Jump to content

Ситула

(Перенаправлено с Ситула (судно) )
Этрусская ситула, 600–550 гг. до н.э., гробница 68 в некрополе Чертоза.

Ситула (множественное число situlae ), от латинского слова, обозначающего ведро или ведро, — это термин в археологии и истории искусства, обозначающий множество сложных сосудов в форме ведра от бронзового века до средневековья , обычно с ручкой наверху. Все типы могут быть богато украшены, наиболее характерно рельефы в виде полос или фризов, идущих вокруг сосуда.

Украшенные железного века ситулы в бронзе — отличительная черта этрусского искусства в погребениях северной части этрусских регионов, откуда стиль распространился на север в некоторые культуры Северной Италии , Словении и прилегающих территорий, где используются такие термины, как ситула культура и искусство ситулы можно использовать .

Ситула — это также термин, обозначающий типы древнегреческих ваз в форме ведра, некоторые из которых очень тонко расписаны. [1] более утилитарные керамические Встречаются также изделия, некоторые из серебра или других материалов. [2] например, два стеклянных стекла поздней античности в соборе Святого Марка в Венеции . Древнеегипетские и ближневосточные формы, как правило, имеют заостренную нижнюю часть, поэтому им приходится опираться на подставку или на бок. Практичная более широкая форма — европейское изобретение, впервые появившееся в европейском бронзовом веке .

Европа бронзового века

[ редактировать ]
с птичьей головой Культура полей урн, бронзовая ситула с мотивом солнечного корабля , Венгрия , ок. 1000 г. до н.э. [3]

Бронзовые ситулы были характерной чертой культуры полей урн , которая доминировала в Центральной Европе и некоторых частях южной Европы в позднем бронзовом веке. Они часто включали схематические изображения солнечных лодок птичьих голов с протомами , известные как мотив «солнце-птица-корабль». [4]

Железный век Европы

[ редактировать ]

Типичные железного века ситулы — бронзовые , как и в типах сосудов для возлияния , найденных в качестве погребального инвентаря в этрусских могилах , культуре Эсте (например, Ситула Бенвенути ) и соседней культуре Голасекка , а также восточной зоне гальштатской культуры Центральной и Юго-Восточной Европы. . Здесь они имеют характерный стиль, часто без ручки; Vače situla является словенским примером. У них обычно наклонные наружу стороны, затем резкий поворот в плече, а за пределами Этрурии часто короткая, более узкая шея. Форма имеет сходство с более узкой этрусской формой фляги V века, с носиком, которая также была скопирована на севере, как, например, в флягах Basse Yutz найденных во Франции. Их часто украшают, в самых сложных случаях, несколькими полосами фигур, опоясывающими сосуд. Они могут иметь или не иметь ручки, а иногда и крышки. [5] Многие из них состоят из нескольких листов, скрепленных заклепками . [6]

Этрусские примеры наиболее характерны для VII века до нашей эры, но продолжались и после этого. Они выполнены из разных материалов: от керамики до бронзы, а иногда и серебра. Ситула Пании — необычный роскошный этрусский образец из слоновой кости , а ваза Бокхорис — керамика, импортированная из Египта из этрусского захоронения. Примеры Эсте и Гальштата относятся к более позднему периоду: пика качества словенское производство достигло в V веке, примерно до 400 г. до н.э., то есть намного позже того, как период Гальштата закончился на большей части его территории. [7] Некоторые из них были найдены с кремированным прахом, но по сути это были роскошные сосуды, используемые на пирах. [8]

Многочисленные ситулы Гальштата были найдены в Словении, главным образом (19 из них) в районе Ново-Место в Нижней Крайне , который из-за этого был назван «Городом Ситула». [9] [10] Яподийские погребальные урны, изготовленные Яподов племенем иллирийским V века до нашей эры в современной Боснии , являются продолжением этого стиля .

