Броди шлем
Броди Шлем | |
---|---|
![]() Британский шлем Mark I, датируемый 1917 годом. Это была усовершенствованная версия оригинального шлема Броди, который носили солдаты Британской империи и США. | |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
Используется | Британская империя Соединенные Штаты Бельгия Израиль Иордания Пакистан Португалия Националистический Китай |
Войны | Первая мировая война Вторая китайско-японская война Вторая мировая война Индонезийская национальная революция Арабо-израильская война 1948 года. Корейская война Индо-Пакистанские войны Шестидневная война Война на истощение Турецкое вторжение на Кипр Операция Синяя Звезда |
История производства | |
Дизайнер | Джон Леопольд Броди |
Разработанный | 1915 |
№ произведено | Миллионы |
Варианты | См . варианты |
Шлем Броди — стальной боевой шлем, разработанный и запатентованный в Лондоне в 1915 году латвийским изобретателем Джоном Леопольдом Броди ( латышский : Leopolds Janno Braude ). Его модифицированной формой стал шлем Steel Mark I в Великобритании и шлем M1917 в США. В просторечии его называли шрапнельным шлемом , боевым котелком , шлемом Томми , жестяной шляпой , а в Соединенных Штатах - шлемом болвана . Он был также известен как кастрюля, жестяная шляпа, умывальник и шлем Келли. В немецкой армии его называли Salatschüssel (салатница). [1] Термином Броди часто злоупотребляют. Он правильно применяется только к оригинальному стальному шлему Броди 1915 года, выкройка военного министерства . [2]
Фон
[ редактировать ]
Подпись гласит:
Ранения головы во время войны были более многочисленными, чем обычно, из-за траншейных боев и более серьезными, чем обычно, из-за широкого использования шрапнели. Но опасность, хотя ее и невозможно избежать, можно свести к минимуму. Наша армия теперь последовала примеру французов, приняв на вооружение стальные каски, рассчитанные на защиту от осколков снарядов и шрапнели. Даже в случаях крайнего риска не только удалось избежать смерти, но и травмы ограничились синяками или поверхностными ранами. Были случаи, когда владельцы были ранены, но эти шлемы спасали их от того, что без них означало бы верную смерть. Шубы, как и в прошлом году, призваны смягчить суровость зимы. Французские шлемы известны как «Адрианы» по имени их изобретателя. (Фото Illustrations Harrow).
Когда началась Первая мировая война , ни один из участников боевых действий не предоставил своим войскам стальные каски. Солдаты большинства стран шли в бой в тканевых, войлочных или кожаных головных уборах, которые не защищали от современного оружия.
Существенным частичным исключением из этого недостатка был немецкий Пикельхаубе . Как и другие армейские каски образца 1914 года, он был кожаным; но у него также было значительное количество стальных вставок, которые обеспечивали некоторую защиту головы. Сюда входил верхний шип, первоначально использовавшийся для предотвращения ударов вражеской ручной сабли.
Огромное количество смертельных ранений в голову, которые современное артиллерийское оружие нанесло французской армии, привело к тому, что летом 1915 года они представили первые современные стальные каски. [3] [4] Первые французские шлемы представляли собой стальные «тюбетейки» чашеобразной формы, надевавшиеся под матерчатые фуражки. модели 1915 года Эти элементарные шлемы вскоре были заменены шлемом Адриана , разработанным Огюстом-Луи Адрианом . [5] Позднее эта идея была принята большинством других воюющих стран.
Происхождение
[ редактировать ]Примерно в то же время британское военное министерство увидело аналогичную потребность в стальных касках. Департаменту изобретений военного министерства было приказано оценить французский дизайн. Они решили, что он недостаточно прочный и слишком сложный, чтобы его можно было быстро изготовить. Британская промышленность не была приспособлена к тотальному развитию военного производства в первые дни Первой мировой войны, что также привело к нехватке снарядов в 1915 году .
