Германский шлем кабана

Германские кабаньи шлемы или шлемы с кабаньим гребнем засвидетельствованы в археологических находках из Англии, Дании и Швеции, относящихся к вендельскому и англосаксонскому периодам, а также в древнеанглийских и древнескандинавских письменных источниках. Они состоят из шлемов, украшенных либо гребнем кабана , либо другими изображениями кабана, которые, как считалось, защищали владельца в бою. Их также предлагалось использовать в качестве костюма для ритуального превращения в кабана, похожего на берсерков , и ассоциировать с Фрейром .
Контекст
[ редактировать ]Римская, кельтская и балтийская
[ редактировать ]
Кабан был важным символом в доисторической Европе, где, по словам археолога Дженнифер Фостер , его «почитали, восхваляли, охотились и ели… на протяжении тысячелетий, вплоть до его фактического исчезновения в недавнее историческое время». [ 1 ] Символам кабана англосаксонской и вендельской эпох предшествует тысячелетняя подобная иконография, следующая за примерами Ла Тена в четвертом веке до нашей эры, галльскими образцами три столетия спустя и римскими кабанами в четвертом веке нашей эры. [ 2 ] Говорят, что вепрь был посвящен фигуре богини-матери среди лингвистически кельтских общин в Европе железного века . [ 3 ] в то время как римский историк Тацит , писавший примерно в первом веке нашей эры, предположил, что балтийские эсти носили в бою символы вепря, чтобы вызвать свою защиту. [ 4 ] [ 5 ] Четыре легиона , включая двадцатый , дислоцированный в Британии, [ 6 ] [ 2 ] также приняли кабана в качестве своей эмблемы. Единственные недвусмысленные изображения шлемов с гребнем кабана за пределами германских источников находятся на внутренней пластине E котла Гундеструпа , датируемого периодом Ла Тена или ранним римским железным веком , который обычно считается кельтским по происхождению, но также имеет элементы, предполагающие фракийское происхождение. источник. [ 7 ]
германский
[ редактировать ]Кабаны играли важную роль для германских народов и были тесно связаны с битвой. Морда кабана представляла собой клиновидную форму, впервые засвидетельствованную в 4 веке нашей эры, использовавшуюся германскими народами и названную из-за своего внешнего вида. Эта формация также использовалась в средневековый период, о чем свидетельствуют такие источники, как «Сага о Книтлинге» и «Сага об Олафе Трюггвасонар» . В Gesta Danorum, Книга VII преподает формацию , Один Харальду Боевому Зубу , который был назван так из-за клыков, которые он вырастил, чтобы заменить два его зуба, которые выпали, когда он был молод. [ 8 ]
В мифологических источниках кабан Саехримнир убивается каждый день, чтобы накормить эйнхерий , а Гуллинбурсти и Хильдисвини принадлежат богам Фрейру и Фрейе соответственно. [ 9 ] И Фрейр, и Фрейя имеют одинаковые имена со свиньями: кабанов называют Ванинги , имя Фрейра , а Фрейю - Сыр (свинья). [ 10 ] В ритуальном контексте свиней часто приносят в жертву и едят во время блотов (в частности, сонарблотов ), и они занимают центральное место в некоторых формах хейтстрэнгинга , где кабан описывается как священный. Ученые предположили, что сонарблот был посвящен Фрейру, в то время как в рукописях U и H « Саги о Хервараре ок Хейдрекс » связь между богом и Хейтстрингингом очевидна. [ 11 ] [ 12 ] Находки в Гульдгуббаре включают фигурки свиней, ритуальное захоронение которых связано с поклонением ванам. [ 13 ]
Символика и религиозная практика кабана тесно связаны со Швецией , культовым центром Фрейра, и где, как предполагается, он был тотемическим животным . И шведская королевская семья Инглингов , и семьи исландских поселенцев, восходящие к Швеции, описываются как особенные поклоняющиеся Фрейру и владеющие кабанами. [ 14 ] Ряд германских имен фигурируют в качестве элемента в именах, связанных с йфурром (происходящим от протогерманского : * eburaR , дикий кабан), например, Ёфурфост и Ёфурбьёрн, засвидетельствованные в шведских рунических надписях, и Эофор , геат в Беовульфе . [ 15 ] В более поздних источниках jǫfurr означает «кабан» и преимущественно заменяется на «правитель» или «принц». [ 16 ] Этот переход был предложен из-за ассоциации кабаньих шлемов и знати. [ 17 ]