В более позднем этрусском, а затем и римском стилях предпочтение отдавалось простой форме, изогнутой от основания и становящейся вертикальной вверху, с широким ртом и без плеча, но иногда с выступающим краем. Они имели множество применений, в том числе для мытья и купания. Любое украшение зачастую концентрировалось в верхней части бортов.

Ситула искусство

[ редактировать ]

Искусство Ситула было важным средством перехода мотивов греческого происхождения от этрусков через регионы на север к зарождающейся культуре Ла Тена дальше на запад. [11] По словам Рут и Винсента Мего , «искусство ситулы изображает жизнь с мужской точки зрения, в которой женщины являются служанками или объектами секса; большинство сцен, в которых участвуют люди, изображают пиршества, в которых фигурируют сами ситулы, охоту или войны». [12] Подобные сцены встречаются и на других формах сосудов, а также на бронзовых поясных бляшках. [13] Процессии животных, типичные для более ранних примеров, или людей происходят из Ближнего Востока и Средиземноморья, и Нэнси Сандарс считает, что этот стиль демонстрирует « непристойность , которая выдает художника, работающего не по духу, слишком сильно расходящегося с темпераментом художника». мастера и ремесло». По сравнению с более ранними стилями, органично возникшими в Европе, «искусство ситулы слабое, а иногда и причудливое» и «по сути не европейское». [14]

За исключением Бенвенути Ситула, мужчины безволосые, с «забавными шляпами, коренастыми телами и большими головами», хотя их часто изображают веселыми и привлекательными. «Беневенути Ситула» необычна еще и тем, что в ней рассказывается конкретная история. [15]

Атрибут Исиды

[ редактировать ]
Жрица Исиды несет лифт, римская статуя, II век до н.э.

Этот термин также используется для обозначения ведер, которые несут фигуры других видов искусства; согласно Плутарху и другим источникам, это был знак поклонницы Исиды , которая сама часто изображается несущей один (содержащий воду из священного Нила ) совсем другой формы, с закругленным дном, а иногда и с крышкой. Считается , что эта округлая форма, часто с «соском» внизу (см. пример Луристана в § Галерее ниже), символизирует женскую грудь . [16] Преданные также жертвовали их храмам в качестве жертвоприношений .

Христианские ситуации

[ редактировать ]

Сложные раннесредневековые ситулы, иногда называемые аспесориями (единственное число: aspersorium ), представляли собой христианские литургические предметы, используемые для хранения святой воды , также обычно из бронзы и с прямой ручкой. В ситулу опускали аспергиллум , чтобы собрать воду и окропить прихожан или другие предметы.

четыре богато резных образца из слоновой кости Известны X века: Ситула Василевского 920 года в Музее Виктории и Альберта , украшенная двенадцатью сценами из жизни Христа на двух уровнях (она содержит одно из очень немногих изображений Иуды Искариота, показывающего раскаяние и бросить тридцать серебряных монет на пол Храма), [17] «Ситула Готофредо» ок. 980 год в Миланском соборе , [18] один в сокровищнице Аахенского собора , [19] и один в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. [20] Все они происходили из среды оттоновского двора: надпись гласит, что архиепископ Готфред представил миланский пример в ожидании визита императора, [21] также упоминается в лондонском примере, который, возможно, был из той же мастерской. [22] Последним и самым роскошным примером является Ахен, украшенный драгоценностями и изображающий восседающего на троне императора в окружении папы и архиепископов. Вероятно, это было сделано в Трире около 1000 года. [23]

За пределами Европы

[ редактировать ]

Этот термин также может использоваться для обозначения подобных сосудов из других культур, особенно древнего Ближнего Востока , Китая и Вьетнама. [24]

Бронзовые ведра для ванн также встречаются в исламском искусстве , например, персидское ведро Бобринского XII века в Эрмитаже .

