Грендель

Грендель — персонаж англосаксонской эпической поэмы «Беовульф» (700–1000 гг. н.э.). поэмы Он один из трёх антагонистов (вместе со своей матерью и драконом ), которые выступают против главного героя Беовульфа . Его называют одновременно эотэном и тирсом , типами существ из более широкой германской мифологии . Его также описывают как потомка библейского Каина и «порождения тьмы, изгнанного из счастья и проклятого Богом, разрушителя и пожирателя человеческого рода». [1] Обычно его изображают как монстра или гиганта , хотя его статус монстра, гиганта или другой формы сверхъестественного существа четко не описан в стихотворении и поэтому остается предметом научных дискуссий. Характер Гренделя и его роль в истории Беовульфа подвергались многочисленным переосмыслениям и переосмыслениям. Гренделя боятся все в Хеороте, кроме Беовульфа, который убивает его и его мать.
История
[ редактировать ]
Грендель — фигура в поэме «Беовульф», сохранившейся в Кодексе Ноуэлла . [2] Грендель, проклятый как потомок библейского Каина , вместе с эльфами и другими эотэнами , «терзается» звуками пения, доносящимися каждую ночь из медового зала Хеорота, построенного королем Хродгаром . Не в силах больше терпеть, он нападает на Хеорота. Грендель продолжает атаковать Зал каждую ночь в течение двенадцати лет, убивая его жителей и делая этот великолепный медовый зал непригодным для использования. В дополнение к своему чудовищному описанию поэт подробно описывает, как Грендель поедает людей, которых убивает, «теперь, когда он может надеяться наеться досыта». [1]
Беовульф узнает об этих нападениях и покидает свою родину геатов, чтобы уничтожить Гренделя. Его тепло приветствует король Хродгар, который устраивает в честь праздника банкет. После этого Беовульф и его воины ночуют в медовом зале, ожидая неизбежного нападения. Грендель какое-то время вышагивает снаружи здания, шпионя за воинами внутри. Затем он совершает внезапную атаку, выламывая дверь кулаками и продолжая идти через вход. Первый воин, которого находит Грендель, все еще спит, поэтому он хватает человека и пожирает его. Грендель хватает второго воина, но потрясен, когда воин с устрашающей силой хватает его в ответ. Когда Грендель пытается выйти из боя, читатель обнаруживает, что Беовульф и есть второй воин. Беовульф не использует в этой битве ни оружия, ни доспехов. Он также не полагается на своих товарищей и не нуждается в них. Он верит, что Бог дал ему силы победить Гренделя, которого он считает противником Бога. [3] Беовульф отрывает Гренделю руку, смертельно ранив существо. Грендель убегает, но умирает в своем болотном логове. Там Беовульф позже вступает в жестокую битву с матерью Гренделя в просторе, над которой он одерживает победу с помощью найденного там меча. После ее смерти Беовульф находит труп Гренделя и отрывает его голову, которую сохраняет как трофей. Затем Беовульф возвращается на поверхность к своим людям в «девятый час». [4] Он возвращается в Хеорот, где благодарный Хродгар осыпает его подарками. [5]
Повествовательная роль
[ редактировать ]Толкин утверждает важность роли Гренделя в стихотворении как «в высшей степени подходящего начала», которое готовит почву для битвы Беовульфа с драконом: «Триумф над меньшим и более близким к человеку отменяется поражением перед более старым и более элементарным». Толкин утверждает, что «злые духи приняли видимую форму» в персонажах Гренделя и дракона; однако внимание автора сосредоточено на Беовульфе. [6] Эссе Толкина было первой научной работой, в которой англосаксонская литература серьезно рассматривалась с точки зрения ее литературных достоинств – не только ради изучения происхождения английского языка или того, какую историческую информацию можно было почерпнуть из текста, как это было принято в 19 век. [7]
Личность и физическое описание
[ редактировать ]Описание в стихотворении
[ редактировать ]В течение десятилетий после эссе Толкина точное описание Гренделя обсуждалось учеными. Действительно, поскольку его точная внешность никогда не описывалась непосредственно на древнеанглийском языке оригинальным поэтом Беовульфа , часть споров вращается вокруг того, что известно, а именно его происхождения от библейского Каина (первого убийцы в Библии ). Гренделя называют счадугенгой – «теневым ходоком», другими словами «ночником» – учитывая, что монстр неоднократно описывался как находящийся в покрове тьмы. [8] [9]
После смерти Гренделя Хродгар описывает его как человека по форме, хотя и гораздо крупнее:
Старый английский текст [10] | Толкина перевод [11] | |
---|---|---|
|
|
Бестелесная голова Гренделя также настолько велика, что для ее транспортировки требуется четыре человека. Более того, при осмотре оторванной руки Гренделя выяснилось, что она покрыта непроницаемой чешуей и роговыми наростами. [12]