Джон Леопольд Броди (1873–1945), урожденный Леопольд Янно Брауде [6] в Риге , был предпринимателем и изобретателем, сколотившим состояние на золотых и алмазных рудниках Южной Африки , но работавшим в то время в Лондоне. [7] Конструкция, запатентованная им в августе 1915 года, имела преимущества перед французским шлемом. Он был изготовлен из цельной детали, которую можно было спрессовать из одного толстого листа стали, что придавало ему дополнительную прочность и упрощало изготовление. Патент Броди касается в основном инновационных механизмов облицовки; инженер по имени Альфред Бейтс из фирмы Willis & Bates из Галифакса, Йоркшир , производителя Vapalux парафиновых ламп давления , утверждал, что военное министерство попросило его найти метод изготовления противоосколочного шлема и что именно он разработал базовую форму стального корпуса; некоторые газетные статьи являются единственным доказательством этого утверждения. [8]
Шлем Броди напоминал образцы прошлых эпох, в частности средневековый пехотный котелок или чапель-де-фер и шлем самураев/асигару дзингаса , в отличие от немецкого «Стального шлема» , который напоминал средневековый салет . [9] У Броди была неглубокая круглая корона с широкими полями по краю, кожаная подкладка и кожаный подбородочный ремень. Форма шлема «суповая чаша» была разработана для защиты головы и плеч владельца от осколочных снарядов, разрывающихся над траншеями. Конструкция позволяла использовать относительно толстую сталь, которую можно было формовать за одно прессование, сохраняя при этом толщину шлема. Это сделало его более устойчивым к снарядам, но обеспечивало меньшую защиту нижней части головы и шеи, чем другие шлемы.
Первоначальная конструкция (Тип А) была изготовлена из мягкой стали с полями шириной 1,5–2 дюйма (38–51 мм). Тип A находился в производстве всего несколько недель, прежде чем спецификация была изменена, и в октябре 1915 года был представлен тип B. Спецификация была изменена по предложению сэра Роберта Хэдфилда на более твердую сталь с содержанием марганца 12% , что стало известно. как « Сталь Хэдфилда », которая была практически невосприимчива к попаданию шрапнели сверху. [10] С точки зрения баллистики это увеличило защиту владельца на 10 процентов. У него также были более узкие поля и более куполообразная корона.

Первоначальная схема окраски, предложенная Броди, представляла собой крапчатый светло-зеленый, синий и оранжевый камуфляж, но они также были окрашены в зеленый или сине-серый цвета. [11]
Вес шлема Mark I с подкладкой составлял примерно 2,4 фунта (1,1 кг). [12]
Услуга
[ редактировать ]Первая поставка Brodie войскам британской армии состоялась в сентябре 1915 года из расчета 50 штук на батальон. Первоначально касок было далеко не достаточно, чтобы экипировать каждого человека, поэтому они были обозначены как «траншейные запасы», которые должны были храниться на передовой и использоваться каждым подразделением, занимавшим сектор. К началу 1916 года было произведено около четверти миллиона, и первым действием, в котором Броди носили все ранги, была битва при Сент-Элое в апреле.
Хотя преимущества шлема были признаны, он подвергся критике со стороны нескольких сторон, в том числе генерала Герберта Пламера , который сказал, что шлем был слишком мелким и слишком светоотражающим, его обод был слишком острым, а подкладка слишком скользкой. Было решено внести ряд усовершенствований, и с мая начали поступать поставки модифицированного шлема, получившего обозначение Mark I. У него был отдельный сложенный обод, подкладка, состоящая из двух частей, и матовая краска цвета хаки, отделанная песком, опилками или измельченной пробкой, чтобы придать тусклый, неотражающий вид. [11]
К лету 1916 года был выпущен первый миллион касок, и они были выданы всем войскам. [13]
Войска других стран также использовали шлем Броди, в том числе Вооруженные силы США , когда они начали дислоцироваться во Франции в конце 1917 года. Правительство Соединенных Штатов первоначально закупило около 400 000 шлемов в Великобритании. С января 1918 года армия США начала использовать каски производства США и эти каски получили обозначение М1917. [1] Стальной шлем был известен в войсках как «жестяная шляпа», а у офицеров – как «жестяная шляпа». [ сомнительно – обсудить ] «боевой котелок» (от котелка ). Британские солдаты вскоре идентифицировали свои шлемы, как французские и немецкие солдаты. [14]
К концу войны было произведено около 7,5 миллионов шлемов Brodie, в том числе 1,5 миллиона шлемов M1917, для использования американскими войсками.
