Эсир

Асир ( древнескандинавский ; единственное число: áss ) или Эсе ( древнеанглийское ; единственное число: ōs ) — боги в германском язычестве . В древнескандинавской религии и мифологии обсуждается точное значение термина «Асир», поскольку он может относиться как к богам вообще, так и конкретно к одному из основных семейств богов, в отличие от ванов , с которыми они вели войну. война , в конечном итоге приведшая к объединению семей. Этот термин также может использоваться для описания местных богов, которые, как считалось, жили в определенных местах ландшафта, таких как холмы . В древнеанглийском Wið færstice эсе упоминаются наряду с эльфами как вредные существа, способные причинить колющую боль, хотя как именно они были задуманы автором текста, неясно.
Слова, обозначающие Æsir, присутствуют во многих германских именах , таких как Освальд и Асмундр , а также в некоторых топонимах в Норвегии и Швеции . Кроме того, они, вероятно, дали свое имя А-руне , засвидетельствованной в Старшем Футарке , англосаксонском Футорке и Младшем Футарке .
Терминология
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]
Современный английский термин «Æsir» происходит от древнескандинавского термина æsir во множественном числе , единственное число которого — áss . [ 1 ] В древнеанглийском языке используется родственный термин ōs ( мн. ēse ). [ 2 ] [ 3 ] В континентальных западногерманских языках это слово встречается только в личных и топонимах, таких как Ансила, Ансгейр и Аншрам. [ 2 ] Родственный термин Ансис был записан как латинизированная форма оригинального готского слова Иорданом VI века н. э. в работе Гетика как имя эвгемеризированных полубожественных раннеготических правителей . [ 2 ] [ 4 ] [ примечание 1 ] Древневерхненемецкий реконструируется как * ans , множественное число * ensî . [ 7 ]
Соответствующая форма женского рода в древнескандинавском языке — ásynja ( мн .: ásynjur ), образованная добавлением суффикса -ynja , обозначающего женскую форму. [ 8 ] Родственное injō слово для «женского осла , и соответствующее западногерманское слово могло быть получено отдельно с суффиксами женского рода - inī или - » не встречается за пределами древнескандинавского языка . [ 9 ]
Протогерманская * форма обычно реконструируется ansuz как . [ 10 ] [ 11 ] Эта форма слова засвидетельствована в протогерманском языке в эпоху Римской империи как компонент имени богини * Вих-анса (возможно, переводится как «Богиня битвы»), а также, вероятно, в надписи примерно 200 г. н. э. пряжка из Вимосе с надписью a(n)sau wīja («Я посвящаю это асам»). [ 2 ] Слово * ansuz is, в свою очередь, обычно происходит от протоиндоевропейского * h₂ems-u- , что делает термины тесно связанными с санскритом : ásura , авестийским : ahura («бог» или «господин») и хеттским : ḫāši ( «родить» или «родить»). [ 10 ] Альтернатива состоит в том, что термины «Æsir» связаны с * ans- («балка» или «столб»), предком древнескандинавского слова áss («главная балка дома»). [ 2 ] [ 1 ] В этом случае название, скорее всего, возникло из-за приравнивания богов и резных столбов в германской религии . [ 2 ]
Снорри Стурлусон и Саксон Грамматик предположили, что термин «Асир» вместо этого происходит от « Asiamenn» («Азиаты») и идеи о том, что боги возникли в Азии, а затем мигрировали в Северную Европу . Однако это не поддерживается современными учеными и приписывается средневековые исследования по этому вопросу и попытка связать скандинавские народы с классической античностью и христианством, а не с отражением реальной германской мифологии. [ 2 ]
Производные термины
[ редактировать ]Асс также встречается в древнескандинавских сложных существительных, таких как Asbrú («мост Асов»), Ásgarð («дом» или «огороженная территория асов»), ásmegin («сила асов») и в именах Тора Аса-Тора. («Асир-Тор») и Асабраг («Асир-господин»). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Единственное современное слово, которое происходит от терминов, обозначающих æsir , помимо научных заимствований из средневековых языков, - это шведское : åska , что означает «гроза», которое происходит от более раннего åsekja («гонение осла»), которое происходит от реконструирован древневосточно-скандинавский : * ās-ækia . Вероятно, это связано с верой в грозы, возникающие во время путешествия Тора по небу. [ 14 ] [ 9 ]
