Йотунн

Jötunn написании (также jotun ; в нормализованном научном древнескандинавского языка jǫtunn / ˈ j ɔː t ʊ n / ; [ 1 ] или, по- древнеанглийски , eoten , множественное число eotenas ) — тип существа в германской мифологии . В скандинавской мифологии их часто противопоставляют богам ( асам и ванам ) и другим нечеловеческим фигурам, таким как карлики и эльфы , хотя эти группы не всегда являются взаимоисключающими. Сущности, включенные в jötunn, обозначаются несколькими другими терминами, включая риси , þurs (или thurs ) и тролль , если мужчина, и gýgr или tröllkona , если женщина. Йотнары как обычно живут за пределами границ богов и людей в таких землях, Ётунхейм .
Йотнары « часто упоминаются в древнескандинавских источниках, а эотены также фигурируют в древнеанглийской эпической поэме Беовульф» . Использование терминов динамично, с общей тенденцией к тому, что существа изображаются менее впечатляющими и более негативными по мере того, как христианство становится более влиятельным. Хотя термин « гигант » иногда используется для придания толкования слову « йотунн » и его очевидным синонимам в некоторых переводах и академических текстах, некоторые ученые считают это проблематичным, поскольку йотнары не обязательно особенно велики.
Термины, обозначающие существ, также имеют родственные слова в более позднем фольклоре, такие как английский yotun , датский jætte и финский jätti, которые могут иметь некоторые общие черты, такие как превращение в камень в течение дня и жизнь на периферии общества.
Происхождение, внешний вид и терминология
[ редактировать ]Термины и этимология
[ редактировать ]
Древнескандинавское : jötunn и древнеанглийское eoten произошли от протогерманского существительного мужского рода * etunaz . [ 2 ] Филолог Владимир Орел говорит, что семантические связи * etunaz с прагерманским * etanan («есть») делают вероятной связь между этими двумя словами. [ 2 ] Эти слова родственны эттину , архаичному слову, обозначающему тип существа. [ 3 ] Древнескандинавское risi и древневерхненемецкое riso происходят от протогерманского существительного мужского рода * wrisjon . Орел отмечает, что старосаксонское прилагательное wrisi-līk «огромный», вероятно, также связано с этим словом. [ 4 ] Древнескандинавское þurs , древнеанглийское þyrs и древневерхненемецкое duris «дьявол, злой дух» происходят от протогерманского существительного мужского рода * þur(i)saz , которое в свою очередь происходит от протогерманского * þurēnan , которое этимологически связано с санскритским turá - 'сильный, могущественный, богатый'. [ 5 ] Несколько терминов используются специально для обозначения женских сущностей, которые попадают в эту более широкую категорию, в том числе íviðja (множественное число íviðjur ), gýgr (множественное число gýgjar ) и tröllkona (множественное число tröllkonur ). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Термины для йотнара также встречаются в древнескандинавских сложных словах, таких как bergrisi , [ 9 ] («гора-риси») и hrímþurs («иней-дурс», или «мороз-турс»). [ 10 ]
Родственные слова jötunn и eoten , а также þurs и þyrs были приравнены такими учёными, как Дж.Р.Р. Толкин и Рудольф Симек , причем эти слова использовались для описания существа либо на древнескандинавском , либо на древнеанглийском языках соответственно. [ 11 ] [ 12 ]
Внешний вид, значения и различия
[ редактировать ]В « Эддах » йотнары — это существа, обычно обладающие такой же силой, что и боги, и их также можно называть отрицательными терминами «тролль» и «дурс» . [ 13 ] [ 14 ] Вредная природа урсаров также описана в исландских и норвежских рунических поэмах , где они считаются причиной раздора среди женщин. [ 15 ] [ 16 ] Описания внешнего вида йотнаров встречаются редко; однако прародитель йотнара описан как имеющий форму человека. [ 17 ] Некоторые женщины -йотнары описываются как красивые, например, Герд и партнер Хюмира , в то время как другие описываются как чудовищные и имеющие много голов. [ 18 ] Некоторые карлики описываются как йотнары, такие как Регин и Фафнир , в то время как в Альвиссмале одноименный карлик известен своим сходством с Турсом . [ 19 ]
