Красники
42 ° 11' с.ш. 20 ° 18' в.д. / 42,183 ° с.ш. 20,300 ° в.д.
Часть серии о |
Албанские племена |
---|
![]() |

Красники — историческое албанское племя и регион в Проклятых горах на северо-востоке Албании , граничащий с Косово . [ 1 ] Этот регион расположен в районе Тропое и является частью более обширной территории между Албанией и Косово, которая исторически известна как нагорье Гьякова (Нагорье Гьякова ). Красники простирается от реки Валбона на севере до озера Фьерса на юге и включает город Байрам Курри . Члены племени красники также встречаются в Косово и Северной Македонии.
География
[ редактировать ]
Этот регион называется Краснике ( Красникья на определенном албанском языке), а его жители называются Красникэ . Регион Красники расположен в округе Тропоя и простирается от границы с Черногорией на севере до озера Фьерса на юге, от региона Мертури на западе до округа Хас на востоке и включает большую часть верхней части Валбона долины . . Он граничит с традиционными племенными регионами Буджони на юге, Гаши на северо-востоке, Никай-Мертур на западе и Бытычи на востоке. [ 2 ] Основными населенными пунктами региона являются города Байрам Курри, Буян , Шошан, Кочанай, Драгобия, Брадошница, Деге, Ллугай, Муратай, Маргегай , Лекуртай, Буньяй.
Красники берет свое начало в высокогорье Гьякова, но на протяжении веков распространился на соседние районы. красников , особенно в западной части (к востоку от самого Красничи), проживают многие потомки Таким образом, сегодня на территории современного Косово , поселившиеся там с конца 17 века. [ 3 ] На Кумановской стороне Скопской Црной Горы потомки красницких фисов были зафиксированы в деревнях Гошинце , Слупчане , Алашевце (в Липково ) и Руджинце (в Старо Нагоричане ) в 1965 году. Группа из них мигрировала в Стамбул. [ 4 ]
Устные традиции
[ редактировать ]Устные предания и фрагментарные рассказы были собраны и интерпретированы писателями, путешествовавшими по региону в XIX веке, о ранней истории Красников. Иоганн Георг фон Хан записал первое устное предание о происхождении Красники от католического священника по имени Габриэль в Шкодре в 1850 году. Согласно этому сообщению, первым прямым предком Красников мужского пола был Кастер Кеки , сын албанца-католика по имени Кек , бежавшего из Османское завоевание обосновалось на славяноязычной территории, которая впоследствии стала историческим регионом племени Пипери на территории современной Черногории. Его сыновья, братья Лазер Кеки (предок Хоти , Бан Кеки (предок Триепши) , Меркота Кеки (предок Мркоевичи ) и Вас Кеки (предок Васоевичи ) были вынуждены покинуть деревню после совершения убийства местных жителей, но Кек и его младший сын Пайпер Кеки остался там, и Пайпер Кеки стала прямым предком Племя пипери. [ 5 ] Имя прародителя Кек , что по-албански означает «плохой» дается , в Малезии только детям или детям из малодетных семей (из-за детской смертности). В этих семьях «некрасивое» имя ( и судун ) давалось как устный оберег, защищавший ребенка от « сглаза» . [ 6 ] Имя Кастер также записывалось как Красно , Крас или Красто .
Эдит Дарем записала похожую историю от Мараша Уси, старейшины Хоти . Согласно легенде, предки красников произошли из Боснии и мигрировали через Черногорию в район Реч , к северу от Шкодры . Затем, где-то после 1600 года, они двинулись вглубь страны, в район Душай-и-Эперм, к востоку от Фьерсы , на территории, которая в целом является их нынешним регионом. Здесь они захватили земли, заселенные гаши , и постепенно вытеснили последнее племя на восток. В процессе утверждения себя как племенной единицы они также вытеснили тачи на запад через реку Дрин . [ 7 ] Упоминание Боснии на самом деле может относиться к региону Плав горы Хоти ( Малет э Хотит ). (восточная Черногория), где расположены [ 8 ]
Название Кастер и его варианты соответствуют поселению, которое фигурирует в Деканских Хрисобуллах 1330 года как Красставляне и в дефтере Санджака Скутари в 1485 году Храсто. как Этимология этого топонима, вероятно, происходит от славянского слова «храсто» (дуб). [ 2 ] [ 9 ] В нем было десять дворов, и его главой был дом Петри, сына Гьонимы . Один из глав семьи, Ника Гьердж Бушати, был родственником Бушати фисов . [ 10 ] Деревни, которые позже вошли в состав Красников и появляются в конце 1485 года, - это Шошан (20 дворов) и Драгобия (шесть дворов). [ 10 ] Эти деревни не входили в состав той же общины или той же административной единицы, что и другие племена северной Албании и Черногории, такие как Хоти или Пипери, которые в то время находились в процессе своего окончательного формирования.
