Повреждать

В скандинавской мифологии Скади ( / ˈ s k ɑː ð i / ; древнескандинавский : [ ˈskɑðe] ; иногда англизированная как Скади , Скаде или Скати ) — йотунн и богиня , связанная с охотой из лука , катанием на лыжах , зимой и горами. Скади засвидетельствован в «Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников; в « Прозаической Эдде» и в «Хеймскрингле» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и в произведениях скальдов .
Скади — дочь умершего Тьязи , и Скади вышла замуж за бога Ньёрда в рамках компенсации, предоставленной богами за убийство ее отца Тьязи. В Хеймскрингле Скади описывается как расставшаяся с Ньёрдом, а затем вышедшая замуж за бога Одина , и что они вместе произвели на свет много детей. И в «Поэтической Эдде» , и в «Прозаической Эдде» Скади отвечает за размещение змеи, которая капает ядом на связанного Локи . Скади попеременно называют Öndurguð (древнескандинавский «бог лыж») и Öndur dis (древнескандинавский «ski dís »).
Этимология названия Скади неясна, но может быть связана с первоначальной формой Скандинавии . Некоторые топонимы в Скандинавии относятся к Скади. Ученые выдвинули теорию о потенциальной связи между Скади и богом Уллем (который также связан с лыжным спортом), об особых отношениях с ётуном Локи и о том, что Скандинавия может быть связана с именем Скади (потенциально означающим «остров Скади») или названием может быть связано с древнескандинавскими существительными, означающими либо «тень», либо «вред». Скади вдохновил на создание различных произведений искусства.
Этимология
[ редактировать ]Древнескандинавское scado имя Skaði , наряду со Sca(n)dinavia и Skáney , может быть связано с готским skadus , древнеанглийским sceadu , древнесаксонским Scáthach и древневерхненемецким scato ирландское (что означает «тень») — сравните также , знаменитая женщина-воин, известная как «Теневая». Ученый Джон МакКиннелл комментирует, что эта этимология предполагает, что Скади, возможно, когда-то был олицетворением географического региона Скандинавии или был связан с подземным миром. [ 1 ]
Жорж Дюмезиль не согласен с представлением о Скадин-Авиа как этимологически «острове богини Скади». Дюмезиль комментирует, что первый элемент Скадина, должно быть, имел — или когда-то имел — связь с «тьмой» «или с чем-то еще, в чем мы не можем быть уверены». Дюмезиль говорит, что название Скади происходит от названия географического региона, который в то время уже не был полностью понятен. В связи с этим Дюмезиль указывает на параллель с Эриу , богиней, олицетворяющей Ирландию , которая появляется в некоторых ирландских текстах, чье имя, по его словам, происходит от Ирландии , а не наоборот. [ 2 ]
Альтернативно, Skaði может быть связано с древнескандинавским существительным skaði («вред»), [ 3 ] источник исландского и фарерского skaði («вред, ущерб») и родственный английскому scathe ( «невредимый» , уничтожающий ). [ 4 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Скади засвидетельствован в стихах из « Поэтической Эдды» , в двух книгах «Прозаической Эдды» и в одной книге «Хеймскрингла» .
Поэтическая Эдда
[ редактировать ]
В » Поэтической Эдды поэме «Гримнисмал бог Один (замаскированный под Гримнира ) открывает юному Агнарру существование двенадцати мест. Один упоминает местонахождение Тримхейм шестым в одной строфе. В строфе Один подробно описывает, что когда-то здесь жил ётунн Тьязи , а теперь живет его дочь Скади. Один описывает Тримхейм как состоящий из «древних дворов», а Скади называет «сияющей невестой богов». [ 5 ] В прозаическом вступлении к стихотворению Skírnismál бог Фрейр тосковал по прекрасной девушке (йётунн Герд ), которую он заметил в Ётунхейме . Бог Ньёрд просит слугу Фрейра Скирнира поговорить с Фрейром, и в первой строфе стихотворения Скади также просит Скирнира спросить Фрейра, почему он так расстроен. Скирнир отвечает, что ожидает резких слов от их сына Фрейра. [ 6 ]
В прозаическом предисловии к поэме «Локасенна » Скади упоминается как жена Ньёрда и упоминается как одна из богинь, присутствовавших на пиру Эгира . [ 7 ] После того, как Локи обменялся мнениями с богом Хеймдаллем , вмешается Скади. Скади говорит Локи, что он «беззаботный» и что Локи больше не будет «играть [...] со свободно виляющим хвостом», поскольку вскоре боги привяжут Локи к острому камню со льдом. -холодные внутренности сына. Локи отвечает, что даже если это так, он был «в первую очередь» в убийстве Тьязи. Скади отвечает, что если это так, то «губительные советы» всегда будут исходить из ее « святилищ и равнин». Локи отвечает, что Скади был более дружелюбен в речи, когда Скади был в его постели - обвинение, которое он выдвигает большинству богинь в поэме и нигде больше не засвидетельствовано. Локи Затем полет обращается к богине Сиф . [ 8 ]
В прозаическом разделе в конце «Локасенны» боги ловят Локи и связывают его внутренностями его сына Нари превращают , а его сына Вали в волка. Скади помещает ядовитую змею над лицом Локи. Яд капает из змеи, а жена Локи Сигюн сидит и держит таз под змеей, собирая яд. Когда таз наполняется, Сигюн должна его опорожнить, а за это время змеиный яд падает на лицо Локи, заставляя его корчиться в огромной ярости, настолько сильной, что все землетрясения происходят из-за корчей Локи. [ 9 ]
В стихотворении Hyndluljóð женщина-йётунн Хиндла рассказывает богине Фрейе различные мифологические генеалогии. В одной из строф Хиндла отмечает, что Тьязи «любил стрелять» и что Скади была его дочерью. [ 10 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]В «Прозаической Эдде» Скади засвидетельствован в двух книгах: Gylfaginning и Skáldskaparmál .
