Jump to content

Повреждать

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Скади Охота в горах (1901) от HLM

В скандинавской мифологии Скади ( / ˈ s k ɑː ð i / ; древнескандинавский : [ ˈskɑðe] ; иногда англизированная как Скади , Скаде или Скати ) — йотунн и богиня , связанная с охотой из лука , катанием на лыжах , зимой и горами. Скади засвидетельствован в «Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников; в « Прозаической Эдде» и в «Хеймскрингле» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном , и в произведениях скальдов .

Скади — дочь умершего Тьязи , и Скади вышла замуж за бога Ньёрда в рамках компенсации, предоставленной богами за убийство ее отца Тьязи. В Хеймскрингле Скади описывается как расставшаяся с Ньёрдом, а затем вышедшая замуж за бога Одина , и что они вместе произвели на свет много детей. И в «Поэтической Эдде» , и в «Прозаической Эдде» Скади отвечает за размещение змеи, которая капает ядом на связанного Локи . Скади попеременно называют Öndurguð (древнескандинавский «бог лыж») и Öndur dis (древнескандинавский «ski dís »).

Этимология названия Скади неясна, но может быть связана с первоначальной формой Скандинавии . Некоторые топонимы в Скандинавии относятся к Скади. Ученые выдвинули теорию о потенциальной связи между Скади и богом Уллем (который также связан с лыжным спортом), об особых отношениях с ётуном Локи и о том, что Скандинавия может быть связана с именем Скади (потенциально означающим «остров Скади») или названием может быть связано с древнескандинавскими существительными, означающими либо «тень», либо «вред». Скади вдохновил на создание различных произведений искусства.

Этимология

[ редактировать ]

Древнескандинавское scado имя Skaði , наряду со Sca(n)dinavia и Skáney , может быть связано с готским skadus , древнеанглийским sceadu , древнесаксонским Scáthach и древневерхненемецким scato ирландское (что означает «тень») — сравните также , знаменитая женщина-воин, известная как «Теневая». Ученый Джон МакКиннелл комментирует, что эта этимология предполагает, что Скади, возможно, когда-то был олицетворением географического региона Скандинавии или был связан с подземным миром. [ 1 ]

Жорж Дюмезиль не согласен с представлением о Скадин-Авиа как этимологически «острове богини Скади». Дюмезиль комментирует, что первый элемент Скадина, должно быть, имел — или когда-то имел — связь с «тьмой» «или с чем-то еще, в чем мы не можем быть уверены». Дюмезиль говорит, что название Скади происходит от названия географического региона, который в то время уже не был полностью понятен. В связи с этим Дюмезиль указывает на параллель с Эриу , богиней, олицетворяющей Ирландию , которая появляется в некоторых ирландских текстах, чье имя, по его словам, происходит от Ирландии , а не наоборот. [ 2 ]

Альтернативно, Skaði может быть связано с древнескандинавским существительным skaði («вред»), [ 3 ] источник исландского и фарерского skaði («вред, ущерб») и родственный английскому scathe ( «невредимый» , уничтожающий ). [ 4 ]

Сертификаты

[ редактировать ]

Скади засвидетельствован в стихах из « Поэтической Эдды» , в двух книгах «Прозаической Эдды» и в одной книге «Хеймскрингла» .

Поэтическая Эдда

[ редактировать ]
Ньёрд, Скади и Фрейр, изображенные в книге Любовная тоска Фрея» (1908). У. Г. Коллингвуда «

В » Поэтической Эдды поэме «Гримнисмал бог Один (замаскированный под Гримнира ) открывает юному Агнарру существование двенадцати мест. Один упоминает местонахождение Тримхейм шестым в одной строфе. В строфе Один подробно описывает, что когда-то здесь жил ётунн Тьязи , а теперь живет его дочь Скади. Один описывает Тримхейм как состоящий из «древних дворов», а Скади называет «сияющей невестой богов». [ 5 ] В прозаическом вступлении к стихотворению Skírnismál бог Фрейр тосковал по прекрасной девушке (йётунн Герд ), которую он заметил в Ётунхейме . Бог Ньёрд просит слугу Фрейра Скирнира поговорить с Фрейром, и в первой строфе стихотворения Скади также просит Скирнира спросить Фрейра, почему он так расстроен. Скирнир отвечает, что ожидает резких слов от их сына Фрейра. [ 6 ]