По мере того как влияние христианства росло, йотнар стал демонизироваться и обычно изображался как менее умный, которого легче перехитрить и более чудовищный, как это часто бывает с гигантами в более позднем германском фольклоре . [ 20 ] В некоторых более поздних сагах, таких как сага о Бардаре Snæfellsáss , risar явно отличаются от jötnar , однако в других эти термины используются как синонимы, хотя с общей тенденцией к тому, что jötnar стали восприниматься негативно по отношению к risar . [ 14 ]
Тролль имеет гораздо более широкий семантический охват в древнескандинавской литературе, чем просто йотнар , включая также людей с необычными или сверхъестественными чертами, таких как ведьмы, ненормально сильные, большие или уродливые люди, призраки и берсерки . [ 21 ]
Глянец как «гигант»
[ редактировать ]Термины, обозначающие йотнар , часто переводятся на современный английский как «гигант» или «великанша». [ 19 ] Джон Линдоу использует глоссы, чтобы противопоставить их богам, но отмечает, что они не гигантские, а по размеру похожи на богов, и их лучше всего рассматривать как родственную или семейную группу, разделенную отношениями, а не внешним видом. [ 22 ] Из-за этой проблемы некоторые ученые, такие как Терри Ганнелл, Джерами Доддс и Бенджамин Торп, либо переводят на английский язык, либо оставляют непереведенные термины для йотнара в переводах и академических работах. [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Известные гиганты
[ редактировать ]- Герд , дочь Гюмира и жена Фрейра . Обычно считается богиней земли. [ 26 ]
- Грендель , эотен, который вместе со своей матерью разоряет зал Хеорота, прежде чем быть убитым Беовульфом . [ 27 ]
- Фарбаути , великан, отец Локи с Лауфеем . [ 28 ]
- Фенья и Менья , сестры, которые вращают мельницу Гротти для производства золота и Мира Фроди . [ 29 ]
- Хрунгнир , чемпион-йётунн, вызвавший Тора на дуэль. [ 30 ]
- Йорд , возможно, йётунн в какой-то период времени и мать Тора с Одином . По словам Рудольфа Симека , Йорд - «богиня асов, хотя ее также называют великаншей»; в то время как Джон Линдоу утверждает: «Йёрд, должно быть, вначале была великаншей». [ 31 ] [ 22 ]
- Скади , дочь Тьязи , а затем жена Ньёрда . Богиня, связанная с лыжным спортом и заявленная как мифический предок Хокона Сигурдссона . [ 32 ]
- Тьязи , ётунн, однажды похитивший Идунн и её яблоки молодости. Позже он был убит богами, а его глаза превратились в звезды. [ 33 ]
- Имир , прародитель ётнаров. [ 34 ]
Мифологическое происхождение
[ редактировать ]В строфе Völuspá hin skamma (в стихотворении « Hyndluljód ») все гиганты происходят от Имира . [ 35 ] Гилфагиннинг развивает это, описывая, что изначальный йотун Имир образовался в теплых водах, возникших в Гиннунгагапе, когда иней Нифльхейма растаял под воздействием жары Муспельхейма . Он лежал там и спал, питаемый молоком из Аудумблы , после чего из его левой подмышки он потел мужчину и женщину, и его ноги родили друг от друга сына. Вместе эти дети стали предками всех остальных ётнаров . [ 34 ] [ 36 ]
Позже он был убит первыми богами , что привело к потоку крови Имира, в котором утонули все йотнары , кроме Бергельмира и его семьи, которые пережили это событие, плавая на лудре . [ 37 ] Это связано с рунической надписью на рукояти меча в «Беовульфе» , которая описывает гибель эотен во время древнего потопа и, как предполагается, происходит из германской и более широкой индоевропейской мифологии . [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