Гильфагиннинг
[ редактировать ]

В главе 23 «Прозаическая Эдда книги Gylfaginning » фигура Высокого на троне подробно описывает, что жена Ньёрда - Скади, что она дочь йотуна Тьязи, и рассказывает историю, связанную с ними двумя. Хай вспоминает, что Скади хотела жить в доме под названием Тримхейм, который когда-то принадлежал ее отцу. Однако Ньёрд хотел жить поближе к морю. Впоследствии они договорились, что проведут девять ночей в Тримхейме, а затем следующие три ночи в приморском доме Ньёрда Ноатуне (или девять зим в Тримхейме и еще девять в Ноатуне, согласно Королевскому кодексу ). [ 11 ] ). Однако, когда Ньёрд вернулся с гор в Ноатун, он сказал:
- «Ненавистны мне горы,
- Я был там недолго,
- всего девять ночей.
- Вой волков
- для меня это прозвучало некрасиво
- после песни лебедей». [ 12 ]
Харм ответил:
- «Спать я не мог
- на морском дне
- за крик птицы.
- Эта чайка меня разбудила
- когда из широкого моря
- он приходит каждое утро». [ 12 ]
Источники этих строф не указаны ни в Прозаической Эдде , ни где-либо еще. Хай рассказывает, что после этого Скади вернулся в горы и жил в Тримхейме, и там Скади часто путешествует на лыжах, владеет луком и стреляет в диких животных. Высокий отмечает, что Скади также называют «лыжным богом» (древнескандинавский Öndurgud ) или Ондурдисом и «лыжной леди» ( Öndurdís ). упомянутая выше строфа из «Поэтическая Эдда» поэмы «Гримнисмал» . В подтверждение приводится [ 11 ] В следующей главе (24) Хай говорит, что «после этого» у Ньёрда «родилось двое детей»: Фрейр и Фрейя. Имя матери двоих детей здесь не указывается. [ 13 ]
В конце 51 главы Gylfaginning Хай описывает, как боги поймали и связали Локи. Описано, что Скади взял ядовитую змею и прикрепил ее к связанному Локи, чтобы яд мог капать на лицо Локи. Жена Локи Сигюн сидела рядом с ним и собирала яд в миску. Но когда чаша наполняется, ей приходится уйти, чтобы опорожнить ее, а затем Локи обжигается кислотной жидкостью и корчится от сильной боли, заставляя землю трястись и вызывая то, что мы знаем как землетрясение. [ 14 ]
Вопрос фантастики
[ редактировать ]
В главе 56 «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál как Браги рассказывает Эгиру, боги убили Тьязи. Дочь Оджази, Скади, взяла шлем, кольчугу и «все военное оружие» и отправилась в Асгард , дом богов. По прибытии Скади боги пожелали искупить ее потерю и предложили компенсацию. Скади предоставляет им свои условия урегулирования, и боги соглашаются, что Скади может выбрать мужа из своей среды. Однако Скади должна выбрать этого мужа, глядя исключительно на свои ноги. Скади увидела пару ног, которые показались ей особенно привлекательными, и сказала: «Я выбираю эту; в Бальдре не может быть ничего уродливого». Однако владельцем ног оказался Ньёрд. [ 15 ]
Скади также включила в свои условия урегулирования, что боги должны сделать то, что, по ее мнению, для них было невозможным: рассмешить ее. Для этого Локи обвязал один конец веревки вокруг бороды козочки , а другой конец — вокруг своих яичек . Козел и Локи тянули друг друга вперед и назад, оба громко визжали. Локи упал на колени Скади, и Скади рассмеялась, завершая эту часть своего искупления. Наконец, в качестве компенсации Скади, Один взял глаза Тьязи, погрузил их в небо и сделал из глаз две звезды. [ 15 ]
