Люди лунгу
Лунгу - это племя, состоящее из двух этнических групп банту, а именно лунгу вождя Тафуны (Мамбве-Лунгу) и лунгу вождя Мукупа Каомы (Малаила-Лунгу). Мамбве лунгу, которым посвящена основная тема этой статьи, проживают в основном на юго-западном берегу озера Танганьика в региона Руква округе Каламбо , Танзания , и на северо-востоке Замбии , главным образом в Мпулунгу и Мбала округах .В 1987 году численность лунгу в Танзании оценивалась в 34 000 человек. Независимая оценка численности лунгу в Замбии не проводилась, хотя общая численность мамбве и лунгу в Замбии в 1993 году оценивалась в 262 800 человек. [1]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Династия Тафуна вместе с династией Мукупа Каома и главными династиями Табва принадлежат к матрилинейному клану Зимба (леопарда). Однако простолюдины Тафуны имеют отцовскую линию и имеют близкое родство с мамбве, тогда как малайла лунгу Мукупа Каомы все имеют матрилинейную линию и имеют гораздо больше общего с бембой. Две основные группы лунгу были различны и обособлены на протяжении всей своей краткой истории, и нет никаких упоминаний об их сотрудничестве в каких-либо совместных усилиях против бемба.Один из первых британских чиновников однажды заметил: «Малайла Алунгу для всех практических целей — это Авемба, а Лунгу Тафуны иногда называют Мамбве или Мамбве-Лунгу». [2]
Согласно легенде, королевская линия Лунгу вождя Тафуны происходила из земли под названием Узао, к западу от озера Танганьика, на территории нынешней восточной части ДР Конго. Жители этой земли были известны как Азао и возглавлялись вождем Тандве Лесой. Они пришли группой во главе с тремя королевскими женщинами из клана Азимба. [3] Мукулу Калва вышла замуж за мужчину табва, чтобы установить вождя Нсама, в то время как Мукулу Мунакиле, также известный как Мукулу Лянсе, женился среди малайля, чтобы установить вождя Мукупы Каомы и Читоши. Старшая из сестер, Мукулу Мвенья, поселилась в Мбете на берегу озера Танганьика в современном районе Мпулунгу. Она вышла замуж за представителя семьи Синьянгве, которая, по-видимому, была самым доминирующим кланом среди лунгу. У нее была дочь по имени Чиломбо, которая вышла замуж за человека по имени Читимбити (Сиказве), у них родился сын по имени Нголве. В конце 1800-х годов клан Синьянгве пережил множество необъяснимых смертей, в которых они обвинили своего племянника Нголве в том, что он их околдовал. Они также подозревали его в сексуальной связи с тетей, женой одного из его дядей, который был главой клана. По обычаю, он выпил умвави смертельным ядом, так что если он умрет, то его признают виновным, а если его вырвало и он выживет, то он невиновен. После того, как было установлено, что его ошибочно обвинили, поскольку он вырвал ядом и остался жив, ему по обычаю должны были дать все, что он потребует. Посоветовавшись со своим отцом, он потребовал лидерства клана и так стал первым вождем Тафуна (Тафуна, от слова укутафуна — жевать или пожирать). [4]
В конце 19 века среди лунгу, номинально признававших главенство Тафуны, возникло много конфликтов. В 1860-х годах младший вождь Чунгу I стал Тафуной III, но ему было трудно сохранить свое положение в Исоко, королевской столице, и к 1867 году он переехал на запад, чтобы поселиться на реке Лифубу. Другие вожди лунгу, такие как Касонсо, Читимбва и Чибве, похоже, были независимы от Тафуны III. Вскоре после этого Тафуна III умер, но его преемник на посту обладателя титула Чунгу был больше озабочен защитой своей страны на западе от налетчиков Бембы, чем продвижением на восток и утверждением титула Тафуна. Вместо этого примерно в 1870 году другой член королевской семьи Лунгу, Какунгу, получил помощь от Типпу Типа и, несмотря на местное сопротивление, обосновался в Исоко как Тафуна IV. [5]
Войны с бембой
[ редактировать ]Лунгу, как и мамбве, потеряли большую часть своей территории в результате войны с бембой. [6]
