Jump to content

выдан шлем

Послушайте эту статью

выдан шлем
Цветная фотография шлема Эмеса с серебряной маской в ​​форме человеческого лица и железным головным убором. Головной убор украшен диадемой из лаврового венка и розеткой, имеет центральный шарнир, удерживающий лицевую маску.
Шлем Эмеса
Материал Железо , серебро , золото
Масса 2,217 кг (4,89 фунта)
Созданный Начало I века нашей эры.
Обнаруженный 1936
Телль Абу Сабун , Хомс , Сирия
Текущее местоположение Национальный музей Дамаска

Шлем Эмеса (также известный как шлем Хомса ) — шлем римской кавалерии начала первого века нашей эры. Он состоит из железного головного убора и маски для лица, последняя из которых покрыта листом серебра и представляет собой индивидуальный портрет лица, вероятно, его владельца. украшения, некоторые из которых позолочены Головной убор украшают . Конфискованный сирийской полицией вскоре после того, как мародеры обнаружили его среди комплекса гробниц в современном городе Хомс в 1936 году, шлем был тщательно восстановлен в Британском музее и теперь находится в коллекции Национального музея Дамаска . Он выставлялся на международных выставках, хотя по состоянию на 2017 год из-за гражданской войны в Сирии наиболее ценные предметы, принадлежащие Национальному музею, спрятаны в подземных хранилищах.

Богато украшенный, но очень функциональный шлем, вероятно, предназначался как для парадов, так и для сражений. Его хрупкое покрытие слишком хрупко, чтобы его можно было использовать во время кавалерийских турниров , но толстый железный сердечник защитил бы от ударов и стрел. Узкие прорези для глаз с тремя маленькими отверстиями внизу, позволяющие смотреть вниз, зрение приносилось в жертву ради защиты; грубо вырезанные насечки под каждым глазом предполагают поспешно сделанную модификацию по необходимости.

Шлем был найден в гробнице рядом с памятником бывшему правителю Эмесы и, учитывая щедрость серебряно-золотого дизайна, вероятно, принадлежал члену элиты. Поскольку он создан по образцу тех шлемов, которые использовались на римских турнирах, даже если его никогда не носили, он мог быть подарен римским чиновником сирийскому генералу или, что более вероятно, изготовлен в Сирии по римскому образцу. Орнамент аканта в виде свитка , видимый на шее, напоминает тот, который использовался в сирийских храмах, предполагая, что шлем, возможно, был изготовлен в роскошных мастерских Антиохии .

Описание

[ редактировать ]
Черно-белая фотография шейного щитка шлема Эмеса, на которой показаны три слоя украшения: тор из листьев плюща, окаймленный шнурами вверху, гладкая серебряная часть посередине и украшение в виде завитка из аканта внизу.
Шейная защита шлема Emesa

Шлем Emesa изготовлен из железа и состоит из двух частей: головного убора и лицевой маски. [ 1 ] [ 2 ] Головной убор, включающий в себя шейный щиток, выполнен из цельного куска железа и дополнен украшениями. [ 3 ] К нему прикреплены серебряные украшения, некоторые из которых позолочены полностью или частично: диадема , круглая розетка на лбу , полоса металла, служащая гребнем, два наушника и декоративная пластина над шейным щитком. [ 3 ] Каждая защита ушей прикреплена тремя заклепками, верхняя и нижняя часть которых помогают удерживать диадему и декоративную пластину соответственно на головном уборе; края диадемы и пластины загнуты на железный сердечник для дополнительной поддержки. [ 3 ] Маска для лица подвешивается к головной части на центральном шарнире и крепится ремнями, соединяющими петлю под каждым ухом с соответствующими отверстиями в шейном ограждении. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Весь шлем, железный сердечник которого имеет толщину от 1 до 6 миллиметров, [ 4 ] весит 2,217 кг (4,89 фунта), из которых маска для лица составляет 982 г (2,16 фунта). [ 2 ] [ 3 ]

