Скользкий

В скандинавской мифологии Слейпнир / ˈ s l eɪ p n ɪər / ( древнескандинавский : [ ˈslɛipnez̠] ; «скользкий» [ 1 ] или «тапочка» [ 2 ] ) — восьминогий конь, на котором ездил Один . Слейпнир засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном . В обоих источниках Слейпнир — конь Одина, ребенок Локи и Свадильфари , описывается как лучший из всех лошадей, и иногда на нем ездят в Хель . Прозаическая Эдда содержит расширенную информацию об обстоятельствах рождения Слейпнира, а также подробности того, что он серого цвета.
Слейпнир также упоминается в загадке, найденной в легендарной саге XIII века Hervarar saga ok Heiðreks , в легендарной саге XIII века Völsunga Saga как предке лошади Грани и в книге I Gesta Danorum , написанной в XII веке Саксоном. Грамматик содержит эпизод, который, по мнению многих ученых, связан со Слейпниром. Обычно считается, что Слейпнир изображен на двух готландских камнях-изображениях 8-го века : камне-изображении Тьянгвиде и камне-изображении Ардре VIII .
Были предложены научные теории относительно потенциальной связи Слейпнира с шаманскими практиками среди скандинавских язычников . В наше время Слейпнир появляется в исландском фольклоре как создатель Асбирги , в произведениях искусства, литературе, программном обеспечении и в названиях кораблей.
Сертификаты
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]
В « Поэтической Эдде » Слейпнир появляется или упоминается в поэмах «Grímnismál» , «Sigrdrífumál» , «Baldrs draumar» и «Hyndluljóð» . В «Гримнисмале» Гримнир ( Один, замаскированный и еще не раскрывший свою личность) говорит мальчику Агнару в стихах, что Слейпнир — лучший из лошадей («Один — лучший из асов , Слейпнир из лошадей»). [ 3 ] В «Сигрдрифумале » валькирия следует вырезать « Сигрдрифа говорит герою Сигурду , что руны на зубах Слейпнира и на ремнях саней». [ 4 ] В «Драумаре Бальдра» , после того, как асы собрались по поводу плохих снов бога Бальдра , Один надевает седло на Слейпнира, и они оба направляются к месту Хель . [ 5 ] Völuspá hin skamma В разделе Хюндлулйода говорится, что Локи создал « волка » с помощью Ангрбоды , создал Слейпнира с помощью Свадильфари и, в-третьих, «одного монстра, считавшегося самым зловещим, который произошел от Билейстра ». брата [ 6 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]

В Прозаической Эдды книге «Гилфагиннинг» Слейпнир впервые упоминается в главе 15, где восседающая на троне фигура Хай говорит, что каждый день асы переезжают мост Биврёст , и приводит список лошадей асов. Список начинается со Слейпнира: «Лучший Слейпнир, он Одина, у него восемь ног». [ 7 ] В главе 41 Хай цитирует строфу Grimnismál , в которой упоминается Слейпнир. [ 8 ]
В главе 42 описывается происхождение Слейпнира. Ганглери (описанный ранее в книге как переодетый король Гильфи ) спрашивает Хай, кому принадлежит конь Слейпнир и что о нем можно рассказать. Хай выражает удивление по поводу того, что Ганглери не знает о Слейпнире и его происхождении. Хай рассказывает историю, действие которой происходит «в самом начале поселения богов, когда боги основали Мидгард и построили Вал-Холл » о неназванном строителе, который предложил построить для богов укрепление за три сезона, которое в обмен защитит от захватчиков. для богини Фрейи - солнце и луна . После некоторых споров боги соглашаются на это, но налагают на строителя ряд ограничений, в том числе то, что он должен завершить работу в течение трех сезонов без помощи человека. Строитель делает один запрос; что ему может помочь его жеребец Свадильфари , и из-за влияния Локи это разрешено. Жеребец Свадильфари совершает в два раза больше сил, чем строитель, и, к удивлению богов, тащит огромные камни. Строитель вместе со Свадилфари быстро продвигается по стене, и за три дня до летнего срока строитель был почти у входа в укрепление. Боги собрались и выяснили, кто несет ответственность, в результате чего было единогласно решено, что, наряду с большинством неприятностей, виноват Локи. [ 9 ]