В прозаическом предисловии к поэме «Локасенна » Скади упоминается как жена Ньёрда и упоминается как одна из богинь, присутствовавших на пиру Эгира . [ 7 ] После того, как Локи обменялся мнениями с богом Хеймдаллем , вмешается Скади. Скади говорит Локи, что он «беззаботный» и что Локи больше не будет «играть [...] со свободно виляющим хвостом», поскольку вскоре боги привяжут Локи к острому камню со льдом. -холодные внутренности сына. Локи отвечает, что даже если это так, он был «в первую очередь» в убийстве Тьязи. Скади отвечает, что если это так, то «губительные советы» всегда будут исходить из ее « святилищ и равнин». Локи отвечает, что Скади был более дружелюбен в речи, когда Скади был в его постели - обвинение, которое он выдвигает большинству богинь в поэме и нигде больше не засвидетельствовано. Локи Затем полет обращается к богине Сиф . [ 8 ]

В прозаическом разделе в конце «Локасенны» боги ловят Локи и связывают его внутренностями его сына Нари превращают , а его сына Вали в волка. Скади помещает ядовитую змею над лицом Локи. Яд капает из змеи, а жена Локи Сигюн сидит и держит таз под змеей, собирая яд. Когда таз наполняется, Сигюн должна его опорожнить, а за это время змеиный яд падает на лицо Локи, заставляя его корчиться в огромной ярости, настолько сильной, что все землетрясения происходят из-за корчей Локи. [ 9 ]

В стихотворении Hyndluljóð женщина-йётунн Хиндла рассказывает богине Фрейе различные мифологические генеалогии. В одной из строф Хиндла отмечает, что Тьязи «любил стрелять» и что Скади была его дочерью. [ 10 ]

Проза Эдда

[ редактировать ]

В «Прозаической Эдде» Скади засвидетельствован в двух книгах: Gylfaginning и Skáldskaparmál .

Гильфагиннинг

[ редактировать ]
Желание Ньёрда к морю (1908) У. Г. Коллингвуда
Тоска Скади по горам (1908) У. Г. Коллингвуда

В главе 23 «Прозаическая Эдда книги Gylfaginning » фигура Высокого на троне подробно описывает, что жена Ньёрда - Скади, что она дочь йотуна Тьязи, и рассказывает историю, связанную с ними двумя. Хай вспоминает, что Скади хотела жить в доме под названием Тримхейм, который когда-то принадлежал ее отцу. Однако Ньёрд хотел жить поближе к морю. Впоследствии они договорились, что проведут девять ночей в Тримхейме, а затем следующие три ночи в приморском доме Ньёрда Ноатуне (или девять зим в Тримхейме и еще девять в Ноатуне, согласно Королевскому кодексу ). [ 11 ] ). Однако, когда Ньёрд вернулся с гор в Ноатун, он сказал:

«Ненавистны мне горы,
Я был там недолго,
всего девять ночей.
Вой волков
для меня это прозвучало некрасиво
после песни лебедей». [ 12 ]

Харм ответил:

«Спать я не мог
на морском дне
за крик птицы.
Эта чайка меня разбудила
когда из широкого моря
он приходит каждое утро». [ 12 ]

Источники этих строф не указаны ни в Прозаической Эдде , ни где-либо еще. Хай рассказывает, что после этого Скади вернулся в горы и жил в Тримхейме, и там Скади часто путешествует на лыжах, владеет луком и стреляет в диких животных. Высокий отмечает, что Скади также называют «лыжным богом» (древнескандинавский Öndurgud ) или Ондурдисом и «лыжной леди» ( Öndurdís ). упомянутая выше строфа из «Поэтическая Эдда» поэмы «Гримнисмал» . В подтверждение приводится [ 11 ] В следующей главе (24) Хай говорит, что «после этого» у Ньёрда «родилось двое детей»: Фрейр и Фрейя. Имя матери двоих детей здесь не указывается. [ 13 ]

В конце 51 главы Gylfaginning Хай описывает, как боги поймали и связали Локи. Описано, что Скади взял ядовитую змею и прикрепил ее к связанному Локи, чтобы яд мог капать на лицо Локи. Жена Локи Сигюн сидела рядом с ним и собирала яд в миску. Но когда чаша наполняется, ей приходится уйти, чтобы опорожнить ее, а затем Локи обжигается кислотной жидкостью и корчится от сильной боли, заставляя землю трястись и вызывая то, что мы знаем как землетрясение. [ 14 ]