Головная часть сделана из железа, сейчас проржавевшего. [ 3 ] На вершине есть вмятина, [ 4 ] и показывает ржавое впечатление от того, что когда-то было тканой и, вероятно, разноцветной или узорчатой ​​тканью. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] От уха до уха вокруг лба проходит золочёная диадема в виде лаврового венка , [ 1 ] традиционный символ победы. [ 6 ] На каждой стороне находится тринадцать элементов, по три листа и две ягоды в каждом. [ 7 ] Листья обработаны репуссе , имеют сильный рельеф и почти прямые стенки. [ 7 ] Над центром диадемы находится розетка; на нем изображен цветок с двумя рядами по шесть лепестков в каждом и внешней каймой из бисера. [ 8 ] Отделка и внешний ряд лепестков выполнены из белого серебра, контрастируя с позолотой внутреннего ряда, фона и центральной заклепки, крепящей розетку к головке. [ 9 ] По середине головного убора от розетки до шейного щитка проходит узкая рифленая полоса, служащая гребнем, гладкого серебра с бисерными краями. [ 10 ] [ 11 ] Относительная простота и неполноценность ремесла, выраженные гербом и розеткой, могут отражать ремонт, сделанный на месте, вдали от роскошных мастерских Антиохии ; в отличие, например, от диадемы, фон розетки не был тщательно пробит, а сплющен трубчатым инструментом и теперь представляет собой серию колец. [ 12 ]

Черно-белая фотография золотой посмертной маски, напоминающей человеческое лицо.
Золотая погребальная маска из гробницы №1.

Расклешенный наружу для защиты плеч шейный щиток прикрыт декоративной пластиной, состоящей из трех горизонтальных узоров. [ 13 ] Вверху, над основанием черепа, большой тор из листьев плюща окаймлен шнурами; плющ позолочен, а шнуры — нет. [ 14 ] В середине гладкая и вогнутая переходная зона соответствует впадине шеи. [ 7 ] Внизу акант ринсо , или свиток , перемежается птицами и бабочками. [ 1 ] [ 7 ] Части нижнего орнамента позолочены. [ 8 ] придавая шлему со всеми его серебряными, золотыми и железными компонентами полихромный вид. [ 1 ] Наушники слегка ущемляют дизайн нижней части, что позволяет предположить, что они не создавались специально для шлема. [ 8 ]

Маска для лица сделана из железа и покрыта листом серебра. [ 7 ] Центральный шарнир, на котором он висит, состоит из трех частей: железной трубки, приваренной к внутренней головной части с внешней серебряной трубкой, серебряной трубки с надрезом, прикрепленной к лицевой маске, охватывающей первую часть, и штифта, проходящего через обе части. и имеет серебряную ручку на каждом конце. [ 14 ] Маска имеет форму человеческого лица. [ 7 ] Между губами и в качестве ноздрей сверлятся отверстия; у каждого глаза есть узкая щель с тремя отверстиями в виде трилистника , двумя круглыми отверстиями снаружи и отверстием в форме сердца посередине, под каждым глазом, чтобы обеспечить больший диапазон обзора. [ 1 ] [ 15 ] [ 7 ] Очевидно, этого было недостаточно, поскольку в каждом из отверстий в форме сердца была вырезана небольшая и элементарная выемка, чтобы улучшить зрение владельца. [ 16 ] Толщина маски составляет примерно 2 миллиметра, из которых серебро, которое загибается по краям и каждому отверстию для крепления маски к утюгу, составляет от 0,25 до 0,5 миллиметра. [ 7 ]

Отличительные особенности покрывает маска для лица. [ 1 ] [ 17 ] Нос длинный и мясистый, с заметной горбинкой, простирается высоко между глазами. [ 1 ] [ 17 ] Скулы низкие, но выдающиеся, [ 1 ] [ 17 ] а маленький рот, опущенный в зловещую сторону, обнажает толстую нижнюю губу. [ 1 ] Другие черты лица — глаза, брови и подбородок — более условны. [ 1 ] [ 17 ] Отличительные особенности позволяют предположить, что производитель шлема Emesa попытался воплотить в шлеме некоторые индивидуальные характеристики лица владельца. [ 1 ] [ 18 ]