Боги заявляют, что Локи заслужил бы ужасную смерть, если бы он не смог найти план, который заставил бы строителя лишиться оплаты, и пригрозили напасть на него. Локи, испугавшись, поклялся, что разработает план, как лишить строителя платежа, чего бы это ему ни стоило. Той ночью строитель поехал за камнем на своем жеребце Свадильфари, и из леса выбежала кобыла. Кобыла заржала Свадильфари, и, «поняв, что это за лошадь», Свадильфари пришел в ярость, заржал, разорвал снасти и побежал к кобыле. Кобыла побежала в лес, Свадильфари последовал за ней, а строитель погнался за ней. Две лошади бегали всю ночь, из-за чего строительные работы были приостановлены на ночь, и прежний темп строительных работ, который строитель мог поддерживать, не был продолжен. [ 10 ]
Когда асы понимают, что строитель - хримтурс , они игнорируют свои предыдущие клятвы, данные строителю, и зовут Тора. Прибывает Тор и убивает строителя, разбивая его череп на осколки молотом Мьёльнир . Однако Локи имел «такие дела» со Свадильфари, что «несколько позже» Локи родил серого жеребенка с восемью ногами; конь Слейпнир, «лучший конь среди богов и людей». [ 10 ]
В главе 49 Хай описывает смерть бога Бальдра . Хермодр соглашается поехать в Хель, чтобы предложить выкуп за возвращение Бальдра, и поэтому «тогда лошадь Одина Слейпнир была приведена в порядок и поведена вперед». Хермод садится на Слейпнира и уезжает. Хермод едет девять ночей по глубоким темным долинам, где Хермод ничего не видит. Эти двое достигают реки Гьёлль охраняющую мост , а затем продолжают путь к мосту Гьёлль, где встречают девушку по имени Модгудр, . Между Хермодом и Модгудом происходит некоторый диалог, в том числе тот, что Модгудр отмечает, что недавно по мосту проехали пять батальонов мертвецов, которые издавали меньше шума, чем он. Слейпнир и Хермодр продолжают «вниз и на север» по дороге в Хель, пока они оба не доберутся до ворот Хель. Слейпнира Хермод спешивается со Слейпнира, обтягивает , садится на него и подстегивает Слейпнира. Слейпнир «так сильно прыгнул через ворота, что даже близко не подошел». Хермод подъезжает к залу и слезает со Слейпнира. После того, как просьбы Хермода к Хель вернуть Бальдра принимаются при условии, Хермод и Бальдр возвращаются своим путем назад и возвращаются в Асгард . [ 11 ]
В главе 16 книги Skáldskaparmál « Локи получил кеннинг родственник Слейпнира». [ 12 ] В главе 17 приводится история, в которой Один едет на Слейпнире в землю Ётунхеймр и прибывает в резиденцию ётуна Хрунгнира . Хрунгнир спрашивает, «что это был за человек», носящий золотой шлем, «ездящий по небу и морю», и говорит, что у незнакомца «дивно хороший конь». Один готов поспорить, что во всем Ётунхейме не найти такой хорошей лошади. Хрунгнир признал, что это была прекрасная лошадь, но заявил, что у него есть лошадь с гораздо более длинным шагом; Гуллфакси . Разгневанный Хрунгнир прыгает на вершину Гуллфакси, намереваясь напасть на Одина за его хвастовство. Один мчится впереди Хрунгнира, и в ярости Хрунгнир обнаруживает, что ворвался в врата Асгарда. [ 13 ] В главе 58 Слейпнир упоминается среди списка лошадей в Торгримстуле : «Храфн и Слейпнир, великолепные лошади [...]». [ 14 ] Кроме того, Слейпнир дважды встречается в кеннингах для слова « корабль » (один раз появляется в главе 25 в работе скальда Рефра , а «море-Слейпнир» появляется в главе 49 в Хусдрапе , работе скальда X века Ульфа Уггасона ). [ 15 ]
Сага о Хервараре и Хейдреке
[ редактировать ]
В саге о Хервараре ok Heiðreks стихотворение Heiðreks gátur содержит загадку, в которой упоминаются Слейпнир и Один:
- 36. Гестумблинди сказал:
- «Кто эти двое
- что на десять футов бежать?