Далее в Skáldskaparmál работа скальда Торда Сьярекссона цитируется . В стихотворении Скади упоминается как «мудрая богиня-невеста» и отмечается, что она «не могла любить Вана » . Проза ниже цитаты поясняет, что это ссылка на уход Скади из Ньёрда. [ 16 ] В главе 16 даны имена Локи, в том числе «спорщик Хеймдалля и Скади». [ 17 ] В главе 22 Скади упоминается в стихотворении X века « Хаустленг» , где скальд Одольфр из Хвинира называет быка «китом Вара [Скади] с тетивой». [ 18 ] В главе 23 скальд Браги Боддасон называет Тьязи «отцом лыжных дисов». [ 19 ] В главе 32 Скади указана среди шести богинь, присутствовавших на вечеринке, устроенной Эгиром. [ 20 ] В главе 75 Скади включен в список из 27 имен . [ 21 ]
Мировые крендели с солью
[ редактировать ]В главе 8 Хеймскринглы книги «Сага об Инглинге » Скади появляется в эвгемеризованном отчете. В этом отчете подробно говорится, что Скади когда-то вышла замуж за Ньёрда, но не хотела заниматься с ним сексом, и что позже Скади вышла замуж за Одина. У Скади и Одина было «много сыновей». Указывается только одно из имен этих сыновей: Сэмингр , король Норвегии . Две строфы представлены скальдом Эйвиндром скалдаспиллиром . В первой строфе Скади описывается как ётунн и «прекрасная дева». Часть второй строфы отсутствует. Вторая строфа гласит:
- Из морских костей,
- и сыновей много
- лыжная богиня
- гат с Отином [ 22 ]
Ли Холландер объясняет, что «морские кости» — это кеннинг слова «скалы», и полагает, что в этой ошибочной строфе Скади, несомненно, упоминается как «обитательница скал» в связи с ее связью с горами и лыжным спортом. [ 22 ]
Теории
[ редактировать ]Сага о Вельсунге
[ редактировать ]Еще одна фигура по имени Скади, которая появляется в первой главе саги о Вёльсунгах . В этой главе этот Скади, мужчина, является владельцем раба по имени Бреди . Другой человек, Сиги — сын Одина — однажды зимой отправился на охоту с рабом. Сиги и раб Бреди охотились весь день до вечера, пока не сравнили добычу. Сиги увидел, что убийства раба превзошли его собственные, и поэтому Сиги убил Бреди и похоронил труп Бреди в сугробе . [ 13 ]
Той ночью Сиги вернулся домой и заявил, что Бреди уехал в лес, что он потерял Бреди из виду и, кроме того, не знает, что случилось с рабом. Скади усомнился в объяснениях Сиги, подозревал, что Сиги лгал и что вместо этого Сиги убил Бреди. Скади собрал людей, чтобы найти Бреди, и в конце концов группа нашла труп Бреди в сугробе. Скади заявил, что отныне сугроб следует называть «Сугроб Бреди», и с тех пор люди называют большие сугробы этим именем. Тот факт, что Сиги убил Бреди, был очевиден, и поэтому Сиги считался преступником. Под предводительством Одина Сиги покидает землю, и Скади больше в саге не упоминается. [ 13 ]
Ученый Джесси Бьок отмечает, что богиня Скади также связана с зимой и охотой, и что эпизод из саги о Вёльсунгах с участием мужчин Скади, Сиги и Бреди, теоретически, произошел из утерянного мифа. [ 23 ]
Другой
[ редактировать ]Ученый Джон Линдоу комментирует, что эпизод в Gylfaginning, подробно описывающий выходки Локи с козой, может иметь ассоциации с кастрацией и ритуалом, включающим рассмешение богини. Линдоу отмечает, что у Локи и Скади, похоже, были особые отношения, примером может служить размещение Скади змеи на лице Локи в «Локасенне» и «Гилфагиннинге». [ 24 ]
Из-за их общей ассоциации с лыжным спортом и того факта, что оба топонима, относящиеся к Уллю и Скади, чаще всего встречаются в Швеции, некоторые ученые предполагают особую связь между двумя богами. [ 24 ] С другой стороны, Скади потенциально может быть мужской формой, и в результате некоторые ученые предположили, что Скади изначально мог быть мужским божеством. [ 25 ]
Ученый Хильда Эллис Дэвидсон предполагает, что культ Скади, возможно, процветал в Хологаланде , провинции на севере Норвегии , потому что «она демонстрирует черты саамского народа , который был известен катанием на лыжах, стрельбой из лука и охотой; ее отделение от Ньорда может указывать на раскол между ее культом и культом ванов в этом регионе, где скандинавы и саамы находились в тесном контакте». [ 26 ]