Большинство красников образуют фис (племя) в том смысле, что они происходят по отцовской линии от одного и того же прародителя мужского пола. Большинство братств Красники происходят от Коле Мекши, жившего в середине 16 века. После 1550 года он и его брат Нике Мекши признаны первыми историческими прямыми предками племен красники и никадж . От Колэ Мекши прослеживаются корни Колмекшайских братств и их ответвлений. Они составляют население Шошана и Драгобии. Они также основали Брадошницу, Деге, Кочанай, Муратай, а также составляют половину деревни Маргегай . Что касается другой половины Маргегаджа, то было два устных рассказа. По первой Марк Гега был выходцем из Шкрели , по второй - сыном Кола Мекши. [ 11 ] Жители Колгечай (переименованного в Байрам Карри в 1957 году), Лекуртай и Бунджадж происходят из других братств, не связанных с Колмекшаем, но позже были включены в племя. [ 12 ]
Генетика
[ редактировать ]Лаука и др. (2022) протестировали мужчин Красники и Никай, чтобы проверить корреляцию устных традиций с генетическими данными. Мужчины Красники и Никадж имеют одного и того же предка по отцовской линии. Таким образом, они оба принадлежат к одной и той же гаплогруппе ветви J2b-M241>L283. [ 13 ] J-L283 представляет собой палео-балканскую линию, которая была обнаружена в образцах по всему региону от прибрежной Далмации (бронзовый век) до восточной Дардании (римская эпоха), а также у даунцев железного века (Италия). [ 14 ] Он представляет 14-18% албанских родословных. Самый старый образец J-L283 в северной Албании найден в MBA Shkrel еще в 19 веке до нашей эры. В северной Албании, ИА Чинамак ( уезд Кукес ), половина мужчин несла J-L283. [ 15 ]
Линии Красники и Никадж расходятся после 1500 года нашей эры, что согласуется с историей их происхождения от двух братьев Коле и Нике Мекши. Маргегаи принадлежат к линии Красники, что подтверждает устную традицию, считающую их потомками Коле Мекши. Красники и Никадж имеют одного и того же прародителя с Гаши племенем ок. 1200 г. н.э. Их связь указывает на то, что их родословная присутствовала на своем нынешнем месте (Тропоя) в средние века. Красники не имеют тесных отцовских связей со всеми другими народами , с которыми их связывают традиции. Это подчеркивает, что устные традиции не обязательно отражают «реальные» родственные отношения, а представляют собой сложные социальные конструкции, на которые влияет множество различных факторов. [ 16 ]
История
[ редактировать ]
Поскольку на протяжении большей части своей истории Красники был католической общиной, его ранняя история прослеживается через официальные отчеты католического духовенства в Ватикан. В отчете Бенедетто Орсини 1628 года они впервые упоминаются как Crastignichieia . Название племени было записано в 1634 году как Крастенигейя в отчете католического епископа Герджа Барди , а четыре года спустя его племянник, епископ Франг Барди, прошел через территорию Красници и отметил, что у них есть собственная церковь. В этих отчетах подчеркивается, что к началу 17 века община Красники была полностью создана. [ 17 ] Даниэле Фарлати в «Illyricum Sacum VII» (1817), стр.261, упоминает его как Кастранихиуса . В поселке Красники на тот момент было 60 дворов с населением 475 человек. Он также отметил крайнюю нищету, в которой живут Красники. [ 18 ] В 1671 году Красники и Никай упоминаются в отчете Штефена Гаспари . В 1695-1696 годах впервые упоминаются красничские братства Колгечай и Колмекшай. [ 19 ]
Высокие налоги против католиков и репрессии Османской империи положили начало обращению населения в ислам в конце 17 века. Этот процесс в основном завершился к середине 19 века, но община Красники в городах Гьякова и вокруг них , а также в Призрене оставалась католической. Из этих семей Красники происходят католический архиепископ Матей Красники и апостольский викарий Гаспер Красники . Католики Красниц были поставлены под австрийский культурпротекторат в конце 1760-х годов, что дало некоторую религиозную свободу католикам в Османской империи под государственной защитой Австрийской империи. Это позволило католическим приходам Гьяковы и Призрена восстановить свои церкви и школы.
Традиционные обычаи
[ редактировать ]племени (Исторический) покровитель - Св. Георгий. [ 20 ] которых они до сих пор почитают после исламизации. [ 21 ] Племя Красники, как известно, следует за Великим Нагорным Кануном , разновидностью Кануна . [ 22 ]
Известные люди
[ редактировать ]- Байрам Курри , политик
- Проведи Драгобию , бунтарь
- Реджеп Красники , член парламента Албании, министр образования и антикоммунист.