- у них три глаза,
- но только один хвост.
- Хорошо, угадай теперь
- эта загадка, Хейтрек!"
Сага о Вельсунге
[ редактировать ]В 13-й главе саги о Вёльсунгах герой Сигурд направляется в лес и встречает длиннобородого старика, которого никогда раньше не видел. Сигурд сообщает старику, что собирается выбрать лошадь, и просит старика пойти с ним, чтобы помочь ему принять решение. Старик говорит, что им следует отогнать лошадей к реке Бусилтьёрн. Эти двое загоняют лошадей в глубины Бусильтьёрна, и все лошади плывут обратно на землю, кроме большой, молодой и красивой серой лошади, на которой никто никогда не садился. Седобородый старик говорит, что конь из «рода Слейпнира» и что «его надо бережно воспитывать, потому что он станет лучше любого другого коня». Старик исчезает. Сигурд называет коня Грани , а в повествовании добавляется, что стариком был не кто иной, как (бог) Один . [ 17 ]
Дела датчан
[ редактировать ]
Обычно считается, что Слейпнир появился в последовательности событий, описанных в первой книге Gesta Danorum . [ 18 ]
В книге I молодой Хадингус встречает «некоего пожилого человека, потерявшего глаз», который объединяет его с Лизером. Хадинг и Лизер отправились войной на Локера, правителя Курляндии . Потерпев поражение, старик берет Хадингуса с собой на свою лошадь, когда они бегут к дому старика, и они оба пьют бодрящий напиток. Старик поет пророчество и увозит Хадингуса туда, где он нашел его на своей лошади. старика На обратном пути Хадингус дрожит под мантией и выглядывает из ее нор. Хадингус понимает, что Слейпнир бежит по морю: «и он увидел, что перед шагами коня лежит море; но ему было сказано не украдкой мельком увидеть запретную вещь, и поэтому он отвел свои изумленные глаза от ужасного зрелища дороги, по которым он путешествовал». [ 19 ]
Во второй книге Биарко упоминает Одина и Слейпнира: «Если я смогу взглянуть на ужасного мужа Фригг , как бы он ни был прикрыт своим белым щитом, и направить его высокого коня, он никоим образом не выйдет безопасным из Лейры ; это законно сломить на войне бога, ведущего войну». [ 20 ]
Археологические данные
[ редактировать ]VIII века На двух камнях с изображениями с острова Готланд в Швеции изображены восьминогие лошади, которые, по мнению большинства ученых, изображают Слейпнира: камень с изображением Тьянгвиде и камень с изображением Ардре VIII . На обоих камнях изображен всадник, сидящий на восьминогом коне, которого некоторые ученые считают Одином. Над всадником на камне-изображении Тьангвиде изображена горизонтальная фигура с копьем, которая может быть валькирией , а женская фигура приветствует всадника с чашей. Сцена была интерпретирована как всадник, прибывающий в мир мертвых. [ 21 ] середины VII века, Камень Эггья носящий одиническое имя харас ( древнескандинавский «армейский бог»), можно интерпретировать как изображение Слейпнира. [ 22 ] Некоторые ученые также полагают, что английская руническая надпись 2 (11 век) изображает Слейпнира. [ 23 ]
-
Камень с изображением Ардре VIII
Теории
[ редактировать ]
Джон Линдоу предполагает, что «связь Слейпнира с миром мертвых придает особую остроту одному из кеннингов, в котором Слейпнир появляется как конское слово», имея в виду использование скальдом Ульфром Уггасоном слова «морской Слейпнир» в его « Хусдрапе » : в котором описываются похороны Бальдра. Линдоу продолжает, что «его использование Слейпнира в кеннинге может показать, что роль Слейпнира в неудавшемся возвращении Бальдра была известна в то время и в Исландии; это определенно указывает на то, что Слейпнир был активным участником мифологии последних десятилетий язычества. ." Линдоу добавляет, что восемь ног Слейпнира «интерпретировались как признак большой скорости или как неясно связанные с деятельностью культа». [ 21 ]
