Jump to content

Культурные изображения пятнистых гиен

След 20-тысячелетней картины пятнистой гиены из пещеры Шове , Франция.

Пятнистая гиена имеет долгую историю взаимодействия с человечеством ; изображения этого вида существуют с периода верхнего палеолита , с резьбой и картинами из пещер Ласко и Шове . [1] Этот вид имеет в значительной степени отрицательную репутацию как в западной культуре , так и в африканском фольклоре . В первом случае этот вид в основном считается уродливым и трусливым, а во втором - жадным, прожорливым, глупым и глупым, но при этом могущественным и потенциально опасным. Большую часть западных представлений об этом виде можно найти в трудах Аристотеля и Плиния Старшего , хотя и в относительно непредвзятой форме. Явные, негативные суждения встречаются в « Физиологе» , где животное изображено как гермафродит и расхититель могил . [2] Группа специалистов МСОП по гиенам считает, что негативная репутация пятнистой гиены наносит ущерб дальнейшему выживанию этого вида как в неволе, так и в дикой природе. [2] [3]

В предыстории

[ редактировать ]
Атлатля Кость мамонта «ползущая гиена», найденная в каменном убежище Ла-Мадлен , датируется примерно 12 000–17 000 лет назад.

Пятнистая гиена (подвид пещерной гиены) изображена в нескольких образцах наскального искусства верхнего палеолита во Франции. На картине из пещеры Шове изображена гиена, очерченная и изображенная в профиль, с двумя ногами, голова и передняя часть которой имеют хорошо различимый пятнистый рисунок окраски. Из-за крутого профиля экземпляра считается, что изначально на картине был изображен пещерный медведь , но затем он был изменен в виде гиены. В Ласко красно-черная наскальная живопись гиены присутствует в части пещеры, известной как Осевой Дивертикул, и изображена в профиль, с четырьмя конечностями, показывая животное с крутой спиной. Тело и длинная шея имеют пятна, в том числе на боках. На изображении пещеры в Арьеже изображена не полностью очерченная и глубоко выгравированная фигура, представляющая собой часть вытянутой шеи, плавно переходящей на проксимальной стороне в часть передней конечности животного. Голова в профиль, возможно, с повторно выгравированной мордой. Ухо типично для пятнистой гиены, так как оно закругленное. Изображение в пещере Ле Габилу в Дордонь представляет собой глубоко выгравированную зооморфную фигуру с головой спереди и удлиненной шеей с частью передней конечности в профиль. У него большие круглые глаза и короткие округлые уши, посаженные далеко друг от друга. У него широкий, похожий на линию рот, вызывающий улыбку . Хотя первоначально считалось, что это сложный или зооморфный гибрид, вполне вероятно, что это пятнистая гиена, судя по ее широкой морде и длинной шее. [1]

Предполагается, что относительная нехватка изображений гиен в наскальных рисунках палеолита связана с более низким статусом животного в иерархии поклонения животным ; Внешний вид пятнистой гиены, вероятно, не привлекал охотников ледникового периода, и ее не искали в качестве добычи. Кроме того, он не был серьезным соперником, как пещерный лев или пещерный медведь, и ему не хватало впечатляющего вида мамонта или шерстистого носорога . [1]

В Африке

[ редактировать ]
Маска пятнистой гиены из Буркина-Фасо , Музей Барруа.
Пятнистую гиену кормят в Хараре , Эфиопия.

В Африке пятнистую гиену обычно изображают как ненормальное и двойственное животное, считающееся хитрым, жестоким, некрофагом и опасным. Далее он воплощает физическую силу, чрезмерность, уродство, глупость, а также святость . Пятнистые гиены различаются по своим фольклорным и мифологическим изображениям, в зависимости от этнической группы, из которой происходят сказки. Часто бывает трудно понять, являются ли пятнистые гиены конкретными видами гиен, представленными в таких историях, особенно в Западной Африке, поскольку и пятнистым, и полосатым гиенам часто дают одни и те же имена. [4] В западноафриканских сказках пятнистые гиены символизируют безнравственность, грязные привычки, отказ от нормальной деятельности и другие негативные черты и иногда изображаются как плохие мусульмане, бросающие вызов местному анимизму , существующему среди бенгов в Кот-д'Ивуаре . В восточной Африке мифология табва изображает пятнистую гиену как солнечное животное, которое первым принесло солнце, чтобы согреть холодную землю. [4]