Термины, обозначающие Æsir, составляют часть германских имен на нескольких германских языках. Примеры этого включают древнеанглийский : Ósbeorn , Óslác , Ósweald ( современный английский : Oswald ) и их соответствующие древнескандинавские эквиваленты, Ásbjörn , Áslákr и Ásvaldr . Другие примеры включают древнеанглийский : Óswine и древнескандинавский : Ásmundr . [ 15 ] [ 16 ] Некоторые прото-норвежские личные имена содержат * ansuz, например Ansugastiz , Ansugīslaz и * Ansulaibaz . [ примечание 2 ] [ 17 ]
Древнескандинавские источники
[ редактировать ]Значение термина «Асир»
[ редактировать ]Различия между «áss», «goð» и «vanr»
[ редактировать ]
Было высказано предположение, что в древнескандинавской поэзии термин « ass » обычно выбирался вместо « goð » по метрическим причинам, лучше сочетаясь с необходимой аллитерацией или рифмой, а не для создания семантического различия между двумя терминами. [ 18 ] Исходя из этого, утверждалось, что термин « асир » действует как синоним слова « год » и включает Ньёрда и его потомков, обычно называемых ванами . Примеры этого можно увидеть в þulur , где Ньёр и Фрейр перечислены в ása heiti («Поэтические эквиваленты áss»), а Фрейя — в ásunjur . [ 18 ]
Основные рассказы, которые представляют асов и ванов как отдельные семейные группы, - это рассказы о войне асов и ванов , которые содержатся в Völuspá , Ynglinga Saga и Skáldskaparmál . Этот конфликт между богами произошел давно в прошлом, и в саге об Инглингах он заканчивается обменом Хёнира и Мимира у асов на заложников Ньёрда , Фрейра и Квасира у ванов. Скалдскапармал в качестве альтернативы говорит, что в конце войны две группы смешали свою слюну в чане и создали из нее Квасир. [ 19 ] Включение богов, обычно называемых Ванирами, в Асы, означает, что Вани могли рассматриваться как полностью интегрированные в Асы после разрешения этой войны между двумя группами. [ 20 ]
Предлагаемое происхождение различия с Ваниром
[ редактировать ]Несмотря на то, что ваны в некоторой степени включены в более широкую группу асов, некоторые ученые утверждают, что некоторые различия между этими двумя группами сохраняются, например, ваны, по-видимому, в основном были связаны с земледелием и плодородием, а асы - с властью и войной. . И наоборот, утверждалось, что это разделение владений не отражено в источниках: вместо этого ваны больше связаны с царской властью, а асы - с творением. [ 21 ]
Одна из идей состоит в том, что ваны (и связанный с ними культ плодородия) могут быть более архаичными, чем культ более воинственных асов, так что мифическая война может отражать полузабытый религиозный конфликт. Этот аргумент был впервые предложен Вильгельмом Маннхардтом в 1877 году (как описано у Дюмезиля, xxiii и Мунка, 288). На аналогичной ноте Мария Гимбутас утверждает, что асы и ваны представляют собой вытеснение коренной группы племенем воинственных индоевропейских захватчиков как часть ее курганной гипотезы . [ 22 ] Другая историческая теория состоит в том, что межпантеонное взаимодействие может быть апофеозом конфликта между Римским королевством и сабинянами . [ 23 ] Учитывая разницу между их ролями и акцентами, некоторые ученые предположили, что взаимодействие асов и ванов отражает типы взаимодействия, которые происходили между социальными классами (или кланами) в скандинавском обществе в то время. [ 24 ] [ 25 ]
Наконец, известный исследователь сравнительного религиоведения Мирча Элиаде предположил, что этот конфликт на самом деле является более поздней версией индоевропейского мифа, касающегося конфликта и возможной интеграции пантеона неба/богов-воинов/правителей и пантеона земли/экономики/плодородия. боги, не имеющие строгих исторических предшественников. [ 26 ] [ 27 ]
Конкретные существа, называемые Асир
[ редактировать ]