Шлем Emesa очень функционален и, вероятно, создавался как для парадов, так и для сражений. [ 19 ] [ 15 ] Он толстый и тяжелый, что обеспечило бы защиту от сильных ударов или стрел. [ 20 ] [ 15 ] первый из которых мог стать причиной вмятины на головном уборе. [ 4 ] Исключительно узкие прорези для глаз также указывают на заботу об усилении защиты; [ 20 ] [ 15 ] грубое увеличение отверстий под ними, вероятно, является следствием чрезвычайной ситуации, требующей лучшего поля зрения. [ 16 ] Несмотря на то, что шлем классифицируется как кавалерийский спортивный шлем, который носят на конных представлениях и турнирах, известный как гимназия хиппика , маловероятно, что он использовался на таких мероприятиях. [ 21 ] Турнирные шлемы были прочными и изготовлены без изящества, чтобы выдержать суровые условия соревнований невредимыми. [ 22 ] Напротив, изящный орнамент шлема Эмеса можно было легко повредить, что позволяет предположить, что такому риску он мог подвергнуться только в исключительных обстоятельствах боя. [ 22 ]

Открытие

[ редактировать ]
Черно-белая фотография круглого золотого диска с головой и волосами Медузы в центре.
Одно из шести украшений Медузы из саркофага 1 гробницы.

Шлем был обнаружен мародерами в августе 1936 года. [ 23 ] в современном городе Хомс . [ 24 ] Известный как Эмеса в начале первого века нашей эры, город находился на восточной окраине Римской империи и управлялся династией Эмесен , клиентским королевством римлян. [ 25 ] Почти 2000 лет спустя мародеры, проводя раскопки возле бывшего памятника Сампсицерамусу, обнаружили комплекс богатых гробниц и убрали погребальный инвентарь . [ 24 ] Их грабежи были раскрыты потому, что маленькие золотые бляшки, украшавшие погребальный саван тела в гробнице 11, отслаивались при потревожении. [ 24 ] На следующее утро дети заметили эти золотые хлопья, смешанные с землей, и принесли их на базар , где это привлекло внимание полиции; в конечном итоге это привело к аресту грабителей и конфискации могил. [ 24 ] Затем предметы, включая шлем, были переданы в государственную коллекцию эмиром Джафаром Абд эль-Кадером, куратором Национального музея Дамаска. [ 26 ] — даже тогда, когда купцы, стремясь извлечь выгоду из этих историй, продавали современные подделки и несвязанные с ними древние предметы, которые, как говорят, пришли из гробниц Эмесы. [ 23 ]

Быстрое вмешательство Эль-Кадера, который исследовал находки и допросил грабителей, позволило восстановить и хорошо понять находки. [ 23 ] Он также руководил дальнейшими раскопками, как и французские археологи Даниэль Шлюмберже и Анри Сейриг . [ 23 ] Гробница, в которой был найден шлем, обозначенная как гробница номер 1 из 22 в комплексе, представляла собой ямчатую могилу с двумя камерами: верхней и нижней. [ 27 ] В нижней камере, представляющей собой настоящую гробницу, пол был из земли, а стены — из камня; его размеры составляли 2,2 на 1,25 м (7 футов 3 дюйма на 4 фута 1 дюйм) и высоту 1,72 м (5 футов 8 дюймов). [ 28 ] От пяти до семи эродированных базальтовых балок было помещено над отверстием, соединяющим нижнюю камеру с верхней, которое затем было засыпано до уровня поверхности. [ 29 ]

Гробница 1 включала богатый ассортимент предметов. [ 28 ] Помимо шлема, в нем находилась золотая погребальная маска ; золотой и бирюзовый браслет; богато украшенное золотое кольцо с рельефным королевским бюстом; золотое кольцо сердоликом с ; золотая аппликация с головой овцы и головой птицы; звездчатая малоберцовая кость ; золотой крючок; маленький золотой язычок; наконечник копья, украшенный золотом; серебряная ваза; и треугольник из стекла. [ 29 ] Мародеры, возможно, ошиблись, приписав гробнице 19 золотых бляшек, поскольку они, казалось бы, были идентичны пластинкам из гробницы 11. [ 30 ] Среди украшений саркофага были фрагментарные серебряные кольца; 22 золотых листа в репуссе; шесть масок Медузы ; четыре прямоугольника, украшенные львом; четыре победы ; и восемь бюстов Аполлона . [ 29 ] По словам Мохаммеда Мограби, разграбившего гробницу №1, шлем был найден рядом с черепом. [ 29 ]

Реставрация

[ редактировать ]
Обложка выпуска The Illustrated London news от 30 апреля 1955 года, черно-белая, с фотографией правой стороны шлема Emesa, занимающей более половины страницы, под которой находится небольшая фотография лицевой стороны и фотография несколько абзацев текста
Обложка журнала The Illustrated London News от 30 апреля 1955 года , выпущенного вскоре после реставрации шлема.

