Jump to content

Скользкий

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Детальное изображение Слейпнира на камне-изображении Тьянгвиде .

В скандинавской мифологии Слейпнир / ˈ s l p n ɪər / ( древнескандинавский : [ ˈslɛipnez̠] ; «скользкий» [ 1 ] или «тапочка» [ 2 ] ) — восьминогий конь, на котором ездил Один . Слейпнир засвидетельствован в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном . В обоих источниках Слейпнир — конь Одина, ребенок Локи и Свадильфари , описывается как лучший из всех лошадей, и иногда на нем ездят в Хель . Прозаическая Эдда содержит расширенную информацию об обстоятельствах рождения Слейпнира, а также подробности того, что он серого цвета.

Слейпнир также упоминается в загадке, найденной в легендарной саге XIII века Hervarar saga ok Heiðreks , в легендарной саге XIII века Völsunga Saga как предке лошади Грани и в книге I Gesta Danorum , написанной в XII веке Саксоном. Грамматик содержит эпизод, который, по мнению многих ученых, связан со Слейпниром. Обычно считается, что Слейпнир изображен на двух готландских камнях-изображениях 8-го века : камне-изображении Тьянгвиде и камне-изображении Ардре VIII .

Были предложены научные теории относительно потенциальной связи Слейпнира с шаманскими практиками среди скандинавских язычников . В наше время Слейпнир появляется в исландском фольклоре как создатель Асбирги , в произведениях искусства, литературе, программном обеспечении и в названиях кораблей.

Сертификаты

[ редактировать ]

Поэтическая Эдда

[ редактировать ]
«Один и Слейпнир» (1911) Джона Бауэра .

В « Поэтической Эдде » Слейпнир появляется или упоминается в поэмах «Grímnismál» , «Sigrdrífumál» , «Baldrs draumar» и «Hyndluljóð» . В «Гримнисмале» Гримнир ( Один, замаскированный и еще не раскрывший свою личность) говорит мальчику Агнару в стихах, что Слейпнир — лучший из лошадей («Один — лучший из асов , Слейпнир из лошадей»). [ 3 ] В «Сигрдрифумале » валькирия следует вырезать « Сигрдрифа говорит герою Сигурду , что руны на зубах Слейпнира и на ремнях саней». [ 4 ] В «Драумаре Бальдра» , после того, как асы собрались по поводу плохих снов бога Бальдра , Один надевает седло на Слейпнира, и они оба направляются к месту Хель . [ 5 ] Völuspá hin skamma В разделе Хюндлулйода говорится, что Локи создал « волка » с помощью Ангрбоды , создал Слейпнира с помощью Свадильфари и, в-третьих, «одного монстра, считавшегося самым зловещим, который произошел от Билейстра ». брата [ 6 ]

Проза Эдда

[ редактировать ]
Иллюстрация Одина верхом на Слейпнире из исландского манускрипта XVIII века.
XVIII века Иллюстрация рукописи Прозаической Эдды с изображением Хермода на Слейпнире (слева), Бальдра (вверху справа) и Хель (внизу справа).

В Прозаической Эдды книге «Гилфагиннинг» Слейпнир впервые упоминается в главе 15, где восседающая на троне фигура Хай говорит, что каждый день асы переезжают мост Биврёст , и приводит список лошадей асов. Список начинается со Слейпнира: «Лучший Слейпнир, он Одина, у него восемь ног». [ 7 ] В главе 41 Хай цитирует строфу Grimnismál , в которой упоминается Слейпнир. [ 8 ]

В главе 42 описывается происхождение Слейпнира. Ганглери (описанный ранее в книге как переодетый король Гильфи ) спрашивает Хай, кому принадлежит конь Слейпнир и что о нем можно рассказать. Хай выражает удивление по поводу того, что Ганглери не знает о Слейпнире и его происхождении. Хай рассказывает историю, действие которой происходит «в самом начале поселения богов, когда боги основали Мидгард и построили Вал-Холл » о неназванном строителе, который предложил построить для богов укрепление за три сезона, которое в обмен защитит от захватчиков. для богини Фрейи - солнце и луна . После некоторых споров боги соглашаются на это, но налагают на строителя ряд ограничений, в том числе то, что он должен завершить работу в течение трех сезонов без помощи человека. Строитель делает один запрос; что ему может помочь его жеребец Свадильфари , и из-за влияния Локи это разрешено. Жеребец Свадильфари совершает в два раза больше сил, чем строитель, и, к удивлению богов, тащит огромные камни. Строитель вместе со Свадилфари быстро продвигается по стене, и за три дня до летнего срока строитель был почти у входа в укрепление. Боги собрались и выяснили, кто несет ответственность, в результате чего было единогласно решено, что, наряду с большинством неприятностей, виноват Локи. [ 9 ]