Прозаическая Эдда Снорри Стурлусона содержит два списка асов: один в Gylfaginning и один в þulur . Хотя эти источники во многом совпадают, они не идентичны. [ 2 ] Gylfaginning называет мужчину асов Одином, [ примечание 3 ] Тор, Ньёрд, [ примечание 4 ] Фрейр, [ примечание 5 ] Тир , Хеймдалль , Браги , Видарр , Вали , Уллр , Форсети и Локи и асиньюры как Фригг , Сага , Эйр , Гефьон , Фулла , Фрейя , , Сьёфн , Лофн , Вар , Вёр , Син , Хлин , Снотра , Гна , Соль Б иль [ 31 ] [ 30 ] [ 32 ] Мантры , этому асинджур Скади , Сигюн , Хносс , Герд , Йорд , Идунн , Ильмр , Ньёрун , Нанна , Риндр , Трудр . Ран добавляют к [ 29 ] Некоторые ученые, однако, отмечают, что «Прозаическая Эдда» не отражает мировоззрение, которого придерживались все языческие нордические или, в более широком смысле, германские народы во времени и пространстве. Терри Ганнелл далее оспаривает идею о том, что все северогерманские народы представляли себе богов такими, какими их изображает Снорри - живущими как пантеон асов и ванов в Асгарде вместе и всеми управляемыми Одином, который является предком многих из них. Он предполагает, что этот взгляд на Одина как на лидера отдельной семьи богов, асов, вероятно, не разделялся бы большинством язычников, а стал результатом представленного Снорри материала, происходящего из элитного класса воинов, с которым Один был тесно связан. [ 33 ]
Помимо этого, руническая надпись на булавке из китового уса из Энгстада IX века н.э. была интерпретирована как отсылка к древнескандинавскому слову garðáss («двор-асс» или «асс оседлого пространства»). В этом контексте было предложено, чтобы этот термин относился к местному богу или существу этой конкретной усадьбы, а не всего мира в целом. [ примечание 6 ] [ 34 ] Точно так же древнескандинавский термин « landáss » («земля-асс») используется в стихотворении, приписываемом Эгиллу Скаллагримссону, для обозначения одного из списка богов, которых он хочет настроить против короля Эйрика . Этот бог часто интерпретируется как Тор , хотя также возможно, что он относится к местному духу земли, возможно, к ландальфру («земельному эльфу»), упомянутому в следующей строфе стихотворения. [ 36 ] Асы, тесно связанные с конкретными холмами или холмами, также встречаются в древнескандинавских записях, таких как Свинфеллсасс («осел Свинфелла»), упомянутый в оскорблении в саге о Ньяле , и Бард Снайфеллсасс («осел Снайфелла»), человек, который получил свое имя, согласно одноименной саге, из-за поклонения, которое ему оказывали те жизнь вокруг Снайфелла и помощь, которую он, в свою очередь, оказывал им, когда они в ней нуждались. [ 37 ] [ 38 ]
В контексте ритуальной речи безымянный асс — это almáttki áss («всемогущий асс»), упоминаемый наряду с Фреем и Ньёрдом в формуле, произносимой лицами, приносящими клятву на кольце . Ученые по-разному идентифицировали его как Тора, Улля и Одина, хотя остается возможность, что это результат христианской работы, написанной как предзнаменование становления христианства, как пример «благородного языческого» мотива. [ 39 ] [ 13 ]
Термин áss далее используется в переводах произведений на древнескандинавский язык, например, в Díalógar Gregors þáfa , в котором фраза sólar áss («асс солнца») используется для обозначения Аполлона , во фразе sævar goð («бог солнца»). море») и в drauma goð («бог снов»). [ 40 ] Далее Моркинскинна описывает медные изображения асов, вёльсунгов и гьюкингов на ипподроме в Константинополе . Это было интерпретировано как перевод греческих богов и героев в германский контекст, однако другие предложения включают в себя то, что это следует рассматривать как происходящее с эвгемеристической точки зрения, поскольку асы произошли от троянцев, как они изображены Снорри в Прозаической Эдде. и Сага об Инглингах. [ 41 ]
Отношения с гигантами