Межвоенный период и Вторая мировая война
[ редактировать ]
С 1936 года шлем Mark I оснащался улучшенной подкладкой и эластичным подпружиненным ремешком на подбородке. Этот последний вариант прослужил до конца 1940 года, когда его заменил слегка модифицированный Mk II, который служил британским войскам и силам Содружества на протяжении всей Второй мировой войны. Британские десантники и воздушно-десантные войска использовали Воздушно-десантные войска «Стальной шлем» .
Несколько стран Содружества, таких как Австралия , Новая Зеландия , Канада и Южная Африка , производили местные версии Mk II, которые можно отличить от тех, что производились в Великобритании.
В этот период шлем также использовался полицией , пожарными и начальниками ARP в Британии . Шлемы для надзирателей ARP были в двух основных вариантах: черные с белой буквой «W» для надзирателей и белые с черной буквой «W» для старших чинов (дополнительные черные полосы обозначали старшинство в службе надзирателей); однако использовалось множество различных шаблонов. [15] Для частной покупки был также доступен гражданский образец, известный как шлем Цукермана , который был немного глубже, но сделан из обычной мягкой стали.

Норвежская армия приняла на вооружение шлем Mark I в 1915 году, в конечном итоге импортировав в общей сложности 10 000 экземпляров. Некоторые из импортированных шлемов имели пластину с норвежским гербом , прикрепленную спереди. Mark I оставался на вооружении Норвегии на протяжении всего межвоенного периода вместе со шведскими шлемами, приобретенными в 1930-х годах. Шлемы были среди оборудования, предоставленного норвежским войскам во время Второй мировой войны, и использовались в Норвежской кампании 1940 года против вторжения немецких войск. [16] В первые послевоенные годы шлем Mark I оставался на вооружении норвежской армии наряду с американским шлемом M1 , шведскими шлемами и стальными шлемами , оставленными капитулировавшими немецкими оккупационными войсками . [17]


В 1944 году британцы дополнили его существенно измененной конструкцией, известной как шлем Mk III «Черепаха» .
Армия США использовала базовый шлем M1917 с рисунком Броди до 1942 года с некоторыми модификациями, которые включали совершенно новую подкладку и брезентовый подбородочный ремень. В 1942 году он был окончательно заменен шлемом М1 и передан гражданской обороне.
Шлем послужил вдохновением для названия Памятного Ордена Жестянных Шляпок (или МОТ), братства бывших фронтовиков, основанного в 1927 году Чарльзом Эвенденом . [18]
Варианты
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]- Стальной шлем Броди, образец военного ведомства, тип A : оригинальный шлем 1915 года с корпусом, изготовленным из магнитной мягкой стали.
- Стальной шлем Броди, тип B : с корпусом из гадфилдской (марганцевой) стали.
- Шлем стальной, Mark I : представлен весной 1916 года, модифицированная версия шлема Броди с полностью переработанной подкладкой и ободом из мягкой стали на корпусе. В 1917 году между вкладышем и верхней частью корпуса было добавлено резиновое кольцо или «бублик», а в 1935 году вкладыш и подбородочный ремень были модифицированы, чтобы сделать их съемными.
- Шлем стальной, Mark I* : представлен в 1938 году и изготовлен из старых панцирей Mark I, но снабжен совершенно новой подкладкой и подбородочным ремнем. Это был стандартный шлем британской армии в начале Второй мировой войны.