По словам Гилфагиннинга , после того, как Имир был убит, его тело было перенесено в мир, и его окружило море. Затем боги дали выжившим семьям йотнаров земли вдоль берега для поселения, разместив их на периферии. Затем брови Имира были использованы для построения Мидгарда и защиты его от ётнаров из-за их известной агрессии. [ 17 ] [ 36 ]
Атрибуты и темы
[ редактировать ]Позиция «Другой»
[ редактировать ]
Большинство историй в древнескандинавской мифологии демонстрируют четкое разделение между «Этот мир», относящийся к миру богов и людей, и «Другой», населенный йотнарами и связанными с ними существами. [ 41 ] [ 42 ]
Распространенным мотивом является путешествие с целью получить тайные знания от йотнаров . В эддической поэме «Hyndluljóð » Фрейя отправляется в гигр Хиндла , чтобы получить представление о происхождении Оттара и «эле памяти» ( древнескандинавский : minnis?l ), чтобы он не забыл его. [ 43 ] В эддической поэме «Вафтруднир» Один отправляется к великану Вафрудниру , после чего они участвуют в состязании в мудрости. [ 44 ] Он также отправляется в йотнар, чтобы получить от Суттунгра , поэтический мед который дает навыки поэзии любому, кто его пьет. [ 45 ] Вёльва , которая рассказывает Вёлуспа Одину пророчество , хотя и не описана явно как йотунн, но была воспитана ими. [ 46 ]
Космология в германской мифологии, как и в других устных культурах, имеет множество очевидных противоречий, если рассматривать ее с натуралистической точки зрения. [ 47 ] Несмотря на это, система мотивов повторяется при путешествии в ётнар . В «Прозаической Эдде» говорится, что йотнары обитают в Ётунхейме , который находится в точках, расположенных на севере или востоке, а также в Тримсквиде, и до них можно добраться только по воздуху, однако ётнары также обитают на юге и за водой . [ 17 ] [ 48 ] Йотнары, такие как Суттунгр и Скади, живут в горах, что далее отражено в терминах древнескандинавского языка : bergrisar (горный подъем) и древнескандинавского языка : bergbúi (горный житель), кеннинга от йотунн . Этим их земли обитания не ограничиваются, включая леса, подземелья и берег. [ 17 ] [ 48 ] Иногда о них говорят, что они живут в определенных географических местах, таких как Эгир на Лесё . [ 48 ] Эти мотивы также можно увидеть в разделе « Беовульфа», посвященном битве с матерью эотена которая Гренделя, , по мнению ученых, очень напоминает битву между тролльконом и Греттиром в его одноименной саге , где к существам женского пола можно добраться только путем пересечения границы. через воду. [ 49 ] [ 50 ] Было высказано предположение , что кажущееся неединым расположение йотнаров является результатом их хаотичной природы. [ 17 ] Даже в рамках одной и той же истории ученые отметили кажущиеся противоречия, что побудило предложить модель, согласно которой в потусторонний мир, где обитают йотнары, можно попасть через ряд проходов или границ, которые невозможно пересечь в нормальных условиях, таких как горы, тьма и «мерцающее пламя», которое пересек Скирнир в Скирнисмале . [ 48 ]
В эддических источниках йотнары представляют постоянную угрозу богам и людям, часто приводя их к конфронтации с Тором . Харбардслёд и Тримсквида рассказывают, что если бы не Тор и Мьёлльнир , ётнар вскоре захватил бы Мидгард и Асгард соответственно. [ 51 ] Тем не менее, у Тора также есть положительные отношения с некоторыми гигьярами , такими как Грид и неназванная жена Хаймира , которые предоставляют магические предметы и советы, которые позволяют ему преодолевать других йотнаров . [ 52 ]
Предки богов и людей
[ редактировать ]
