Поклонение лошади

Поклонение лошадям — это духовная практика, археологические свидетельства которой свидетельствуют о ее существовании в железном веке , а в некоторых местах еще в бронзовом веке . Лошадь животное , рассматривалась как божество, как священное животное, связанное с определенным божеством, или как тотемное олицетворяющее короля или воина. Культы лошадей и жертвоприношения лошадей изначально были характерной чертой евразийских кочевнических культур. Хотя поклонение лошади было почти исключительно связано с индоевропейской культурой, к раннему средневековью оно было перенято и тюркскими народами .
Культ лошади существует и сегодня в различных регионах Южной Азии .
Бронзовый век
История одомашнивания лошадей до сих пор остается дискуссионной темой. Наиболее широко распространенная теория состоит в том, что лошадь была одомашнена где-то в степях западной Евразии . различные археологические культуры, в том числе Ботай В качестве возможных кандидатов предлагаются в Казахстане и Дереевка в Украине. Однако широкое использование лошадей в степях отмечается лишь с конца третьего тысячелетия до нашей эры. [1]
древнейшие в мире конные захоронения и знаки конного культа (например, фигурки лошадей среди погребального инвентаря обнаружены На Съезжейском кладбище самарской культуры в Богатовском районе ) . [2] [3] Кладбище датируется 1-й половиной 4-го тысячелетия до нашей эры. [4]
Железный век
Белая лошадь Уффингтона в Соединенном Королевстве датируется железным веком (800 г. до н.э. – 100 г. н.э.) или поздним бронзовым веком (1000–700 гг. до н.э.) в Великобритании; отложения мелкого ила, удаленные из «клюва» лошади, были с научной точки зрения датированы поздним бронзовым веком. [5]
Французский археолог Патрис Меньел, основываясь на исследовании костей животных из многих археологических памятников, продемонстрировал отсутствие гиппофагии (поедания лошадей) в ритуальных центрах и местах захоронений в Галлии, хотя есть некоторые свидетельства гиппофагии из более ранних поселений в той же самой Галлии. область. [6]
Конские оракулы также засвидетельствованы в более поздние времена (см. Аркона ниже).
Есть основания полагать, что Посейдон , как и другие водные боги, изначально был задуман в образе лошади. В греческом искусстве Посейдон ездит на колеснице , которую тянет гиппокамп , или на лошадях, способных ездить по морю, а моряки иногда топили лошадей в качестве жертвы Посейдону, чтобы обеспечить безопасное путешествие.
В пещере Фигалии Деметра , согласно народной традиции, изображалась с головой и гривой лошади, возможно, это пережиток того времени, когда неспециализированный дух зерна носил эту форму. Ее священников в Лаконии звали Полои (по-гречески «жеребята»).
Похоже, это связано с архаичным мифом о том, что Посейдон однажды преследовал Деметру; Она отвергла его ухаживания, превратившись в кобылу, чтобы спрятаться в табуне лошадей; он раскусил обман, стал жеребцом и поймал ее. Их ребенком был конь Арион . , способный говорить по-человечески
Это имеет некоторое сходство со ссылкой в скандинавской мифологии на меняющего пол Локи, превратившегося в кобылу и родившего Слейпнира , «величайшего из всех лошадей».
германский
Тацит белых лошадей для гадания (Германия) упоминает об использовании германскими племенами :
- Но для этого народа свойственно узнавать божественные предзнаменования и наставления также от лошадей. Их питает государство в одних и тех же священных лесах и рощах, молочно-белых и не занятых никаким земным трудом. Их запрягают в священную колесницу, сопровождают священник и король или глава общины, которые внимательно наблюдают за его действиями и ржат. Ни в каком виде предсказаний не содержится больше веры и уверенности не только у населения, но даже у знати, даже у священников. Они считают себя слугами богов и лошадьми, исполняющими его волю.
галло-римский
В галло-римские времена поклонение Эпоне было широко распространено. [7] в северо-западных частях Римской империи .