Боги заявляют, что Локи заслужил бы ужасную смерть, если бы он не смог найти план, который заставил бы строителя лишиться оплаты, и пригрозили напасть на него. Локи, испугавшись, поклялся, что разработает план, как лишить строителя платежа, чего бы это ему ни стоило. Той ночью строитель поехал за камнем на своем жеребце Свадильфари, и из леса выбежала кобыла. Кобыла заржала Свадильфари, и, «поняв, что это за лошадь», Свадильфари пришел в ярость, заржал, разорвал снасти и побежал к кобыле. Кобыла побежала в лес, Свадильфари последовал за ней, а строитель погнался за ней. Две лошади бегали всю ночь, из-за чего строительные работы были приостановлены на ночь, и прежний темп строительных работ, который строитель мог поддерживать, не был продолжен. [ 10 ]

Когда асы понимают, что строитель - хримтурс , они игнорируют свои предыдущие клятвы, данные строителю, и зовут Тора. Прибывает Тор и убивает строителя, разбивая его череп на осколки молотом Мьёльнир . Однако Локи имел «такие дела» со Свадильфари, что «несколько позже» Локи родил серого жеребенка с восемью ногами; конь Слейпнир, «лучший конь среди богов и людей». [ 10 ]

В главе 49 Хай описывает смерть бога Бальдра . Хермодр соглашается поехать в Хель, чтобы предложить выкуп за возвращение Бальдра, и поэтому «тогда лошадь Одина Слейпнир была приведена в порядок и поведена вперед». Хермод садится на Слейпнира и уезжает. Хермод едет девять ночей по глубоким темным долинам, где Хермод ничего не видит. Эти двое достигают реки Гьёлль охраняющую мост , а затем продолжают путь к мосту Гьёлль, где встречают девушку по имени Модгудр, . Между Хермодом и Модгудом происходит некоторый диалог, в том числе тот, что Модгудр отмечает, что недавно по мосту проехали пять батальонов мертвецов, которые издавали меньше шума, чем он. Слейпнир и Хермодр продолжают «вниз и на север» по дороге в Хель, пока они оба не доберутся до ворот Хель. Слейпнира Хермод спешивается со Слейпнира, обтягивает , садится на него и подстегивает Слейпнира. Слейпнир «так сильно прыгнул через ворота, что даже близко не подошел». Хермод подъезжает к залу и слезает со Слейпнира. После того, как просьбы Хермода к Хель вернуть Бальдра принимаются при условии, Хермод и Бальдр возвращаются своим путем назад и возвращаются в Асгард . [ 11 ]

В главе 16 книги Skáldskaparmál « Локи получил кеннинг родственник Слейпнира». [ 12 ] В главе 17 приводится история, в которой Один едет на Слейпнире в землю Ётунхеймр и прибывает в резиденцию ётуна Хрунгнира . Хрунгнир спрашивает, «что это был за человек», носящий золотой шлем, «ездящий по небу и морю», и говорит, что у незнакомца «дивно хороший конь». Один готов поспорить, что во всем Ётунхейме не найти такой хорошей лошади. Хрунгнир признал, что это была прекрасная лошадь, но заявил, что у него есть лошадь с гораздо более длинным шагом; Гуллфакси . Разгневанный Хрунгнир прыгает на вершину Гуллфакси, намереваясь напасть на Одина за его хвастовство. Один мчится впереди Хрунгнира, и в ярости Хрунгнир обнаруживает, что ворвался в врата Асгарда. [ 13 ] В главе 58 Слейпнир упоминается среди списка лошадей в Торгримстуле : «Храфн и Слейпнир, великолепные лошади [...]». [ 14 ] Кроме того, Слейпнир дважды встречается в кеннингах для слова « корабль » (один раз появляется в главе 25 в работе скальда Рефра , а «море-Слейпнир» появляется в главе 49 в Хусдрапе , работе скальда X века Ульфа Уггасона ). [ 15 ]

Сага о Хервараре и Хейдреке

[ редактировать ]
Один сидит верхом на своем коне Слейпнире, воронах Хугинне и Мунинне, волки Гери и Фреки а неподалеку (1895 г.) работы Лоренца Фрёлиха .