Различие между богами и йотнарами четко не определено, и их следует рассматривать как разные в культурном, а не биологическом отношении, причем некоторые боги, такие как Один , Тор и Локи, являются потомками йотнара . [ 53 ] Общим мотивом, который часто составляет основную сюжетную линию эддических повествований, являются безуспешные попытки йотнара жениться на одной из богинь, будь то с помощью обмана или силы. [ 20 ] Напротив, женщина -йётунн Скади мужчину Ванра Ньёрда выбирает в мужья . Согласно саге об Инглингах такие короли, как граф Хакон , позже у нее родились дети от Одина, от которого произошли . Ванр также Фрейр женится на Герде , который считается предком Инглингов . [ 54 ] [ 55 ] Один также соблазняет великанов Гуннлёда и Риндра и женится на Йорде . [ 56 ] В тех случаях, когда боги женятся на йотнарах называются Асинджур , они кажутся полностью включенными в состав богов и в Нафнаулуре . В соответствии с этим ссылка на Скади vés в Локасенне и топонимы, такие как Скедеви в Швеции, позволяют предположить, что, несмотря на то, что она была йотуном , ей поклонялись в древнескандинавской религии . [ 57 ] [ 58 ]
Ассоциация с дикими животными
[ редактировать ]Одна из троллконур , живущих в лесу Ярнвидр, является матерью йотнара в облике волков, от которой произошли все волки. [ 31 ] этим троллконом Предполагается, что является Ангрбода , гигр породил , который вместе с Локи чудовищного волка Фенрира и ядовитого червя Ёрмунганда , которые стали врагами богов. [ 59 ] Также в Ярнвидре обитает йотун Эгггер , которого интерпретируют либо как стража живущих там гигьяров , либо как пастуха волков. [ 60 ] [ 61 ] Волков также используют в качестве ездовых животных гигьяры, такие как Хиндла и Хюрроккин , последние из которых используют змей в качестве поводьев. [ 51 ] Это также подтверждается в скальдической поэзии , в которой «волк» описывается кеннингами « лошадь Лейкна », « лошадь Гьялпа », « лошадь Грида », а группа волков упоминается как «серое стадо лошадей Грида». [ 51 ] [ 62 ] ездящих на волках, Гигьяров, называют миркридур («ночные всадники») или квелдридур («сумеречные всадники»). [ 62 ] [ 63 ]
что Хресвельгр говорится, В Vafþrúðnismál (37) и Gylfaginning (18) был йотуном в арнархамре ( обличье орла), который создает ветер, взмахивая крыльями. [ 64 ] Другие йотнары , такие как Тьязи и Суттунг, способны стать орлами, надев свои арнархамиры . [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] или напоминать их, как Грид из саги «Иллуга» Гридарфостра , у которого руки похожи на орлиные когти. [ 68 ]
Демонизация
[ редактировать ]В более поздних материалах, написанных в христианский период, таких как легендарные саги, йотнары часто изображаются как нецивилизованные и людоедские люди. В саге о Бардаре Снайфедльсассе и саге о Хальфданаре Брёнуфостре они специально едят как человеческое, так и конское мясо , последнее из которых напрямую связано с языческими обычаями. [ 69 ] Постхристианская связь между йотнарами и дохристианскими практиками также видна в «Беовульфе », в котором людоед Эотен Грендель описывается как имеющий «языческую душу» и «языческие шпоры на руках». [ 70 ] Женщины -йотнары явно описываются как язычницы в некоторых более поздних источниках, таких как Orms þáttr Stórólfssonar , в котором религия не позволяет ей быть с героем, и легендарная сага Þorsteins þáttr bæjarmagns , в которой она должна быть крещена, прежде чем выйти замуж за героя. [ 52 ]
Современный фольклор
[ редактировать ]
Гиганты с именами, родственными терминам, обозначающим йотнар, встречаются в более позднем североевропейском фольклоре , например, в английском эттине или йотуне , турсе и хобтрусте , датском jætte , шведском jätte и финском jätti . [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] В германском фольклоре гиганты часто имеют общие черты с йотнарами , особенно те, которые изображены в легендарных сагах, в сочетании с мотивами других европейских гигантов и часто взаимозаменяемы с троллями . [ 20 ] [ 19 ] [ 74 ]
