Лужани (народ)
Лужани долине ( сербская кириллица : Лужани ) — средневековый народ в Зете , населявший уезд Лушка-жупа, расположенный в Зеты , к северу от современной Подгорицы . Лужаны, происходящие из смеси славянского и дославянского населения, вероятно, постепенно ассимилировались местными племенами , в основном белопавличами и пьешивцами , после османского завоевания этой территории в конце 15 века.
География
[ редактировать ]Уезд Лушка-Жупа, населенный лужанами, занимал территорию долины реки Зета, к северу от современной Подгорицы, включая территории более поздних племен белопавличей, пьешивцев и части пиперов . [ 1 ] [ 2 ] Название Лужани сохранилось в нескольких населенных пунктах региона, в частности в деревнях Лужани и Лужница к северу от Подгорицы.
Происхождение
[ редактировать ]Название Лужани происходит от славянского слова «луг» ( лес ), и поэтому Лужани означает « люди леса» . [ 3 ] [ 4 ]
На основе работы Петра Шобайича. [ 5 ] большинство ученых считают, что лужаны были лишь частично славянами и возникли в результате смешения славянских пришельцев с дославянским романизированным населением, в основном с испанцами . [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 1 ]
Однако Богумил Грабак предполагает, что они были иммигрантами албанского происхождения, как и некоторые другие племена из этого района. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Впервые упомянутый в Константина VII Багрянородного « работе De Administando Imperio» как Луг Дукле , территория, населенная лужанами, цитируется как жупа в рагузском документе 1318 года как Луша гиопа . [ 9 ] [ 4 ] Лужани как народ упоминаются в 15 веке, в частности в 1455 году, когда, опасаясь прихода османов, они подписали декларацию о верности венецианцам на острове Вранина вместе с белопавличами, матагужами , малоншичами . и другие местные племена, города и деревни. [ 3 ] [ 6 ]
В конце 15 века, особенно после османского завоевания, разрушившего структуры средневекового государства Зета, лужани постепенно ассимилировались с местными племенами, в основном белопавличами и пьешивцами и, частично, пиперами. [ 1 ] [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кулишич 1980 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Ковиянич 1974 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б с Палавестра 1971 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Ковиянич 1974 , с. 43.
- ^ Шобайич 1996 .
- ^ Jump up to: а б Ковиянич 1974 , с. 44.
- ^ Вучинич 1975 , с. 30.
- ^ Храбак 1981 , стр. 183-184: «Однако часто это предыдущее население имело албанское происхождение (Матаруге, Мугоше, Макуре, Лужани, Кричи). Однако даже с учетом этого более древнего слоя следует предположить, что они являются иммигрантами из сегодняшней Албании. Существует еще одно свидетельство того, что в XII-XIII веках и позднее пастушеские группы из Арбаны иммигрировали через Зету вплоть до Неретвы».
- ^ Бешич и др. 1967 , с. 320.
Источники
[ редактировать ]- Бешич, Зарие; Гарашанин, Драга; Гарашанин, Милютин; Ковачевич, Йован (1967). История Черногории: С древнейших времен до конца XII века (на сербском языке). Том. 1. Титоград: Редакция истории Черногории.
- Ковиянич, Ристо (1974). племенах в Которских записях (XIV–XVI вв. ) Упоминания о черногорских (на сербском языке). Том. II. Титоград: Исторический институт СР Черногории.
- Кулишич, Спиро (1980). ( на Об этногенезе черногорцев сербском языке). Титоград: Победа.
- Грабак, Богумил (1981). «Разветвление катунов и создание катунских групп, т.е. племен в бывшей Герцеговине (XIII-XV века)». Предмет и метод изучения патриархальных общин в Югославии: материалы научной конференции, Титоград, 23 и 24 ноября 1978 г. (на сербском языке). Титоград: КАНУ. стр. 181–200.
- Палавестра, Влайко (1971). «Народные традиции древнего населения Динарского региона» . Научные сообщения Боснийско-Герцеговинского государственного музея: Фольклор . 1 (Б). Сараево: Земальский музей Боснии и Герцеговины: 13–98.
- Шобайич, Петар (1996) [1923]. Белопавличи и Пьешивцы (на сербском языке). Подгорица: CID. ISBN 9788649500129 .
- Вучинич, Уэйн С. (1975). Исследование социального выживания: катун в Билече Рудине . Денвер: Денверский университет.