После своего открытия шлем Эмеса претерпел несколько неудачных реставраций. [ 31 ] Основной проблемой было окисление железного сердечника, в результате чего на серебряном покрытии образовались вздутия и трещины. [ 32 ] Сразу после обнаружения шлем был отправлен в Париж на реставрацию компанией «MM. André père et fils»; были проведены лишь легкие работы из-за надежды, что сирийский климат поможет замедлить скорость окисления, а также из-за ограниченности средств, но шлем продолжал портиться. [ 32 ] К 1952 году шлем был описан как значительно более поврежденный, чем при раскопках, и нуждающийся в срочной дальнейшей работе. [ 32 ] В конце концов его перевезли в Британский музей , где окончательная реставрация была завершена в 1955 году. [ 33 ] Это сделал Герберт Мэрион , [ 31 ] кто в 1946 году [ 34 ] [ 35 ] реконструировал англосаксонский шлем Саттон Ху . [ 36 ] В 1956 году отчет об этом процессе опубликовал Гарольд Плендерлейт , хранитель исследовательской лаборатории музея. [ 37 ] Экспертиза показала, что серебро хрупкое, с трещинами, заполненными темным стопорящим веществом. [ 4 ] Железо за лицевой маской заржавело, что создало дополнительную нагрузку на серебро и привело к раскрытию трещин на целых 4 миллиметра (0,16 дюйма). [ 4 ] Поэтому лицевую маску, удерживавшуюся на проволоке, поскольку шарнир отсоединился, пришлось снять со шлема, чтобы над ней можно было работать. [ 38 ]

Ржавое железо было вырезано из задней части маски вокруг рта и челюсти, где искажения были наибольшими. [ 39 ] Чтобы укрепить серебро настолько, чтобы с ним можно было манипулировать, маску поместили в электрическую печь и температуру подняли до 310 ° C (590 ° F) в течение трех часов; затем почерневшую ржавчину удалили, протерев маску 9%-ной щавелевой кислотой , а затем снова нагрели ее при 600 °C (1112 °F) в течение восемнадцати часов и при 650 °C (1202 °F) в течение тринадцати часов. [ 39 ] Затем серебро снова очистили с обеих сторон, временно припаяв серебряную марлю к трещинам сзади, чтобы можно было протереть переднюю часть. [ 39 ] Марлю сняли, серебром поработали, чтобы закрыть трещины, и на постоянной основе установили новую марлю с помощью мягкого припоя . [ 40 ] Тонкие линии припоя, проступающие сквозь закрытые трещины, были скрыты слоем нанесенного серебра. [ 41 ] Наконец, утюг, который был снят, чтобы обнажить обратную сторону серебра, был очищен и установлен обратно на место. [ 41 ] Хотя несколько трещин оставались видимыми выше на лицевой маске, они были закрыты, поскольку железо за ними было исправным и не оказывало давления, но для восстановления его необходимо было удалить. [ 41 ]

Отображать

[ редактировать ]
Цветная фотография шлема Неймегена, который, как и шлем Эмеса, серебряный и имеет маску в форме человеческого лица. Он висит на центральной петле на налобной ленте, украшенной пятью поднятыми бюстами: тремя женскими фигурами и двумя мужскими фигурами.
Неймегенский шлем также относят к кавалерийским спортивным шлемам.