Вопрос фантастики

[ редактировать ]
Skade (1893) Карла Фредрика фон Зальцы

В главе 56 «Прозаическая Эдда» книги Skáldskaparmál как Браги рассказывает Эгиру, боги убили Тьязи. Дочь Оджази, Скади, взяла шлем, кольчугу и «все военное оружие» и отправилась в Асгард , дом богов. По прибытии Скади боги пожелали искупить ее потерю и предложили компенсацию. Скади предоставляет им свои условия урегулирования, и боги соглашаются, что Скади может выбрать мужа из своей среды. Однако Скади должна выбрать этого мужа, глядя исключительно на свои ноги. Скади увидела пару ног, которые показались ей особенно привлекательными, и сказала: «Я выбираю эту; в Бальдре не может быть ничего уродливого». Однако владельцем ног оказался Ньёрд. [ 15 ]

Скади также включила в свои условия урегулирования, что боги должны сделать то, что, по ее мнению, для них было невозможным: рассмешить ее. Для этого Локи обвязал один конец веревки вокруг бороды козочки , а другой конец — вокруг своих яичек . Козел и Локи тянули друг друга вперед и назад, оба громко визжали. Локи упал на колени Скади, и Скади рассмеялась, завершая эту часть своего искупления. Наконец, в качестве компенсации Скади, Один взял глаза Тьязи, погрузил их в небо и сделал из глаз две звезды. [ 15 ]

Далее в Skáldskaparmál работа скальда Торда Сьярекссона цитируется . В стихотворении Скади упоминается как «мудрая богиня-невеста» и отмечается, что она «не могла любить Вана » . Проза ниже цитаты поясняет, что это ссылка на уход Скади из Ньёрда. [ 16 ] В главе 16 даны имена Локи, в том числе «спорщик Хеймдалля и Скади». [ 17 ] В главе 22 Скади упоминается в стихотворении X века « Хаустленг» , где скальд Одольфр из Хвинира называет быка «китом Вара [Скади] с тетивой». [ 18 ] В главе 23 скальд Браги Боддасон называет Тьязи «отцом лыжных дисов». [ 19 ] В главе 32 Скади указана среди шести богинь, присутствовавших на вечеринке, устроенной Эгиром. [ 20 ] В главе 75 Скади включен в список из 27 имен . [ 21 ]

Мировые крендели с солью

[ редактировать ]

В главе 8 Хеймскринглы книги «Сага об Инглинге » Скади появляется в эвгемеризованном отчете. В этом отчете подробно говорится, что Скади когда-то вышла замуж за Ньёрда, но не хотела заниматься с ним сексом, и что позже Скади вышла замуж за Одина. У Скади и Одина было «много сыновей». Указывается только одно из имен этих сыновей: Сэмингр , король Норвегии . Две строфы представлены скальдом Эйвиндром скалдаспиллиром . В первой строфе Скади описывается как ётунн и «прекрасная дева». Часть второй строфы отсутствует. Вторая строфа гласит:

Из морских костей,
и сыновей много
лыжная богиня
гат с Отином [ 22 ]

Ли Холландер объясняет, что «морские кости» — это кеннинг слова «скалы», и полагает, что в этой ошибочной строфе Скади, несомненно, упоминается как «обитательница скал» в связи с ее связью с горами и лыжным спортом. [ 22 ]

Сага о Вельсунге

[ редактировать ]
Легкий сугроб в горах Норвегии

Еще одна фигура по имени Скади, которая появляется в первой главе саги о Вёльсунгах . В этой главе этот Скади, мужчина, является владельцем раба по имени Бреди . Другой человек, Сиги сын Одина — однажды зимой отправился на охоту с рабом. Сиги и раб Бреди охотились весь день до вечера, пока не сравнили добычу. Сиги увидел, что убийства раба превзошли его собственные, и поэтому Сиги убил Бреди и похоронил труп Бреди в сугробе . [ 13 ]

Той ночью Сиги вернулся домой и заявил, что Бреди уехал в лес, что он потерял Бреди из виду и, кроме того, не знает, что случилось с рабом. Скади усомнился в объяснениях Сиги, подозревал, что Сиги лгал и что вместо этого Сиги убил Бреди. Скади собрал людей, чтобы найти Бреди, и в конце концов группа нашла труп Бреди в сугробе. Скади заявил, что отныне сугроб следует называть «Сугроб Бреди», и с тех пор люди называют большие сугробы этим именем. Тот факт, что Сиги убил Бреди, был очевиден, и поэтому Сиги считался преступником. Под предводительством Одина Сиги покидает землю, и Скади больше в саге не упоминается. [ 13 ]