Старый английский текст [13] | Хини перевод [12] | |
---|---|---|
|
|
Связь с библейскими традициями
[ редактировать ]Некоторые ученые связывают происхождение Гренделя от Каина с монстрами и гигантами традиции Каина . [14] Альфред Баммесгербер внимательно смотрит на строку 1266, где говорится, что предками Гренделя являются «незаконнорожденные духи». [15] которое исходило от Каина после того, как он был проклят. Он утверждает, что слово на древнеанглийском geosceaftgasta следует переводить как «великое прежнее творение духов». [16]
Связь с более широкими германскими традициями
[ редактировать ]Идентичность как эотэн
[ редактировать ]В 1936 году в книге Дж. Р. Р. Толкина « Беовульф: Монстры и критики» обсуждались Грендель и дракон в «Беовульфе» . Толкин указывает, что, хотя Грендель является потомком библейского Каина, его «невозможно отделить от существ северных мифов». Он отмечает, что Каин представлен как предок таких существ, как эотенас и илфе , которых он приравнивает к их древнескандинавским родственникам йотнар и альфар . Далее он утверждает, что это смешение традиций является преднамеренным и наблюдается на протяжении всего стихотворения в целом. [17] В частности, Грендель описывается как эотен и þyrs , родственные древнескандинавскому слову : jötunn и þurs соответственно; Было высказано предположение, что поэт и зрители стихотворения считали Гренделя принадлежащим к той же группе существ, что и йотнар скандинавской традиции . [18] Хотя йотнары в древнескандинавских источниках очень разнообразны, не имеют единого внешнего вида и их лучше всего рассматривать как социальную группу, были выявлены некоторые широко распространенные черты, такие как жизнь на периферии мира, вне общества. [19] [20] Как в древнескандинавских, так и в древнеанглийских источниках границы между сферами человечества и сферами сверхъестественных существ часто отмечаются водой, например, реками или поверхностью озер . [21] [22] Это особенно согласуется с изображением Гренделя живущим на болотах и Максимами II , в которых болота определяются как характерное место обитания тирсаса . [22] [21] [23]
Другой
[ редактировать ]Кэтрин О'Киф предположила, что Грендель похож на берсерка из-за многочисленных ассоциаций, указывающих на эту возможность. [24]
Соня Р. Дженсен приводит доводы в пользу отождествления Гренделя и Агнара, сына Ингельда, и предполагает, что рассказ о первых двух монстрах на самом деле является рассказом об Ингельде, упомянутом Алкуином в 790-х годах. ) разрубил его пополам Сказание об Агнаре рассказывает, как воин Бёдвар Бьярки ( Воинственный Медвежонок , и как он умер «с раскрывшимися в улыбке губами». Таким образом, одной из основных параллелей между Агнаром и Гренделем может быть то, что имя монстра из стихотворения, возможно, состоит из комбинации слов грен и дэлан . Поэт, возможно, подчеркивает своей аудитории, что Грендель «умер со смеху» или что он был грен-даэлем [ред] или «усмешкой-разделенным [ред]» после того, как Беовульф оторвал ему руку у плеча, чье имя означает пчела-волк или медведь . [25]
Другие интерпретации и обсуждения
[ редактировать ]Питер Дикинсон (1979) утверждал, что, поскольку предполагаемое различие между человеком и зверем во время написания стихотворения было просто двуногим человеком , данное описание человекоподобия Гренделя не обязательно подразумевает, что Грендель должен быть гуманоидом, идя вплоть до утверждения, что Грендель легко мог быть двуногим драконом. [26]
Другие ученые, такие как Шерман Кун (1979), подвергли сомнению описание Гренделя как монстра, заявив:
Есть пять спорных случаев āglģca [три из которых находятся в «Беовульфе» , строки] 649, 1269, 1512… В первом… референтом может быть либо Беовульф, либо Грендель. Если бы поэт и его аудитория чувствовали, что это слово имеет два значения – чудовище и герой , – двусмысленность была бы неприятной; но если бы под аглакой они понимали бойца , двусмысленность не имела бы большого значения, поскольку битва была предназначена как для Беовульфа, так и для Гренделя, и оба были жестокими бойцами (216–217).
Топонимы
[ редактировать ]Грендель, вероятно, присутствует в английских топонимах, относящихся к англосаксонскому периоду, таких как grendeles pytt («яма Гренделя»), grendles mere («просто Гренделя») и gryndeles syllen («болото Гренделя»). Далее было отмечено, что эти места часто находятся поблизости или находятся в водоемах, таких как озера и болота, или в других местах вдали от человеческого жилья. [27]
Изображения
[ редактировать ]Грендель появляется во многих других произведениях культуры .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Джонс 1972 , с. 12.