В саге о Хервараре ok Heiðreks стихотворение Heiðreks gátur содержит загадку, в которой упоминаются Слейпнир и Один:

36. Гестумблинди сказал:
«Кто эти двое
что на десять футов бежать?
у них три глаза,
но только один хвост.
Хорошо, угадай теперь
эта загадка, Хейтрек!"
Хейтрек сказал:
«Хороша твоя загадка, Гестумблинди,
и предположил, что это:
это Один верхом на Слейпнире». [ 16 ]

Сага о Вельсунге

[ редактировать ]

В 13-й главе саги о Вёльсунгах герой Сигурд направляется в лес и встречает длиннобородого старика, которого никогда раньше не видел. Сигурд сообщает старику, что собирается выбрать лошадь, и просит старика пойти с ним, чтобы помочь ему принять решение. Старик говорит, что им следует отогнать лошадей к реке Бусилтьёрн. Эти двое загоняют лошадей в глубины Бусильтьёрна, и все лошади плывут обратно на землю, кроме большой, молодой и красивой серой лошади, на которой никто никогда не садился. Седобородый старик говорит, что конь из «рода Слейпнира» и что «его надо бережно воспитывать, потому что он станет лучше любого другого коня». Старик исчезает. Сигурд называет коня Грани , а в повествовании добавляется, что стариком был не кто иной, как (бог) Один . [ 17 ]

Дела датчан

[ редактировать ]
«Хадингус и старик» (1898) Луи Мо .

Обычно считается, что Слейпнир появился в последовательности событий, описанных в первой книге Gesta Danorum . [ 18 ]

В книге I молодой Хадингус встречает «некоего пожилого человека, потерявшего глаз», который объединяет его с Лизером. Хадинг и Лизер отправились войной на Локера, правителя Курляндии . Потерпев поражение, старик берет Хадингуса с собой на свою лошадь, когда они бегут к дому старика, и они оба пьют бодрящий напиток. Старик поет пророчество и увозит Хадингуса туда, где он нашел его на своей лошади. старика На обратном пути Хадингус дрожит под мантией и выглядывает из ее нор. Хадингус понимает, что Слейпнир бежит по морю: «и он увидел, что перед шагами коня лежит море; но ему было сказано не украдкой мельком увидеть запретную вещь, и поэтому он отвел свои изумленные глаза от ужасного зрелища дороги, по которым он путешествовал». [ 19 ]

Во второй книге Биарко упоминает Одина и Слейпнира: «Если я смогу взглянуть на ужасного мужа Фригг , как бы он ни был прикрыт своим белым щитом, и направить его высокого коня, он никоим образом не выйдет безопасным из Лейры ; это законно сломить на войне бога, ведущего войну». [ 20 ]

Археологические данные

[ редактировать ]

VIII века На двух камнях с изображениями с острова Готланд в Швеции изображены восьминогие лошади, которые, по мнению большинства ученых, изображают Слейпнира: камень с изображением Тьянгвиде и камень с изображением Ардре VIII . На обоих камнях изображен всадник, сидящий на восьминогом коне, которого некоторые ученые считают Одином. Над всадником на камне-изображении Тьангвиде изображена горизонтальная фигура с копьем, которая может быть валькирией , а женская фигура приветствует всадника с чашей. Сцена была интерпретирована как всадник, прибывающий в мир мертвых. [ 21 ] середины VII века, Камень Эггья носящий одиническое имя харас ( древнескандинавский «армейский бог»), можно интерпретировать как изображение Слейпнира. [ 22 ] Некоторые ученые также полагают, что английская руническая надпись 2 (11 век) изображает Слейпнира. [ 23 ]

« Один едет в Хель » (1908) У. Г. Коллингвуда .

Джон Линдоу предполагает, что «связь Слейпнира с миром мертвых придает особую остроту одному из кеннингов, в котором Слейпнир появляется как конское слово», имея в виду использование скальдом Ульфром Уггасоном слова «морской Слейпнир» в его « Хусдрапе » : в котором описываются похороны Бальдра. Линдоу продолжает, что «его использование Слейпнира в кеннинге может показать, что роль Слейпнира в неудавшемся возвращении Бальдра была известна в то время и в Исландии; это определенно указывает на то, что Слейпнир был активным участником мифологии последних десятилетий язычества. ." Линдоу добавляет, что восемь ног Слейпнира «интерпретировались как признак большой скорости или как неясно связанные с деятельностью культа». [ 21 ]

Хильда Эллис Дэвидсон говорит, что «восьминогий конь Одина — типичный скакун шамана» и что в путешествиях шамана на небеса или в подземный мир шаман «обычно изображается верхом на какой-нибудь птице или животном». Дэвидсон говорит, что, хотя существо может различаться, лошадь довольно распространена «в странах, где лошади широко распространены, и способность Слейпнира нести бога по воздуху типична для скакуна шамана», и приводит пример из исследования Шаманизм Мирчи Элиаде восьминогого жеребенка из рассказа бурятского шамана. Дэвидсон говорит, что, хотя предпринимались попытки связать Слейпнира с лошадками и конями длиной более четырех футов, которые появляются на карнавалах и шествиях, «более плодотворное сходство, по-видимому, обнаруживается на носилках , на которых несут мертвеца в похоронную процессию, сопровождаемую четырьмя носильщиками; его везут таким образом, его можно описать как едущего на восьминогом коне». В качестве примера Дэвидсон приводит погребальную панихиду народа Гонди. в Индии, как записано Верье Элвином , заявив, что «он содержит отсылки к Багри Маро , лошади с восемью ногами, и из песни ясно, что это носилки мертвеца». Дэвидсон говорит, что эту песню поют, когда умирает выдающаяся Мурия , и приводит куплет: [ 24 ]