Как и йотнары , германские великаны живут вне человеческих сообществ, в лесах и горах. [ 19 ] Обычно они проявляют отвращение к христианству, часто проявляют презрение к звону церковных колоколов. [ 75 ] Сходство также наблюдается в их роли в строительстве каменных кладок. Подобно древнескандинавской сказке о йотуне , построившем стену Асгарда , гиганты часто заключают пари на строительство церквей, которые они позже проигрывают, как в сказке о Яттене Финне , которому приписывают строительство Лундского собора . [ 19 ] [ 76 ] Руины также приписываются произведениям обоих существ, как, например, в древнеанглийской поэме «Руины» и этиологической истории « Дороги Уэйда» в Йоркшире . [ 72 ] [ 77 ] [ 78 ]
Некоторые стоячие камни в Северной Европе считаются окаменевшими гигантами, например, Йетнастин на Оркнейских островах , название которого происходит от древнескандинавского : J?tna-steinn ( камень Ётуна ). [ 79 ] Согласно фольклору, он просыпается каждый Новый год в полночь, после чего посещает озеро Скокнесс, чтобы напиться. [ 80 ] Оркадский фольклор также объясняет Кольцо Бродгара как танцующих гигантов, обращенных в камень утренним солнцем. [ 81 ] Этот мотив также можно увидеть в Helgakviða Hjörvarðssonar , в котором гигр Хримгерд занимается сенной с Хельги Хундингсбейн, пока не взойдет солнце и она не превратится в камень. [ 82 ]
Оркадская традиция «Ночи гироскопов » получила свое название от древнескандинавского слова « gýgr» и состояла из двух мальчиков старшего возраста, которые однажды февральской ночью переодевались старухами в масках и преследовали маленьких мальчиков с помощью веревок. [ 83 ] Подобны этому народные обычаи Фарерских и Шетландских островов переодеваться великаншами, называемыми Грила (множественное число grýlur ) или другими подобными терминами, в костюмы, традиционно сделанные из комбинации шкур животных, рваной одежды, морских водорослей, соломы и иногда с масками. . Грила - существо женского пола, описанное в саге о Стурлунгах как имеющее пятнадцать хвостов и указанное как троллкона в Нафнаулур разделе Прозаической Эдды , которое фигурирует в фольклоре на островах Северной Атлантики, населенных скандинавами. [ 84 ] [ 85 ]
Топономия
[ редактировать ]Топонимы, производные от þurs или родственного слова:
- Терсфорд (Þyrs ford) — деревня в Норфолке. [ 86 ]
- Терсгилл (Турс жабры) - Гилл в Западном райдинге Йоркшира , поле в Камбрии. [ 87 ] [ 88 ]
- Thruss Pits (яма Þyrs) - Поле в Дербишире. [ 89 ]
- Триспин-Хед (Þurs fen) - водно-болотные угодья в Западном райдинге Йоркшира. [ 90 ]
- Труси-Хилл (Тирс-Хилл) - холм в Восточном райдинге Йоркшира. [ 91 ]
См. также
[ редактировать ]- Асура - аналогичный класс божеств в индийской мифологии.
- Див - аналогичный класс существ в исламско-персидских преданиях.
- Энты
- Гиганты (Marvel Comics)
- Гигант ( Подземелья и Драконы )
- Титан - аналогичный класс божеств в греческой мифологии.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ СЕТЬ .
- ^ Перейти обратно: а б Orel (2003:86).
- ^ «Эттин» . Интернет-словарь этимологии . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Orel (2003:472).
- ^ Orel (2003:429–430).
- ^ ивиджа .
- ^ гигр .
- ^ волшебница .
- ^ горный козел .
- ^ хримтюрс .
- ^ Толкин 2011 .
- ^ Симек 2008 , стр. 107, 334.
- ^ Симек 2008 , с. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Якобссон 2009 .
- ^ Дикинс (1915:28–33)
- ^ Wikisource, Рунические стихи .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Якобссон 2006 .
- ^ Фруктовый сад тр. 2011 , стр. 59–66, 76–82, Фёр Скирнис: Путешествие Скирнира, Химисквида: Песня Хюмира.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Моц 1982 , стр. 70–84.