[ редактировать ]Было высказано предположение, что большинство повествований в древнескандинавской мифологии изображают существование как широко разделенное на «этот мир», населенный асами и людьми, и «потусторонний мир», населенный такими существами, как йотнары. [ 42 ] [ 43 ] Эти повествования часто сосредотачиваются на путешествии осла в потусторонний мир либо для того, чтобы получить оттуда что-то важное, либо для решения проблемы, возникшей в Асгарде посредством социального обмена с потусторонним миром. [ 44 ] Йотнары также представлены как постоянная угроза асам, что приводит их к конфронтации с Тором, который останавливает йотнаров, захвативших Асгард и Мидгард . [ 45 ]
Несмотря на это общее сопоставление асов и йотнаров, они не считались обязательно «биологически» отличными друг от друга, поскольку многие асы произошли от йотнаров, таких как Один, Тор и Локи. [ 46 ] Многие асы также женятся и заводят детей от гигьяров (женщин-ётунн), например, Один, который женится на Йорде и становится отцом Тора от нее, и Фрейр, который женится на Герд , основав семью Инглингов . [ 47 ] В тех случаях, когда проводятся свадьбы, гигжары кажутся полностью интегрированными в асов. [ 48 ] [ 49 ]
асы изображены имеющими сильные положительные отношения с некоторыми йотнарами, такими как Эгир , который устраивает для них пир, на котором они все вместе пьют Кроме того, в стихотворении «Локасенна» . [ 50 ] Другие йотнары рассматриваются асами как источники знаний, такие как Вафтруднир, с которым Один состязается в мудрости в «Вафруднисмале» , и Хиндла, к которой Фрейя путешествует в поэме «Хиндлулйод» , чтобы выяснить родословную Оттара . [ 51 ]
Древнеанглийские источники
[ редактировать ]
Wið forstice
[ редактировать ]Текст Wið færstice конца 10 или начала 11 века «Лакнунга» представляет собой древнеанглийское средство против вреда, причиненного несколькими существами, включая Эсе и Эльфе (часто переводится как «эльфы»). [ 52 ]
gif нажмите на эту картинку или нажмите на картинку ylfa |
был гескот Эсе Если бы это или это гескот Эльфе был |
— Староанглийский текст [ 53 ] | — Холла Перевод [ 53 ] |
Сочетание слов ēse и elves Wið færstice имеет параллель в древнескандинавских писаниях как аллитеративная фраза «æsir и álfar». [ примечание 7 ] [ 54 ] Неясно, восходит ли эта формула к наследственному сообществу, говорящему на предках древнескандинавского и древнеанглийского языков, и, таким образом, всегда существовала на обоих языках, или была результатом более позднего заимствования из-за тесного культурного контакта. [ 55 ]
Было высказано предположение, что, как и в ранних древнескандинавских сообществах, те, кто говорил на древнеанглийском языке, также поместили ēse и ælfe в отличие от чудовищных существ, таких как эотены и вирмы , хотя неясно, как именно эти существа были задуманы. в англоязычных сообществах ко времени написания Wið færstice. [ 56 ]
Руна А (ᚫ, ᚩ или ᚬ)
[ редактировать ]Протогерманское А название руны , записанное в Старшем Футарке как ᚫ и англосаксонский футорк как ᚩ обычно реконструируется как протогерманский : * ansuz , осел (или языческий бог). [ 57 ] Эта идентификация в основном основана на исландской рунической поэме , в которой записано название Младшего Футарка : формы руны ᚬ , as Ós , referring to Odin :
Стандартизированный древнескандинавский текст [ 58 ] [ примечание 8 ] | Современный английский перевод [ 59 ] | |
---|---|---|
|
|
Некоторые ученые перевели название руны в древнеанглийской рунической поэме как ōs («бог»), причем это слово обычно считается родственным слову áss , однако другие интерпретируют его как означающее «рот», которое пришло к древнему языку. Английский происходит от протогерманского языка или является результатом влияния древнескандинавского языка : óss («устье реки») или латыни : os («устье»). [ 60 ] [ 61 ] В древнешведских и древненорвежских рунических поэмах это имя означает «устье реки», а не «бог». [ 62 ]
Современное поклонение
[ редактировать ]Асатру, что означает «вера в асов», — это новое религиозное движение , также известное как язычество , целью которого является реконструкция и практикование современной формы германского язычества . По состоянию на 2007 год Асатру является религией, официально признанной правительством Дании. [ 63 ] Исландия, [ 64 ] Норвегия, [ 65 ] и Швеция. [ 66 ] В Великобритании организация Asatru UK зарегистрирована как общественная компания, занимающаяся религиозной деятельностью. [ 67 ]