В культуре народа Мбугве в Танзании пятнистая гиена связана с колдовством . Согласно фольклору Мбугве, у каждой ведьмы есть одна или несколько гиен, которых называют «ночным скотом» и которые отмечены невидимым знаком. Говорят, что все гиены принадлежат ведьмам и что по-настоящему диких гиен не существует. Говорят, что лактирующих самок пятнистых гиен доят их владельцы каждую ночь , чтобы сделать гиеновое масло , а затем используют их в качестве ездовых животных. Когда ведьма приобретает ездовую гиену, он ездит на ней в далекие страны, чтобы околдовать жертву и благополучно вернуться домой до утра. Мбугве считают убийство гиен опасным, поскольку связь между гиеной и ее владельцем очень сильна и, скорее всего, приведет к тому, что ведьма будет искать возмездия. Чтобы избежать этой опасности, убитой гиене обычно отрезают и закапывают уши, хвост и передние ноги, так как именно на этих частях положено помечать клеймо ведьм. [5] В регионе Мтвара в Танзании считается, что ребенок, рожденный ночью, пока плачет гиена, скорее всего, вырастет вором. Считается, что в том же районе фекалии гиены позволяют ребенку ходить в раннем возрасте, поэтому в этом районе нередко можно увидеть детей с пометом гиены, завернутыми в одежду. [6]

Кагуру несъедобными в Танзании и Куджамаат в Южном Сенегале считают гиен и жадными гермафродитами. Мифическое африканское племя Боуда славится своими членами, способными превращаться в гиен. [2] Похожий миф встречается в Мансоа , Гвинея-Бисау. Этих « гиен-оборотней » казнят, если их обнаруживают, но они не возвращаются в свой человеческий облик после убийства. [6] В мифологии койхоев пятнистая гиена часто становится объектом проделок шакала. Фольклор гого связывает пятнистую гиену с источником смерти; В одной из сказок гиена не дает человечеству достичь бессмертия , тем самым гарантируя, что оно сможет продолжать есть трупы. Похожая история существует и среди Меру . В их повествовании верховный бог Мурунгу послал крота , чтобы сообщить человечеству, что оно переродится после смерти. Опасаясь, что это лишит ее возможности есть трупы, гиена не позволяет кроту когда-либо передать сообщение. Мифология Мади и Нуэр связывает пятнистую гиену с границей между небом и землей ; Одно время человечество поддерживало связь с Творцом на небе посредством веревки из воловьей кожи, которую впоследствии перерезала голодная гиена. [7] Пятнистая гиена является священным тотемным животным для некоторых племен педи , ее шкура часто используется вождями в качестве одежды, а ее кости — в качестве инструментов для гаданий. [8] Согласно доктрине Эфиопской православной церкви Тевахедо , гиены — нечистые животные, олицетворяющие сексуальные отклонения и беззаконие. Египетский святой авва (отец) Матевос из Асфони был связан с гиенами; Одна басня рассказывает о том, как он спас детеныша, пойманного в яме, и его мать в знак благодарности лизнула ему ноги. В эфиопском фольклоре гиене -альбиносу по прозвищу «Король гиен» приписывают огромную силу. Некоторые этнические группы Эфиопии ассоциируют себя с гиенами; Гураге традиционно верят , что их предки мигрировали из Аравии в Эфиопию, используя гиен в качестве ездовых животных. В традиции дорзе высшие жрецы-демуши обладают способностью контролировать гиен и посылать их наказывать неплатежеспособных должников. [9]