Что это за лошадь?
Это лошадь Багри Маро.
Что мы должны сказать о его ногах?
У этой лошади восемь ног.
Что нам следует сказать о его головах?
У этой лошади четыре головы. . . .
Возьмите уздечку и садитесь на лошадь. [ 24 ]

Дэвидсон добавляет, что изображение коня Одина как восьминогого могло возникнуть естественным образом из такого изображения и что «это соответствует изображению Слейпнира как лошади, которая могла нести своего всадника в страну мертвых». [ 24 ]

Улла Луманд цитирует Слейпнира и летающую лошадь Хофварпнира как «яркие примеры» лошадей в скандинавской мифологии, способных «посредничать между землей и небом, между Асгардом , Мидгардом и Атгардом , а также между миром смертных людей и подземным миром». [ 25 ]

Энциклопедия индоевропейской культуры предполагает, что восемь ног Слейпнира могут быть остатками божественных близнецов , связанных с лошадьми , найденных в индоевропейских культурах и в конечном итоге происходящих из протоиндоевропейской религии . В энциклопедии говорится, что «[...] Слейпнир рождается с дополнительной парой ног, таким образом представляя собой оригинальную пару лошадей. Подобно Фрейру и Ньёрду , Слейпнир несет ответственность за перенос мертвых в потусторонний мир». Энциклопедия приводит параллели между рождением Слейпнира и мифами, первоначально указывающими на кельтскую богиню, родившую близнецов Божественных лошадей. Эти элементы включают требование богини со стороны нежеланного поклонника ( хримтуры, требующие богиню Фрейю ) и соблазнение строителей. [ 26 ]

Современное влияние

[ редактировать ]
Подковообразный каньон Асбырги .

Согласно исландскому фольклору, в форме подковы, каньон Асбирги расположенный в национальном парке Йёкульсаргльюфур , на севере Исландии был образован копытом Слейпнира. [ 27 ] Слейпнир изображен с Одином на Дагфина Веренскиольда деревянном рельефе «Один на Слейпнире » (1945–1950) на внешней стороне мэрии Осло в Осло , Норвегия . [ 28 ] Слейпнир был и остается популярным названием кораблей в Северной Европе, а Редьярда Киплинга в рассказе « Слейпнер, поздняя Туринда » (1888) фигурирует лошадь по имени Слейпнер. [ 29 ] [ 27 ] Статуя Слейпнира (1998 г.) стоит в Веднсбери , Англия , городе, получившем свое название от англосаксонской версии Одина, Wōden . [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Орчард (1997:151).
  2. ^ Кермод (1904:6).
  3. ^ Ларрингтон (1999:58).
  4. ^ Ларрингтон (1999:169).
  5. ^ Ларрингтон (1999:243).
  6. ^ Ларрингтон (1999:258).
  7. ^ Фолкс (1995:18).
  8. ^ Фолкс (1995:34).
  9. ^ Фолкс (1995:35).
  10. ^ Перейти обратно: а б Фолкс (1995:36).
  11. ^ Фолкс (1995: 49–50).
  12. ^ Фолкс (1995:76).
  13. ^ Фолкс (1995:77).
  14. ^ Фолкс (1995:136).
  15. ^ Фолкс (1995: 92 и 121).
  16. ^ Холландер (1936:99).
  17. ^ Бьок (1990:56).
  18. ^ Линдоу (2001: 276–277).
  19. ^ Грамматикус и Элтон (2006: 104–105).
  20. ^ Грамматикус и Элтон (2006:147).
  21. ^ Перейти обратно: а б Линдоу (2001:277).
  22. ^ Симек (2007:140).
  23. ^ Форте, Орам и Педерсен (2005), Империи викингов , ISBN   0-521-82992-5 стр. 73
  24. ^ Перейти обратно: а б с Дэвидсон (1990:142–143).
  25. ^ Луманд (2006:133).
  26. ^ Мэллори. Адамс (1997:163).
  27. ^ Перейти обратно: а б Симек (2007:294).
  28. ^ Муниципалитет Осло (26 июня 2001 г.). «Иггдрасильфрисен» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Проверено 2 декабря 2008 г.
  29. ^ Киплинг, Редьярд (1909). Позади Воронки . Нью-Йорк: BW Dodge & Company . Проверено 16 марта 2014 г.
  30. ^ Нослопи, Уотерхаус (2005:181).

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e01469d58df9e1b58776ac88d807075__1720424040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/75/7e01469d58df9e1b58776ac88d807075.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sleipnir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)