Современное влияние
[ редактировать ]
Современные произведения искусства, изображающие Скади, включают «Скади и Нюрд» (иллюстрация, 1883) К. Эренберга и «Скади» (1901) Эмиля Доплера Младшего . Скади также появляется в Адама Оленшлегера стихотворении (1819) Skades Giftermaal . [ 27 ]
(1928 г.) и Скади (1929 г.) в стиле ар-деко Изображения бога Улля появляются на обложках шведского лыжного ежегодника På Skidor , оба катаются на лыжах и держат луки. Э. Джон Б. Аллен отмечает, что божества изображены таким образом, что «придают исторический авторитет этому самому важному из шведских лыжных журналов, который начал публиковаться в 1893 году». [ 28 ]
спутник планеты Сатурн ( Скати ) и гора на Венере ( Скади Монс ). В честь богини названы [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ МакКиннелл (2005:63).
- ^ Дюмезиль (1973:35).
- ^ Дэвидсон (1993:62).
- ^ "царапать" . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. Архивировано из оригинала 28 марта 2018 года . Проверено 25 февраля 2014 г.
Среднеанглийское скате , от древнескандинавского скати ; сродни древнеанглийскому scateha «травма», греческому Askēthēs «невредимый».
- ^ Ларрингтон (1999:53).
- ^ Ларрингтон (1999:61).
- ^ Ларрингтон (1999:84).
- ^ Ларрингтон (1999:93, 276).
- ^ Ларрингтон (1999: 95–96).
- ^ Ларрингтон (1999:257).
- ^ Jump up to: а б Бьок (2006:141)
- ^ Jump up to: а б Бьок (2006:33–34).
- ^ Jump up to: а б с Бьок (2006:35).
- ^ Бьок (2006:70).
- ^ Jump up to: а б Фолкс (1995:61).
- ^ Фолкс (1995:75).
- ^ Фолкс (1995:77).
- ^ Фолкс (1995:87).
- ^ Фолкс (1995:89).
- ^ Фолкс (1995:95).
- ^ Фолкс (1995:157).
- ^ Jump up to: а б Холландер (2007:12).
- ^ Бьок (1990:111).
- ^ Jump up to: а б Линдоу (2001: 268–270).
- ^ Дэвидсон (1993:61).
- ^ Дэвидсон (1993:61–62).
- ^ Симек (2007:287).
- ^ Аллен (2007:16).
- ^ «Скади Монс» . Справочник планетарной номенклатуры . Архивировано из оригинала 16 сентября 2019 года . Проверено 21 марта 2016 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Аллен, Э. Джон Б. (2007). Культура и спорт лыжного спорта . Амхерст, Массачусетс: Издательство Массачусетского университета . ISBN 1-55849-601-7 .
- Бьок, Джесси (пер.) (1990). Сага о Вольсунгах: скандинавский эпос о Сигурде Убийце Драконов . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-23285-3 .
- Бьок, Джесси (пер.) (2006). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . ISBN 0-14-044755-5 .
- Дэвидсон, Хильда Эллис (1993). Утраченные верования Северной Европы . Рутледж . ISBN 0-203-40850-0 .
- Дюмезиль, Джордж (1973). От мифа к вымыслу: Сага о Хадингусе Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-16972-3 .
- Фолкс, Энтони (пер.) (1995). прошлом В Обыватель . ISBN 0-460-87616-3 .
- Холландер, Ли Милтон (пер.) (2007). Хеймскрингла: История королей Норвегии ( архивировано 26 января 2017 г. в Wayback Machine ). Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-73061-8
- Ларрингтон, Кэролайн (пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2 .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям ( архивировано 26 января 2017 г. в Wayback Machine ). Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0 .
- Маккиннелл, Джон (2005). Встреча с Другим в скандинавских мифах и легендах . Д.С. Брюэр . ISBN 1-84384-042-1 .
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр . ISBN 0-85991-513-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с ущербом, на Викискладе?