Пятнистые гиены занимают видное место в ритуалах некоторых африканских культур. В культе геледе народа йоруба в Бенине и юго-западной Нигерии пятнистая маска гиены используется на рассвете, чтобы сигнализировать об окончании церемонии эфе . Поскольку пятнистая гиена обычно доедает других хищников, животное ассоциируется с завершением всех дел. Среди культа коре народа бамбара в Мали вера в то, что пятнистые гиены - гермафродиты, кажется идеальным промежуточным звеном в ритуальной сфере. Роль маски пятнистой гиены в их ритуалах часто заключается в том, чтобы превратить неофита в полноценное моральное существо путем интеграции его мужских принципов с женскими. Люди Бенг верят, что, найдя только что убитую гиену с перевернутым анусом, нужно вставить ее обратно, чтобы не сразиться вечным смехом. Они также считают фекалии пятнистой гиены загрязняющими и эвакуируют деревню, если гиена испражняется в пределах деревни. [4] В Хараре , Эфиопия, пятнистых гиен регулярно кормят жители города, которые верят, что присутствие гиен отгоняет дьяволов, и связывают с ними мистические свойства, такие как гадание. [10]

В западной культуре

[ редактировать ]

Как несколько выдающихся авторов современности попытались примирить мир с Великим Человекоубийцей современности; как Аарон Берр нашел апологета и почти восхвалителя; и поскольку ученые комментаторы недавно обнаружили, что даже Иуда Искариот был истинным учеником , мы весьма удивлены, обнаружив, что кто-то не взялся сделать семью гиен популярной и дружелюбной в глазах человечества. Несомненно, немногие выдающиеся личности в истории пострадали больше от пагубных изобретений предрассудков. [11]

Традиционные западные представления о пятнистой гиене восходят к , Аристотеля «Истории животных» в которой этот вид описывался как некрофаг , трусливый и потенциально опасный зверь. Далее он описал, как гиена использует звуки рвоты, чтобы привлечь собак. В книге «О порождении животных » Аристотель раскритиковал ошибочное мнение о том, что пятнистая гиена является гермафродитом (которое, вероятно, возникло из-за путаницы, вызванной маскулинизированными гениталиями самки), хотя его физические описания больше соответствуют полосатой гиене. Плиний Старший поддержал изображение Аристотеля, хотя далее уточнил, что гиена может имитировать человеческие голоса. Кроме того, он писал, что гиена пользовалась большим уважением среди волхвов и что части тела гиены могли лечить различные болезни, защищать и стимулировать сексуальное желание у людей. [2]

Автор « Физиолога» , наполнивший языческие сказки духом христианского нравственного и мистического учения, возродил миф о том, что гиена — гермафродит. Автор сравнил этот вид с «двоедушными мужчинами», которые не являются ни «мужчиной, ни женщиной, то есть ни верными, ни неверными». Далее он утверждает, что « сыны Израиля подобны этому животному, поскольку вначале они служили живому Богу, но позже, предавшись удовольствиям и похоти, они поклонялись идолам». Бестиарии . Средневековья описания восприняли Физиолога , но более подробно остановились на повадках животных-некрофагов В этих бестиариях почти всегда изображаются гиены, питающиеся человеческими трупами. Эти иллюстрации были в основном основаны на описаниях Аристотеля и Плиния, хотя у животных нет пятен или других отметин на теле, что делает маловероятным, что авторы когда-либо видели гиен своими глазами. [2]

В течение 15 и 16 веков путешественники, посетившие Африку, предоставили дальнейшие описания этого вида. Лев Африканский повторил некоторые старые представления о гиене, добавив, что ее ноги и ступни похожи на человеческие. В 1551 году швейцарский натуралист Конрад Геснер отверг мнение о гермафродитизме гиен и предположил, что оно возникло из-за путаницы по поводу андрогинной рыбы, носящей то же имя. Он добавляет еще трех животных в категорию гиен, в том числе эфиопского четвероногого по имени Крокотта, которое считалось гибридом гиены и львицы. Сэр Томас Браун также выступал против предполагаемого гермафродитизма гиены, заявляя, что все животные следуют своему собственному «Закону соития», и что гермафродит нарушает его. Сэр Уолтер Рэли , пытаясь объяснить, как Ноев ковчег мог вместить все существующие виды животных, писал, что гиены — это гибриды лисиц и волков, возникшие после Великого потопа . Ссылки на вокализацию пятнистой гиены встречаются во многих современных примерах. Английская литература , в том числе Шекспира » « Как вам это понравится и Джорджа Чепмена » «Хо на восток . Джон Мильтон в своей книге «Самсон Агонистес » сравнивает этот вид с Далилой . [2]

