - Ad Honorem Zef Mirdita (на албанском языке). Св. Галлен: Альбанский институт. Архивировано из оригинала 9 августа 2022 г. Проверено 20 апреля 2022 г.
- Златар, Зденко (2007а). Поэтика славянства: мифопоэтические основы Югославии . Том. 1. Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-8118-0 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 28 июля 2022 г.
- Златар, Зденко (2007б). Поэтика славянства: мифопоэтические основы Югославии . Том. 2. Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-8135-7 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 г. Проверено 28 июля 2022 г.