- Шлем, сталь, Mark II : также представленный в 1938 году, Mark II имел новую оболочку с немагнитным ободом (чтобы владелец мог использовать магнитный компас ), а также новую подкладку и подбородочный ремень, использованные в Mark I *. Ранняя продукция досталась службам ARP, пожарной команде и полиции. В июле 1940 года он был переименован в Helmet Steel, Mark II, No 1, а в следующем году — в Helmet Steel, No 1, Mark 1 .
- Шлем, сталь, Mark II, № 2 : к июлю 1940 года стало понятно, что спрос на шлем Mark II не может быть удовлетворен, и поэтому шлемы, которые либо были отклонены как некачественные, либо были заново изготовлены из более дешевой мягкой стали. , начал выпускаться под обозначением «Марк II, № 2» для ополчения и гражданских служб. Эти шлемы имели от одного до четырех небольших отверстий, просверленных в ободе, что свидетельствовало об уровне защиты, который они обеспечивали. Этот тип шлема был переименован в 1941 году как « Шлем стальной № 2, Марк 1» . [19]

- Шлем, стальной, гражданский , гражданский защитный шлем или шлем Цукермана : когда выяснилось, что для наблюдения за пожарами, вызванными зажигательными бомбами , необходимо большое количество гражданских лиц, потребовался еще более дешевый шлем массового производства. Разработанный командой под руководством правительственного советника Солли Цукермана , тонкий шлем из мягкой стали по форме во многом напоминал военный образец, но имел более высокую макушку корпуса, что обеспечивало пространство для деформации шлема. Простая подкладка прикреплялась к панцирю с помощью шнурка или веревки, пропущенной через отверстия в панцире. Он был доступен гражданским пожарным по цене пять шиллингов шесть пенсов (что эквивалентно 15 фунтам стерлингов в 2019 году). [20] ) каждый, начиная с декабря 1940 года.
- Коммерческие шлемы : в 1939 году ряд британских компаний начали производить шлемы для продажи заинтересованным гражданам. Обычно они имели вид шлемов в стиле Броди, но обычно делались из дешевых материалов, таких как литые сплавы, кожа, пропитанное смолой волокно или даже бакелит (ранняя форма пластика), и мало защищали владельца. [21]
Австралия
[ редактировать ]- Шлем № 1, Mark II : предложение 1936 года о том, что стальные шлемы должны производиться в Австралии, было введено в действие в 1939 году компанией Commonwealth Steel Company . Шлемы были копиями британского Mark II, но без обода. Всего было выпущено более двух миллионов. [22]
Бельгия
[ редактировать ]- M1949 : послевоенная бельгийская копия шлема Mark II. Корпус был идентичен британскому оригиналу, за исключением того, что винт крепления гильзы на заводной головке находился в небольшом углублении. Подшлемник имел бельгийский дизайн, а подбородочный ремень был скопирован с британского шлема Mark III. [23]
Канада
[ редактировать ]
- Шлем, сталь, Mark II : закупив британские шлемы во время Первой мировой войны и в начале Второй мировой войны, канадское производство шлемов началось в 1940 году. Шлемы были идентичны британским оригиналам, за исключением резиновых «бамперов» накладок на подкладки крепились только к горизонтальным полосам шлема, а не к вертикальным. Mark II продолжал находиться на передовой службе канадских войск до марта 1960 года. [24]
Новая Зеландия
[ редактировать ]- Шлем стальной, Mark II : в 1940 году Великобритания не смогла выполнить заказ на 30 000 стальных шлемов, поэтому производство началось в Новой Зеландии. К 1942 году на австралийских и британских лайнерах было изготовлено 54 000 автомобилей Mark II , изготовленных General Motors (Новая Зеландия) и Новозеландскими железнодорожными мастерскими с использованием прессов и листовой стали, импортированной из Австралии. Излишки шлемов были поставлены в другие армии Содружества и Империи. [25]
Португалия
[ редактировать ]- M1916 : после вступления Португалии в Первую мировую войну в 1916 году у страны не было возможностей для производства собственных шлемов, и она обратилась к Соединенному Королевству. Британское производство шлемов в то время отдавало приоритет собственным силам, однако директор по поставкам боеприпасов смог найти коммерческую версию шлема Броди, первоначально предназначавшуюся для продажи британским офицерам в то время, когда шлемы были в дефиците. . Учитывая португальское обозначение «M1916», им был оснащен Португальский экспедиционный корпус . Чаша, изготовленная из тонкой стали, имела рифленые поверхности для придания прочности. Однако рифление на самом деле увеличивало шансы пробития ракеты в один из гребней, поэтому некоторые M1916 производились с простой чашей. Простая подкладка была прикреплена к твердой оболочке через ряд отверстий.