Большинство приверженцев не придают особого значения поклонению асам и могут также называть свою практику «форн сед / сидр / сидур», что означает старые обычаи. Исландский Ásatrúarfélagið описывает Асатру как «нордический пантеизм », включающий «веру в исландский/скандинавский фольклор », включая всех «духов и существ», помимо «богов и других существ», которые это влечет за собой. [ 68 ]
Топонимы
[ редактировать ]Топонимы, содержащие слово áss или родственные термины, были предложены для следующего:
Швеция:
Норвегия
В Англии пока не обнаружено таких мест, которые были бы широко признаны учеными. [ 69 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ссылка в Гетике следующая: Латынь : Тогда готы, обнаружив свои знаки, взялись за оружие и в первом конфликте вскоре победили римлян, но назвали их полубогами, то есть Ансисом; («Но готы были начеку. Они взяли в руки оружие и вскоре разгромили римлян в первом же бою. Они убили Фуска, полководца, и разграбили солдатский лагерь, все его сокровища. И из-за великой победы они одержав победу в этом регионе, они впоследствии назвали своих вождей, благодаря удаче которых они, казалось, победили, не простых людей, а полубогов, то есть Ансиса».) [ 5 ] [ 6 ]
- ^ Ансугастис и Ансугислаз встречаются в рунических надписях, тогда как * Ансулайбаз реконструирован из соответствующего древнеанглийского имени в «Беовульфе» . [ 17 ]
- ↑ Один упоминается в þulur как Yggr . [ 29 ]
- ^ В Gylfaginning Ньёрд указан как третий асс, но также отмечено, что он «не принадлежит к расе асов» ( древнескандинавский : Eigi er Njörðr ás ættar . [ 30 ]
- ^ Фрейр упоминается в мантре как Ингви-Фрейр . [ 29 ]
- ^ Нормализованное написание — древнескандинавское : garðáss , полученное из надписи, которая читается как karþạs с k и a как связывающая руна . Руна связывания теоретически может быть прочитана в другом порядке как ak , образуя надпись akrþạs . [ 34 ] [ 35 ]
- ^ Примеры этой формулы включают Mart var þar ása oc álfa («Там было много асов и альфаров») из прозаического пролога к Локасенне и ása oc álfa, er hér inno ero «асов и альфаров, которые находятся здесь, внутри» ) из тела стихотворения. [ 54 ]
- ↑ Руническая поэма сохранилась в двух рукописях из Арнаманской коллекции рукописей , AM 687d 4to и AM 461 12mo. Стандартизированный древнескандинавский язык основан на этих двух свидетельствах. [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]- Протогерманское язычество
- Генеалогические древа скандинавских богов
- Лошади асов
- Туата Де Дананн
- Двенадцать олимпийцев
- Ануннаки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б ássтуз
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Симек 2008 , с. 3.
- ^ Холл 2007 , с. 63.
- ^ Миров 1915 , с. 3.
- ^ Getica (латиница) , Глава 13, 78.
- ^ Миров 1915 , стр. 72–73, глава 13, 78.
- ^ Гримм , с. 25.
- ^ Ас-ынья .
- ^ Jump up to: а б Хеллквист 1922 .
- ^ Jump up to: а б Кроонен 2013 , с. 30.
- ^ Сильва 2006 , с. 396.
- ^ Симек 2008 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Линдоу 2002 .
- ^ Jump up to: а б Моц 1984 , стр. 190–191.
- ^ Тичи .
- ^ Ансувалдас .
- ^ Jump up to: а б Викстранд 2009 , с. 1013.
- ^ Jump up to: а б Лягушка 2021 , с. 150-151.
- ^ Симек 2008 , стр. 352–353.
- ^ Симек 2008 .
- ^ Лягушка 2021 , с. 143.
- ^ Гимбутас и Декстер 2001 .
- ^ Турвиль-Петре 1975 , с. 161.
- ^ Дюмезиль 1973 , стр. 3–4, 18.
- ^ Турвиль-Петре 1975 , стр. 159–162.
- ^ Элиаде 1996 , Раздел II (30).
- ^ Турвиль-Петре 1975 , с. 162 «В одной цивилизации и в одно время могли преобладать специализированные боги плодородия, а в другой — воин или бог-король. Высший бог обязан своим положением тем, кто ему поклоняется, и если они фермеры, он будет будь богом плодородия или одним из ванов».
- ^ Якобссон 1998 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б с Назовите мантры .
- ^ Jump up to: а б Гильфагиннинг 21-30 .
