Jump to content

Йотунн

(Перенаправлено с Хримтурса )

X века Камень с изображением из памятника Хуннестад , на котором, как полагают, изображен гигр, едущий на волке с гадюками в качестве поводьев, который, как предполагается, был Хюрроккином .

Jötunn написании (также jotun ; в нормализованном научном древнескандинавского языка jǫtunn / ˈ j ɔː t ʊ n / ; [ 1 ] или, по- древнеанглийски , eoten , множественное число eotenas ) — тип существа в германской мифологии . В скандинавской мифологии их часто противопоставляют богам ( асам и ванам ) и другим нечеловеческим фигурам, таким как карлики и эльфы , хотя эти группы не всегда являются взаимоисключающими. Сущности, включенные в jötunn, обозначаются несколькими другими терминами, включая риси , þurs (или thurs ) и тролль , если мужчина, и gýgr или tröllkona , если женщина. Йотнары как обычно живут за пределами границ богов и людей в таких землях, Ётунхейм .

Йотнары « часто упоминаются в древнескандинавских источниках, а эотены также фигурируют в древнеанглийской эпической поэме Беовульф» . Использование терминов динамично, с общей тенденцией к тому, что существа изображаются менее впечатляющими и более негативными по мере того, как христианство становится более влиятельным. Хотя термин « гигант » иногда используется для придания толкования слову « йотунн » и его очевидным синонимам в некоторых переводах и академических текстах, некоторые ученые считают это проблематичным, поскольку йотнары не обязательно особенно велики.

Термины, обозначающие существ, также имеют родственные слова в более позднем фольклоре, такие как английский yotun , датский jætte и финский jätti, которые могут иметь некоторые общие черты, такие как превращение в камень в течение дня и жизнь на периферии общества.

Происхождение, внешний вид и терминология

[ редактировать ]

Термины и этимология

[ редактировать ]
Слово эотенас в рукописи Беовульфа

Древнескандинавское : jötunn и древнеанглийское eoten произошли от протогерманского существительного мужского рода * etunaz . [ 2 ] Филолог Владимир Орел говорит, что семантические связи * etunaz с прагерманским * etanan («есть») делают вероятной связь между этими двумя словами. [ 2 ] Эти слова родственны эттину , архаичному слову, обозначающему тип существа. [ 3 ] Древнескандинавское risi и древневерхненемецкое riso происходят от протогерманского существительного мужского рода * wrisjon . Орел отмечает, что старосаксонское прилагательное wrisi-līk «огромный», вероятно, также связано с этим словом. [ 4 ] Древнескандинавское þurs , древнеанглийское þyrs и древневерхненемецкое duris «дьявол, злой дух» происходят от протогерманского существительного мужского рода * þur(i)saz , которое в свою очередь происходит от протогерманского * þurēnan , которое этимологически связано с санскритским turá - 'сильный, могущественный, богатый'. [ 5 ] Несколько терминов используются специально для обозначения женских сущностей, которые попадают в эту более широкую категорию, в том числе íviðja (множественное число íviðjur ), gýgr (множественное число gýgjar ) и tröllkona (множественное число tröllkonur ). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Термины для йотнара также встречаются в древнескандинавских сложных словах, таких как bergrisi , [ 9 ] («гора-риси») и hrímþurs («иней-дурс», или «мороз-турс»). [ 10 ]

Родственные слова jötunn и eoten , а также þurs и þyrs были приравнены такими учёными, как Дж.Р.Р. Толкин и Рудольф Симек , причем эти слова использовались для описания существа либо на древнескандинавском , либо на древнеанглийском языках соответственно. [ 11 ] [ 12 ]

Внешний вид, значения и различия

[ редактировать ]