Несмотря на многочисленные ассоциации кабанов с ванами , Фрейром и Фрейей, следует отметить, что кабан также имеет самостоятельную символику и не всегда связан с богами. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Археологические записи
[ редактировать ]Шлемы и фрагменты
[ редактировать ]как шлемы с гребнем кабана, так и фрагменты гребня, относящиеся к англосаксонскому периоду были обнаружены В Англии , например, шлем Бенти Грейндж , найденный в Дербишире и датируемый 7 веком нашей эры. Кабаны также изображены на кончиках бровей шлема Саттон-Ху , который имеет общие черты с другими шлемами англосаксонской и вендельской эпохи и, как предполагается, был изготовлен в Швеции. [ 21 ] Было высказано предположение, что постримское внедрение германской традиции с материковой Европы , а не продолжение традиции в Британии на протяжении 400 лет римского правления, привело к возвращению выдающегося положения в англосаксонский период. [ 19 ] [ 22 ]
Предполагается, что кабан Бенти Грейндж изначально был снабжен кабаньей щетиной, которая образовывала подчеркнутый спинной гребень - мотив, который, как предполагалось, указывает на агрессию и свирепость животного, что соответствует ассоциациям с боевыми искусствами. [ 23 ] [ 24 ] Также было высказано предположение, что золотое украшение кабана представляет собой Фрейра кабана Гуллинбурсти с золотой щетиной, однако нет прямых доказательств того, что эта история была известна в Англии во время строительства. [ 25 ] [ 26 ]
Изображения
[ редактировать ]В отличие от найденных в Англии, скандинавских шлемов с кабаньими гребнями пока не обнаружено, однако в Швеции найдены пластины с их изображением, датированные вендельской эпохой . Шлем Венделя I , датируемый примерно 650 г. н. э., имеет пластины, изображающие всадника в сопровождении хищной птицы в шлеме с гребнем кабана. Точно так же шлем Вальсгарде 7 имеет пластину, изображающую двух воинов, несущих копья и носящих шлемы с гребнями кабана, мотив, который очень похож на одну из пластин Торслунда VI века . [ 3 ] [ 27 ] Было высказано предположение, что шлемы, изображенные на этих пластинах, более древнего стиля, чем шлемы, которые эти пластины украшают. [ 28 ]
Литературные свидетельства
[ редактировать ]Старый английский
[ редактировать ]Беовульф
[ редактировать ]Кабаньи шлемы пять раз упоминаются в англосаксонской поэме «Беовульф » . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] В трёх случаях на шлемах изображены отдельно стоящие кабаны. [ 22 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] как пример Гильдена Мордена. Так обстоит дело, когда мать Гренделя жаждет отомстить за смерть своего сына . [ 37 ]
Пойдем туда в Хеорот, там Хринг-Дене |
Она пришла в Хеорот. Там, в зале, |
— Староанглийский текст [ 38 ] | — Хини Перевод [ 39 ] |
В другом случае Хродгар оплакивает смерть своего советника от матери Гренделя:
Если вы не практикуете заил, то это генивод |
Не спрашивайте новостей о счастливых часах! Печаль вновь пришла на |
— Староанглийский текст [ 40 ] | — Толкина Перевод [ 41 ] |
В двух случаях кабаны упоминаются во множественном числе, например, когда Беовульф и его люди покидают свой корабль, как «[b] формы весел вспыхнули над их нащечниками» ( древнеанглийский : eoforlic scionon ofer hleorbergan ). [ 42 ] [ 43 ] Вместо этого эти ссылки могут относиться к кабанам, подобным тем, что изображены на бровях шлема Саттон-Ху , а не к гребням. [ 35 ] [ 36 ] [ 44 ] [ 45 ]
Elene