Ученый Джесси Бьок отмечает, что богиня Скади также связана с зимой и охотой, и что эпизод из саги о Вёльсунгах с участием мужчин Скади, Сиги и Бреди, теоретически, произошел из утерянного мифа. [ 23 ]

Ученый Джон Линдоу комментирует, что эпизод в Gylfaginning, подробно описывающий выходки Локи с козой, может иметь ассоциации с кастрацией и ритуалом, включающим рассмешение богини. Линдоу отмечает, что у Локи и Скади, похоже, были особые отношения, примером может служить размещение Скади змеи на лице Локи в «Локасенне» и «Гилфагиннинге». [ 24 ]

Из-за их общей ассоциации с лыжным спортом и того факта, что оба топонима, относящиеся к Уллю и Скади, чаще всего встречаются в Швеции, некоторые ученые предполагают особую связь между двумя богами. [ 24 ] С другой стороны, Скади потенциально может быть мужской формой, и в результате некоторые ученые предположили, что Скади изначально мог быть мужским божеством. [ 25 ]

Ученый Хильда Эллис Дэвидсон предполагает, что культ Скади, возможно, процветал в Хологаланде , провинции на севере Норвегии , потому что «она демонстрирует черты саамского народа , который был известен катанием на лыжах, стрельбой из лука и охотой; ее отделение от Ньорда может указывать на раскол между ее культом и культом ванов в этом регионе, где скандинавы и саамы находились в тесном контакте». [ 26 ]

Современное влияние

[ редактировать ]
Ньёрд и Скади на пути в Ноатун (1882) Фридриха Вильгельма Гейне

Современные произведения искусства, изображающие Скади, включают «Скади и Нюрд» (иллюстрация, 1883) К. Эренберга и «Скади» (1901) Эмиля Доплера Младшего . Скади также появляется в Адама Оленшлегера стихотворении (1819) Skades Giftermaal . [ 27 ]

(1928 г.) и Скади (1929 г.) в стиле ар-деко Изображения бога Улля появляются на обложках шведского лыжного ежегодника På Skidor , оба катаются на лыжах и держат луки. Э. Джон Б. Аллен отмечает, что божества изображены таким образом, что «придают исторический авторитет этому самому важному из шведских лыжных журналов, который начал публиковаться в 1893 году». [ 28 ]

спутник планеты Сатурн ( Скати ) и гора на Венере ( Скади Монс ). В честь богини названы [ 29 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ МакКиннелл (2005:63).
  2. ^ Дюмезиль (1973:35).
  3. ^ Дэвидсон (1993:62).
  4. ^ "царапать" . Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. Архивировано из оригинала 28 марта 2018 года . Проверено 25 февраля 2014 г. Среднеанглийское скате , от древнескандинавского скати ; сродни древнеанглийскому scateha «травма», греческому Askēthēs «невредимый».
  5. ^ Ларрингтон (1999:53).
  6. ^ Ларрингтон (1999:61).
  7. ^ Ларрингтон (1999:84).
  8. ^ Ларрингтон (1999:93, 276).
  9. ^ Ларрингтон (1999: 95–96).
  10. ^ Ларрингтон (1999:257).
  11. ^ Jump up to: а б Бьок (2006:141)
  12. ^ Jump up to: а б Бьок (2006:33–34).
  13. ^ Jump up to: а б с Бьок (2006:35).
  14. ^ Бьок (2006:70).
  15. ^ Jump up to: а б Фолкс (1995:61).
  16. ^ Фолкс (1995:75).
  17. ^ Фолкс (1995:77).
  18. ^ Фолкс (1995:87).
  19. ^ Фолкс (1995:89).
  20. ^ Фолкс (1995:95).
  21. ^ Фолкс (1995:157).
  22. ^ Jump up to: а б Холландер (2007:12).
  23. ^ Бьок (1990:111).
  24. ^ Jump up to: а б Линдоу (2001: 268–270).
  25. ^ Дэвидсон (1993:61).
  26. ^ Дэвидсон (1993:61–62).
  27. ^ Симек (2007:287).
  28. ^ Аллен (2007:16).
  29. ^ «Скади Монс» . Справочник планетарной номенклатуры . Архивировано из оригинала 16 сентября 2019 года . Проверено 21 марта 2016 г.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ddff126b3435a43b15b4ecfffa456c7d__1700858220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/7d/ddff126b3435a43b15b4ecfffa456c7d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Skaði - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)