В « Эддах » йотнары — это существа, обычно обладающие такой же силой, что и боги, и их также можно называть отрицательными терминами «тролль» и «дурс» . [ 13 ] [ 14 ] Вредная природа урсаров также описана в исландских и норвежских рунических поэмах , где они считаются причиной раздора среди женщин. [ 15 ] [ 16 ] Описания внешнего вида йотнаров встречаются редко; однако прародитель йотнара описан как имеющий форму человека. [ 17 ] Некоторые женщины -йотнары описываются как красивые, например, Герд и партнер Хюмира , в то время как другие описываются как чудовищные и имеющие много голов. [ 18 ] Некоторые карлики описываются как йотнары, такие как Регин и Фафнир , в то время как в Альвиссмале одноименный карлик известен своим сходством с Турсом . [ 19 ]

По мере того как влияние христианства росло, йотнар стал демонизироваться и обычно изображался как менее умный, которого легче перехитрить и более чудовищный, как это часто бывает с гигантами в более позднем германском фольклоре . [ 20 ] В некоторых более поздних сагах, таких как сага о Бардаре Snæfellsáss , risar явно отличаются от jötnar , однако в других эти термины используются как синонимы, хотя с общей тенденцией к тому, что jötnar стали восприниматься негативно по отношению к risar . [ 14 ]

Тролль имеет гораздо более широкий семантический охват в древнескандинавской литературе, чем просто йотнар , включая также людей с необычными или сверхъестественными чертами, таких как ведьмы, ненормально сильные, большие или уродливые люди, призраки и берсерки . [ 21 ]

Глянец как «гигант»

[ редактировать ]

Термины, обозначающие йотнар , часто переводятся на современный английский как «гигант» или «великанша». [ 19 ] Джон Линдоу использует глоссы, чтобы противопоставить их богам, но отмечает, что они не гигантские, а по размеру похожи на богов, и их лучше всего рассматривать как родственную или семейную группу, разделенную отношениями, а не внешним видом. [ 22 ] Из-за этой проблемы некоторые ученые, такие как Терри Ганнелл, Джерами Доддс и Бенджамин Торп, либо переводят на английский язык, либо оставляют непереведенные термины для йотнара в переводах и академических работах. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]

Известные гиганты

[ редактировать ]

Мифологическое происхождение

[ редактировать ]

В строфе Völuspá hin skamma (в стихотворении « Hyndluljód ») все гиганты происходят от Имира . [ 35 ] Гилфагиннинг развивает это, описывая, что изначальный йотун Имир образовался в теплых водах, возникших в Гиннунгагапе, когда иней Нифльхейма растаял под воздействием жары Муспельхейма . Он лежал там и спал, питаемый молоком из Аудумблы , после чего из его левой подмышки он потел мужчину и женщину, и его ноги родили друг от друга сына. Вместе эти дети стали предками всех остальных ётнаров . [ 34 ] [ 36 ]

Позже он был убит первыми богами , что привело к потоку крови Имира, в котором утонули все йотнары , кроме Бергельмира и его семьи, которые пережили это событие, плавая на лудре . [ 37 ] Это связано с рунической надписью на рукояти меча в «Беовульфе» , которая описывает гибель эотен во время древнего потопа и, как предполагается, происходит из германской и более широкой индоевропейской мифологии . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]

По словам Гилфагиннинга , после того, как Имир был убит, его тело было перенесено в мир, и его окружило море. Затем боги дали выжившим семьям йотнаров земли вдоль берега для поселения, разместив их на периферии. Затем брови Имира были использованы для построения Мидгарда и защиты его от ётнаров из-за их известной агрессии. [ 17 ] [ 36 ]

Атрибуты и темы

[ редактировать ]

Позиция «Другой»

[ редактировать ]
камень готландский с изображением Стора Хаммарс III Считается, что изображает Одина в форме орла (обратите внимание на орлиную бороду), Гуннлёда, держащего мед поэзии, и Суттунгра .