- ^ Gylfaginning 11-20 .
- ^ Gylfaginning 31-40 .
- ^ Ганнелл 2015 , стр. 55–56, 60–61.
- ^ Jump up to: а б Лягушка 2021 , с. 148.
- ^ Маккиннелл, Симек и Дювель 2004 , стр. 116.
- ^ Лягушка 2021 , с. 150.
- ^ Лягушка 2021 , с. 163.
- ^ Вигфуссон 1860 , Глава 6: «Назвали Барда Сньофелсассом, потому что они верили в него возле Несита и считали его своим богом, он также стал величайшим спасителем для многих».
- ^ Симек 2008 , стр. 9–10.
- ^ Лягушка 2021 , с. 160.
- ^ Лягушка 2021 , стр. 155–156, 164.
- ^ МакКиннелл 2005 , стр. 1–10, Глава 1.
- ^ Люммер 2021 , стр. 57–85.
- ^ Нордвиг 2013 , стр. 380–383.
- ^ МакКиннелл 2005 , стр. 109–125, Глава 8.
- ^ Симек 2008 , стр. 78, 240, 316.
- ^ Симек 2008 , стр. 91, 107, 316–317.
- ^ МакКиннелл 2005 , стр. 62–64.
- ^ Симек 2008 , с. 105.
- ^ Симек 2008 , стр. 107, 192-193.
- ^ Симек 2008 , с. 107 169–170 344–345.
- ^ Холл 2007 , стр. 1–5.
- ^ Jump up to: а б Холл 2007 , стр. 2–3.
- ^ Jump up to: а б Холл 2007 , с. 35.
- ^ Холл 2007 , с. 108.
- ^ Холл 2007 , стр. 35–67.
- ^ Сильва 2006 , стр. 396–397.
- ^ Дикинс, 1915 .
- ^ Jump up to: а б Сильва 2006 , с. 397.
- ^ Сильва 2006 , стр. 399–400.
- ^ Лягушка 2021 , с. 147.
- ^ Сильва 2006 , стр. 396–398.
- ^ Церковное служение .
- ^ сислуменн .
- ^ Аспрем 2008 , с. 49.
- ^ Южная Швеция .
- ^ АУК-ЦИК .
- ^ asatru , В исландской версии говорится: « Асатру — это языческая традиция, основанная на терпимости, честности, великодушии и уважении к природе и всему живому». ( Асатру или языческий обычай основан на терпимости, честности, мужественности и уважении к природе и всему живому. ).
- ^ Холл 2006 , с. 61-63.
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Вигфюссон, Гудбрандур (1860). Бардарсага Снайфеллсас, Виглундарсага (на исландском языке). Berlingske bogtrykeri в отеле NH Stenderup.
- Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф; Дювель, Клаус (2004). «Боги и мифологические существа в Младшем Футарке» (PDF) . Руны, магия и религия: справочник . Фассбендер.
- Миров, Чарльз Кристофер (1915). Готическая история Иордана в английской версии; . Принстон, Университет. Нажимать.
- «Иордан о происхождении и деяниях гетов, глава 13» . www.thelatinlibrary.com (на латыни) . Проверено 2 августа 2023 г.
- Рунические стихи . Перевод Дикинса, Брюса. 1915.
вторичный
[ редактировать ]- Аспрем, Эгиль (3 октября 2008 г.). «Язычники на Севере: политика, полемика и современное скандинавское язычество в Норвегии» . Гранат . 10 (1): 49. дои : 10.1558/pome.v10i1.41 . ISSN 1743-1735 .
- Дюмезиль, Жорж (1973). Боги древних северян . Беркли, Калифорния: Univ. Калифорнии Пр. ISBN 0520020448 .
- Элиаде, Мирча (1996). Закономерности сравнительного религиоведения . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803267336 .
- Лягушка (2021). «Асы: Некролог» (PDF) . Очерки в честь Рудольфа Симека .
- Гимбутас, М.; Декстер, MR (2001). Живые богини . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22915-0 . Проверено 30 марта 2023 г. [ нужна страница ]
- Гримм, Джейкоб; Сталлибрасс, Джеймс Стивен (1882–1888). Тевтонская мифология . Лондон: Г. Белл и сыновья.