Хильда Эллис Дэвидсон говорит, что «восьминогий конь Одина — типичный скакун шамана» и что в путешествиях шамана на небеса или в подземный мир шаман «обычно изображается верхом на какой-нибудь птице или животном». Дэвидсон говорит, что, хотя существо может различаться, лошадь довольно распространена «в странах, где лошади широко распространены, и способность Слейпнира нести бога по воздуху типична для скакуна шамана», и приводит пример из исследования Шаманизм Мирчи Элиаде восьминогого жеребенка из рассказа бурятского шамана. Дэвидсон говорит, что, хотя предпринимались попытки связать Слейпнира с лошадками и конями длиной более четырех футов, которые появляются на карнавалах и шествиях, «более плодотворное сходство, по-видимому, обнаруживается на носилках , на которых несут мертвеца в похоронную процессию, сопровождаемую четырьмя носильщиками; его везут таким образом, его можно описать как едущего на восьминогом коне». В качестве примера Дэвидсон приводит погребальную панихиду народа Гонди. в Индии, как записано Верье Элвином , заявив, что «он содержит отсылки к Багри Маро , лошади с восемью ногами, и из песни ясно, что это носилки мертвеца». Дэвидсон говорит, что эту песню поют, когда умирает выдающаяся Мурия , и приводит куплет: [ 24 ]
- Что это за лошадь?
- Это лошадь Багри Маро.
- Что мы должны сказать о его ногах?
- У этой лошади восемь ног.
- Что нам следует сказать о его головах?
- У этой лошади четыре головы. . . .
- Возьмите уздечку и садитесь на лошадь. [ 24 ]
Дэвидсон добавляет, что изображение коня Одина как восьминогого могло возникнуть естественным образом из такого изображения и что «это соответствует изображению Слейпнира как лошади, которая могла нести своего всадника в страну мертвых». [ 24 ]
Улла Луманд цитирует Слейпнира и летающую лошадь Хофварпнира как «яркие примеры» лошадей в скандинавской мифологии, способных «посредничать между землей и небом, между Асгардом , Мидгардом и Атгардом , а также между миром смертных людей и подземным миром». [ 25 ]
Энциклопедия индоевропейской культуры предполагает, что восемь ног Слейпнира могут быть остатками божественных близнецов , связанных с лошадьми , найденных в индоевропейских культурах и в конечном итоге происходящих из протоиндоевропейской религии . В энциклопедии говорится, что «[...] Слейпнир рождается с дополнительной парой ног, таким образом представляя собой оригинальную пару лошадей. Подобно Фрейру и Ньёрду , Слейпнир несет ответственность за перенос мертвых в потусторонний мир». Энциклопедия приводит параллели между рождением Слейпнира и мифами, первоначально указывающими на кельтскую богиню, родившую близнецов Божественных лошадей. Эти элементы включают требование богини со стороны нежеланного поклонника ( хримтуры, требующие богиню Фрейю ) и соблазнение строителей. [ 26 ]
Современное влияние
[ редактировать ]Согласно исландскому фольклору, в форме подковы, каньон Асбирги расположенный в национальном парке Йёкульсаргльюфур , на севере Исландии был образован копытом Слейпнира. [ 27 ] Слейпнир изображен с Одином на Дагфина Веренскиольда деревянном рельефе «Один на Слейпнире » (1945–1950) на внешней стороне мэрии Осло в Осло , Норвегия . [ 28 ] Слейпнир был и остается популярным названием кораблей в Северной Европе, а Редьярда Киплинга в рассказе « Слейпнер, поздняя Туринда » (1888) фигурирует лошадь по имени Слейпнер. [ 29 ] [ 27 ] Статуя Слейпнира (1998 г.) стоит в Веднсбери , Англия , городе, получившем свое название от англосаксонской версии Одина, Wōden . [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Список лошадей в мифологии и фольклоре
- Хелхест , трёхногий «хельский конь» из позднего скандинавского фольклора.