Большинство историй в древнескандинавской мифологии демонстрируют четкое разделение между «Этот мир», относящийся к миру богов и людей, и «Другой», населенный йотнарами и связанными с ними существами. [ 41 ] [ 42 ]

Распространенным мотивом является путешествие с целью получить тайные знания от йотнаров . В эддической поэме «Hyndluljóð » Фрейя отправляется в гигр Хиндла , чтобы получить представление о происхождении Оттара и «эле памяти» ( древнескандинавский : minnis?l ), чтобы он не забыл его. [ 43 ] В эддической поэме «Вафтруднир» Один отправляется к великану Вафрудниру , после чего они участвуют в состязании в мудрости. [ 44 ] Он также отправляется в йотнар, чтобы получить от Суттунгра , поэтический мед который дает навыки поэзии любому, кто его пьет. [ 45 ] Вёльва , которая рассказывает Вёлуспа Одину пророчество , хотя и не описана явно как йотунн, но была воспитана ими. [ 46 ]

Космология в германской мифологии, как и в других устных культурах, имеет множество очевидных противоречий, если рассматривать ее с натуралистической точки зрения. [ 47 ] Несмотря на это, система мотивов повторяется при путешествии в ётнар . В «Прозаической Эдде» говорится, что йотнары обитают в Ётунхейме , который находится в точках, расположенных на севере или востоке, а также в Тримсквиде, и до них можно добраться только по воздуху, однако ётнары также обитают на юге и за водой . [ 17 ] [ 48 ] Йотнары, такие как Суттунгр и Скади, живут в горах, что далее отражено в терминах древнескандинавского языка : bergrisar (горный подъем) и древнескандинавского языка : bergbúi (горный житель), кеннинга от йотунн . Этим их земли обитания не ограничиваются, включая леса, подземелья и берег. [ 17 ] [ 48 ] Иногда о них говорят, что они живут в определенных географических местах, таких как Эгир на Лесё . [ 48 ] Эти мотивы также можно увидеть в разделе « Беовульфа», посвященном битве с матерью эотена которая Гренделя, , по мнению ученых, очень напоминает битву между тролльконом и Греттиром в его одноименной саге , где к существам женского пола можно добраться только путем пересечения границы. через воду. [ 49 ] [ 50 ] Было высказано предположение , что кажущееся неединым расположение йотнаров является результатом их хаотичной природы. [ 17 ] Даже в рамках одной и той же истории ученые отметили кажущиеся противоречия, что побудило предложить модель, согласно которой в потусторонний мир, где обитают йотнары, можно попасть через ряд проходов или границ, которые невозможно пересечь в нормальных условиях, таких как горы, тьма и «мерцающее пламя», которое пересек Скирнир в Скирнисмале . [ 48 ]

В эддических источниках йотнары представляют постоянную угрозу богам и людям, часто приводя их к конфронтации с Тором . Харбардслёд и Тримсквида рассказывают, что если бы не Тор и Мьёлльнир , ётнар вскоре захватил бы Мидгард и Асгард соответственно. [ 51 ] Тем не менее, у Тора также есть положительные отношения с некоторыми гигьярами , такими как Грид и неназванная жена Хаймира , которые предоставляют магические предметы и советы, которые позволяют ему преодолевать других йотнаров . [ 52 ]

Предки богов и людей

[ редактировать ]
Бергризи сторонника («горный риси ») — традиционный защитник юго-западной Исландии — появляется в качестве на гербе Исландии .

Различие между богами и йотнарами четко не определено, и их следует рассматривать как разные в культурном, а не биологическом отношении, причем некоторые боги, такие как Один , Тор и Локи, являются потомками йотнара . [ 53 ] Общим мотивом, который часто составляет основную сюжетную линию эддических повествований, являются безуспешные попытки йотнара жениться на одной из богинь, будь то с помощью обмана или силы. [ 20 ] Напротив, женщина -йётунн Скади мужчину Ванра Ньёрда выбирает в мужья . Согласно саге об Инглингах такие короли, как граф Хакон , позже у нее родились дети от Одина, от которого произошли . Ванр также Фрейр женится на Герде , который считается предком Инглингов . [ 54 ] [ 55 ] Один также соблазняет великанов Гуннлёда и Риндра и женится на Йорде . [ 56 ] В тех случаях, когда боги женятся на йотнарах называются Асинджур , они кажутся полностью включенными в состав богов и в Нафнаулуре . В соответствии с этим ссылка на Скади vés в Локасенне и топонимы, такие как Скедеви в Швеции, позволяют предположить, что, несмотря на то, что она была йотуном , ей поклонялись в древнескандинавской религии . [ 57 ] [ 58 ]

