Тепловой стресс

Хальвдан Эгедиус : Иллюстрация к саге Олава Трюгвасона (1899)
Хейтстрэнгинг ( мн. heitstrengar ) — древнескандинавская практика принесения торжественной клятвы на совершение будущего действия. Их часто исполняли на Йоле и других крупных общественных мероприятиях, где они играли роль в установлении и поддержании хороших отношений, главным образом между членами аристократической воинской элиты. Практика принесения клятвы значительно различалась, иногда она включала ритуальное питье или возложение рук на священную свинью (называемую сонарголтр ), которую позже можно было принести в жертву . Первоначально эта практика содержала языческие религиозные компоненты, такие как молитвы и поклонение богам, таким как Фрейр и Тор эта практика продолжилась в измененном виде , но после христианизации Скандинавии .
Было отмечено близкое сходство между хейтстренгаром и англосаксонскими практиками принесения присяги и хвастовства, такими как беот , причем оба они включали обещания выполнить задачи, которые принесли бы большую честь, если бы были достигнуты.
Этимология
[ редактировать ]В древнескандинавском языке термин heitstrenging или heit-strenging («принесение торжественной клятвы») происходит от глагола heit-strengja («клятва»), который, в свою очередь, образован от соединения heit («торжественное обетование »). обет») и глагол strengja («нанизывать», «скреплять»). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Праздник Хьёрвардссона
[ редактировать ]Хейтстрэнгинг на Святочном вечере описан в прозе Хельгаквиды Хьёрвардссонара , включающий в себя возложение рук на щетину сонаргольтра и выпивание полного хвастовства :
Древнескандинавский текст [ 6 ] | сильфона Перевод [ 7 ] |
---|---|
Хединн был дома со своим отцом, королем Хьёрвардом, в Норвегии. Хединн вернулся домой один из леса после Рождества и нашел волшебницу. Она ездила верхом на волке, держала на поводке змей и предложила Хедини свое сопровождение. «Нет», сказал он. Она сказала: «Вы заплатите за это гордостью». Вечером были жаркие споры. Было проведено гидроакустическое сканирование. Мужчины там возложили руки, а затем дали торжественную клятву. |
Хетин был дома со своим отцом, королем Хьорвартом, в Норвегии. В канун Рождества Хетин возвращался домой один из леса и нашел женщину-тролля; она ездила на волке, а вместо уздечки у нее были змеи. Она попросила Хетина составить ему компанию. «Нет», сказал он. Она сказала: «Ты заплатишь за это во время королевского тоста». В тот вечер были приняты великие обеты; принесли священного вепря, мужчины возложили на него руки и произнесли обеты под королевским тостом. |
Сага о Хервараре и Хейдреке
[ редактировать ]В «Саге о Хервараре ок Хейдрекс» описывается событие «heitstrengingjar», происходящее аналогично тому, как это происходит в «Хельгаквида Хьёрвардссонар». Основные рукописи саги значительно различаются в зависимости от описания в рукописи H следующим образом:
Древнескандинавский текст [ 8 ] | Современный английский перевод [ 8 ] |
---|---|
Благородный король поклялся Фрею; кабана, которому досталось больше всего, он должен отдать Фрею; Они называли его настолько святым, что все великие дела должны были решаться его кистью, а зазывалы должны были клясться сыновней клятвой; сочельник должен привести сына-кабана в царский дворец; Затем мужчины возлагали руки на его кисть и давали клятвы. Конунг Хейдрек поклялся, что ни один человек не должен делать с ним так много, если это будет в его власти, что у него не будет возможности выслушать мнение его мудрецов. |
Король Х[эйдрек] принес жертву Фрейру; самого большого кабана следовало отдать Фрейру; они считали его настолько святым, что на его щетине следует приносить все важные клятвы; и этот вепрь должен был быть принесён в жертву во время жертвоприношения вепря; В канун Рождества кабана должны были привести в зал перед королем, затем мужчины возложили руки на его щетину и принесли клятвы. Конунг Х[эйдрек] поклялся, что никто не должен причинять ему вред до такой степени, что он не предоставит ему, если он придет в свою власть, суждение своих мудрецов. |