- ^ Перейти обратно: а б с Симек 2008 , с. 107.
- ^ Якобссон 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б Линдоу 2002 , с. 2.
- ^ Асдисардоттир 2018 .
- ^ Доддс 2015 , с. 9.
- ^ Торп 2010 .
- ^ Симек 2008 , с. 105.
- ^ Моникандер 2006 , стр. 145–146.
- ^ Симек 2008 , с. 78.
- ^ Симек 2008 , с. 120.
- ^ Симек 2008 , стр. 161–163.
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2008 , с. 179.
- ^ Симек 2008 , стр. 286–287.
- ^ Симек 2008 , стр. 314–315.
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2008 , стр. 377–378.
- ↑ Bellows 2018 , Хиндлёд, строфа 5.
- ^ Перейти обратно: а б Стурлусон 2018 , Gylfaginning.
- ^ Симек 2008 , с. 377.
- ^ Тейлор 1998 , Глава 8.
- ^ Шнайдер 1986 , стр. 170–171.
- ^ Слэйд 2007 , стр. 18–21.
- ^ МакКиннелл 2005 , стр. 1–10, Глава 1.
- ^ Люммер 2021 , стр. 57–85.
- ^ Симек 2008 , стр. 169–170.
- ^ Симек 2008 , стр. 344–345.
- ^ Симек 2008 , стр. 208–210.
- ^ Фруктовый сад тр. 2011 , стр. 5–14, Волуспа: Пророчество провидицы.
- ^ Бринк 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Хайде 2014 .
- ^ МакКиннелл 2005 , стр. 109–110, Глава 8.
- ^ Фокс 2020 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с Маккиннелл 2005 , стр. 109–125, глава 8.
- ^ Перейти обратно: а б Маккиннелл 2005 , стр. 172–180, глава 11.
- ^ Симек 2008 , стр. 78, 240, 316.
- ^ Симек 2008 , с. 91.
- ^ Лэнг 1961 , стр. 14–15, Сага об Инглингах, глава 12.
- ^ Симек 2008 , стр. 240–245.
- ^ Ганнелл 2018 , с. 121.
- ^ Назовите мантры (ВКЛ) .
- ^ Линдоу 2002 , с. 204.
- ^ Симек 2008 , стр. 69–70.
- ^ Салус и Тейлор 1969 .
- ^ Перейти обратно: а б МакКиннелл 2005 , стр. 147–171, глава 10.
- ^ Беллоуз 2018 .
- ^ Симек 2008 , с. 158.
- ^ «Художественная литература – hmiskringla.no» . hmiskringla.no .
- ^ Стурлусон 2018 , Художественная литература.
- ^ Симек 2008 , стр. 304, 314–315.
- ^ Лаванда 2015 .
- ^ Мараски 2020 , стр. 3, 11–13.
- ^ Беовульф , главы 8 и 14.
- ^ ты это сделал .
- ^ Перейти обратно: а б Вествуд 2006 .
- ^ слева .
- ^ Симпсон 2004 , с. 16.
- ^ Симпсон 2004 , с. 81.
- ^ Симпсон 2004 , стр. 48–49.
- ^ Руины .
- ^ Лесли 1961 , стр. 23–27.
- ^ Льосланд 2013 .
- ^ Кларк 2020 .
- ^ Мьюир 2014 , стр. 34–35.
- ^ Орчард 1997 , с. 11.
- ^ Дэвидсон 1970 , с. 180.
- ^ Симпсон 2004 , стр. 102–104.
- ^ Ганнелл 2001 , с. 32-54.
- ^ Терсфорд .
- ^ Терсгилл_а .
- ^ Терсгилл_б .
- ^ Трассовые ямы .
- ^ Триспин Хед .
- ^ Труси Хилл .
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адам (2018). Поэтическая Эдда . Издательство Digireads.com. ISBN 978-1420957051 .
- Доддс, Джерами (2015). Поэтическая Эдда . Торонто: Книги тренерского двора. ISBN 978-1552452967 .
- Лэнг, Сэмюэл (1961). Хеймскрингла . Лондон: Дент. ISBN 0460008471 .