- Лошади в германском язычестве
- « Талтос конь», шестиногая лошадь в венгерском фольклоре.
- Пегас — крылатый конь из греческой мифологии.
- Белый жеребец Синтерклааса , на котором он зимой скачет по крышам
- Лошадь в скандинавской мифологии
Примечания
[ редактировать ]
- ^ Орчард (1997:151).
- ^ Кермод (1904:6).
- ^ Ларрингтон (1999:58).
- ^ Ларрингтон (1999:169).
- ^ Ларрингтон (1999:243).
- ^ Ларрингтон (1999:258).
- ^ Фолкс (1995:18).
- ^ Фолкс (1995:34).
- ^ Фолкс (1995:35).
- ^ Перейти обратно: а б Фолкс (1995:36).
- ^ Фолкс (1995: 49–50).
- ^ Фолкс (1995:76).
- ^ Фолкс (1995:77).
- ^ Фолкс (1995:136).
- ^ Фолкс (1995: 92 и 121).
- ^ Холландер (1936:99).
- ^ Бьок (1990:56).
- ^ Линдоу (2001: 276–277).
- ^ Грамматикус и Элтон (2006: 104–105).
- ^ Грамматикус и Элтон (2006:147).
- ^ Перейти обратно: а б Линдоу (2001:277).
- ^ Симек (2007:140).
- ^ Форте, Орам и Педерсен (2005), Империи викингов , ISBN 0-521-82992-5 стр. 73
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвидсон (1990:142–143).
- ^ Луманд (2006:133).
- ^ Мэллори. Адамс (1997:163).
- ^ Перейти обратно: а б Симек (2007:294).
- ^ Муниципалитет Осло (26 июня 2001 г.). «Иггдрасильфрисен» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Проверено 2 декабря 2008 г.
- ^ Киплинг, Редьярд (1909). Позади Воронки . Нью-Йорк: BW Dodge & Company . Проверено 16 марта 2014 г.
- ^ Нослопи, Уотерхаус (2005:181).
Ссылки
[ редактировать ]- Бьок, Джесси (Пер.) (1990). Сага о Вольсунгах: скандинавский эпос о Сигурде Убийце Драконов . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-23285-2
- Эллис Дэвидсон, HR (1990). Боги и мифы Северной Европы . Пингвин . ISBN 0-14-013627-4
- Фолкс, Энтони (Пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3
- Грамматик, Саксон ; Элтон, Оливер (1905). Датская история . Нью-Йорк: Общество Норроены. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 16 марта 2014 г. (перепечатано в 2005 году БиблиоБазаром )
- Холландер, Ли Милтон (1936). Древнескандинавские стихи: самый важный нескальдический стих, не включенный в «Поэтическую Эдду». Архивировано 25 января 2009 года в Wayback Machine . Издательство Колумбийского университета
- Кермод, Филип Мур Кэллоу (1904). Следы скандинавской мифологии на острове Мэн . Издательство Гарвардского университета .
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0
- Луманд, Улла (2006). «Лошадь и ее роль в исландской погребальной практике, мифологии и обществе». В Андрене, Андерс; Дженнберт, Кристина; и др. (ред.). Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействие, Международная конференция в Лунде, Швеция, 3–7 июня 2004 г. Лунд: Nordic Academic Press. ISBN 91-89116-81-Х .
- Мэллори, Дж. П. Адамс, Дуглас К. (редакторы) (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 1-884964-98-2
- Нослопи, Джордж Томас. Уотерхаус, Фиона (2005). Общественная скульптура Стаффордшира и Черной страны . Издательство Ливерпульского университета . ISBN 0-85323-989-4
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Симек, Рудольф (2007) в переводе Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1