- Ганнелл, Терри (2015). «Пантеон? Какой пантеон? Концепции семьи богов в дохристианских скандинавских религиях» . Scripta Islandica: Ежегодник Исландского общества . 66 . Исландское общество: 55–76.
- Холл, А. (2006). «Есть ли в англосаксонских топонимах эльфы?» . Номина: Журнал Общества исследований имен в Великобритании и Ирландии . 29 : 61–80. ISSN 0141-6340 .
- Холл, Аларик (2007). Эльфы в англосаксонской Англии: вопросы веры, здоровья, пола и идентичности . Вудбридж, Саффолк, Великобритания: Boydell Press. ISBN 978-1843835097 . Проверено 11 июня 2022 г.
- Хеллквист, Элоф (1922). Шведский этимологический словарь ( на шведском языке). Лунд: Глируп. п. 1202 .
- Якобссон, Арманн (1998). « История троллей? Сага о Бардаре как историческое повествование», «Сага-книга 25 (1998), 53–71» . Сага-книга Общества викингов . Проверено 1 октября 2023 г.
- Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка .
- Линдоу, Джон (2002). Скандинавская мифология: путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9786610532490 . OCLC 1136323846 .
- Ламмер, Феликс (2021). «Одинокие колоссы и не такие уж маленькие человечки» . Арв – Северный ежегодник фольклора . 77 (1): 57–85 . Проверено 6 мая 2022 г.
- Маккиннелл, Джон (2005). Встреча с другим в скандинавских мифах и легендах . Вудбридж, Саффолк, Великобритания: DS Brewer. ISBN 1843840421 .
- Моц, Лотте (1984). «Тролли и асы; лексические свидетельства северогерманской веры» . Индогерманские исследования . 89 : 179–195. дои : 10.1515/9783110243314.179 . S2CID 201714920 . Проверено 12 сентября 2023 г.
- Нордвиг, Матиас (2013). «Метод анализа моделей мира в скандинавской мифологии» . Орхусский университет Анналы Академии финикийских наук. Серия «Гуманитарные науки»: 377–398. ISBN 978-951-41-1085-6 .
- Сильва, Инмакулада Сенра (1 января 2006 г.). «Заметка о значении в древнеанглийской рунической поэме» . Эпос: Revista de filología (22): 393. doi : 10.5944/epos.22.2006.10523 (неактивен с 9 июля 2024 г.). ISSN 2255-3495 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка ) - Симек, Рудольф (2008). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. БОЙ6. ISBN 9780859915137 .
- Турвиль-Петре, Эдвард Освальд Габриэль (1975). Миф и религия севера: религия древней Скандинавии (Ред.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0837174201 .
- Викстранд, Пер (2009). «Дохристианские сакральные личные имена в Скандинавии в протоскандинавский период» (PDF) . Материалы 23-го Международного конгресса ономастических наук . Йоркский университет.
- Тичи, Ондрей. «Ос» . Англо-саксонский словарь Босворта-Толлера онлайн . Проверено 18 сентября 2023 г.
- «Староисландский словарь - Асс» . Староисландский словарь . Проверено 18 сентября 2023 г.
- «Древнескандинавский словарь — Ас-ынья» . Клисби и Вигфуссон — Древнескандинавский словарь . Проверено 18 сентября 2023 г.
- «Гильфагиннинг 11-20» . www.voluspa.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- «Гильфаджиннинг 21-30» . www.voluspa.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- «Гильфагиннинг 31-40» . www.voluspa.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- «Нафнагулур» . www.voluspa.org . Проверено 24 сентября 2023 г.
- «Служение церкви» (на датском языке). Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 года . Проверено 9 февраля 2007 г.
Форн Сидр – Общество асов и суеверий в Дании
- «Список зарегистрированных религиозных организаций и организаций по взглядам на жизнь» (на исландском языке). Магистраты . Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года . Проверено 10 января 2021 г.
Аскетическое общество
- «Фрея, Один и Тор получают официальный статус» . южный шведский (на шведском языке). 11 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г.
- «Обзор ASATRU UK CIC — GOV.UK» . find-and-update.company-information.service.gov.uk . Проверено 10 августа 2022 г.
- «Асатру.is» . asatru.is (на исландском языке). Архивировано из оригинала 5 декабря 2006 года.
- «Реконструкция: протогерманский/Ансувалдас» . Викисловарь, бесплатный словарь . 13 июля 2022 г. Проверено 8 октября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