- Лаванда, Филип (2015). Illuga saga Griðarfóstra = Сага об Иллуги, приемном сыне Гридура . Лондон: Общество викингов северных исследований. ISBN 9780903521918 .
- Лесли, РФ (1961). Три древнеанглийские элегии (1-е изд.). Манчестер: Университетское издательство. ISBN 9780859891844 .
- Старшая Эдда: Книга знаний викингов . Перевод Орчарда, Энди . Лондон: Книги Пингвина. 2011. ISBN 9780141393728 .
- Стурлусон, Снорри (2018). Прозаическая Эдда . Перевод Бродера, Артура Гилкриста. Франклин Классикс Трейд Пресс. ISBN 9780344335013 .
- Торп, Бенджамин (2010). Старшие Эдды Сэмунда Сигфуссона: перевод с оригинального древнескандинавского текста на английский язык . Забытые книги. ISBN 978-1440066078 .
- «Беовульф на Steorarume [Беовульф в киберпространстве]: двуязычное издание (текст и перевод на древнеанглийском языке)» . heorot.dk . Проверено 27 апреля 2022 г.
- "Нафнаþулур – heimskringla.no " heimskringla.no . Получено 4 мая.
- «Руины, проект древнеанглийской поэзии, Университет Рутгерса» . oldenglishpoetry.camden.rutgers.edu . Проверено 14 мая 2022 г.
Вторичный
[ редактировать ]- Асдисардоттир, Ингунн (2018). Ётнар в «Войне и мире»: Ётнары в древнескандинавской мифологии: их природа и функции . Университет Исландии, Школа социальных наук. OCLC 1113408226 .
- Бринк, Стефан (2004). «Мифологические пространства и эсхатологические представления в скандинавской эпохе викингов» . Порядок против хаоса: исследования скандинавской дохристианской космологии : стр. 291–316: ил. ISBN 9789189116634 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Кларк, Джейк (2020). «Нахождение места для старых вещей: роль доскандинавских особенностей в построении скандинавских концептуальных ландшафтов на Шотландских островах» . Лундский университет . Проверено 24 апреля 2022 г.
- Дэвидсон, Хильда Р. Эллис (1970). «Скандинавский фольклор в Британии» . Журнал Фольклорного института . 7 (2/3): 177–186. дои : 10.2307/3813871 . ISSN 0015-5934 . JSTOR 3813871 . Проверено 5 мая 2022 г.
- Фокс, Майкл (2020). Следуя формуле «Беовульфа», саги об Орваре-Одде и Толкиена . Чам. п. 30. ISBN 978-3030481360 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ганнелл, Терри (2001). «Грила, Грилур, «Грёлекс» и Скеклеры: средневековые традиции маскировки в Северной Атлантике?» (PDF) . notendur.hi.is . стр. 32–54. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 15 мая 2022 г.
- Ганнелл, Терри (2018). «Блотгиджур, Годар, Мими, инцест и повозки: устные воспоминания» . Древнескандинавская мифология — сравнительные перспективы. Эд. Пернилле Херманн, Стивен А. Митчелл и Йенс Петер Шьёдт с Эмбер Дж. Роуз . Проверено 5 мая 2022 г.
- Хайде, Эльдар (2014). «Противоречивая космология в древнескандинавских мифах и религии – но все же система?» . Маал ог Минне (на норвежском языке). 106 (1). ISSN 1890-5455 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Якобссон, Арманн (2006). « Где живут великаны » ? Архив для скандинавской филологии . 121 : 101–112 . Проверено 6 мая 2022 г.
- Якобссон, Арманн (2008). «Тролльские действия ведьмы Торгрима: значения тролля и эрги в средневековой Исландии» . Сага-книга . 32 : 39–68.
- Якобссон, Арманн (2009). Идентификация огра, Легендарная сага о гигантах .
- Льосланд, Рагнхильд (2013). «Древнескандинавское культурное влияние в творчестве Кристины М. Кости» . Журнал Северной Атлантики : 177–188. ISSN 1935-1984 . JSTOR 26686980 . Проверено 24 апреля 2022 г.