После реставрации в Британском музее шлем был выставлен в галерее короля Эдуарда в качестве месячного кредита с 25 апреля 1955 года, а затем возвращен в Дамаск. [ 33 ] [ 42 ] [ 43 ] С 1999 по 2002 год шлем был частью передвижной выставки « Сирия: Земля цивилизаций » с остановками в Швейцарии, Канаде и США. [ 43 ] В 2017 году Национальный музей вновь открылся после закрытия во время гражданской войны в Сирии , но наиболее ценные предметы все еще спрятаны в подземных хранилищах. [ 44 ]

Типология

[ редактировать ]

Шлем датирован первой половиной первого века нашей эры на основании стиля акантового свитка на задней части шлема и других предметов, найденных вместе со шлемом и в близлежащих гробницах. [ 45 ] [ 46 ] Это самый ранний известный римский шлем с лицевой маской, который в общих чертах классифицируется как спортивный кавалерийский шлем типа D, согласно типологии, предложенной Х. Расселом Робинсоном . [ 10 ] Шлемы типа D характеризуются одним горизонтальным шарниром, прикрепляющим лицевую маску к головному убору, а также головными частями, украшенными в виде шлемов. [ 47 ] [ примечание 1 ] Существует несколько примеров типа D, таких как шлем Неймегена , но в отличие от них, шлем Эмеса, вероятно, никогда не предназначался для спортивного использования. [ 49 ] Вместо этого он мог быть подарен римским чиновником генералу правящей семьи Эмесы или изготовлен в Сирии по подобию шлемов, которые видели во время римских турниров. [ 45 ] [ 50 ] [ 21 ] Последнее обстоятельство считается более вероятным, поскольку орнамент из аканта напоминает орнамент сирийских храмов. [ 51 ] Таким образом, шлем мог быть заказан в мастерских Антиохии, известных своей роскошью. [ 51 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это контрастирует, например, со шлемами типа C, на которых изображены идеалистически молодые лица и головные уборы с волнистыми волосами. [ 48 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Сейриг 1952а , с. 67.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Сейриг 1952б , с. 101.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сейриг 1952c , с. 210.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Плендерлейт 1956 , с. 226.
  5. ^ Бартман 2005 , с. 99 и №2.
  6. ^ Бартман 2005 , с. 110.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сейриг 1952c , с. 211.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Сейриг 1952c , с. 212.
  9. ^ Сейриг 1952c , стр. 212–213.
  10. ^ Перейти обратно: а б Робинсон 1975 , стр. 121–122.
  11. ^ Сейриг 1952c , стр. 210, 212–213.
  12. ^ Сейриг 1952c , стр. 212–213, 227, № 2.
  13. ^ Сейриг 1952c , стр. 210–211.
  14. ^ Перейти обратно: а б Сейриг 1952c , стр. 211–212.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Сейриг 1952б , с. 102.
  16. ^ Перейти обратно: а б Плендерлейт, 1956 , стр. 228–229.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Сейриг 1952б , с. 107.
  18. ^ Сейриг 1952b , стр. 107–108.
  19. ^ Сейриг 1952a , стр. 67–69.
  20. ^ Перейти обратно: а б Сейриг 1952а , стр. 67–68.
  21. ^ Перейти обратно: а б Робинсон 1975 , с. 122.
  22. ^ Перейти обратно: а б Сейриг 1952б , с. 105.
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Сейриг 1952c , с. 205.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Сейриг 1952а , с. 66.
  25. ^ Конрад 2017 , стр. 263–264.
  26. ^ Сейриг 1952a , стр. 66–67.
  27. ^ Сейриг 1952c , стр. 205–208.
  28. ^ Перейти обратно: а б Сейриг 1952c , стр. 207–208.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Сейриг 1952c , с. 208.
  30. ^ Сейриг 1952c , стр. 208, 244–245.
  31. ^ Перейти обратно: а б Хьюи, 1962 , стр. 1–2.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Сейриг 1952c , с. 213.
  33. ^ Перейти обратно: а б Иллюстрированные лондонские новости , 1955а .
  34. ^ Брюс-Митфорд 1946 , стр. 2–4.
  35. ^ Мартин-Кларк 1947 , с. 63 п.19.
  36. ^ Мэрион 1947 .