В 1872 году Читапанква, верховный правитель бембы, отправился на север, чтобы помочь вождю фипа Лянгалиле. В то время как большая часть сил Бембы двинулась в страну Фипа, Читапанква и его сын Макаса IV были спровоцированы Зомбе на нападение на его деревню вдоль реки Лучече. Они недооценили своего противника Зомбе, который выстоял в осаде; в конце концов его сменили Читимбва и Касонсо: и вместе вожди лунгу разгромили Читапанкву. Он бежал вместе с суахили, которых он заставил помочь ему, оставив почти все их оружие. Лунгу на этот раз объединились, а Бемба — нет. Старший брат Читапанквы, Мвамба II, отказался присоединиться к кампании, и когда он услышал о поражении при Бембе, он был настолько потрясен, что пригрозил восстать. Читапанква в конце концов отомстил за это унижение. Примерно десять лет спустя он заручился поддержкой Макасы и Нкулы. Затем он повел большие силы в деревню Зомбе. Бембы с большим успехом использовали приманку и нанесли сокрушительное поражение, они утверждают, что Зомбе был убит, а его деревня сровнена с землей. [7]
Ранее, в 1860-х годах, лунгу были частью большого отряда под руководством Нгони вместе с Мамбве, Инамвангой и Ива, которые разгромили Бембу в Манге, в ходе которой они убили Мукукамфуму Касонде II, сестру Чтапанквы, и захватили ее дочь Чимбабанту, сам Макаса владел ею. уже сбежал. [8]
В 1893 году Читимукулу Сампа вместе с Макасой возглавил совместную экспедицию на север, в страну Лунгу. Судя по всему, это был ежегодный набег, который в данном случае проводился сразу после сбора урожая, когда перспективы грабежа были наиболее благоприятными. Бемба, судя по всему, двинулись на север до Лупембе, деревни Лунгу на берегу озера Танганьика. Затем они поднялись на восток, чтобы пересечь реку Каламбо над водопадом и немного севернее границы между сферами влияния Германии и Великобритании. В этот момент «бемба» столкнулась с имперским комиссаром Германской Восточной Африки Германом фон Виссманном. Виссманн, руководивший кампанией по борьбе с рабством между озерами Малави и Танганьика, имел с собой отряд из двух других офицеров и шестидесяти обученных солдат; у него также была пушка и пистолет Максима . Он разбил лагерь в укрепленной деревне старосты Лунгу Нондо. Отряд Бембы, численность которого немцы оценивали в пять тысяч человек, теперь приблизился к деревне Нондо.
Ночью 6 июля, пока немцы дежурили внутри, бемба произвели несколько выстрелов по частоколу Нондо, что стало провокацией, от которой Макаса тщетно пытался отговорить Сампу. На следующее утро бемба разместили несколько своих людей вокруг муравейников не более чем в 50 ярдах от частокола, у большинства из этих воинов было оружие. Затем Виссманн вовлек эти авангарды в дискуссию. Через переводчика Виссмана они объяснили, что Сампа не будет ссориться с немцами, если они немедленно покинут деревню Нондо; в противном случае бемба напали бы и на Лунгу, и на немцев вместе. Виссманн отказался подчиниться и предупредил бембу, что сражаться с европейцами — серьезное дело. Тем временем его коллеги-офицеры, а также некоторые бемба начали проявлять признаки нетерпения по поводу этих переговоров. Однако задержка была хорошо рассчитана, поскольку огромная масса Бембы продолжала приближаться, они становились более уязвимыми для огневой мощи Виссмана. Советник Нондо произвел первый выстрел из частокола, Виссманн бросил гранату в группу лидеров бембы; и немцы и Лунгу вышли из частокола с двумя большими орудиями. Максим был использован с разрушительным эффектом. Через несколько минут бемба в беспорядке бежали, оставив несколько человек убитыми и ранеными. Оставив своих многочисленных пленников и много другой добычи. Основные силы бембы продолжали стремительное бегство, не останавливаясь, пока не достигли границы с бембой, находящейся в четырехдневном переходе. Сам Сампа застрял в болоте, и к тому времени, когда он вернулся, люди сочли его мертвым. Немцы узнали, что трое его сыновей были убиты. [9]
Британское правление
[ редактировать ]В 1889 году лунгу заключили договоры с британцами через вождей; Тафуна, Читимбва и Чунгу. Мамбве сделали то же самое через вождя Фвамбо и вождя Кела. [10] В результате они вошли в состав протектората Северо-Восточной Родезии, который со временем стал частью Замбии. Остальная часть земель Лунгу и Мамбве теперь является частью Танзании.