Ассоциация с дикими животными

[ редактировать ]

Одна из троллконур , живущих в лесу Ярнвидр, является матерью йотнара в облике волков, от которой произошли все волки. [ 31 ] этим троллконом Предполагается, что является Ангрбода , гигр породил , который вместе с Локи чудовищного волка Фенрира и ядовитого червя Ёрмунганда , которые стали врагами богов. [ 59 ] Также в Ярнвидре обитает йотун Эгггер , которого интерпретируют либо как стража живущих там гигьяров , либо как пастуха волков. [ 60 ] [ 61 ] Волков также используют в качестве ездовых животных гигьяры, такие как Хиндла и Хюрроккин , последние из которых используют змей в качестве поводьев. [ 51 ] Это также подтверждается в скальдической поэзии , в которой «волк» описывается кеннингами « лошадь Лейкна », « лошадь Гьялпа », « лошадь Грида », а группа волков упоминается как «серое стадо лошадей Грида». [ 51 ] [ 62 ] ездящих на волках, Гигьяров, называют миркридур («ночные всадники») или квелдридур («сумеречные всадники»). [ 62 ] [ 63 ]

что Хресвельгр говорится, В Vafþrúðnismál (37) и Gylfaginning (18) был йотуном в арнархамре ( обличье орла), который создает ветер, взмахивая крыльями. [ 64 ] Другие йотнары , такие как Тьязи и Суттунг, способны стать орлами, надев свои арнархамиры . [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] или напоминать их, как Грид из саги «Иллуга» Гридарфостра , у которого руки похожи на орлиные когти. [ 68 ]

Демонизация

[ редактировать ]

В более поздних материалах, написанных в христианский период, таких как легендарные саги, йотнары часто изображаются как нецивилизованные и людоедские люди. В саге о Бардаре Снайфедльсассе и саге о Хальфданаре Брёнуфостре они специально едят как человеческое, так и конское мясо , последнее из которых напрямую связано с языческими обычаями. [ 69 ] Постхристианская связь между йотнарами и дохристианскими практиками также видна в «Беовульфе », в котором людоед Эотен Грендель описывается как имеющий «языческую душу» и «языческие шпоры на руках». [ 70 ] Женщины -йотнары явно описываются как язычницы в некоторых более поздних источниках, таких как Orms þáttr Stórólfssonar , в котором религия не позволяет ей быть с героем, и легендарная сага Þorsteins þáttr bæjarmagns , в которой она должна быть крещена, прежде чем выйти замуж за героя. [ 52 ]

Современный фольклор

[ редактировать ]
Йетнастин , который в местном фольклоре считается гигантом или йётуном , стоячий камень в Русе на Оркнейских островах обращенным в камень.

Гиганты с именами, родственными терминам, обозначающим йотнар, встречаются в более позднем североевропейском фольклоре , например, в английском эттине или йотуне , турсе и хобтрусте , датском jætte , шведском jätte и финском jätti . [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] В германском фольклоре гиганты часто имеют общие черты с йотнарами , особенно те, которые изображены в легендарных сагах, в сочетании с мотивами других европейских гигантов и часто взаимозаменяемы с троллями . [ 20 ] [ 19 ] [ 74 ]