- Матей Красники , католический архиепископ Скопье
- Гаспер Красники , католический священник
- Бинак Алия из клана Мулосманадж из Красники был партизаном во время Албанского восстания 1845 года и Союза заключенных.
- Мик Соколи , партизан
- Хаджи Зека , член Призренской лиги
- Бегжет Паколли , бывший президент Республики Косово, президент и генеральный директор Mabetex Group, швейцарской строительной компании.
- Дах Поллошка , бунтарь
- Марк Красники , косовский академик в области этнологии и антропологии
- Луан Красники Боксёр
- Шефкет Красники косовский мусульманский священнослужитель
- Дистриа Красники — косовский дзюдоист, действующий олимпийский чемпион в полулёгком весе.
- Мемли Красники , косовский албанский политик
- Зана Красники , албанская модель.
- Ванесса Красники , немецко-албанская певица
- Олси Красники , албанский футболист профессиональной лиги регби.
- Якуп Красники – бывший председатель Скупщины Косово
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арши Пипа (1978), Сербский народный стих: структура и жанр, Тома 17-19 , Трофеник, с. 126
- ^ Перейти обратно: а б Роберт Элси (2010), Исторический словарь Албании (PDF) , Исторические словари Европы, том. 75 (2-е изд.), Scarecrow Press, с. 248, ISBN 978-0810861886 , заархивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2014 г.
- ^ Карл Казер (2012), Домашнее хозяйство и семья на Балканах: два десятилетия исторических семейных исследований в Университете Граца , Исследования Юго-Восточной Европы, том. 13, ЛИТ Верлаг, с. 124, ISBN 978-3643504067
- ^ Научное общество Боснии и Герцеговины: Отдел исторических и филологических наук . Том. 26. 1965. с. 199.
Арбанас фиса Краснич находится в деревнях: Гошница, Слупчана, Алашевац, Руджинац.
- ^ фон Хан, Иоганн Джордж; Элси, Роберт (2015). Открытие Албании: путевые заметки и антропология в девятнадцатом веке . ИБ Таурис. п. 125. ИСБН 978-1784532925 .
- ^ Шкуртай, Гёвалин (2009). Социолингвистика албанского языка: от диалектологии к этнографии разговорного языка . Моравия. п. 390. ИСБН 978-99956-26-28-0 . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Элси, Роберт. Племена Албании: история, общество и культура . п. 244.
- ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 85.
- ^ Племена Албании: история, культура и общество . Роберт Элси. 24 апреля 2015 г. с. 161. ИСБН 9780857739322 .
- ^ Перейти обратно: а б Пулаха, Селами (1974). Записная книжка Санджака Шкодерского 1485 года . Академия наук Албании. п. 146 179 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Прогни, Дода (2003). Никай-Мертур: исторический отчет [Никай-Мертур: исторический отчет] . Штефни. ISBN 9992782641 . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Пулаха, Селами (1975). «Вклад в изучение сельских поселений и формирования племен Северной Албании в XV веке » Исторические исследования . 12 :132 . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 86.
- ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 93.
- ^ Лазаридис и Альпаслан-Руденберг, 2022 : Дополнительные файлы, таблица S1.
- ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 92.
- ^ Лаука, Мухадж и Боджаджи 2021 , стр. 83.
- ^ Зампути, Инджак. ОТНОШЕНИЯ О ПОЛОЖЕНИИ СЕВЕРНОЙ И СРЕДНЕЙ ШОЙПЕРИИ В 17 ВЕКА [Доклады о положении в Северной и Центральной Албании в середине 17 века т. 2] . Университет Тираны. п. 148 . Проверено 25 февраля 2020 г.
- ^ Лаука, Мухадж и Бояджи 2021 , стр. 84.
- ^ Мифологическая антология . Том. 12. Центр мифологических исследований Сербии. 2004 г. до н.э. 41.
- ^ Сербская академия наук и искусств (1957). Специальные выпуски . Том. 270 г. до н.э. 24.
Исламизированные Арбанаси Краснич по-прежнему уважают Св.
- ^ Селлерс, Мортимер; Томашевский, Тадеуш (23 июля 2010 г.). Верховенство права в сравнительной перспективе . Springer Science & Business Media. п. 210. ИСБН 9789048137497 .
Источники
[ редактировать ]- Лаука, Альбан; Мухай, Адриан; Бояджи, Гьерг (2021). «Происхождение североалбанских племен Краснике и Никай на основе филогении Y-ДНК, исторических данных и устных традиций» (PDF) . Исторические исследования . 3–4 .
- Лазаридис, Иосиф; Алпаслан-Роденберг, Сонгюль; и др. (26 августа 2022 г.). «Генетическая история Южной дуги: мост между Западной Азией и Европой» . Наука . 377 (6609): eabm4247. дои : 10.1126/science.abm4247 . ПМЦ 10064553 . ПМИД 36007055 .