Здесь ритуал посвящен только Фрейру , тогда как в рукописи U он также посвящен Фрейе, хотя обычно это слово относится к Фрейру. Кроме того, в рукописи U описывается ритуал и участие кабана, которые были обычаем во время повествования саги, и рассказывается, как для этого случая была предпринята попытка вывести как можно большую свинью. [ примечание 1 ] [ 11 ]
Наследство Свейна Вилобородого
[ редактировать ]Фагрскинна
[ редактировать ]В Fagrskinna термин heitstrenging используется для описания принесения клятвы на хвастуне на Харальда Блютуса поминальном пиру ( древнескандинавский : veizluerfi ):
Древнескандинавский текст [ 12 ] | перевод Финли [ 12 ] |
---|---|
Но если бы наследство совершалось по древнему обычаю, то обязательно было бы сделать это в том году, в котором умер человек, в котором было совершено наследство. Но тот, кто сделал это трудно, не должен скорее сидеть на месте человека, которого он унаследовал, а люди пьют крепко. В первую ночь, когда люди приходили наследовать, они должны были поставить полный сервант способом, который сейчас менее распространен, и посвятить полные серванты своим самым богатым кузенам, или Тору, или другим своим богам, когда это было язычеством, но было принято ставить сервант, полный, тогда тот, кто проделал тяжелую работу, должен был дать обет гордиться и походить на всех тех, кому предстояло наследовать, а затем встать на место того, кто получил наследство, ⟨и тогда должно быть идеально для наследования и уважения даже после смерти, но не раньше⟩ |
А когда по древнему обычаю устраивались поминальные праздники, то требовалось проводить их в год смерть человека, в память которого устраивался праздник. И тот, кто приготовил пир, не должен сидеть на высоком месте человека, чью память он чтит, прежде чем люди выпьют поминальный тост. в первый вечер, когда люди пришли на праздник, нужно было произнести множество тостов так же, как и поминальные тосты сейчас, и они посвящали эти тосты своим самым важным родственникам, или Торру , или другим своим богам в языческие времена, и, наконец, им приходилось пить полную хвастливость, а затем тот, кто устраивал пир, должен был сделать затем он должен был сесть на место человека, которого почитали, и тогда он полностью вступил во владение наследством и честью умершего, но не раньше. |
Далее в отчете Свейн Вилобородый клянется хвастуном завоевать Англию или умереть при попытке, прежде чем потребовать свое наследство, а граф Сигвальди делает то же самое для Норвегии . [ 13 ]
Сага об Олафе Трюггвасоне и сага о Йомсвикинге
[ редактировать ]В «Саге об Олаве Трюггвасонаре» и «Саге о Йомсвикинге» рассказывается о том же поминальном празднике, что и в «Фагрскинне». и тост Свейна Как и в другом описании, перед тем, как может произойти официальная передача власти, требуется поднятие сил , однако здесь тосты произносятся за Иисуса и архангела Михаила, а не за предков или языческого бога. [ 14 ]
В саге о Йомсвикинге, после клятвы графа Сигвальди, некоторые мужчины, включая его брата, по очереди дают более серьезные клятвы, в том числе не бежать в бой, убивать Торкилла Лейру и насиловать его дочь. [ 15 ] [ 16 ]
Другие аккаунты
[ редактировать ]Хейтстренгары хорошо известны в древнескандинавских сагах , где они могут играть ключевые роли в сказках, например, граф Херрауд клянется выдать свою дочь Тору замуж за того, кто убьет червя поймавшего ее в саге о Рагнарсе Лодброкар , и Храфнкелл клянется убивать всех, кто едет верхом. Фрейфакси, лошадь, посвященная Фрейру , в саге о Храфнкельсе Фрейсгода . В последнем случае Храфнкелл размышляет о своей клятве, говоря: «[часто] мы раскаиваемся, когда говорим слишком много, но редко мы бы сожалели об этом, если бы говорили меньше». [ 17 ] В других свидетельствах клятва носит более символический характер, например, когда Харальд Светловолосый пообещал не расчесываться и не стричься, пока не будет править всей Норвегией. [ 18 ]