Как и йотнары , германские великаны живут вне человеческих сообществ, в лесах и горах. [ 19 ] Обычно они проявляют отвращение к христианству, часто проявляют презрение к звону церковных колоколов. [ 75 ] Сходство также наблюдается в их роли в строительстве каменных кладок. Подобно древнескандинавской сказке о йотуне , построившем стену Асгарда , гиганты часто заключают пари на строительство церквей, которые они позже проигрывают, как в сказке о Яттене Финне , которому приписывают строительство Лундского собора . [ 19 ] [ 76 ] Руины также приписываются произведениям обоих существ, как, например, в древнеанглийской поэме «Руины» и этиологической истории « Дороги Уэйда» в Йоркшире . [ 72 ] [ 77 ] [ 78 ]

Некоторые стоячие камни в Северной Европе считаются окаменевшими гигантами, например, Йетнастин на Оркнейских островах , название которого происходит от древнескандинавского : J?tna-steinn ( камень Ётуна ). [ 79 ] Согласно фольклору, он просыпается каждый Новый год в полночь, после чего посещает озеро Скокнесс, чтобы напиться. [ 80 ] Оркадский фольклор также объясняет Кольцо Бродгара как танцующих гигантов, обращенных в камень утренним солнцем. [ 81 ] Этот мотив также можно увидеть в Helgakviða Hjörvarðssonar , в котором гигр Хримгерд занимается сенной с Хельги Хундингсбейн, пока не взойдет солнце и она не превратится в камень. [ 82 ]

Оркадская традиция «Ночи гироскопов » получила свое название от древнескандинавского слова « gýgr» и состояла из двух мальчиков старшего возраста, которые однажды февральской ночью переодевались старухами в масках и преследовали маленьких мальчиков с помощью веревок. [ 83 ] Подобны этому народные обычаи Фарерских и Шетландских островов переодеваться великаншами, называемыми Грила (множественное число grýlur ) или другими подобными терминами, в костюмы, традиционно сделанные из комбинации шкур животных, рваной одежды, морских водорослей, соломы и иногда с масками. . Грила - существо женского пола, описанное в саге о Стурлунгах как имеющее пятнадцать хвостов и указанное как троллкона в Нафнаулур разделе Прозаической Эдды , которое фигурирует в фольклоре на островах Северной Атлантики, населенных скандинавами. [ 84 ] [ 85 ]

Топономия

[ редактировать ]

Топонимы, производные от þurs или родственного слова:

Англия

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ СЕТЬ .
  2. ^ Перейти обратно: а б Orel (2003:86).
  3. ^ «Эттин» . Интернет-словарь этимологии . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
  4. ^ Orel (2003:472).
  5. ^ Orel (2003:429–430).
  6. ^ ивиджа .
  7. ^ гигр .
  8. ^ волшебница .
  9. ^ горный козел .
  10. ^ хримтюрс .
  11. ^ Толкин 2011 .
  12. ^ Симек 2008 , стр. 107, 334.
  13. ^ Симек 2008 , с. 33.
  14. ^ Перейти обратно: а б Якобссон 2009 .
  15. ^ Дикинс (1915:28–33)
  16. ^ Wikisource, Рунические стихи .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Якобссон 2006 .
  18. ^ Фруктовый сад тр. 2011 , стр. 59–66, 76–82, Фёр Скирнис: Путешествие Скирнира, Химисквида: Песня Хюмира.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Моц 1982 , стр. 70–84.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Симек 2008 , с. 107.
  21. ^ Якобссон 2008 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Линдоу 2002 , с. 2.
  23. ^ Асдисардоттир 2018 .
  24. ^ Доддс 2015 , с. 9.
  25. ^ Торп 2010 .
  26. ^ Симек 2008 , с. 105.
  27. ^ Моникандер 2006 , стр. 145–146.
  28. ^ Симек 2008 , с. 78.
  29. ^ Симек 2008 , с. 120.
  30. ^ Симек 2008 , стр. 161–163.
  31. ^ Перейти обратно: а б Симек 2008 , с. 179.
  32. ^ Симек 2008 , стр. 286–287.
  33. ^ Симек 2008 , стр. 314–315.
  34. ^ Перейти обратно: а б Симек 2008 , стр. 377–378.
  35. Bellows 2018 , Хиндлёд, строфа 5.
  36. ^ Перейти обратно: а б Стурлусон 2018 , Gylfaginning.
  37. ^ Симек 2008 , с. 377.
  38. ^ Тейлор 1998 , Глава 8.
  39. ^ Шнайдер 1986 , стр. 170–171.
  40. ^ Слэйд 2007 , стр. 18–21.
  41. ^ МакКиннелл 2005 , стр. 1–10, Глава 1.
  42. ^ Люммер 2021 , стр. 57–85.
  43. ^ Симек 2008 , стр. 169–170.
  44. ^ Симек 2008 , стр. 344–345.
  45. ^ Симек 2008 , стр. 208–210.
  46. ^ Фруктовый сад тр. 2011 , стр. 5–14, Волуспа: Пророчество провидицы.
  47. ^ Бринк 2004 .
  48. ^ Перейти обратно: а б с д Хайде 2014 .
  49. ^ МакКиннелл 2005 , стр. 109–110, Глава 8.
  50. ^ Фокс 2020 , с. 30.
  51. ^ Перейти обратно: а б с Маккиннелл 2005 , стр. 109–125, глава 8.
  52. ^ Перейти обратно: а б Маккиннелл 2005 , стр. 172–180, глава 11.
  53. ^ Симек 2008 , стр. 78, 240, 316.
  54. ^ Симек 2008 , с. 91.
  55. ^ Лэнг 1961 , стр. 14–15, Сага об Инглингах, глава 12.
  56. ^ Симек 2008 , стр. 240–245.
  57. ^ Ганнелл 2018 , с. 121.
  58. ^ Назовите мантры (ВКЛ) .
  59. ^ Линдоу 2002 , с. 204.
  60. ^ Симек 2008 , стр. 69–70.
  61. ^ Салус и Тейлор 1969 .
  62. ^ Перейти обратно: а б МакКиннелл 2005 , стр. 147–171, глава 10.
  63. ^ Беллоуз 2018 .
  64. ^ Симек 2008 , с. 158.
  65. ^ «Художественная литература – ​​hmiskringla.no» . hmiskringla.no .
  66. ^ Стурлусон 2018 , Художественная литература.
  67. ^ Симек 2008 , стр. 304, 314–315.
  68. ^ Лаванда 2015 .
  69. ^ Мараски 2020 , стр. 3, 11–13.
  70. ^ Беовульф , главы 8 и 14.
  71. ^ ты это сделал .
  72. ^ Перейти обратно: а б Вествуд 2006 .
  73. ^ слева .
  74. ^ Симпсон 2004 , с. 16.
  75. ^ Симпсон 2004 , с. 81.
  76. ^ Симпсон 2004 , стр. 48–49.
  77. ^ Руины .
  78. ^ Лесли 1961 , стр. 23–27.
  79. ^ Льосланд 2013 .
  80. ^ Кларк 2020 .
  81. ^ Мьюир 2014 , стр. 34–35.
  82. ^ Орчард 1997 , с. 11.
  83. ^ Дэвидсон 1970 , с. 180.
  84. ^ Симпсон 2004 , стр. 102–104.
  85. ^ Ганнелл 2001 , с. 32-54.
  86. ^ Терсфорд .
  87. ^ Терсгилл_а .
  88. ^ Терсгилл_б .
  89. ^ Трассовые ямы .
  90. ^ Триспин Хед .
  91. ^ Труси Хилл .

Библиография

[ редактировать ]

Начальный

[ редактировать ]

Вторичный

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e6f73ee8546da09b74e5b7917e1af02__1723577520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/02/0e6f73ee8546da09b74e5b7917e1af02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jötunn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)