[ редактировать ]В стихотворении «Элена » слово eoforcumbol встречается дважды и переводится как «гребень кабана на шлеме» или «знамя кабана». В этом контексте он представлен и как символ защиты, и как языческий символ, противопоставляемый христианскому кресту . [ 46 ]
Древнескандинавский
[ редактировать ]
В древнескандинавских источниках шлемы могут ассоциироваться с кабанами, в частности с кабанами королевского дома Инглингов . Шведский король Адилс владел шлемами Хильдисвин («Боевая свинья»). [ 48 ] и Хильдигельтр («Боевой кабан»), [ 49 ] первый из которых был унаследован от другого Инглинга, его дяди по отцовской линии Али . [ 50 ] Хильдигультр также упоминается как для шлема в Нафнаулуре и засвидетельствован в скальдической поэзии Хаттатала хейти : [ 51 ] [ 52 ]
Холт прячет хильдигелти |
Выдающийся покрывает холм жилища мозга (его черепа) боевым вепрем (шлемом) |
- Древнескандинавский текст [ 53 ] | —Перевод Фолкса [ 54 ] |
Имя валгёлтр также используется в Храфнсмале как часть теории сражения : [ 52 ]
Полевая народная власть |
Сначала обладатель Народа |
- Древнескандинавский текст [ 55 ] | - Морриса перевод [ 56 ] |
Далее было высказано предположение, что шлем хейти валхримнир и халлхримнир относятся к свинье через компонент -хримнир , хейти для свиньи, засвидетельствованный в Нафнаулуре, также встречающийся в качестве суффикса в имени Сахримнир . [ 51 ] [ 57 ]
Функция изображения
[ редактировать ]Изображения кабанов на англосаксонских шлемах явно связаны с защитой в «Беовульфе» , где поэт описывает фигуры на шлемах, охраняющие воинов, носящих их. [ 58 ] Было высказано предположение, что фигуры играют апотропную роль и что их отрезание приведет к смерти воина. В последнем случае вепрь и воин кажутся единым существом с общей жизнью. [ 59 ]
Также было высказано предположение, что, как и в случае с Ульфхеднаром и берсерками , надевание кабаньего шлема может быть сродни изменению формы, позволяя владельцу приобретать качества животного в дополнение к его внешнему виду. Этому соответствует пластина шлема из вендельской могилы XIV в Уппланде, на которой изображены два воина в шлемах с птичьими гребнями, у одного из которых также есть кабаньи клыки, что позволяет предположить, что именно доспехи делают их изображением животного. Людей в средневековой германской литературе можно называть кабанами, например, Рагнара Лодбрука в его одноименной саге . В « Саге о Кьялнесинге» воин конкретно описывается как имеющий кабаньи зубы во время боя. Хотя Ульфхеднар и берсерки часто служат королям, их обычно изображают негативно, а не как благородных героев, лишенных контроля над своими действиями. С другой стороны, идентификация или сравнение с кабаном позитивны и тесно связаны с воинской элитой. Было высказано предположение, что это различие связано с тем, что медведи и волки являются хищниками, в то время как кабаны, хотя и свирепы и часто сражаются насмерть, когда их загоняют в угол, скорее добывают пищу, чем охотятся. [ 60 ] [ 61 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Изображение дизайна 4 в верхнем левом углу точной защиты щеки на самом деле перевернуто.
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фостер 1977b , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Франк 2008 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б Фостер 1977b , с. 5.
- ^ Тацит 1868 , с. 31.
- ^ Тацит 1886 , с. 25
- ^ Фостер 1977b , стр. 15, 19, 26.
- ^ Коварова 2011 , стр. 164–165.
- ^ Коварова 2011 , стр. 153, 158–161.
- ^ Симек 2007 , стр. 122, 147, 273.
- ^ Симек 2007 , стр. 309, 351.
- ^ Симек 2007 , с. 298.
- ^ Коварова 2011 , стр. 196.
- ^ Маккиннелл 2005 , с. 60.
- ^ Коварова 2011 , стр. 203–212.
- ^ Коварова 2011 , стр. 113–117.
- ^ Коварова 2011 , стр. 118–119.
- ^ Сундквист 2000 , с. 141.
- ^ Коварова 2011 , стр. 212.
- ^ Jump up to: а б Фостер 1977b , с. 27.
- ^ Франк 2008 , стр. 80, 86.