Система спуска
[ редактировать ]Лунгу разделены на ряд экзогамных, рассредоточенных отцовских кланов (Умвико), почти все из которых имеют префикс слога «Си» (Отец) для мужчин и «На» (Мать) для женщин. Некоторые из наиболее распространенных из них; Я не пью, я не меняюсь, я не меняюсь, я не пью, я не шью, я не шью, я не ем, я не расту, я не Не расту, не расту, не расту. [11]
Язык
[ редактировать ]Лунгу говорят на языке банту , называемом лунгу (чилунгу), диалекте мамбве-лунгу .
Культура
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]У лунгу есть традиционная музыкальная пьеса, состоящая из танца под названием Нсимба и музыкальных инструментов Вингвенгве. У них также есть различные артисты, такие как Kalambo Hit Parade, Solo Kalenge и Эстер Намунга, которые исполняют традиционную музыку Мамбве Лунгу.
Традиционные церемонии
[ редактировать ]Валамо
[ редактировать ]Это традиционная церемония назначения вождя Тафуны. В былые времена назначенному вождю требовалось пересечь полосу воды между озером Танганьика и священным островом Мбита, держась за два каноэ. Если он выжил в путешествии, не будучи съеденным крокодилами и не упав и не утонув, это означало, что предки одобрили его. Достигнув острова, он попросил разрешения у духов Капембвы, Мбиты и Намукале стать лидером народа лунгу. [12]
Рев
[ редактировать ]Это традиционная церемония мамбве и лунгу Тафуны. Она проводится, чтобы отпраздновать успешный урожай и помолиться о дождях для следующего сельскохозяйственного сезона. Он проходит каждую последнюю субботу июня на берегу озера Чила в Мбале. Во время церемонии жены вождей преподносят образцы продуктов, выращенных в их владениях, чтобы вожди могли благословить их и поблагодарить духов предков за успешный урожай. Затем вожди пробуют еду, и субъекты могут ее есть. Церемония также включает в себя традиционные танцы и музыку. [13]
Религиозные верования
[ редактировать ]Лунгу традиционно верят в верховного бога по имени Леза. Он далек от человеческих дел, и поэтому ему не поклоняются. Главное меньшее божество Улунгу называется Капембва. Другие духи предков — Мбита, Намукале и т. д. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ [1]
- ^ Робертс, Эндрю (1973). История Бембы; Политический рост и перемены на северо-востоке Замбии до 1900 года . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 148. ИСБН 0299064506 .
- ^ Брелсфорд, Западная Вирджиния (1956). Племена Северной Родезии . Лусака: Правительственная типография. п. 67.
- ^ Гондве, Ти Джей (2022). «4». Традиционные споры о престолонаследии: анализ их причин у старшего вождя вождества Тафуна деревни Исоко в Мпулунгу, Замбия (Диссертация). Домашний репозиторий UNZA. Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ Робертс, Эндрю (1973). История Бембы; Политический рост и перемены на северо-востоке Замбии до 1900 года . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 148. ИСБН 0299064506 .
- ^ Робертс, Эндрю. «Хронология бембы (северо-восток Замбии)» . Журнал африканской истории : 221 . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Робертс, Эндрю (1973). История Бембы; Политический рост и перемены на северо-востоке Замбии до 1900 года . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. стр. 149–151. ISBN 0299064506 .
- ^ Робертс, Эндрю (1973). История Бембы; Политический рост и перемены на северо-востоке Замбии до 1900 года . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 145. ИСБН 0299064506 .
- ^ Робертс, Эндрю (1973). История Бембы; Политический рост и перемены на северо-востоке Замбии до 1900 года . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. стр. 233–235. ISBN 0299064506 .
- ^ Робертс, Эндрю (1973). История Бембы; Политический рост и перемены на северо-востоке Замбии до 1900 года . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 231. ИСБН 0299064506 .
- ^ Уиллис, Рой (1966). Фипа и родственные им народы юго-запада Танзании и северо-востока Замбии . Лондон: Международный институт. п. 42.
- ^ https://www.nor.gov.zm/?page_id=1571.
- ^ https://patintheworld.com/2017/06/20/umutomolo/
- ^ Уиллис, Рой (1966). Фипа и родственные им народы юго-запада Танзании и северо-востока Замбии . Лондон: Международный институт. п. 46.