- M1917 : португальское обозначение шлема Mark I, который был поставлен, как только появились британские производственные мощности.
- M1917/30 : в 1930 году шлемы M1917 были обновлены и оснащены кожаной подкладкой новой конструкции. [26]
ЮАР
[ редактировать ]- Шлем, сталь, Mark II : как и другие доминионы во время Второй мировой войны, Южная Африка начала производить копии шлема Mark II, когда их стало невозможно получить из Соединенного Королевства. Производством Трансваальского сталелитейного синдиката было произведено около полутора миллионов шлемов. В отличие от британского Mark II и других копий, в плане южноафриканские шлемы были скорее круглыми, чем овальными. Еще одной отличительной особенностью были три небольших отверстия, пробитых в задней части козырька, которые, вероятно, предназначались для установки занавески на шею в жарком климате. Излишки южноафриканских касок были поставлены другим армиям союзников. [27]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- M1917 : первоначально Соединенные Штаты закупили 400 000 британских шлемов Mark I для оснащения американских экспедиционных сил в 1917 году, а те подразделения, которые должны были интегрироваться с французскими формированиями, были снабжены шлемами Adrian . Первые экземпляры Mark I, произведенные в США, были поставлены до конца 1917 года, а к концу войны было изготовлено около 2 700 000 экземпляров. M1917 мало чем отличался от британского оригинала; Для крепления вкладыша использовались разные заклепки, проволочная петля, на которой крепился подбородочный ремень, была толще, а резиновая подушечка «бублик» не была принята. Однако производители США смогли выпустить снаряд с лучшей баллистической защитой, чем оригинал. [ нужна ссылка ]
- M1917A1 : обновленный подшлемник и новый лямочный ремень были приняты на вооружение в 1934 году. Полномасштабное производство этой модели началось в 1941 году, когда было произведено 904 020 экземпляров.
- Шлем гражданской обороны образца 1917 года : этот шлем производился для оснащения Корпуса гражданской обороны в начале войны и отличался от стандартного шлема упрощенной подкладкой и тонким лямочным подбородочным ремнем. [28]
Пользователи
[ редактировать ]Австралия
Бангладеш
Британская Бирма
Британская Индия
Бельгия
Канада
Доминиканская Республика
Египет
Свободная Франция
Греция
Гватемала
Гондурас
Индия
Индонезия
Израиль
Иордания
Нидерланды
Новая Зеландия
Никарагуа
Норвегия
ЮАР
Южная Корея
Советский Союз
Пакистан
Филиппины
Польша
Португалия
Китайская Республика
Турция
Великобритания
Соединенные Штаты
Венесуэла : использовались американские каски образца 1917 года.
Проблемы асбеста
[ редактировать ]Великобритании В мае 2014 года Управление здравоохранения и безопасности после консультаций с Имперским военным музеем сообщило, что обращаться с касками времен Первой мировой войны небезопасно из-за вероятности того, что они содержат асбест . Он рекомендовал школам не разрешать учащимся обращаться с такими артефактами, а вместо этого обеспечивать безопасную утилизацию объектов или удаление асбеста из объекта, что позволит безопасно демонстрировать объект. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рейноса, Марк А. (1997). «Шлем М-1917» . Боевые каски США 20 века . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publ. ISBN 9780764303579 .