В саге о Хардаре Хроарр наступает на бревно в Йоль, прежде чем дать клятву ворваться в могильный курган викинга Соти, после чего Хёрд клянется сопровождать его, а третий клянется следовать за Хёрдом, образуя формулу, также встречающуюся в саге о Хрольфе Крака. . [ 19 ] В саге о Хэнса-Торисе представлен альтернативный способ исполнения хейтстренгара , в котором Херстейн наступает одной ногой на камень перед тем, как принести клятву. [ примечание 2 ] [ 20 ]
Интерпретация и обсуждение
[ редактировать ]Heitstrengar имел место на Йоле и других жертвенных праздниках, свадьбах , арвалах и банкетах и часто выступал в качестве формы хвастовства и обещания совершить зачастую великий подвиг. [ 18 ] [ 21 ] Утверждалось, что их ролью были особенно королевские поминальные праздники, на которых, наряду с групповыми тостами, их исполнял новый король, который поклялся защищать и укреплять королевство. Этот процесс включал в себя вознесение молитв христианским или языческим богам и почитание предыдущего правителя, и предполагалось, что он сыграл центральную роль как в успокоении последователей короля, так и в легитимизации его власти. [ 22 ] Из-за ритуального процесса хейтстренгар обычно наступал после того, как говорящий был пьян. [ 23 ]
Хотя исторически утверждалось, что обычай хейтстренгинга вымер после христианизации северогерманских народов , теперь принято считать, что он продолжался под этим названием, по крайней мере, во второй половине 13-го века, основываясь на саге о Стурлунгах , которая представляет собой современную историю. отчет о практике и датируется этим периодом времени. Далее в нем упоминается практика битвы, которая произошла на Пасху 1244 года, когда вождь поклялся никогда не брать в плен человека в церкви. [ 20 ] Хейттренгингар стал повторяющимся мотивом в более поздних сагах. [ 24 ]
Было отмечено сильное сходство между хейтстрингингом и англосаксонской практикой принесения присяги, обозначаемой древнеанглийскими терминами, такими как beots , в которых клятвы подтвердить связи между правителями и вассалами часто происходили на пирах, сопровождавшихся выпивкой и вручением подарков, таких как кольца . [ 25 ] Было также высказано предположение, что эта традиция могла распространиться среди северогерманских народов через контакты с англосаксами, поскольку некоторые из самых ранних свидетельств о формулах хейтстренинга можно найти в древнеанглийских источниках, таких как «Беовульф» и «Битва при Малдоне» . [ 26 ] Подобные практики также наблюдались в период высокого средневековья во Франции и среди славянских народов , хотя ученые не пришли к единому мнению относительно того, находятся ли они под влиянием германских традиций и если да, то в какой степени. [ 27 ]
Heitstrengar часто появляется в источниках в сочетании с mannjafnaðr , обычаем, согласно которому человек клянется совершить поступок, который его товарищ (называемый jafnaðrmaðr ) либо не мог сделать так же хорошо, либо который действует для него как оскорбление, если он этого не сделает. предотвратить или отомстить за это. Было отмечено, что эта комбинация также наблюдается в английском контексте в эпизоде Беовульфа в Бреке . [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Связь между свиньями и Фрейром наблюдается и в других местах, например, его конь Гуллинбурсти , его имя Ванинги (которое также может относиться к свиньям), а также известность свиней в шведском культе, сосредоточенном в Уппсале, посвященном Фрейру. [ 9 ] [ 10 ]
- ^ Хотя это явно не упоминается как heitstrengar , клятвы на камнях можно увидеть в Поэтической Эдде в строфе 31 Helgakviða Hundingsbana II , Guðrúnarkvida III строфе 3 и строфе 30 Atlakvida . [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Поклонение животным
- Кольца в германских культурах - предметы, используемые для принесения клятвы в германских культурах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Райзли 2014 , с. 3.