  37. ^ Плендерлейт 1956 .
  38. ^ Плендерлейт 1956 , стр. 226–227.
  39. ^ Перейти обратно: а б с Плендерлейт 1956 , с. 227.
  40. ^ Плендерлейт 1956 , стр. 227–228.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Плендерлейт 1956 , с. 228.
  42. ^ Иллюстрированные лондонские новости 1955b .
  43. ^ Перейти обратно: а б Фортин 1999 , с. 113.
  44. ^ Общественное радио Армении, 2017 .
  45. ^ Перейти обратно: а б Сейриг 1952а , с. 69.
  46. ^ Сейриг 1952b , стр. 105–106.
  47. ^ Робинсон 1975 , с. 118.
  48. ^ Робинсон 1975 , с. 115.
  49. ^ Робинсон 1975 , стр. 118–122.
  50. ^ Сейриг 1952b , стр. 106–107.
  51. ^ Перейти обратно: а б Сейриг 1952б , с. 106.
  52. ^ Сейриг 1952c , с. 204.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бартман, Элизабет (2005). «Лицо битвы». Журнал римской археологии . 18 : 99–119. дои : 10.1017/S1047759400007236 . S2CID   160605551 . Значок закрытого доступа
  • Брюс-Митфорд, Руперт (сентябрь 1946 г.). «Захоронение корабля в Саттон-Ху». Восточно-английский журнал . 6 (1): 2–9, 43. ISSN   0012-8392 .
  • Фортен, Мишель (1999). Сирия: Земля цивилизаций . Перевод Маколея, Джейн. Квебек: Музей цивилизации. ISBN  978-2-7619-1521-2 .
  • Хьюи, Артур Д. (22 марта 1962 г.). «Зеркала не отражают энтузиазм» . Канзас-Сити Таймс . Том. 125, нет. 70. Канзас-Сити, Миссури. стр. 1–2 . Архивировано из оригинала 27 декабря 2021 года — на Newspapers.com . Значок бесплатного доступа
  • Конрад, Микаэла (2017). «Короли-клиенты Эмесы: исследование местной идентичности на римском Востоке» . Сирия . 94 (94): 261–295. дои : 10.4000/syria.5703 . S2CID   158751776 .
  • «Великолепный шлем из серебра и железа - портрет сирийского королевского генерала времен распятия: недавно отреставрированный и теперь выставленный во временное пользование в Британском музее». Иллюстрированные лондонские новости . № 6, 054. 27 августа 1955. с. 769.
  • Мартин-Кларк, Д. Элизабет (1947). Культура раннеанглосаксонской Англии . Балтимор: Johns Hopkins Press. OCLC   564687250 .
  • Мэрион, Герберт (сентябрь 1947 г.). «Шлем Саттон-Ху». Античность . XXI (83): 137–144. дои : 10.1017/S0003598X00016598 . S2CID   163948719 . Значок закрытого доступа
  • «Национальный музей Дамаска снова открывается» . Общественное радио Армении . 2 августа 2017 г. Проверено 6 января 2018 года . Значок бесплатного доступа
  • Плендерлейт, HJ (1956). «Серебро: Реставрация шлема Эмеса» . Сохранение древностей и произведений искусства: лечение, ремонт и реставрация . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 226–229.
  • «Портрет и доспехи сирийского королевского генерала: великолепный серебряный и железный шлем времени распятия». Добавка. Иллюстрированные лондонские новости . № 6, 071. 27 августа 1955. с. iii.
  • Робинсон, Х. Рассел (1975). Доспехи императорского Рима . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN  978-0-684-13956-2 .
  • Сейриг, Анри (июнь 1952а). «Шлем от Эмисы». Археология . 5 (2): 66–69. JSTOR   41663047 . Значок закрытого доступа
  • Сейриг, Анри (1952b). «Шлем Эмесы». Археологические анналы Сирии . II (1–2): 101–108. (на французском языке)
  • Сейриг, Анри (1952c). «Сирийские древности 53: Древности некрополя Эмеса (1 ре party)» . Сирия . XXIX (3–4): 204–250. doi : syria.1952.4788 . JSTOR   4390311. 10.3406 / Архивировано из оригинала 2 мая 2019 года . Проверено 14 января 2019 года . (на французском языке) Значок бесплатного доступа
Послушайте эту статью ( 15 минут )
Продолжительность: 15 минут 29 секунд.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 21 марта 2019 г. ( 21 марта 2019 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 058d2afa48f9548187264bbd8271715c__1715685180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/5c/058d2afa48f9548187264bbd8271715c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emesa helmet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)