Историки природы XVIII и XIX веков отвергли истории о гермафродитизме у гиен и признали различия между пятнистой и полосатой гиеной. Тем не менее, они продолжали сосредотачиваться на привычках этого вида к падальщикам, их способности грабить могилы и их предполагаемой трусости. В течение 20 века западные и африканские стереотипы о пятнистой гиене слились воедино; И в Эрнеста Хемингуэя » «Зеленых холмах Африки , и Диснея » в «Короле Льве черты обжорства и комической глупости, характерные для африканских изображений гиен, добавляются к западному восприятию гиен как трусливых и уродливых. [2] После выхода «Короля Льва » биологи, занимающиеся гиенами, протестовали против изображения животного: один исследователь гиен подал в суд на студии Диснея за клевету на персонажа , [12] и еще один, который организовал визит аниматоров на полевою станцию ​​поведенческих исследований Калифорнийского университета , где они наблюдали и рисовали содержащихся в неволе гиен. [2] – предложили бойкотировать фильм. [13]

  1. ^ Перейти обратно: а б с Спасов Н.; Стойчев, Т. (2004). «Присутствие пещерной гиены (Crocuta crocuta spelaea) в наскальных рисунках верхнего палеолита Европы» (PDF) . Естественная история Болгарии . 16 : 159–166. Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2012 года.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Гликман, Стивен (1995). «Пятнистая гиена от Аристотеля до Короля Льва: репутация – это все – в компании животных» , Социальные исследования , Том 62
  3. ^ Миллс и Хофер 1998 , стр. 92 и 101
  4. ^ Перейти обратно: а б с Фрембген, Юрген В. (1998). «Магия гиены: верования и практики в Западной и Южной Азии» . Азиатское фольклористика . 57 (2): 331–344. дои : 10.2307/1178757 . JSTOR   1178757 .
  5. ^ Миддлтон, Джон; Зима, Э.Х. (2004). Колдовство и волшебство в Восточной Африке , Рутледж, стр. 165–167, ISBN   0-415-33073-4
  6. ^ Перейти обратно: а б Миллс и Хофер 1998 , с. 97
  7. ^ Линч, Патрисия Энн (2004) Африканская мифология от А до Я , Infobase Publishing, стр. 47–48, ISBN   0-8160-4892-4
  8. ^ Куин, П.Дж. 1959. Еда и пищевые привычки педи . Йоханнесбург: Издательство Университета Витватерсранда, стр. 125.
  9. ^ Улиг, Зигберт (2007) Энциклопедия Эфиопии: He-N , Том 3 Энциклопедии Эфиопии, Издательство Отто Харрассовица, ISBN   3-447-05607-X . п. 97.
  10. ^ Бирбаум, Бернд (2011) В Эфиопии , Совет директоров - Книги по запросу, ISBN   3844858849 . п. 45.
  11. ^ Гудрич, С.Г. и Винчелл, А., Естественная история Джонсона (Нью-Йорк: AJ Johnson & Company, 1885), стр. 248.
  12. ^ Макферсон, Джеймс (2008). Хороший, плохой и гиена. Архивировано 27 октября 2014 года в Wayback Machine . BBC Wildlife , стр. 49–51.
  13. ^ Фрэнк, Лоуренс Д. (май 2006 г.). Girl Power , African Geographic

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c4269c316ad95688f84129bcda3f0248__1721960820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/48/c4269c316ad95688f84129bcda3f0248.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cultural depictions of spotted hyenas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)