  1. ^ МИД Бостона, Ситула на чердаке. Архивировано 24 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
  2. ^ Кипфер, 518
  3. ^ «Ситула» . Институт изучения древнего мира . 2022.
  4. ^ «История Европы: Люди металлического века – ритуалы, религия и искусство» . Britannica.com . Проверено 8 ноября 2022 г. В стилистическом развитии эпохи металла особый интерес представляют два явления. Первый — это развитие мотива солнца-птицы-корабля культуры Урнфилда. Происхождение этого мотива, на котором изображены корабли с птичьими головами, украшенные солнечными дисками, неизвестно, но за короткий период, около 1400 г. до н. э., он стал обычным явлением как в виде резного украшения, так и в качестве пластического искусства на обширной территории Восточной и Центральной Европы. Сходство исполнения и композиции поразительно и предполагает единое понимание его смысла и интенсивности контакта между отдаленными областями.
  5. ^ Мего, 34–39.
  6. ^ Сандерс, 223
  7. ^ Мего, 34–39.
  8. ^ Сандерс, 224
  9. ^ «Ново место, богатое для другой нарисованной ситуации» [Ново место, богатое для другой нарисованной ситуации] (на словенском языке). Local.si. 6 февраля 2006 г. Проверено 15 декабря 2010 г.
  10. ^ «Заявка на звание Культурной столицы Европы 2012» (PDF) . Городской муниципалитет Марибора. 2008. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) [ постоянная мертвая ссылка ]
  11. ^ Сандерс, 223–225; Мега, 34–39 лет.
  12. ^ Мего, 37 лет.
  13. ^ Сандерс, 223–224.
  14. Сандарс, 225, цитируется.
  15. ^ Сандерс, 224
  16. ^ Витт, 55 лет. Isis situla. Архивировано 26 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
  17. ^ Basilewsky Situla V&A Museum
  18. ^ «изображение Миланской ситулы» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 г. Проверено 21 января 2010 г.
  19. Изображение Аахена, заархивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  20. ^ Пример Метрополитен-музея
  21. ^ Ласко, 92-3
  22. Хотя Ласко, 92 с этим не согласен.
  23. ^ Все, кроме ситуации в Нью-Йорке, проиллюстрировано и обсуждено в Beckwith, стр. 129–130, 135–136.
  24. ^ Митрополит, вьетнамская бронзовая ситула.

Источники

[ редактировать ]
  • Беквит, Джон. Искусство раннего средневековья: Каролинги, Оттон, романский стиль , Темза и Гудзон, 1964 (ред. 1969), ISBN   0-500-20019-X
  • Кипфер, Барбара Энн. Энциклопедический словарь археологии , Springer, 2000, ISBN   0-306-46158-7 , ISBN   978-0-306-46158-3 . Гугл книги
  • Ласко, Питер , Ars Sacra, 800–1200 , издательство Йельского университета, 1995 (2-е изд.) ISBN   978-0300060485
  • Мего, Рут и Винсент , Кельтское искусство: от истоков до Келлской книги , 1989 (2-е изд. 2001 г.), Thames & Hudson
  • Сандарс, Нэнси К., Доисторическое искусство в Европе , Пингвин (Пеликан, ныне Йельский университет, История искусства), 1968 (nb 1-е изд.)
  • Витт, Реджинальд Элдред. Исида в древнем мире , JHU Press, 1997 (2-е изд.), ISBN   0-8018-5642-6 , ISBN   978-0-8018-5642-6 . Гугл книги

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беквит, Джон. Базилевская ситуация , 1963, HMSO
  • Фрей, Отто Герман. Возникновение ситульного искусства: исследования фигуративно оформленной торевтики Эсте , 1969.
  • Кастелич, Жозе и Карл Кромер, Гвидо Мансуэлли. Искусство Ситула: Церемониальные бронзы древней Европы , Нью-Йорк МакГроу-Хилл, 1965 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23c2949e0a93ddf75f7ad273a8669e72__1719539700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/72/23c2949e0a93ddf75f7ad273a8669e72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Situla - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)