- ^ «Стальной шлем Броди, выкройка военного министерства» . Шлем Броди и его производные . 2015. Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ Сучу, Питер (2 февраля 2009 г.). «Первый современный стальной боевой шлем: французский «Адриан» » . Военный торговец . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ «Пехотные каски» . Военные головные уборы . Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года.
- ^ «Пейдж Хьюмса» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2006 года.
- ^ «Запись в Оксфордском биографическом индексе - Джон Броди» . Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Жестяная шляпа Броди » . www.buffalohistorygazette.net . Газета истории Буффало. 1 ноября 2010 года . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Лиддл, доктор Питер (2016), Великобритания и расширяющаяся война, 1915–1916: От Галлиполи до Соммы , Вооруженные силы с ручкой и мечом, ISBN 978-1-47386-717-8 (стр. 182)
- ^ Эдвардс, Нина (2013). Одет по-военному: униформа, гражданская одежда и атрибуты, 1914–1918 гг . Лондон: Таурис. п. 26. ISBN 9781780767079 .
- ^ Данстан, Саймон; Волстад, Рон (1984). Бронежилеты: военный бронежилет XX века . Лондон: Издательство Osprey. п. 5. ISBN 0-85045-569-3 .
- ^ Jump up to: а б Булл, Стивен; Крюк, Адам (2002). Окопная война Первой мировой войны (1): 1914–16 . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Osprey. стр. 10–11. ISBN 1-84176-197-4 .
- ^ Первая мировая война: Технология боевых шлемов - стальной шлем Броди.
- ^ Шеффилд, Гэри (2007). Война на Западном фронте: в окопах Первой мировой войны . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Osprey. п. 227. ИСБН 978-1-84603-210-3 .
- ^ Теннер, Эдвард и Эдвард Теннер. Наши собственные устройства: прошлое и будущее кузовных технологий . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2003, с. 251 [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Лондонские блиц-шлемы гражданской обороны» . Сайт Military-History.org . 2014 . Проверено 30 сентября 2015 г.
- ^ Стром, Кнут Эрик (1996). Армейская форма в нашем веке – иллюстрированный буклет . Мелкий шрифт Музея обороны №. 15 (на норвежском языке). Осло: Музей вооруженных сил . стр. 27–. ISBN 82-91218-11-0 .
- ^ Власть, стр. 39.
- ^ «О нас – МОТ» . МОТ . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ Брэйли, Мартин Дж. (2008), От жестяных шляп до композитных шлемов: Путеводитель для коллекционеров , Crowood Press, ISBN 978-1-84797-024-4 (стр. 58–60)
- ^ Великобритании Данные по инфляции индекса розничных цен основаны на данных Кларк, Грегори (2017). «Годовой ИРЦ и средний заработок в Великобритании с 1209 года по настоящее время (новая серия)» . Измерительная ценность . Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ Брейли, стр. 66–67.
- ^ «Шлем №1, Мк.II» . thebrodiehelmet.weebly.com . Коллекция ОКАД. Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Брейли, стр. 19–20.
- ^ Брейли, стр. 25–26.
- ^ "Mk.II. Новая Зеландия" . thebrodiehelmet.weebly.com . Коллекция ОКАД. Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Брейли, стр. 93–94.
- ^ «Шлем Mk.II. Южноафриканский» . thebrodiehelmet.weebly.com . Коллекция ОКАД. Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Брейли, стр. 112–113.
- ^ Бернс, Джудит (14 мая 2014 г.). «Шлемы и противогазы военного времени «опасны», говорят в школах» . Новости Би-би-си . Проверено 30 сентября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- "стальной шлем" [Steel helmet]. helm.at.ua (in Russian). 2015.
- «Англия» . Шлемы мировой войны: Справочник шлемов с 1915 года по наши дни... (на французском языке). 2015. Архивировано из оригинала 25 августа 2017 г. Проверено 30 сентября 2015 г.