Раннее средневековье

Валлийская легенда о Рианнон и ирландская легенда о Маха , хотя впервые записаны в христианские времена, могут указывать на воспоминания о поклонении лошадям. Белая лошадь Рианнон — еще один пример культового использования белых лошадей, что, по-видимому, является индоевропейским явлением. [8]
Храм-крепость Аркона, на мысе Аркона на немецком острове Рюген , был религиозным центром славянских рани в раннем средневековье . В храме , посвященном божеству Свантевиту , в славянские времена находился важный конный оракул, где поведение белого жеребца могло решить мир или войну – напоминая приведенный выше рассказ Тацита.
Подобные конные оракулы были обнаружены в средневековых храмах в Померанском Штеттине и Лутицианской Ретре, а также в храмах гробниц династии Мин .
Индия
В Индии поклонение лошадям в форме поклонения Хаягриве восходит к 2000 году до нашей эры. [9] когда индоарийцы начали мигрировать в долину Инда . [10] Индоарийцы поклонялись лошади за ее скорость, силу и ум. [11] [12] Поклонение Хаягриве существует и по сей день среди последователей индуизма . [13]
См. также
- Эпона
- Белая лошадь (мифология)
- Символика лошади
- Конное захоронение
- Поклонение животным
- Приручение лошади
- Лошадь (зодиак)
- Морзилло
Примечания
- ^ Герлинг, Клаудия (01 июля 2015 г.). Доисторическая мобильность и рацион питания в степях Западной Евразии с 3500 по 300 гг. до н.э.: изотопный подход . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 220. ИСБН 9783110311211 .
- ^ Кузьмина, Елена Ефимовна (2007). Происхождение индоиранцев . ISBN 9789004160545 .
- ^ Кузьмина, Елена Ефимовна (2008). Предыстория Шелкового пути . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4041-2 .
- ^ Васильев И.Б., Матвеева Г.И. Могильник у с. Съезжее на р. Самаре // Советская археология. 1979. No.4.
- ^ Дарвилл, Тимоти (1996). Доисторическая Британия с воздуха: исследование пространства, времени и общества . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 223. ИСБН 9780521551328 .
- ^ Обзор Общества древней медицины . Департамент классических исследований Пенсильванского университета. 1993. с. 131.
Гиппофагию в доримской Галлии больше нельзя отрицать. МАЛДЕР, Дж., «Исторический обзор лечения ран у животных»,
- ^ Нантонос и Сеффил, 2005 г.
- ^ Хайланд стр.6
- ^ Роберт Ханс ван Гулик . Хаягрива: Мантраянский аспект культа лошади в Китае и Японии . Архив Брилла. п. 9.
- ^ Гэвин Флойд (1996), Введение в индуизм , Cambridge University Press
- ^ Марг, Том 43 . п. 77. Родом из = Мичиганского университета.
- ^ Т. Волкер (1950). Животное в дальневосточном искусстве: и особенно в искусстве японских нэцсукэ со ссылками на китайское происхождение, традиции, легенды и искусство . БРИЛЛ. п. 102.
- ^ Культ Джаганнатхи в Северо-Восточной Индии профессора Бёмакеша Трипати и доктора Прабхаса Кумара Сингха
Ссылки
- WH Коркилл. Культы лошадей в Британии . Лондон: Фольклорное общество, 1950.
- Энн Хайланд . Лошадь в древнем мире . Страуд: Sutton Publishing, 2003. ISBN 0-7509-2160-9
- Патрис Мениэль. Жертвоприношения животных у галлов . Париж: Эрранс, 1992. ISBN 2-87772-068-3
- Нантонос и Сеффил. Географическое распространение Эпоны , EPONA.net, 2004–2007 гг.
- Тацит, Германия . Пер. Томас Гордон. Доступно онлайн в произведениях Тацита: С политическими рассуждениями об этом авторе , 5-е изд. исправлено. Дублин: Дж. Уильямс, Т. Уокер, К. Дженкин, Л. Флин и У. Хэлхед, 1777–78.
- Роберт Ханс ван Гулик. Хаягрива: Мантраянский аспект культа лошади в Китае и Японии . Лейден: Брилл, 1935.