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-983969-8 .
- Ламмер, Феликс (2021). «Одинокие колоссы и не такие уж маленькие человечки» . Арв – Северный ежегодник фольклора . 77 (1): 57–85 . Проверено 6 мая 2022 г.
- Мараски, Андреа (2020). «Табу или магическая практика? Каннибализм как маркер идентичности гигантов и человеческих героев в средневековой Исландии». Парергон . 37 (1): 1–25. дои : 10.1353/pgn.2020.0056 . S2CID 226719907 .
- Маккиннелл, Джон (2005). Встреча с другим в скандинавских мифах и легендах . Вудбридж, Саффолк, Великобритания: DS Brewer. ISBN 1843840421 .
- Моникандер, Энн (28 декабря 2006 г.). «Сталкеры и преследующие лошади жертвоприношения лошадей как пограничная деятельность в раннем железном веке» . Современная шведская археология . 14 : 143–158. дои : 10.37718/CSA.2006.07 . ISSN 2002-3901 .
- Моц, Лотте (1982). «Гиганты в фольклоре и мифологии: новый подход» . Фольклор . 93 (1): 70–84. дои : 10.1080/0015587X.1982.9716221 . ISSN 0015-587X . JSTOR 1260141 . Проверено 6 мая 2022 г.
- Мьюир, Том (2014). Оркнейские народные сказки . Страуд, Глостершир: History Press. ISBN 9780752499055 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Лондон: Касселл. ISBN 9780304345205 .
- Салус, Питер Х.; Тейлор, Пол Бикман (1969). «Эйкинскьяльди, Фьяларр и Эгггер » Неофилолог . 53 (1): 76–81. дои : 10.1007/BF01511692 . ISSN 1572-8668 . S2CID 162276325 . Получено 23 апреля.
- Шнайдер, Карл (1986). Лекции Софии о Беовульфе . Тайшукан для Японского научного общества. стр. 170–171.
- Слэйд, Бенджамин (2007). «Untidyras Ealle: Грендель, Каин и Вартра: индоевропейские Шрути и христианский Сморти в Беовульфе» В Гердагуме 27 : 1–3
- Симек, Рудольф (2008). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. БОЙ6. ISBN 9780859915137 .
- Симпсон, Жаклин (2004). Исландские народные сказки и легенды (2-е изд.). Страуд: Темпус. ISBN 9780752430454 .
- Тейлор, Пол Бикман (1998). Делимся историей: средневековые норвежско-английские литературные отношения . Нью-Йорк: AMS Press. стр. 123–137. ISBN 0404641652 .
- Толкин, JRR (2011). Беовульф и критики (Rev., 2-е изд.). Темпе, Аризона: ACMRS. ISBN 978-0866984508 .
- Вествуд, Дженнифер (2006). Знания страны: путеводитель по легендам Англии, от Джека-прыгуна до ведьм военных мальчиков . Лондон: Пингвин. ISBN 0141021039 .
- «Ключ к английским топонимам, Терсфорд» . kepn.nottingham.ac.uk . Проверено 24 апреля 2022 г.
- «Триспин-Гейт, Триспин-Хед :: Обзор английских топонимов» . epns.nottingham.ac.uk . Проверено 24 апреля 2022 г.
- «Трассовые ямы :: Обзор английских топонимов» . Обзор английских топонимов . Проверено 24 апреля 2022 г.
- «Терсгилл :: Обзор английских топонимов» . epns.nottingham.ac.uk . Проверено 24 апреля 2022 г.
- «Терсгилл» :: Обзор английских топонимов . epns.nottingham.ac.uk . Проверено 24 апреля 2022 г.
- «Труси Хилл :: Обзор английских топонимов» . epns.nottingham.ac.uk . Проверено 24 апреля 2022 г.
- «Троллкона» . Староисландский словарь . Проверено 18 апреля 2022 г.
- «Йотун» . Полный словарь Random House Webster . 21 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 21 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Йотнаром, на Викискладе?