- ^ Хини 2012 .
- ^ Николсон 1963 , с. 236.
- ^ Джордж 1997 , с. 123.
- ^ Беовульф (OE) , Станцы 1651-1793.
- ^ Толкин 1936 , с. 128.
- ^ Толкин 2014 .
- ^ Торп 1855 , с. 48.
- ^ Хейн 2018 , стр. 129, 228, 298.
- ^ Беовульф (OE) , Станцы 37 и 38.
- ^ Толкин 2014 , с. 52, Стансы 1128–1131.
- ^ Jump up to: а б Хини 2012 , Стансы 983–989.
- ^ Беовульф (OE) , Станца 985 и 990.
- ^ Уильямс 1982 .
- ^ Хини 2012 , стр. 41–108.
- ^ Баммесбергер 2008 , стр. 257–260.
- ^ Толкин 1936 , с. 11.
- ^ Моникандер 2006 , стр. 145–146.
- ^ Якобссон 2006 .
- ^ Хайде 2014 .
- ^ Jump up to: а б Сэмпл 2010 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Моникандер 2006 , с. 146.
- ^ Абрам 2019 .
- ^ О'Киф 1981 , стр. 484–485.
- ^ Дженсен 1998 .
- ^ Дикинсон и Андерсон 1979 .
- ^ Ленеган 2022 .
Библиография
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- Джордж, Джек (1997). Беовульф: студенческое издание .
- Хини, Симус (2012). Беовульф (9-е изд.). Нью-Йорк: Нортон. стр. 41–108. ISBN 978-0-393-91249-4 .
- Хейне, Мориц (2018). Беовульф . Франклин Классика. ISBN 978-0341833826 .
- Торп, Бенджамин (1855). Англосаксонские поэмы «Беовульф», «Скоп или рассказ Глимана» и «Битва при Финнесбурге»; с дословным переводом, примечаниями, глоссарием и т.п. Оксфорд Паркер.
- Слэйд, Бенджамин. «Беовульф» . heorot.dk . Проверено 2 июля 2023 г.
вторичный
[ редактировать ]- Абрам, Кристофер (20 декабря 2019 г.). «Дома на болотах с Гренделькином». Встреча с Беовульфом . Издательство Манчестерского университета. стр. 120–144. ISBN 978-1-5261-3644-2 .
- Баммесбергер, А. (1 июля 2008 г.). «Происхождение Гренделя» . Примечания и запросы . 55 (3): 257–260. дои : 10.1093/notesj/gjn112 . ISSN 0029-3970 .
- Дикинсон, Питер; Андерсон, Уэйн (1979). Полет драконов (Первое изд. в США). Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 0060110740 .
- Хайде, Эльдар (2014). «Противоречивая космология в древнескандинавских мифах и религии – но все же система?» . Маал ог Минне (на норвежском языке). 106 (1). ISSN 1890-5455 . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Якобссон, Арманн (2006). « Где живут великаны » ? Архив для скандинавской филологии . 121 : 101–112 . Проверено 6 мая 2022 г.
- Дженсен, СР (1998). Беовульф и чудовища . Сидней: ARRC.
- Джонс, Гвин (1972). Короли, звери и герои . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-215181-9 .
- Ленеган, Фрэнсис (апрель 2022 г.). «Беовульф и охота» . Гуманитарные науки . 11 (2): 36. дои : 10.3390/h11020036 . ISSN 2076-0787 .
- Моникандер, Энн (28 декабря 2006 г.). «Сталкеры и преследующие лошади жертвоприношения лошадей как пограничная деятельность в раннем железном веке» . Современная шведская археология . 14 : 143–158. дои : 10.37718/CSA.2006.07 . ISSN 2002-3901 . S2CID 193724505 .
- Николсон, Льюис Э. (1963). Антология критики Беовульфа . Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.
- О'Киф, Кэтрин О'Брайан (1981). «Беовульф, строки 702b-836: Преобразования и пределы человека» . Техасские исследования в области литературы и языка . 23 (4): 484–494. ISSN 0040-4691 . JSTOR 40754660 .
- Семпл, Сара (2010). «Глава 2. На открытом воздухе» . Сигналы веры в ранней Англии: новый взгляд на англосаксонское язычество . Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-395-4 . JSTOR j.ctt1cd0nf9.9 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1936). « Беовульф : Монстры и критики» (PDF) . Труды Британской академии . 22 : 245–295.
- Толкин, JRR (2014). Беовульф: перевод и комментарии . Лондон: Харпер Коллинз. ISBN 9780007590070 .
- Уильямс, Дэвид (1982). Каин и Беовульф: исследование светской аллегории . Торонто: Издательство Университета Торонто . ISBN 978-0802055194 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Гренделем, на Викискладе?