- ^ Коварова 2011 , стр. 181.
- ^ Jump up to: а б Чейни 1970 , стр. 123–124.
- ^ Музеи Шеффилдского кабана на реплике .
- ^ Олдхаус-Грин 1992 , с. 152.
- ^ Брюс-Митфорд 1974 , с. 238.
- ^ Коварова 2011 , стр. 174.
- ^ Коварова 2011 , стр. 176–177.
- ^ Хатто 1957 , стр. 159.
- ^ Фостер 1977a , с. 167.
- ^ Клаебер 1922 , лл. 303–306, 1110–1112, 1286, 1327–1328, 1448–1454.
- ^ Даже 1957 , стр. 155–156.
- ^ Спик 1980 , с. 80.
- ^ Бэйтман 1861 , с. 33.
- ^ Клаебер 1922 , лл. 1110–1112, 1286, 1327–1328.
- ^ Jump up to: а б Судорога 1957 , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б Дэвидсон 1968 , с. 354.
- ^ Штигеманн, Крокер и Уолтер 2013 , стр. 189.
- ^ Клаебер 1922 , лл. 1279–1291.
- ^ Хини 2000 , стр. 89–91.
- ^ Клаебер 1922 , лл. 1326–1328.
- ^ Толкин 2014 , с. 51.
- ^ Клаебер 1922 , лл. 303–306, 1448–1454.
- ^ Хини 2000 , стр. 21–23.
- ^ Чейни 1970 , с. 123.
- ^ Брюс-Митфорд 1972 , с. 122.
- ^ Коварова 2011 , стр. 182–183.
- ^ Коварова 2011 , с. 176.
- ^ Ньютон 1993 , с. 42.
- ^ Бьок 1999 , с. 105.
- ^ Коварова 2011 , стр. 203–204.
- ^ Jump up to: а б Стурлусон .
- ^ Jump up to: а б Коварова 2011 , с. 179.
- ^ Стурлусон 2007 , с. 5.
- ^ Стурлусон 1987 , с. 168.
- ^ Трефилссон .
- ^ Моррис и Эйрикр 2019 .
- ^ Коварова 2011 , стр. 107–108, 179.
- ^ Клаебер 1922 , лл. 303–306.
- ^ Коварова 2011 , стр. 181–182.
- ^ Коварова 2011 , стр. 153–156.
- ^ Хатто 1957 , стр. 156.
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Клаебер, Фридрих (1922). Беовульф и битва при Финнсбурге . Бостон: DC Heath & Company.
- Бьок, Джесси (1999). Сага о короле Хрольфе Краки . Группа «Пингвин». ISBN 014043593X .
- Хини, Симус (2000). Беовульф: Новый перевод стихов . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-32097-9 .
- Моррис, Уильям ; Эйрикр, Магнуссон (2019). История об обитателях Эре (Eyrbyggja Saga), Глава Альфа-издания. ISBN 9789353705411 .
- Стурлусон, Снорри . «Назовите мантры» . hmiskringla.no . Проверено 5 июня 2022 г.
- Стурлусон, Снорри (1987). прошлом В Перевод Фолкса, Энтони. Лондон: Обыватель.
- Стурлусон, Снорри (2007). Фолкс, Энтони (ред.). В прошлом. Хаттатал (Второе изд.). Лондон: Общество викингов северных исследований. ISBN 978-0903521680 .
- Тацит (1868 г.). «Германия и ее племена» . Агрикола и Германия Тацита . Перевод Черча, Альфреда Джона и Бродрибба, Уильяма Джексона . Лондон: Макмиллан.
- Тацит (1886 г.). «Германия» . В церкви, Альфред Джон и Бродрибб, Уильям Джексон (ред.). Агрикола и Германия Тацита: с исправленным текстом, английскими примечаниями и картами . Лондон: Макмиллан.
- Толкин, JRR (2014). Беовульф: перевод и комментарий вместе с селлическим заклинанием . Лондон: Издательство Харпер Коллинз. ISBN 9780007590070 .
- Трефилссон, Тормодр. Куинн, Джуди (ред.). «Материя Ворона» . Скальдическая поэзия скандинавского средневековья . Проверено 5 июня 2022 г.