- ^ отец-строка .
- ^ горячая строка .
- ^ отец .
- ^ строка .
- ↑ «Хельгаквида» Хьёрвардссона (ВКЛ) , прозаический пролог Станцы 31.
- ↑ Bellows 2004 , прозаический пролог Станцы 31.
- ^ Перейти обратно: а б Эйнарссон 1934 , с. 986.
- ^ Коваржова 2011 , стр. 196, 203–212.
- ^ Симек 2008 , стр. 298, 309, 351.
- ^ Коваржова 2011 , стр. 195–196.
- ^ Перейти обратно: а б Финлей 2004 , с. 96.
- ^ Райзли 2014 , с. 16.
- ^ Райзли 2014 , с. 17.
- ^ Эйнарссон 1934 , стр. 983–984.
- ^ Мерфи 1985 .
- ^ Эйнарссон 1934 , стр. 987–988.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 1920 год .
- ^ Перейти обратно: а б Эйнарссон 1934 , с. 989.
- ^ Перейти обратно: а б с Эйнарссон 1934 , с. 990.
- ^ Кейзер 1868 .
- ^ Райзли 2014 , с. 19.
- ^ Кири 1892 , с. 174.
- ^ де Врис 1956 , с. 504.
- ^ Райзли 2014 , стр. 19–31.
- ^ Эйнарссон 1934 , с. 991.
- ^ Эйнарссон 1934 , стр. 991–993.
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Беллоуз, Генри Адам (2004). Поэтическая Эдда: мифологические поэмы . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 9780486437101 .
- Финли, Элисон (2004). Fagrskinna, каталог королей Норвегии . Лейден: Брилл. ISBN 9789004131729 .
- «Пир Хьёрвардссона (древнескандинавский)» . hmiskringla.com . Проверено 13 декабря 2022 г.
Вторичный
[ редактировать ]- де Врис, Ян (1956). «Том 1». Древнегерманская религиозная история (на немецком языке). Берлин: Де Грюйтер. OCLC 747429 .
- Эйнарссон, Стивен (1934). «Староанглийский беот и староисландская сердечная струна » ПМЛА . 49 (4): 975–993. дои : 10.2307/458120 . ISSN 0030-8129 . JSTOR 458120 . S2CID 163862150 .
- Кири, Чарльз Фрэнсис (1892). Норвегия и норвежцы . Скрибнер.
- Кейзер, Рудольф (1868). Частная жизнь старых северян . Чепмен и Холл.
- Коваржова, Ленка (2011). Свинья в древнескандинавской религии и мировоззрении . S2CID 154250096 .
- Мерфи, Майкл (1985). «Клятвы, хвастовство и насмешки, а также роль женщин в некоторой средневековой литературе» . Английские исследования . 66 (2): 105–112. дои : 10.1080/00138388508598373 . ISSN 0013-838X .
- Райзли, Чарльз Прескотт (2014). «Церемониальное питье в эпоху викингов». Университет I Осло . S2CID 192657317 .
- Симек, Рудольф (2008). Словарь северной мифологии . Перевод Холла, Анжелы. БОЙ6. ISBN 9780859915137 .
- Уильямс, Мэри Вильгельмина (1920). Социальная Скандинавия в эпоху викингов . Макмиллан. стр. 321–322.
- «Староскандинавский словарь - Heit» . Клисби и Вигфуссон — Древнескандинавский словарь . Проверено 16 декабря 2022 г.
- «Древнескандинавский словарь — Хейт-силинг» . Клисби и Вигфуссон — Древнескандинавский словарь . Проверено 16 декабря 2022 г.
- «Древнескандинавский словарь — Heit-strengja» . Клисби и Вигфуссон — Древнескандинавский словарь . Проверено 16 декабря 2022 г.
- «Древнескандинавский словарь - Стренгья» . Клисби и Вигфуссон — Древнескандинавский словарь . Проверено 16 декабря 2022 г.