вторичный
[ редактировать ]- Олдхаус-Грин, Миранда Дж. (1992). Животные в кельтской жизни и мифах . Лондон: Рутледж. ISBN 0415185882 .
- Бейтман, Томас (1861). Десять лет раскопок на кельтских и саксонских могильных холмах в графствах Дерби, Стаффорд и Йорк с 1848 по 1858 год; с уведомлениями о некоторых прежних открытиях, до сих пор не опубликованных, и замечаниями о черепах и керамике из курганов . Лондон: Джон Рассел Смит. стр. 28–33.
- Брюс-Митфорд, Руперт (осень 1972 г.). «Шлем Саттон-Ху: новая реконструкция». Ежеквартальный журнал Британского музея . XXXVI (3–4). Британский музей: 120–130. дои : 10.2307/4423116 . JSTOR 4423116 .
- Брюс-Митфорд, Руперт (1974). Аспекты англосаксонской археологии: Саттон-Ху и другие открытия . Лондон: Виктор Голланц Лимитед . ISBN 0-575-01704-Х .
- Чейни, Уильям А. (1970). Культ королевской власти в англосаксонской Англии: переход от язычества к христианству . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-520-01401-4 .
- Судорога, Розмари Дж . (1957). « Беовульф и археология» (PDF) . Средневековая археология . 1 . Общество средневековой археологии: 57–77. дои : 10.1080/00766097.1957.11735382 .
- Дэвидсон, Хильда Эллис (1968). «Археология и Беовульф». В Garmonsway, Джордж Норман и Симпсон, Жаклин (ред.). Беовульф и его аналоги . Лондон: JM Dent & Sons. стр. 350–360. OCLC 421931242 .
- Фостер, Дженнифер (1977a). «Заметки и новости: фигурка кабана от Гильдена Мордена, Камбс» (PDF) . Средневековая археология . XXI . Общество средневековой археологии: 166–167. дои : 10.5284/1000320 .
- Фостер, Дженнифер (1977b). «Бронзовые фигурки кабанов в железном веке и римской Британии». Британские археологические отчеты . 39 . Издательство БАР. ISBN 978-0-904531-74-9 .
- Фрэнк, Роберта (2008). «Кабан на шлеме». В Каркове, Кэтрин Э. и Дамико, Хелен (ред.). Aedificia Nova: Исследования в честь Розмари Крэмп . Публикации Центра Ричарда Роулинсона. Каламазу: Публикации Института средневековья, Университет Западного Мичигана. стр. 76–88. ISBN 978-1-58044-110-0 .
- Хатто, Артур Томас (1957). «Змеиные мечи и кабаньи шлемы в «Беовульфе ». Английские исследования . XXXVIII (4): 145–160. дои : 10.1080/00138385708596994 .
- Коварова, Ленка (2011). Свинья в древнескандинавской религии и мировоззрении . Университет Исландии (Диссертация).
- Маккиннелл, Джон (2005). Встреча с другим в скандинавских мифах и легендах . Вудбридж, Саффолк, Великобритания: DS Brewer. ISBN 1843840421 .
- Ньютон, Сэм (1993). Происхождение Беовульфа и довикингского королевства Восточной Англии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780859914727 .
- Симек, Рудольф (2007). Холл, Анджела (ред.). Словарь северной мифологии . Кембридж: DS Брюэр. ISBN 9780859915137 .
- Говорите, Джордж (1980). Англосаксонское анималистическое искусство . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 0-19-813194-1 . LCCN 79-41091 .
- Штигеманн, Кристоф; Крокер, Мартин и Вальтер, Вольфганг, ред. (2013). КРЕДО: Христианизация Европы в средние века (на немецком языке). Том II: Каталог. Петерсберг: Михаэль Имхоф Верлаг. ISBN 978-3-86568-827-9 .
- Сундквист, Олоф (2000). Потомство Фрейра. Правители и религия в древнем свском обществе . Уппсала: Издательство Уппсальского университета. ISBN 9155452639 .
- «Кабан на точной копии шлема Бенти Грейндж» . Я копаю Шеффилд . Музеи Шеффилда . Проверено 3 февраля 2018 г.